Научная статья на тему 'Механизм применения SWOT-анализа в качестве инструмента для разработки мероприятий по повышению эффективности региональных инновационных систем (на примере Республики Карелия)'

Механизм применения SWOT-анализа в качестве инструмента для разработки мероприятий по повышению эффективности региональных инновационных систем (на примере Республики Карелия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1097
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / SWOT-АНАЛИЗ / SWOT-МАТРИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козина Ю.В.

В статье приводится краткая характеристика основных параметров развития имеющейся региональной инновационной системы Республики Карелия, представлены результаты анализа ее составляющих с помощью применения методики SWOT, на сегодняшний день являющейся одной из самых распространенных в стратегическом менеджменте. Представлен пример разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности имеющийся РИС с использованием SWOT-матрицы применительно к Республике Карелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм применения SWOT-анализа в качестве инструмента для разработки мероприятий по повышению эффективности региональных инновационных систем (на примере Республики Карелия)»

УДК 332.1

Ю.В. Козина

Магистр Институт Магистратуры Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)

Аннотация

В статье приводится краткая характеристика основных параметров развития имеющейся региональной инновационной системы Республики Карелия, представлены результаты анализа ее составляющих с помощью применения методики SWOT, на сегодняшний день являющейся одной из самых распространенных в стратегическом менеджменте. Представлен пример разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности имеющийся РИС с использованием SWOT-матрицы применительно к Республике Карелия.

Ключевые слова

Инновации, инновационная инфраструктура, потенциал развития, региональная инновационная система,

SWOT-анализ, SWOT-матрица.

Процесс перехода России к рыночно ориентированной экономике благоприятствовал усилению экономической самостоятельности регионов, развитию сферы предпринимательства, организации функционирования региональных рынков товаров и услуг, при этом небезосновательно возросла роль и значение регионального фактора в осуществлении экономических реформ. Для нашей страны одним из путей перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационно-ориентированной является формирование региональных инновационных систем (РИС), обеспечение эффективного их функционирования и развития с дальнейшим интегрированием на межрегиональном уровне в системы более высокого порядка, обладающих новыми характеристиками и свойствами. Именно становление РИС представляет собой основную цель проводимой государственной политики в области науки и технологий, достижение которой в будущем обеспечит конкурентоспособность российских товаров как на внутреннем, так и внешних международных рынках.

В отечественной литературе можно встретить различные определения понятия «региональная инновационная система» [3,5,6,17], однако, так или иначе, все они сводятся к одной идее совокупности множеств организационных объединений с развитыми внутренними и внешними связями, создающих и распространяющих новое знание и технологии в целях повышения социальной устойчивости региона, развития конкурентоспособности территории и ее экономики в целом. Наиболее кратким по форме и полным по содержанию представляется определение региональной инновационной системы, данное в работе [3]: региональная инновационная система - это совокупность организаций, осуществляющих производство новых знаний, их распространение и использование, способствующих финансово-экономическому, правовому и информационному обеспечению инновационных процессов и функционирующих в едином социокультурном пространстве, связанных между собой и имеющих постоянно устойчивые взаимоотношения.

Одной из проблем обеспечения эффективного функционирования систем такого рода является проведение на систематической основе анализа их работы и разработка мероприятий по дальнейшему

улучшению и развитию, что с практической точки зрения является довольно трудоемким процессом, требующим определенных знаний и компетенций в области региональной и инновационной экономик, методов системного анализа, применения современных инструментов менеджмента, не говоря уже о временных, информационных и материальных ресурсах. Одним из современных практических инструментов стратегического менеджмента, позволяющим через комплексный подход к анализу внешней и внутренней среды организации разрабатывать стратегические инициативы, является SWOT-анализ [4, с. 166]. Применительно к анализу региональных инновационных систем, данная техника позволяет, во-первых, объективно подойти к оценке имеющихся возможностей в рассматриваемом регионе с точек зрения уровня развития природно-ресурсного, производственного, экспортного и инновационного потенциалов, а также оценить возможные угрозы со стороны внешней среды (вероятности изменения в области политических тенденций, экологического и трудового законодательства, миграционных процессов, социально-экономических показателей и т.п.), а, во-вторых, комплексно подойти к анализу структурных составляющих РИС через определение сильных и слабых сторон каждого из её элементов (объектов) инновационной ультра, инфра- и интраструктур.

Анализ каждой из SWOT-составляющих проводился через привлечение экспертов по инновационно-экономическому развитию региона и получение от них оценки по каждому из структурных элементов, а также через анализ имеющихся статистических данных по показателям развития РИС (например, динамика малых, средних и крупных инновационных предприятий и показатели их активности в регионе, уровень развития кластеров, состав высокотехнологичных и наукоемких отраслей региона и ряд др.) и рейтинговую оценку инновационного развития Республики Карелия по ряду индексов (в частности, индексы АИРР и ИРРР).

Рассмотрим данные составляющие более подробно.

Сильные стороны (от англ. «Strengths») - это те составляющие региональной инновационной системы, которые характеризуются высокими рейтинговыми показателями и могут объективно являться конкурентами преимуществами данной РИС. Например, в Республике Карелия, такой сильной стороной является относительно высокий уровень развития информационных и коммуникационных технологий, если сравнивать данный регион с другими субъектами Северо-Западного Федерального Округа (исследование проводилось только в границах СЗ ФО). Республика занимает одно из лидирующих мест по таким показателям, как использование систем электронного документооборота, число абонентов, имеющих широкополосный доступ в Интернет (в т.ч. в промышленных предприятиях) и ряду других [7].

Слабые стороны (от англ. «Weaknesses»), в противоположность сильным сторонам РИС, могут быть обусловлены недостатком навыков, ресурсов (в том числе, и людских), мощностей. По сути, каждый элемент рассматриваемой РИС может быть потенциально отнесен к сильным или слабым сторонам. К примеру, одним из структурных элементов современных инновационных систем являются различного вида кластеры - сеть независимых производственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. К сожалению, на сегодняшний день на территории Республики в таком понимании кластеров не существует, хотя их образование и развитие предусмотрено в рамках Федеральной Целевой Программы по развитию Республики Карелия на период до 2020 г. [20].

Различные возможности окружающей внешней среды (от англ. «Opportunities») открывают перспективу для дальнейшего развития региональной инновационной системы. В бизнес-литературе по примерам использования данного инструментария обычно приводятся следующие составляющие [4, с. 172]: законодательство и политический климат, экономическое положение региона (изменение показателей ВНП, возможные крупные изменения в экономике, ожидаемая инфляция); социально-демографические факторы; изменение технологий (ожидание технических новинок); экологическую среду. К примеру, по последним данным [11,12], по таким основным показателям социально-экономической деятельности, как объем

привлекаемых инвестиций в основной капитал и нефинансовые активы, коэффициенту обновления основных фондов, размеру экспорта и др., в динамике по РК наблюдается положительный тренд в сторону увеличения показателей в период 2009-2013 г. ВРП в указанный период увеличился почти на 4% и составил 175,97 млрд. руб. (общая доля в ВРП по РФ составляет 0,3%). В 2012 г. доля экспортной продукции в общем объеме производства составила 62,4% (в первую очередь, за счет близости приграничных государств и активной проводимой политикой руководства Республики в части увеличения внешнего торгового оборота, в т.ч. с Финляндией (до 1/3 всего экспорта)), что составляет 40 место из 64 возможных согласно рейтинга экспортного потенциала регионов РФ [11,16]. Однако Республика Карелия продолжает оставаться регионом со слабым производственным потенциалом, занимая в период с 2009 по 2013 гг. места от 61 по 65 из 83 возможных по уровню производственного потенциала, оцениваемого через совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе [14].

При этом следует отметить, что внешняя среда может порождать также и угрозы (от англ. «Threats») для существующей РИС. Ряд таких факторов, как, например, продолжающийся в стране экономический кризис или неблагоприятный инвестиционный климат в целом по стране, могут являться сдерживающим фактором для развития не только региональной, но и всей национальной инновационной системы в целом.

Республика Карелия как субъект РФ, входящий в состав Северо-Западного федерального округа (СЗ ФО), имеет границы с Финляндией на западе, с Архангельской областью на востоке, с Мурманской областью на севере и с Ленинградской и Вологодской областями на юге. Относится к территориям, приравненным к районам Крайнего Севера, что обуславливает низкую плотность населения (3,5 чел./км.2), невысокие показатели среднего уровня заработка (по состоянию на 2015 г. она составляет 29 250 руб., что на 18% ниже среднего уровня по СЗ ФО (35 462 руб.)), неразвитость транспортной и социальной инфраструктуры в удаленных районах Республики и ряд других негативных моментов, формирующих предпосылки для уникальности существующей РИС [10]. При этом Республика обладает определенным природно-ресурсным потенциалом, обуславливающим наличие таких отраслей специализации, как деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли (25% объёмов российского производства бумаги), металлообработка и пищевое производство (до 14,5% ВРП, включая такие уникальные производства, как выращивание и разведение красных пород рыб), горнометаллургическая отрасль (добыча полезных ископаемых - 12,4% ВРП; на РК приходится до 25% объёмов производимых в РФ железорудных окатышей), отрасли электроэнергетики (производство и распределение электроэнергии, воды и газа - 5,1% ВРП (17 гидроэлектростанций и 5 крупных промышленных ТЭЦ) [11]. Однако следует отметить, что по интегральному показателю промышленного потенциала, учитывающего финансовый, человеческий, инфраструктурный и производственный потенциал, в 2010 году занимала 8-е место по СЗФО из 10 возможных наравне с Псковской и Мурманской областями, в первую очередь, за счет низкого показателя производственного потенциала (10-е место) [19].

Инновационная ультраструктура региона (её также можно назвать системой «производства знаний») представлена академической, вузовской и отраслевой наукой, различными проектными институтами, центрами научно-технической информации и др. Отмечается [9, с. 144], что основные научные направления, по которым ведутся исследования - технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов, технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых, технологии лесовосстановления и деревообработки, технологии рационального природопользования и др.; при этом на долю карельского региона приходится всего лишь 4% от общего количества организаций в СЗ ФО, где проводятся научные исследования. Активно развивается сотрудничество с ВУЗами и бизнес-школами Финляндии. Инновационная ультраструктура региона не может быть охарактеризована как развитая, однако она обладает определенным потенциалом как в части дальнейшего развития и улучшения уже имеющихся объектов, так и в части открытия новых в рамках реализации совместных проектов с представителями российских и зарубежных научно-учебных центров.

Система распространения и освоения знаний (или т.н. «инновационная инфраструктура») региона представлена бизнес-инкубаторами, инновационно-технологическими центрами, центрами трансфера технологий, национальными информационно-аналитическими центрами, центрами научного консалтинга и другими учреждениями [12]. С учётом локализации всех объектов инновационной инфраструктуры в столице Республики, ряд специалистов отмечает, что такое число элементов для Республики Карелия является достаточным [8,9], однако их работа могла бы быть более активной и эффективной при наличии финансовой поддержки со стороны правительства РК, РФ и частных инвесторов. На сегодняшний день в рамках развития инновационной деятельности в Карелии действуют программы, направленные на финансовую поддержку данной деятельности [2,17], отмечается помощь республиканских властей во взаимодействии инновационных предприятий с представительствами венчурных фондов [8]. На базе государственного университета реализуется проект «Бизнес-ангелы Карелии» для организации патронажной помощи начинающим предпринимателям, в т.ч. работающим в области разработки и внедрения инноваций. Благодаря своему географическому положению, бизнес-сообщество республики имеет возможность обмена опытом с соседним европейским государством - из трёхсот предприятий с иностранными инвестициями около двухсот созданы с участием инвесторов из Финляндии [9, с.143].

Интересным представляются результаты анализа индексов инновационной деятельности региона, характеризующих ее различные аспекты. В 2013 году индекс АИРР (Ассоциации Инновационных регионов России [1]) Республики Карелия составлял 0,3 (при рейтинговой шкале от 0 до 1), который характеризуется как средне-слабый. Основу индекса составляют 3 подрейтинга: «Научные исследования и разработки» (индекс РК по данному показателю - 0,34 (к примеру, г. Санкт-Петербург - 0,7, Ненецкий автономный округ - 0,02)), «Инновационная деятельность» (0,22) и «Социально-экономические условия инновационной деятельности» (0,36). Согласно Индексу инновационного развития России (АИРР) в 2012 г. Республика Карелия находилась в IV группе регионов с показателем 0,246. С 2008 года общее снижение рейтинговой оценки составило более 10 пунктов (с 59 до 70 места из 83 возможных) [14,15].

Таким образом, показатель общего инновационного индекса для Республики Карелия не является высоким и подтверждает ранее сделанные выводы о том, что в отдельных направлениях своего инновационного развития Карелия хоть и может показывать положительные результаты, однако при комплексном подходе становится очевидным, что об экономике данного региона нельзя говорить как об инновационно-активной.

Основные результаты проведенного SWOT-анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

SWOT-анализ региональной инновационной системы Республики Карелия

Сильные стороны Слабые стороны

Мощный природно-ресурсный потенциал (Б1) Выгодное географическое положение, близость к странам Евросоюза (Б2) Установленные связи со странами-партнерами ЕС (Б3) Имеющийся потенциал развития в области П-технологий (Б4) Высокая результативность нововведений ^5) Наличие пониженного производственного и инвестиционного потенциала ^1) Незначительное количество организаций, проводящих научные исследования ^2) Отсутствие единой информационной базы по инновационному развитию ^3) Низкое качество проводимой инновационной политики ^4)

Возможности (О) Угрозы (Т)

Возможности представления интересов Республики в высших политических кругах (й1) Негативная экономическая ситуация, снижение общей деловой активности, снижении доли экономически активного населения (И)

Финансирование инновационной деятельности в рамках реализации мероприятий Федеральной Целевой Программы (й2) Развитие новых направлений в науке и технологиях («зеленая» логистика «зеленая» экономика и др.) (й3) Отсутствие комплексных программ поддержки и развития территорий крайнего Севера и районов, приравненных к ним (12) Отток квалифицированных специалистов в другие города, в т.ч. Финляндии (Т3) Наличие процедуры назначения мэров некоторых республиканских городов (Т4)

Разрабатываемые мероприятия по повышению инновационной активности региона должны учитывать специфику имеющийся РИС: необходимо использовать сильные стороны инновационной системы для элиминирования последствий возникающих угроз и реализации имеющихся возможностей внешней среды, а также преодолевать слабые стороны РИС для отражения угроз и эффективного использования возникающих внешних возможностей. Набор действий отображается в виде SWOT-матрицы на пересечении каждой из 4-х составляющих. Применительно к Республике Карелия, аналитическая матрица в упрощенном виде может быть представлена в табличной форме (таблица 2).

Таблица 2

SWOT-матрица мероприятий, направленных на повышение эффективности существующей РИС

Возможности (О1-О3) + Сильные стороны ^1-35) Угрозы (Т1+Т4) + Сильные стороны ^1^5)

1) Создание на базе научных центров и промышленных предприятий кластеров инновационного развития 2) Создание совместных проектов с представителями зарубежных научных центров в области передовых технологий (^-технологий, коммуникаций, биотехнологий и др.), в т.ч. на базе государственно-частного партнерства 1) Создание центров деловой активности на базе крупных городов Республики (Костомукша, Беломорск, Сортавала и др.) 2) Разработка программ поддержки и лояльности для квалифицированных кадров (в первую очередь, молодых) в целях исключения их оттока в иные регионы

3) Всесторонняя поддержка инновационно-активных предприятий (представителей малого и среднего бизнеса), разрабатывающих и внедряющих инновации в области «зеленых» технологий 4) Государственная поддержка проведения маркетинговых мероприятий, направленных на ознакомление участников рынка с инновационной деятельностью предприятий Республики Карелия, в т.ч. и за рубежом 5) Замещение традиционных технологий инновационно-ориентированными в рамках реализации Федеральной Целевой Программы развития Республики Карелия на период до 2020 г. 3) Создание деловых площадок по обмену опытом между научно-исследовательским и бизнес-сообществом 4) Вхождение Республики Карелия в глобальное информационное пространство

Возможности (О1-О3) + Слабые стороны Угрозы (Т1+Т4) + Слабые стороны ^1^4)

1) Создание на уровне Правительства Республики Карелия центра, сопровождающего и курирующего инновационные проекты до их вывода на уровень массового производства 2) Создание единой информационной базы по инновационной активности региональных объектов, поддержание ее в актуализированном состоянии 3) Разработка концепций развития стратегически важных отраслей промышленности на долгосрочную перспективу (лесообрабатывающая и др.) 1) Интеграция научной деятельности крупнейших республиканских центров в существующие или разрабатываемые технологические цепочки 2) Заказ Правительства Республики Карелия на разработку диссертаций (магистерских, кандидатских, докторских), носящих научно-прикладной характер 3) Разработка и развитие концепции Петрозаводска (столицы Республики) как города-спутника

Список использованной литературы:

1. Ассоциация инновационных регионов России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.i-regions.org/

2. Государственная программа РК «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия». Утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 03.03.2014 г. № 49-П.

3. Диваева Э.А. Особенности формирования региональных инновационных систем // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-25-252010/item/302-2011-03-25-08-19-57

4. Дюков И.И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход. - СПб.: Питер, 2008. - 236 с.: ил. - (Серия «Владельцам бизнеса»).

5. Задумкин К.А. Региональная инновационная система: теория и практика формирования / К.А. Задумкин, И.А. Кондаков; под рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина. - Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2008. - 72 с.

6. Заркович А.В. Теоретические аспекты концепции региональных инновационных систем // Молодой учёный. - 2013. - № 10. - с. 308-311.

7. Информационное общество: тенденции развития в субъектах РФ (Статистические сборники национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики») Электронный научный журнал. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hse.ru/primarydata/niio2012

8. Научно-технический и инновационный потенциал РК (по данным официального интернет-портала «Республика Карелия для инвесторов»). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kareliainvest.ru/ru/nauchno-tehnicheskij_i_innovatsionnyj_potentsial/

9. Немкович Е.Г., Курило А.Е. Инновационные процессы в Республике Карелия // Труды Карельского научного центра РАН. - Петрозаводск, 2012. - № 6. - с. 143-148.

10. Официальный интернет-портал территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия, раздел «Рынок труда и занятость населения». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/ru/statistics/employment/

11. Официальный интернет-портал территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. Раздел «Валовый региональный продукт». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/ru/statistics/grp/

12. Официальный интернет-портал территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. Раздел «Предпринимательство. Наука и Инновации». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/ru/statistics/enterprises/science

13. Официальный интернет-портал территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. Раздел «Макроэкономика. Социально экономические показатели». [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/ru/statistics/macroeconomics/

14. Рейтинговое агентство «Эксперт». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.raexpert.ru/project/regcongress/2014/ranking

15. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ. Выпуск 1 и 2. (2012 и 2014 гг.). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hse.ru/primarydata/rir2014

16. Рейтинг экспортного потенциала субъектов РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.google.com/fusiontables/DataSource?docid=1WrblMTMKv_BDlgIr3kx1G8JfsL3vgCFhyUqhot8#ro ws:id=1

17. Республика Карелия. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Отчёт о реализации мероприятий «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://smb10.ru/content/razvitie_2014/m,86,3875/

18. Селищева Т.А. Формирование инновационной экономики России. Коллективная монография / Под ред. Т А. Селищевой. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 206 с.

19. Смирнова Т.Г. Оценка промышленного потенциала региона (на примере Вологодской области) // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 12. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/12/19140

20. Федеральная Целевая Программа «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2015 г. № 570. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2016/449/

© Козина Ю.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.