RECEIPTANDANALYSISOFOPERA TIONAL AND INVESTIGATIVE INFORMA TION
ABOUT CRIMINAL ACTIVITIES V.I. Brylev, L.A. Lyakh
Article outlines how to obtain operational and investigative information, and analyze it for use in the investigation of crimes.
Key words:information, operational and investigative analysis, law enforcement
Brylev Viktor Ivanovich - Doctor. jurid. Sciences, (861) 275-18-03, [email protected] (Russia, Krasnodar, Krasnodar University of the Russian Interior Ministry)
Lyakh L.A. - Candidate. jurid. , Associate Professor, (861) 275-18-03, [email protected] (Russia, Krasnodar, Kuban State University)
УДК 34.343.985.7
МЕХАНИЗМ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ПУТЕМ ПОДКУПА, И УСТАНОВЛЕНИЕ ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ В ХОДЕ ДОПРОСА
А.Ю. Головин, Н.В. Бугаевская
В статье анализируются механизм коррупционных преступлений, совершаемых путем подкупа, особенности их предмета, места, времени совершения, субъектного состава, способа сокрытия. Акцентируется внимание на том, что вся криминалистически значимая информация имеет прямую зависимость от свойств исполнителей и других участников преступления.
Ключевые слова: активный подкуп, пассивный подкуп, обстоятельства,
характеризующие подозреваемого (обвиняемого), допрос подозреваемого (обвиняемого).
Коррупционными преступлениями, совершаемыми путем подкупа, согласно Федеральному закону РФ от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»[1, Ст. 1] и УК РФ являются:
- воспрепятствование осуществлению избирательных прав и работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом члена избирательной комиссии, комиссии референдума (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ);
- фальсификация избирательных документов, документов референдума, путем подкупа члена избирательной комиссии или комиссии референдума (членов центральных комиссий Российской Федерации, комиссий субъектов РФ, территориальных и участковых комиссий)(ч.2 ст. 142 УК РФ);
- незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну путем подкупа должностного лица, которому они стали известны по службе или работе (ч.1 ст. 183 УК РФ);
- коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);
- получение взятки (ст. 290 УК РФ);
- дача взятки (ст. 291 УК РФ);
- посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ).
Данные преступления сходны не только в части, касающейся элементов составов преступлений, так как являются формами активного или пассивного подкупа, но и в части механизма их совершения, признаков криминалистических характеристик, а также принципов, подходов, средств их расследования.
Особенностями криминалистической характеристики данных преступлений являются место совершения подкупа и отсутствие свидетелей факта передачи незаконного вознаграждения. Причем обстановка, время и место совершения данных преступлений являются не только элементами события преступления и входят в число обстоятельств, подлежащих доказыванию, но и тесно связаны с мотивом, преступной деятельностью виновного, влияют на ее развитие. Время, место и способы совершения коррупционных преступлений определяются характером деятельности субъектов, их профессиональным или преступным опытом, организованностью.
Особенности предмета преступления, отработанность способов сокрытия преступления также связаны с характеристиками субъекта преступления.
Разделяя позицию Н.П. Яблокова о том, что предметом коррупционных преступлений, совершаемых путем подкупа, обычно являются любые материальные ценности и услуги материального свойства, представляющие определенную имущественную выгоду для получателя [2, С. 825], отметим, что одним из обязательных требований для подкупа является его способность быть средством платежа в гражданском обороте. Знание об особенностях предмета подкупа позволяет установить не только событие преступления, но и потенциальных субъектов активного и пассивного подкупа.
Реальные денежные средства и ценные бумаги как предмет подкупа все больше уступают место виртуальным, электронным. При этом в настоящее время распространено так же перечисление средств со счета компании (индивидуального предпринимателя) на счет фирмы-однодневки, указанной чиновником, за якобы полученные товары, с последующим «обналичиванием» и получением этой суммы субъектом через своих доверенных лиц (обычно такая схема используется для выплаты так называемых «откатов», например, за предоставленный госзаказ, то есть тогда, когда сам бизнесмен получает безналичные деньги и их нельзя истратить без документальных оснований). Возможности Интернета так же помогают взяткодателям и взяткополучателям передать средства без опаски быть пойманными с поличным - в этом случае передача средств происходит путем сообщения получателю по электронной почте кодов электронных денег (Webmoney), которые можно затем получить наличными в банкоматах множества компаний-гарантов Webmoney [3, С. 38]. В виду данных обстоятельств меняется и место совершения преступления.
Так как предметом подкупа, наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом, могут быть услуги имущественного характера, оказываемые
безвозмездно, но подлежащие оплате, то местом подкупа может стать место предоставления туристических путёвок, ремонта квартиры, строительства дачи и т. п. Под услугами имущественного характера следует понимать также занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими услугами [4, С. 5], оплату расходов и развлечений должностного лица, производство работ и т.д. В классическом случае подкупа путем передачи денег избираются уединенные места (автомобиль, номер гостиницы, условленное место на улице и др.).
Относительно времени совершения коррупционного преступления путем подкупа следует отметить, что они могут быть совершены в любое время суток, но все же в большинстве своем - это время рабочее, время служебной деятельности подкупаемого лица - с 8 до 18 часов [5, С. 57] . К способам совершения коррупционного преступления относят активный подкуп (действия подкупающей стороны) и пассивный (получение незаконного вознаграждения или другого предмета подкупа). В зависимости от круга участников - подкуп с посредниками и без посредников. Посредничество может быть простым (при наличии одного посредника) и сложным (разделение функций между несколькими посредниками).
Сам по себе подкуп не свидетельствует только лишь о передаче незаконного вознаграждения заблаговременно, до совершения подкупаемой стороной ответных действий в пользу передающего. Подкуп может иметь и характер вознаграждения за уже выполненные действия, и характер расчета -немедленной передачи денег за совершенные действия.
Способы сокрытия подкупа могут быть разнообразными, в том числе с использованием благоприятных условий передачи незаконного вознаграждения, завуалированных форм общения между исполнителями преступления, при которых совершение преступления не будет очевидным, и др.
Материальными следами подкупа могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности, банковские пластиковые карты, бухгалтерские документы, товарные чеки, фото- и видеоматериалы, следы пальцев рук, обуви, специальных химических веществ на теле, одежде. Идеальными следами подкупа будут сведения, полученные от исполнителей подкупа, посредников, членов их семей, других близких лиц, сослуживцев, случайных свидетелей.
Особое значение при расследовании имеют обстоятельства, характеризующие обвиняемого.
Подкупаемыми лицами чаще всего оказываются должностные лица, занимающие ответственное служебное положение, зачастую связанные по роду своей деятельности с представителями коммерческих структур. Как правило, это люди с высшим образованием, высокими интеллектуальными способностями, пользующиеся определенным авторитетом, в то же время проявляющие стремление к стяжательству. Кроме этого, субъектами данных преступлений могут быть лица, выполняющие управленческие функции в
коммерческих и иных некоммерческих организациях. В целом субъект пассивного подкупа должен обладать организационно-распорядительными полномочиями либо выполнять административно-хозяйственные функции либо совершать юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения. Учитывать данный факт необходимо, иначе деяние не будет носить ни коррупционный, ни даже преступный характер. В уголовном деле должно быть тщательно отражено, какие именно полномочия, постоянно или временно выполняло лицо в соответствии с нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями, уставами организаций и проч. При этом само наличие полномочий, связанных, например, с распределением значительных финансовых средств и материальных ресурсов, высокая свобода действий в принятии управленческих решений в рамках возможных полномочий должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях, высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями являются условиями совершения коррупционных преступлений путем подкупа.
В качестве подкупающей стороны могут выступать физические лица, передающие деньги, материальные ценности, оказывающие какие-либо услуги, такие например как покупка товаров по относительно низким ценам, содействие устройству родственников на престижные и высокооплачиваемые должности, организация рекламной компании должностного или иного лица через средства массовой информации и т.д. Лица, осуществляющие активный подкуп являются тонкими психологами, распознающими мотивацию действий подкупаемого лица, умеющие придать подкупу внешне «законную» форму. Посредниками могут выступать лица, зависимые (в том числе по службе) от сторон подкупа, а также лица, преследующие свои корыстные интересы.
Свойствами личности субъектов активного и пассивного подкупа является прежде всего дефекты их правосознания, состоящие в пренебрежении к нормам права, превращении своей должности и вытекающих из нее служебных полномочий в объект купли-продажи, наклонности к стяжательству, с одной стороны, и стремлении достичь своих целей путем подкупа представителей власти и управления, с другой стороны. При совершении преступлений группами лиц по предварительному сговору или организованными группами организаторами могут выступать высокопоставленные чиновники, фактически не афиширующие своего участия, не оформляющие никаких документов, поручающие весь процесс своим соучастникам, находящимся в подчинении. Даже при визировании документов после обнаружения преступления они имеют возможность сослаться на недобросовестность своих подчиненных. Руководители групп могут даже не вступать в непосредственный контакт с субъектами подкупа, действуя через посредников. Последние нередко самостоятельно подыскивают лиц, совершающих активный подкуп, вымогают у них незаконное вознаграждение, предлагая на определенных условиях выполнение требуемых действий.
Лица, осуществляющие активный подкуп, - люди возраста пика
социальной активности (чаще 30-49 лет). Область их притязаний тесно связана с интересами: как известно, разные группы людей отличаются неодинаковыми потребностями, лежащими в основе их интересов. Поэтому служащие, специалисты, например, чаще, чем рабочие, дают незаконное вознаграждение (например, за поступление детей в престижные ВУЗы, за беспрепятственное получение незаконных доходов в обход закона и т.д.).
Наиболее частыми поводами к возбуждению уголовных дел по фактам коррупционного подкупа являются заявления граждан (в том числе лиц, у которых вымогается предмет подкупа); сообщения организаций (в настоящее время утратило силу примечание 2 к ст. 201 УК РФ и имевшее непосредственное отношение к ст. 204 УК РФ, где указывалось, что если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия) [6, Ст. 1]; обнаружение признаков подкупа правоохранительными органами (например, в ходе расследования другого преступления);явка с повинной (согласно примечаниям к ст. 204, 291 и 291.1 УК РФ лицо, совершившее активный подкуп освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело).
Расследование коррупционных преступлений, совершенных путем подкупа представляет определенную сложность, поскольку для его участников характерна сплоченность, недоверие по отношению к органам
предварительного расследования, надежда на взаимовыручку, поддержку и помощь со стороны сообщников, оставшихся вне поля действия
правоохранительных органов, а также на помощь со стороны
коррумпированных представителей властных структур. Зачастую следователю противостоят не только достаточно опытные адвокаты, которые не оставляют без внимания любую ошибку, допущенную следователем при расследовании, но и не выявленные следствием сообщники по преступной деятельности.
Целью раскрытия и расследования преступления является установление истины в уголовном деле с помощью достоверной криминалистически значимой информации. Однако зачастую ее поиск и получение сопряжены с колоссальными усилиями, которые затрачивает субъект расследования в борьбе с противодействующими расследованию лицами, и, к сожалению, нередко печальным результатом этого противодействия является утрата криминалистически значимой информации, ее безвозвратная потеря для расследования преступления по уголовному делу.
Особой сложностью и спецификой отличается допрос подозреваемого (обвиняемого). Так как он не обязан давать показания, следователь должен умело применять тактические приемы и способы при производстве его допроса
с целью убеждения дачи правдивых показаний. До начала допроса следователь должен располагать некоторой информацией относительно допрашиваемого лица, тщательно изучить материалы уголовного дела и разработать план предстоящего допроса. В том числе необходимо выяснить личностнопсихологические качества подозреваемого (обвиняемого), мотива совершенного преступления, образ жизни, интересы, привычки, манеры поведения в быту, высказывания по различным вопросам и т.п., что позволит правильно определить последующую тактику допроса, характер и последовательность вопросов, предугадать возможное поведение допрашиваемого.
Тактическое обеспечение допроса необходимо также осуществлять дифференцированно, с учетом исполнителей преступления. В ходе допроса в отношении субъектов активного подкупа уместно использовать приемы, связанные с созданием представления об имеющихся уликах и обстоятельствах преступления. Относительно субъектов пассивного подкупа стоит применить приемы, направленные на создание условий, которые убеждают допрашиваемого в неизбежном разоблачении; «допущение легенды», «отвлечение внимания или косвенный допрос» [7, С. 20].
Умелое использование в ходе допроса доказательств, опровергающих уклончивые ответы или лживые показания, может послужить эффективным средством получения правдивых показаний. Учитывая сложность расследования подобных преступлений, полагаем, что допрос подозреваемого (обвиняемого) и расследование в целом указанных преступлений должно проводиться наиболее опытными следователями в наступательном режиме, с обязательным использованием технических средств видеофиксации хода следственного действия.
Эффективность допроса в значительной мере будет зависеть от знания следователем деятельности государственных органов, коммерческих организаций и иных учреждений, где осуществляет деятельность подозреваемый (обвиняемый). Безупречное следование уголовно -процессуальным нормам также будет являться залогом успешного расследования, так как для подозреваемых (обвиняемых) - субъектов пассивного подкупа характерно знание своих прав, уверенность в собственной невиновности, пренебрежительное отношение к следователю.
По исследуемым преступлениям следует получить исчерпывающие показания подозреваемого (обвиняемого) по поводу условий работы; обстоятельств, сопутствовавших преступлению; лиц, которые содействовали подозреваемому (обвиняемому); мотивов, которыми он руководствовался и др. Должны быть выяснены все ссылки подозреваемого (обвиняемого) на свою служебную зависимость от какого-либо лица, потребовавшего выполнения того или иного действия или воздержания от действий, нарушения порядка служебной деятельности в организации; на свою неопытность, незнание различных указаний вышестоящих организаций, на неосторожность других лиц.
В тактике допроса обвиняемого и подозреваемого много общего, в том числе относительно подкупающей и подкупаемой сторон преступления. При их допросе возникают, как правило, одни и те же конфликтные и бесконфликтные ситуации. Для изобличения их во лжи следует применять одни и те же приемы. Основное различие в тактике допроса обусловлено только различным процессуальным положением и тем, что в отношении подозреваемого имеется крайне мало доказательств и они недостаточно надежны, а иногда имеющиеся данные о подозрении не соответствуют действительности либо относятся к другим лицам. Во время допроса подозреваемого необходимо помнить, что подозрение его в совершении преступления может оказаться ошибочным. Например, может иметь место провокация взяточничества, оговор должностного лица.
Таким образом, расследование коррупционных деяний, совершаемых путем подкупа имеет свои особенности, основанные на криминалистически значимой информации о месте, времени, способе преступления. При этом как и при квалификации особое влияние необходимо уделять признакам субъекта данных преступлений, так и при выборе тактических приемов расследования стоит обращать внимание прежде всего на характеристику исполнителей преступления, отталкиваясь от которой строить версии, планировать ход следствия и документировать механизм совершения преступления путем сбора доказательств.
Список литературы:
1. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008г. №273 -ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря.
2. Яблоков Н.П. Расследование взяточничества // Криминалистика / Под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
3. Алексеев И.А. Взятка: преступление и наказание // Налоговый учет для бухгалтера. 2005. № 7.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Бюллетень Верховного Суда. 2013. №5.
5. Букаев Н.М., Крюков В.В. Особенности методики расследования
должностных преступлений коррупционной направленности. М. :
Юрлитинформ, 2012.
6. Федеральный закон от 02.11.2013 № 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 6 ноября. №6225.
7. Кириченко В.В. Следственные ситуации и тактические комбинации при расследовании. Л.: ЛВК МВД, 1990.
Головин Александр Юрьевич, докт.юрид. наук, профессор, декан юридического факультета ТулГУ, тел. 8(4872)35-55-85, [email protected] (Россия,Тула,ТулГУ)
Бугаевская Наталья Валентиновна, канд. юрид. наук, доцент, докторант Академии ФСИН России, тел. +79109415901, [email protected](Россия, Рязань, АкадемияФСИНРоссии)
THE MECHANISM OF CORRUPTION CRIMES, COMMITTED BY MEANS OF BRIBERY, AND THE ESTABLISHMENT OF ITS ELEMENTS DURING THE INTERROGA TION A. Y. Golovin, N. V. Bugaevskaya The article analyzes the mechanism of corruption crimes committed by bribing, peculiarities of their subject matter, space, time of making, subject composition, method of concealment. Focuses on the fact that all of criminalistic information has a direct dependence on the properties of performers and other participants of the crime
Keywords: active bribery, passive bribery, signs of the suspect (accused), the interrogation of the suspect (accused).
GolovinA.Y., Doctor. jurid. Science, Deсan of the Faculty of TSU bodies. 8 (4872) 35-55-85, [email protected] (Russia, Tula, Tula State University)
BugaevskayaN.V., candidate of legal Sciences, associate Professor, Ph.D. the Academy of the Federal penitentiary service of Russia, +79109415901,
[email protected],(Russia, Ryazan Academy ofthe Federal penitentiary service)
УДК 343
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАТЕРИАЛАМИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
А.Ю.Головин, А.В.Матвеев
В статье рассматривается системная взаимосвязь норм Конституции Российской Федерации, гарантирующих каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации об ознакомлении с материалами уголовного дела.
Ключевые слова: права человека, информация, уголовный процесс, ознакомление с материалами уголовного дела, конфиденциальные сведения, государственная тайна, иные виды тайн.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.