Научная статья на тему 'Механизм и модели взаимодействия рынков труда и образовательных услуг'

Механизм и модели взаимодействия рынков труда и образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / АДАПТАЦИЯ РАБОТНИКОВ / РАБОТОДАТЕЛИ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКОВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ / ТЕЗАУРУС / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ РЫНКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА / МНОГОФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ / LABOR MARKET / EDUCATIONAL SERVICES / EDUCATIONAL INSTITUTION / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / ADAPTATION OF EMPLOYEES / EMPLOYERS / MECHANISM OF THE MARKET INTERACTION / INFORMATION ASYMMETRY / THESAURUS / INFORMATION TRANSPARENCY OF MARKET / MODELING / PREDICTION / DEMAND AND SUPPLY ON THE LABOR MARKET / MULTIFACTOR MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамалинский Иван Владимирович, Завгородняя Виктория Владимировна

Рассмотрены проблемы, связанные с взаимодействием рынков труда и образовательных услуг. Описан механизм их согласованного действия как целостная система, включающая различные элементы (мотивационного, организационного, информационного, методического и правового обеспечения). Показаны негативные последствия, связанные с неудовлетворительным функционированием этой системы в настоящее время, особенно в части информационного обеспечения. Даны рекомендации по прогнозированию взаимодействия указанных рынков. Предложен ряд математических моделей, позволяющих отслеживать ситуацию в данной области и принимать эффективные решения на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism and Models of the Interaction between Labor Markets and Educational Services

This article deals with the problems of the interaction between labor markets and educational services. Mechanism of their interconnection is described as a comprehensive system, including different elements (motivational, organizational, informational, methodological and legal support). The author notes the negative effects connected with unsatisfactory functioning of this system, especially in terms of informational support. Recommendations on forecasting of the interaction between markets are given. The author proposes a number of mathematical models, permitting to control the situation in this field and make reasonable solutions on the regional level.

Текст научной работы на тему «Механизм и модели взаимодействия рынков труда и образовательных услуг»

Механизм и модели взаимодействия рынков труда

и образовательных услуг

И.В. Хамалинский, В.В. Завгородняя

Рассмотрены проблемы, связанные с взаимодействием рынков труда и образовательных услуг. Описан механизм их согласованного действия как целостная система, включающая различные элементы (мотивационного, организационного, информационного, методического и правового обеспечения). Показаны негативные последствия, связанные с неудовлетворительным функционированием этой системы в настоящее время, особенно в части информационного обеспечения. Даны рекомендации по прогнозированию взаимодействия указанных рынков. Предложен ряд математических моделей, позволяющих отслеживать ситуацию в данной области и принимать эффективные решения на региональном уровне.

Ключевые слова: рынок труда, образовательные услуги, образовательные учреждения, рынок образовательных услуг, адаптация работников, работодатели, механизм взаимодействия рынков, информационная асимметрия, тезаурус, информационная прозрачность рынка, моделирование, прогнозирование, спрос и предложение на рынке труда, многофакторная модель.

Интерес отечественных специалистов к проблемам человеческого капитала остается стабильно высоким. В настоящее время многие экономические вопросы можно решить только с учетом качества персонала, что, в свою очередь, тесно связано с развитием и регулированием рынков труда и образовательных услуг, их взаимодействием. Согласование интересов субъектов этих рынков необходимо для установления прочных связей между ними; лишь в этом случае становится возможной подготовка кадров требуемого уровня.

Сложность современного рынка труда характеризуется жесткими условиями его функционирования (высокой интенсивностью информационных потоков, множеством работодателей, острой конкуренцией за выгодные должности и рабочие места), а также усложнением его инфраструктуры. Появление различных инструментов анализа внутреннего и внешнего потенциалов адаптации работников (например, базы адаптивного информационного взаимодействия специалиста) приводит к изменениям на рынке рабочей силы, заставляет его участников лучше ориентироваться в информационном потоке, совершенствовать процессы адаптации в системе трудовых отношений.

Принятые в последнее время приоритеты социального развития говорят о разбалансированности адаптационного механизма. Это подтверждается разработками ряда ученых - В.А. Павленкова, А.В. Топилина, С. Глазьева. Внедрение на рынке труда интегрированных концепций менеджмента дает основание говорить об инновационных изменениях в деловых процессах, коммуникационных сетях, организационной культуре управления, каждое из которых формирует процедуры синтеза и структуризации концепций «от це-

лей» или «от ситуации» [2]. Успешная адаптация на рынке труда ориентирует на диагностику социально-психологического климата, корпоративную культуру социального окружения, подбор, наем и окупаемость рабочей силы, которая может вписываться в данные условия и территориальные маркетинговые изменения, определяющие специфику использования информации [3, с. 15].

Рынок образовательных услуг - сложная система со множеством внутренних и внешних взаимосвязей, отличающихся неоднородностью и разнообразием. По типу продукта он является частью рынка услуг, но вместе с тем тесно связан с другими рынками, и прежде всего с рынком труда. Именно здесь во многом формируется спрос на образовательные услуги со стороны основных субъектов экономики (домохозяйств, фирм, государства), а также их предложение со стороны образовательных учреждений и частных лиц. Поэтому так важен эффективный механизм взаимодействия указанных рынков; его создание - сложная проблема, практически не разработанная в теории управления.

В экономических исследованиях понятие «механизм» часто применяется в сочетании с эпитетами «экономический», «хозяйственный» и «организационный». В специальной литературе сферы их применения четко не разграничены, многое зависит от приверженности авторов той или иной научной школе. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг обладает всеми этими чертами и в то же время имеет свою специфику, определяемую особенностями их развития.

Используя принципы системного подхода, в рассматриваемом механизме целесообразно выделить следующие элементы: 1) мотивационное обеспечение; 2) организационное; 3) информационное и 4) методическое и правовое обеспечение. Каждый из них имеет самостоятельное значение и реализуется в различных формах, но является неотъемлемой частью механизма взаимодействия.

Мотивационное обеспечение - это совокупность мотивов деятельности и экономических ожиданий, которыми руководствуются субъекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг при определении направлений, объекта и сферы взаимодействия; эти мотивы отражают преследуемые ими цели и их специфические интересы. Если такие интересы более или менее совпадают, механизм взаимодействия функционирует исправно; в противном случае участники обоих рынков оказываются дезориентированными и не могут действовать согласованно со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому очень важно установить полный спектр движущих мотивов и взаимных ожиданий у предприятий, образовательных учреждений, будущих и работающих специалистов и других субъектов рынка для их последующего согласования и закрепления в ряде институциональных норм.

Именно для этой цели (согласование интересов и реализация взаимодействия) необходимо организационное обеспечение, которое предполагает наличие или создание специальных структур, способных регулировать взаимо-

отношения субъектов рынка, основываясь на их интересах, тенденциях развития и стратегических целях.

Методическое и правовое обеспечение предполагает наличие специальных нормативных документов, определяющих права и ответственность участников рынка в процессе их совместной работы.

Информационное обеспечение требуется для создания каналов связи, позволяющих субъектам взаимодействия обмениваться нужной для них информацией (например, о вакансиях, зарплатах, учебных программах и т.п.) в удобном для них режиме. Здесь особое значение приобретает проблема искажения сигналов, связанная, с одной стороны, с информационной асимметрией, с другой - с особенностями функционирования современного рынка информационных услуг в России.

Информационная асимметрия - явление весьма многоликое. Мы согласны с Е. Баженовой, что разнообразные причины, ее порождающие, можно разделить на две основные группы [1, с. 45]:

1) естественные причины, обусловленные спецификой самой информации. Они не зависят от воли или желания отдельных лиц, а возникают либо из-за несоответствия информации объему и структуре тезауруса получателя (наличия образовательных, языковых, культурных барьеров), либо из-за неудовлетворительного функционирования информационной инфраструктуры (недостаток технических средств для передачи данных, слабый охват ими адресной территории и т. д.);

2) умышленные искажения, связанные со стремлением к максимизации прибыли любой ценой, к захвату большей доли на рынке и т.п.

В современной России при взаимодействии рынка образовательных услуг и рынка труда можно наблюдать многочисленные искажения обоих типов. Особенно характерны информационные «провалы» для первого из них. Появление новых видов образовательных учреждений и услуг при отсутствии надежных методов оценки их достоинств ставит потребителя в заведомо невыгодное, зависимое положение. Отчасти по этой причине работодатели предъявляют сегодня очень жесткие требования при тестировании работников (особенно молодых специалистов) - они не уверены, что предъявляемые им дипломы свидетельствуют о высоком качестве подготовки.

Необходимо стремиться к большей информационной прозрачности рынка образовательных услуг. Общество вправе иметь надежные сведения о том, какая профессия лучше оплачивается, выпускники каких вузов имеют больше шансов на рынке труда.

Обычный способ решения проблем, связанных с дефицитом информации у потребителей, состоит в использовании услуг компетентного посредника, выступающего от их имени в их контактах с поставщиками. Разумный выбор посредника, продуманное определение механизма его деятельности и характера взаимоотношений с теми, кого он представляет, - важное средство улучшения ситуации на рынке образовательных услуг.

Для уменьшения информационной асимметрии целесообразно использовать следующие меры:

1) развивать инфраструктуру рынка информационных услуг (в первую очередь речь идет о более широком использовании телекоммуникационных технологий);

2) наращивать объемы тезаурусов субъектов рыночных отношений за счет распространения информационных сетей, баз и банков данных, повышения их общей коммуникационной культуры.

Организация нормально функционирующих, не подверженных систематическим искажениям информационных потоков между рынком труда и рынком образовательных услуг позволит максимально согласовать интересы их участников, а значит, повысить эффективность их взаимодействия.

К основным функциям механизма взаимодействия указанных рынков относятся, на наш взгляд, следующие:

• обеспечение взаимосвязи, сбалансированности элементов механизмов рынка труда и рынка образовательных услуг, а также их субъектов;

• согласование их экономических интересов;

• реализация социально-экономической политики государства в области обеспечения занятости и подготовки кадров.

На формирование механизма взаимодействия и его функционирование влияют как объективные, так и субъективные факторы. Объективная потребность во взаимодействии рынков неизбежно получает государственно-правовое оформление в виде системы нормативных актов. Последние как продукт творчества конкретных лиц являются субъективной формой отражения этой объективной потребности. В зависимости от того, насколько точно они ее отражают, юридически оформленный механизм будет соответствовать или противоречить объективно необходимому, а фактические действия субъектов рынка в рамках реального механизма взаимодействия - согласовываться с нормативными актами или противоречить им.

Еще одна особенность формирования и функционирования механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг - то, что каждый из них имеет собственный механизм функционирования, соответствующую нормативно-правовую базу, собственные цели и задачи. Поэтому одним из критериев степени совершенства механизма взаимодействия является его способность согласовывать данные цели и не противоречить уже существующей нормативной базе.

Моделирование взаимодействия рынков труда и образовательных услуг наиболее эффективно на региональном уровне. Оптимальным можно считать состояние, когда имеющийся персонал по своему профессиональному и квалификационному составу полностью отвечает требованиям работодателей. Как спрос на рабочую силу, так и качество ее подготовки зависят от множе-

ства факторов: демографических, социальных, экономических, организационных, правовых и т.д. При моделировании необходимо, на наш взгляд, учитывать не только актуальное состояние этих факторов, но и выявлять их тенденции, которые будут определять характер взаимодействия рынков в будущем (темпы развития региональной экономики, изменение численности трудовых ресурсов, доля экономически активного населения и др.). Именно прогнозирование как способ научного предвидения на отдаленную перспективу служит основой социального планирования [4, с. 49].

Структурные сдвиги в экономике, необходимость поддержки отраслей, производств, видов деятельности, которые обеспечивают экономическую безопасность отдельных регионов и страны в целом, а также отраслей и предприятий, от которых в наибольшей степени зависят уровень занятости, оказывают существенное влияние на рынок труда. Столь же важно учитывать факторы, определяющие развитие системы высшего и среднего профессионального образования, поскольку от них зависит удовлетворение потребностей отраслей региональной экономики в кадрах, возможность использования труда молодежи, оптимальное сочетание источников финансирования образовательных услуг и т.д.

В этой связи представляется целесообразным подготовка следующих прогнозов на региональном уровне:

• численности экономически активного населения с дифференциацией по демографическим признакам (полу, возрасту, национальной принадлежности);

• экономического роста (с учетом факторов, его определяющих, включая уровень занятости и производительность труда);

• развития производства (с выделением отраслей, в которых ожидается наибольший рост или снижение занятости);

• профессионального состава занятого населения (в соответствии с ожидаемым его распределением по основным отраслям).

Как показывает анализ и обобщение данных по методам прогнозирования на рынке труда, при подготовке указанных прогнозов следует использовать программы развития в совокупности с опросным методом.

Тенденции изменения интегральных экономических показателей можно установить, опираясь на следующие документы:

• прогнозы по отраслям экономики;

• региональные программы развития отраслей материального производства;

• региональные и отраслевые программы конверсии оборонных предприятий;

• данные наиболее крупных предприятий (в том числе по численности персонала) о перспективах своего развития;

• программы развития предприятий и организаций системы жизнеобеспечения (энергетики, транспорта и др.);

• программы и прогнозы служб занятости о предполагаемом высвобождении работников на предприятиях и в организациях;

• региональные программы приватизации и развития малого бизнеса.

Из указанных источников отбирают обобщенные экономические показатели, которые, как ожидается, будут коррелировать с показателями численности персонала той или иной специальности (годовой объем продукции в целом и в расчете на одного специалиста, объем выплаченной заработной платы в целом и в расчете на одного специалиста и т.д.). Их значения на перспективу определяют путем экстраполяции, моделирования, экспертных оценок или с помощью сочетания этих методов.

Предложение выпускников вузов 1-й специальности зависит от ряда факторов:

й = щ(р, рт, N к, £гф, г),

где Р - цена образовательной услуги; рт - цена трудовой услуги; N - количество вузов; К - численность населения в возрасте до 16 лет; кгф - коэффициент государственного финансирования; 2 - показатель, характеризующий психологические факторы.

Аналогичным образом можно представить спрос на рабочую силу данной специальности:

вг = щр, N кгф,У),

где Р - цена трудовой услуги; N - количество рабочих мест; V - структурные факторы.

Исходя из объемов спроса и предложения, рассчитывают коэффициент взаимодействия рынков труда и образовательных услуг:

С = $ /в,

где $ч - предложение выпускников 1-й специальности; В, - спрос на работников этой специальности.

Степень влияния отдельных факторов на результирующий показатель можно оценить при помощи коэффициентов эластичности е,. Как известно, они представляют собой соотношение процентных изменений результативного (спроса, предложения) и факторного признаков и могут быть рассчитаны так:

Е =^ х- х

дхг у( х,)

где х, - значение ,-го факторного признака; у(хг) - выровненное значение результативного признака.

Многофакторная модель может быть построена на основе линейной зависимости:

У (х1, х2, ..., хп) = а + Ь1х1 + Ь2х2 + ... + Ьпхп■

Для оценки влияния социально-демографических факторов используют нелинейную функцию:

У (х1, Х2 ,..., Хп ) = аХЬ Х22 ...Хи" .

Рассчитывают также показатель емкости рынка труда ЕРг, характеризующий возможный объем спроса на рабочую силу 1-й специальности при определенном уровне заработной платы в данном временном интервале:

ЕР1 = З> + С + Н - л, где Зг - количество используемых рабочих мест г-й специальности в эквиваленте полной занятости, ед.; Сг - количество свободных, Н1 - вновь созданных, Л1 - сокращенных рабочих мест, ед.

Предлагаемая система моделей, как представляется, позволит более эффективно организовать взаимодействие региональных рынков труда и образовательных услуг, принимать необходимые и своевременные меры, способствующие преодолению возникающих в этой области проблем и нестыковок.

Литература

1. Баженова Е.Ю. Рынок информации - сущность, закономерности становления и перспективы развития в России: Дис. ... канд. экон. наук. - Ростов н/Д, 1999; РГБ ОД, 61:00-8/813-5.

2. Беклемешев В.П. Аспекты моделирования адаптационного механизма рынка труда и подходы к интегральному взаимодействию. URL: http://labourmarket.ru

3. Кардашов В. Мотивация персонала: теория и практика // Человек и труд. - 2008. -№ 10. - С. 12-18.

4. Максимова И.В. Оценка качества регионального стратегического планирования // Региональная экономика. - 2009. - № 31(124). - С. 49-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.