Научная статья на тему 'Механизм государственно-частного партнерства'

Механизм государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4275
587
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЙ ПАРТНЕР / ЧАСТНЫЙ ПАРТНЕР / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГЧП / МЕХАНИЗМ ГЧП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иродова Елена Евгеньевна, Алексеева Светлана Васильевна

Статья посвящена исследованию механизма государственно-частного партнерства. Для понимания роли государственно-частного партнерства в экономике авторы выделили и охарактеризовали такие элементы механизма, как субъекты и объекты государственно-частного партнерства, приоритетные сферы применения государственночастного партнерства на примере ряда промышленно развитых стран, а также основные сферы реализации партнерства в Российской Федерации. Проекты государственно-частного партнерства рассматриваются на примере коммунальной, энергетической, социальной, транспортной, информационно-коммуникационной и сельскохозяйственной сфер. Авторы выделяют и описывают ряд аспектов механизма функционирования государственно-частного партнерства, а именно: организационно-правовой, финансово-инвестиционный, технико-организационный и производственно-хозяйственный аспекты. В статье анализируются элементы институциональной среды, стимулирующие и / или сдерживающие развитие государственно-частного партнерства на примере каждого из приведенных выше аспектов. Кроме того, внимание уделено определению ключевых принципов, на которых должно строиться правильно организованное государственночастное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иродова Елена Евгеньевна, Алексеева Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм государственно-частного партнерства»

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Иродова Елена Евгеньевна

доктор экономических наук, профессор,

ФГАОУ ВО «Ивановский государственный университет»,

кафедры «Экономическая теория и региональная экономика»,

г. Иваново, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

Алексеева Светлана Васильевна

аспирант,

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», кафедра «Экономическая теория и региональная экономика», г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

JEL Е 220; G 300; Н 540; L 140

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация: Статья посвящена исследованию механизма государственно-частного партнерства. Для понимания роли государственно-частного партнерства вэкономикеавторывыделили и охарактеризовалитакие элементымеханизма, как субъекты и объекты государственно-частного партнерства, приоритетные сферы применения государственно-частного партнерства на примере ряда промышленно развитых стран, а также основные сферы реализации партнерства в Российской Федерации. Проекты государственно-частного партнерства рассматриваются на примере коммунальной, энергетической, социальной, транспортной, информационно-коммуникационной и сельскохозяйственной сфер. Авторы выделяют и описывают ряд аспектов механизма функционирования государственно-частного партнерства, а именно: организационно-правовой, финансово-инвестиционный, технико-организационный и производственно-хозяйственный аспекты. В статье анализируются элементы институциональной среды, стимулирующие и / или сдерживающие развитие государственно-частного партнерства на примере каждого из приведенных выше аспектов. Кроме того, внимание уделено определению ключевых принципов, на которых должно строиться правильно организованное государственно-частное партнерство..

Ключевые слова: публичный партнер, частный партнер, сотрудничество, взаимодействие, ГЧП, механизм ГЧП.

THE MECHANISM OF THE PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP

Abstract: The article is devoted to the study of the mechanism of the public-private partnership. To understand the role of the public-private partnership in the economy, the authors identified and characterized such elements of the mechanism as subjects and objects of the public-private partnership, priority areas for the application of the public-private partnerships in the case of a number of industrially developed countries, as well as the main areas of partnership in the Russian Federation. The projects of the public-private partnership are considered on the example of communal, energy, social, transport, information-communication and agricultural spheres. The authors identify and describe a number of aspects of the mechanism of functioning of public-private partnerships, namely: organizational and legal, financial and investment, technical and organizational, production-economic aspects. The article analyzes the elements of the institutional environment that stimulate and / or restrain the development of the public-private partnerships by the example of each of the above aspects. In addition, attention is paid to identifying key principles on which properly organized the public-private partnerships should be built.

Keywords: public partner, private partner, cooperation, communication, PPP, mechanism of РРР. Социально-экономическое развитие регионов России и страны в целом, повышение уровня жизни

населения, повышение качества, доступности и снижение стоимости общественных благ, повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью требуют больших капиталовложений в долгосрочной перспективе. Одним из наиболее эффективных инструментов привлечения частного капитала в общественно-значимые сферы выступает государственно-частное партнерство (далее ГЧП). ГЧП предполагает взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, которое, с одной стороны, позволяет публичному партнеру более эффективно решать социально-экономические цели и задачи, а, с другой стороны, способствует повышению конкурентоспособности организаций на внутреннем и внешнем рынке.

Сотрудничество во многих случаях обусловлено потребностью что-либо сделать совместно (материальные блага, создание определенных условий или решение каких-либо задач) [2, с. 6]. Для российской экономики государственно-частное партнерство является относительно новым понятием, а на международном уровне оно известно достаточно давно.

Для понимания роли ГЧП в экономике необходимо охарактеризовать составные элементы механизма ГЧП, а именно: субъекты и объекты ГЧП, приоритетные сферы применения ГЧП, ряд аспектов механизма функционирования ГЧП, а также принципы такого сотрудничества.

Среди субъектов ГЧП, можно выделить следующих участников:

1) Главными субъектами в сотрудничестве выступают публичный и частный партнер. В соответствии с анализом нормативно-правовых актов РФ можно охарактеризовать партнеров следующим образом.

Публичныйпартнерможетбытьпредставленгосударством(РоссийскойФедерацией), субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, органами власти и юридическими лицами, в т.ч. бюджетными учреждениями, государственными компаниями, унитарными предприятиями (по отдельным правам и обязанностям, по отдельным проектам). Он ориентируется на общественные потребности и реальный спрос.

Частным партнером может быть юридическое лицо: российское или иностранное, доля контроля государства в котором не может превышать 50%, а также консорциум, как группа лиц действующих по договору простого товарищества (по отдельным формам ГЧП). Законодательными актами устанавливаются конкретные требования к частному партнеру. При этом частный партнер должен быть специализирован в прикладной области.

2) Потребители благ и услуг. Сам термин ГЧП уже подразумевает совместные отношения (деятельность) между участниками на взаимовыгодной основе, при этом ориентация происходит преимущественно на общественные потребности (общество потребителей благ и услуг) как еще одного из участников партнерства, которое в конечном итоге пользуется результатами проектов ГЧП). Очень важно определить круг потребителей, а также их возможности и способности оплачивать те или иные блага и услуги на определенном уровне.

3) Специализированные институты (в частности, специализированная проектная компания, которая позволяет объединить ресурсы и усилия участников партнерства, как правило, она создается частным инвестором).

4) Финансирующее лицо, которое предоставляет долговое финансирование частному партнеру для реализации соглашений. Основными финансирующими лицами в Российской Федерации выступают такие коммерческие банки, как Газпромбанк, ВТБ, Сбербанк, ВТБ-24, Банк Москвы и ВЭБ.

5) Консультанты, эксперты, научные и образовательные учреждения - это специализированные организации, которые могут привлекаться на всех стадиях взаимодействия партнеров.

6) Поставщики и подрядчики, страховые организации.

Предмет ГЧП можно разделить на две большие группы [1, с. 13]:

1) объекты государственной и / или муниципальной собственности;

2) услуги, оказываемые государством, муниципальными органами власти и организациями бюджетного сектора.

Первую группу можно представить объектами социальной, транспортной, коммунальной, энергетической инфраструктуры.

Вторая группа представляет собой услуги, оказываемые в рамках построенных, отремонтированных, реконструированных объектов инфраструктуры, с целью повышения их качества, функциональности и доступности для общества.

При этом приоритетные сферы применения ГЧП различаются в странах с разным уровнем социально-экономического развития. Например, приоритетными отраслями для ряда промышленно развитых стран являются отрасли социальной сферы (здравоохранение и образование). В Великобритании крупная программа школьного образования: 98 образовательных проектов стоимостью 35 млрд фунтов стерлингов. Для других развитых стран приоритетной выступает транспортная сфера. В Италии 75% проектов ГЧП реализуются в транспортном секторе, в Австралии транспортный сектор - первый по использованию ГЧП (25% проектов). Кроме того, развиваются ГЧП и в сфере содержания тюрем. Например, в США более 7% заключенных находятся в частных тюрьмах, во Франции 1,25 млрд долл. - это «тюремные проекты».

На основе базы проектов ГЧП можно выделить основные сферы реализации партнерства в Российской Федерации, а именно:

1) коммунальная сфера (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, объекты обращения с ТБО и пр.);

2) энергетическая сфера (капитальный ремонт и реконструкция объектов котельных, электросетевое хозяйство, эксплуатация объектов энергетической сферы и пр.);

3) социальная сфера, в т.ч. экологическая составляющая (медицинские объекты, объекты дошкольного образования, спортивные объекты, эксплуатация построенных / реконструированных / отремонтированных объектов, оказание медико-санитарной помощи, оказание услуг с высоким уровнем тарифа ОМС, благоустройство парков, скверов и пр.);

4) транспортная сфера (автомобильные дороги и аэропорты, мосты, эксплуатация имущественных комплексов (например, автомагистралей), техническое обслуживание объектов транспортной сферы и пр.);

5) информационно-коммуникационная сфера (создание системы обеспечения управления и контроля дорожного движения, внедрение системы безопасности и охраны общественного порядка «Безопасный регион», реконструкция системы оповещения гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пр.);

6) Сельско- и охото- хозяйственная сфера (строительство консервного завода, тепличного комплекса и прочее).

Наибольшее количество проектов ГЧП относится к коммунально-энергетической сфере (83%), второе место занимает социальная сфера (13%), далее транспортная (3%) и информационно-коммуникационная (1%), сельско- и охото- хозяйственная сфера является единичной (представлена тремя проектами). Однако по объему частных инвестиций лидирует транспортная сфера (почти 56%), на втором месте находится коммунально-энергетическая сфера (27,5%), далее идет социальная сфера (13,4%) и информационно-коммуникационная сфера (3,1%)1.

Далее выделим и охарактеризуем ряд аспектов механизма функционирования ГЧП, а именно:

1) организационно-правовой аспект;

2) финансово-инвестиционный аспект;

3) технико-организационный аспект;

4) производственно-хозяйственный аспект механизма ГЧП.

1 На основании данных http://www.pppi.ru/ и http://pppcenter.ru

Во-первых, рассмотрим организационно-правовой аспект механизма ГЧП. Данный аспект представляет собой институциональную оболочку, позволяющую сформировать структуру ГЧП, а также включает деятельность по подготовке и заключению контракта между публичными и частными партнерами, создание благоприятной среды для инноваций. Важное значение имеет то, в каких формах может быть организовано взаимодействие партнеров по тому или иному направлению, какова его отраслевая специфика и источники финансирования.

ГЧП представляет собой совокупность общественных отношений, которые находятся на стыке публичного и частного права и регулируются различными отраслями права [1, с. 16]. Потенциальный проект ГЧП будет существовать в рамках государственной политики, которая включает в себя конкретные юридические и регулятивные настройки [5, с. 63]. Нормы и правовые положения являются «каркасом», основой механизма государственно-частного партнерства, на котором можно «культивировать» иные элементы, способствующие нормальной, бесперебойной работе при осуществлении партнерских отношений [2, с. 18].

Выделим элементы организационно-правовой среды, стимулирующие и / или сдерживающие развитие ГЧП (таблица 1).

Таблица 1 - Элементы организационно-правовой среды, стимулирующие и/или сдерживающие развитие ГЧП 2

Элементы организационно-правовой среды, стимулирующие и способствующие развитию ГЧП Элементы организационно-правовой среды, сдерживающие и препятствующие развитию ГЧП

1) Технопарки , особые экономические зоны , территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) . 2) Структурные подразделения по вопросам ГЧП в органах государственной власти РФ. 3) Экспертные советы по ГЧП в министерствах, Государственной думе. 4) Экспертный совет Ассоциации участников государственно-частного партнерства при Центре развития ГЧП . 5) Некоммерческие организации, бизнес-сообщества (общероссийские организации по поддержки малого и среднего бизнеса). 6) Отраслевые союзы и организации (Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей). 7) Возможность привлечения консультантов (по вопросам правового и организационного содействия), консалтинговые услуги. 8) Наличие образовательных программ, программ повышения квалификации по созданию и управлению инвестиционными проектами, реализуемыми на принципах государственно-частного партнёрства . 1) Недостаточно эффективное функционирование институтов ГЧП. 2) Несовершенство государственного управления системой ГЧП. 3) Неготовность и неспособность региональных властей к участию в проектах ГЧП. 4) Не сложившаяся до сих пор в регионах единая институциональная основа ГЧП. 5) Недоступность и асимметрия информации. 6) Бюрократизация, необоснованная сложность процедуры принятия решений. 7) Коррупционные риски.

Законодательство относится как к стимулирующим, так и к сдерживающим элементам. При

отсутствии национального законодательства в области ГЧП или его неразвитости, это будет являться главной проблемой при реализации сотрудничества в форме ГЧП.

В нормативно-правовых актах должны отражаться процедуры урегулирования разногласий, мероприятия по контролю ценообразования, обслуживанию потребителей, по операциям и рыночной структуре [5, с. 63-64].

В настоящее время в Российской Федерации ГЧП опирается на:

- федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в соответствии с п.2 ст. 2 закона о ГЧП;

- федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

- федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

- региональное законодательство (напр., Закон Ивановской области от 14.07.2010 № 84-ОЗ «О государственно-частном партнерстве в Ивановской области»).

При этом одним из ключевых барьеров для запуска проектов ГЧП в настоящее время является обязательное проведение сложной и трудоемкой процедуры обоснования сравнительного преимущества для всех проектов ГЧП и МЧП независимо от масштаба и отрасли, а также обязательный учет результатов такого анализа в решении о реализации и в заключаемом соглашении, что указывает на необходимость совершенствования института ГЧП в России.

Во-вторых, охарактеризуем финансово-инвестиционный аспект механизма ГЧП. Данный аспект предполагает правильный баланс инвестиций, которые осуществляются в различных пропорциях, но с обязательным частным финансированием (либо за счет только частных инвестиций, либо при дополнительном государственном участии в финансировании, либо при совместном финансировании участниками), при условии возмещения затрат и ценовой доступности для потребителей (финансовая модель). При этом публичный партнер вправе, в частности, принимать на себя часть расходов на создание и / или реконструкцию объекта соглашения (предоставлять «капитальный грант»); принимать на себя часть расходов на использование / эксплуатацию объекта соглашения.

Источники финансирования можно разделить на три группы:

1) Собственные средства партнеров:

- собственные капиталы;

- резервы партнеров.

2) Заемные средства:

- банковские кредиты, коммерческие займы, вексельные и облигационные займы;

- синдицированные кредиты иностранных и российских банков.

3) Привлеченные средства, включающие:

- спонсорские средства (средства стратегических инвесторов, институтов развития: Внешэкономбанка, Инвестиционного фонда, федеральных и региональных венчурных фондов и банков развития);

- эмиссию акций;

- бюджетное финансирование (целевые бюджетные кредиты (ссуды), прямые субсидии, гранты, дотации). Например, возмещение (субсидирование) за счет средств областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в российских кредитных организациях, на инвестиционные цели и цели погашения кредита, первоначально привлеченного на реализацию инвестиционного проекта (Постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-

п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области»).

Элементы финансово-инвестиционной среды, стимулирующие и / или сдерживающие развитие ГЧП представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Элементы финансово-инвестиционной среды, стимулирующие и / или сдерживающие развитие ГЧП 3

Элементы финансово-инвестиционной среды, стимулирующие и способствующие развитию ГЧП Элементы финансово-инвестиционной среды, сдерживающие и препятствующие развитию ГЧП

1) Государственные и муниципальные гарантии. 2) Лизинг, аренда. 3) Предоставление в залог имущества, включенного в состав залогового фонда . 4) Налоговые льготы . 5) Фондовая поддержка. 6) Возможность привлечения финансовых консультантов, консалтинговые услуги. 1) Неблагоприятный инвестиционный климат. 2) Ориентация на краткосрочную перспективу, несовершенство механизмов долгосрочного инвестирования. 3) Недоступность и асимметрия информации. 4) Проблемы с финансированием неэффективных проектов. 5) Финансовые и коммерческие риски. 6) Неопределенность внешней среды. 7) Недостаточное развитие местных и региональных рынков капитала.

Третий аспект механизма ГЧП - это технико-организационный аспект. Он включает технический анализ для определения стоимости услуги, маркетинговые и социологические исследования, финансовый анализ и моделирование для определения тарифа возмещения затрат (балансирование уровней услуг и уровней тарифов), составление вариантов бизнес-плана, а также оценку эффективности проекта ГЧП.

Элементы технико-организационной среды, стимулирующие и / или сдерживающие развитие ГЧП представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Элементы технико-организационной среды, стимулирующие и / или сдерживающие развитие ГЧП 3

Элементы технико-организационной среды, стимулирующие и способствующие развитию ГЧП Элементы технико-организационной среды, сдерживающие и препятствующие развитию ГЧП

1) Готовность, способность и возможность населения оплачивать услуги определенного уровня. 2) Возможность привлечения консультантов, консалтинговые услуги. 3) Подготовка специализированных кадров. 4) Наличие опыта, навыков и профессионализма частного партнера. 5) Достаточная информационная база. 6) Бизнес-сообщество, которое формирует стандарты технического функционирования проекта. 1) Низкоквалифицированный персонал (недостаточная подготовка, отсутствие необходимых навыков управленческого и технического персонала, как частного, так и публичного партнеров). 2) Отсутствие опыта по реализации ГЧП проектов. 3) Неопределенность внешней среды, которая может усугубляться на фоне фактора времени, что препятствует эффективному функционированию, разработке и реализации бизнес-плана. 4) Неэффективный риск-менеджмент. 5) Неадекватное распределение рисков.

И наконец, четвертый аспект механизма ГЧП - это производственно-хозяйственный, который представляет собой технологические режимы создания товаров и оказание услуг, производственно-хозяйственный механизм. Элементы производственно-хозяйственной среды, стимулирующие и / или сдерживающие развитие ГЧП выделены в таблице 4.

Таблица 4 - Элементы производственно-хозяйственной среды, стимулирующие и/или сдерживающие развитие ГЧП

Элементы производственно-хозяйственной среды, стимулирующие и способствующие развитию ГЧП Элементы производственно-хозяйственной среды, сдерживающие и препятствующие развитию ГЧП

1) Поставщики оборудования (техническая поддержка технологических режимов способствующих экономии затрат, энергосбережению, инновациям и экологичности). 2) Отношения с поставщиками и подрядчиками (определения качества сырья и материалов, времени поставки). 3) Консультирование в части применения и ввода в эксплуатацию сложного современного оборудования. 1) Производственно-хозяйственная нестабильность, формирование своего рода кризисной экономики. 2) Неопределенность в поиске необходимых поставщиков и подрядчиков, их возможная смена. 3) Повышение цен, тарифов на сырье и материалы, топливо, комплектующие, ресурсную часть (электроэнергию, водоснабжение, газоснабжение, вывоз ТБО).

Правильно организованное ГЧП должно строиться на определенных принципах. Гафурова Т.Г., например, выделяет следующие принципы, с которыми в целом можно согласиться [3, с. 11]:

1) наличие общих интересов у государства и бизнеса, верное понимание вектора движения партнеров;

2) добровольное участие в государственно-частном партнерстве;

3) выбор партнера, исходя из перспектив и опыта работы представителей бизнеса, оценки преимуществ и целевых результатов;

4) использование системы стимулов по привлечению партнеров - совместное финансирование, налоговые льготы, предоставление гарантий по кредитам и т.п.

Этот перечень не является закрытым, и для более всесторонней и комплексной характеристики института ГЧП его необходимо дополнить рядом других принципов, а именно:

- оптимизация соотношения прав и ответственности партнеров и, в первую очередь, определение степени государственного участия в реализации проекта, с акцентом на адекватный мониторинг, без тотального контроля за каждым действием частного партнера ;

- реализация партнерства должна осуществляться в конкурентной среде, что способствует более эффективному и качественному выполнению проектов, достижению поставленных результатов [4, с. 52];

- взаимодействие партнеров должно опираться на разработанное национальное законодательство;

- эффективность от ГЧП должна быть выше, чем от альтернативных вариантов проектного финансирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стабильность контракта ГЧП и одновременно возможность его изменения и адаптации [1, с.

24];

- прозрачность и обратная связь [1, с. 26].

Таким образом, ГЧП представляет собой сложный механизм взаимодействия участников партнерства, который направлен на развитие инфраструктурных объектов, снижение издержек

хозяйственных субъектов и, как следствие, повышение конкурентоспособности экономики региона и страны в целом. При этом ГЧП должно применяться тогда, когда потенциальные выгоды от его реализации превышают возможные риски и затраты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. и др. Государственно-частное партнерство: теория и практика: учебное пособие / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2010. - 288 с.

2. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство. Учебник / Н.А. Игнатюк. - М. Юстицинформ, 2012. - 384 с. - (Серия «Образование»).

3. Гафурова, Г.Т. Государственно-частное партнерство: теория и практика: учебное пособие / Г.Т. Гафурова; Институт экономики, управления и права (г. Казань); науч. ред. Т.В. Крамин. - Казань: Познание, 2013. - 132 с.: ил., табл.

4. Алексеева С.В., Иродова Е.Е. Природа государственно-частного партнерства в контексте национальных интересов / С.В. Алексеева, Е.Е. Иродова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и Управление. - 2017. - №3. - С. 48-54.

5. Сыдыков Б.К. // Вестник Академии государственного управления при Президенте Кыргызской республики. - 2011. - №13. - С. 62-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.