ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, ПРАВО
УДК 342.1;321.01
МЕХАНИЗМ КОНСТИТУИРОВАНИЯ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА В США (май 1787 - апрель 1789 г.)
О. А. Беркетова
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия [email protected]
Аннотация. Рассматривается проблема конституирования федеративного государства на североамериканском континенте, которое заняло временной промежуток почти в два года. Этот период включает в себя разработку проекта Конституции (с мая по сентябрь 1787 г.), ратификацию конституционного проекта специальными конвентами штатов (с декабря 1787 по июль 1788 г. для 11 штатов и до мая 1790 г. для двух «опаздывающих» штатов), выборы в Конгресс (с ноября 1788 по март 1789 г.) и выборы Президента (7 января и 4 февраля 1789 г.). Возникает вопрос, следует ли включать в этот период вхождение в федеративный союз двух штатов, отложивших данную процедуру, - Северной Каролины и Род-Айленда, а также принятие Билля о правах в 1791 г. Главное же - процедура конституционализации в условиях мирного времени была логичной и последовательной, не отличалась параллелизмом событий и была отмечена достижением компромисса между региональными элитами при нарастающем организационном единстве группировки федералистов.
Ключевые слова: конституирование Американского государства, ратификация конституционного проекта 1787 г. в штатах, первые выборы в федеральный Конгресс, первые выборы президента США, история США в 1787-1789 гг., федералисты и антифедералисты
Для цитирования: Беркетова О. А. Механизм конституирования федеративного государства в США (май 1787 - апрель 1789 г.) // Вестник Пензенского государственного университета. 2024. № 1. С. 40-45.
Собственно само конституирование федеративного государства (т.е. принятие Конституции и формирование новых государственных органов) занимает в США около двух лет. Оно охватывает период работы Конституционного конвента в мае-сентябре 1787 г., последующую ратификацию конституционного проекта штатами и выборы новых должностных лиц - Президента и Конгресса.
Нам уже приходилось писать о ходе Конституционного конвента в Филадельфии в мае-сентябре 1787 г., который отличался острой политической борьбой, проходившей закулисно[1]. Однако еще больший драматизм сопутствовал последующей публичной процедуре ратификации конституционного проекта, в которую были втянуты не только региональные элиты, но и массы населения. На карту тогда были поставлены престиж инициаторов конституционного проекта, их политическое благополучие и будущее всей страны.
© Беркетова О. А., 2024
Двадцатого сентября 1787 г. плод трудов Конституционного конвента был получен конвентом Конфедераций, и 28 сентября было принято решение о его ратификации специальными конвентами штатов. Параллельно с этим развертывается пропагандистская кампания за и против Конституции. В отличие от серии газетных статей в нью-йоркских и иных газетах, выступающих на стороне нового способа управления страной и известных под общим названием «Федералист» [2], противники Конституции - антифедералисты, видимо, не смогли или не захотели объединить разрозненные пропагандистские усилия в некий общий проект, а ограничились индивидуальными публикациями под псевдонимами Катон, Брут, Федеральный фермер, Старый виг, Джон де Витт. Псевдонимами (А. В., Альфред, Аристид, Публий) пользовались и федералисты1.
Процесс ратификации (табл. 1) открыл небольшой штат Делавэр, 7 декабря 1780 г. (он завершился единогласным голосованием), а вот в этнически и политически неоднородной Пенсильвании, в которой сталкивались интересы и эмоции американских немцев (на их долю приходилось до трети населения штата) и антибритански настроенных выходцев из Ирландии и Шотландии он проходил с трудностями. Было ощущение, что крупные штаты больше теряли при вхождении в более жестко организованный союз. Лидеру федералистов адвокату Джеймсу Вильсону в противостоянии с антифедералистами во главе с Томсоном Маккином с шотландо-ирландскими корнями удалось добиться вполне приемлемого результата: 46 голосов «за» и 23 - «против».
Таблица 1
Динамика рассмотрения проекта Конституции США ратификационными конвентами штатов [3]
Штат Дата ратификации Итоги и особенности ратификации
1 2 3
Делавэр 07.12.1787 Утверждена единогласно
Пенсильвания 12.12.1787 Конвент, открывшийся 20.11.1787 г., протекал бурно, а его итоги не были безусловно триумфальными для федералистов: 46 голосов за Конституцию, 23 - против
Нью-Джерси 18.12.1787 Единогласное утверждение по причине огромного долга штата с надеждой на его погашение центральным правительством
Джорджия 02.01.1788 Единодушная поддержка со стороны маленького пограничного штата, нуждавшегося в защите
Коннектикут 09.01.1788 Утверждена подавляющим большинством голосов: 128 против 40. Большую роль сыграли позиция местного духовенства и испуг восстанием Д. Шейса в соседнем Массачусетсе
Массачусетс 16.02.1788 В этом стратегически важном штате усилиями противников Конституции заседание конвента удалось отсрочить почти на месяц. Окончательные итоги голосования - 187 против 167 - указывали на хрупкое большинство сторонников конституционного документа
Мэриленд 26.04.1788 Несмотря на сильные антифедералистские настроения, Конституция была утверждена внушительным большинством: 63 против 11
Южная Каролина 23.05.1788 При оппозиции Конституции во внутренних районах плантаторская верхушка и купцы побережья продавили ее: 149 - за, 73 - против
1 List of pseudonyms used in the American Constitutional debates. URL: https://en.wikipedia.org (дата обращения: 23.10.2023).
Окончание табл. 1
1 2 3
Нью-Хэмпшир 21.06.1788 Этот штат стал девятым, т.е. судьбоносным в процессе ратификации Конституции
Вирджиния 25.06.1788 В самом крупном штате развернулась острейшая борьба за принятие Конституции. Здесь многие представители элиты были против нее, опасаясь усиления позиций буржуазии северных штатов. Федералистам удалось победить незначительным большинством (89 против 79), при этом была оговорена необходимость внесения ряда поправок
Нью-Йорк 26.07.1788 Здесь противники Конституции во главе с губернатором штата Дж. Клинтоном были вынуждены уступить своим оппонентам ввиду ратификации конституционного документа в Нью-Хэмпшире и Вирджинии. Итоги голосования -30 против 27 - были очень зыбкими
Северная Каролина 21.11.1789 Конституция была первоначально отвергнута подавляющим большинством (193 голоса против 75). Она была одобрена под давлением федерального правительства лишь после конституирования США
Род-Айленд 29.05.1790 Штат последним одобрил Конституцию ввиду угрозы со стороны федерального правительства объявить его иностранным государством и обложить высокими пошлинами
В последующем в Нью-Джерси и Джорджии конституционный проект не вызвал возражений, и в Коннектикуте он прошел подавляющим большинством голосов, чтобы «споткнуться» в одном из ключевых штатов - Массачусетсе, где силы сторонников и противников, как и ожидалось, были примерно равные (187 «за», 168 «против»). Известными федералистами являлись крупнейший купец и финансист Войны за независимость Джон Хэнкок и Джеймс Баудуэн; антифедералистских позиций придерживались Элбридж Джерри и Мери Отис Уоррен.
Скандальный характер приобрела первоначальная попытка ратификации в Нью-Хэмпшире, в середине февраля 1785 г., фракция федералистов которого во главе с губернатором Джоном Салливаном и делегатом Конституционного конвента Джоном Лэнгдоном была изначально абсолютно уверена в своей победе. Последний даже в письме к Дж. Вашингтону 8 ноября 1787 г. писал без тени сомнения, что все американцы выступают за ратификацию. Однако избранные от поселений делегаты в большинстве случаев (26 поселений «против») были проинструктированы голосовать не за Конституцию, даже если они сами считали иначе. Антифедералисты во главе с Джошуа Атертоном критиковали 2-летний и 6-летний срок полномочий для будущих конгрессменов и сенаторов, а также слишком широкие полномочия Конгресса и создание отдельной федеральной судебной власти. В конце концов, взвесив свои крайне неблагоприятные шансы, федералисты не без труда (56 голосов против 51) сумели прервать работу конвента до 18 июня, чтобы успеть «поработать» с «неправильно мыслящими» делегатами. В ряде случаев нестойким антифедералистам просто посоветовали не приезжать на конвент, чтобы ослабить свою фракцию. В итоге с большим трудом в голосовании 21 июня 1788 г. федералистам удалось победить с минимальным перевесом: 57 к 472.
В Нью-Хэмпшире федералистская элита была вынуждена действовать относительно честно в рамках сложившихся демократических процедур. В Южной Каролине, где давно и успешно доминировали плантаторы-рабовладельцы прибрежной зоны, традиционно западные, более бедные окраины штата были намеренно слабо представлены. Антифедералисты были обречены на поражение, когда легистлатура штата определила местом проведения ратификационного конвента бо-
2 Estes T. New Hampshire's Ratification. URL: https://teachingamericanhistory.org (дата обращения: 23.10.2023).
гатый и элитный Чарльзстоун. Антифедералисты напрасно показывали дефекты конституционного проекта - избрание сенаторов не всенародным голосованием, а легислатурами, отсутствие ротации должностных лиц (что предписывалось до этого статьями Конфедерации). Итоговое голосование показало двукратное преобладание сторонников Конституции (149 против 73) - по-последствия недобросовестной электоральной арифметики, когда у прибрежных поселений Чарльстон, Джорджтаун, Бофор было 143 депутатских мандата, в то время как у западной окраины с населением почти в 4 раза больше - только 93 мандата.
Южная Каролина, ратифицировавшая Конституцию мая 1788 г., стала восьмым по счету штатом. Ключевым, девятым штатом для процесса одобрения оказался Нью-Хэмпшир, но внимание всей страны было приковано к такой крупной и политически важной региональной единице, как Вирджиния. Хотя родом отсюда были такие энтузиасты государственной централизации, как Дж. Вашингтон и Дж. Мэдисон, представивший свой план конституционализации на Конвенте в Филадельфии, позиции антифедералистов в главном плантационно-фермерском штате были весьма сильны - особенно, учитывая ораторские способности такого активного антифедералиста, как Патрик Генри. Он, в частности, подвергал сомнению законность использования начальной фразы Конституции «Мы, народ» вместо «Мы, штаты», поскольку все-таки Конституционный конвент официально созывался не для замены статей Конфедерации, а только их корректировки. Новая Конституция положит конец свободам вирджинцев. Ему вторил Джордж Мэйсон, акцентируя внимание на то, что новое центральное правительство нагрузит жителей дополнительными налогами и что централизованное управление такой обширной территорией обязательно будет недемократичным. Хотя он допускал, что существовавшая до этого конфедеративная модель была неэффективной, он требовал более четкого разграничения полномочий между центром и субъектами, в том числе и в сфере судебной деятельности.
Несмотря на то, что утверждалось, что большинство жителей штата было против ратификации, документ все же был одобрен символическим большинством - 89 голосов против 79. Одобрению, безусловно, помогла лучшая организованность федералистов, которые, кроме газетной шумихи, смогли мобилизовать население через местных судей и воспользоваться голосами сплоченных ветеранов Войны за независимость. Правда, при этом была зафиксирована необходимость принятия конституционных поправок, гарантирующих американцам должные свободы3.
Аналогичной была и позиция штата Нью-Йорк в отношении принятия конституционных поправок. Здесь большинство делегатов были антифедералистами, равно как и председатель конвента, губернатор Джон Клинтон. Однако после ратификации Конституции штатом Нью-Хэмп-шир 21 июня 1788 г. речь уже далее шла не о принятии ее или отклонении, а о том, присоединяется или нет Нью-Йорк к федеративному союзу. Поэтому делегаты-антифедералисты поступили прагматически: они были вынуждены выразить свое согласие, но попытались обставить его целым рядом условий. Глава антифедералистов Меланктон Смит предложил созвать еще один конституционный проект для принятия поправок, но на призыв Нью-Йорка и Вирджинии другие штаты не откликнулись. Например, влиятельный в федералистских кругах Джеймс Мэдисон полагал, что Конгресс, учреждаемый согласно Конституции, должен сначала несколько лет поработать, прежде чем вносить конституционные изменения, или по крайней мере они должны исходить от самого Конгресса4.
Таким образом, приверженцы федеративного государства добились желаемого, но их победа не была безусловной. Если бы Конституция утверждалась общенациональным голосованием, то антифедералисты одержали бы победу. Но существующие ограничения в избирательной системе не давали возможности народу, в массе своей выступавшему против Конституции, влиять на ход борьбы [4]. Два штата - Северная Каролина и Род-Айленд - отказались в ратификации в 1788 г. и не приняли участие в избрании новых органов власти.
3 Virginia Ratifying Convention. URL: https://en.wikipedia.org (дата обращения: 24.10.2023).
4 New York Circular Letter. URL: https://en.wikipedia.org (дата обращения: 26.10.2023).
Формирование новых органов власти стало завершающим штрихом учреждения федеративного государства. Депутаты нижней палаты Конгресса избирались в штатах в интервале от 24 ноября 1788 до 5 марта 1789 г. в соответствии с правилами, установленными самими штатами и по нормам временного представительства (до проведения в 1790 г. первого федерального ценза). Где-то создавался единый округ, где-то округов было несколько (по числу данных штату мест в Конгрессе), имела место и смешанная система. В итоге было избрано 59 конгрессменов (еще 6 - от Северной Каролины и Род-Айленда вошли в состав палаты позже) (табл. 2).
Таблица 2
Итоги выборов в первый состав Палаты представителей Конгресса США5
Дата проведения выборов Число мест
Штат Против администрации За администрацию (т.е. федералистов)
Южная Каролина 24-25 ноября 1788 г. 3 2
Пенсильвания 26 ноября 1788 г. 2 6
Нью-Хэмпшир 15 декабря 1788 г. 1 2
Массачусетс 18 декабря 1788 г. 2 6
Коннектикут 20 декабря 1788 г. 0 5
Делавэр 7 января 1789 г. 0 1
Мэриленд 7-11 января 1789 г. 4 2
Вирджиния 2 февраля 1789 г. 7 3
Джорджия 9 февраля 1789 г. 3 0
Нью-Джерси 11 февраля 1789 г. 0 4
Нью-Йорк 3-5 марта 1789 г. 3 3
Более поздние выборы
Северная Каролина Февраль 1790 г. 2 3
Род-Айленд 31 августа 1790 г. 0 1
Всего 27 (41,5 %) 38 (58,5 %)
Выборы в состав Сената США осуществляли легислатуры штатов в период с сентября 1788 по январь 1789 г. включительно, и закончились они также победой будущей президентской администрации (т.е. федералистов). Федералисты провели 13 своих кандидатов из 20 возможных (Нью-Йорк, Северная Каролина, Род-Айленд в выборах не участвовали6).
Что касается выборов президента страны, то здесь после выдвижения бывшего главнокомандующего периода Войны за независимость Джорджа Вашингтона особой интриги не было. Вашингтон был очень популярен у населения, и федералисты вместе с антифедералистами с этим считались.
Собственно говоря, кроме этого общественно-политического деятеля, у страны не было узнаваемых политических фигур, что свидетельствовало о низком уровне территориальной консолидации рождавшегося федеративного союза. Седьмого января 1789 г. состоялось избрание выборщиков, а 4 февраля 1789 г. голосование выборщиков в 10 штатах (два штата не ратифицировали Конституцию, а в Нью-Йорке затянулся конфликт внутри легислатуры): «...из 12 кандидатов на пост президента 8 баллотировались лишь в одном штате и, как правило, его представителями» [5]. Томас Джефферсон предсказывал, что на должность вице-президента главными претендентами будут Джон Хенкок и Джон Адамс из Массачусетса (среди прочих претендентов он обозначал Джона Джея, Джона Ратледжа и Джеймса Мэдисона). И он практически угадал: Джон Адамс получил 34 голоса выборщиков среди 69 возможных, а остальные 35 распределились между другими кандидатами (табл. 3)7.
5 1788-89 United States elections. URL: https://en.wikipedia.org (дата обращения: 25.10.2023).
6 1709-89 United States Senate elections. URL: https://en.wikipedia.org (дата обращения: 26.10.2023).
7 1788-89 United States Presidential election. URL: https://en.wikipedia.org (дата обращения: 22.10.2023).
Таблица 3
Итоги президентских выборов 1788-1789 гг. в США
Кандидат Политическая ориентация Представляемый штата Число голосов выборщиков
Джордж Вашингтон Независимый Вирджиния 69
Джон Адамс Федералист Массачусетс 34
Джон Джей Федералист Нью-Йорк 9
Роберт Харрисон Федералист Мэриленд 6
Джон Ратлидж Федералист Южная Каролина 6
Джон Хэнкок Федералист Массачусетс 4
Джордж Клинтон Антифедералист Нью-Йорк 3
Сэмуэль Хантингтон Федералист Коннектикут 2
Джон Милтон Федералист Джорджия 2
Джеймс Армстронг Федералист Джорджия 1
Бенджамен Линкольн Федералист Массачусетс 1
Эдвард Телфер Федералист Джорджия 1
Согласно Конституции президентом США стал Джордж Вашингтон, а вице-президентом -Джон Адамс.
Этап конституирования молодого федеративного государства завершается в апреле 1789 г. с открытием заседаний только что избранного Конгресса и после принятия присяги президентом. Правда, предстоял еще ряд мероприятий по «доналадке» государственной машины (например, создание федеральной юстиции) и совершенствованию Конституции (принятие Билля о правах в 1791 г.). Тем не менее, основное было сделано. Американские региональные элиты, пришедшие к компромиссу, действовали логично и последовательно: они в обстановке закулисных обсуждений разработали Конституцию, осуществили ее ратификацию в штатах специальными конвентами, а затем провели выборы должностных лиц. Подобный алгоритм действий стал возможен благодаря тому, что весь процесс развивался в обстановке мирного времени, а не войны, без каких-либо форс-мажорных обстоятельств и при нарастающем организационном единстве группировки федералистов.
Список литературы
1. Беркетова О. А. Конституционный конвент в Филадельфии 1787 г. как ключевое звено федерализации американского социума // Наука. Общество. Государство. 2022. Т. 10, № 4. С. 3-11.
2. Беркетова О. А. Сборник «Федералист» - конституционно-пропагандистский документ периода американской федерализации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 1. С. 29-39.
3. Гуляков А. Д. Федерализм: механизм возникновения и основные направления развития (истори-ко-государствоведческое исследование). М., 2022. С. 92-93.
4. Ширяев Б. А. Политическая борьба в США. 1783-1801 гг. Л., 1981. С. 75.
5. Ушаков В. А. Америка при Вашингтоне (политические и социально-экономические проблемы США в 1789-1797 гг.). Л., 1983. С. 20.
Информация об авторе Беркетова Ольга Александровна, аспирант, Пензенский государственный университет.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.