Механизм формирования туристско-рекреационных кластеров как фактор социально-экономического развития региона: институциональный подход Mechanism for formation of tourist and recreational clusters as a factor of socio-economic development of the region: institutional approach
ft Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 332.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10348 Злакоманова Евгения Николаевна,
аспирант, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Россия, г. Новосибирск Zlakomanova Evgeniya Nikolaevna,
post-graduate student, Novosibirsk state UNIVERSITY University of Economics and management "NINH", Russia, Novosibirsk
Аннотация. Статья посвящена раскрытию механизма формирования туристско-рекреационных кластеров как фактора социально-экономического развития региона в рамках институционального подхода. Автором проанализированы существующие методические подходы при изучении процесса формирования туристско-рекреационного кластера в региональной экономике, обоснован авторский (институциональный) подход. На основе методической разработки сформулирован механизм формирования туристско-рекреационного кластера, обеспечивающий продуктивную интеграцию различных институциональных структур туристско-рекреационного комплекса региона и позволяющий провести оценку его эффективности.
Summary. The article is devoted to the disclosure of the mechanism of formation of tourist and recreational clusters as a factor of social and economic development of the region within the framework of the institutional approach. The author analyzed the existing methodological approaches when studying the process of formation of a tourist and recreational cluster in the regional economy, the author 's (institutional) approach is justified. Based on the methodological development, a mechanism for the formation of a tourist and recreational cluster has been
formulated, ensuring the productive integration of the various institutional structures of the tourist and recreational complex of the region and allowing to assess its effectiveness. Ключевые слова: туристско-рекреационный кластер, социально-экономическое развитие региона, институциональный подход, кластерная инициатива, ресурсный потенциал, методический подход.
Key words: tourism and recreation cluster, socio-economic development of the region, institutional approach, cluster initiative, resource potential, methodological approach.
Введение. Инновационная активность, невзирая протекающие в современном мире глобализационные процессы постоянно стремится к локализации. Исследовательские практики последних лет, например, авторства М. Дельгадо [20], доказывает, что именно в кластерах и локализованных сетевых структурах инновационные процессы протекают наиболее активно. Современные кластеры, как отмечают специалисты НИУ ВШЭ [16], целесообразно рассматривать в трех направлениях. Во-первых, как особый вид сетевых структур, иными словами, как инновационные экосистемы, рассчитанные на непрерывные (поточные) инновации. Кластер как особая экосистема сетевых взаимодействий характеризуется: открытым пространством автономных, географически близких и функционально разнообразных партнеров, наличием совместного проекта развития и коллективного сетевого координатора и целью реализации самой развитой модели коллаборации, известной как «тройная спираль». «Тройная спираль» отражает матрицу сетевых взаимодействий в Кремниевой долине: коллаборация минимум трех функционально разных игроков формирует сложную синергию прямых и обратных связей, которая создает уникальные возможности роста (модель вытекает из теории сложных систем, доказана в рамках теории коммуникаций). В целом, «тройная спираль» -это когда три равноправных партнёра сближают и переплетают свои профильные функции в ходе интерактивной кооперации. Критически важными участниками становятся: представители трех секторов (бизнес, государство и наука (при взаимодействии на равных), кластерная организация (сеть этих представителей на условиях членства (координатор кластера) и различные спонсоры [21].
Во-вторых, как особый вид производственных агломераций, рассчитанный на сочетание локальных ресурсных потоков с глобальным. Кластер как особая производственная агломерация - это: 1) группа компаний нового профильного типа, объединяющего связанные отрасли (по М. Портеру, под отражение специализации кластеров можно выделить 51 категорию видов экономической деятельности), 2) канал встраивания местных фирм в глобальные стоимостные цепочки (GVCs). Такие цепочки
горизонтально пронизывают мировую экономику, а кластеры служат их высокоспециализированными локальными узлами, 3) экспортоориентированная структура с глобальным оборотом ресурсов разной мобильности. Территории, где появляются успешные кластеры, приобретают уникальную специализацию и становятся интересны глобальным инвесторам. А сами инвесторы, заходя в кластеры, могут гибко комбинировать источники развития.
В-третьих, как особый тип коммерческих проектов, базирующийся на коллективных действиях их участников. В рамках этого направления речь идет о кластерных проектах или проектных инициативах. М.А. Пивоварова отмечет, что «кластерная инициатива» -это конституирующая метафора, которая акцентирует внимание на начальном этапе деятельности по формированию кластера [14, с. 15]. Этимологически это верно, т.к. «инициатива» переводится с латинского как «начало». Фактически, в контексте кластерного подхода, данный термин, безусловно принимает более широкое значение. Так, например, М.П. Войненко определяет инициативу как одну из характеристик кластера: «инициатива заключается в том, что авторитетные люди из различных сфер (предпринимательство, власть, образование и т.д.) способны в результате своего эффективного взаимодействия заинтересовать и на практике доказать действенность кластеров как для самих их участников, так и для регионов» [7, с. 67]. Л.Т. Ткачук и соавт. определяют кластерную инициативу как «проект, выдвигаемый организованными усилиями бизнеса, властей и (или) научных организаций в целях совместных действий по созданию и усилению конкурентоспособности кластера» [18, с. 56]. Более уточненное понятие, условно говоря, в контексте проектного подхода (авторами использован термин «кластерный проект»), дается А.Ф. Бурук и соавт.: «комплекс совместных мероприятий участников кластера, реализуемых в различных формах взаимодействия, осуществляемых ими в течение определенного времени, достаточного для выполнения поставленных целей и задач проекта, направленных на развитие последнего за счет объединения ресурсов, усилий организационного и производственного характера, а также разделения рисков каждого из участников» [5, с. 135]. Данная трактовка нам кажется более точной с точки зрения институционального подхода, так как кластерная инициатива - это в любом случае проект, характеризующийся целями, задачами, сроками, конкретным объемом инвестиций, наличием субъектов-участников данного проекта, и имеющий определенный алгоритм формирования. Иными словами кластерная инициатива - это не просто идея по созданию или развитию кластера, это совокупность мероприятий, формулируемых субъектами институциональной среды, которая обосновывается впоследствии в механизм,
как совокупность рычагов, элементов, инструментов и их взаимосвязей, позволяющий создать кластер, как фактор социально-экономического развития определенной территории.
Основная часть. К началу 2020 г. в Российской Федерации имеет место широкий спектр различного рода (направленности) федеральных, региональных и муниципальных туристско-рекреационных кластеров и кластерных инициатив. Многие из них получили поддержку в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», генеральной целью которой является увеличение вклада отрасли туризма в ВВП России более чем на 70% [1]. В данном программном документе весьма высоко оценивается значимость кластерного подхода в развитие туризма. В данном контексте нельзя не сказать и о Стратегии развития туризма до 2035 г. [2], в соответствии с которой планируется увеличение средств с 3 трлн. руб. (2019) до16 трлн. руб. Данные программно-целевые документы и меры по развитию индустрии туризма в них заложенные, следует сказать, оказались эффективными. Так, 2019 г. стал пиковым годом по числу введенных объектов и реализованных программ по проектным инвестициям в сферу внутреннего туризма на Дальнем Востоке, Юге России и в ряде отдельных регионов. Средства вкладывались в строительство новых отелей, разработку маршрутов, услуги по прокату транспорта и специальной техники. В частности, по данным Федерального агентства по туризму, в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2019 г. пришлась сдача максимального количества туристических объектов. По данной ФЦП построено инвестиционных проектов в общей сумме на 87 млрд руб., в т.ч. 23 млрд. руб. из бюджетных средств и 64 млрд. руб. - из внебюджетных источников. Более того, в 2019 г. подписано большое число новых инвестиционных соглашений на общую сумму свыше 150 млрд. руб. - только один горнолыжный парк «Три Вулкана» на Камчатке оценивается инвесторами более чем в 50 млрд руб. Добавим, что к российской туристической отрасли проявляют серьезный интерес и зарубежные инвесторы; например, Китай намерен вложить до 70 млрд рублей в развитие туристско-рекреационных комплексов на Дальнем Востоке [6].
Однако, при условии достаточно активного программно-целевого и организационно-инвестиционного развития туристско-рекреационной сферы нашей страны, в методическом плане по-прежнему имеется существенный пробел. Безусловно, в научной литературе и экспертных источниках разработано немало подходов к разработке кластерных инициатив, однако, единого подхода до сих пор нет. На наш взгляд, одна из причин - это неверное предположение разработчиков о том, что методический подход к
формированию кластера может быть универсальной, то есть подходить и для туристско-рекреационной сферы, и для любой другой. Например, у Т.И. Клименко, подход следующий: «(1) диагностика перспектив создания и развития кластера, (2) формирование перечня организаций - потенциальных участников кластера, (3) отбор предприятий -потенциальных участников кластера, (4) оценка потенциала развития кластера, (5) формирование системы ресурсного обеспечения кластера, (6) создание системы мониторинга и контроля развития кластера, (7) инициация создания кластера, (8) регулирование развития кластера» [9]. Нельзя сказать, что в приведенном подходе отсутствует логика - методический подход, условно говоря, шаблонный, т.е. задает определенные рамки для последующих разработок. Соответственно, для целей применения методики для туристско-рекреационного кластера как уникальной по сути инициативы, такой вариант не является актуальным в силу чрезмерной обобщенности и отсутствия конкретики. Так, на втором и третьем этапе у автора происходит работа с предприятиями, тогда как туристско-рекреационный кластер составляют не только стейкхолдеры - субъекты рынка, но и институты различного уровня. Институтами туристско-рекреационных кластерных проектов традиционно выступают центральные органы управления, региональные власти или местные объединения предпринимателей, которые предлагают реализацию программ формирования или развития кластеров, научно-исследовательские структуры. Если смотреть на категорию кластерной инициативы в данном контексте, то ее следует определять, как комплекс совместных мероприятий участников кластера, направленных на увеличение темпов его роста и конкурентоспособности в определенном регионе, вовлекая в процесс государство, субъектов частного сектора, научно-исследовательские институты. Кластерная инициатива может выдвигаться представителями одного, двух или сразу всех трех секторов, может быть, как исключительно частной, так и государственной инициативой, а также координироваться и продвигается сообща всеми тремя институтами - как главная функция и задача специализированной кластерной организации. В представленный список стоит добавить еще одного участника кластеризации - это центры кластерного развития, которые выступают буквально связующим звеном между бизнес-сообществом, общественными, научными и образовательными организациями, органами власти и финансовыми институтами. Подобные центры содействуют «кооперации предприятий, упрощают и ускоряют установку деловых контактов между ними, выступают модераторами при проведении публичных слушаний - стратегических сессий городских кластеров с целью координации усилий и поиска совместных кластерных и
межкластерных проектов, тем самым стимулируя рост и социальное развитие регионов» [8, с. 9]. Кроме того, центры кластерного развития являют собой инструмент для оказания мер государственной поддержки для формирования и развития кластеров. С другой же стороны, отнюдь не все участники кластера являются участниками кластерной инициативы, т.е. не все имеют портфель или программу проекта, которые представляют собой аттракции будущего кластера. Также добавим, что, по крайней мере в туристско-рекреационной сфере, существует еще «надинициативный» или идентификационный этап, на котором принимается решение о целесообразности кластера как такового. Таким образом, брать за основу методический подход к формированию туристско-рекреационных кластеров Т.И. Клименко не считаем целесообразным.
В данном контексте более продуманный вариант имеет место, например, у О.Н. Кострюковой и Е.Г. Карповой: «(1) количественная идентификация концентрации предприятий сферы туризма в определенном регионе, (2) выявление взаимосвязей, (3) выявление туристской доминанты для определения специфики (типа) туристско-рекреационного кластера, (4) анализ конкурентной устойчивости выявляемого туристско-рекреационного кластера» [10]. Авторы сделали акцент на доказательстве наличия латентно или стихийно возникающего туристско-рекреационного кластера. Очевидно, что предлагаемый методический подход нельзя ставить в один ряд с теми, которые ориентированы на весь механизм разработки кластерной инициативы, но в свете названного выше недостатка, он будет полезен. Данный тезис, в частности доказывается и тем, что О.Н. Кострюкова и Е.Г. Карпова подчеркнули важный момент - это необходимость выявления базы для проектирования кластера. В связи с тем, что туристско-рекреационная сфера нашей страны имеет высокий социально-экономический потенциал, однако, локально - разнообразна, важно оценивать этот потенциал у географически локализованных групп предприятий и институтов, которые исторически сложились на конкретной территории. Таким образом, первым этапом формирования туристско-рекреационного кластера должно стать определение целесообразности его создания и наличие достаточных хозяйственных и институциональных ресурсов для этого.
Более оптимально это достоинство отразили в своем подходе Т.П. Левченко, С.Т. Зиядин, Д. Хамитова и К.Е. Хасенова: «(1) определение территории туристско-рекреационного кластера, (2) построение предварительной идеализированной модели туристско-рекреационного кластера, (3) исследование потенциала формирования кластера, (4) характеристика туристских продуктов кластера, (5) анализ инфраструктуры
кластера, (6) исследование внешних условий формирования кластера, (7) определение потенциальных возможностей и барьеров для развития кластера, (8) общая оценка результатов анализа и выбор проектной модели туристско-рекреационного кластера» [11]. Изучая пояснение данной методической разработки, мы сделали вывод о ее высокой обоснованности и целесообразности. Данный подход следует считать весьма последовательным и адаптивным с учетом высокой дифференциации туристского потенциала у российских регионов.
В продолжение подхода О.Н. Кострюковой и Е.Г. Карповой можно назвать методическую разработку, предложенную Н.Н. Пидгурской: «(1) определение наличия на территории туристско-рекреационного кластера, (2) идентификация туристско-рекреационного кластера, (3) изучение состояния и степени его зрелости» [15]. Как видно, ее основу составляет исследование туристско-рекреационных кластеров, ориентированное на выявление ключевых трендов и проблем кластера при разработке стратегий и принятия обоснованных решений по его формированию. Однако, автор делает акцент на стихийно развивающийся туристско-рекреационный кластер, а значит, как совершенно справедливо отмечает Р.И. Сухов, он не может быть применен в отношении территории, где туристский рынок или его элементы развиты слабо (т.е. отсутствует спектр коллаборантов как таковых) [17]. Неоспоримо, что в целях получения оптимального социально-экономического эффекта от кластера необходимы благоприятные условия, которые будучи акторами внешней среды, отражают климатические и географические особенности территорий, водящих в состав кластера, социально-экономическое положений территорий, поддержку туристской деятельности органами государственной, региональной и муниципальной власти, общественными организациями и местным населением, нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение туристской деятельности кластера. К сожалению, в нашей стране достаточно много регионов, где институциональная среда туризма и рекреации развита чрезвычайно слабо.
Наоборот, «латентный» вариант избирает в своем методическом подходе к формированию туристско-рекреационных кластеров, например, И.С. Николаева. Автор предложила следующий перечень этапов: «(1) анализ экономического потенциала региона, (2) определение потенциальных конкурентоспособных локальных интегрированных кластеров, (3) определение границ выявленного локального интегрированного кластера, (4) выявление ядра локального интегрированного кластера, (5) изучение связи предприятий кластера с производственными детерминантами, финансовыми институтами, научно-исследовательскими и образовательными
учреждениями - построение модели кластера, (6) анализ выявленного локального интегрированного кластера, определение сильных и слабых сторон, (7) разработка рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования локального интегрированного кластера» [13]. Данный алгоритм представлен в диссертационном исследовании И.С. Николаевой в отношении к другой экономической сферы, однако, он будет уместен в рассматриваемой области, так как туристско-рекреационные кластеры часто формируются стихийно, и, как пишет сама автор, на основе самоорганизации. С нашей точки зрения, важным моментом рассматриваемого методического подхода является выбранная стартовая позиция - анализ потенциала региона. Однако в подходе И.С. Николаевой отсутствует акцент на мероприятиях, направленных на формирование структуры кластерной инициативы и системы управления проектом.
Весьма противоречивый методический подход приведен у Н.В. Недосвитий: «(1) проведение кластерного анализа: оценка условий и предпосылок формирования кластерной структуры, (2) разработка механизма формирования кластерной структуры, (3) разработка кластерной программы и стратегии развития, (4) реализация отраслевых проектов и создание поддерживающей и сопутствующей инфраструктуры кластера, (5) реализация проектов по повышению конкурентоспособности кластера и региональной экономики в целом» [12]. Данный подход мы склонны считать фрагментарным и не вполне логичным; например, стадию «разработка механизма формирования кластерной структуры» не предшествует в априори обязательная стадия планирования. Аналогичные претензии в первой стадии, где объединены предплановые и плановые работы, в рамках которых аспекты планирования кластерной инициативы весьма отрывочны; более того, изучая третий этап методического подхода Н.В. Недосвитий, можно обнаружить поломку процесса институционализации будущего кластера: автор предлагает выбор его управленческой структуры, однако, разработка стандартов, принципов и приемов должна, с точки зрения диссертанта, осуществляться на предыдущей стадии. Напрашивается вопрос: кто будет управлять этими работами - иными словами, институциональная картина не полная. Мероприятия на четвертом и пятом этапе, очевидно, можно было бы объединить. Все названные противоречия устранены в разработке Л.Н. Федорец: «(1) определение инициативной группы - реальных участников кластера, (2) проведение комплексного маркетингового исследования на соответствующей территории, которая охватывает реальных и потенциальных участников кластера, (3) формулирование основной цели туристского кластера (чаще всего - это повышение конкурентоспособности туристского продукта региона), (4) формулирование целей
туристского кластера, (5) построение структуры туристского кластера, учитывая классификацию критериев оценки деятельности кластеров, (6) государственная регистрация туристского кластера» [19]. Как видно, автор достаточно подробно привел этапы подготовки, планирования и организации туристско-рекреационного кластера. Так, первые два этапа представляют собой перечень предпланирования кластера, последующие два - охватывают процессы планирования кластера, пятая стадия представляет собой комплекс организационных мер, а шестая - процесс формализации мер по созданию туристско-рекреационного кластера. Очевидно, что методический подход, предложенный Л.Н. Федорец, весьма логичен и последователен.
Интересный подход приведен в публикации Д.В. Антропова и А.В. Фоминой: «(1) принятие решения о формировании (развитии) туристско-рекреационного комплекса, (2) социологический опрос местных о необходимости создания такого комплекса, (3) разработка научно-обоснованной концепции, и создание программы развития туризма на территории, (4) разработка паспорта туристической территории, (5) создание проекта туристско-рекреационного кластера, (6) проведение экспертизы, с целью выявления оптимального проекта туристического освоения территории, (7) создание координационного совета при администрации муниципального образования и иных участников (представители бизнеса, администрации, образовательных организации, (8) принятие проекта туристского кластера, создание управляющей компании, (9) привлечение инвестиций и получение кредитов, (10) обеспечение строительства, а также эксплуатацию инженерных объектов туристского кластера, (11) создание условий по регулированию эффективного управления туристского кластера» [3]. С нашей точки зрения, перечисленные позиции весьма уместны и ценны (например, своевременное создание координационного совета и управляющей компании), особенно с учетом недостатка проанализированных выше методических подходов, однако, думается, что последовательность ключевых стадий нарушена. Например, на пятом этапе уже запускается разработка проекта кластера, тогда как на следующем проводится экспертиза для определения его типа. Не вполне ясно содержание пятого этапа в принципе, так как вся методика представляет собой подход к разработке кластерной инициативы, однако, последующие стадии можно принять для «послепроектные», т.е. предваряющие стадию начала реализации кластерной инициативы. Так, в методическом подходе, разработанном А.И. Большаковым, эти стадии включены в последний из трех блоков «создание и развитие туристского кластера» [4]. Кроме того, мы не считаем, что широчайший спектр маркетинговых мероприятий, которые позволят оценить оптимальность и
перспективность туристско-рекреационного кластера региона, можно заменить социологическим опросом местного населения и власти.
Допустимые объемы статьи не позволяют изучить больше методических подходов к формированию туристско-рекреационных кластеров, однако, очевидными становятся недостатки, которые в случае апробации разработки могут не принести ожидаемый социально-экономический эффект региону. Более того, мы склонны полагать, что в методическом подходе должна быть отражена роль институтов - ключевых групп стейкхолдеров, в чьих интересах успех, и, одновременно с этим, ресурсы и инструменты формирования, создания и развития кластера. Таким образом, методический подход, впоследствии преобразуемый в адаптивный действенный механизм, предлагаемый нами, будет иметь следующий вид:
1. Разработка концепции туристско-рекреационного кластера (публичные структуры + местные объединения предпринимателей). На данном этапе: (1) качественно и количественно должен быть оценен туристско-рекреационный потенциал региона, в котором будет реализовываться кластерная инициатива (анализ статистики въездного и выездного туризма, определение центров притяжения туристов, установка границ кластера, идентификация имеющихся туристско-рекреационных ресурсов, установка неактивных видов туризма и дестинаций, определение состава поставщиков туристских услуг и объема предоставляемых ими услуг), (2) должны быть изучены внешние (исследованы природные, экономические, социокультурные, институционально-правовые условия) и внутренние (организация туристско-рекреационной сферы различными участниками данного процесса, готовность самой институциональной среды к появлению кластера, в том числе, касаемо налогового стимулирования, государственного регулирования, развития инфраструктуры, подготовки и переподготовки кадров и пр.) условия формирования туристско-рекреационного кластера, (3) постановка целей и задач формирования туристско-рекреационного кластера, (4) выбор подхода к формированию туристско-рекреационного кластера. По итогу данного этапа, должны быть приведены экономические, ресурсные и институциональные доказательства возможности и предполагаемой перспективности кластера, возможные географические границы с возможностью их расширения, потенциальные и реальные ключевые туристские маршруты, объекты, территории, виды туризма, основания для разработки краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии развития кластера.
2. Разработка туристско-рекреационной кластерной инициативы (проекта) (публичные структуры + местные объединения предпринимателей + научно-исследовательские
институты). На данном этапе: (1) сформированы координационный совет и координационная группы, где членами будут являться стейкхолдеры кластерной инициативы (представители бизнеса по отраслям, местных администраций, образовательных организации) и управляющей организации - ответственной за организационные процессы (например, оценки результатов инфраструктурного анализа и определения мер по улучшению и (или) увеличению транспортных, досуговых ресурсов и пр.), (2) проведение масштабного маркетингового исследования, по результатам которого, в частности, можно будет сформулировать прогноз и ключевых условий развития кластера, а также факторов на это влияющих, (3) определение (доли) источников финансирования кластерной инициативы, определение спектра реальных и предполагаемых инвесторов, (4) окончательное принятие решений о границах и составе кластера, в зависимости от его специализации, которая определяется в зависимости от результатов анализа на первом этапе, а также оценки ресурсного потенциала региона (туристские фирмы, транспорт, досуг, средства размещения и номерной фонд, общественное питание и сопутствующие отрасли, и их возможности развития в рамках кластера), (5) разработка стратегии развития на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период с обязательным расчетом ключевых показателей социально-экономической эффективности и построением прогнозов.
К вопросу непосредственно о механизме формирования туристско-рекреационного кластера в рамках институционального подхода, в данном случае следует говорить о таком явлении, как коллаборизация. Это не просто координация действий предприятий и институтов кластера в ходе совместных проектов, а режим коллективных и взаимодополняющих действий участников единой сети коммуникаций. Они опираются на совместную стратегию (всеми разделяемое видение дальнейших действий), общую идентичность (образование интегрированного и институционально оформленного бизнес-сообщества), общие обязательства (всеми разделяемые правила игры), интерактивные согласования своих текущих действий и возможностей на базе платформ. Графически характер взаимодействия участников кластеров в зависимости от степени интеграции можно изобразить следующим образом (рис.).
Нетворкинг (коммуникация и обмен информацией)
Координация интересов (комплементарное объдинение усилий ради взаимной выгоды)
Кооперация (индивидуальное в рамках согласованных задан без сближения идентичностей)
Коллаборизация (коллективное действие на базе единой стратегии, общей идентичности и общих
обязательств)
Рисунок -Характер взаимо действия участников кластеров (предприятий и институтов) в зависимости от степени интеграции, определяющий направление работы механизма формирования туристско-рекреационного кластера в рамках предложенного методического подхода
Данный формат взаимодействий должен быть отражен в механизме формирования туристско-рекреационного кластера, апробирующего предложенный методический подход, в целях достижения социально-экономической эффективности в отношении региона, в котором он находится.
Заключение. Региональная туристско-рекреационная кластерная инициатива - это, фактически, совместный проект представителей публичной власти, бизнеса и науки по созданию и дальнейшему развитию кластера на конкретной территории. Туристско-рекреационные кластерные проекты чаще всего являют собой стратегическую инициативу государства, реже продуктом государственно-частного партнерства. Участники кластерных проектов реализуют такие функции, как, формирование общей институциональной среды в кластере посредством выстраивания сетевых связей между всеми с участниками кластера, тем самым накапливая социальной капитал и укрепляя уровень доверия между субъектами, стимулирование развития частного сектора, в частности представителей малого и среднего бизнеса, помощь в преодолении разрывов в коммуникациях, которые препятствуют реализации инновационных процессов и так далее.
Механизм формирования туристско-рекреационного кластера структурно может быть ориентирован достижение одной из трех следующих целей: (1) укрупнение размеров кластера - наращивание числа новых участников, вовлекаемых в сетевые взаимодействия, (2) усиление интернационализации кластера - последовательное повышение уровня его значимости в данной сфере специализации от масштабов региональной экономики до
масштабов мировой (с перспективой получения статуса «кластера мирового класса»), и (3) наращивание конкурентоспособности кластера - путем непрерывного улучшения социально-экономической среды в кластере (по модели Алмаза), развития коллаборации в формате тройной спирали (для усиления сетевых инновационных эффектов), встраивания фирм кластера в глобальные цепочки. Выбор цели зависит от принятого в регионе субъектами институциональной среды методического подхода к формированию туристско-рекреационного кластера. Универсальным вариантом является, во-первых, выработка концепции будущего кластера, учитывающая экономический, социально-экономический, культурный, природный, туристско-инфраструктурный и институциональный и т.п. потенциал, которая позволит четко и ясно обосновать цели (стратегическая, оперативная и тактическая) формирования (развития, модернизации) кластера, задачи, позволяющие достичь этих целей, а также ресурсный потенциал исполнителей и стейкхолдеров кластерной инициативы. Во-вторых, собственно, формулирование кластерной инициативы, что включает в себя: определение ответственных лиц и координаторов кластерной инициативы, проведение наиболее подробного маркетингового исследования и прогнозирования спроса, анализ условий формирования кластера, определение источников финансирования и ответственных лиц, окончательное принятие решений о границах и составе кластера, в зависимости от его специализации, разработки стратегии развития на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период с обязательным расчетом ключевых показателей социально-экономической эффективности и построением прогнозов. Такой алгоритм, с нашей точки зрения, позволит более эффективно управлять процессом формирования, создания и развития кластера, и в целом, понимать целесообразность государственных инвестиций в тот или иной процесс.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 N 872-р (ред. от 11.07.2019) «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 21, 21.05.2018, ст.3035
2. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 39, 30.09.2019, ст.5460
3. Антропов Д.В., Фомина А.В. Особенности формирования и внесения в ЕГРН туристско-рекреационных кластеров // МСХ. 2019. №6. С. 50-54.
4. Большаков А.И. Формирование и развитие приграничных туристских кластеров: автореф. дис. ... канд. эк. наук: 08.00.05; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса]. Москва, 2014. 25 с.
5. Бурук А.Ф., Котёлкин Д.Д., Марков Л.С. Кластерный проект: понятия, типология, подходы к моделированию // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2017. №3. С. 132-142.
6. Внутренний туризм: курс на расширение: аналитический обзор ВЦИОМ. - 29.01.2020 // ВЦИОМ. - ИЬЯ: Ьйр8:/^сюш.гц/тёех.рЬр?1ё=236&шё=10140 (дата обращения 25.04.2020)
7. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: Кол. монография / под. ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева. Пенза: ИП Тугушев С.Ю., 2013. 230 с.
8. Кластеры. Семь вопросов и ответов // Официальный сайт кластерного развития г. Санкт-Петербурга. 2015. 23 с.
9. Клименко Т.И. Формирование системы управления устойчивым сбалансированным развитием кластеров в регионе: на примере Республики Татарстан: автореф. дис. ... канд. эк. наук: 08.00.05; [Место защиты: Акад. упр. "ТИСБИ"]. Казань, 2011. 24 с.
10. Кострюкова О.Н., Карпова Е.Г. Методы идентификации туристских кластеров в системе регионального туризма // Проблемы современной экономики. 2011. № 4 (40). С. 374-378.
11. Левченко Т.П., Зиядин С.Т., Хамитова Д., Хасенова К.Е. Методика формирования кластера туристкой фирмы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 4-1. С. 128-132
12. Недосвитий Н.В. Формирование стратегии развития туристической отрасли в регионе на основе кластерного подхода: автореф. дис. . канд. эк. наук: 08.00.05; [Место защиты: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова]. Чебоксары, 2010. 24 с.
13. Николаева И.С. Формирование интегрированных кластеров как основы устойчивого развития региона: на примере Республики Бурятия: автореф. дис. ... канд эк. наук: 08.00.05; [Место защиты: Байкал. гос. ун-т экономики и права]. Иркутск, 2011. 23 с.
14. Пивоварова М.А. Кластерные инициативы: общее и особенное // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. №1 (27). С. 13-16.
15. Пидгурская Н.Н. Кластерный подход к регулированию туризма в регионе: автореф. дис. ... канд. эк. наук: 08.00.05; [Место защиты: Байкал. гос. ун-т экономики и права]. Иркутск, 2006. 22 с.
16. Смородинская Н.В. Территориальные инновационные кластеры: мировые ориентиры и российские реалии: сборник докладов XIV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / под ред. Е. Г. Ясина. М.: НИУ ВШЭ, 2013. 10 с.
17. Сухов Р.И. Формирование туристских кластеров в России. Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2018. 174 с.
18. Ткачук Л.Т. Кластерные инициативы в экономике: тенденции развития и проблемы реализации / Л.Т. Ткачук, А.С. Корж, Г.К. Короткова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. №3 (221). С. 52-62.
19. Федорец Л.Н. Оценка эффективности деятельности туристического кластера // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». 2011. № 1 (4). С. 42-46.
20. Delgado М. et al. Clusters and Entrepreneurship // J. Econ. Geogr. 2010; 10 (4). 495-518.
21. Smorodinskaya N. V., Russell M. G., Katukov D. D., Still K. Innovation Ecosystems vs. Innovation Systems in Terms of Collaboration and Co-creation of Value // Proceedings of the 50th Hawaii International Conference on System Sciences. 2017. 10 p.