ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 33
ББК 65 © А.В. Кудрявцев, 2018
Научная специальность 08.00.01 — экономическая теория
МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Андрей Вадимович Кудрявцев, адъюнкт кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами
Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1) E-mail: [email protected]
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор А.Н. Литвиненко
Аннотация. Предлагается модель механизма противодействия криминализации финансово-хозяйственной
деятельности коммерческих организаций. Целью статьи является разработка научно-методического подхода к определению направлений противодействия криминализации. Использованы аналитический и формально-логический методы, метод математической статистики, метод статического и динамического анализа. Результаты, полученные в ходе исследования причин и условий криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, могут применяться при разработке инструментов совершенствования механизма противодействия криминализации. Противодействие криминализации должно носить системный характер для достижения положительных результатов на данном направлении.
Ключевые слова: криминализация финансово-хозяйственных отношений, противодействие, механизм, система.
THE MECHANISM OF COUNTERACTION TO THREATS TO ECONOMIC SECURITY OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY
Kudryavtsev V. Andrei, adjunct of the Department of economic security and management of social and economic processes St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1) E-mail: [email protected]
Scientific adviser: doctor of economics sciences, professor A.N. Litvinenko
Annotation. In the article the model of the mechanism of counteraction of criminalization of financial and economic activity of commercial organizations is offered. The purpose of the article is to develop a scientific and methodological approach to determine the directions of combating criminalization. Analytical and formal-logical methods, mathematical statistics method, static and dynamic analysis method were used. The results obtained in the study of the causes and conditions of criminalization of financial and economic activities of commercial organizations can be used in the development of tools to improve the mechanism of combating criminalization. Combating criminalization should be systematic in order to achieve positive results in this area.
Keywords: criminalization of financial and economic relations, counteraction, mechanism, system.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Кудрявцев А.В. Механизм противодействия угрозам экономической безопасности коммерческих организаций в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):247-252.
Обеспечение экономической безопасности представляет собой осуществляемый непрерывно многогранный процесс, требующий вложений определенных ресурсов, необходимых для согласования экономических интересов всех субъектов хозяйствования [9, с. 117—119].
В.К. Сенчагов рассматривает механизм обеспечения экономической безопасности как совокупность следующих показателей:
♦ наличие стратегии и концепции обеспечения экономической безопасности;
♦ приоритет обеспечения национальных интересов;
♦ правильно поставленные стратегические, тактические и оперативные цели и задачи при разрешении экономических задач;
♦ мониторинг индикаторных показателей развития экономики, недопущение превышения пороговых значений, оценка экономической безопасности путем сопоставления состояния индикаторов с пороговыми значениями;
♦ наличие управленческого аппарата [7].
А.А. Барт в своей работе «Механизм обеспечения экономической безопасности России» главной целью механизма обеспечения экономической безопасности определяет создание комплекса оптимальных усло-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
вии для жизнедеятельности и развития индивида, социально-экономической и военно-политической стабильности российского общества, сохранения целостности и государственности в России, возможность противостояния воздействию внешних и внутренних угроз [3, с. 4—9].
Какие бы подходы к обеспечению экономической безопасности не рассматривались, каждый из них предполагает наличие следующих состояний экономической безопасности в условиях рыночной экономики:
♦ состояние отсутствия угроз для экономической системы и составляющих ее хозяйствующих объектов;
♦ состояние защищенности экономики от внутренних и внешних опасностей.
Таким образом, существует два варианта обеспечения экономической безопасности [6]:
1. Первый вариант предполагает обеспечение защиты экономической системы в том виде, в каком она находится в настоящее время. Негативные последствия такого варианта обеспечения экономической безопасности заключаются в том, что в этом случае под защиту подпадает и криминализированный сектор экономики, противодействие которому должно осуществляется.
В свою очередь, невозможность такого подхода при осуществлении противодействия криминализации финансово-хозяйственных отношений обусловлена имеющимися статистическими данными, полученными из ГИАЦ МВД России. Согласно данным этого статистического источника, в 2017 г. выявлено 105 087 преступлений экономической направленности, в том числе преступлений в сфере экономической деятельности — 30 042. В общем пласте совершенных преступлений экономические преступления составляют 5,1%. За январь 2018 г. выявлено 13 444 преступлений экономической направленности, удельный вес которых составил 8,6% от всей массы совершенных преступлений. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года удельный вес преступлений экономической направленности увеличился на 0,8%, с 7,8% в январе 2017 г. [10; 11].
Очевидно, что дальнейшее развитие криминализированных экономических отношений в современной России приведет к усугублению криминальной ситуации с дальнейшей полной деградацией политического режима и его экономической составляющей, и, в конечном счете, к формированию криминального
государства, устроенного по типу легального, основные принципы которого основаны на криминале и силовом принуждении.
2. Второй вариант заключается в декриминализации секторов экономики как первостепенной задаче с целью обеспечения безопасности национальной экономической системы, государства и общества и обеспечения защиты декриминализованной части экономики от внешних и внутренних угроз. При использовании данного подхода важно избежать явления пе-нализации, когда подпадающие под уголовные рамки деяния, в результате изменения законодательства, квалифицируются как административные правонарушения. В связи с изложенным под декриминализацией экономической системы мы понимаем деятельность государства и общества, направленную на устранение причин и условий, обеспечивающих ее жизнедеятельность, а также устранение последствий криминализации путем достижения такого уровня безопасности, который обеспечит поступательный рост развития экономики, государства и общества.
Экономическая безопасность, являясь многоуровневой структурой, предполагает формирование комплекса механизмов ее обеспечения.
В этой связи механизм противодействия угрозам экономической безопасности коммерческих организаций в сфере финансово-хозяйственной деятельности является составляющей целостного системного механизма обеспечения экономической безопасности на различных уровнях хозяйствования.
Механизм противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций включает в себя ряд специально созданных органов управления и правоохранительных органов, каждый из которых решает свойственные им задачи в области обеспечения экономической безопасности государства.
Экономическая безопасность государства в сложившейся криминогенной обстановке немыслима без осуществления комплекса мероприятий, направленных на противодействие криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, поскольку организация является системообразующим элементом общенациональной системы хо зяйств ов ания.
Противодействие криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций представляет собой явление узкоспециализированное,
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
являющееся составной частью более масштабного в борьбе с экономической преступностью механизма обеспечения экономической безопасности государства.
Под криминализацией финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций будем понимать следующее — это общественно-опасный социально-экономический дезорганизационный процесс, выраженный в регулярном и систематическом распространении и закреплении криминального поведения в сознании руководящего состава коммерческой организации, деформирующий экономические институты и процессы в конкретно взятой стране в определенный промежуток времени, в ходе определенного этапа развития общества. Криминализация финансово-хозяйственной деятельности находит свое проявление в осуществляемой организацией мнимой хозяйственной деятельности, под прикрытием которой совершаются экономические преступления.
Стоит отметить, что криминализация финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций не обусловлена только ростом экономической преступности. Воздействие и изоляция только преступного элемента не обеспечит должный уровень экономической безопасности. Для противодействия данному явлению необходим широкий арсенал применяемых инструментов и способов, направление действия которых нацелено на устранение причин, порождающих криминализацию финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, а также устраняющих и нейтрализующих последствия данного негативного явления.
В связи с этим механизм противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций состоит из следующих элементов:
♦ объективный всесторонний мониторинг состояния экономики и социальной стабильности общества в целях прогнозирования, выявления и предупреждения угроз экономической безопасности;
♦ выработка четких пороговых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых проявляется в экономической нестабильности и социальных конфликтах;
♦ деятельность правоохранительных органов государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз экономической безопасности [8].
Механизм противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих
организаций реализуется через систему созданных государством органов законодательной, исполнительной и судебной власти, общественных и иных объединений. Только при наличии дееспособных и соответствующих современному состоянию экономического развития управленческих структур могут быть достигнуты цели по обеспечению экономической безопасности государства.
Формирование механизма противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций немыслимо без формирования системного подхода к его сути. В соответствии с этим все составляющие механизма должны рассматриваться в рамках системы при выполнении ими специфических функций, от реализации которых зависит функциональность и работоспособность механизма противодействия криминализации. Именно системный подход является основой эффективного функционирования механизма противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций.
Механизм противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций представляет собой совокупность различных форм, способов и методов управления, а также организационных структур, обеспечивающих экономическую безопасность организации.
Важность бесперебойной работы механизма противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций нашла отражение в «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г.», где акцентированы следующие аспекты данного направления:
♦ одной из основных задач эффективного государственного управления является развитие системы борьбы государственных институтов с криминальной экономикой;
♦ направление развития устойчивой финансовой системы государства невозможно без оказания противодействия переводу безналичных денежных средств в теневой оборот с последующим их обналичиванием;
♦ безопасность экономической деятельности реализуется путем проведения мероприятий по профилактике, предупреждению и предотвращению преступных и противоправных действий в финансово-хозяйственной сфере;
♦ в качестве одного из индикаторов экономической безопасности выступает показатель уровня преступности в сфере экономики [1].
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Механизм противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций наиболее эффективно будет выполнять возложенные на него задачи при осуществлении принципа комплексности в использовании программно-целевого метода управления, при использовании совокупности приемов, способствующих поэтапному решению иерар-хично поставленных целей, путем реализации системы взаимосвязанных мероприятий [4].
Также хочется обратить внимание на то, что задачей первостепенной важности механизма противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций является обеспечение упреждающего воздействия на экономическую преступность и условия, способствующие ее катализированию. Принципиальным фактором при оказании противодействия криминализации является, на наш взгляд, работа по ограничению ресурсной базы, находящейся в распоряжении подверженных криминалистическим явлениям объектам экономики и подпитывающих ее развитие.
В связи с этим, на наш взгляд, механизм обеспечения экономической безопасности схематично должен выглядеть как изображено на рисунке 1.
Механизм противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций выполняет ряд функций:
♦ защитная — направлена на защиту экономических процессов от внешних и внутренних угроз. Данная функция реализуется при использовании органами управления и правоохранительными органами стратегических, оперативно-тактических и организационно-экономических методов, направленных на противодействие угрозам криминализации;
♦ регулятивная — предполагает воздействие на возникающие угрозы и их нейтрализацию, регулируя нормальную деятельность экономического механизма;
♦ предупредительная (превентивная) — предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на предвидение и предупреждение внутренних и внешних угроз и критических ситуаций в происходящих хозяйственных процессах. Реализация данной функции достигается путем проведения ряда мероприятий социально-экономического, технологического, организационно-экономического характера, направленных на противодействие явлению криминализации в сфере финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и защиту экономической системы;
♦ инновационная, основывающаяся на выработке и последующем применении инновационных решений и мероприятий с целью преодоления и пресечения возникающих и уже действующих угроз;
♦ социальная — основное направление деятельности которой заключается в возможности реализации прав и свобод граждан, улучшения качества жизни [9, с. 117—119].
При реализации поставленных задач в механизме противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций одно из важнейших мест занимает мониторинг показателей экономической системы и составляющих ее коммерческих организаций на наличие факторов распространения криминальных явлений. Данная позиция реализуется путем взаимодействия органов управления экономикой и правоохранительных органов. В связи с этим В.Л. Ахремцева предложила включение немаловажного инструмента в систему взаимодействия финансовых институтов и органов внутренних дел, позволяющего повысить эффективность механизма противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Речь идет о методе FMEA-анализа (причин и последствий потенциальных дефектов), выявляющего причины и последствия потенциальных дефектов при кредитно-расчетных отношениях, на которых строится вся система финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций. С учетом рассматриваемой темы речь идет об адаптированном методе FMEA-анализа, в котором под причинами являются совокупность детерминант криминализации сферы расчетных отношений между коммерческими организациями, а под дефектами понимаются формы проявления криминальных явлений в данной сфере [2]. Стоит отметить, что наличие количественных оценок уровня криминализации и выявления ее очагов способствует объективности и большей мобильности при принятии решений по осуществлению мероприятий, направленных на противодействие криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций.
На основании вышесказанного сформулируем ряд выводов [5].
1. Противодействие криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций является одной из приоритетных и первоочередных задач при реализации положений «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г.».
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
-^рг-
Механизм противодействия криминализации ФХД коммерческих организаций
Субъекты
Органы управления экономикой
Общественные объединения и граждане
Правоохранительные органы
Це ль
Декриминализация финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций
Объекты защиты
Экономическая система
Действующие в легальном секторе коммерческие организации
Граждане (физические лица)
Оценка масштабов криминальной экономики, сравнение результатов с требуемым уровнем (недопущение превышения показателей индикаторов безопасности)
Рис. 1
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. Главная роль в механизме противодействия криминализации экономической системы принадлежит правоохранительным органам, среди которых особенно выделяются органы внутренних дел, выявляющие наибольшее количество правонарушений в данной области.
3. Противодействие криминализации предполагает реализацию широкого круга мер, направленных не только на ликвидацию ее очагов, но и воздействие на порождающие ее причины и условия. Действенность инструментов противодействия криминализации объясняется не только фактом их наличия в системе обеспечения экономической безопасности, но правильной организацией и своевременностью использования каждого из них, что может быть достигнуто только наличием комплексного механизма.
4. Важным инструментом механизма является использование методов оценки криминализации для направления деятельности других инструментов противодействия криминализации по предупреждению и ликвидации причин, условий и последствий данного негативного явления.
5. Необходимо переориентировать использование механизма с «ликвидации последствий криминализации» на «ликвидацию причин и условий существования криминализации». Только при решении проблемы «запаздывания» возможно достижение положительных результатов при использовании комплексного механизма противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «Стратегия экономической безопасности на период до 2030 г.».
2. Ахремцева В.Л. Механизм противодействия теневым экономическим явлениям в сфере кредитно-расчетных отношений (электронный ресурс) // Управление экономическими системами. 2013. № 8(56).
3. Барт А.А. Механизм обеспечения экономической безопасности России // Российское предпринимательство. 2010. № 11.
4. Дюженкова Н.В. Управление экономической безопасностью региона в современной России: Авто-реф. дисс. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2002.
5. Литвиненко А.Н., Алпатов Г.Е. Криминализация финансовых отношений как угроза возможностям
финансового обеспечения стабильного экономического роста // Научный журнал НИУ ИТМО. 2016. № 3.
6. Литвиненко А.Н. Механизм противодействия криминализации в системе обеспечения экономической безопасности страны // Экономика и политика. 2010. № 9(70).
7. Сенчагов В.К. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 3.
8. Фирсов В.А. Меры по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации // Вестник РАГС при Президенте РФ. 2008. № 2.
9. Экономическая безопасность: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Манохиной. М.: Инфра-М, 2014.
10. URL: https://^^/reports/item/12460100/
11. URL: https://^^/reports/item/12167987/
References
1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 13 maya 2017 g. № 208 «Strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti na period do 2030 g.».
2. Akhremtseva V.L. Mekhanizm protivodeystviya tenevym ekonomicheskim yavleniyam v sfere kreditno-raschetnykh otnosheniy (elektronnyy resurs) // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. 2013. № 8(56).
3. Bart A.A. Mekhanizm obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii // Rossiyskoe predprinima-tel'stvo. 2010. № 11.
4. DyuzhenkovaN.V. Upravlenie ekonomicheskoy bezopasnost'yu regiona v sovremennoy Rossii: Avtoref. diss. ... kand. ekon. nauk. Tambov, 2002.
5. Litvinenko A.N., Alpatov G.E. Kriminalizatsiya finansovykh otnosheniy kak ugroza vozmozhnostyam fi-nansovogo obespecheniya stabil'nogo ekonomicheskogo rosta // Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. 2016. № 3.
6. Litvinenko A.N. Mekhanizm protivodeystviya kri-minalizatsii v sisteme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti strany // Ekonomika i politika. 2010. № 9(70).
7. Senchagov V.K. Strategicheskie tseli i mekhanizm obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2009. № 3.
8. Firsov V.A. Mery po ustraneniyu ugroz ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii // Vestnik RAGS pri Prezidente RF. 2008. № 2.
9. Ekonomicheskaya bezopasnost': Ucheb. posobie / Pod red. N.V. Manokhinoy. M.: Infra-M, 2014.
10. URL: https://mvd.rf/reports/item/12460100/
11. URL: https://mvd.rf/reports/item/12167987/