Научная статья на тему 'Механизм многостороннего наднационального регулирования мировой экономики'

Механизм многостороннего наднационального регулирования мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1219
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SUPRANATIONAL NORMALIZATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / WORLD ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тенетко А. А.

В статье анализируются элементы вновь создаваемого многостороннего механизма регулирования мировой экономики, а также предпосылки к возникновению этого механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of Many-Sided Supranational Normalization of the World Economics

This article deals with element analysis of new-established many-sided mechanism of world economics normalization and also the reasons for its origin.

Текст научной работы на тему «Механизм многостороннего наднационального регулирования мировой экономики»

МЕХАНИЗМ МНОГОСТОРОННЕГО НАДНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 341.1/8

До Второй мировой войны многостороннее наднациональное регулирование мировых экономических отношений не имело распространения ввиду отсутствия соответствующей инфраструктуры и неправительственных экономических субъектов (ТНК и ТНБ). Фактически действовало несколько многосторонних конвенций по экономическим вопросам, а в уставах международных организаций, таких, как Лига наций, вопросы полномочий организаций в сфере экономики не описывались.

На наш взгляд, необходимость в новом, современном многостороннем механизме регулирования обусловлена следующими факторами:

- экономической глобализацией: развитием взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик;

- усилением международной интеграции и кооперации труда, вызвавших транснационализацию производственной деятельности;

- ростом международного товарообмена (за последние 50 лет мировой товарооборот увеличился более чем в 15 раз) [2, с. 37];

- достижением валютно-финансовой стабильности в рамках специальных систем (сначала Бреттон-Вудской, затем Ямайк-ской);

- несогласованностью национальных законодательств, что вызвало потребность в создании единообразного универсального механизма организационно-правового регулирования международных экономических отношений; и здесь нужно согласиться с Герчиковой И.Н. в том, что правовая основа и методы выработки и принятия управленческих решений на уровне государственного и частного секторов требовали их унификации с точки зрения способов выработки решений, методов контроля, санкций во избежание многочисленных международных споров (требовали унификации и юридические принципы, используемые при урегулировании споров и коллизий) [2, с. 31];

- развитием региональной экономической интеграции;

А.А. ТЕНЕТКО

- эволюцией межотраслевого экономического сотрудничества на многосторонней основе;

- связанной с экономической глобализацией и интеграцией социально-экономической дифференциации условий жизни людей в разных странах, которая объективно поставила вопрос об оказании помощи и содействия со стороны развитых стран развивающимся странам и среди них наименее развитым и бедным странам; такие усилия требовали координации действий и разработки единой стратегии социально-экономического развития развивающихся стран, разработки средств и инструментов, оказания им экономической, финансовой и технической помощи.

Причинами перехода к коллективным, многосторонним действиям развитых стран с середины ХХ века стало осознание реальной опасности глобального финансово-экономического кризиса, понимание того обстоятельства, что в условиях быстрого развития процессов транснационализации и мировой интеграции производства совершенно недостаточны усилия одной или даже ряда стран по стабилизации экономики и снижению риска кризисных ситуаций.

Регулирование осуществляется по следующим основным сферам международных экономических отношений:

- промышленное сотрудничество;

- сотрудничество в области транспорта;

- сотрудничество в валютно-финансо-вой сфере;

- сотрудничество в области мировой торговли;

- сотрудничество в области интеллектуальной собственности;

- сотрудничество в области стандартизации и сертификации продукции;

- сотрудничество в области инвестиций;

- научно-техническое сотрудничество;

- сотрудничество в области международной коммерческой практики.

Очень важно указать все регулируемые объекты, так как экономические методы регулирования определяются спецификой каждого объекта регулирования.

Субъектами регулирования международных экономических интересов выступают:

1) государства (правительства и чиновничий аппарат);

2) международные организации и неформальные группы интересов (Трехсторонняя комиссия и т.д.);

3) транснациональные компании и банки.

Рассмотрим характер участия и взаимодействия указанных субъектов.

Что касается государств с их правительствами и чиновничьим аппаратом, то общая схема участия в регулировании экономики здесь понятна и рассматривается в курсе макроэкономики. Главная особенность - деление стран на развитые и развивающиеся. То есть фактически полноправными субъектами международного регулирования выступают развитые страны, в которых сконцентрированы финансы, научно-производственный потенциал. Развивающиеся страны выступают скорее обязанными субъектами мировой экономики.

Необходимо также подчеркнуть, что в зависимости от политического режима в каждом государстве механизм участия в регулировании экономики значительно отличается. Так, в Японии, например, действует институт прямого государственного воздействия с Агентством экономического планирования во главе, которое принимает пятилетние планы. Тогда как в США внутри-экономическое регулирование осуществляется преимущественно посредством Федеральной резервной системы с ее 12 банками [5, с. 402].

Нет смысла более подробно останавливаться на вопросе государств как субъектов международных экономических отношений. Важнее понять все более важную и растущую роль достаточно «новых» субъектов - международных экономических организаций и ТНК/ТНБ.

Международные организации являются как правительственными, так и неправительственными.

Считаем целесообразным выделить три типа международных межправительственных организаций по соотношению объема компетенций, перераспределяемых между государством и международной организацией [2, с. 34-35]:

1) межправительственные организации, осуществляющие координационные функции. В них перераспределенная компетенция остается совместной для государства и

организации. Чаще всего организация наделяется правом обязывать своих членов без их согласия и против их согласия путем принятия обязательных решений большинством голосов;

2) международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции, когда конкретные вопросы регулирования мировой экономики передаются исключительно в ведение международной организации. В таких организациях ограниченного наднационального типа в учредительных документах установлена предельно широкая и объемная компетенция, затрагивающая основные компоненты государственной власти и ограничивающая функции государства применительно к этим компонентам. Такая организация также имеет право обязывать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия и против их согласия, если решение принято большинством голосов. К организациям, выполняющим наднациональные экономические регулирующие функции, относятся группа Всемирного банка, а также МВФ, МБРР. Так, в Уставе МВФ, утвержденном в 1945 г., жестко ограничивалась компетенция государств-членов в области валютно-финансовой политики, в частности государство-член лишалось права самостоятельно вводить валютные ограничения, изменять паритет валют, проводить девальвацию и ревальвацию (денежную реформу) валюты. Последнее становилось возможным только с согласия Фонда (ст. IV, сек. 1 Устава МВФ). Аналогичные статьи содержались и в Уставе МБРР. В первые десятилетия деятельности МВФ и МБРР строго контролировали соблюдение данных полномочий;

3) наднациональные организации имеют следующие отличия: право международной организации на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции; обладают полномочиями на создание в целях регулирования этих вопросов правил, обязательных для государств-членов и механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил; возлагают широкие полномочия по созданию правил и контролю за их соблюдением на непредставительные органы; имеют право своими решениями обязывать и наделять правами физических и юридических лиц государств. Типичная организация наднационального типа - Европейский Союз (ЕС), который в лице своих главных органов - Европейского Совета,

Европейского парламента, Совета Европейского Союза и Европейской комиссии уполномочен создавать правила-регламенты и директивы, обязательные для стран-членов. Также в составе ЕС действует Европейский суд, который контролирует соблюдение регламентов и директив и обладает полномочиями на принуждение государств-членов к их исполнению.

В итоге получается следующее. Взаимодействие государств и международных организаций приводит к изменению их правового статуса. При создании международной организации государства выступают в качестве суверенных и равноправных образований как стороны международного договора об учреждении международной организации. Процесс взаимодействия государств носит при этом согласованный и координирующий характер.

С принятием устава международная организация становится субъектом международного экономического права, имеющим свои полномочия, свои цели и принципы. Международные экономические организации (за редким исключением) придерживаются принципа суверенного равенства государств-членов, о чем свидетельствуют положение о представительстве - одно государство - один голос, а также право добровольного выхода из организации. Таким образом, государства передают международным организациям полномочия принимать обязательные решения или действовать в определенных сферах, то есть на добровольной основе ограничивают свой суверенитет. Государства теряют право предпринимать действия, входящие в компетенцию международной организации, и обязаны подчиняться ее решениям в соответствии с полномочиями организации.

Ярким примером взаимодействия международной экономической организации и правительств стран-членов является ВТО: с одной стороны, правительства берут на себя определенные обязательства по соблюдению установленных ВТО принципов международной торговли и одновременно создают для экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей конкретные условия и обязательства; с другой стороны, ВТО представляет собой многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами - положения соглашений, образующих правовую базу ВТО, кодифицируют мировую коммер-

ческую практику, опирающуюся на сложную систему многосторонних отношений, конвенций, решений, выработанных на основе национальных законодательств крупнейших стран мира.

Международные неправительственные организации - это созданные по инициативе частных - физических или юридических - лиц объединения членов разной государственной принадлежности, созданные с целью осуществления международной деятельности некоммерческого характера и имеющие статус юридического лица по внутреннему (а не по международному) праву [3, с. 23]. Это могут быть объединения предпринимателей, международные союзы предпринимателей, международные общеэкономические региональные и отраслевые ассоциации экспортеров и производителей сырьевых товаров, кооперативные союзы, международные, региональные и смешанные торговые палаты, фонды развития, создаваемые неправительственными организациями для координации экономической политики, выработки международных правил бизнеса и решения других проблем.

Участие неправительственной организации в глобальном регулировании может приобретать различные формы. Главное, однако, состоит в том, что международная неправительственная организация играет политическую и техническую роль. Эта роль проявляется в основном через механизм консультаций. Некоторые межправительственные организации поручают неправительственным организациям функции, которые непосредственно приобщают неправительственные организации к подготовке и реализации решений межправительственных организаций. В особую группу выделяют международные конгрессы и конференции. Специалисты считают, что существует сходность процедуры организации работы международных конференций и международных организаций. Это обстоятельство дает основание отнести их к «временным» международным организациям. Однако вряд ли целесообразно отождествление их с постоянно функционирующими международными организациями. В то же время необходимо отметить, что международные конференции и совещания позволяют оперативно и весьма успешно решать возникающие в международных отношениях вопросы. Их число имеет устойчивую тенденцию к росту. Все же наиболее значимыми субъектами регулирования современных международных

экономических отношений являются ТНК и ТНБ. Именно они образуют «скелет» экономической интеграции и глобализации.

Государственные интересы всех стран, занятых в глобализируемом мировом хозяйстве, находят выражение в международном праве. Одновременно государственное управление экономикой формулируется в экономическом праве. Таким образом, международное экономическое право выступает как средство воздействия на межгосударственные экономические отношения, как средство разрешения задач и проблем, существующих в межгосударственной сфере экономического взаимодействия.

Общее определение механизма международно-правового регулирования, безотносительно к экономической сфере, дает Лукашук И.И.: «Механизм международно-правового регулирования - это совокупность международно-правовых средств и методов воздействия на межгосударственные отношения» [4, с. 203].

Таким образом, учитывая вышесказанное, с нашей точки зрения, понятие механизма международно-правового экономического регулирования составляют юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются государственные, межгосударственные, надгосударственные интересы субъектов мирового хозяйства. Шумилов В.М. относит в состав данного механизма и международно-правовые нормы/принципы, и международные правоотношения, и юридические факты, и меры принуждения, и методы правового регулирования [6, с. 187]. При этом он подчеркивает, что международное экономическое право представляет собой лишь часть международной нормативной системы, регулирующей международные экономические отношения.

Предметом международно-правового регулирования выступают: отношения между субъектами международного права по поводу трансграничного движения товаров, финансов, капиталов, прав, рабочей силы, то есть материальных, экономических благ (ресурсов в широком смысле); отношения между субъектами международного права по поводу правового режима деятельности и статуса частных лиц в экономическом взаимодействии.

Первым элементом экономического международно-правового механизма регулирования является международно-правовая норма. Юридическая функция норм состоит в нормативном регламентировании отноше-

ний между субъектами. Регулирование осуществляется путем определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам (например, ГАТТ/ВТО,промышленные стандарты и т.д.). Достигается цель специфическим юридическим методом, путем установления взаимосвязанных прав и обязанностей, образующих правоотношение.

Второй компонент - международно-правовое отношение, которое представляет собой взаимосвязь прав и обязанностей, вытекающих из международно-правовой нормы. Правоотношение может рассматриваться как юридическая взаимосвязь субъектов, в которой они осуществляют взаимные права и обязанности. Правоотношение автономно и не сливается с регулируемым международным отношением [4, с. 204]. Существуют также правоотношения, которые не опосредуют каких-либо иных отношений, например процессуальные, связанные с участием в Статуте Международного Суда ООН.

Следует, однако, помнить, что правоотношение тесно связано с регулируемым отношением. Поэтому представляется целесообразным признать и понятие правоотношения в широком смысле как общественного отношения, урегулированного правом. Однако элементом механизма экономического международно-правового регулирования является только собственно правоотношение, т.е. правоотношение в узком смысле.

В свою очередь элементом правоотношения выступает субъективное право, которое можно определить как меру дозволенного поведения субъекта, обеспеченную соответствующей обязанностью другого или других субъектов. Соответственно обязанность - мера должного поведения субъекта, соответствующая субъективному праву и обеспечиваемая системой международно-правового регулирования. Во взаимосвязи субъективные права и обязанности образуют юридическое содержание правоотношения. Материальным содержанием правоотношения наполняются в процессе функционирования. Юридическое содержание стабильно, материальное - динамично. При одном и том же юридическом содержании материальное содержание может меняться в значительных пределах [4, с. 205].

Существенное значение в реализации экономического международно-правового механизма регулирования имеют юридические факты, под которыми понимаются

события и действия субъектов, порождающие юридические последствия. Например, решение о приеме в члены АСЕАН или ЕС, ратификация договора или присоединение к соглашению ВТО. Юридическими фактами являются и неправомерные действия. Они порождают охранительные правоотношения ответственности.

Другой важный элемент экономического международно-правового механизма регулирования - международно-правовое сознание, под которым понимается совокупность разделяемых государствами взглядов, представлений, идей относительно необходимого международного правопорядка в сфере экономических отношений. Частью международного правосознания является правосознание отдельного государства, которое выражает не только общее, но и специфическое мировоззрение данного государства.

Правосознание направляет процессы как формирования, так и реализации международно-правовых норм. Оно воздействует на поведение государств не только через нормы, но и непосредственно как часть юридического мировоззрения.

Главная особенность механизма экономического международно-правового регулирования - неразрывная связь с суверенной властью государств, посредством которой этот механизм создается и приводится в действие. Международно-правовое регулирование экономических отношений построено на отношениях власти, источником которой является суверенная власть государств. Механизм регулирования связан с государственным аппаратом, в этом процессе участвуют все ветви государственной власти.

Международный межгосударственный механизм, на основе которого развиваются сегодня мирохозяйственные связи, определяет в современных условиях торгово-поли-тические режимы подавляющего большинства стран мира. Экономический суверенитет наций все более становится абстрактной и фактически нереализуемой категорией. Эффект масштаба производства, выражающийся в развитии ТНК и ТНБ и создании международных экономических организаций, становится определяющим фактором развития мировой экономики.

Растущая степень консолидации производственной, торговой и инвестиционно-финансовой сфер ведет к формированию мирового производственно-хозяйственного комплекса, который, несмотря на сохраняющиеся суверенитеты государств, включает

экономики последних как составные части глобальной, интегрированной экономической системы. Взаимозависимая и взаимосвязанная экономическая система современного мирового хозяйства радикально изменяет модели регулирования международного бизнеса. Основой интеграции хозяйственной жизни выступает многоуровневое и многостороннее функционирование всемирной экономической системы, объединяющей отдельные страны в единый мирохозяйственный комплекс, структурообразующей частью которого выступает, с одной стороны, система межправительственных и неправительственных международных экономических организаций, а с другой - ТНК и ТНБ.

Формируемый новый экономический мировой правопорядок выражает и закрепляет организационную структуру экономики сообщества государств, и вместе с тем есть результат функционирования международного экономического права и обычаев делового оборота.

Герчикова И.Н. отмечает еще один важный аспект нового механизма регулирования [2, с. 40]: в современных условиях в основе развития экономических отношений между странами лежит развитие производственно-хозяйственных связей - межфирменных и внутрифирменных. На долю внутрифирменного товарооборота ТНК приходится более 40% международной торговли (одновременно интенсивно развивается процесс перехода от отраслевых к межотраслевым корпорациям). Вокруг них концентрируется большое число специализированных мелких и средних фирм, связанных с первыми технологически-производственными связями... Международное регулирование экономики охватывает не только многосторонние отношения между правительствами государств, осуществляемое через международные организации, но и регулирование и содействие развитию мирохозяйственных связей на уровне экономических субъектов рыночных отношений, т.е. межфирменное регулирование, осуществляемое неправительственными организациями - международными объединениями предпринимателей, а также региональными организациями, банками, фондами.

Международное регулирование предпринимательской производствен но-хозяйственной деятельности есть результат усиления взаимодействия между субъектами мирохозяйственных связей, осуществляемых на макро- и микроуровне, и появления но-

вых субъектов в лице ТНК и ТНБ. Организационными формами такого взаимодействия выступают международные экономические организации, неправительственные организации и объединения, региональные.

Складывается определенная система международных организаций, целью которой является обеспечение стабильного экономического развития, оказание содействия частным предпринимателям путем предоставления финансовой, научно-технической и других видов помощи в инвестиционной деятельности и реализации хозяйственных связей. Нельзя допускать ошибку и отождествлять экономическое развитие с социальным - фактически последнее реализуется как следствие первого и не является самоцелью (хотя большинство отечественных исследователей придерживаются официальной точки зрения, провозглашающей социальное развитие приоритетом). И развитые страны не являются доказательством, так как высокий уровень жизни в них вызван, прежде всего, потребностью технологической цивилизации в высококвалифицированной рабочей силе, а не филантропией правительств и элиты.

Из ряда проблем, затрудняющих изучение механизма регулирования междуна-

родных экономических отношений, стоит выделить две.

Первая - расплывчатость грани между международным сотрудничеством суверенных государств и самостоятельной, наднациональной ролью международных организаций. Трансформация ЕС подтверждает, что трудно зафиксировать момент, начиная с которого следует вести речь о глобальном, наднациональном регулировании в чистом виде.

Вторая проблема, особо подчеркиваемая Барабановым О.Н. [1, с. 33 - 34], - призрак «теории заговоров», который заключается в соблазне списать все трудности современной жизни на деятельность «мировой закулисы» в самых различных ее формах (будь то масонство или Сионская община), а это создает опасность изначально привнести в исследование большую долю идеологизи-рованности.

Ясно одно - механизм регулирования международных экономических отношений будет развиваться в сторону наднационального многостороннего регулирования, использующего национальный суверенитет для эффективного местного контроля и реализации глобальных экономических задач.

1. Барабанов О.Н. Глобальное управление и глобальное сотрудничество // Глобализация: человеческое измерение. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия», 2002. С. 33-34.

2. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Учеб. пособие. М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 2000. С. 31, 34, 35, 37, 40.

3. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право // Международные отношения, 2002.

С. 23.

4. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 203-205.

5. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. Том I: Теория, принципы, политика. М.: Экономика, 2001. С. 402.

6. Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации // Международные отношения, 2003. С. 187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.