ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ
III РАЗВИТИЕМ
УДК 338(470+571) П.П. ЖУРИЛО, к.э.н., соискатель кафедры финансов
и экономического анализа
ФГКОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Москва, ул. Академика Волгина, 12
заместитель начальника 3 научно-технического отдела
Центр оперативно-тактических исследований внутренних войск МВД России (при ГКВВ МВД России), г. Москва, ул. Красноказарменная, 9а Электронный адрес: [email protected]
МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Эффективное обеспечение экономической безопасности России в современных условиях невозможно без создания современного механизма этой деятельности. В механизме обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в современных условиях могут быть выделены следующие основные элементы [4, с. 68-69]:
1. Мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности.
2. Выработка пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам.
3. Деятельность государства по выявлению и предупреждению угроз безопасности экономики характеризуют:
Обеспечение экономической безопасности и противодействие угрозам экономической безопасности выступает одной из основополагающих задач государства на современном этапе. Экономическая безопасность как отдельная категория распространяется не только на человека, общество и государство, но и на хозяйствующие субъекты всей экономической системы. В статье рассматриваются основные элементы механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, а также особенности обеспечения экономической безопасности России в современных условиях.
Ключевые слова: экономическая безопасность; эффективная экономическая система; факторный анализ; инновационная направленность
66 © Журило П.П., 2012
- различия в национальных интересах, стремление к более полному выделению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов. Специфика интересов требует определения механизмов их реализации и разработки соответствующей стратегии;
- обострение экономической борьбы за пользование ресурсами из-за ограниченности природных ресурсов, разной степени обеспеченности ими отдельных стран;
- возрастание значимости фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создать необходимые условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его четкую работу ставится в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии. Вот почему рост конкурентоспособности одних стран рассматривается другими как опасность, угроза их национальным интересам.
Далее необходимо выделить особенности обеспечения экономической безопасности России в современных условиях, потенциальные возможности российской экономики:
- во-первых, ускорение формирования в стране институтов и механизмов, обеспечения экономической безопасности;
- во-вторых, изменение модели взаимодействия с мировым хозяйством, дополнившее товарообмен иными формами сотрудничества - переплетением капиталов, научно-технической кооперацией, производственной интеграцией на основе новой парадигмы отношений;
- в-третьих, увеличение национального дохода по сравнению с обусловленными масштабами внутреннего производства на основе роста международного оборота ресурсов и повышения его эффективности;
- в-четвертых, повышение производительности труда и конкурентоспособности отечественной экономики, усиление роли международного обмена как фактора сбалансированности экономического роста.
Важное место в механизме обеспечения экономической безопасности занимает ее мониторинг. При этом можно провести сопоставление фактических и пороговых данных с количественными параметрами пороговых значений экономической безопасности.
В основе функционирования механизма обеспечения экономической безопасности России должна закладываться готовность и возможность обеспечить макро и микроэкономическую стабильность под воздействием любых условий и факторов. Важную роль при обеспечении макроэкономической стабильности играет присоединение к ВТО на максимально выгодных для российской экономики условиях.
Ключевыми направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу являются: повышение благосостояния населения, снижение уровня бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Они нашли отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1].
Для решения этих задач необходимо: продолжение институциональных преобразований; реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения; развитие агропромышленного комплекса; создание благоприятного инвестиционного климата; проведение структурной перестройки экономики; модернизация промышленности и активизация инновационной деятельности.
Для этого требуется создание эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижении избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и повышении конкурентоспособности человека, государственных институтов и бизнеса.
Успешному социально-экономическому развитию России сегодня препятствуют:
- слабая эффективность государственного управления;
- отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала;
- низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора;
- неравномерное осуществление реформ на региональном и муниципальном уровнях;
- низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения;
- слабая диверсификация российской экономики, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары;
- инфраструктурные ограничения экономического роста [3, с. 62-64]. Избыточным и обременительным остается вмешательство органов власти
в деятельность хозяйствующих субъектов. Одним из наиболее серьезных препятствий экономическому росту в России в настоящее время является слабая институциональная среда, в том числе недостаточно высокий уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы. При этом государство не обеспечивает предоставление в достаточной степени высокого качества услуг. Отсутствуют эффективные механизмы гражданского контроля за принятием решений по основным направлениям социальноэкономического развития.
Демографическая ситуация в стране характеризуется недостаточно высоким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности, неэффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам Российской Федерации и представляет угрозу национальной безопасности России. Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 июня 2012 г. составила 143,1 млн чел. и с начала года увеличилась на 60,6 тыс.чел., или на 0,04% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось снижение численности населения на 12,4 тыс.чел., или на
0,01%) [5].
Естественная убыль населения в январе-мае 2012 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. на 72,6 тыс. чел. Миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 106,4% [5].
Сокращение численности трудоспособного населения не позволяет обеспечить формирование квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для развития материального и интеллектуального потенциала Российской Федерации, и способствует усилению технологической зависимости России от иностранных государств.
В целях обеспечения доступности и повышения качества медицинских, социальных и образовательных услуг требуется модернизация здравоохранения, образования и социальной сферы, направленная на обеспечение соответствия государственных гарантий медицинской помощи, образовательных стандартов, форм социальной поддержки имеющимся финансовым ресурсам.
Остается достаточно высокой доля нерыночного сектора в отдельных отраслях экономики, сохраняется непрозрачность деятельности субъектов естественных монополий, что не позволяет полностью сформировать рыночную среду.
Существующие ограничения на межрегиональное перемещение факторов производства, связанные с неразвитостью рынков жилья, капитала и транспортной инфраструктуры, снижают эффективность экономических связей между регионами Российской Федерации.
Одной из важных задач является развитие территорий, имеющих геополитическое значение и требующих разработки отдельных программ, учитывающих особенности их территориального и политического положения.
Современный этап развития мировой экономики характеризуется растущим уровнем глобализации. Важную роль играет не только объем внешнеторгового оборота, но и участие в международных экономических процессах, место российской экономики в мировых «цепочках» создания добавленной стоимости.
Российская экономика характеризуется крайне невысокой степенью диверсификации экспорта, неэффективным использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг и продукции наукоемких отраслей.
Необходимо изменить структуру российской экономики и снизить ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего от конъюнктуры цен на топливно-сырьевые ресурсы.
Глобализация мировой экономики и международных производственных отношений происходит при сохранении национально-государственной формы организации экономических систем. Российское предпринимательство, получив прямой выход на мировые рынки, во многих случаях сталкивается не просто с отдельными конкурирующими компаниями, а с государственномонополистическими структурами, противостоять которым в одиночку они оказываются неспособными.
Потребности обеспечения экономической безопасности России требуют от российской экономики развития новых отраслей специализации. Причем глобализация обусловливает особую гибкость и способность быстро перестраивать свою экономическую структуру и повышать качество выпускаемой продукции в ответ на усиление конкуренции со стороны традиционных и новых зарубежных производителей.
В серии работ Р. Хаусманна с соавторами изучается влияние экспорта на развитие экономик быстрорастущих стран. В частности, в них исследуются возможности диверсификации экспорта.
Диверсификация экономик редко осуществляется путем перемещения вверх по вертикальным производственным цепочкам. Другими словами, если страна производит ткани, то неверно думать, что естественным направлением диверсификации для нее будет производство одежды. На практике ткани и одежду производят разные страны.
Диверсификация экономики происходит в отношении тех товаров, производство которых связано с похожими требованиями к используемым ресурсам и оборудованию, человеческому капиталу и институциональной среде. То есть если страна производит настольные компьютеры, то она может освоить и производство ноутбуков, а в дальнейшем - и сотовых телефонов [7].
Используя данные о товарной структуре экспорта стран мира, Р.Хаусман и Б.Клингер построили показатель, измеряющий расстояние между товарами. Он рассчитывается как обратная величина к вероятности того, что страна экспортирует один товар при условии, что она экспортирует и другой.
Изучение поля таких товаров позволяет выделить несколько крупных товарных агломераций, в рамках которых товары расположены близко друг к другу, и, значит, диверсификация от одного товара к другому может происходить сравнительно легко. Это группы электронных товаров, тканей, одежды и продукция традиционных промышленных отраслей. Остальные товары расположены на сравнительно далеком расстоянии друг от друга, и естественным образом диверсифицировать экономику, специализирующуюся на их экспорте, будет сложно. Важнейшее место среди таких секторов занимают природные ресурсы и сельскохозяйственная продукция [8].
Группа под руководством Р. Хаусманна и независимо от них группа исследователей из Центра экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе рассчитали расстояния между товарами экспортной специализации России. Результаты расчетов оказались одинаковыми [7].
Российский экспорт находится на периферии поля товаров, и расстояния до ближайших товаров от существующей экспортной корзины очень велики. Поэтому естественная, или «органическая», диверсификация российской экономики чрезвычайно затруднена.
При сложившейся структуре экономики необходимо искать механизмы и инструменты стимулирования инвестиций в производство не только ближайших товаров, но и находящихся в тех агломерациях, где затем можно легко осуществлять «органическую» диверсификацию. Подобные инвестиции сопряжены с большим риском, поскольку непонятно, будут ли они коммерчески прибыльными.
Сегодня необходимы государственные институты, поддерживающие гибкость экономической структуры России и стимулирующие экспериментирование (разумеется, направленное на повышение производительности) со стороны как бизнеса, так и государства в сфере институтов, поддерживающих бизнес.
Из вышесказанного следует, что для диверсификации экономики, имеющей структуру, близкую к российской, нужны два вида институтов: государственные институты, стимулирующие инвестиции в новые сферы деятельности, и частные и государственные институты, обеспечивающие работу предприятий в новых секторах на российском и глобальном рынках.
Причем структура институтов второго вида существенно зависит от той новой специализации, которая будет складываться в России. Однако можно выделить некоторые основные черты, общие для двух видов институтов. К их числу относятся:
- стимулирование инноваций и инвестиций в новые для страны отрасли и сферы деятельности, что связано с повышенным риском;
- наличие институтов, позволяющих уменьшить информационные проблемы, возникающие у бизнеса при вхождении в новые сферы деятельности или в процессе работы в них (примеры: консалтинговые услуги, бенчмаркинг, юридические услуги и т. д.);
- формирование системы защиты контрактов и прав собственности, обеспечивающей отстаивание интересов сторон даже в условиях высокой неопределенности и больших рисков;
- наличие механизмов финансирования рискованных проектов, то есть разделение финансовых рисков между различными группами инвесторов;
- создание системы подготовки и переподготовки кадров и приобретения компетенций, способной быстро перестраиваться с учетом потребностей новых сфер деятельности.
Отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет российской экономике эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях - отраслях с наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. Использование научных достижений в производстве остается на низком уровне.
В последнее время экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети и энергетики. Принятые за последние годы меры, в том числе по реформированию естественных монополий, не привели к существенному увеличению инвестиций в указанные сектора экономики. Отчасти это связано с отсутствием институциональных условий, обеспечивающих прозрачность их деятельности, а также контроль за эффективным расходованием средств.
С целью решения указанных проблем Правительство Российской Федерации будет принимать меры, направленные на дальнейшее осуществление институциональных преобразований и стимулирование темпов экономического роста.
Необходимы срочные меры, направленные на совершенствование институциональной системы, в том числе создание четких и понятных «правил игры» для всех участников, обеспечивающих повышение в российском обществе уровня доверия всех субъектов экономической и политической деятельности [2, с. 78].
Особое значение для решения экономических задач имеет совершенствование судебной и правоохранительной систем.
Указанные выше инструменты механизма обеспечения экономической безопасности России создадут прочную основу для продолжения устойчивого экономического роста на долгосрочную перспективу.
Кроме того, для стимулирования экономического роста необходима реализация налоговой политики, которая должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки, в том числе снижение в среднесрочной перспективе основной ставки налога на добавленную стоимость, упрощение процедур расчетов и уплаты налогов и упорядочение налоговых проверок и отчетности.
С целью обеспечения инновационной направленности развития экономики необходимо осуществлять формирование механизмов, способствующих защите прав на интеллектуальную собственность, реализации инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики.
Требуется выработка эффективных мер по поддержке экспорта российской продукции, включая создание системы поддержки экспорта, аналогичной той, которая создана в странах - членах Всемирной торговой организации.
Необходима активизация таможенной политики с целью большего использования ее регулирующей, а не фискальной функции.
Особое внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе будет уделено реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса.
Должны разрабатываться инструменты, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В этой связи необходима координация деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.
Экономические преобразования в России выдвинули на первый план сложнейшие проблемы глубинных социально структурных процессов, динамика которых детерменирована прежде всего качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных слоев и групп населения (таблица). В I полугодии 2012 г. объем денежных доходов населения сложился в размере 17317,4 млрд руб. и увеличился на 7,3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 13407,7 млрд руб., что на 11,1% больше, чем в I полугодии 2011 г. Сбережения за этот период составили 2271,0 млрд руб., что на 4,3% ниже, чем в аналогичном периоде предыдущего года
[5].
Необходимо дальнейшее продолжение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.
Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения
Показатели Июнь В % к I полугодие 2012 г. в % к I полугодию 2011 г. Справочно
2012 г. июню маю июнь 2011 г. в % к I полугодие 2011 г. в % к I полугодию 2010 г.
2011 г. 2012 г. июню 2010 г. маю 2011 г.
Денежные доходы (в среднем на душу населения)1, руб. 23002 107,8 112,1 107,2 111,5 112,5 109,3
Реальные располагаемые денежные доходы1 103,0 111,5 102,7 102,4 112,6 99,4
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника2:
номинальная, руб. 28232 117,7 107,0 115,6 112,0 105,9 111,8
реальная, руб. 112,9 106,1 111,3 102,4 105,7 102,1
Средний размер назначенных пенсий, руб. 9163 111,0 100,0 109,7 108,8 100,0 110,6
Реальный размер назначенных пенсий, руб. 106,5 99,1 105,7 99,4 99,7 101,0
Предварительные данные. Оценка.
Журило П.П. Механизм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в современных условиях
Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно- консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры [6].
В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.
Для решения задач, связанных с устранением ограничений инфраструктурного и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса.
Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора будут обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.
Таким образом, следует отметить, что возрастание угроз экономической безопасности России диктует необходимость повышения эффективности научно обоснованного противодействия им путем разработки современных механизмов обеспечения экономической безопасности страны.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р. иКЬ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=90601 (дата обращения: 14.08.2012).
2. Любецкий Р. В. Совершенствование институциональной системы формирования человеческого капитала в современной России: дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.
3. Михайлов Л.М. Социально-экономическое развитие России в среднесрочной и долгосрочной перспективе: анализ современных программ и концепций // Сб. науч. тр. преподавателей МАЭП. М.: МАЭП, 2007.
4. ОвсянниковаЕ.В. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации: дис. ... канд. экон. наук. М.: 2008.
5. Федеральная служба государственной статистики (оперативная информация за январь-июнь 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru (дата обращения: 01.08.2012).
6. Харин A.A., Майборода В.П. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://aeer.cctpu.edu.ru/ winn/dbreg/articles/74.doc (дата обращения: 01.08.2012).
7. Hausmann R., Hwang J., Rodrik D. What You Export Matters // Journal of Economic Growth. 2007. Vol. 12, № 1.
8. Hausmann R., Klinger B. The Structure of the Product Space and the Evolution of Comparative Advantage. Harvard University, 2007.