Примечания
1 См . : Храмчихин А . В . В поисках идеального субъекта // Отечеств . зап. 2004. № 2 .
2 См . : Ожегов С. И . Словарь русского языка. М. , 1984.
3 См . : Иванов В . В . Автономные округа в составе края, областей — феномен «сложносоставных субъектов Федерации»: Конституц. -правовое исслед. М . , 2002. С. 45 .
4 См . : Лебедев В . А . , Анциферова О. В . Обеспечение единства законодательной системы Российской Федерации М , 2005 С 45
5 По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 12-П // Собрание законодательства Российской Федерации . 1997. № 29. Ст. 3581.
6 Иванов В . В . Указ . соч . С . 120 .
7 См . : Чиркин В. Е . Конституционное право Российской Федерации: Учеб. М . , 2001. С . 229.
8 Ульянов В . И . Сложноустроенные субъекты Российской Федерации в системе федеративных отношений: Автореф. дис .. .. канд. юрид. наук. Тюмень, 1999. С. 15 .
9 Подробней см . : Лебедев В . А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации М , 2000 С 53
10 См . : Устав Тюменской области // http . constitution . garant . ru
11 См : Лебедев В А , Анциферова О В Указ соч С 46
12 Собрание законодательства Российской Федерации . 1997. № 29. Ст. 3581 .
13 См . : Устав Корякского автономного округа // http . constitution . garant . ru
14 См . : Устав Пермской области // Бюл . норматив . актов Законодат. собр . Перм . обл . 1994. № 5 .
15 См . : Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 29. Ст. 3581.
16 Устав Ханты-Мансийского автономного округа // http . constitution . garant . ru
17 Подробней см . : Кириллов В . Ф. , Матейкович М . С . , Ульянов В . И . , Чеботарев Г Н . Курс лекций по конституционному праву Российской Федерации . Особенности конституционно-правового статуса Тюменской области — сложноустроенного субъекта Российской Федерации // http .www. distance . ru
А. М. Вагина
механизм правовой охраны и защиты прав в предпринимательской деятельности
В связи с радикальными изменениями, которые затронули наше общество в конце прошлого столетия, правовая наука подверглась основательному переосмыслению, начиная от самых общих понятий и категорий права и кончая чисто практическими проблемами эффективности регулирования той или иной группы общественных отношений . Вместе с тем особенностью переживаемого наукой исторического момента является то, что он придает непосредственное прикладное значение самым отвлеченным теоретическим исследованиям, например, исследованиям о закономерностях и особенностях взаимодействия конституционно-правовых и экономических реформ
Соответственно научная мысль вынуждена обратиться к предметам, совершенно или недостаточно исследованным, для определения сущности этих предметов и основ их взаимодействия с точки зрения общепринятых научных положений
В основательном осмыслении нуждается правовая наука, изучающая процесс и механизм формирования конституционно-правовых рамок становления в России устойчивого режима современной рыночной демократии . Многое, если не всё, требует тщательного исследования, например, понятие «экономические права», их назначение, структура и действие
В условиях перехода к новой, принципиально иной модели экономики формирование теоретических основ нового механизма правового регулирования экономических отношений становится актуальной практической задачей, ибо, не имея таких основ, мы не сможем создать того, что могло бы быть определено в качестве правового механизма Всякое субъективное право имеет свою социальную ценность лишь постольку, поскольку его воз-
можно осуществить . Отсюда возникает проблема реализации субъективных прав граждан, проблема их защиты1 . Это в полной мере относится и к экономическим правам граждан . Результатом такой защиты является стратегия государства внутри страны и во внешнеэкономической сфере, обеспечение необходимого уровня правового регулирования экономических отношений с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики
В экономике общественные отношения непосредственно связаны с государственноуправленческой деятельностью, государство выступает в качестве механизма, обеспечивающего, экономические интересы своих субъектов в рамках допустимых возможностей Комплекс создаваемых государством условий, требований, правовых норм, экономических нормативов, предписаний, директив обеспечивает правовую основу экономической деятельности субъектов и автоматически гарантирует надежность эффективного их функционирования Экономические потребности отдельных элементов общества аккумулируются в экономические интересы государства, которые обусловливают цели развития страны С государственными экономическими интересами корреспондируют соответствующие обязанности учреждений, организаций, предприятий, а также граждан . Здесь имеют место различные по своей видовой и отраслевой принадлежности общественные отношения — государственно-властные (например, по конституционному закреплению основ предпринимательской деятельности), финансово-правовые (например, налоговые), имущественные (по использованию имущества и своих способностей в той или иной деятельности) . Такие отношения регулируются соответственно нормами конституционного, финансового и гражданского права Однако экономическая деятельность всё больше нуждается и будет нуждаться в специальном комплексном правовом регулировании В настоящее время реализация конституционных прав граждан на осуществление предпринимательства обеспечивается в разной степени несколькими публичными механизмами государственного регулирования экономики — лицензированием, сертификацией, стандартизацией, в которых объединяются разные по своей природе отрасли и институты законодательства
Законодатель выделяет отношения, возникающие в экономической деятельности, поскольку они затрагивают интересы не одной какой-то личности, а группы людей, общества, и иногда могут привести к серьезным социальным последствиям Это придает правонарушениям в данной сфере особый оттенок, который вынужден учитывать законодатель, устанавливая не только административную, гражданско-правовую и уголовную, но и конституционную ответственность за нарушения норм и правил предпринимательской и иной экономической деятельности
Поэтому для обеспечения беспрепятственного пользования конституционными правами и свободами оправданным представляется наше исследование, проведенное с целью выявления сущности, содержания, основных традиций в практике государственно-правовой защиты (охраны) экономических прав граждан
К основным экономическим правам относятся конституционные права, непосредственно устанавливающие основы экономической системы России Провозглашенное в Конституции РФ право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч . 1 ст. 34), право частной собственности и другие вещные права (ст. 35), право граждан Российской Федерации и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36) отчасти остаются декларативными, поскольку вопросы государственно-правовой реализации основных экономических прав так и не стали предметом комплексного законодательного регулирования . Необходимо отметить, что потребность в государственно-правовой охране этих прав закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, многоукладности экономики, приватизации государственной и общественной собственности, значительного увеличения числа граждан, располагающих различными видами собственности
Определениям эффективности реализации прав и свобод личности в научной литературе посвящено немало работ Некоторые исследователи реализацию права предлагают трактовать в контексте многоаспектного процесса правового регулирования2 . В противовес этой позиции другие авторы считают, что правовое регулирование и реализация норм права представляют собой отдельные, обладающие специфическими чертами грани функционирования права3 . Специфичность реализации норм права при этом связывается с результативностью, обеспечением фактического итога собственно юридического качества Однако и те, кто разрабатывал проблему механизма социального действия права в целом, итоговым, финальным моментом такого действия называли также и правомерное социально активное поведение субъектов права4 .
Большинство ученых придерживается мнения, что реализация норм права не тождественна реализации закрепляемых ими прав Такова, в частности, позиция Н В Витрука и В . В . Копейчикова5 . Различия в этих понятиях они объясняют тем, что:
1) нормы, закрепляющие субъективные права, относятся только к виду управомочивающих и, следовательно, требуют такой безусловной предпосылки реализации, как инициатива субъекта права;
2) практическое осуществление субъективного права связано с реализацией ряда правовых норм;
3) нормы в целом и собственно субъективные права предполагают различные условия, гарантии реализации и меры по восстановлению при нарушениях
Не отрицая всего вышесказанного, считаем совершенно справедливым утверждение о том, что конституционные права человека и гражданина (а они являются также и субъективными правами) не могут быть сведены к понятию нормы права или нормы Конституции В противном случае нельзя было бы объяснить такие качества основных прав, как неотчуждаемость, принадлежность от рождения, способность определять смысл, содержание и применение законов, законодательной и правоприменительной деятельности в целом (ст. 18 Конституции)6 . Конституция — в генетическом аспекте — выполняет по отношению к основным правам и свободам личности только функцию формального (юридического) учреж-дения7
В отечественной юридической литературе реализация прав граждан рассматривается как регламентированный правовыми нормами многоаспектный процесс8, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств При этом одни авторы полагают, что права в процессе реализации «обретают реальность», которая и обеспечивает возможность удовлетворения потребностей и интересов субъекта9; другие же трактуют реализацию как собственно использование соответствующих благ10 .
Говоря о благах, заключенных в экономических правах, можно сказать, что к ним относится самостоятельность осуществления индивидом своего экономического потенциала, в том числе с использованием юридически оформленных результатов предшествующего воплощения таких возможностей (собственности) Степень этой самостоятельности определяется и социальной природой труда вообще и разнообразной системой факторов, реализующих общественный уклад жизни в каждом конкретном случае11
Перечень соответствующих научных высказываний можно продолжить, но нас, прежде всего, интересует содержательная характеристика такого механизма, который бы обеспечивал реальную возможность пользования конституционным правом на предпринимательскую деятельность, поскольку действие Конституции исключает автоматизм реализации ее норм12
В правовой литературе существует мнение, что рассматривать понятие эффективности механизма правового регулирования экономических прав следует через возможность удовлетворения интересов субъектов, полагая, что экономика функционирует на основе само-регуляции13 . По мнению Е. Б . Хохлова, современное хозяйство представляет собой рынок, где производство и движение товаров определяются соотношением спроса и предложения Как спрос, так и предложение существуют не абстрактно, они персонифицированы и, сле-
довательно, представлены конкретными субъектами, преследующими свои собственные экономические интересы и взаимодействующими лишь постольку, поскольку эти интересы пересекаются
Из множества актов поведения конкретных лиц вырисовываются общие закономерности функционирования хозяйства, то есть происходит саморегуляция экономики Однако современное общество не довольствуется действием «невидимой руки» (выражение А . Смита) в экономике и корректирует это действие . Даже в самой «рыночной» стране существующий экономический порядок является смешанным, поскольку в его функционировании сочетаются саморегуляция и регулирование со стороны государства В первую очередь речь идет о разработке механизма регулирования экономических отношений и определения правовых приоритетов в сфере правоотношений собственности
В связи с этим актуальным представляется методически выверенный подход к раскрытию правового содержания отношений в экономике на основе взаимодействия права, управления и рынка В процессе осуществления права граждан на предпринимательство при реализации законодательных норм, регулирующих это право, возникают трудности, а порой и противоречия, обусловленные различными интересами субъектов права, других лиц, общества и государства Эти трудности носят концептуальный характер, в силу чего возникает необходимость определения пределов этого права, условий, его реализации Это является, с одной стороны, объективной потребностью функционирования общества и выполнения в этих пределах государством своей функции по защите прав и свобод человека и гражданина, а с другой стороны, возможностью их обеспечения в интересах каждой личности
Вопрос о структуре механизма реализации прав граждан в юридической литературе с советских времен продолжает оставаться дискуссионным Иногда называют три составные части этого механизма:
1) механизм обеспечения, который является предпосылкой осуществления прав граждан;
2) механизм непосредственной реализации практического претворения в жизнь;
3) механизм защиты, вступающий в действие при нарушении прав и направленный на их восстановление14
На наш взгляд, не стоит называть механизм обеспечения предпосылкой осуществления прав и разделять механизм реализации на составные части, потому что и обеспечение и защита прав выступают как сопровождающие его действие процессы
По мнению К Б Толкачева, механизм реализации прав граждан состоит из двух подсистем: обеспечения реализации прав и действий (актов поведения) граждан по пользованию благами, закрепленными правами15 . В структуре механизма реализации прав граждан выделяются два основных момента:
1) осуществление или непосредственная реализация права;
2) обеспечение (гарантирование) непосредственной реализации права
Для понимания действия механизма реализации экономических прав граждан нужно раскрыть роль государства в этом процессе; показать соотношение охраны и защиты этого права в сфере прав и свобод граждан как стадии процесса их реализации; охарактеризовать формы и способы реализации указанного права, раскрыть систему гарантий
Поскольку сам по себе механизм отвечает на вопрос «как?», в основу построения любого механизма должны быть положены способы (или методы) воздействия на предмет, которые бы обеспечивали наиболее рациональное воплощение целей С С Алексеев, подчеркивая, что «в качестве непосредственного предмета правового регулирования выступает волевое поведение участников общественных отношений, включает в систему правовых средств (субстанциональных явлений), обеспечивающих результативность такого регулирования, юридические нормы и субъективные права и обязанности»16
С . А . Комаров утверждает, что «для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов применения права»17 . Следует согласиться с В . И . Крус-сом, который полагает, что «и в одном и в другом случае феномен конституционных прав
и свобод оказывается как бы за рамками соответствующей проблемы, но вряд ли это спра-ведливо»18 По мнению С С Алексеева, среди «сложившихся правовых форм решения жизненных проблем», которые открывают второй уровень анализа средств механизма правового регулирования, найдется место для лицензирования, сертификации и тому подобных «форм» В связи с чем необходимо выделять и учитывать в теории и на практике существенные особенности средств подобного рода19 Своеобразие последних определяется их функциональным призванием — составлять (в ряду иных элементов) механизм правового регулирования пользования конституционными правами и свободами Данное обстоятельство, тем не менее, не получило развернутого теоретического обоснования и мало учитывается в нормотворческой и правоприменительной практике «В любом случае на соблюдении прав человека,— замечает А С Мордовец,— отрицательно сказывается отсутствие теоретической разработки, подобной механизму осуществления прав и свобод личности»20
Справедливость последнего приведенного положения требует определенных оговорок Из того обстоятельства, что по выражению С А Мордовца, отечественное правоведение удовлетворялось правовым механизмом охраны и защиты личности в различных его мо-дификациях21, еще не следует, что ни одна из этих модификаций не определяла такое понимание проблемы, которое приближалось бы к современным «демократическим» представлениям Достаточно, например, сослаться на монографию Н С Бондаря, в которой раскрывалась структура механизма реализации социально-экономических прав советских граждан22
Л. Д . Воеводин, исследуя механизм реализации прав и свобод как сложное и многостороннее в организационно-политическом и юридическом отношении явление, утверждал, что данный механизм призван преодолевать тот «зазор», который существует как между смыслами слов «реализация» и «результат», так и между записанными в конституции юридическими возможностями приобретения социальных благ и фактическим пользованием этими благами23
Поскольку постановка вопроса о конституционных средствах охраны и защиты прав и свобод человека предполагает, прежде всего, раскрытие понятия «конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина», необходимо показать соотношение понятий «правовые средства, юридические средства» и «конституционные средства» Правовые средства — это те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы права, обеспечивается достижение поставленных целей Эти цели могут быть различными, но, в конечном счете, они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений24
Понятие «юридические средства» является одним из центральных в инструментальной теории права25, пытающейся ответить на вопрос о том, какие социальные задачи могут решать конкретные правовые механизмы, где и в каком порядке их можно использовать в практической правовой деятельности для достижения социально значимых результатов
Определенное сочетание юридических средств, в качестве которых выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и тому подобное, мы можем наблюдать в правовых режимах, в методах правового регулирования, что в конечном итоге придает специфику отраслям и институтам права, выражает особенный порядок организации конкретных общественных отношений26
Как известно, проблематика охраны и защиты прав человека конституционными средствами активно разрабатывалась и в советской, и в постсоветской юридической науке Однако нельзя сказать, что в результате научного поиска было достигнуто единство мнений в главном — относительно понятия «конституционные средства» В целом можно выделить два основных подхода к определению содержания этого понятия Рассмотрим, как это понятие анализирует В А Лебедев27, в его определении понятие «конституционные средства» более широкое, чем «конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека»
Он утверждает, что термин «конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина» следует толковать как в широком, так и в узком смысле слова
Представители широкого подхода полагают, что под конституционными средствами охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина понимают все правовые явления, а также субъективное право человека на осуществление действий и устранение препятствий в процессе функционирования правозащитных механизмов для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина28 Следовательно, согласно Конституции РФ, управомоченное лицо имеет конституционное средство охраны и защиты своих прав и свобод, например, право на защиту (государственную, судебную), право на подачу обращения (жалобы, заявления), с помощью которых оно либо уполномоченный орган возбуждает правозащитный (правоприменительный) процесс
Субъективное право на защиту выступает в качестве возможности посредством юрисдикции или иных уполномоченных органов применять в отношении обязанного лица или актов его деятельности средства (меры) государственно-принудительного свойства в целях устранения препятствий в реализации стремлений управомоченного лица29
Аналогичную позицию занимает В А Сапун, который полагает, что правовые средства — это такие институциональные образования, реальное функционирование и использование которых приводит к практическому осуществлению объективного и субъективного права, его претворению в жизнь, достижению конечного, социально-правового результата30
Широкое толкование конституционно-правовых средств охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина позволяет говорить о них, как о существующих в российской правовой системе юридических средствах охраны и защиты, независимо от их отраслевой принадлежности (конституционные, гражданско-правовые и т д ) В данном случае понятие «юридические средства охраны и защиты» в полном объеме совпадает с понятием «конституционные средства охраны и защиты» в широком смысловом значении
В узком смысле понятие «конституционные средства охраны и защиты» заключается в различном субъективном составе применяющих их лиц для восстановления права, т е средства охраны и защиты, предоставленные непосредственно управомоченному лицу, чьи права и свободы были нарушены, и управомоченному на их применение органу
Представляется, что средства имеют своим назначением охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, складывающихся во всех сферах жизнедеятельности общества (социальной, политической, экономической) При этом практика показывает, что конституционные средства охраны и защиты других отраслей права применяется тогда, когда средства охраны и защиты других отраслей права уже исчерпаны, но нарушенное при этом право не восстановлено
Конституционные средства охраны и защиты прав человека и гражданина предназначены для устранения законодательных и иных проблем, препятствующих (или могущих препятствовать) нормативной реализации конституционных прав и свобод . Нормы, которые устанавливают основания применения конституционных средств охраны и защиты, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их осуществляющим
По мнению В А Лебедева, рассмотренные выше признаки позволяют выделить из механизма правового регулирования и механизма правовой защиты те средства охраны и защиты, которые относятся именно к конституционным средствам охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина31
Понятие «конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина» имеет право на существование наравне с понятиями «правовые средства» и «юридические средства защиты» В механизме реализации прав человека ключевую роль играют гарантии этих прав Однако гарантии не обеспечивают автоматического осуществления прав Государство обязано создавать надлежащие условия (политические, социальные, материальные), при которых человек может реализовать свои права
Следует подчеркнуть, что юридическими гарантиями (санкциями) обеспечиваются не все отношения, а лишь те, которые не противоречат государственным интересам Например, в СССР отрицался институт частной собственности на средства производства, не признавалась рыночная экономика, что вовсе не означало фактического отсутствия данных явлений, существовавших в сфере действия «теневой» экономики
Изменение политической ситуации привело к реформированию государственного строя и, как следствие, к нормативному закреплению права частной собственности (в том числе и на средства производства) и установлению ее паритетного по отношению ко всем другим видам собственности (прежде всего государственной) положения32
В настоящее время ст 8 Конституции РФ гарантирует поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности независимо от того, осуществляется ли эта деятельность государственной организацией или частным лицом В свое время Л Д Воеводиным была предложена модель определения гарантий конституционного права как фактических условий и средств, включая материальные, политические, идеологические и юридические, которые обеспечивают пользование таким полномочием как действительным, а не мнимым33 Можно утверждать, что это определение и сегодня применительно к экономическим правам остается вполне «рабочим»
Конституция, по мнению Е В Спекторского, не производит социальных реформ Зато она создает для них законную возможность Она вообще не разрешает по существу ни одного общественного вопроса Зато без нее нельзя разрешить ни одного вопроса, ибо она устанавливает пути для решения всех общественных вопросов34 В том числе вопроса о гарантировании возможностей пользования конституционно закрепленными правами, поэтому гарантии пользования правами следует рассматривать в качестве конституционных Можно утверждать, что экономические права, и в частности право на предпринимательскую деятельность, в России имеет достаточно высокую ценность для широкого круга населения, прежде всего для тех, кто им активно пользуется
Поскольку Конституция, особым образом, моделируя и закрепляя идеальные параметры должного для всех сфер общественной жизни, придает им известную формальную определенность (нормативность), можно говорить и об общих конституционных гарантиях экономических прав
Применительно к экономической сфере такими являются гарантии единства экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и равенства форм собственности (ст 8 Конституции РФ) Сюда же можно отнести гарантии запрета монополизации и недобросовестной конкуренции (ч 2 ст 3), охрану собственности (ст 35 и 44), возмещение незаконно причиненного вреда (ст 53) В И Крусс относит к числу конституционных гарантий на предпринимательскую деятельность, имеющих общесоциальный характер [охрану труда и здоровья людей (ст. 7 Конституции РФ); гарантии социального обеспечения и добровольного социального страхования (ст. 39); гарантированные формы охраны здоровья и медицинской, включая бесплатную, помощи (ст. 41); право на возмещение ущерба, причиняемого здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42); установление общедоступности и бесплатности общего и среднего профессионального образования, а также — на конкурсной основе — высшего (ст. 43)], и подчеркивает, что практика их применения не всегда учитывает установленные требования полным образом35
Для общих юридических гарантий особое значение имеет проблема конкретизации законодательного их закрепления Видимо, поэтому Н В Витрук относил саму конкретизацию к числу юридических гарантий реализации конституционных прав и свобод36 . Базисным источником законоустановленных юридических гарантий пользования правом на предпринимательскую деятельность следует признать Гражданский кодекс РФ В нем конкретизировано содержание конституционного правомочия в гражданской сфере (ч 3 п 1 ст 2), определены предпосылки (условия) начала и прекращения индивидуального (ст 21; п . 1, 2 ст. 23; ст. 25; п . 1 ст. 27) и коллективного (ассоциированного) пользования правом;
представлены разнообразные способы и виды нормативного опосредования правопользова-ния как частных, так и публичных правовых отношений .
В последующие годы проблемы гарантирования возможностей предпринимательской деятельности периодически поднимались в различных целевых федеральных и региональных программах . Особое значение в этом ряду имеет Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. 37
Важной задачей этой программы была разработка проекта федерального закона о защите прав и законных интересов предпринимателей38 . В ней говорилось о создании системы государственного гарантирования предпринимательской деятельности (в единстве гарантий защиты и пользования правом на предпринимательскую деятельность и соответствующих механизмов практического обеспечения) . Важным направлением гарантирования предпринимательской деятельности является заявленная в программе система мер по преодолению административных барьеров, препятствующих развитию и деятельности малого предпринимательства . Частично соответствующие гарантии получили нормативное закрепление в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Примечания
1 См . : Глущенко П . П . Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан: Теория и практика / Под ред В. П . Сальникова . СПб. , 1998. С . 60 .
2 См . : Ткаченко Ю. Г Методические вопросы теории правоотношений . М . , 1980. С . 118 .
3 См . : Решетов Ю. С . Реализация норм советского права: Системный анализ . М . , 1989. С . 32 .
4 См . : Казимирчук В . П . Социальный механизм действия права // Сов . государство и право . 1970. № 10 . С. 39-40.
5 См . : Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М . , 1983. С. 47-49; Копейчиков В. В. Реализация субъективных прав // Сов . государство и право . 1984. № 3 . С . 15 .
6 См . : Крусс В . И . Право на предпринимательскую деятельность — конституционное полномочие личности. М . , 2003. С. 294.
7 См . : Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения: Учеб. пособие для вузов . М . , 1997. С. 27-
29
8 См . : Ткаченко Ю. Г Методические вопросы теории правоотношений . М . , 1980. С . 118 .
9 См . : Матузов Н . И . Личность . Права . Демократия: Теоретические проблемы субъективного права . Саратов, 1972. С. 7.
10 См . : Бондарь Н. С. Самоуправление народа и социально-экономические права граждан СССР: конституционный аспект. М . , 1988. С . 103 .
11 См . : Крусс В. И. Указ. соч. С. 295.
12 См . : Лучин В . О. Указ . соч . С . 59.
13 См . : Хохлов Е . Б . О механизме регулирования труда в условиях многоукладной экономики // Правоведение 1994 № 1 С 39-48
14 См : Пучкова М В Нормативные акты Совета Министров союзной республики о конституционных правах граждан // Сов . государство и право . 1985. № 3 .С . 123 .
15 См . : Толкачев К . Б . Место органов внутренних дел в механизме реализации личности конституционных прав и свобод: Дис . ... канд . юрид наук М . , 1982. С . 69-70.
16 См . : Алексеев С. С. Теория права. М . , 1994. С. 211-212, 219.
17 См : Комаров С А Личность в политической системе общества: полит -правовое исслед Саранск, 1995 С. 43 .
18 См . : Крусс В. И . Указ . соч . С . 439.
19 Там же С 440
20 См . : Общая теория государства и права / Под ред. М . Н . Марченко: В 2 т. М . , 2000. Т. 1 .С . 277.
21 Там же С 267-277
22 См . : Бондарь Н . С. Указ. соч . С. 99-115 .
23 Воеводин Л . Д . Юридический статус личности в СССР: Учеб. пособие . М . , 1977. С . 267-269.
24 См . : Матузов Н . И . , Малько А. В . Теория государства и права: Курс лекций. М . , 1997. С . 621 .
25 См . : Сапун В. А. Инструментальная теория права в юридической науке // Современное государство и право: Вопросы теории и истории. Владивосток, 1992. С . 20 .
26 См . : Халфина Р. О. Право как средство социального управления . М . , 1998.
27 См . : Лебедев В. А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России. М . , 2005. С. 145-149.
28 См . : Попов З. В. Охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Авто-реф . дис . ... канд . юрид наук Челябинск, 2004. С . 9.
29 См . : Матузов Н . И. , Малько А. В. Указ. соч. С . 631 .
30 См . : Сапун В . А . Механизм реализации советского права // Правоведение . 1988. № 1 . С . 5 .
31 См . : Лебедев В . А . Указ . соч . С . 146-148.
32 Ромашов Г А. Государство: территория, население, власть . СПб. , 1998. С. 53-54.
33 Воеводин Л. Д . , Златопольский Д . Л . , Куприц Н. Я. Государственное право зарубежных социалистических стран. М . , 1972. С . 179.
34 Спекторский Е . В . Что такое конституция . М . , 1997 С . 6-8 .
35 См : Крусс В И Указ соч С 529
36 См . : Конституционный статус личности в СССР / Редкол . : Н . В . Витрук и др . М . , 1980. С . 200.
37 Собрание законодательства РФ 2000 № 8 Ст 959
38 См . : Всероссийский съезд представителей малых предприятий. Малое предпринимательство в России: Сб законопроектов М , 1999
Н. И. Куленко
конституционно-прАвовыЕ вопросы государственного регулирования организации нотариата на федеральном и региональном уровнях
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы нотариата находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов . Это обусловлено тем, что государство гарантирует каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи, а также обеспечение нотариальным обслуживанием Кроме того, отнесение этого полномочия к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов означает принятие на себя как Федерацией, так и каждым из субъектов Федерации ответственности за состояние дел в данной сфере, обязанности сообща организовывать охрану прав населения, обеспечивать все виды гарантий их реализации, создавать надлежащие институты защиты прав . Комплекс вопросов этой сферы решается Основами законодательства РФ о нотариа-те1, а постоянное управление осуществляется Федеральной регистрационной службой Российской Федерации2 и ее территориальными органами в субъектах Федерации
Однако следует отметить, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. не дают четкого определения органа, уполномоченного регулировать деятельность нотариата на федеральном уровне . Только анализ Основ в целом позволяет сделать вывод, что таким федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование деятельности нотариата в общегосударственном масштабе, является Министерство юстиции РФ. Однако в связи с тем, что, как отмечалось, в настоящее время на федеральном уровне создана Федеральная регистрационная служба РФ, а в субъектах Федерации ее территориальные органы, к ним перешли все полномочия Министерства юстиции РФ по организации деятельности нотариата В частности, в соответствии с Положением о Федеральной регистрационной службе3 к полномочиям этого органа относятся: открытие и упразднение государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации (п . 11); наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации (п . 12); организация выдачи лицензий на право нотариальной деятельности (п 13); удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств (п . 14); осуществление в установленном порядке контроля за исполнением нотариусами профессиональных обя-