Научная статья на тему 'Конкурсные торги как инструмент выбора аутсорсера'

Конкурсные торги как инструмент выбора аутсорсера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРСНЫЙ ОТБОР / ТЕНДЕР / АУТСОРСЕР / ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕНДЕРНАЯ ПЛОЩАДКА / ВИДЫ КОНКУРСНЫХ ТОРГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулакова Я.А.

В статье дан обзор видов конкурсного отбора. Предложены основные критерии, и на их базе проведен сравнительный анализ электронных тендерных площадок. Сформулированы основные требования к критериям оценки аутсорсера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурсные торги как инструмент выбора аутсорсера»

45 (87) - 2011

Вопросы экономики

УДК 339.138

КОНКУРСНЫЕ торги

как инструмент выбора аутсорсера

я. А. КУЛАКОВА,

аспирантка кафедры маркетинга E-mail: kulakova@mail.com Всероссийский заочный финансово-экономический институт

В статье дан обзор видов конкурсного отбора. Предложены основные критерии, и на их базе проведен сравнительный анализ электронных тендерных площадок. Сформулированы основные требования к критериям оценки аутсорсера.

Ключевые слова: конкурсный отбор, тендер, аутсорсер, электронная тендерная площадка, виды конкурсных торгов.

В России система конкурсного отбора поставщика известна еще с середины XVII в., когда царь Алексей Михайлович издал указ о подрядной цене на поставку в Смоленск муки. На объявленных условиях подрядчик должен был отвезти товар, получив освобождение от уплаты пошлин.

С тех пор и по 1930 г. система конкурсного подхода к закупкам активно развивалась и совершенствовалась. Но при переходе на плановую экономику конкурсные торги практически исчезли. Вплоть до 1980-х гг. конкурсный отбор осуществлялся только на проектирование новых зданий.

Распад СССР, переход к новым рыночным отношениям внесли серьезные изменения в развитие конкурсных торгов.

Современное развитие конкурсных торгов в России началось с 1992 г. В этот период начал свою деятельность в России Всемирный Банк. На базе 50-летнего опыта его работы в странах-заемщиках было сформулировано «Руководство: закупки по займам МБРР и кредитам MAP». Однако законодательного акта о регулировании конкурсных торгов в России не существовало до 1997 г., когда был принят Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюд-

жетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». В последнее время, следуя мировым тенденциям, проведение конкурсных торгов в нашей стране не только стало прерогативой государственных и муниципальных учреждений, но получило распространение в бизнесе и частном секторе.

В настоящее время вместо конкурсных торгов достаточно часто употребляют слово «тендер», хотя в российском законодательстве данный термин не используется в силу того, что он является транслитерацией термина без его перевода и не отражает истинного смысла слова.

Вместо этого используется термин «конкурс». В рамках Федерального закона от 21.17.2005 N° 94-Ф3 под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта в заявке на участие и которому присвоен первый номер.

Конкурсные торги классифицируются на открытые и закрытые.

В открытых торгах могут принимать участие любые правомочные организации. Сведения о проведении открытых торгов размещаются в средствах массовой информации. Чем больше число участников торгов, тем выше конкуренция и вероятность размещения заказа на более выгодных условиях.

Закрытые торги проводятся только для специально приглашенных компаний, которых отбирает устроитель торгов. Обычно это крупные компании или консорциумы. Главной отличительной особенностью закрытых торгов является то, что информация о них не публикуется. Закупка на

Вопросы экономики

45 (87) - 2011

закрытом тендере должна быть согласована с определенным государственным органом, который подтвердит необходимость проведения данного типа тендера.

Одним из видов закрытых торгов являются тендеры с ограниченным участием. Здесь круг участников ограничен какими-либо условиями. Данный вид закупок применяется в том случае, когда проект носит сложный специализированный характер и потому может быть предложен только ограниченному количеству участников.

Помимо данной классификации тендеры делятся на одноэтапные и двухэтапные.

Одноэтапные торги не подразумевают под собой переговоров, которые в данном случае запрещены. Помимо этого при таком виде тендера участники торгов подают документы одновременно на определение участников тендера и победителя.

Двухэтапные торги, как видно из самого названия, проводятся в два этапа.

На первом организатор составляет примерный вариант технического задания, на основе которого подрядчик предоставляет конкурсную заявку. Она содержит техническую, технологическую и качественную характеристики предлагаемого продукта или услуги без указания цены. Помимо этого подрядчик дает информацию о своей квалификации. Далее в рамках первого этапа организатор торгов проводит переговоры с подрядчиками с целью выработки окончательного варианта технического задания и отбора подрядчиков для дальнейшего участия в торгах.

На втором этапе подрядчики предоставляют окончательный вариант конкурсной заявки, соответствующей подготовленной организатором спецификации, с указанием цены, сроков поставки, графика платежей. После получения организатором всех конкурсных заявок он проводит сопоставление и оценку, на базе чего выбирается победитель тендера, и с ним заключается договор.

Двухэтапные тендеры проводятся редко в силу сложности и длительности процедуры рассмотрения заявок. Они применяются в основном для закупки дорогой и уникальной продукции.

В рамках строительной отрасли существуют подрядные торги, суть которых в поиске подрядчика для выполнения работ по таким критериям: ответственность, надежность, своевременность, качество и экономически выгодная стоимость исполнения подрядного договора.

Подрядные торги делятся на три группы: архитектурно-строительное проектирование, про-ектно-строительные работы, профессиональное управление строительством.

Конкурсный отбор поставщика независимо от типов и классификации должен быть построен на следующих принципах:

- прозрачность;

- открытость;

- возможность получения информации как заказчика о потенциальном поставщике, так и наоборот;

- справедливость и прозрачность;

- выбор поставщиков на основе четких критериев оценки конкурсных предложений;

- эффективность;

- принятое решение о выборе поставщика должно обеспечивать минимизацию затрат производителя.

Конкурсные торги являются наиболее оптимальным методом выбора аутсорсера.

До 1997 г. объявление о проведении открытых конкурсных торгов осуществлялось через печатные средства массовой информации. В настоящее время с развитием электронной коммерции сведения о проведении конкурсных торгов можно получить на специальных электронных тендерных площадках. На них можно не только поместить информацию о проведении конкурса, но и провести его в электронном виде.

Среди российских предпринимателей данный вид проведения конкурсных торгов становится все более популярным. Это обусловлено в первую очередь экономией времени и затрат на проведение конкурса.

Наиболее актуальными в рамках рынка строительных материалов являются следующие электронные площадки:

• Trade.su;

• I-Tenders.ru;

• Magelan;

• Тендер Про.

Выбор электронной тендерной площадки - важный этап конкурсных торгов. Автор предлагает следующую систему критериев отбора тендерных площадок:

- репутация сайта;

- тендер на сайте;

- удобство навигации;

- сфера деятельности;

45 (87) - 2011

Вопросы экономики

- охват всех сегментов или узконаправленная система;

- спектр дополнительных услуг;

- консультирование, подготовка тендерной документации, юридическое сопровождение и др.;

- посещаемость сайта на базе данных системы Rambler Top 100;

- стоимость пользования ресурсом.

Проведем сравнительный анализ между представленными выше электронными площадками, чтобы выявить наиболее оптимальную интернет-систему для проведения конкурсных торгов предприятий рынка строительных материалов. Результаты анализа представлены ниже в таблице.

Как видно их данных приведенной таблицы, наиболее популярной электронной тендерной площадкой является Trade. su. Согласно статистике Rambler TOP 100 индекс популярности сайта составляет 62 449. Данный показатель является составным: при его расчете используются данные о среднем количестве просмотров за 7 дней, а также количество хостов. Хост - это уникальный пользователь сайта. Однако из всех приведенных интернет-площадок услуги данной компании самые дорогие.

Отдельно обратим внимание на показатель репутации компаний. Этот показатель определялся по базе активных участников сайта. По данному индикатору также лидирует Trade.su.

Критерии выбора электр

Компании 1-Те^еге. ги и Magelan имеют одинаковые показатели посещаемости, однако показатель репутации у компании Magelan выше - 480 812. Наименьшие параметры посещаемости и репутации у компании Тендер Про. Помимо этого недостатком данной электронной площадки является неудобство навигации.

Таким образом, на основании выделенных автором критериев выбора тендерной площадки можно определить лидера, а также наиболее оптимального партнера.

Использование данных ресурсов удобно при выборе аутсорсера на краткосрочный период. При поиске аутсорсера для долгосрочных отношений, ориентированных на партнерские отношения, необходимо большее количество информации о кандидатах, нежели это представлено на специализированных сайтах.

Помимо этого при подходе к стратегии аутсорсинга как концепции маркетинга партнерских отношений при проведении конкурсных торгов важными являются критерии, которые заказчик предъявляет к аутсорсерам. Размещение этой информации практически невозможно в силу ограниченности ресурса. Электронные тендерные площадки в таком случае удобны для оповещения потенциальных аутсорсеров о проведении тендера, т. е. это должно быть начальным этапом проведения конкурсного отбора.

Организация конкурсного отбора аутсорсера включает в себя три этапа: подготовительный, ос-

ной тендерной площадки

название Сайт репутация Иавигация Дополнительные услуги Посещаемость* стоимость участия, руб.

Trade.su URL: http://www. tender.su 1 663 685 Удобно Консультирование. Обучение участию в торгах. Маркетинговые исследования. Помощь в организации, проведении торгов. Юридическое сопровождение сделок 62 449 От 77 000

I-Tenders.ru URL: http://www. i-tenders. ru 386 795 Удобно Юридическое сопровождение сделок 55 507 1 600-51 000 в зависимости от тарифа и срока заключения договора

Magelan URL: http://www. magelan. ru 480 812 Удобно Юридическое сопровождение. Подготовка документации. Проведение исследований 55 480 Индивидуальный подход

Тендер Про URL: http://www. tender.pro 27 999 Нет разделения по категориям продукции Нет 24 758 Бесплатно

* По данным сайта Rambler TOP 100. URL: http://www.top100.rambler.ru.

Вопросы экономики

45 (87) - 2011

новной и заключительный. На приводимом рисунке представлен этот механизм.

Рассмотрим более подробно отдельные важные детали механизма конкурсного отбора.

Подготовительный этап закладывает базу для дальнейшей работы по выбору аутсорсера. Одним из ключевых моментов этого этапа является формирование критериев оценки аутсорсера, так как на их базе проводится сравнение возможных альтернатив и выбор лучшего.

К формулировке критериев предъявляются следующие требования:

- конкретность;

- недвусмысленность трактовок, отражающих суть оценки;

- адекватность;

- соответствие реальным показателям с учетом специфики рынка;

- соизмеримость;

- возможность получения количественной и качественной оценок.

В рамках конкурсного отбора аутсорсера выделяют отборочные и оценочные критерии оценки. Отборочные служат для выявления из общего количества участников потенциальных партнеров и применяются на стадии анализа заявок на участие и формировании первичного списка кандидатов. На основании оценочных критериев проводится итоговый выбор аутсорсера.

Таким образом, критерии оценки являются одним из ключевых моментов при проведении конкурсного отбора, от качества которых зависит правильность принятия решения.

Список литературы

1. Звягина К. В. Тендеры в коммерческих предприятиях. М.: Феникс, 2009.

2. Синяева И. М, Синяев В. В., КаменеваН. Г. Методология оценки маркетинга услуг аутсорсинга и мультипликативного эффекта. М., 2010.

Подготовительный этап

Принятие решения о проведении конкурсного отбора

Формирование критериев отбора

1

Мониторинг и выбор электронной тендерной площадки

1

Объявление конкурсного отбора

Основной этап

Анализ заявок на участие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

Формирование первичного списка потенциальных аутсорсеров

Оценка потенциальных аутсорсеров

Заключительный этап

Выбор аутсорсера + ~

Заключение контракта

Механизм проведения конкурсного отбора аутсорсера

3. Хейвуд Дж. Брайн Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ: пер. с англ. М.: Вильям, 2004.

4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.17.2005 № 94-Ф3.

5. URL: http://www.top100.rambler.ru.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

7х"

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.