Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РАДИКАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ'

МЕХАНИЗМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РАДИКАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
180
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИКАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ЭТАПЫ ВЕРБОВКИ НЕОФИТОВ / RADICAL IDEOLOGY / STAGES OF RECRUITMENT OF NEOPHYTES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каримова Гульмира Хасановна

В статье раскрываются основные этапы процесса вовлечения неофитов в международные террористические организации. Алгоритм вербовки предполагает применение способов и приемов манипулирования сознанием личности по разрушению у нее критического мышления и, как результат, смена идентификации и закрепление новой системы ценностей. Знание механизма рекрутинга террористическими структурами позволит устранить условия для распространения деструктивной религиозной идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Каримова Гульмира Хасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF THE SPREAD OF RADICAL IDEOLOGY

The article deals with the basic stages of the process of involving neophytes in international terrorist organizations. The recruitment algorithm assumes the using of methods and techniques for manipulating the consciousness of the individual for destroy critical thinking and as the result is of the change identification and reinforcement of a new system of values. Knowledge of the mechanism of recruitment by terrorist structures can eliminate the conditions for the prevalence of destructive religious ideology.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РАДИКАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ»

Механизм распространения радикальной идеологии

ГУЛЬМИРА ХАСАНОВНА КАРИМОВА,

кандидат философских наук, доцент, профессор, факультет антитеррористической подготовки, Академия Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются основные этапы процесса вовлечения неофитов в международные террористические организации. Алгоритм вербовки предполагает применение способов и приемов манипулирования сознанием личности по разрушению у нее критического мышления и, как результат, смена идентификации и закрепление новой системы ценностей. Знание механизма рекрутинга террористическими структурами позволит устранить условия для распространения деструктивной религиозной идеологии. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: радикальная идеология; этапы вербовки неофитов

The mechanism of the spread of radical ideology

GULMIRA KHASANOVNA KARIMOVA,

Candidate of philosophical science, associate Professor, Professor, Faculty of anti-terrorist training, Academy of the National Security Committee of the Republic of Kazakhstan,

ANNOTATION

The article deals with the basic stages of the process of involving neophytes in international terrorist organizations. The recruitment algorithm assumes the using of methods and techniques for manipulating the consciousness of the individual for destroy critical thinking and as the result is of the change identification and reinforcement of a new system of values. Knowledge of the mechanism of recruitment by terrorist structures can eliminate the conditions for the prevalence of destructive religious ideology.

KEYWORDS: radical ideology; stages of recruitment of neophytes

37-й президент США Ричард Никсон во время одного из своих выступлений сказал, что считает 1 доллар, вложенный в пропаганду и информацию, более ценным, чем 10 долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно [1]. И если в традиционных войнах количество жертв поддается статистике, то в информационной - нет, поскольку такая война ведется латентно, при этом основной удар направлен

на духовную сферу человека, на его мировоззрение.

Умение вести идеологическую работу -один из опаснейших аспектов терроризма в современных условиях. Идеологи, активно занимаясь пропагандой, оперативно адаптируются к меняющейся ситуации, эффективно используют реальные проблемы современного общества, международные и внутренние конфликты и кризисы.

В этом ракурсе терроризм можно рассматривать как разновидность гибридной войны,

значимым атрибутом которой является информационно-психологическое воздействие, заключающееся во влиянии на массовое сознание, на деформацию эмоционально-волевых качеств личности и, как результат, побуждению индивида к осуществлению экстремистской и террористической деятельности.

В соответствии с казахстанским законодательством, а именно п. 18 ст. 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии терроризму» под пропагандой идей терроризма понимается «распространение террористических материалов, в том числе с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций» [2].

Террористические организации активно используют сеть «Интернет», уже давно ставшую одним из основных каналов распространения идеологии терроризма. В то же время на территории Республики Казахстан фиксируется распространение радикальной идеологии среди верующих-мусульман в мечетях посредством печатных изданий и мультимедийных носителей.

В результате массированной пропаганды, начиная с 2013 г. и по настоящее время, в казахстанском обществе наблюдается рост числа приверженцев радикальной идеологии. Для пропаганды радикальной идеологии террора и религиозного экстремизма развернута широкомасштабная пропагандистская деятельность, прежде всего в молодежной среде, направленная на обеспечение поддержки террористов среди части населения и вовлечение в террористические организации новых членов.

В целях продвижения деструктивной идеологии лидеры террористических организаций активно используют не только возможности информационных ресурсов, но и основные технологии воздействия на индивидуальное сознание.

Международная террористическая организация «Исламское государство» (запрещена

на территории Республики Казахстан) разработала механизм для вовлечения в свои ряды неофитов, в основе которого лежат способы и приемы манипулирования сознанием людей и информационного влияния с учетом знания психологических особенностей возрастных групп и групповых процессов.

Процесс вербовки распределен поэтапно:

• знакомство и выбор;

• сближение (подбор подходов);

• пробуждение Иман (веры);

• укрепление идеологии;

• создание религиозной группы.

На первом этапе задача «вербовщика» -познакомиться с максимально большим количеством людей и отобрать из них двух-трех наиболее подходящих кандидатов. При этом работа заключается в поиске лиц, которые по своим национальным, религиозным, культурным и другим особенностям близки вербовщику, а значит, и понятны. Знание национальных, мотивационных, религиозных, идеологических особенностей, наличие родственных, половозрастных, профессиональных и других связей значительно упрощает процесс установлению контакта и способствует более быстрому нахождению «ключа» к будущему неофиту.

Среди основных характеристик, наличие которых в кандидате «желательно», - религиозность, молодость, изолированность. Выбор такого рода людей неслучаен, поскольку благодаря психофизиологическим особенностям указанных категорий лиц, обеспечивается успешность решения главной задачи, стоящей перед вербовщиком, - рекрутинг большего количества людей в свои ряды. Религиозность, например, как фактор сходства позволяет расположить к себе кандидата и вызвать у него доверие. В свою очередь, молодежи характерны, с одной стороны, незрелость взглядов и убеждений, восприимчивость, максимализм в оценке окружения, импульсивность, а с дру-

гой - тяга к взрослому поколению, сопротивление родительской опеке и контролю и т.д.

Отобрав кандидатов, на втором этапе «вербовщик» осуществляет сбор информации о семье, о его взаимоотношениях с близкими и окружающими людьми, интересах и предпочтениях.

На данном этапе пособники террористических организаций активно используют следующие методы: «ланчевую», правило «взаимного обмена», «благорасположения».

«Ланчевая» методика выражается в «приглашениях на обеды и завтраки». Процесс принятия пищи вызывает позитивные эмоции: доброжелательное и располагающее настроение. «Вербовщик» понимает, что при совместном приеме пищи улучшается отношение к собеседнику. С учетом органического расположения, обеспечиваемого совместной трапезой, с будущим последователем в ходе беседе обсуждаются различные темы, включающие религиозные предпочтения, взаимоотношения с близкими и интересы вербуемого.

В соответствии с правилом «взаимного обмена» человек старается определенным образом отплатить за то, что ему предоставил другой человек. Мы с детства нацелены следовать этому правилу. Более того, существует всеобщая неприязнь к неблагодарным людям. Поэтому зачастую мы идем на все, чтобы избежать ситуации, в которой нас могли бы посчитать таковыми. Этим и пользуются манипуляторы. Они легко втягивают вербуемых в «нечестный» обмен, при котором подарки, угощение обедом, разрешение бытовых проблем и внимательное отношение к объекту вынуждают последнего согласиться на оказание более важной и серьезной ответной услуги.

Метод «благорасположения» используется следующим образом. Манипуляторы для успешного воздействия на человека прежде всего стараются сами ему понравиться. Когда у человека появляется такой «друг», у него

создается впечатление, что рядом есть человек, который находится на его стороне. Человек, прощающий его недостатки и обеспокоенный его благополучием, естественно вызывает симпатию. В некоторых «критических» для человека ситуациях, он представляется просто спасителем и в последующем заслуживает полное доверие, становится фактически близким человеком.

На третьем этапе распространители радикальной идеологии разворачивают деятельность «по пробуждению Иман (веры)». Продолжительность этого этапа составляет примерно полтора-два месяца. Все действия потенциального неофита осуществляются совместно с «вербовщиком». Ему разъясняются фундаментальные основы ислама, подвергающие сомнению учение имама Абу-Ханифа, доминирующее в Казахстане. Здесь вербовщик объясняет достоинства совершения хороших дел и поступков, мотивирует его на них, поощряет в его деятельности. При этом исключаются негативные оценки в действиях последователя. Тем самым создается ситуация успеха, при которой кандидат в террористы мотивируется на дальнейшие достижения.

Основная задача вербовщика на данном этапе - создание полного контроля за вербуемым, который проявляется в регулировании всех аспектов его существования: контроле мышления, проявления эмоций, поведения и в выборе потребляемой информации.

Контроль поведения заключается в регулировании образа жизни (где он живет, с кем общается, что ест, когда спит и т.п.) и поведения (выполнение религиозных обязанностей и обрядов). Вербуемому навязывается жесткий режим жизни, позволяющий управлять его поведением.

Контроль эмоций. Посвящение во «все» тонкости идеологии через рассказывание историй, предоставление фактов и свидетельств, книг, фильмов и сообщений СМИ фор-

мирует и укрепляет в сознании объекта образ «врага Ислама». Доказывается важность и исключительность миссии тех борцов, которые принесли себя в жертву за веру, разъясняется «сущность» фундаментального ислама по созданию государства с шариатской формой правления. Помимо этого внушаются страхи и фобии Судного дня, много значащего для верующего человека. Играя на чувствах людей и разжигая негативные эмоции своими комментариями, сужают диапазон чувств, происходит деформация мировоззрения и поддерживается эмоциональный дисбаланс.

Контроль информации. Данный подход используется различными культами, которые разъясняют уровни «истины», включая доктрины для «посторонних» и для «посвященных». Более умеренный материал для внешнего пользования, содержащий смягченные версии верований группы, выдается широкой публике и новообращенным. Дробя информацию, представители радикальной идеологии выдают вербуемым только ту ее часть, к которой считают их «готовыми» и тем самым не позволяют объектам увидеть общую картину.

Контроль мышления. В сознании людей создается черно-белое восприятие мира и соответствующее мышление, с делением мира на упрощенные дихотомии - добро и зло, «мы» и «они». Следует отметить, что чтение молитв в окружении близких по вере, практикуемое на этом этапе, способствует отключению критического мышления вербуемого.

Все виды контроля применяются параллельно для исключения возникновения у «новобранца» сомнения, тревоги или неуверенности.

На последующем этапе, длительность которого два месяца и более, происходит «укрепление идеологии». Кандидат находится уже на заключительных этапах вербовки, ему знакома и даже «близка» идеология вооруженной борьбы. Он вызывает доверие у «вербовщи-

ка», но его мировоззрение нуждается в укреплении. В этих целях формируется убеждение в правильности идеи путем «погружения» кандидата в группу единомышленников, в том числе через интернет-форумы.

На данных форумах участники обмениваются новостями о продвижении «истинного Ислама», имеющимися у них видеоматериалами, литературой (памфлетами, статьями, журналами, книгами). Группа способна вызвать чувство вовлеченности в нечто большее, чем, то, на что способен индивид самостоятельно. Она делает людей неидентифицируемыми, вследствие чего они становятся более склонными к тому, чтобы отбросить ограничения, действующие в повседневной жизни. Личность теряет собственное «Я» и становится восприимчивой к нормам поведения в группе.

На этом этапе индивид изолируется от привычного ему общества, социально значимых для него людей (семьи и друзей), ускоряя тем самым идентификацию с «новым окружением». Навязываемая религиозная идеология противопоставляется традиционному образу жизни. Отрицаются национальные ценности, традиции и обычаи, в том числе празднование Наурыза (праздник прихода весны у тюркских народов), национальные обряды «бет ашар» (свадебный обряд знакомства невесты с родными мужа) и «сэлем салу» (приветствие невесты, поклон в знак уважения к старшим, родителям и родственникам мужа), чтение Корана по усопшим и др. Помимо этого, у вербуемого формируется крайнее неуважение к государственным праздникам и государственным символам, а также отрицание мазхабов (религиозных школ, укоренившихся в Центральной Азии), в том числе ханафистского мазхаба, которого придерживается большинство мусульман Казахстана.

Отчуждение от прошлой жизни происходит также и за счет изменения имени. Наше имя - наш «спутник» от рождения и до смер-

ти, связь с родителями и друзьями. «Новобранец», принимая новое имя, «закрывает дверь в прошлую жизнь». Новое имя перекраивает сознание человека и помогает без труда управлять новоиспеченными «Абу-Ханифами», «Аб-дулхафизами», «Закариями», «Иброхимами» и «Фатимами».

На заключительном этапе «вербовщиком» и новыми членами террористической организации создается отдельная религиозная группа «джамаат». Уже в составе «ячейки» неофитам навязываются идеи о политическом переустройстве государства под прикрытием религии, в том числе и по выезду на вооруженный джихад или совершении актов терроризма в своей стране. В целях практической реализации своих идей они изучают различную литературу о формах и методах совершения террористических актов, в том числе книгу Абу Мусаба Аль Сури «The Global Islamic Resistance Call» («Призыв к сопротивлению от всего Исламского мира»).

Политическое и правовое устройство Казахстана гарантирует права граждан на свободу слова, мысли и выражения, в котором отсутствует положение о патронаже или особом отношении к какой бы то ни было религии.

Основные принципы регулирования государственной политики в сфере межконфессиональных отношений носят либеральный характер и соответствуют международным стандартам. Законом Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» закреплено равное и толерантное отношение ко всем конфессиям [3]. В нем прописаны положения о свободе вероисповедания, равенстве, веротерпимости и плюрализме.

Происходящее на фоне глобализации взаимное проникновение культур и обычаев других народов способствуют вторжению в информационное и религиозное поле Казахстана деструктивной идеологии. Миграционные про-

цессы, в том числе гуманитарные и туристические каналы, создают условия для наплыва в республику иностранных миссионеров и эмиссаров радикальных религиозных течений.

Для достижения своих целей миссионеры в рамках религиозной общины оказывают материальное поощрение новообращенным, способствуют трудоустройству, что находит широкий отклик среди людей с низким образовательно-культурным уровнем и невысоким материальным положением. В своих проповедях миссионеры деструктивных религиозных течений призывают, по сути, отказаться от этнической и гражданской идентичности, от национальных ценностей и традиций, сеют идеи социальной розни и вражды между конфессиями.

Механизм расширения социальной базы миссионеры отладили достаточно эффективно, о чем свидетельствует рост числа осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность, а также возвращение в 2019 году обратно в Казахстан более 500 граждан из сирийско-иракской зоны.

Подобная практика стала причиной опасности надлома одной из опор государственности, которая, как известно, держится на трех основных столпах: идеология, культура и история. Утрата одной из основ, неизбежно может привести к росту антиобщественных настроений и подрыву национальной безопасности государства.

Актуальность темы обусловлена тем, что современный терроризм, необходимо воспринимать не как конкретное криминальное деяние, а как сложное социально-политическое явление, собирающее в себе все социальные противоречия, достигшие в обществе уровня конфликтов и структурного насилия. Чтобы успешно бороться с этим явлением, следует разобраться, что лежит в его основе, чтобы попытаться устранить не следствие, а причину явления. Силовой вариант решения проблемы

способен дать лишь кратковременные позитивные результаты.

Для кардинального оздоровления ситуации нужна кропотливая и прицельная работа по минимизации условий для питательной среды распространения радикальной идеологии.

Формирование антитеррористического сознания в обществе предполагает реализацию широкомасштабной комплексной работы на основе единой консолидирующей идеологии,

включающей патриотическое воспитание, привитие общечеловеческих ценностей, сохранение национальной культуры, традиций и обычаев, возрождение семейных ценностей, преемственности поколений, межнационального и межконфессионального согласия.

Наряду с информационно-разъяснительной работой, необходима своевременная выработка инициатив для совершенствования нормативной базы в целях сужения поля идеологической деятельности радикальных структур.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Почепцов Г.Г. Коммуникативные техноло- 3. Закон Республики Казахстан от 11.10.2011 г. гии двадцатого века. М.: Рефл-бук : Ваклер, 1999. № 483-^ «О религиозной деятельности и религи-С. 120. озных объединениях».

2. Закон Республики Казахстан от 13.07.1999 г. № 416 «О противодействии терроризму».

Normative legal acts and literature

1. Pocheptsov G.G. Communication technologies of the twentieth century. M.: «Refl-book», K.: «Vakler». 2002. S. 120

2. The Law of the Republic of Kazakhstan «On Countering Terrorism».

3. Law of the Republic of Kazakhstan «On religious activity and religious associations».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.