Шукуров А.К.
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕГИОНЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
В мировой практике современная рыночная экономика характеризуется возросшей ролью государства. В условиях Казахстана, как и в других странах СНГ, при формировании структур рыночного механизма несовершенство рынка или, как их нередко называют, »провалы» рынка диктуют необходимость государственного регулирования развития экономики страны. Более того, именно через механизм государственного регулирования реализуются экономические функции государства. При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов) экономического и неэкономического характера: административно-правовые и экономические средства.
Меры государственной поддержки носят регулирующий характер и направлены на выравнивание межотраслевого диспаритета.
Меры государственной поддержки в республике разделяются на меры:
1. Общего характера - это государственное финансирование из средств республиканских и местных бюджетов, осуществляемое в целях реализации республиканских и местных бюджетных программ. К общим мерам можно отнести также и льготное налогообложение сельхозтоваропроизводителей (использование специальных налоговых режимов на основе патента для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, а также единого земельного налога для крестьянских (фермерских)хозяйств, отсрочки выплат бюджетных долгов).
2. Специальные - направленные на поддержку конкретных отраслей и производств, как правило, носят возмездный характер и предназначены для финансово-устойчивых хозяйствующих субъектов рынка: закуп зерна в государственные ресурсы, кредитование лизинга сельскохозяйственной техники, кредитование местных бюджетов, а последними кредитование сельхозтоваропроизводителей на проведение весенне-полевых и уборочных работ, кредитование системы сельских кредитных товариществ, кредитование государством посредством привлечения внешних займов, кредитование за счет средств местных бюджетов, тарифная политика при регулировании экспортно-импортного режима. Министерство сельского хозяйства в настоящее время взаимодействует с международными финансовыми институтами, которые на льготных условиях предоставляют мягкие займы и под низкие проценты (1, 2).
В 1995-2002 годы в области сельского хозяйства на средства грантов Азиатского банка развития были реализованы девять проектов технической помощи на общую сумму 4114 тыс. долларов США, из них три проекта на сумму 1400 тыс. -для подготовки технико-экономического обоснова-
ния займов Азиатского банка развития и шесть проектов - стоимостью 3514 тыс. для повышения институциональной базы и укрепления реформ в аграрном секторе.
В 2001 году закончилась реализация трех проектов технической помощи Азиатского банка развития:
1. По углублению сельскохозяйственных реформ и программ развития. Для его реализации Азиатский банк развития выделил грант в размере 800 тыс. долларов США из специального фонда правительства Японии.
2. По борьбе с саранчовыми вредителями, стоимостью 700 тыс. долларов.
3. «Увеличение доходов в сельской местности». Для его реализации Азиатский банк развития предоставил грант в размере 600 тыс. долларов из специального фонда правительства Японии.
Основные цели программного и проектного займа «Развитие сектора и реструктуризация фермерских хозяйств»:
- совершенствование политических реформ для развития агропромышленного комплекса;
- институциональное развитие;
- ускорение темпов реструктуризации сельскохозяйственных предприятий и создание положительного потенциала для деятельности частных предприятий;
- непосредственное кредитование сельхозтоваропроизводителей Восточно-Казахстанской области через участвующие банки второго уровня.
Программный заем в размере 25 млн. долларов США был реализован Министерством финансов в течение 2 лет, начиная с 2001 года.
Проектный заем в размере 20 млн. долларов будет реализован Министерством сельского хозяйства в течение 5 лет, начиная с 2001 года (3).
В настоящее время между Министерством сельского хозяйства республики и ЮСАИД прорабатываются вопросы получения технической помощи со стороны ЮСАИД для выработки единого механизма исполнения закона Республики Казах-
стан «О зерне» по программе зерновых расписок. Проект технической помощи правительства провинции Саскачеван (Канада). Он будет осуществлен в течение 24 месяцев и состоит из двух последовательно реализуемых этапов. Стоимость первого этапа - 250 тыс. канадских долларов, в том числе вклад правительства Саскачеван - 225 тыс. и софинансирование со стороны правительства Республики Казахстан - 25 тыс. Стоимость второго этапа определится в ходе реализации первого.
Министерством сельского хозяйства прорабатываются вопросы подписания меморандума о взаимопонимании между правительствами Республики Казахстан и Саскачевана.
Кроме того, Министерство сельского хозяйства является администратором трех инвестиционных проектов, осуществляемых на средства займов Международного банка реконструкции и развития и Азиатского банка развития, которые прошли жесткую экспертизу различных ведомств как с точки зрения пользы селу, сельхозпроизводству, так и возвратности заемных средств.
1. Заем Международного банка реконструкции и развития №4331- КЛ2 «Пост приватизационная поддержка сельского хозяйства».
Проект состоит из трех этапов. Сумма займа первого этапа - 15 млн. долларов США, второго и третьего - по 35 млн. Цели проекта:
- развитие частного сектора и укрепление рыночной экономики в сельской местности;
- улучшение доступа к информации, консультациям и обучению новых сельхозформирований;
- поддержка финансовых рынков в сельской местности;
- улучшение доступа сельхозтоваропроизводителей к коммерческим финансовым услугам, а также проведение институционально-правовых форм для совершенствования сельской финансовой системы, реструктуризации сельских предприятий-должников и решения долговой проблемы, банкротства и ликвидации.
Кредитование фермерских хозяйств производится через банки второго уровня, которые полностью несут риски по возврату основной суммы займа по компоненту «Кредитование».
2. Заем Международного банка реконструкции и развития №4041 - КЪ «Усовершенствование ирригационной и дренажной систем». Сумма займа - 80 млн. долларов США, софинансирова-ние из бюджета Республики Казахстан - 20 млн. долларов.
Цель проекта - восстановление ирригационных сооружений в различных районах Республи-
ки Казахстан, которые из-за отсутствия средств на ремонт вышли из строя, для гарантированных урожаев таких важных культур, как хлопок и рис, на юге Казахстана, а также для обеспечения крупных промышленных регионов сельхозпродукций. При этом ставилась задача одновременно решать социальные и экологические проблемы этих территорий. Срок возврата займов - 25 лет, с льготным периодом - 6 лет.
В настоящее время выполнено технико-экономическое обоснование по 30 объектам реконструкции, по 21 объекту проведены тендеры на строительные работы, на 16 объектах ведется строительство, Шенгельдинский и Кызылагашский массивы орошения в Алматинской области сданы в эксплуатацию, объект «Аккум».
Важнейшим средством государственного регулирования финансово-кредитного механизма аграрного сектора экономики являются цены на сельскохозяйственную продукцию, а также цены на запасные части, горюче-смазочные материалы и сельхозтехнику, поставляемые промышленностью.
Цена реализации на сельхозпродукцию за последние два года существенно поднялась, и здесь необходимо подчеркнуть огромную роль государственной поддержки со стороны Госпродкорпора-ции, которая гарантировала закуп зерна в известных объемах и тем самым существенно подняла стартовую цену пшеницы. Ведь еще не так давно зерно продавалось по 40-50 долл. за тонну. Нынешняя цена закупа - 80 долл. - дает сельхозтоваропроизводителям гарантию сбыта по довольно высокой цене. Кроме того, высокая стартовая цена способствует ее быстрому росту (как это было в 2000 году) или хотя бы не дает ценам обрушиться (как это было в 2001 году). Согласно анализу 2000 года Госпродкорпорация начинала закупать пшеницу по 70 долл., а уже к концу января цена поднялась до 100 долл. Безусловно, цена казахстанского зерна зависит от конъюнктуры мировых цен, а также от сложившейся ситуации с рынком зерна в России - основном покупателе нашей зерновой продукции. В 2001 году в России выдался небывалый урожай хлеба, что, по мнению аналитиков, негативно могло бы отразиться на ценах, но то, что в связи с закупом в госресурсы страны стартовая цена зерна не упала до 40-50 долл., является признанным фактом.
Более того, введение с 2001 года двухуровневой системы закупа (финансировался еще не выращенный урожай) оказало солидную поддержку сельхозтоваропроизводителям. Такая система фи-
нансирования сельхозпроизводства в истории казахстанского аграрного бизнеса применялась впервые. Безусловно, государство в лице своих уполномоченных органов использует далеко не весь свой потенциал при оказании помощи аграрному сектору. Но, несмотря на все критические замечания в ее адрес, Госпродкорпорация, выполняя поручения Президента республики по поддержке села, оказывает большую помощь развивающемуся аграрному сектору (4).
Важнейшей стороной финансово-кредитного механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства является финансирование обновления техники. Существующие программы лизинга техники не могут получить массового распространения из-за крайне невыгодных условий. Под лизинг техники необходима гарантия банков второго уровня, а у сельхозтоваропроизводителей в основном нет достаточно ликвидного имущества для залога. Кроме того, банки неадекватно оценивают старую технику и землю, которые на внутреннем рынке имеют гораздо большую стоимость, а для самих фермеров вообще бесценны, так как отечественного производства по основным видам сельхозтехники нет. Вмешательство государства здесь просто необходимо - либо в лице специально созданного государственного органа (фонда и т. п.), либо в лице уполномоченного банка, который бы брал в залог землю и имущество фермеров по рыночной цене, а также саму технику, передаваемую в лизинг (7). По данным Актюбинского областного департамента сельского хозяйства, в 2002 году из 30% респондентов, обратившихся в банк, 10% отказались от кредитов до рассмотрения заявки по причине высоких процентных ставок, 20% - вследствие отсутствия залога [4]. Без обновления техники в течение ближайших лет аграрии просто не смогут проводить даже минимум агротехнических мероприятий. Последнее обновление пришлось на 1988-1992 годы, срок службы техники - в среднем 8-10 лет, затраты на ремонт из года в год повышаются и к тому же теряют свою эффективность.
Еще одна сфера действия финансово-кредитного механизма государственного регулирования сельского хозяйства - обеспечение горюче-смазочными материалами и, что не менее важно, контроль над их ценами. Уже не первый год повторяется одна и та же картина. Перед весенними и осенними полевыми работами все нефтеперерабатывающие заводы прекращают свою деятельность по разным причинам, цены на дизельное топливо и бензин соответственно растут. Затем
ситуация стабилизируется до следующего цикла сельскохозяйственных работ. Безусловно, при желании правительство в состоянии контролировать внутренний рынок цен на горюче-смазочные материалы, и аграрный сектор ждет от правительства такого контроля. Последние годы соотношение дизельного топлива к зерну под фьючерс составляет 1:3, 1:4, то есть за 1 тонну дизельного топлива фермерам приходится отдавать 3-4 тонны пшеницы, что существенно влияет на уровень затрат. В среднем затраты хозяйств на горючесмазочные материалы составляют 10-20% в зависимости от цен на горючее и объемов выполняемых агротехнических работ.
Уровень государственной поддержки сельскохозяйственного производства из республиканского бюджета сегодня равен 22,0 млрд. тенге, а с учетом косвенного субсидирования он составляет 81,0 млрд. тенге. Уровень государственной поддержки сельского хозяйства области в 2001 году составил из местного бюджета 12,8 млн. тенге, в 2002 году - 14,8 млн. тенге. Объемы государственной поддержки сельского хозяйства области в 2001 году по сравнению с 1996-1998 годами в абсолютных показателях на 33,4% ниже, тогда как по стране этот показатель выше на 14,5%. В расчете на 1 тенге валовой продукции сельского хозяйства произошло его снижение на 80,0% с 10,0 тиынов до 2-х тиынов.
Расходы из республиканского бюджета на поддержку сельского хозяйства в Казахстане составляют 0,7% к валовому внутреннему продукту, в России - 1,0%, в странах ЕС - от 25 до 30%, а расходы из областного бюджета на поддержку сельского хозяйства области составляет 0,01% к региональной валовой продукции. Сумма государственной поддержки из республиканского бюджета в пересчете на одно сельхозформирование в Казахстане составляет 1200 долларов США, а в США - 45,0 тыс. долларов США.
Сумма господдержки из областного бюджета на одно сельхозформирование области составляет 257,5 долларов США.
Если по производству сельскохозяйственных продуктов существует какая-то система государственной поддержки, то в отношении продуктов переработки она до сих пор не сформирована, так как за весь период 1996-2002 г. отрасль в значительной степени поддерживалось только через льготные кредитования за счет займа Азиатского банка развития. В программе импортозамещения производству продуктов питания не уделено должного внимания.
Важнейшим средством и составной частью механизма государственного регулирования сельского хозяйства в республике является система налогообложения. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан сельхозтоваропроизводители могут осуществлять расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке либо по специальному налоговому режиму, предусматривающему для юридических лиц расчеты с бюджетом на основе патента, для крестьянских (фермерских) хозяйств - на основе уплаты единого земельного налога. Анализ состояния кредиторской задолженностей сельхозформирований области, в том числе по налоговым расчетам с бюджетом за 1998-2002 годы, представлен в таблице 1.
Увеличивается по области число сельхозтоваропроизводителей, работающих на основе патента. На 1 января 2003 года из 296 действующих юридических лиц - сельхозтоваропроизводителей 208 (или 70,3% от общего числа) работали по патенту, поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет составило 154,7 млн. тенге; отсрочка по налогам для сельхозтоваропроизводителей составляет 181,3 млн. тенге; сумма льгот для сельхозтоваропроизводителей в 2002 году по НДС, транспортному, имущественному, подоходному, социальному, земельному налогам составила 299,2 млн. тенге.
Практика налогообложения сельхозтоваропроизводителей за период ввода в действие нового Налогового кодекса с 1 января 2002 года выявила следующие проблемные вопросы:
- противоречие определения «вознаграждения по финансовому лизингу» между Налоговым кодексом и законом Республики Казахстан «О финансовом лизинге»;
- импорт сельскохозяйственной техники, используемой в сельскохозяйственном производстве, с 1 января 2003 года исключается из списка, по которому НДС уплачивается методом зачета ( п. 1. ст. 250 КК);
Таблица 1. Анализ состояния расчетов с бюджетом по налогам сельскохозяйственных формирований области за 1998-2002 годы
Показатели по области 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Кредиторская задолженность 4341,4 1403,5 1216,0 889,0 867,2
Начислено налогов/подлежит к уплате, всего 560,9 301,6 81,9 107,9 126,7
Из них поступило в бюджет 249,7 472,5 92,3 132,0 126,7
Примечание: Данные за 2000-2002 годы по оперативной информации областного налогового комитета и за 1998-1999 годы -сведения рай(гор) сельхозуправлений, сельхозотделов райаки-матов (8).
- несовершенство механизма взимания НДС при передаче сельскохозяйственной техники в лизинг.
Сельскохозяйственное производство остро нуждается в сезонном кредитовании с целевым использованием полученных ресурсов на покупку горюче-смазочных материалов, удобрений, запасных частей и других видов оборотных средств. Общая потребность в кредитных ресурсах только на пополнение оборотных средств для выполнения посевных и уборочных работ в растениеводстве ежегодно составляет 25-30 млрд. тенге.
Перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию предприятия нуждаются в оборотных средствах и долгосрочном кредитовании для замены устаревшего оборудования и освоения новых технологий. Банки второго уровня неохотно идут на кредитование этих отраслей. Недостаток залогового имущества, неразвитость ипотечного кредитования и рынка земли являются основной причиной недоступности кредитных средств (сезонных и долгосрочных) для большинства субъектов сельхозпро-изводства и переработки сельхозпродукции.
При торговле зерном получил развитие новый финансовый инструмент - зерновая расписка - не эмиссионная ордерная ценная бумага, которая может выступать в качестве залога при кредитовании сельхозтоваропроизводителей. Под программу зерновых расписок открыта кредитная линия Европейского банка реконструкции и развития, которая предполагает предоставление льготных кредитов на сумму до 100 млн. долларов США при условии создания фонда гарантирования исполнения зерновых расписок с участием государства.
В области реализуется пилотный проект кредитования сельхозтоваропроизводителей через созданные 2 сельских кредитных товарищества (СКТ) с участием 35% доли ЗАО «Аграрная кредитная корпорация (АКК): «Умит» Каргалинского района с уставным капиталом 3 млн. тенге, количеством участников 20, с посевной площадью земельных угодий 37,9 тыс. гектаров и сельское кредитное товарищество «АЙТвКв бИ » Айтекебийского района с уставным капиталом 3,2 млн. тенге, количеством участников 20, посевной площадью земельных угодий 99,9 тыс. гектар. Кроме того, в Иргизском и Хромтауском районе создается 2 сельских кредитных товарищества без участия ЗАО «Аграрная кредитная корпорация». С 2001 года работает созданный в области общественный «Фонд содействия фермеров», который в 2002 году оказал финансовую поддержку 71 крестьянским (фермерским) хозяйствам на общую сумму 12,2 млн. тенге.
В мае 2002 года организован в Кобдинском районе «Фонд поддержки предпринимательства» путем объединения средств доходов сельхозтоваропроизводителей в размере 1 млн. тенге. Аналогичный фонд создан и в Алгинском районе, который в течение последних 2-3 лет оказывает поддержку сельхозтоваропроизводителям района.
Сельхозтоваропроизводителям предоставлена возможность приобретения селькохозяйственной техники через ЗАО «КазАгроФинанс» с погашением долга в течение 7 и более лет (8).
Таким образом, проведенный анализ сферы кредитования сельского хозяйства области на сегодняшний день выявляет следующие проблемы:
- острый дефицит в кредитных ресурсах в связи с сезонностью производства и низкой оборачиваемостью сельскохозяйственной продукции;
- низкая доступность для сельхозтоваропроизводителей кредитных ресурсов из-за высоких рисков сельхозпроизводства, высоких банковских ставок и недостаточной залоговой базы.
Воздействие неблагоприятных погодных условий, стихийных бедствий и особо опасных эпизо-отий приводит к значительным потерям сельскохозяйственной продукции и экономическому упадку у сельхозтоваропроизводителей.
Надежным финансовым инструментом устранения отрицательных последствий стихийных сил природы является страхование, которое в настоящее время в сельхозпроизводстве отсутствует или очень незначительно развито, что обусловлено низкой платежеспособностью сельхозтоваропроизводителей и непривлекательностью существующих видов страхования (5).
Отсутствие страхования в сельском хозяйстве повышает риски финансирования и снижает доступ к кредитным ресурсам.
Составной частью программы государственного регулирования сельского хозяйства является научное обеспечение агропромышленного комплекса страны. Указом Президента Республики Казахстан ответственность за научное обеспечение агропромышленного комплекса страны возложена на Национальный академический центр аграрных исследований Республики Казахстан (НАЦАИ). Аграрная наука республики представлена 29 научно-исследовательскими институтами, 18 опытными сельскохозяйственными, лесными и ветеринарными станциями и 31 опытным хозяйством, которые функционируют в форме республиканских государственных казенных предприятий (РГКП) и находятся в введении НАЦАИ Министерства сельского хозяйства Республики
Казахстан. В 28 опытно-экспериментальных предприятиях занимаются производством элитных семян сельскохозяйственных культур, в11-ти -племенным скотоводством, овцеводством и птицеводством, в 6-ти - сохранением и обеспечением посадочным материалом плодово-ягодных, лесных культур и винограда, в 3-х - хлопководством, в 1-ом - переработкой семян родительских форм кукурузы.
Администратором программ по научному обеспечению агропромышленного комплекса, утвержденных постановлениями Правительства Республики Казахстан, финансируемых из республиканского бюджета, является Министерство образования и науки. Объем финансирования по республиканской целевой программе «Сохранение, развитие и использование генофонда сельскохозяйственных растений, животных и микроорганизмов на 2001-2005 годы» (далее «Генофонд») составил в 2001 году 230 млн. тенге, в 2002 году - 406 млн. тенге, а по отраслевой научно-технической программе «Научное обеспечение производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции по регионам Казахстана на 2001-2005 годы» в 2001 году - 404,43 млн. тенге, в 2002 году - 404,43 млн. тенге.
Министерство сельского хозяйства в последние 2 года является администратором бюджетной программы «Прикладные научные исследования в сельском хозяйстве» с объемом финансирования в 2001 году - 28,6 млн. тенге, 2002 году - 36,8 млн. тенге. Государственный заказ на научно-исследовательские проекты формируется посредством отбора исполнителей на конкурсной основе по приоритетным темам, необходимым для развития отрасли в текущем году.
Министерство сельского хозяйства из республиканского бюджета в соответствии с программой «Генофонд» осуществляет субсидирование элитно-семеноводческих (лицензированных) и племенных (аттестованных) хозяйств для сохранения генофонда элитной продукции растений и животных, производства и реализации семян и племенных животных. Оно несет ответственность за обеспечение хозяйственного использования генофонда и осуществление контроля за качеством произведенной семеноводческой и племенной продукции. Актюбин-ская опытная сельскохозяйственная станция является подведомственной организацией НАЦАИ и занимается производством элитных семян зерновых культур и ежегодно получает, по мере реализации элитных семян, субсидии как элитно-семеноводческое хозяйство.
Анализ состояния научного обеспечения сельскохозяйственного производства в регионе выдвигает на повестку дня следующие проблемы:
- недостаточная связь аграрной науки с производством;
- в стране отсутствует эффективно действующая система внедрения научных разработок в сельскохозяйственное производство;
- недостаточный уровень оснащения научных организаций и опытно-экспериментальных предприятий материально-техническими ресурсами;
- недостаточный объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- отток из научных учреждений молодых кадров аграрного профиля.
На реализацию программы «Генофонд» в 2003 году из республиканского бюджета выделено 406 млн. тенге, кроме того, на реализацию программы «Научное обеспечение АПК» в текущем году будет выделено 404,3 млн. тенге. По бюджетной программе «Прикладные научные исследования в сельском хозяйстве» в 2003 году выделено 50,0 млн. тенге.
Из республиканского бюджета для оснащения научных организаций и опытно-экспериментальных предприятий аграрного профиля специальной
сельскохозяйственной техникой в рамках программы лизинга до 100,0 млн. тенге ежегодно (6).
Расходы из республиканского бюджета на поддержку сельского хозяйства в Казахстане к 2005 году будут составлять не менее 1,8% к валовому внутреннему продукту, в том числе сумма государственной поддержки из республиканского бюджета в пересчете на одно сельхозформирование 2500 долл. США, в расчете на 1 га пашни - 15,9 долл. США, что увеличит размер государственной поддержки АПК, однако этого недостаточно для выравнивания конкурентных преимуществ отечественной сельскохозяйственной продукции по сравнению с импортными аналогами.
Расходы из местного бюджета на поддержку сельхозтоваропроизводителей области к 2005 году будут составлять не менее 0,9%, а из республиканского бюджета 1,4% к региональному валовому продукту, в том числе сумма поддержки в расчете на одно сельхозформирование из местного бюджета - 1812 долл. США, а республиканского бюджета - 2952 долл. США; в расчете на 1 га пашни: 9,0 долл. США из местного бюджета и 14,5 долл. США из республиканского бюджета, однако этого недостаточно для создания равных условий хозяйствования сельхозтоваропроизводителей области.
Список использованной литературы:
1. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Юрист, 1999. - 272 с.
2. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана. (теория, опыт, проблемы).Учеб. пособие. - Алматы: Экономика, 1998. - 248 с.
3. Ихданов Ж.О. и др. Планово-финансовые механизмы государственного регулирования экономики. Ж.О. Ихданов, Г.Н. Сансызбае-ва, А.Н. Саханова / Учеб. пособие. - Алматы: Экономика, 1998. - 87 с.
4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. - 735 с.
5. Л. Узбаконова. Проблемы организации страхования урожая сельскохозяйственных культур. Журнал «Аль Пари». №4. 2001. с. 32.
6. Сулейменов Ж.Ж. Аграрный сектор экономики Казахстана в условиях глобализации. Журнал «Саясат». №12. 2001. с. 44.
7. И. Тагашев. Совершенствование регулирования финансового лизинга в сельскохозяйственном производстве. Научно-практический журнал. Транзитная экономика. №6. 2002. с. 106.
8. Агропродовольственная программа Актюбинской области на 2003-2005 годы.