механизм государственно-частного партнерства:
метод «издержек и выгод»
Авербух Александра Бернардовна
соискатель, ст. преподаватель кафедры экономической теории и национальной экономики [email protected]
Авербух ЕленаАлександровна
канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики ауеЛикИ-е1епа@ ramb1er.ru
Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
_Аннотация
Формирование оптимальных экономических механизмов в различных видах деятельности на основе государственной собственности - это одна из важнейших проблем управления государственной собственностью. В статье рассмотрены вопросы формирования институтов развития и универсализации механизмов государственно-частного партнерства в региональной экономической системе. Определены модели развития государственно-частного партнерства, выделяемые на основе максимизации прибыли и минимизации издержек сторон.
Ключевые слова: механизм экономического развития, институты развития, государственно-частное партнерство, универсализация экономических механизмов, региональная экономика
Универсализация экономических механизмов и процедур институциональных структурных преобразований направлена на формирование новой институциональной структуры и институциональной среды в экономике, способствующих формированию эффективных и оптимальных механизмов в экономике и, прежде всего, в промышленности на основе государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). К инструментам государственной промышленной политики относятся институты развития, которые выступают в качестве «локомотивов» экономического роста и обеспечивают концентрацию производства и капитала в «прорывных» секторах. В промышленности и обеспечивающих инфраструктурных комплексах к ним относятся вер-
ское предпринимательство, № 22 (220)/ноябрь 2012
тикально и горизонтально интегрированные структуры, создаваемые на основе государственной собственности решениями Правительства РФ (холдинги, концерны, консорциумы, фонды, агентства, финансово-промышленные группы и др.). Институтом развития с публичным статусом являются государственные корпорации, создаваемые как некоммерческие организации на основе имущественного взноса Российской Федерации. Они наделяются полномочиями по осуществлению прав собственника федерального имущества, перечень и порядок использования которого утверждается Правительством РФ, и выступают агентами, реализующими механизм ГЧП в формах, используемых в российской и зарубежной практике: совместное участие в реализации инвестиционных проектов на основе договоров на управление, софинансирование, концессии, аренды, контрактации, залога, лизинга и др.
Когда целесообразно использовать механизм государственно-частного партнерства?
Предпосылкой возникновения ГЧП для достижения стратегических целей модернизации и формирования инновационного потенциала промышленных комплексов регионов является недостаточность всех видов ресурсов у каждого из его потенциальных участников.
К субъектам ГЧП относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления, так как государство в случае совпадения интересов федеральной и региональной политических элит может выступить в качестве основного инвестора. Потенциальными участниками ГЧП являются частные коммерческие организации, которые представлены в регионе крупными зарубежными и российскими корпорациями, а также инновационно активные структуры малого и среднего бизнеса. В нашем анализе ГЧП как прямого экономического механизма мы используем метод «издержек и выгод». В качестве критериев оптимальности будем использовать «тройной критерий», предложенный американским ученым Джоном Элкингтоном, согласно которому результативность вклада бизнеса в развитие общества можно оценить в трех аспектах: 1) экономическом - улучшение качества и объемов
институтом
развития с публичным статусом являются государственные корпорации, создаваемые
как некоммерческие организации
государственно-частное партнера,
в том случае,
.использование
механизма
государственно-
частного
партнерства
возможно только
когда входящие
в него организации получают прибыль
товара, предоставляемых услуг и работ, реализация проектов, 2) социальном - обеспечение доступности товаров и услуг для населения; 3) экологическом - обеспечение рационального природопользования, защиты окружающей среды и минимизация рисков неблагоприятного воздействия на нее [1,2]. Пусть КГэкон., ИГ,соц., ИГ,экол. - экономическая, социальная и экологическая выгода соответственно, приобретаемая государством за счет участия в ГЧП; ИЧКО и КНКО - прибыль частных коммерческих и некоммерческих организаций за счет участия в ГЧП. Тогда использование механизма ГЧП возможно только в том случае, когда ИЧКО>0, ИНКО>0, то есть когда входящие в него организации получают прибыль. При этом государство должно получать совокупную выгоду ИГ = ^экон. + ИГ,соц + ИГ,экол>°. Если хотя бы одно из этих условий не будет выполняться, то еханизм ГЧП будет не эффективен и сложиться не должен. То есть, если коммерческая организа-понесет убытки в результате участия в ГЧП, то она, естественно, от такого «участия» откажется. Аналогичным образом от участия в ГЧП откажутся некоммерческие организации и должно отказаться государство. Оптимальным механизмом ГЧП мы будем считать такой, который дает максимальную выгоду всем сторонам при минимальных издержках. Тогда критериями оптимального ГЧП будут: 1) максимизация ИГ; 2) максимизация ИЧКО; 3) максимизация ИНКО.
Шесть основных моделей развития государственно-частного партнерства
Существуют шесть основных моделей развития ГЧП, основанных на приведенных выше критериях.
1. «Неэффективное ГЧП». Ситуация, в которой не выполняется хотя бы один из критериев эффективности, то есть ГЧП не приносит выгод хотя бы одному из участников ГЧП. Наиболее вероятным исходом будет либо отказ стороны, терпящей убытки от участия в ГЧП, либо его распад
2.«Равновесное ГЧП». Ситуация, в которой механизм ГЧП будет эффективен, но ни один из участников ГЧП не может достичь максимизации своих выгод, то есть в данной ситуации выполняются крите-
сийское предпринимательство, № 22 (220)/ноябрь 2012
рии эффективности ГЧП и ни для одной из сторон не выполняются критерии его оптимальности. Партнерам удается договориться об участии в ГЧП и установить нормы выгод и издержек для каждой из сторон.
3.«Государственное ГЧП». Ситуация, в которой государству удается минимизировать свои суммарные издержки и максимизировать свои суммарные выгоды. Речь идет о государственных корпорациях. В данной ситуации должны выполняться критерии эффективности ГЧП и критерий оптимальности ГЧП для государства (1). Реализация данного сценария должна быть приоритетной задачей государства.
4. «Коммерческое ГЧП». Ситуация, в которой коммерческим организациям удается минимизировать свои суммарные издержки и максимизировать свои суммарные выгоды. В данной ситуации должны выполняться критерии эффективности и оптимальности ГЧП для коммерческих организаций (2). Реализации данного сценария должен добиваться бизнес, основной задачей которого является максимизация собственной прибыли, даже в ущерб остальным участникам ГЧП. На практике же, реализация данного сценария возможна при наличии значительной коррупционной составляющей.
5. «Некоммерческое ГЧП». Ситуация, в которой некоммерческим организациям удается минимизировать свои суммарные издержки и максимизировать свои суммарные выгоды. В данной ситуации должны выполняться критерии эффективности и критерий оптимальности ГЧП для некоммерческих организаций (3). Она может возникнуть только в том случае, когда выгода некоммерческой организации дискретна, то есть она либо есть (все цели достигнуты), либо ее нет (цели не достигнуты).
6. «Оптимальное ГЧП». Ситуация, в которой выполняются все критерии эффективности и оптимальности ГЧП, а выигрыш каждого зависит от всего профиля стратегий участников ГЧП. Наилучший результат достигается в условиях компромиссного договора, учитывающего интересы каждого из партнеров, в котором ни один участник не может увеличить
оптимальным механизмом государственно-частного партнерства мы будем считать такой, который дает максимальную выгоду всем сторонам при минимальных издержках
государственно-частное партнерство
свой «выигрыш», изменив свое решение в одностороннем порядке (практически недостижима). К таким условиям, обеспечивающим оптимальность механизма ГЧП, его разработчику следует отнести: заключение контракта, касающегося условий входа и выхода из ГЧП, форм ответственности участников за нарушение контрактных соглашений и применяемых в этом случае санкций, принципов распределения выгод и издержек всех участников и мониторинга ГЧП для предотвращения его развития по 4-му сценарию. Отказ от использования критериев его результативности всегда будет приводить к развитию ГЧП по неоптимальной модели.
Литература
1. Уиллер Д., Элкингтон Дж. Экологическая и социальная отчетность последних лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.csrjournal. com/news/1379-djevid-uiller-dzhon-jelkington-jekologicheskaja-i.html.
2. A Manual for the Preparers and Users of Eco-efficiency Indicators Version 1.1 United Nations New York and Geneva, 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unctad.org/en/docs/iteipc20037_en.pdf.
Alexandra B. Averbukh
Applicant, Senior Lecturer of the Academic Department of Economic Theory and National Economy, Pacific National University, Khabarovsk Elena A. Averbukh
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor of the Academic Department of Economic Theory and National Economy, Pacific National University, Khabarovsk
Public-Private Partnership: the "Expenses - Profit" Method
_Abstract
Formation of optimal economic mechanisms in various activities on the basis of public ownership is one of the most important issues of management of state property. The paper deals with the formation of development institutions and universalization of public-private partnerships in the regional economic system. It identifies the models of public-private partnership based on the maximization of profit and minimization of the costs of the parties.
Keywords: mechanism of economic development, development institutions, public-private partnership, universalization of economic mechanisms, regional economy