Механизм обеспечения достойного труда и социальной защиты трудовых мигрантов в рамках региональных интеграционных объединений
Шубенкова Евгения Валериевна
д.э.н., профессор базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», [email protected]
Шичкин Игорь Алексеевич
к.э.н., доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», [email protected]
Рассматривается проблема обеспечения достойного труда и социальной защиты трудовых мигрантов на примере крупнейших интеграционных объединений в мире, таких как НАФТА, Евросоюз, ЕАЭС. Детерминированы подходы международных организаций по вопросам обеспечения достойного труда и социальной защиты различных категорий трудящихся. Проанализированы тенденции развития рынков труда, сферы занятости и трудовой миграции в макрорегионах мира. Выявлены ключевые проблемы, с которыми сталкиваются трудящиеся-мигранты в процессе реализации собственного трудового потенциала. Установлено, что дефицит достойного труда и недостаток социальной защиты для работников-мигрантов и их семей может вызвать неблагоприятные социально-экономические последствия в странах их происхождения и назначения. Охарактеризованы особенности механизма регулирования трудовой миграции в контексте обеспечения достойного труда и социальной защиты иностранных работников в рамках данных региональных интеграционных объединений. Сформулированы приоритетные направления обеспечения достойного труда и повышения социальной защиты в рамках региональных интеграционных объединений.
Ключевые слова: достойный труд, социальная защита, рынок труда, занятость, трудовые мигранты, региональные интеграционные объединения, социальная ответственность бизнеса, социальное партнерство.
В последние десятилетия наблюдается повышенное внимание международного сообщества к вопросам достойного труда и социальной защиты различных категорий трудящихся. В итоговом документе «Рио+20», миграция и защита прав трудящихся-мигрантов признаются одними из важнейших элементов развития и обсуждаются в контексте продуктивной занятости, достойного труда и социальной защиты. Миграция не была включена в качестве цели или показателя в перечень целей развития тысячелетия (ЦРТ), но была упомянута в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций (ООН). Наряду с миграцией, в Декларации фигурируют эффективная занятость и достойный труд.
В декларации Диалога на высшем уровне по вопросам международной миграции и развития, принятой Генеральной Ассамблеей ОоН в октябре 2013 года, также подчеркивается необходимость уважения и поощрения международных трудовых стандартов в соответствующих случаях, а также уважения прав мигрантов на своих рабочих местах и необходимость принятия эффективных мер по охране труда [4].
Учитывая возрастающее признание вклада трудовых мигрантов в развитие национальных и мирового рынков труда, интересы данной категории трудящихся обозначены ООН в качестве цели № 8 - «Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и обеспечении достойного труда для всех» в рамках документа «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (ЦУР). Установлено, что вопросы сферы труда представляли собой значительное упущение в предыдущих дискуссиях по вопросам устойчивого развития.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, резюмируя доклад о Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года отметил, что государствам-членам организации необходимо будет проработать более действенные механизмы обеспечения социальной защиты и достойного труда для всех. В свою очередь, это предполагает недопущение дискриминации, обеспечение равенства и инклюзивности на всех уровнях. В этой связи трудовые мигранты четко выделяются среди групп, которые охвачены Целью № 8 в области устойчивого развития. Таким образом, достойный труд мигрантов следует рассматривать как важное средство достижения справедливого, инклюзивного и устойчивого развития [6].
В докладе на Международной конференции труда в мае 2014 года генеральным директором Международной организации труда (МОТ) Г. Райдером сформулирована «Справедливая миграционная повестка дня», в рамках которой учитываются потребности рынка труда, а права всех трудящихся, включая мигрантов ставятся во главу угла. Следовательно, проблема международ-
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
es
0 es
es
01
о
Ш
m
X
<
m О X X
ной миграции в глобальной повестке дня по устойчивому развитию может рассматриваться исключительно в контексте обеспечения достойного труда и социальной защиты трудящихся-мигрантов и членов их семей. Международно-правовое регулирование труда, осуществляемое ООН и МОТ предполагает использование широкого инструментария, в том числе пактов, конвенций, рекомендаций, деклараций и др. (рис. 1).
ООН; дсклзряшш. пакты, конвенции, программа ЦУР.
МОТ: конвеншш. рекомендации. дектарашш. котшещшя достойного трудя.
Региональные ■птегряшонные □бьеднненнн. соглашения, договоры, программы. КОНВеНШ|П. лГфШП
LN
ги
>
формализация трудовых отношений; Л сгабншлвя, долговременная глитогп,; доетоПная оплата труда: безопасные условия труда; сохранение иукрвилаше ]доровыг качества трудов о il ¡а пни: предоставление социальные rapauridi. льгот i[ КОЫПевсяцнШ > соблкиение трудовых прав; У тендерное равенство и недопущение
ДЫСКрВЫЕШЯЦИИ.
Рисунок 1. Основные источники международно-правового регулирования труда и их роль в обеспечении достойной занятости трудящихся-мигрантов
Очевидно, что данная деятельность способствует повышению защищенности трудовых прав мигрантов. Однако несмотря на то, что свыше 180 млн трудящихся-мигрантов из 272 млн международных мигрантов во всем мире вносят значимый вклад в экономику принимающих и родных стран, трудовые мигранты зачастую исключаются из систем социальной защиты, и поэтому особенно уязвимы перед экономическими потрясениями, безработицей и бедностью. Трудящимся-мигрантам по сравнению с гражданами, работающими всю жизнь в одной стране, может быть отказано в доступе или иметься ограниченный доступ к социальному обеспечению из-за их статуса или гражданства, либо из-за недостаточной продолжительности периодов работы и проживания. Дефицит достойного труда и недостаток социальной защиты для работников-мигрантов и их семей может вызвать неблагоприятные социально-экономические последствия в странах их происхождения и назначения, в том числе вынуждая находить себе применение в теневой экономике. Эти проблемы характерны для большинства развивающихся стран, в том числе экспортеров рабочей силы, но для каждого региона есть свои особенности:
■ На Ближнем Востоке и в Северной Африке наблюдается высокая миграционная подвижность, при этом рабочие места мигрантов характеризуются плохими условиями труда; гендерная дискриминация ограничивает участие женщин на рынке труда; достойная занятость зачастую обеспечивается на основе связей, а не личных заслуг.
■ Для стран Африки к югу от Сахары характерны низкий уровень социальной защиты и широкое распространение прекаризации занятости; эксплуатация детского труда; высокая доля занятых в неформальном секторе экономики. Свыше 80% рабочих мест приходятся на семейное сельское хозяйство или несельскохозяйственную самозанятость (домашние предприятия). Кроме того, в регионе самый высокий уровень работающих бедных и самый низкий в мире уровень охвата детей школьным образованием.
■ В Латинской Америке и Карибском бассейне вследствие позитивной демографической динамики растет численность рабочей силы, но в основном это
молодые люди и женщины, которые заняты в теневом секторе. По-прежнему значительное число людей не получает образование, легальное трудоустройство или профессиональную подготовку. Наряду с этим, для региона типична высокая текучесть кадров и интенсивная миграционная подвижность населения.
■ В Азиатско-Тихоокеанском регионе участие женщин в рабочей силе низкое, а неустойчивая и неформальная занятость остается высокой. Наблюдается рост безработицы среди молодежи и существует серьезное, прогрессирующее неравенство в доходах. Более того, перед регионом стоит проблема социальной адаптации большого числа трудящихся-мигрантов.
■ Для Восточной Европы и Центральной Азии типична относительно высокая безработица, особенно среди молодежи, женщин и этнических меньшинств.
Таким образом, следует отметить, что для многих развивающихся стран мира характерен дефицит достойного труда и отсутствие либо неэффективное функционирование системы социальной защиты. Между тем, и в развитых странах в период становления неолиберальной глобализации возрастают масштабы прекаризации занятости, при этом снижается уровень гарантий и социального обеспечения работников.
В условиях интернационализации мировой экономики открываются перспективы для формирования трансграничных образований. Концепция транснационализма свидетельствует о возросшей конвергенции национальных рынков труда и уменьшении экономического и социального значения границ между государствами. Подобные транснациональные структуры отличаются от структур национального масштаба по трем параметрам:
- конституция транснациональных субъектов и интересов, наличие соглашений и договоров;
- определение и признание транснациональных прав;
- судебное разбирательство прав на транснациональном уровне.
Наряду с приведенными характеристиками, следует отметить наличие «транснациональных активистов», в качестве которых выступают иммигранты, профсоюзы, трудовые кооперативы, национальные комитеты и советы, правозащитные организации. На протяжении многих десятилетий трудовой транснационализм ограничивался преобладанием национальных государств в регулировании и надзоре за трудовыми отношениями, а также силой националистических призывов, способных убедить рабочих в том, что их коллеги в других странах угрожают их рабочим местам, заработной плате и льготам.
Далее произведем анализ атрибутивных элементов механизма обеспечения достойного труда и социальной защиты трудовых мигрантов в рамках крупнейших региональных интеграционных объединений на примере Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), Европейского союза (ЕС), Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Принятие в январе 1994 года Североамериканского соглашения о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой (НАФТА) изменило конфигурацию континентального экономического пространства в 1990-х годах, что привело к интенсификации миграционной подвижности внутри нового интеграционного объединения [8]. Архитектура Североамериканского соглашения о свобод-
ной торговле (НАФТА) не является иммиграционным соглашением, при этом в процессе его согласования, высшее руководство США и мексиканское правительство полагали, что стимулирование мексиканской экономики может ограничить иммиграцию в Соединенные Штаты. Идея заключалась в том, что Мексика сконцентрируется на развитии трудоемких производств, и что увеличение инвестиций из Соединенных Штатов и Канады приведет к созданию рабочих мест и увеличению заработной платы, тем самым уменьшив необходимость миграции на север в поисках работы с более высокой заработной платой. Эта точка зрения соответствует позиции экономистов, которые рассматривают миграцию как инвестиционное решение, для которого мигрант взвешивает выгоды и издержки переезда. Если в краткосрочной перспективе ожидалось, что либерализация обменов приведет к увеличению иммиграции, то в долгосрочной перспективе торговое соглашение должно было сократить разницу в заработной плате между Мексикой и ее северными соседями и, таким образом, устранить эмиграцию как наиболее оптимальную альтернативу для мексиканских рабочих.
Однако вопреки ожиданиям, ситуация развивается по обратному сценарию, учитывая не только рост иммиграции с середины 1990-х годов, но и высокую интенсивность нелегальной иммиграции граждан Мексики в США. Во время подписания соглашения, готовясь к ожидаемому краткосрочному увеличению иммиграционной подвижности, Соединенные Штаты усилили меры миграционного контроля на границе с Мексикой. Отчасти, это затруднило незаконное пересечение границы, но в итоге так не принесло желаемого сдерживающего эффекта. Фактически изменения, вызванные этими мерами, заключались не в сокращении численности мигрантов, пересекающих границу, а в уменьшении доли временных перемещений, в результате которых сезонные рабочие возвращались в Мексику после завершения сбора урожая или строительства. Результатом этой новой миграционной модели Североамериканского интеграционного объединения, стало резкое увеличение числа незарегистрированных иммигрантов из стран Латинской Америки, решивших остаться в Соединенных Штатах, что привело к росту недокументированного населения примерно до 11 млн человек.
Несмотря на то, что НАФТА не является классическим соглашением о трудовой миграции, в рамках данного регионального объединения заключено Североамериканское соглашение о трудовом сотрудничестве (North American Agreement on Labor Cooperation -NAALC), вступившее в силу в январе 1994 года. Его ключевой задачей, является защита трудовых прав работников, в том числе мигрантов. Соглашение находится в ведении Комиссии по трудовому сотрудничеству, которая состоит из Совета министров и трехнационального секретариата. Роль Секретариата состоит в оказании поддержки Совету министров, проведении исследований по вопросам труда и содействии странам-членам в деятельности трехнациональных трудовых кооперативов. В государствах-членах НАФТА учреждены Национальные административные органы для реализации Соглашения о трудовом сотрудничестве, которые выступают в качестве национального контрольного органа. Например, в Канаде функционирует Отделение двусторонних и региональных трудовых отношений, которое носит статус официального национального контрольного агентства. Канадский административный орган
обеспечивает подачу и получение публичных сообщений (жалоб) по вопросам трудового права, возникающих на территории другой стороны Соглашения о трудовом сотрудничестве.
Североамериканское соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой придало импульс развитию на американском континенте региональных интеграционных объединений, в рамках которых осуществляется мобильность рабочей силы. Так в 2004 году было принято Соглашение о свободной торговле между Доминиканской Республикой и Центральной Америкой (CAFTA). Это установило свободную торговлю с Коста-Рикой, Сальвадором, Гватемалой, Гондурасом, Никарагуа и Доминиканской Республикой.
В настоящее время на большей части территории Латинской Америки существует свободная торговля, и поэтому в Соединенных Штатах, скорее всего, будет наблюдаться устойчивый рост иммиграции латиноамериканцев, потерявших работу. Это потребует от «транснациональных активистов» более глубокой и комплексной разработки механизмов обеспечения достойного труда и социальной защиты трудящихся-мигрантов и членов их семей. Впрочем, многое зависит от общеполитического курса, проводимого национальными правительствами. К примеру, иммиграционная политика 45-го президента США Дональда Трампа в период 2017-2020 гг. подпадает под его программу «Америка прежде всего», цель которой - защитить американских рабочих и промышленность. В рамках данной политики сделан акцент на ограничение законной миграции, завершение строительства пограничной стены с Мексикой за ее счет, сужение круга получателей социальных пособий и др. Тем самым Трамп провозгласил отход от десятилетней иммиграционной политики США, которая фокусировалась на воссоединении семей и предоставлении убежища для беженцев. В этой связи Мексика и другие страны Латинской Америки под напором администрации Трампа, усилили меры борьбы против нелегальной иммиграции в США.
На территории Европы крупнейшим политическим и экономическим объединением, является Европейский союз (ЕС), который включает 27 государств-членов. Приоритетами миграционной политики ЕС выступают: регулирование потоков регистрируемой трудовой миграции, борьба с нелегальной иммиграцией, включая торговлю людьми и контрабанду; сотрудничество со странами исхода мигрантов, не являющимися членами ЕС [9].
Достойный труд обозначен в повестке дня европейского развития в 2006 году, когда в первом Европейском консенсусе по развитию говорилось, что «ЕС будет содействовать занятости и обеспечению достойного труда для всех». В сообщении Европейской комиссии «Содействие достойному труду» содержится призыв работать вместе, чтобы продвигать достойный труд в мире для всех.
Принятие Программы преобразований 2011 года еще больше усилило акцент ЕС на содействие занятости. В 2017 году Европейский консенсус по развитию привел политику развития ЕС в соответствие с Повесткой дня в области устойчивого развития ООН на период до 2030 года. В направлении достижения 8-й цели в области устойчивого развития, ЕС поставил задачу охватить достойным трудом всех без исключения, в том числе трудящихся-мигрантов. Таким образом, ЕС стремится к унификации прав и обязанностей для обычных
X X
о го А с.
X
го m
о
ю
2 О M
см
0 см
см
01
о ш т
X
3
А
т О X X
иммигрантов и граждан Евросоюза. Исходя из этого, Повестка в области обеспечения занятости и достойного труда ЕС сосредоточена на 4-х приоритетных направлениях:
> Максимальное увеличение достойных рабочих мест в целях обеспечения роста занятости;
> Повышение качества существующих рабочих мест в разрезе оплаты и условий труда как в формальной, так и в неформальной экономиках;
> Расширение доступа к достойным рабочим местам, особенно для наиболее уязвимых слоев населения, за счет оптимизации возможностей трудоустройства на основе лучшего образования и профессиональной подготовки, учета потребностей частного сектора и эффективной политики на рынке труда;
> Включение занятости в структуру экономической политики и различных программ.
С момента пика миграционного кризиса в 2015 году ЕС принял меры по более эффективному контролю внешних границ и миграционных потоков. В результате доля нелегальных пересечений границ ЕС уменьшилась на 90%. Наряду с этим, ЕС заключает соглашения о ре-адмиссии со странами происхождения и транзита нелегальных мигрантов с целью сотрудничества в борьбе с торговлей людьми и возвращения мигрантов на свою родину. Совместные комитеты по реадмиссии, как это предусмотрено в соответствующих соглашениях, контролируют их выполнение.
В целом следует отметит, что Европейский Союз испытывает трудности с правовым регулированием трудовой миграции [2]. Руководящие принципы, такие как Конвенция ЕС по внутренним делам, Стокгольмская программа или Конвенция ООН о трудящихся-мигрантах не были ратифицированы многими государствами. Трудящиеся-мигранты и их семьи социально не защищены надлежащим образом, а также недостаточно чувствительны к последствиям увеличения трудовой миграции для стран их происхождения.
Дефицит достойного труда и социальной защиты в странах ЕС подтверждается отдельными фактами. В частности, свыше 2 миллионов граждан Болгарии работают в плохих условиях в западных странах ЕС. В Болгарии около 9 миллионов жителей, и все больше граждан хотят покинуть эту страну по причине низкого уровня жизни, поскольку средняя заработная плата в Болгарии составляет около 300 евро.
В Финляндии занято немало эстонских трудовых мигрантов, которые по опросам удовлетворены оплатой и условиями труда. Однако в самой Эстонии заработная плата в течение некоторого времени повышалась с 1000 евро в 2016 году до 1400 евро в 2018 году. Уровень инфляции снижается (сейчас 4%), и какое-то время наблюдается экономический рост. Эстонцы снова возвращаются в свою страну, рассчитывая на достойный труд.
В германском Хайнсберге и его окрестностях на вторичном рынке труда заняты трудовые мигранты из Болгарии, Польши и Украины. Они работают в основном в частных домах медсестрами и сиделками, рабочими в сельском хозяйстве и строительстве. Причем у некоторых отсутствуют трудовые договоры и соглашения, что отчасти компенсируется бесплатными языковыми курсами либо переподготовкой по другим профессиям, таким как сестринское дело. Так или иначе, для этих категорий свойственны высокие риски неустойчивой занятости, которые также могут проявляться в отсутствии элементов социальной защиты.
В результате распада СССР образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ), которому делегировали полномочия по развитию интеграционных связей между бывшими советскими республиками. Однако в рамках данного объединения, которое в большей степени носит формальный характер, почти за три десятилетия не наблюдается глубокого интеграционного взаимодействия. В целях активизации межгосударственного сотрудничества на постсоветском пространстве, в мае 2014 г. Арменией, Беларусью, Казахстаном и Россией подписывается договор об учреждении Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Соглашение вступило в силу в январе 2015 года, а в мае 2015 года к нему присоединился Кыргызстан [3]. В рамках Договора предусмотрено свободное передвижение людей, товаров, услуг и капитала.
Во многих отношениях нормативная база ЕАЭС знаменует собой отход от предыдущих попыток постсоветской экономической интеграции. Соглашение основано на детально разработанных принципах и нормах, которые должным образом подкреплены правилами и процедурами принятия решений.
В соответствии с данным Соглашением, национальные правительства не вправе прибегать к ограничительным мерам для работников, прибывающих из стран-членов, а работодателям разрешается нанимать работников без необходимости оформления разрешительной документации (разрешение на работу/патент). Трудовые мигранты из стран ЕАЭС могут заключать трудовые и гражданско-правовые договоры, пребывая в принимающей стране в течение периода действия трудового соглашения. На данную категорию иностранных граждан не распространяется обязательное условие регистрации в течение 30 суток с даты въезда. На территории ЕАЭС признаются документы об образовании граждан Союза без проведения каких-либо формальных процедур.
Социальное обеспечение трудящихся мигрантов из стран ЕАЭС осуществляется на аналогичных условиях, что и для граждан государства трудоустройства. В данном случае учитывается трудовой (в том числе страховой) стаж. Доходы трудящихся-мигрантов, которые являются резидентами, облагаются налогом наравне с гражданами государства трудоустройства. Дети трудовых мигрантов имеют возможность посещать общеобразовательные учреждения в соответствии с законодательством государства трудоустройства [1].
Иностранные граждане, прибывшие из стран ЕАЭС имеют право на получение пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при постановке на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на погребение. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний распространяется на всех иностранных работников вне зависимости от их статуса. Скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной форме) оказывается трудящимся (членам семей) бесплатно, независимо от наличия медицинского полиса.
Проблема пенсионного обеспечения трудящихся-мигрантов из стран ЕАЭС приобрела высокую актуальность с момента создания данного регионального интеграционного объединения. В течение нескольких лет был разработан механизм реализации прав мигрантов на пенсионное обеспечение в рамках ЕАЭс. На заседании Высшего Евразийского экономического совета в
Санкт-Петербурге, прошедшего 20 декабря 2019 года, подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся-мигрантов стран ЕАЭС. Документ ратифицирован 1 января 2021 года всеми странами Союза. Данное Соглашение предписывает механизм трансфера пенсии из одной страны Союза в другую, при этом предусматривая суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсию. Формирование общего пенсионного пространства стран ЕАЭС будет способствовать повышению уровня социальной защищенности граждан стран Союза, а также сокращению нелегальной трудовой миграции и неустойчивой занятости. Наряду с этим, урегулирован вопрос медицинского освидетельствования трудящегося, в том числе заочного медицинского освидетельствования при назначении пенсии по инвалидности, а также закреплены переходные положения, которые определяют порядок назначения и выплаты пенсии за периоды работы до и после вступления в силу Соглашения [5].
Несомненно, ЕАЭС внес свой вклад в обеспечение достойного труда и социальной защиты трудящихся-мигрантов и членов их семей. Упрощена процедура регистрации трудовых мигрантов по новому месту жительства и максимально сокращено количество необходимых разрешительных документов. Введены единые правила доступа мигрантов к медицинскому обслуживанию и дошкольному образованию, а в декабре 2019 года было подписано долгожданное соглашение о пенсионных правах трудящихся-мигрантов.
Важно отметить, что трудовые мигранты и их семьи должны иметь доступ к базовым социальным услугам и гарантиям как в государстве, в котором они временно проживают и работают, так и в стране своего происхождения. Чтобы устранить различные препятствия, с которыми сталкиваются мигранты при получении доступа к медицинскому обслуживанию и другим элементам социальной защиты, региональные интеграционные объединения могут выбрать различные варианты политики, включающие комплекс взаимодополняющих компонентов (рис. 2).
Расширение перечня гзеЕпронных сервисен, доступных для трудовых Ы1С1 рантов
Ратификация н
ВЬЕНОТНСНИС КЛНУЕСВЫЧ
конвенций меклунаролиых организацийI сфере чшуишш
Совдакие чехаюлча взаЕЕНКЕдейегвня .[Ни.конических ведомств, Д)шс[Еор ц км.тялеетв для решения проблей иностранных работников
Составление н еоЕ.засоваЕЕле двусторонних трудовых соглашений о соинадьноч обеспечении
Обеспечен не достннною труди н социальной 1П:.|Н 11,1 трудовыт чшрангон
Совершс|[ствомние законодательства впетрпроппга обютнеявд н внесение поправок в налоговое, трудовое, |р1н^1а1н:кое н другие разлету преем
Цианирование комплексных систем сошеьтьной зашит, охватывагоших иностранных работников и '. !." зов их сечек
Сошине системы моннюриша работодателей в '■вещ обеспеченна достойного труда нностраЕЕИых работников
I [овынесшес социальной ответственности бтнеса в процессе нелользованш иностранной рабочей силы
Рисунок 2. Приоритетные направления политики региональных интеграционных объединений по обеспечению достойного труда и социальной защиты трудовых мигрантов и членов их семей
В качестве основных мер по усилению социальной защищенности и обеспечению достойного труда иностранных работников можно выделить следующие:
- ратификация ключевых конвенций ООН, МОТ и Совета Европы в сфере миграции;
- составление и заключение договоров о социальном обеспечении;
- создание всеобъемлющих систем социальной защиты, включая национальные минимальные уровни социальной защиты на основе социального диалога;
- разработка политики и правовой базы социальной защиты интеграционного объединения, которая распространяется на трудящихся-мигрантов (в том числе в неформальной экономике) и их иждивенцев в соответствии с международными стандартами и передовой практикой;
- разработка, усиление, внедрение и мониторинг новых или существующих схем, механизмов социальной защиты, основанных на правах человека, которые расширяют доступ к трудящимся-мигрантам или расширяют их охват (например, обеспечение доступа к медицинскому обслуживанию, гарантии дохода и т.д.);
- создание баз данных (включая статистические сведения) по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов;
- разработка кодекса законов о миграции с целью кодификации нормативно-правового обеспечения достойного труда и социальной защиты трудящихся-мигрантов и членов их семей;
- формирование и развитие системы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов;
- законодательное закрепление требований к работодателю в части условий социально-бытовой адаптации трудовых мигрантов и членов их семей;
- проведение иммиграционных амнистий с целью снижения доли теневой экономики за счет легализации незаконных мигрантов и иностранцев с неурегулированным статусом;
- мониторинг работодателей с целью обеспечения надлежащего уровня охраны труда при выполнении работ трудящимися-мигрантами;
- проведение в социальных медиа информационных кампаний, детально освещающих особенности въезда, пребывания, трудоустройства и социальной адаптации мигрантов;
- расширение перечня соглашений о реадмиссии со странами происхождения трудовых мигрантов;
- создание механизма взаимодействия дипломатических ведомств, диаспор и землячеств для решения проблем иностранных работников и членов их семей;
- расширение перечня электронных сервисов, доступных для трудовых мигрантов, предоставляющих весь спектр услуг, связанных с получением документации и социальной адаптацией [7];
- содействие в социально-бытовой адаптации трудящихся-мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
- обеспечение трудящихся-мигрантов современными коммуникационными платформами для формирования и поддержания связей с различными общественными институтами;
- финансирование программ и реформ социальной защиты, включая те, которые связаны с распространением социальной защиты на трудящихся-мигрантов и их семьи, финансовое управление схемами и программами социальной защиты.
Стратегические векторы регулирования миграционных процессов в рамках региональных интеграционных объединений должны быть ориентированы на создание
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
CS
0
CS
CS
01
о
Ш
m
X
3
А
m О X X
условий, при которых иностранная рабочая сила будет гарантированно защищена законом от произвола работодателей и может свободно заключать официальные трудовые соглашения, рассчитывать на адекватную собственному трудовому вкладу заработную плату, выплачивать налоги и обладать полным правом на социальную защиту, работать при соблюдении работодателем требований охраны труда, и при необходимости прибегать к помощи профсоюзов.
Расширение доступа к социальному обеспечению для трудящихся-мигрантов и их семей позволит решить многочисленные глобальные и региональные проблемы. Обеспечение достойного труда и укрепление систем социальной защиты в рамках региональных интеграционных объединений, в том числе минимальных уровней в странах происхождения мигрантов, способствует сокращению бедности и неравенства и облегчает возвращение и реинтеграцию мигрантов, уважая при этом их право человека на социальное обеспечение и достойную жизнь.
Литература
1. Алиев С.Б. Трудовая миграция в Евразийском экономическом Союзе // Правовая информатика. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/truclovaya-iTiigratsiya-v-evraziyskom-ekonomicheskom-soyuze.
2. Ахмадуллин И.Р. Роль профсоюзов в разрешении социально-трудовых конфликтов: тренд на понижение / в сборнике: Конфликтология и конфликты в современном мире. Материалы Всероссийской научной конференции. 2017. - С. 17-20.
3. Лысенко А.Н. Система социально-экономической безопасности региона: сущность, структура, угрозы, механизм управления // Управление устойчивым развитием. 2019. № 2 (21). - С. 32-39.
4. Тургель И.Д., Вейберт С.И., Рахмеева И.И., Гусев М.А., Зиновьева В.В., Победин А.А. / Оценка регулирующего воздействия и регуляторная политика // Учебное пособие. Сер. Высшее образование: Бакалавриат. Москва, 2018. - 223 с.
5. Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся стран ЕАЭС вступило в силу. URL: https://www.belta.by/society/view/soglashenie-o-pensionnom-obespechenii-trudjaschihsja-stran-eaes-vstupilo-v-silu-423669-2021/.
6. Цели в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/sustainableCevelopment/ru/sustainable-development-goals/.
7. Шичкин И.А. Состояние, масштабы и направления снижения неустойчивой занятости трудящихся-мигрантов в России // Уровень жизни населения регионов России, 2018. Том. 14. № 3. C. 38-44. DOI: https://doi.org/10.24411/1999-9836-2018-10026.
8. Christina Gabriel & Laura Macdonald (2021) New architectures for migration governance: NAFTA and transnational activism around migrants' rights, Third World Quarterly, 42:1, 68-85, DOI: 10.1080/01436597.2020.1796482.
9. Fact Sheets on the European Union - 2020. URL: https://www.europarl.europa.eu/ftu/pCf/en/FTU_4.2.1.pCf.
Ensuring Decent Work and Social Protection for Labour Migrants in Regional Integration
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20,
M30, Z33_
Shubenkova E.V., Shichkin I.A. Plekhanov Russian University of Economics The issue of ensuring decent work and social protection for labour migrants is explored in terms of largest integration associations, such as European Union, EAEU and NAFTA. It was revealed how an international organizations address the issues of ensuring decent work and social protection of various categories of workers. Trends in labour markets, employment and labour migration in world macro-regions are analyzed. The key problems that migrant workers face in the process of realizing their own labour potential are identified. it has been carried out that the lack of decent work and social protection for migrant workers causes negative socio-economic consequences in their countries of origin and destination. Appropriate arrangements towards regulating labour migration in the context of ensuring decent work and social protection of foreign workers within regional integration associations has been characterized. The priority directions for ensuring decent work and increasing social protection in integration associations have been formulated. Keywords: decent work, social protection, labour market, employment, labour migrants, integration associations, corporate social responsibility, social partnership.
References
1. Aliev S.B. Labour migration in the Eurasian Economic Union //
Legal Informatics. 2016. No. 2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-migratsiya-v-
evraziyskom-ekonomicheskom-soyuze.
2. Akhmadullin I.R. The role of trade unions in resolving social and
labor conflicts: a downward trend / in the collection: Conflictology and conflicts in the modern world. All-Russian Scientific Conference. 2017. - P. 17-20.
3. Lysenko A.N. The system of socio-economic security of the
region: essence, structure, threats, management mechanism // Management of sustainable development. 2019. No. 2 (21). -P. 32-39.
4. Turgel I.D., Weibert S.I., Rakhmeeva I.I., Gusev M.A., Zinovyeva
V.V., Pobedin A.A. / Regulatory Impact Assessment and Regulatory Policy // Study Guide. Ser. Higher education: Bachelor's degree. Moscow, 2018. - 223 p.
5. The agreement on pensions provision to workers of the EAEU
countries has entered into force. URL: https://www.belta.by/society/view/soglashenie-o-pensionnom-obespechenii-trudjaschihsja-stran-eaes-vstupilo-v-silu-423669-2021/.
6. UN Sustainable Development Goals. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/.
7. Shichkin I.A. State, scale and directions to reduce precarious
employment of migrant workers in Russia // Living Standards and Quality of Life, 2018. Vol. 14. No. 3. P. 38-44. DOI: https://doi.org/10.24411/1999-9836-2018-10026.
8. Christina Gabriel & Laura Macdonald (2021) New architectures
for migration governance: NAFTA and transnational activism around migrants 'rights, Third World Quarterly, 42: 1, 68-85, DOI: 10.1080 / 01436597.2020.1796482.
9. Fact Sheets on the European Union - 2020. URL: https://www.europarl.europa.eu/ftu/pdf/en/FTU_4.2.1.pdf.