Научная статья на тему 'Механизм государственного принуждения в уголовном праве(теоретические основания)'

Механизм государственного принуждения в уголовном праве(теоретические основания) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
664
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / УГОЛОВНАЯ СФЕРА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК / ПРЕСТУПНОСТЬ / A MECHANISM OF PUBLIC ENFORCEMENT / CRIMINAL SPHERE / RESPONSIBILITY / CRIMINALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Штода Иван Сергеевич

В данной работе рассмотрены теоретические основы механизма государственного принуждения в уголовно-правовой сфере. При подготовке статьи автор ориентировался не только на исторические материалы и современное состояние национальной правовой системы, но и на возможные перспективы и тенденции развития ее институтов, понимая при этом всю сложность правовых знаний и юридической практики, их особенность в правовой системе переходного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State enforcement mechanism in Criminal law (theoretical base)

In the work a mechanism of public enforcement in criminal sphere is examined. Preparing the article, the author referred not only to historical materials and the present day, but to the future, because he understands all the complication of jural, administrative and juridical knowledge about public life of a person, society and state, which increases headily in the recessionary conditions.

Текст научной работы на тему «Механизм государственного принуждения в уголовном праве(теоретические основания)»

В одном из определений уголовной ответственности, сформулированном еще в 1950 г. М. Шнейдером, она характеризуется как вытекающая из закона «обязанность лица дать отчет перед судом в своих общественно опасных действиях и понести заслуженное осуждение и наказание в случае виновного причинения вреда». В научной литературе тема, связанная с рассмотрением принуждения как уголовно-правовой категории, практически не разработана.

Вообще, проблема принуждения была и остается одной из обсуждаемых в современной России, что обусловлено, прежде всего, тем, что принуждение присуще всякой общности людей и сопровождает отношения между ними на всех исторических этапах развития человечества.

В настоящее время Уголовный кодекс РФ не дает легального определения понятия «принуждение» в уголовной сфере. Не раскрывается его содержательная сторона и в постановлениях Пленума Верховного суда РФ [1]. Нет и единого понимания принуждения в немногих научных работах по данному или смежному с ним вопросам. Кроме того, отсутствуют фундаментальные труды, рассматривающие «принуждение» в уголовно-правовой сфере.

Вместе с тем в научной и учебной литературе (философской, теоретико-правовой) проблема принуждения была и остается актуальной, несмотря на отсутствие единого взгляда, на смысл и содержание этого понятия. Вообще, принуждение представляет собой общесоциальное, многогранное явление, а правовое принуждение - одна из его разновидностей.

В этом смысле принуждение выступает в качестве необходимого средства воздействия на общественные отношения и на сознание его участников. Его основное назначение состоит в том, чтобы угрозой наступления невыгодных последствий предотвратить нарушение установленных социальных норм. Так, еще Г.Ф. Шершеневич утверждал, что юридические правила усваиваются, прежде всего, путем «домашнего» и «общественного воспитания», и только если у человека не воспитано чувство законности, остается последнее средство - страх, формированию которого и служит угроза.

Конечно, принуждение является предметом изучения различных наук и характеризует многие поведенческие акты человеческой деятельности как общественно полезные, так и общественно опасные. К первым можно отнести процессуальное принуждение, принуждение как функцию правоохранительных органов в России, государственное принуждение как правовое последствие совершения преступления и др. Принуждение рассматривается здесь, в основном, как позитивная категория, соответствующая закону деятельность государственных органов.

Под государственным принуждением в этом плане следует понимать внешнее воздействие на поведение людей в целях подчинения их воле государства. Правовое же принуждение выражается в принуждении к исполнению требований права. Оно может выступать в различных формах и иметь различный характер. Это и меры воздействия, направленные на устранение неправомерного поведения отдельных лиц и на восстановление нарушенного права. Внешне принуждение выражается в форме психического, физического или морального воздействия на поведение субъекта как с целью пресечения, так и с целью предупреждения его неправомерного поведения.

Необходимо отметить, что появление института физического или психического принуждения в УК РФ соответствует Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Кроме того, в некоторых научных работах авторы при анализе конкретных составов преступлений Особенной части УК РФ исследуют «содержание родового термина “принуждение”» [2, с. 80]. В этом смысле категория «принуждение» - в стеснении и ограничении личных имущественных и иных субъективных прав граждан. К таким ограничениям, например, может относиться ограничение неприкосновенности личности, свободы передвижения и т.п. Вопросы, связанные с рассмотрением принуждения, возникают, в основном, в связи с постановкой и решением важнейших уголовноправовых проблем. Комплексное исследование «принуждения» как категории в уголовном праве требует, прежде всего, раскрытия социальной сущности института принуждения.

Е.Н. Трубецкой, критически оценивая существовавшие в его время определения права, исходившие из понятия принуждения, рассуждал следующим образом: «Слово “принуждение” понимается теоретиками в буквальном смысле - физического насилия, то в смысле устрашающего воздействия на человеческую волю (принуждение психическое). Однако каковы бы ни были те или другие оттенки мысли, связываемые с термином “принуждение”, очевидно, что теории считают

признаком права не всякое вообще принуждение, физическое или психическое, а только то принуждение, которое не представляется актом произвола.

Принуждение, в свою очередь, может быть правомерным, если оно исходит от признанной правом власти, которая при этом не выходит из пределов, предоставленных ей правом полномочий; но оно может быть и неправомерным, если оно применяется непризванными к тому лицами, самозваными властями, или если власть, хотя бы установленная правом, нарушает пределы своих полномочий» [3, с. 345]. Ясно, что разрозненность и фрагментарность в подходах к изучению принуждения не способствуют выработке единообразия в его употреблении.

Общая часть УК РФ использует понятие «принуждение» как сущность наказания. Социальные условия жизни людей вызывают антисоциальное поведение, требующее соответствующей реакции общества, в том числе и при помощи права. В качестве же объективной необходимости принуждение действует в различных социальных связях, принудительная власть есть во всяком человеческом обществе.

Таким образом, принуждение, обладая различными формами, определяемыми спецификой развития государства, содержанием государственно-правового режима, является способом воздействия институтов публичной власти. Однако опора на гражданский и профессиональный долг различных правоприменителей в ряде случаев может оказаться недостаточной, и тогда в механизм правового регулирования включаются дополнительные средства, способные привести к предусмотренному нормой права результату даже при отказе от выполнения процессуальных обязанностей или при недобросовестном их исполнении.

Отметим, что в уголовно-правовой литературе понятие уголовного наказания используется в самых разных значениях:

а) как реакция государства на совершенное преступление;

б) как правовое последствие совершения преступления либо как факт осуждения за совершение преступления;

в) как форма и способ реализации уголовной ответственности;

г) как средство (мера) уголовно-правового воздействия на виновного в совершении преступления;

д) как кара (воздаяние) виновному за содеян- ное;

е) как «боль» (лишения, страдания), некий ущерб, причиняемый на основе судебного приговора виновному в совершении преступления.

Так, в формулировке наказания, зафиксированной в УК РФ, отсутствует указание на то, что оно является особой мерой государственного принуждения. Между тем наказание как раз и является наиболее строгой мерой принуждения, применяемой в соответствии с нормами УК РФ к лицам, совершившим преступления. На протяжении нескольких веков в теории и практике применения уголовного законодательства превалировал взгляд на наказание как на акт возмездия за совершенное преступление. Безусловно, в наказании содержится некий «ответ» государства на зло, причиненное лицом, совершившим преступление. Однако такая оценка наказания, считает, например, Ф.Р. Сундуров, не раскрывает его социально-правовую природу. Она, скорее всего, выступает этическим измерением наказания [4, с. 24].

Кроме того, принципиально неверно сводить наказание к возмездию, т.к. оно должно рассматриваться не только со стороны «позиции адресата», т.е. лица, совершившего преступление, но и в контексте интересов общества и государства. Тем более, что для общества наказание является вынужденным и, прежде всего, превентивным актом, поскольку оно направлено на восстановление социальной справедливости и предупреждение новых преступлений. В то же время вряд ли справедливо утверждать о полном отрицании возмездного характера наказания в современном уголовном праве.

Законодательство РФ одной из предпосылок реализации принципа справедливости в уголовном праве признает соответствие наказания характеру и степени общественной опасности преступления и обстоятельствам его совершения, а одним из критериев назначения справедливого наказания - учет характера и степени общественной опасности совершенного преступления (ч. 1 ст. 6 и ч. 3 ст. 60 УК

РФ) [5].

В этом плане А.А. Жижиленко считает, что сущность наказания, прежде всего, выражается в том, что оно «...представляет вторжение в сферу правовых благ личности, выступает средством

ограничения правового статуса лица, виновного в совершении преступления» [6, с. 204]. Закон же предписывает суду назначать наказание, соразмерное тяжести содеянного, что можно проследить как в санкциях норм Особенной части УК РФ, так и в уголовных законах других государств. Сущность наказания также необходимо исследовать с позиций его анализа как правового явления.

Итак, государственное принуждение в сфере уголовного права - это всегда особая мера, назначаемая от имени Российской Федерации по обвинительному приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в государственном порицании преступления, а также лица, его совершившего, выражающаяся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного и состоянии судимости. В демократическом государстве всякое ограничение прав личности - вынужденное действие, обусловленное необходимостью обеспечить равновесие между этим правом и государством.

Литература

1. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 26 апреля 2007 года № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // Российская газета. 2007. 5 мая.

2. Попов Н.А. Принуждение к даче показаний: квалификация и предупреждение: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2001.

3. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права: Теория принуждения. М., 2009.

4. Сундуров Ф.Р. Наказание и альтернативные меры в уголовном праве. Казань, 2005.

5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 2011 г.). М., 2010.

6. Жижиленко А.А. Очерки по общему учению о наказании. СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.