Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ НЕПРЕРЫВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ'

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ НЕПРЕРЫВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / МАТРИЦА ВЕЛИЧИНЫ РИСКОВ / ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ И ДОЛЖНАЯ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Али-Аскяри Сарваз Ахмедович

Научная новизна состоит в предложении нового подхода к оценке рисков деятельности организации в части требования непрерывности и принципа осмотрительности. Цель статьи - предложить механизм оценки компонентов системы внутреннего контроля через матрицу величины рисков. Исследование позволяет оценить непрерывность деятельности и требования осмотрительности в деятельности организации и своевременно выявлять их влияние на стратегию развития компании. Такие компоненты, как контрольная среда, оценка рисков, процедура и оценка внутреннего контроля, предложено определять через матрицу величины рисков, которые определяют степень влияния по шкале на содержание и качество изучаемых показателей. В исследовании использовались общенаучные методы, способы структурного и логического анализа, экспертный метод оценки рисков. Теоретическую и методическую основы исследования составили труды современных ученых, международные и действующие нормативно-правовые документы. Представленные значения оценочной вероятности наступления рисков и шкала степени влияния на финансовый результат и сроки их проявления позволяют использовать их на предприятиях различных сфер деятельности и организационно-правовой формы собственности. Результаты исследования рекомендуется использовать коммерческими корпоративными организациями, некоммерческими учреждениями и организациями бюджетной сферы при оценке рисков непрерывности деятельности и осмотрительности для рационального подхода оценки доходов и активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A FRAMEWORK FOR ASSESSING GOING CONCERN AND PRUDENCE THROUGH THE PRISM OF RISKS IN THE ORGANIZATION’S INTERNAL AND EXTERNAL CONTROL

The research novelty consists in proposing a new approach to assessing the risks of an organization’s activities in terms of the going concern principle and the requirement of prudence. The aim of the article is to propose a mechanism for assessing the components of the internal control system through a matrix of the magnitude of risks. The study allows assessing the going concern and due diligence requirements in the organization’s activities, and to timely identify their impact on the company’s development strategy. The study employed general scientific methods, methods of structural and logical analysis, an expert method for assessing risks. The theoretical and methodological foundations of the study were the works of modern scientists, international and current regulatory documents. The values of the estimated probability of risks to occur, the scale of influence on the financial result and the timing of their manifestation are presented, which allows using them at enterprises different in activities and form of ownership. The results of the study can be used by commercial corporate organizations, non-profit institutions, and public sector organizations in assessing the going concern risks and prudence for a rational approach to assessing income and assets.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ НЕПРЕРЫВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 56

УДК 338:242

Б01: 10.17223/19988648/56/11

С.А. Али-Аскяри

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ НЕПРЕРЫВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Научная новизна состоит в предложении нового подхода к оценке рисков деятельности организации в части требования непрерывности и принципа осмотрительности. Цель статьи - предложить механизм оценки компонентов системы внутреннего контроля через матрицу величины рисков. Исследование позволяет оценить непрерывность деятельности и требования осмотрительности в деятельности организации и своевременно выявлять их влияние на стратегию развития компании. Такие компоненты, как контрольная среда, оценка рисков, процедура и оценка внутреннего контроля, предложено определять через матрицу величины рисков, которые определяют степень влияния по шкале на содержание и качество изучаемых показателей. В исследовании использовались общенаучные методы, способы структурного и логического анализа, экспертный метод оценки рисков. Теоретическую и методическую основы исследования составили труды современных ученых, международные и действующие нормативно-правовые документы. Представленные значения оценочной вероятности наступления рисков и шкала степени влияния на финансовый результат и сроки их проявления позволяют использовать их на предприятиях различных сфер деятельности и организационно-правовой формы собственности. Результаты исследования рекомендуется использовать коммерческими корпоративными организациями, некоммерческими учреждениями и организациями бюджетной сферы при оценке рисков непрерывности деятельности и осмотрительности для рационального подхода оценки доходов и активов.

Ключевые слова: риск, непрерывность деятельности, компоненты оценки системы внутреннего контроля, матрица величины рисков, осмотрительность и должная осмотрительность

В рыночной экономике государство должное внимание уделяет риск-ориентированным отношениям. В этих условиях возрастают требования к учету и контролю, достоверности отчетности и оценке возможности экономических субъектов выполнять свои обязательства перед обществом, коллективом, контрагентами. Своевременная оценка рисков позволяет оперативно реагировать на возникающие события, влияющие на финансовое состояние организации.

В статье выделены основные показатели и их группировка для оценки рисков. Представлены компоненты, которые актуальны для системы внутреннего контроля в бухгалтерском и налоговом учете. Составлена матрица и обоснована шкала оценки рисков. Для выявления наступления события

или внештатной ситуации необходимо воспользоваться механизмом оценки рисков, в связи с чем требуется определить структуру системы внутреннего контроля и ее полномочия. Представленные информационные ресурсы дают возможность своевременно оценить риски и снизить их. Формирование действующих обязательных резервов в бухгалтерском учете позволяет сгладить возникающие негативные тенденции.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у экономического субъекта возникает необходимость в учете фактов хозяйственной жизни. В самом бухгалтерском учете используется диспозитивная норма права, за исключением общих (двойной записи, в рублях, взаимозависимых счетах), однако требования установлены к локальному документу «Учетная политика», который разрабатывает сам субъект предпринимательской деятельности с отражением совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

Вместе с тем только пять процентов экономических субъектов используют данный инструмент полностью. Еще примерно 20 %, составляющих учетную политику, используют только половину из содержания документа. Для более 70 % субъектов принятие учетной политики - простая формальность, что отражается на стратегии развития организации.

Законодательные и нормативно-правовые акты через учетную политику приводят к соблюдению принципов и требований. Так, в учетной политике предполагается отражение обособленности имущества, непрерывности деятельности и последовательности применения учетной политики, а также раскрытие требований полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Следует отметить, что в современных научных публикациях недостаточно уделено внимания соблюдению принципов и требований к бухгалтерскому учету через призму рисков, в связи с этим рассмотрение данной проблемы является актуальным и имеет практическую значимость [1-4].

Цель исследования - оценить влияние принципа и требования бухгалтерского учета через призму рисков, влияющих на показатели финансовой отчетности.

Риск - событие, оказывающее воздействие на финансово-хозяйственную деятельность организации. Существенность - это признак наиболее значимых событий или показателей, влияющих на результаты деятельности экономического субъекта.

Автор статьи исследует принцип непрерывности деятельности и требования осмотрительности, поскольку они в ряде стандартов и нормативных актов содержат императивные нормы права.

Учет принципа непрерывности деятельности. Организация должна составлять финансовую отчетность на основе допущения о непрерывности деятельности, кроме случаев, когда руководство либо намеревается ликвидировать эту организацию или прекратить ее коммерческую деятельность, либо не имеет никакой реальной альтернативы, кроме как поступить таким образом [5].

Согласно МСА 570, при ведении бухгалтерского учета на основе принципа непрерывности деятельности финансовая отчетность составляется

исходя из допущения о том, что организация непрерывно осуществляет свою деятельность и будет продолжать осуществлять свою деятельность в обозримом будущем [6].

Непрерывность деятельности предполагает, что экономический субъект ближайшее время от 12 месяцев и более сможет продолжать свою деятельность. Так, согласно концепции формирования бухгалтерской отчетности, принцип допущения непрерывности деятельности в России является обязательным.

Данную оценку ежегодно руководство экономического субъекта обязано раскрывать в пояснительной записке или дополнительной информации к годовой финансовой отчетности. Кроме того, аудиторы должны подтверждать в ходе аудита соблюдение данного принципа через собранные доказательства (на определенный период времени) из материалов ретроспективного характера, поскольку не могут прогнозировать будущие события и условия. В то же время аудиторы не обязаны проводить какие-либо аудиторские процедуры, кроме направления запроса руководству, для выявления событий или условий, которые могут вызвать сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность. Непрерывность деятельности разделяется на два вида, которые отражены на рис. 1.

Рис. 1. Виды непрерывности деятельности

Признание непрерывности деятельности означает отсутствие в организации наличия существенной неопределенности.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности организации сталкиваются с различными трудностями в зависимости от вида деятельности, сферы экономики, влияния внутренних и внешних факторов, предпринимательского и неопределенного риска. Это означает, что экономические субъекты должны проводить анализ, составлять прогнозы, рассчитывать риски и только на основании полученных данных давать оценку непрерывности деятельности.

На наш взгляд, для оценки непрерывности деятельности необходимо разработать механизм, сущность которого заключается в следующем:

1. Определяются качество системы внутреннего контроля, полнота использования учетной политики. Далее формируется система общих показателей, таких как выручка, себестоимость, управленческие расходы, коммерческие расходы, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, прочие доходы и расходы, задолженность по налогам.

2. Полученный результат позволит внутренним и внешним контролерам воспользоваться информацией для оценки системы внутреннего контроля и формирования доказательной базы. Внутренний контроль, в соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ, осуществляется следующими внутренними органами или сторонними организациями, на которые возложена данная функция экономического субъекта [7]:

- органы управления;

- ревизионная комиссия (ревизор);

- главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (физическое или юридическое лицо, с которым экономический субъект заключил договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета);

- внутренний аудитор, служба внутреннего аудита;

- специальные должностные лица, специальное подразделение экономического субъекта, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;

- другой персонал и подразделения.

Важно помнить, что при передаче обязанности внутреннего контроля сторонней организации необходимо данные функции прописать в договоре на обслуживание, и только тогда можно получить результат.

Осуществляющие внутренний контроль органы должны оценить понимание и содержание компонентов, которые определены в нормативных актах, однако значимость их применения и приоритетность остаются за экономическими субъектами.

Пять компонентов, которые определены Министерством финансов и Федеральной налоговой службой для оценки системы внутреннего контроля, показаны в табл. 1.

На первый взгляд, представленные компоненты одинаковые, однако их внутреннее содержание имеет свои особенности. Так, по информации Минфина РФ, в оценке системы внутреннего контроля уделяется больше внимания рискам и ошибкам в целом по организации, а по документу Федеральной налоговой службы (ФНС) приоритет имеет своевременность оплаты налогов и операций, подлежащих сомнению. Мы полагаем, что при формировании внутреннего локального документа для оценки системы внутреннего контроля необходимо учитывать оба документа как дополняющие друг друга. На практике учетная политика учитывает интересы и учета, и налогообложения.

Таблица 1. Компоненты оценки внутренней системы контроля

Информация Минфина РФ [7] Приказ Федеральной налоговой службы [8]

Контрольная среда Контрольная среда организации

Оценка рисков Выявление и оценка организацией рисков

Процедуры внутреннего контроля Контрольные процедуры организации

Информация и коммуникация Информационная система организации

Оценка внутреннего контроля Мониторинг организации средств контроля

Для общих показателей, таких как выручка, себестоимость, управленческие и коммерческие расходы, дебиторская и кредиторская задолженность, прочие доходы и расходы, налоги и др., автор предлагает использовать матрицу для оценки каждого выявленного нарушения или риска и определить результат их влияния на общий показатель деятельности (табл. 2). По данной матрице следует оценивать влияние рисков по профильному направлению для определения стоимости, сроков, содержания, качества [9] в зависимости от цели и задачи выявления рисков и профильного направления сферы деятельности предприятия.

В процессе внутреннего контроля риск-менеджер (далее - специалист) проводит оценку влияния выявленного отклонения (например, статья расхода «Заработная плата» к общей сумме «Расходы»), а также влияния общего показателя «Расходы» на выручку (доход) или прибыль (чистую прибыль).

Например, риск-менеджер по внутренним документам определил выдачу заработной платы иностранному работнику, которая осуществлялась через кассу (наличными), что нарушает нормы валютного законодательства. Далее риск-менеджер, исходя из имеющихся данных, определяет по табл. 2 вероятность и степень влияния этого нарушения на финансовую деятельность.

Первое действие. Оценка вероятности - «средняя»; расходы в целом по данной статье учтены правильно, отнесены на бухгалтерские счета верно, налоги и сборы уплачены в полном объеме и в срок. Степень влияния (отклонение статьи «Заработная плата» на расходы в целом) - «низкая».

Используя табл. 2 и сопоставляя значения, специалист классифицирует риск как «низкий» с позиции учета и дальнейшего расчета общих показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Второе действие. Полученное отклонение в неправильной выдаче заработной платы иностранному работнику риск-менеджер сопоставляет с общими показателями чистой прибыли, так как штрафы уплачиваются и относятся к данной статье.

Риск-менеджер определяет по табл. 2 вероятность и степень влияния на чистую прибыль предприятия. Вероятность оценивается как «высокая». Степень влияния определяется тоже как «высокая».

Используя табл. 2 и сопоставляя значения, специалист классифицирует риск как «высокий».

Таким образом, выявленное отклонение в части выдачи заработной платы наличными средствами иностранному работнику в общей сумме

расходов оценивается как «низкий» риск, в то же время к общему показателю чистой прибыли оно определяется как «высокий» риск.

Специалист составляет расчет обоснования выбора классификации риска по матрице (табл. 2), используя принцип осмотрительности, и рекомендует его снижение или недопущение возникновения в будущем с позиции непрерывности деятельности. Далее он передает информацию в органы управления, уполномоченные принимать решения.

Таблица 2. Матрица величины рисков

Вероятность Классификация рисков (величина)

Очень высокая Средний Средний Высокий Высокий Высокий

Высокая Низкий Средний Средний Высокий Высокий

Средняя Низкий Средний Средний Высокий Высокий

Умеренная Низкий Низкий Средний Средний Высокий

Низкая Низкий Низкий Низкий Низкий Средний

Низкая Умеренная Средняя Высокая Очень высокая

Степень влияния

Оценка рисков по матрице позволяет выделить риски, негативное влияние которых может быть значительным для достижения текущих или стратегических целей. Полученные результаты следует обобщить по шкале оценки рисков (табл. 3).

Таблица 3. Шкала оценки рисков

Риски Оценочная вероятность наступления, % Степень влияния на финансовый результат,% Степень влияния на сроки, % Степень влияния на содержание Степень влияния на качество

Низкий 10-20 0-1,9 0-1,9 Изменения не заметны Изменения не заметны

Умеренный 21-30 Увеличение < 2 Увеличение < 2 Незначительные изменения Незначительные изменения

Средний 31-50 < 3-10 < 3-10 Значительные изменения Изменения качества результатов деятельности, влияющие на среднесрочный и долгосрочный периоды

Высокий 51-70 <11-20 <11-20 Неприемлемое для предприятия Существенное влияние на возможность достижения целевых показателей и результатов деятельности

Очень высокий 71-90 > 21 > 21 Достижение конечных результатов невозможно Остановка и невозможность реализации в целом после наступления риска

В зависимости от принятия управленческих решений и структуры организации информация о выявленных рисках передается в органы управления, уполномоченные принимать решения.

По результатам полученных оценок составляется сводный документ с указанием недостатков, нарушений, а также причин возникновения рисков. На его основе разрабатываются мероприятия по устранению и/или снижению рисков, по совершенствованию системы внутреннего контроля организации, которые предлагается оформить в виде журнала (книги) с таким содержанием: задачи, мероприятие, сроки выполнения, ответственные исполнители, примечание.

Пользователи данного журнала (книги), в том числе аудитор, могут воспользоваться внутренними документами при их наличии в организации для оценки непрерывности деятельности организации на срок не более 12 месяцев, а для бюджетных и автономных учреждений - не менее 3 лет.

Предложенный перечень общих показателей носит открытый характер. Органы внутреннего контроля, выполняя свои функции, выбирают или дополняют содержание журнала рядом показателей, более существенных, что выявляется отношением статьи бухгалтерского баланса к валюте баланса и выражается в процентах. Значительные изменения статей в сторону увеличения или снижения за три года в отчетности характеризует уровень о непрерывности деятельности. Существенной при этом, на наш взгляд, считается не только сумма, но и характер ошибки и её влияние на финансовые показатели организации.

Например, увеличение выручки - в целом позитивный момент - в деятельности организации, однако, если в то же время увеличивается кредиторская задолженность быстрыми темпами и снижаются расчеты с контрагентами, то это может стать основной причиной неспособности своевременного расчета, возникновения исков, штрафов, что показывает перспективность или неспособность управлять активами и выполнять обязательства.

Еще один показатель - резкое увеличение расходов - также может вызвать риск непрерывности деятельности. Для разных организаций показатели могут быть неодинаковыми. Например, в общих показателях нивелируются такие явления, как потеря ключевого поставщика или сотрудника, право осуществлять деятельность по лицензии и др.

Учет требования осмотрительности. Далее рассмотрим допущения формирования бухгалтерской финансовой отчетности с учетом требования осмотрительности.

На практике специалисты экономических служб, как правило, требования осмотрительности путают с должной осмотрительностью при выборе контрагента в необоснованном обогащении за счет бюджета или своевременного выявления негативных обстоятельств в осуществляемых бизнес-процессах самой организации.

Для проверки сведений аудиторы и органы внутреннего контроля могут воспользоваться открытыми источниками о наличии / отсутствии

негативных факторов по конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Такая проверка позволяет выявить надежность партнера, своевременно обнаружить появление негативных обстоятельств в осуществляемых бизнес-процессах самих организаций, а также снизить возникающий риск или уменьшить влияние выявленного события.

Приведем несколько открытых надежных официальных источников для контроля контрагентов:

http://egrul.nalog.ru - сервис ФНС России, предоставляет выписку по ЕГРЮЛ / ЕГРИП, что позволяет получить существенную информацию: наименование юридического лица, юридический адрес, учредители, размер уставного капитала (изменения), сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, и др. [10];

https://service.nalog.ru/zd.do - сервис ФНС России, можно получить по ИНН информацию проверяемого контрагента о состоянии на определенную дату, о наличии задолженности по уплате налогов, превышающей 1 000 руб., наличии сведений о том, направлялась ли информация судебному приставу, а также о предоставлении налоговой отчетности;

https://service.nalog.ru/bi.dotfresult - данные о блокировке счета или приостановлении, подробные сведения в pdf-формате [11];

https://pb.nalog.ru - сведения о физических лицах, являющихся руководителем (учредителем) нескольких юридических лиц, о наличии у руководителя ограничений в управлении в судебном порядке, т. е. дисквалификации по решению суда [12];

https://egrul.nalog.ru/index.html - источник дает важную дополнительную информацию о внесении изменений в учредительные документы [13];

https://rmsp.nalog.ru - ресурс, который позволяет узнать категорию экономического субъекта малого и среднего предпринимательства [14];

https://service.nalog.ru/pau.do - даёт возможность проверить арбитражного управляющего [15];

http://zachestnyibiznes.ru - альтернативный источник «За честный бизнес», который можно использовать для получения дополнительной информации, такой как судебное участие, выигранные / проигранные дела, наличие дополнительного бизнеса у руководителя контрагента [16];

https://www.vestnik-gosreg.ru - сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ [17];

https://fssp.gov.ru/iss/ip - ресурс федеральной службы судебных приставов, который позволяет узнать о наличии задолженности [18];

http://kad.arbitr.ru - источник, позволяющий определить, является ли контрагент истцом (ответчиком, третьим лицом, иным лицом), дает возможность узнать сумму исковых требований, судить о потенциальном финансовом положении проверяемого контрагента [19].

Представленные информационные ресурсы помогают аудиторам и специалистам внутреннего контроля воспользоваться источниками, выявить

возможности наступления события и правильно оценить влияние риска на последующие действия.

В требовании осмотрительности в бухгалтерском учете заложен иной смысл, чем должная осмотрительность, оно направлено на рациональный подход к деятельности и не должно вводить в заблуждение мифическими доходами или активами. Так, осмотрительность - большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, организация не должна допускать создание скрытых резервов [20].

Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности по требованию осмотрительности предполагает, что в организациях формируются различные резервы. Как правило, по итогам финансового года многие резервы закрываются бухгалтерской записью на финансовый результат. В то же время такие резервы, как выплаты отпускных, проведение капитального ремонта, могут формироваться и с переходящим остатком на следующий финансовый год и на несколько лет.

Действующие нормы права подразделяются на императивные и диспо-зитивные.

Императивные нормы, обязательные к исполнению, сочетаются со словами «обязан», «должен» или прямо прописаны текстом нормы для лица, попадающего в правовое поле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). Следовательно, у организации нет права выбора, как создавать резервы сомнительных долгов.

Диспозитивные нормы оставляют право выбора. Данная норма выражается словами «может», «имеет право» или по тексту предоставляются способы, нормы, методы и другие критерии, то есть лицу, которое находится в правовом поле, предоставляется право выбора.

Например, диспозитивной нормой начисления амортизации при наличии основных средств в бухгалтерском учете выступают 4 способа, а в налоговом - 2 способа.

Согласно нормам резервы в бухгалтерском учете создаются на императивном, а в налоговом - на диспозитивном праве. Однако отказ от создания резерва с искажением статьи бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 % будет считаться как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета (ст. 15.11 КоАП ПФ) [21].

Исходя из нормы права создания резервов полагаем, что информацию о требовании осмотрительности необходимо выявлять по данным бухгалтерского учета. Для этого предлагаем воспользоваться учетной политикой, информационными ресурсами и системой мероприятий (журнал-книга) по совершенствованию внутреннего контроля.

Алгоритм расчета резерва по сомнительным долгам нормативно-правовым актами по бухгалтерскому учету не установлен. Методы расчета резерва, их периодичность закрепляются в учетной политике. За основу можно взять порядок начисления резерва, предложенный п. 4 ст. 266 НК РФ [22].

Группируя и сравнивая полученные данные по ресурсным источникам, бухгалтерская служба должна иметь в наличии информацию о резервах их использования (списания / начисления). Оценку просроченной задолженности и ее уровень определяет сама организация. На наш взгляд, сформированная информация по каждому контрагенту и полученные результаты можно оценить по степени влияния на финансовый показатель экономического субъекта с использованием предложенной нами матрицы (см. табл. 2).

Особенности учета в бюджетной сфере принципа непрерывности. Для государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений в последние годы введены новые стандарты для государственного сектора. Данные организации и учреждения также должны соблюдать допущение непрерывности деятельности, однако ее срок составляет не менее 3 лет [23].

Организации бюджетной сферы применяют Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 402-ФЗ, согласно которому они обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности с учетом положения бюджетного законодательства РФ и положения о внутреннем финансовом контроле.

С учетом специфики бюджетной сферы информативной базой для оценки непрерывности деятельности выступают результаты внутреннего финансового аудита. На практике контролируется эффективность и экономическая целесообразность расходования бюджетных средств. Этому способствует цифро-визация экономики бюджетной сферы. Опыт показывает, что государство целенаправленно идет к тому, чтобы создать централизованные органы ведения бухгалтерского учета по ведомственной подчиненности.

Цели и задачи внутреннего финансового аудита бюджетной сферы направлены на оценку бюджетного риска, которая включает в себя качественные и количественные показатели. Полученные результаты могут способствовать внешним аудиторам в оценке непрерывности деятельности бюджетных организаций.

Особенности учета требования осмотрительности в бюджетной сфере. В части требования осмотрительности в организациях бюджетной сферы создаются резервы, которые обязательны в бухгалтерском учете, а в налоговом - по выбору самой организации. Однако при этом надо иметь в виду, что в стандарте «Резервы» [24] есть своя специфика. Для государственного сектора с 1 января 2020 г. введены в учете резервы при соблюдении критериев по норме диспозитивного права. Резервы представлены по следующим видам: по претензиям, искам, реструктуризации, по гарантийному ремонту, убыточным договорным обязательствам, демонтажу и выводу основных средств из эксплуатации.

В федеральном стандарте бухгалтерского учета «Резервы» подробно излагаются моменты признания, оценка при признании, последующая оценка резервов и раскрытие информации.

По результатам финансового года резервы списываются при наступлении события, при их недостаточности относятся на расходы текущего года, однако при неиспользовании суммы признаются как прочие доходы. На наш взгляд, некоторые резервы могут быть длительными по периоду наступления события, по срокам и / или сложности эксплуатации объектов. В этом особенности их учета.

Таким образом, экономические субъекты рыночной структуры и бюджетной сферы для применения требования осмотрительности должны формировать резервы в бухгалтерском и налоговом учете.

Аудиторы и органы внутреннего контроля должны вначале дать оценку системе внутреннего контроля. Предложенная матрица и шкала позволяют оценить риски и применить принцип непрерывности деятельности с учетом срока по сферам деятельности.

На основании предложенных нами данных и механизма ее реализации у аудиторов появляется возможность выполнить одно из основных требований проведения количественной и качественной оценки непрерывности деятельности экономического субъекта и оценить аналитические процедуры требования осмотрительности, это положительно отразится на снижение рисков экономического субъекта.

Литература

1. Аманжолова Б.А. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности: оценка непрерывности деятельности экономических субъектов. Новосибирск : СибУПК, 2006. 118 с.

2. Леухина Т.Л. Оценка непрерывности деятельности в теории и практике развития организации. Йошкар-Ола : МарГТУ, 2011. 147 с.

3. Жминько С.И., Бакланова П.В. Методика аудита непрерывности деятельности организаций. Краснодар : КубГАУ, 2013. 179 с.

4. Бутусов Е.В. Риск-ориентированный подход к оценке и внутреннему контролю непрерывности деятельности организации. Уфа : УГНТУ, 2014. 134 с.

5. Приказ Минфина России от 28.12.2015 № 217н «Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"».

6. Приказ Минфина России от 09.01.2019 № 2н «Международный стандарт аудита 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности"».

7. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

8. Приказ ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

9. Али-Аскяри С.А. Методика риск-ориентированного аудита. Новосибирск, 2020. 192 с.

10. Сервис предоставления сведений из реестра ЕГРЮЛ/ЕГРИП. URL: http://egrul.nalog.ru

11. Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и / или не представляющих налоговую отчетность более года. URL: https://service.nalog.ru/zd.do

12. Информирование банков о состоянии обработки электронных документов. URL: https://service.nalog.ru/bi.do#result.

13. Прозрачный бизнес. URL: https://pb.nalog.ru

14. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru

15. Сайт ФНС. URL: https://service.nalog.ru/pau.do

16. За честный бизнес. URL: http://zachestnyibiznes.ru

17. Вестник государственной регистрации. URL: https://www.vestnik-gosreg.ru

18. Банк данных исполнительных производств: ФСПП России. URL: https://fssp.gov.ru/iss/ip

19. Электронное правосудие. URL: http://kad.arbitr.ru

20. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

21. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001.

22. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 117-ФЗ от 05.08.2000.

23. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности / ФСБУ».

24. Приказ Минфина России от 30.05.2018 № 124н «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах».

A Framework for Assessing Going Concern and Prudence Through the Prism of Risks in the Organization's Internal and External Control

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 2021. 56. pp. 138-151. DOI: 10.17223/19988648/56/11 Sarvaz A. Ali-Askiari, Novokurs Center for Continuing Professional Education LLC (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: arim@inbox.ru

Keywords: risk, going concern, internal control assessment components, risk magnitude matrix, prudence and due diligence.

The research novelty consists in proposing a new approach to assessing the risks of an organization's activities in terms of the going concern principle and the requirement of prudence. The aim of the article is to propose a mechanism for assessing the components of the internal control system through a matrix of the magnitude of risks. The study allows assessing the going concern and due diligence requirements in the organization's activities, and to timely identify their impact on the company's development strategy. The study employed general scientific methods, methods of structural and logical analysis, an expert method for assessing risks. The theoretical and methodological foundations of the study were the works of modern scientists, international and current regulatory documents. The values of the estimated probability of risks to occur, the scale of influence on the financial result and the timing of their manifestation are presented, which allows using them at enterprises different in activities and form of ownership. The results of the study can be used by commercial corporate organizations, non-profit institutions, and public sector organizations in assessing the going concern risks and prudence for a rational approach to assessing income and assets.

References

1. Amanzholova, B.A. (2006) Audit bukhgalterskoy finansovoy) otchetnosti: otsenka nepreryvnosti deyatel'nosti ekonomicheskikh sub"ektov [Audit of accounting (financial) statements: assessment of the going concern of economic entities]. Novosibirsk: SibUPK.

2. Leukhina, T.L. (2011) Otsenka nepreryvnosti deyatel'nosti v teorii i praktike razvitiya organizatsii [Assessment of Going Concern in the Theory and Practice of Organization Development]. Yoshkar-Ola: MarSTU.

150

С.А. Anu-AcKMpu

3. Zhmin'ko, S.I. & Baklanova, P.V (2013) Metodika audita nepreryvnosti deyatel'nosti organizatsiy [Methodology of Audit of the Going Concern of Organizations]. Krasnodar: Kuban State Agrarian University.

4. Butusov, E.V. (2014) Risk-orientirovannyy podkhod k otsenke i vnutrennemu kontrolyu nepreryvnosti deyatel'nosti organizatsii [Risk-oriented approach to the assessment and internal control of the going concern of the organization's activities]. Ufa: Ufa State Petroleum Technological University.

5. Ministry of Finance of the Russian Federation. (2015) Mezhdunarodnyy standart finansovoy otchetnosti (IAS) 1 "Predstavlenie finansovoy otchetnosti": prikaz Minfina Rossii ot 28.12.2015 № 217n [International Financial Reporting Standard (IAS) 1 "Presentation of Financial Statements": Order No. 217n of the Ministry of Finance of Russia of December 28, 2015].

6. Ministry of Finance of the Russian Federation. (2019) Mezhdunarodnyy standart audita 570 (peresmotrennyy) "Nepreryvnost' deyatel'nosti": prikaz Minfina Rossii ot 09.01.2019 № 2n [International Auditing Standard 570 (revised) "Going Concern": Order No. 2n of the Ministry of Finance of Russia of January 9, 2019].

7. Ministry of Finance of the Russian Federation. (2013) Organizatsiya i osushchestvlenie ekonomicheskim sub"ektom vnutrennego kontrolya sovershaemykh faktov khozyaystvennoy zhizni, vedeniya bukhgalterskogo ucheta i sostavleniya bukhgalterskoy (finansovoy) otchetnosti: informatsiya Minfina Rossii № PZ-11/2013 [Organization and Implementation by an Economic Entity of Internal Control of the Facts of Economic Life, Accounting and Preparation of Accounting (Financial) Statements: Information No. PZ-11/2013 of the Ministry of Finance of Russia].

8. Federal Tax Service of Russia. (2017) Ob utverzhdenii Trebovaniy k organizatsii sistemy vnutrennego kontrolya: prikaz FNS Rossii ot 16.06.2017 № MMV-7-15/509@ [On Approval of Requirements for the Organization of the Internal Control System: Order No. MMV-7-15/509@ of the Federal Tax Service of Russia of June 16, 2017].

9. Ali-Askyari, S.A. (2020) Metodika risk-orientirovannogo audita [Methodology of Risk-Based Audit]. Novosibirsk: Siberian University of Consumer Cooperation.

10. Federal Tax Service of Russia. (n.d.) Servis predostavlenie svedeniy iz reestra EGRYuL/EGRIP [Get information from business registers (USRLE/USRIE)]. [Online] Available from: http://egrul.nalog.ru

11. Federal Tax Service of Russia. (n.d.) Svedeniya oyuridicheskikh litsakh, imeyushchikh zadolzhennost'po uplate nalogov i/ili ne predstavlyayushchikh nalogovuyu otchetnost' bolee goda [Information about juridical persons that have tax arrears and/or have not submitted tax reports for more than a year]. [Online] Available from: https://service.nalog.ru/zd.do

12. Federal Tax Service of Russia. (n.d.) Informirovanie bankov o sostoyanii obrabotki elektronnykh dokumentov [Informing banks about the status of processing electronic documents]. [Online] Available from: https://service.nalog.ru/bi.do#result

13. Prozrachnyy biznes [Transparent Business]. (n.d.) [Online] Available from: https://pb.nalog.ru

14. Federal Tax Service of Russia. (n.d.) Edinyy reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Unified Register of Small and Medium-Sized Enterprises]. [Online] Available from: https://rmsp.nalog.ru

15. Federal Tax Service of Russia. (n.d.) [Online] Available from: https://service.nalog.ru/pau.do

16. Za chestnyy biznes [For Fair Business]. (n.d.) [Online] Available from: http://zachestnyibiznes.ru

17. Vestnik gosudarstvennoy registratsii [Bulletin of State Registration]. (n.d.) [Online] Available from: https://www.vestnik-gosreg.ru

18. Federal Bailiffs Service (n.d.) Bankdannykh ispolnitel'nykhproizvodstv [Data bank of enforcement proceedings]. [Online] Available from: https://fssp.gov.ru/iss/ip

19. Elektronnoe pravosudie [Electronic Justice]. (n.d.) [Online] Available from: http://kad.arbitr.ru

20. Russian Federation. (2011) O bukhgalterskom uchete: federal'nyy zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ [On Accounting: Federal Law No. 402-FZ of December 6, 2011].

21. Russian Federation. (2001) Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh № 195-FZ ot 30.12.2001 [The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses No. 195-FZ of December 30, 2001].

22. Russian Federation. (2000) Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' vtoraya) № 117-FZ ot 05.08.2000 [The Tax Code of the Russian Federation (Part Two) No. 117-FZ of August 5, 2000].

23. Ministry of Finance of the Russian Federation. (2016) Predstavlenie bukhgalterskoy (finansovoy) otchetnosti / FSBU: prikaz Minfina Rossii ot 31.12.2016 № 260n [Presentation of Accounting (Financial) Statements / FSBU: Order No. 260n of the Ministry of Finance of Russia of December 31, 2016].

24. Ministry of Finance of the Russian Federation. (2018) Rezervy. Raskrytie informatsii ob uslovnykh obyazatel 'stvakh i uslovnykh aktivakh: prikaz Minfina Rossii ot 30.05.2018 № 124n [Reserves. Disclosure of Information on Contingent Liabilities and Contingent Assets: Order No. 124n of the Ministry of Finance of Russia of May 30, 2018].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.