Научная статья на тему 'Механизм государственного регулирования в области сохранения культурного наследия в России'

Механизм государственного регулирования в области сохранения культурного наследия в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
483
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ / НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / УВАЖЕНИЕ / ОБЪЕКТЫ / ЗАКОН / ПРОБЛЕМЫ / MONUMENTS / HERITAGE / CULTURAL HERITAGE / RESPECT / OBJECTS / LAW / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фофанова А.Ю., Андреев Д.М.

Статья посвящена крайне важному вопросу в современной России отношению к памятникам культурного наследия. Данный вопрос приобретает все более общественно-политический характер, хотя в РФ имеется и опыт по сохранению таких памятников, и уполномоченные организации, руководствующиеся при выполнении своих обязанностей рядом нормативных актов (главный из которых Конституция РФ). Тем не менее, объекты культурного наследия в России ежегодно исчезают по разным причинам. Настоятельно необходимы анализ современного состояния объектов культурного наследия и реорганизация законодательной базы в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фофанова А.Ю., Андреев Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF STATE REGULATION IN THE FIELD OF PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE IN RUSSIA

The article is devoted to an extremely important issue in modern Russia attitude to monuments of cultural heritage. This issue is becoming increasingly social and political, although the Russian Federation has experience in the preservation of such monuments and authorized organizations guided in the performance of their duties by a number of normative acts (the main of which is the Constitution of the Russian Federation). However, cultural heritage objects in Russia disappear every year for various reasons. There is an urgent need to analyse the current state of cultural heritage objects and to reorganize the legislative framework in this area.

Текст научной работы на тему «Механизм государственного регулирования в области сохранения культурного наследия в России»

1ни i £вропейською Комгаею [Електронний ресурс]: Меморандум вщ 22.07.2009 р. Доступ iз ш-форм.-правово! системи «Л1ГА- ЗАКОН».

22. Регламент (£С) № 305/2011 £вропейського Парламенту та Ради вiд 09.03.2011 р., що встанов-люе гармошзоваш умови для розмiщення на ринку будiвельних виробiв та скасовуе Директиву Ради

89/106/GEC. Доступ i3 шформ.-правово! системи «Л1ГА- ЗАКОН».

23. Непомнящий О.М., Медведчук О.В., Лагунова I.A. Зарубiжний досвiд регулювання будiвель-но1 дiяльностi. Теорiя та практика державного уп-равлiння. 2018. № 3 (62)., с. 6-7. URL: http://www.kbuapa.kharkov.ua/e-book/tpdu/2018-3/doc/5/5_1.pdf (дата звернення 14.12.2019).

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ

Фофанова А.Ю.,

доцент кафедры экономики Мурманского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук Андреев Д.М.

студент Мурманского филиала РАНХиГС при Президенте РФ

MECHANISM OF STATE REGULATION IN THE FIELD OF PRESERVATION OF CULTURAL

HERITAGE IN RUSSIA

Fofanova A.,

associate professor of the department of economics of Murmansk branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), candidate of economic sciences

Andreyev D.

student of Murmansk branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

Аннотация

Статья посвящена крайне важному вопросу в современной России - отношению к памятникам культурного наследия. Данный вопрос приобретает все более общественно-политический характер, хотя в РФ имеется и опыт по сохранению таких памятников, и уполномоченные организации, руководствующиеся при выполнении своих обязанностей рядом нормативных актов (главный из которых - Конституция РФ). Тем не менее, объекты культурного наследия в России ежегодно исчезают - по разным причинам. Настоятельно необходимы анализ современного состояния объектов культурного наследия и реорганизация законодательной базы в данной области.

Abstract

The article is devoted to an extremely important issue in modern Russia - attitude to monuments of cultural heritage. This issue is becoming increasingly social and political, although the Russian Federation has experience in the preservation of such monuments and authorized organizations guided in the performance of their duties by a number of normative acts (the main of which is the Constitution of the Russian Federation). However, cultural heritage objects in Russia disappear every year - for various reasons. There is an urgent need to analyse the current state of cultural heritage objects and to reorganize the legislative framework in this area.

Ключевые слова: памятники, наследие, культурное наследие, уважение, объекты, закон, проблемы.

Keywords: monuments, heritage, cultural heritage, respect, objects, law, problems.

В настоящее время перед общественностью чрезвычайно остро стоит вопрос охраны и использования памятников истории и культуры. Отношение к памятникам культурного наследия приобретает все более общественно-политический характер. Особенно это связанно со сложившейся политической обстановкой в стране и мире в целом. В настоящее время накоплен существенный опыт по возрождению и сохранению памятников культурного наследия, расширен круг работ уполномоченных учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию памятников культуры и истории. [4, с. 107]

В деятельность по сохранению памятников культурного наследия вовлечено все больше людей имеющих разный жизненный статус.

Именно сейчас, когда памятники культурного

наследия подвержены многим опасностям, не только со стороны поведения человека-это не только акты вандализма, порчи памятников, но не редко некачественная реставрация. Со стороны сил природы, пожары, наводнения, землетрясения - которые зачастую невозможно контролировать.

Ни что не вечно. По этой причине часть объектов культурного наследия постепенно исчезает, в силу разных причин: в силу естественного срока его существования: по причине очень плохих материалов и способов изготовления: из-за неблагоприятных условий хранения и пользования; разрушения в аварийных ситуациях; из-за непригодных или неправильно примененных способов консервации. [5, с. 7]

В настоящее время у ученых, а так же у государственных служащих, отвечающих за сохранение

культурного наследия в нашей стороне, остро ощущается потребность определения правового статуса реставратора и консерватора.

Особенно много памятников истории и культуры «погибает» из-за пренебрежения официальных представителей власти, не уделяющих должного внимания их охране и воспитанию у населения уважения к культурному наследию, а также вследствие невежества и непонимания их ценности и места в нашей жизни.

В правовой сфере регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия руководствуется положениями Конституции Российской Федерации [2], Гражданского кодекса Российской Федерации [1] и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года №2 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» [3], (далее Закон) а так же другими нормативно правовыми актами, принимаемыми в пределах своей компетенции субъектами Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Принятие закона сыграло важную роль в сфере охраны объектов культурного наследия. Документ разработан с учетом новейшего опыта, реальной сложившейся социальной и экономической ситуации в стране. Впервые в нем четко определена ценность объектов культурного наследия России, как символа национальной культуры, важнейшего элемента исторической и культурной среды обитания, а так же самых информативных источников познания истории.

Объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Закон определяет подробно законодательную базу для решения вопросов связанных с сохранением, использованием и государственной охраной

объектов культурного наследия:

- отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды;

- имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей;

- оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, регулируется п. 5 введенного Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ.

Так же в Законе отражено оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения. Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры общероссийского значения либо к объектам исторического и культурного наследия общероссийского значения.

Определены Законом и объекты культурного наследия народов Российской Федерации, земельные участки, территории и границы объектов культурного наследия, категории историко-культурного значения. Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.

Отдельная статья Закона посвящена правам граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны, а так же содействию общественных и религиозных объединений в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Важнейшей составляющей частью Закона стала статья, посвященная государственной охране объектов культурного наследия, в которой определены задачи государственных органов в сфере охраны памятников, а именно контроль за соблюдение законодательства, установление ответственности за повреждение или уничтожение, а так же

контроль над использованием, включая разработку проектов на проведение земельных, строительных или хозяйственных работ и сохранением, на основании данных постоянного контроля за состоянием объектов культурного наследия.

Неотъемлемое место в Законе отведено решению проблемы учета культурного наследия. Закон определяет задачу подготовки информационной системы банка данных об объектах культурного наследия - «Государственный реестра объектов культурного наследия России».

Закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в современных социально - экономических и политических условиях. Вместе с тем для реализации Закона необходимы конкретные, четкие подзаконные акты, в которых должны быть детально разработаны вопросы использования и сохранения культурного наследия. Так же четко должны быть обозначены отношения новых владельцев и государственных учреждений охраны к объектам культурного наследия.

В современном темпе жизни, в постоянно меняющейся не только политической и экономической, но и социальной обстановке, ученым необходимо постоянно проводить анализ современного состояния объектов культурного наследия, выявлять проблемы, разрабатывать пути решения, проводить реорганизацию законодательной базы, ведь государство с его полномочиями действительно сильный механизм в сохранении объектов культурного наследия.

Для эффективного использования, сохранения и преумножения объектов культурного наследия необходим контроль на всех уровнях власти, в частности, скорейшее принятие в полном объеме на законодательном уровне критерий оценки эффективности деятельности органов муниципального

управления по обеспечению сохранности культурного наследия сельских поселений РФ.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 16.12.2019) Часть 1, принята 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ; Часть 4, принята 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс] : информ. правовая поисковая система - Режим доступа : [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 5142/ 17.01.2020].

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс] : информ. правовая поисковая система - Режим доступа : [http://www.consultantm/document/cons_doc_LAW_ 28399/ 20.01.2020].

3. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: федер. закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (в ред. от 18.07.2019) // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система - Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 37318/ 14.01.2020].

4. Полянкова, М.Л. Охрана культурного наследия России / М.Л. Полянкова. - М.: Эксимо, 2015. - 201 с.

5. Сотникова, С.И. Музейное дело и охрана памятников. Музеефикация памятников архитектуры: теория и практика / С. И. Сотникова. - М.: Дрофа, 2017. - 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.