Научная статья на тему 'Механизм формирования выбора поставщика'

Механизм формирования выбора поставщика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3844
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕР / УСЛУГА / ТОВАР / ПОСТАВЩИК / ТОРГИ / ЛОГИСТИКА / НАДЕЖНОСТЬ / ЦЕНА / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / TENDER / SERVICE / COMMODITY / SUPPLIER / TRADING / LOGISTICS / RELIABILITY / PRICE / QUALITY OF SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шульга М. В.

в данной статье рассматривается актуальная сегодня проблема выбора поставщиков товаров, работ и услуг необходимого качества для оптимизации внутренних расходов предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of formation of supplier selection

this article discusses relevant today, the problem of choice of suppliers of godsend services necessary to optimize the quality of the internal costs of enterprises.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования выбора поставщика»

10.8. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА

Шульга М. В., аспирант кафедры «Финансы и кредит» Московского Государственного Индустриального

Университета.

[email protected]

Аннотация: в данной статье рассматривается актуальная сегодня проблема выбора поставщиков товаров, работ и услуг необходимого качества для оптимизации внутренних расходов предприятий.

Ключевые слова: тендер, услуга, товар, поставщик, торги, логистика, надежность, цена, качество обслуживания.

THE MECHANISM OF FORMATION OF SUPPLIER SELECTION

Shulga M. V., Post-graduate Department of Finance and Credit Moscow State Industrial University.

[email protected]

Annotation: this article discusses relevant today, the problem of choice of suppliers of godsend services necessary to optimize the quality of the internal costs of enterprises.

Keywords: tender, service, commodity, supplier, trading, logistics, reliability, price, quality of service.

Отечественные и мировые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.

В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках, и выделить следующие основные, которым можно доверять:

1. Каталоги и прайс-листы.

2. Торговые журналы.

3. Интернет - сайты.

4. Рекламные материалы: фирменных каталогов, объявлений в СМИ.

5. Конкурсы.

6. Банки и финансовые институты официальных органов.

7. Выставки и ярмарки.

8. Торги и аукционы.

9. Торговые директории («Желтые страницы», «Оптовик», «Товары и цены» и т.д.).

10. Торговые представительства.

11. Собственные исследования.

12. Переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

13. Конкуренты потенциального поставщика.

14. Торговые ассоциации, например, Торговопромышленная палата.

15. Специализированные информационные

агентства и исследовательские организации.

16. Государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

Заслуживает внимание шкала критериев выбора

1

поставщика, предлагаемая учеными из :

1. Качество продукции или услуги - наиболее важный критерий;

2. Своевременность поставок или оказание услуг (предлагается устроить рейтинг поставщиков на основе факторов соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок);

3. Цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у других поставщиков);

4. Обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т.д.);

5. Повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены;

6. Техническая инженерная и производственная мощность;

7. Оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);

8. Детальная оценка финансов и управления.

Рассмотрим более подробно основные критерии для

выбора поставщиков.

Основной критерий выбора поставщиков это качество продукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество товара или услуг определяется также, степенью удовлетворения продукции требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками были установлены отношения ранее, то возможно проанализировать статистику поставки бракованных материалов.

Надежность поставщика - это, прежде всего: честность, отзывчивость, обязанность,

заинтересованность в ведении бизнеса с вашей компанией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки материальных ресурсов/готовой продукции. А также своевременность поставок или оказание услуг, четкий учет запланированных и реально выполненных поставок. При осуществлении поставки комплектующих, например, для информационных технологий невыполнение сроков так же недопустимо, как и неудовлетворительное качество.

В цене должны учитываться все затраты на оказание услуг, закупку конкретного ресурса (комплектующих) или готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т.д. Логистический менеджер всегда должен проводить анализ возможных изменений комплекса затрат. Стоимость приобретения продукции или услуг включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства.

Для оценки поставщика по качеству обслуживания необходимо иметь информацию от достаточно широкого круга лиц из различных подразделений

1 Майкл Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон «Управление снабжением и запасами. Логистика».

компании и сторонних источников. Желательно наличие у поставщика сертификата ^09000 на систему управления качеством его продукции/услуг. Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги, надежность и своевременность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от возникающих недопоставок, нарушений сроков доставки и других трудностей.

Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Нехватка оборотных средств существенно ограничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесе случаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа. Эти ситуации особенно характерны для российской действительности. Поэтому поставщики,

предлагающие выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения неплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.

Кроме основных критериев выбора поставщика, существуют и дополнительные, количество которых, в зависимости от ситуации, может быть достаточно велико, к таким критериям, например, относятся:

- удаленность поставщика от потребителя;

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- наличие у поставщика резервных мощностей;

- организация управления качеством продукции у поставщика;

- психологический климат в трудовом коллективе поставщика;

- риск забастовок у поставщика;

- способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования;

- кредитоспособность и финансовое положение поставщика.

Для сбора необходимой дополнительной информации о нужном поставщике обычно используют несколько источников. Хотя бы один из используемых источников должен быть независимым, то есть не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации. Для получения такой информации можно использовать:

- собственное расследование;

- местные источники, действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;

- банки и финансовые институты;

- конкуренты потенциального поставщика;

- торгово-промышленная палата;

- информационные агентства;

- государственные источники, обладающие открытой для ознакомления информацией (регистрационные палаты, налоговая, лицензионные службы).

Рассмотрим наиболее распространенные и известные методы выбора поставщика.

Метод рейтинговых оценок. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что компании необходимо закупить комплектующие для информационных технологий, причем их дефицит недопустим. Поэтому

особенно важен при выборе поставщика критерий надежности поставки.

Метод оценки затрат иногда называют затратнокоэффициентным методом или «методом миссий». Весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. Полученные результаты сравниваются и выбирают лучший из вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный по величине общей прибыли. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

Метод доминирующих характеристик состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этим параметром может быть: наиболее низкая цена, лучшее качество, более удобный график поставок. Преимущество этого метода - в простоте, а недостаток - в игнорировании остальных факторов -критериев отбора.

Метод категорий предпочтения подразумевает наличие обширной и разнообразной информации, стекающейся из многих подразделений компании. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках поставки закупаемых материальных ресурсов. В зависимости от того, какой фактор для компании является ключевым, например, своевременность доставки комплектующих

- это отсутствие срывов в производственном процессе.

Майкл Р. Линдерс и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации.

Не так давно в нашем лексиконе появилось слова «тендер» и «тендерный комитет». Согласно определению, приведенному в юридическом словаре, тендер - это выбор формы поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд заказчиков на конкурсной основе, а тендерный комитет

- это постоянный или временный целевой орган, создаваемый заказчиком (покупателем) в связи с проведением международных торгов (тендеров).

Другими словами, тендер - это конкурентная закупка, представляющая собой способ заключения договора на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, при котором заказчик (организатор тендера) заранее определяет основные характеристики и требования к поставляемому товару, условия договора, критерии сравнения и отбора поставщиков. Сегодня тендер - самый эффективный способ осуществления закупок и продаж. Участвуя в нем, поставщик получает возможность получить заказы, обрести гарантированный рынок сбыта на длительное время и расширить географию своей деятельности, а заказчик - прозрачность проведенной закупки, а также

возможность избежать безответственных и необоснованных решений при выборе поставщика.

Кроме того, существует экономический эффект от проведения тендера или участия в нем, который составляет в среднем 15-20%. Такой показатель достигается за счет конкуренции заявок на участие в тендере, а значит и максимальной экономии на закупке - для заказчика, и величины закупки по тендеру - для поставщика. Коммерческие структуры давно оценили преимущества участия в тендерах, осуществляемых на электронных торговых площадках (ЭТП). Проходя в режиме «онлайн», такие тендеры дают возможность оперативного поиска коммерческого партнера, предложившего наилучшую цену. В ходе таких тендеров за несколько часов рабочего дня происходит полноценный тендер, в котором зарегистрированные поставщики успевают сделать свои ценовые предложения по тендеру и изменить свое первоначальное предложение несколько раз.

Только информационная торговая площадка tenders.ru объединяет поставщиков и потребителей услуг и товаров, и предоставляет коммерческим и государственным участникам торговой системы ряд сервисов, повышающих эффективность их бизнеса. Если учесть, что база тендеров на сайте tenders.ru обновляется ежечасно, то можно представить объем постоянно задействованной информации. Участники тендеров, конкурсных торгов и аукционов на tenders.ru найдут: информацию о тендерах по интересующим отраслям и регионам, полное сопровождение участников в процессе проведения торгов.

Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков -www.zakupki.gov.ru.

Подготовка тендера сложная процедура, требующая глубоких знаний законодательства и не допускающая каких-либо ошибок со стороны участников тендера. От того, насколько правильно и своевременно будет подготовлена документация для участников тендера, зависит успех его организации и проведения. Для того чтобы процедура проведения тендера была известна и понятна всем сотрудникам, ее регламентируют. Регламент определяет права и обязанности участников тендера, помогает учесть различные ситуации, которые могут возникнуть в ходе тендера, ограничивает нежелательную свободу действий при проведении тендера (например, чрезмерное упрощение процедуры его проведения). Регламент может быть описан очень детально, а может быть оформлен в форме внутреннего протокола на одну страницу. В любом случае, в нем должны быть отражены все вехи (или ключевые точки) процесса проведения тендера, а также механизм принятия основных решений в ходе его проведения.

Рассмотрим, как осуществляется организация и проведение тендеров в городе Москве. Постановлением Правительства Москвы от 27 июля 2010г. № 643-ПП «О Программе развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг.» функции координатора Программы возлагаются на Департамент Москвы по конкурентной политике.

Непосредственным организатором конкурсов является Комитет города Москвы по организации и

проведению конкурсов и аукционов (тендерный

комитет)2. Городские конкурсные комиссии

формируются первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по предложениям тендерного комитета. Тендерный комитет рекомендует

государственным заказчикам, в том числе префектам и главам управ, привлекать к проведению конкурсов технических исполнителей конкурсов, получивших

сертификат тендерного комитета. Цель этого этапа проведения тендерным комитетом конкурса состоит в обеспечении необходимого уровня конкуренции за счет привлечения к участию в конкурсе достаточного количества поставщиков. Основной способ привлечения поставщиков - публикация объявлений в печатных средствах массовой информации. Не менее чем за 30 дней до срока подачи заявок, технический исполнитель конкурса публикует объявления о проведении конкурса в журнале «Бюллетень оперативной информации «Московские торги», а также, в иных печатных средствах массовой информации. Дополнительно информация о конкурсе размещается на официальном сайте Тендерного комитета (tender.mos.ru).

Технический исполнитель конкурса публикует в установленном порядке объявление об изменениях условий конкурса в журнале «Бюллетень оперативной информации «Московские торги»», а также в иных средствах массовой информации и направляет уведомления организациям и гражданам, получившим конкурсную документацию, если такие имеются.

Тендерный комитет организует работу по проверке правоспособности и квалификации участника конкурса, а также соответствия предлагаемых товаров, работ и услуг установленным требованиям, получает информацию о ходе подготовки конкурса, а также данные об организациях, участвующих в конкурсе. Для каждого заседания городской конкурсной комиссии лоты конкурса, состав конкурсной комиссии и технический исполнитель конкурса утверждаются приказом председателя Тендерного комитета.

После вскрытия конвертов с конкурсными предложениями и оглашения их условий председателем Конкурсной комиссии в соответствии с п.21.1. Положения о конкурсном размещении городских государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, финансируемых из городских источников, утвержденного Распоряжением Мэра Москвы от 25.01.2001г. №53-РМ представителям Участников

было предложено покинуть зал заседаний, после чего Конкурсная комиссия продолжила свою работу в закрытом режиме.

Победителем Тендера признается Участник, который предложил лучшие условия по предоставлению услуг или поставкам согласно реализации технического задания.

Заключение контракта с победителем конкурса. На этом этапе государственным заказчиком и победителем конкурса заключается государственный контракт. По результатам одного конкурса может быть заключено несколько контрактов. В Зх-дневный срок со дня заседания конкурсной комиссии технический

2 Методические рекомендации Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерного комитета).

исполнитель конкурса составляет выписку из протокола заседания конкурсной комиссии и направляет ее государственному заказчику, для которого проводился конкурс. Технический исполнитель конкурса также готовит для Тендерного комитета информацию о проведении и результатах конкурса, передает всю официальную документацию по конкурсу Тендерному комитету. Процедура проведения тендера и выбора решения должна быть прозрачной для всех сотрудников, принимающих в нем участие, а также для вышестоящего руководства.

Прозрачность выбора системы и поставщика обеспечивается ведением подробной документации, оформляющей важные решения, принимаемые в ходе тендера на всех его этапах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. www.tender.mos.ru, tender.ru.

2. Методические рекомендации Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерного комитета).

3. Приказ Тендерному комитету города Москвы от 26.05.2011 № 70-01-63/11 «Об утверждении примерных форм конкурсной документации и документации об аукционе в электронной форме по размещению заказа для нужд города Москвы».

4. Письмо ФАС РФ от 13.02.2012 № ИА/4177 «О применении Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов...» в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта».

5. Постановление Правительства РФ от 26.01.2012 № 9.

6. М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон «Управление закупками и поставками».

7. Майкл Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон «Управление снабжением и запасами. Логистика».

Reference list:

1. www. tender.mos.ru, tender.ru.

2. Methodological recommendations of the Committee of Moscow city for organization and carrying out of competitions and auctions (Tender Committee).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью М. В. Шульги на тему «Механизм формирования выбора поставщика»

Статья «Механизм формирования выбора поставщика» выполнена на актуальную научную тему, имеет научную значимость и практическую ценность в области промышленности.

В статье рассмотрена актуальная на сегодняшний день проблема выбора поставщиков товаров, работ и услуг необходимого качества для оптимизации внутренних расходов предприятий или компаний. Проанализированы различные варианты проведения тендера.

Таким образом, статья М. В. Шульги, Аспиранта ФГБОУ ВПО «Московского Государственного Индустриального Университета» на тему «Механизм формирования выбора поставщика», обладающая элементами научной новизны и практической значимостью, рекомендуется к публикации в открытой печати.

Доктор экономических наук, профессор

К. В. Балдин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.