Научная статья на тему 'Механизм расчета основных показателей деятельности автомобильного транспорта при разработке проекта стратегии развития автомобильного транспорта'

Механизм расчета основных показателей деятельности автомобильного транспорта при разработке проекта стратегии развития автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / прогноз / автомобильный транспорт / объем перевозок / грузооборот / strategy / forecast / road transport / the volume of traffic / cargo turnover
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм расчета основных показателей деятельности автомобильного транспорта при разработке проекта стратегии развития автомобильного транспорта»

Матанцева О.Ю.

д.э.н., с.н.с., доцент, заместитель генерального директора по научной работе ОАО «Научно-исследовательский

институт автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»)

omat@niiat.ru

МЕХАНИЗМ РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: стратегия, прогноз, автомобильный транспорт, объем перевозок, грузооборот.

Keywords: strategy, forecast, road transport, the volume of traffic, cargo turnover.

В 2015 году ОАО «НИИАТ» был разработан проект «Стратегии развития автомобильного и городского электрического транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» (далее - Стратегия автомобильного транспорта).

Стратегия автомобильного транспорта включает два сценария развития автомобильного и городского электрического транспорта: оптимистический и базовый.

Проект сценарных вариантов социально-экономического развития автомобильного и городского электрического транспорта Российской Федерации до 2030 года разработан исходя из задач и приоритетов, намеченных в указах и послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г., с учетом итогов развития российской экономики в 2014 году и разработанного в октябре 2015 г. Министерством Экономического развития РФ «Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (далее - Прогноз).

Базовым нормативным документом для разработанной Стратегии автомобильного транспорта, была Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года (в редакции распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 1032-р) (далее - Транспортная стратегия).

Транспортная стратегия базируется на Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанных Министерством экономического развития в апреле 2012 г. (далее - Прогноз), включающих два сценария: инновационный (вариант Inn) и консервативный или энергосырьевой (вариант En).

В инновационном сценарии предполагалось существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоемкость ВВП по отношению к 2010 году должна была снизиться в 2020 году на 26%, в 2030 году на 46%, производительность труда должна была повыситься в 2020 году в 1,6 раза к 2010 году и в 2030 году соответственно в 2,5 раза. Среднегодовые темпы роста российской экономики оценивались на уровне 4,4% в 2011-2030 гг., без учета эффекта возможных кризисных шоков в мировой экономике.

При указанных предпосылках российская экономика должна была развиваться быстрее мировой и ее доля должна была повыситься к 2020 году до 3,2-3,5%, а к 2030 году до 3,7% мирового ВВП (в 2010 году было 3,0%).

Консервативный сценарий характеризовался умеренными (не более 3,6%) долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Модернизация экономики, исходя из этого сценария, была ориентирована в большей степени на импортные технологии и знания. Расходы на научные исследования и разработки должны были возрасти к 2030 году до уровня не выше 2% ВВП.

В основных сценариях (Inn, En) предполагался умеренный рост цен на нефть и другие сырьевые ресурсы (в среднем около 1% в год в реальном выражении). По сценариям цена на нефть Urals в 2020 году достигает 122 долларов США за баррель, в 2030 году - 158 долларов США за баррель. Это означало бы, что в реальном выражении цена на нефть в 2013-2030 гг. должна была находиться в диапазоне 90-106 долларов за баррель (в ценах 2010 года). Цена газа при экспорте в дальнее зарубежье в реальном выражении в среднем оценивалась в 380 долларов за тыс. куб. м, что превышает уровень 2010-2011 годов.

Прогноз объемов перевозок транспортом общего пользования в Транспортной стратегии приведен в таблице 1.

Анализ показателей деятельности автомобильного и городского электрического транспорта в Транспортной стратегии был осуществлен как в натуральном выражении, так и на основе темпов роста по годам прогнозного периода. Первоначально был рассмотрен прогноз перевозок грузов и грузооборота, а также пассажиров и пассажирооборота по инновационному варианту развития транспортной системы РФ до 2030 года. Причем, для получения прогнозных вариантов значений рассматриваемых показателей первоначально были установлены функциональные зависимости между прогнозными объемами перевозок грузов транспорта общего пользования и ВВП по инновационному сценарию исходя из Прогноза.

Результаты расчетов показали высокую степень корреляционной зависимости объема перевозок грузов транспортом общего пользования от ВВП, которая выражается следующим уравнением:

0пер г = 150,0517 • ВВП03131254 (1)

и характеризуется следующими параметрами:

- коэффициент детерминации Я2 =0,99208;

- стандартное отклонение - 0,4528.

В связи с тем, что в сценариях развития экономики, разработанных в апреле 2012 года и октябре 2015 года, имеются серьезные отличия, связанные с изменениями цены на нефть, инфляцией, падением курса рубля и санкциями возникла необходимость существенно скорректировать прогнозные показатели деятельности автомобильного и городского электрического транспорта.

Осуществлять данную корректировку пришлось через промежуточные показатели, представленные в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 07.11.2013 г. (далее - Прогноз от 07.11.2013 г.). Это связано с тем, что только в этом документе представлен новый вариант прогноза развития транспортного комплекса до 2030 года в натуральном выражении с учетом произошедших на тот момент изменений в экономике РФ с выделением пассажирских перевозок.

Этот прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (Прогноз от 07.11.2013) был разработан на основе трех основных сценариев долгосрочного развития: консервативного, умеренно-оптимистичного и форсированного (целевого). Кроме того, учитывая большую зависимость российской экономики от мировых цен на нефть, дополнительно были проработаны варианты с различной динамикой цен на углеводороды и сырьевые товары.

Все сценарии долгосрочного прогноза были направлены на достижение параметров, намеченных в Указах Президента Российской Федерации.

В долгосрочной перспективе предполагалось, что транспортная инфраструктура, мобильность населения и грузов будут расти опережающими темпами по сравнению с темпами роста ВВП. В то же время предполагалось, что объемные параметры грузоперевозок будут расти медленнее ВВП и промышленности.

Ожидалось, что в долгосрочной перспективе пассажирооборот транспорта общего пользования, исторически распределенный практически равномерно между автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом (примерно 30% каждый), изменит свою структуру. Так уже к 2020 году 54% будет приходиться на воздушный транспорт, железнодорожный магистральный транспорт составит 21%, а автобусный упадет до 15%, при этом к 2030 году ситуация существенно не изменится относительно 2020 года.

В целях обеспечения сопоставимости исходных данных для расчета прогнозного значения показателей Стратегии автомобильного транспорта за основу был взят умеренно-оптимистичный сценарий.

В прогнозе объемов перевозок грузов и грузооборота использованы показатели не по транспорту общего пользования, а показатели объема коммерческих перевозок грузов коммерческого грузооборота. Под коммерческими перевозками понимаются перевозки грузов, выполненные на коммерческой основе (за плату) по заключенным договорам с предприятиями (организациями) - грузоотправителями (грузополучателями) или по их разовым заявкам, а также по заявкам отдельных граждан.

Для дальнейшего прогноза были использованы показатели прогнозных темпов прироста ВВП исходя из сценария на октябрь 2015 года в сравнении с темпами роста ВВП в сценарии от ноября 2013 года, результаты расчетов по прогнозу объема коммерческих перевозок грузов представлены в таблице 1. Первоначально был осуществлен расчет для оптимистичного сценария.

Таблица 1

Прогноз объемов коммерческих перевозок грузов и коммерческого грузооборота автомобильным

транспортом

Годы Объем перевозок транспортом общего пользования (из Транспортной стратегии), млн.т. Объем коммерческих перевозок грузов (Прогноз от 07.11.2013), млн.т. Прогноз объема коммерческих перевозок грузов в Стратегии автомобильного транспорта, млн.т. Прогноз коммерческого грузооборота в Стратегии автомобильного транспорта, млрд. т-км.

2012 542,6 1704,9 1704,9 127,6

2013 567,5 1759,05 1690,7 127,9

2014 582,9 1813,2 1616,5 121,7

2015 598,4 1867,35 1538 119,9

2018 638 2029,8 1633,7 128,01

2020 684,3 2138,1 1721,4 134,8

2025 891 2468,8 1956,9 153,6

2030 917,7 2799,5 2226,6 175,4

Расчет прогнозных показателей коммерческого грузооборота для оптимистичного сценария был проведен по аналогичной технологии, результаты расчета представлены в таблице 1.

Аналогичным образом были рассчитаны прогнозы объема перевозок и грузооборота автомобильным транспортом - всего.

Показатели прогноза объемов перевозок грузов - всего и грузооборота - всего представлены в таблице 2.

Таблица 2

Прогноз объемов перевозок грузов и грузооборота автомобильным транспортом, всего

Годы Объем перевозок всего (из Транспортной стратегии), млн.т. Грузооборот всего (из Транспортной стратегии), млрд. т-км Прогноз объема перевозок грузов (всего) в Стратегии автомобильного транспорта, млн.т. Прогноз грузооборота (всего) в Стратегии автомобильного транспорта, млрд. т-км.

2012 5829,3 247,1 5841,6 248,9

2013 6007,8 253,7 5635 250,1

2014 6191,8 260,5 5414,5 246,7

2015 7139,7 264,9 5038,7 232,1

2018 8141,1 301,6 5352,3 247,9

2020 8822,3 328,8 5639,7 260,9

2025 10485,7 368,6 6492,8 301

2030 12594,1 411,5 7605,9 353,7

Для получения прогнозных вариантов значений объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота первоначально были установлены функциональные зависимости между прогнозными объемами перевозок пассажиров транспортом общего пользования и объемов платных услуг населению (ОПУ) по инновационному сценарию исходя из Прогноза министерства экономического развития за октябрь 2015 года.

Результаты расчетов показали высокую степень корреляционной зависимости объема перевозок пассажиров транспортом общего пользования с объемом платных услуг населению (ОПУ), которая выражается следующим уравнением:

Опер п =8,77 • ОПУ0,2051 (2)

и характеризуется следующими параметрами:

коэффициент детерминации Я2 =0,995;

стандартное отклонение - 0,156.

Расчет прогнозных значений показателей деятельности автомобильного и городского электрического наземного транспорта для базового сценария проводился по аналогичной технологии, только за базу для расчета принимались варианты по консервативным сценариям в каждом из рассматриваемых сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Предполагается, что финансирование реализации Стратегии автомобильного транспорта будет осуществляться в рамках финансирования, предусмотренного Транспортной стратегией, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Средства из федерального бюджета направляются на следующие цели:

• обеспечение функций государственного регулирования и управления в автотранспортной отрасли;

• обеспечение безопасности на автомобильном и городском электрическом транспорте;

• выполнение и стимулирование мероприятий по поддержанию мобилизационной готовности средств, объектов автотранспорта, а также мероприятий, осуществляемых в интересах национальной безопасности;

• решение задач и реализацию мероприятий в рамках целей, установленных в Стратегии автомобильного транспорта.

Наряду с прямым бюджетным финансированием предоставление государственной поддержки может осуществляться в следующих формах:

• предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие автотранспортной инфраструктуры;

• предоставление субсидий автотранспортным организациям, осуществляющим социально значимые перевозки;

• субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам автотранспортным организациям для финансирования расходов, связанных с приобретением подвижного состава автомобильного и городского электрического транспорта;

• предоставление в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации и субъектов Российской Федерации государственных гарантий по привлекаемым отечественными организациями займам в целях реализации наиболее значимых инвестиционных проектов в сфере автомобильного и городского электрического транспорта;

• разработка и реализация экономических механизмов, стимулирующих ускоренное обновление парка автотранспортных средств, в том числе содействие развитию лизинга современных автотранспортных средств, страхования и кредитования перевозчиков.

Внебюджетные средства намечается использовать преимущественно для финансирования коммерческих проектов по развитию инфраструктуры транспортных узлов, формированию транспортных систем в создаваемых в регионах территориально-производственных кластерах, а также по организации в крупнейших транспортных узлах транс-портно-логистических центров, созданию платных и скоростных автомагистралей и автомобильных дорог.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации направляются на следующие цели:

• финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления;

• осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений и городских округов.

Средства из бюджетов муниципальных образований направляются на следующие цели:

• разработка программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений;

• разработка программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов;

• обеспечение безопасности дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)

• создание условий для предоставления автотранспортных услуг населению и организация автотранспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;

• участие в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Прогноз необходимого финансирования для оптимистичного сценария Стратегии автомобильного транспорта представлен в таблице 3.

Таблица 3

Прогноз необходимых средств для реализации оптимистичного сценария Стратегии, млрд. руб.

Показатель 2015-2030 гг., всего В том числе

2015-2016 гг. 2017-2018 гг. 2019-2020 гг. 2021-2030 гг.

Капитальные вложения

автомобильный транспорт 6198-7347 153 236 360 5449-6597

наземный городской электрический транспорт 210-240 11,9 14,6 20 164-194

Мероприятия, перечисленные в «дорожной карте» Стратегии автомобильного транспорта 1,9-2,3 0,2 0,3 0,3 1,1-1,5

Итого 6410-7589 165 251 380 5617-6793

Список литературы

1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов / Министерство экономического развития Российской Федерации. - М., 2015.

2. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года / Министерство экономического развития Российской Федерации. - М., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года / Министерство экономического развития Российской Федерации. - М., 2013.

4. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р О Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. (в редакции распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 1032-р).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.