Научная статья на тему 'Механизм интеграции белорусского бизнеса в мирохозяйственную систему'

Механизм интеграции белорусского бизнеса в мирохозяйственную систему Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овечкина Ольга

В статье рассматриваются проблемы конкурентоспособности экономики Республики Беларусь в условиях активного развития интеграционных процессов мирового рынка, а также связанные с ними аспекты инноваций и направления совершенствования мирохозяйственных связей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Belarusian business integration to the world economic system mechanism

The article deals with the problems of the Belarusian economy competitiveness in conditions of the world market integration processes active development, as well as with the aspects related to innovations and lines of its world economic ties improvement.

Текст научной работы на тему «Механизм интеграции белорусского бизнеса в мирохозяйственную систему»

u

ш

CO

< CÜ

О

МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ БЕЛОРУССКОГО БИЗНЕСА В МИРОХОЗЯЙСТВЕННУЮ СИСТЕМУ

Резюме. В статье рассматриваются проблемы конкурентоспособности экономики Республики Беларусь в условиях активного развития интеграционных процессов мирового рынка, а также связанные с ними аспекты инноваций и направления совершенствования мирохозяйственных связей страны. Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, мирохозяйственная система, интеграция, конкурентоспособность, инновации.

Ольга Овечкина,

заведующая кафедрой экономики Института управления и предпринимательства, кандидат

экономических наук, доцент

Основной характеристикой современного мирохозяйственного развития являются инновационные процессы на различных уровнях и в различных формах, определяющие создание, распространение и использование новшеств [1]. В этой связи решение стратегических задач Республики Беларусь требует оперативного реагирования на усложнение и ускорение изменений в международных системах.

Согласно аналитической информации Министерства экономики, по мере роста доходов белорусы переключаются с отечественной продукции на более качественную зарубежную. Об этом свидетельствуют высокая динамика физических объемов потребительского импорта (123,6%) и рост удельного веса импорта в розничном товарообороте торговли практически во всех основных непродовольственных группах (верхняя одежда, трикотаж, чулочно-носочные изделия, обувь, строительные материалы, парфюмерные, косметические товары и туалетные принадлежности, синтетические моющие средства, холодильники и морозильники, телевизоры, стиральные машины) [4].

Замедление макроэкономической динамики в Европе и мире неизбежно оказывает влияние на нашу страну. Сужение основных экспортных рынков ведет к замедлению роста промышленного производства Беларуси и, как следствие, невысоким темпам роста ВВП - 101,4% (при прогнозе на 2013 г. - 108,5%) [4].

Экспортоориентированный и импортозависи-мый характер национальной экономики обусловлен, с одной стороны, недостаточной емкостью внутреннего рынка, не способного поглотить всю производимую в стране продукцию, а с другой - высокой зависимостью от импорта сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, а также комплектующих изделий. Наша страна, характеризующаяся малой «открытой» экономикой, вынуждена закупать за границей недостающие для развития народного хозяйства ресурсы и для их приобретения экспортировать производимые конкурентоспособные товары. В связи с этим, по мнению директора Института экономики НАН Беларуси профессора А.Е. Дайне-ко, задача по дальнейшему наращиванию экспорта республики должна решаться посредством поиска и выхода на новые внешние рынки и установления отношений с динамично развивающимися странами на стратегическом уровне [2].

Освоение зарубежных рынков характеризуется неопределенностью, связанной с:

■ восприятием товара потребителем;

■ изменениями размеров рынков;

■ развитием производственных технологий, а также темпами, характером их применения

и возможностями снижения себестоимости;

шт

Аспекты экономики

■ особенностями, структурой и действиями конкурентов.

Это требует четкого представления, какие преимущества обеспечивают конкурентные позиции на рынке, будут ли они приняты потребителями, смогут ли предприятия пользоваться этими преимуществами длительное время.

Важно, что последние завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и, как правило, дорогостоящим процессом. Так, преимущества высокого ранга (связанные с наличием у субъектов хозяйствования высокой репутации, квалифицированного персонала, патентов, системы НИОКР, развитого маркетинга, основанного на использовании новейших технологий, современного менеджмента, долговременных связей с покупателями, отлаженной логистической системой и др.) дольше сохраняются и позволяют получать большую прибыль. Преимущества низкого ранга (связанные с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья и др.) не столь устойчивы, так как могут быть скопированы конкурентами. Инновационный процесс позволяет компаниям переходить к реализации конкурентных преимуществ первой группы. Для удержания лидирующего положения сроки освоения нововведений должны, по крайней мере, равняться периоду их возможного повторения другими предприятиями или превосходить его.

Основой конкурентоспособности должны являться уникальные активы организации либо особая компетентность в важных для конкретного бизнеса сферах деятельности.

На уровне международного обмена проявляется конкурентоспособность страны. Продвижение Республики Беларусь по пути интеграции в глобальное экономическое пространство зависит от механизма расширения и углубления ее связей с внешним миром и, в первую очередь, от системы организации и управления бизнесом, которая должна быть адаптирована к динамично меняющимся условиям рынка и обострившейся конкуренции.

Потребность в интеграции, проявляющаяся в преодолении межфирменных и межнациональных границ, становится присуща всем отечественным предприятиям независимо от отраслевой принадлежности. При этом, по мнению премьер-министра Беларуси М.В. Мясни-ковича, по мере включения экономики страны в евразийскую и мировую экономическую систему «число и потенциальные негативные воздействия существующих и новых угроз будут возрастать» [3].

Главными преимуществами интеграционных форм хозяйствования являются:

■ разделение затрат и рисков, связанных с освоением новых видов продукции, технологий, рынков, что способствует сокращению научно-производственного цикла и ускорению модернизации;

■ объединение и перераспределение заказов, что позволяет полнее загрузить мощности и реализовать экономию на масштабе (сократить издержки производства и сбыта, налоговые выплаты);

■ контролируемость всей цепочки, производящей добавленную стоимость, вследствие чего повышается качество выпускаемой продукции;

■ облегчение доступа к рынкам и каналам сбыта за счет аккумуляции затрат на маркетинг.

Важнейшими компонентами интегрированных производственных систем являются организация и распределение производственных операций и иных функций в объединенной структуре, которые именуют цепочкой создания стоимости, охватывающей различные звенья - от разработки технологий и собственно производства до распределения и маркетинга, а также активная инновационная деятельность. Примером тому может быть «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ». Воплощение конструкторско-технологических идей создателей карьерной техники позволяет, с одной стороны, удерживать высокие конкурентные позиции на мировом рынке, а с другой - стимулирует активную деятельность по внедрению нововведений других производителей (например, авиакосмического комплекса - для производства беспилотного карьерного автомобиля, «Бел-шины» - для производства техники большой грузоподъемности).

Для белорусских предприятий важно осознать, что их успех во многом зависит от системной аналитики, инновационности и совершенствования продвижения продукта. Интернационализация бизнеса вынуждает компании учитывать национальные особенности зарубежных рынков и международные политико-правовые аспекты. Это требует комплексного и системного анализа. Преимущества перестали быть статическими, они изменяются под воздействием инновационного процесса (совершенствуются технологии производства, методы управления, способы доставки, сбыта, сервисного сопровождения продукции и др.). Поэтому необходимы постоянное внедрение нововведений, разработка и комбинирование методов активной информационно-коммуникационной и маркетинговой деятельности. Государство и территория теперь рассматриваются как основа стратегии компа-

Инновации и инвестиции

нии, а не только как место, где она осуществляет свою работу. В связи с этим необходимо активно использовать географическое положение, развивать товаропроводящую сеть и систему логистики, обеспечивающую постоянное присутствие отечественной продукции на зарубежных рынках.

Представляются возможными следующие направления совершенствования механизма мирохозяйственных связей Беларуси.

Во-первых, нужна структурная перестройка экономики, основанная на создании наукоемких высокотехнологичных объединений для развития производств V и VI укладов (информационно-коммуникационных, нанотехнологических, биотехнологических) и экспортоориентирован-ных интегрированных кластеров. Это будет способствовать усилению взаимосвязи образования, науки и бизнеса в решении проблемы дефицита высококвалифицированных компетентных кадров. В современных условиях необходим непрерывный профессиональный рост, основами которого являются фундаментальность (владение базовыми дисциплинами), инструменталь-ность (способность практического применения), а также инновационность знаний (новые идеи и концепции).

Во-вторых, формирование НИС требует создания условий, регламентирующих и стимулирующих инновационную и предпринимательскую активность (нормативные правовые акты, инфраструктура и механизмы финансирования). Так, совершенствование таможенного и налогового законодательств, оптимизация процедур и упрощение оформления экспортно-импортных операций приведут к сокращению временных и финансовых издержек, а также к созданию привлекательных условий для иностранных инвесторов.

В-третьих, активизация кооперации отечественных производителей и банков с зарубежными партнерами, создание производственных, сборочных, финансовых филиалов за рубежом позволят укрепить позиции белорусского бизнеса на внешних рынках. Также активное освоение субъектами хозяйствования разнообразных форм интеграционных образований будет способствовать укреплению их конкурентоспособности (на базе обмена технологиями, консолидации научных и конструкторских идей).

В-четвертых, разработка единой территориально-межотраслевой электронной информационно-коммуникационной сети (например, на базе Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен) позволит преодолеть «информационный голод» субъектов хозяйствования о конъюнктуре отечественного и внешних

рынков, повысить эффективность управления товаропроводящими структурами и логистической системой в масштабах страны и за рубежом. В дополнение к этому реализация комплекса мер по развитию инфраструктуры внешнеторговой деятельности, решение задач по формированию международных транспортных коридоров и мультимодальных сетей как основы транспортной инфраструктуры обеспечат активизацию международного торгового сотрудничества.

В-пятых, решение задач импортозамещения должно быть направлено на то, чтобы потребители предпочитали отечественную продукцию. Это исключает прямое копирование заграничных образцов и технологий, поскольку такой метод не способствует достижению устойчивой конкурентоспособности.

В-шестых, создание предприятий-спутников при системообразующих промышленных компаниях активизирует развитие малого и среднего бизнеса в производстве деталей, составляющих, элементов, подсобного материала и позволит разгрузить крупные организации от необходимости использования не наукоемких, технологически упрощенных, не требующих высококвалифицированного труда процессов. Предприниматель среднего и низшего звена, работающий по заказам больших предприятий, может быть вовлечен в межотраслевую кооперацию. Кроме того, решение проблемы сервисного сопровождения продукции в цепочке «производство ^ сбыт ^ послепродажное и послегарантийное обслуживание ^ утилизация» может быть осуществлено частично за счет малого бизнеса (например, выпуск сопутствующих товаров, упаковки и сувениров, создание сервисных центров проката и утилизации продукции отечественных производителей).

В-седьмых, ускорение приватизации предприятий, производящих потребительскую продукцию, используемую на уровне домохозяйств, приведет к необходимости гибкого реагирования на изменения спроса и предпочтений целевых аудиторий. Будет происходить снижение себестоимости товаров и услуг, насыщение рынка качественными разнообразными по номенклатуре и ассортименту отечественными изделиями. Также международные холдинговые структуры пищевой отрасли с определяющей ролью белорусских производителей в условиях продовольственного кризиса позволят завоевывать новые рынки, уменьшать издержки, вести более эффективную инновационную политику.

В-восьмых, многовекторность мирохозяйственных связей нашей страны в определенной степени оправдывает себя. Вместе с тем диверсификация белорусского экспорта может быть

Ресурсосбережение

достигнута за счет активизации экспорта образовательных и логистических услуг, что не только позволит расширить его географию, но и увеличить объем.

Несомненно, экономическая интеграция дает положительные результаты при условии создания конкурентоспособной продукции с соответствующими системными затратами на НИОКР, модернизацию и технологическое переоснащение производства. Между тем белорусские товаропроизводители на современном этапе развития не готовы к растущей конкуренции и интеграции, ввиду того, что это связано с существенными рисками и угрозами.

Обеспечение устойчивого динамичного развития Республики Беларусь, выпуск качественной продукции, завоевание новых внешних рынков - достаточно сложный процесс, требующий освоения технологий и экономических механизмов, господствующих в конкурентной среде, а также выбора отечественными субъектами хозяйствования оптимальных форм интеграции в международный бизнес. В противном случае это приведет к низкой конкурентоспособности отечественных товаров.

See: http://innosfera.org/2014/11/integration

Литература

1.Большой энциклопедический словарь:философия,социология, религия,эзотеризм,политэкономия /главн.науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников.- Мн., 2002.

2. Дайнеко А.Е. Приоритеты международной экономической интеграции Республики Беларусь // Экономика Республики Беларусь в интеграционных процессах: тенденции, проблемы и перспективы: сб. Межд. науч.-практ. конф. 19-20 апреля 2012 г. / Институт экономики НАН Беларуси.- Мн., 2012.

3. Мясникович М.В. Экономическая безопасность и макроэкономическая стабильность Республики Беларусь в современных условиях//Республика Беларусь в системе международных экономических отношений: сб. материалов меж-дунар. науч.-практ. конф. Минск, 23-24 октября 2008 г. / Институт экономики НАН Беларуси.- Мн., 2009.

4. Внешняя торговля Беларуси. Электронный ресурс: www.mfa.gov.by/export/.

экономики

и расходов на НИОКР

Александр Козлов,

помощник

генерального директора по внешнеэкономической деятельности и инновациям НПЦ НАН Беларуси по материаловедению, магистр

экономических наук

Владимир Тарасов,

заведующий кафедрой корпоративных финансов экономического факультета БГУ, доктор экономических наук, профессор

Ирина Карачун,

доцент кафедры

корпоративных

финансов

экономического

факультета БГУ,

кандидат

экономических наук

Резюме. В статье рассматриваются перспективы повышения конкурентоспособности и инновационного развития экономики Республики Беларусь. Обоснована необходимость снижения ее материалоемкости и энергоемкости путем использования нововведений и модернизации производства в соответствии с пятым и шестым технологическими укладами. Проводится исследование наличия корреляционной зависимости между материало- и энергоемкостью, инновационностью экономики, размером внутренних затрат на исследования и разработки и экономическим ростом.

Ключевые слова: валовой внутренний продукт, инновационность, материалоемкость, технологический уклад, энергоемкость.

Одно из определяющих условий эффективности производства - снижение его материалоемкости. Актуальность решения данной задачи подкреплена рядом причин. Если выделять наиболее важные, то это необходимость уменьшения себестоимости выпускаемых изделий, перераспределение инвестиций между добывающими, перерабатывающими и потребляющими отраслями, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, усиление проблемы ресурсообеспечения.

Применение современных технологий, в том числе безотходных, дает возможность снижать материалоемкость изделий и тем самым позволяет изготавливать тот же объем продукции с меньшими издержками. Создание предметов труда более ресурсоемко, чем продукции маши-

01310131020131010001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.