Научная статья на тему 'Методологические основы управления эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона'

Методологические основы управления эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / СФЕРА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / EFFICIENCY / METHODOLOGY / TOURISM AND RECREATIONAL SERVICES / TOURISM / TOURISM ACTIVITIES / SYSTEM APPROACH / MANAGEMENT / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / STRATEGIC APPROACH / CLUSTER APPROACH / PROCESS APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна

Статья посвящена формированию методологических основ управления эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона в аспекте системной парадигмы. Произведен обзор и обобщение методологических подходов к управлению сферой туристско-рекреационных услуг на уровне региона. Показано, что общими методологическими положениями используемых подходов являются: достижение эффективности как конечной цели управления; необходимость осуществления управленческих функций (исследования, стратегического планирования, координации, организации, разработки и принятия управленческих решений, контроля); адекватная методика оценки эффективности. На основе полученных результатов обоснованы предпосылки методологии управления эффективностью сферой туристско-рекреационных услуг региона, базирующиеся на системных принципах Я. Корнаи. Одной из важных категорий в формировании методологии управления эффективностью туристско-рекреационной сферы региона обозначено «системное событие». Показано, что управление эффективностью сферой туристско-рекреационных услуг региона должно базироваться на идее непрерывного улучшения, а разрабатываемые проекты повышения эффективности не должны закрывать возможность дальнейшего развития. На основе использования схемы шага развития П.Г. Щедровицкого продемонстрировано управление эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона в аспекте системного подхода. Определены векторы развития методологии управления эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF MANAGING THE EFFICIENCY OF THE SPHERE OF TOURIST AND RECREATIONAL SERVICES OF THE REGION

In the article, the methodological foundations of performance management in the field of tourist and recreational services in the region in terms of the system paradigm are described. A review and synthesis of methodological approaches to the management of tourism and recreational services at the regional level have been carried out. The general methodological provisions of the approaches used for management are highlighted. These include: achieving efficiency as the ultimate goal of management; the need for management functions; adequate performance evaluation methodology. On the basis of the obtained results, the prerequisites of the methodology for managing the efficiency of the region's tourist and recreational services based on the system principles of J. Kornai are justified. "System Event" is an important category indicated. Based on the use of the scheme of the development step of P.G. Shchedrovitsky management of the effectiveness of tourism and recreational services in the region in terms of a system approach is demonstrated. It has been proved that efficiency management in the area of tourist and recreational services in the region should be based on the idea of its continuous improvement, and the developed efficiency improvement projects should not obstruct the possibility of further development. The vectors of development of the methodology for managing the efficiency of the region's tourist and recreational services have been identified.

Текст научной работы на тему «Методологические основы управления эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона»

Rubtsova Natalia Vladimirovna METHODOLOGICAL BASES ..

economic sceinces

УДК 338.46

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ СФЕРЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ РЕГИОНА

© 2018

Рубцова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмента, маркетинга и сервиса» Байкальский государственный университет (664011, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: runatasha21@yandex.ru)

Аннотация. Статья посвящена формированию методологических основ управления эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона в аспекте системной парадигмы. Произведен обзор и обобщение методологических подходов к управлению сферой туристско-рекреационных услуг на уровне региона. Показано, что общими методологическими положениями используемых подходов являются: достижение эффективности как конечной цели управления; необходимость осуществления управленческих функций (исследования, стратегического планирования, координации, организации, разработки и принятия управленческих решений, контроля); адекватная методика оценки эффективности. На основе полученных результатов обоснованы предпосылки методологии управления эффективностью сферой туристско-рекреационных услуг региона, базирующиеся на системных принципах Я. Корнаи. Одной из важных категорий в формировании методологии управления эффективностью туристско-ре-креационной сферы региона обозначено «системное событие». Показано, что управление эффективностью сферой туристско-рекреационных услуг региона должно базироваться на идее непрерывного улучшения, а разрабатываемые проекты повышения эффективности не должны закрывать возможность дальнейшего развития. На основе использования схемы шага развития П.Г. Щедровицкого продемонстрировано управление эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона в аспекте системного подхода. Определены векторы развития методологии управления эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона.

Ключевые слова: эффективность, методология, сфера туристско-рекреационных услуг, туризм, туристская деятельность, системный подход, управление, социально-экономическая система, стратегический подход, кластерный подход, процессный подход.

METHODOLOGICAL BASES OF MANAGING THE EFFICIENCY OF THE SPHERE OF TOURIST AND RECREATIONAL SERVICES OF THE REGION

© 2018

Rubtsova Natalia Vladimirovna, PhD in Economics, Associate Professor, Department "Management, marketing and service" Baikal State University (664011, Russia, Irkutsk, street Lenina 11, e-mail: runatasha21@yandex.ru)

Abstract. In the article, the methodological foundations of performance management in the field of tourist and recreational services in the region in terms of the system paradigm are described. A review and synthesis of methodological approaches to the management of tourism and recreational services at the regional level have been carried out. The general methodological provisions of the approaches used for management are highlighted. These include: achieving efficiency as the ultimate goal of management; the need for management functions; adequate performance evaluation methodology. On the basis of the obtained results, the prerequisites of the methodology for managing the efficiency of the region's tourist and recreational services based on the system principles of J. Kornai are justified. "System Event" is an important category indicated. Based on the use of the scheme of the development step of P.G. Shchedrovitsky management of the effectiveness of tourism and recreational services in the region in terms of a system approach is demonstrated. It has been proved that efficiency management in the area of tourist and recreational services in the region should be based on the idea of its continuous improvement, and the developed efficiency improvement projects should not obstruct the possibility of further development. The vectors of development of the methodology for managing the efficiency of the region's tourist and recreational services have been identified.

Keywords: efficiency, methodology, tourism and recreational services, tourism, tourism activities, system approach, management, socio-economic system, strategic approach, cluster approach, process approach.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В экономической литературе присутствует множество трактовок категории «управление». В широком смысле слова управление можно определить как воздействие на объект или процесс с целью поддержания его в определенном состоянии или изменения этого состояния, причем это новое состояние не обязательно характеризуется положительными изменениями. Другими словами, результатом управления может в равной степени являться как прогресс, так и регресс.

Принимая во внимание сущность категории «эффективность», управление эффективностью сферой турист-ско-рекреационных услуг региона можно обозначить как воздействие на региональную туристско-рекреа-ционную сферу для сохранения ее устойчивости или перевода в качественно новое (лучшее, прогрессивное) состояние в соответствии с заданными целями при оптимальном использовании ресурсов [1]. Другими словами, эффективность туристско-рекреационной сферы региона есть достижение цели сохранения достигнутого состояния или его изменения в лучшую сторону. Если имеющихся ресурсов достаточно только для воспроизводства деятельности в неизменном виде, то повышения

эффективности не происходит. В этом случае поддерживается только определенный уровень функционирования. Повышение эффективности достигается в случае, когда состояние сферы туристско-рекреационных услуг региона улучшается. Таким образом, суть управления эффективностью сферой туристско-рекреационных услуг региона заключается в стремлении к ее непрерывному улучшению. Вместе с тем, управление эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона должно базироваться на теоретически обоснованном научно-методическом аппарате, что предопределяет необходимость формирования соответствующей методологии исследования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ имеющихся к настоящему времени разработок позволяет констатировать, что методология управления эффективностью сферой туристско-рекреационных услуг региона базируется на комбинировании, переплетении и синтезе комплементарных элементов теоретико-методологического потенциала различных подходов к управлению региональной туристско-рекреационной сферой, а именно:

экономические науки

Рубцова Наталья Владимировна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...

процессного, информационного-аналитического, проек-тно-ориентированного, программно-целевого, кластерного и стратегического (рис.1).

Рис.1. Предпосылки формирования методологии управления эффективностью сферы туристско-рекреа-ционных услуг региона

Использование перечисленных нами подходов к управлению региональной сферой туристско-рекреаци-онных услуг (рис.1) в той или иной степени отражено в работах ряда российских и зарубежных исследователей. В частности, обоснование проектно-ориентированного подхода освещено Протасовой Ю.С., Зайцевой Н.А. [2], Процессный подход (применительно к индустрии гостеприимства) был рассмотрен Обориным М.С., Шостаком М.А. [3]. Информационно-аналитический представлен в диссертации Лазаревской С.В. [4]

Широкое освещение к настоящему времени получил кластерный подход, описанный в работах Гуриевой Л.К. [5], Каменских Н.А. [6], а также ряда других авторов [7]. Также следует отметить большую популярность (во-многом обусловленную реалиями практики управления туризмом в России) разработок в аспекте использования программно-целевого подхода - представлен в работах Белова Г.Л. [8], Газизовой А.Г. [9], Рубцовой Н.В. [10], Садиновой Л.В. [11]. Стратегический подход к управлению сферой туристско-рекреационных услуг, с ориентацией на повышение конкурентоспособности региона, обеспечение устойчивого развития, присутствует в работах отечественных, а также зарубежных исследователей [12-19].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключалась в обосновании предпосылок формирования методологии управления эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ методологических положений упомянутых подходов (рис.1) позволяет выделить в них общие черты, которые, как представляется, содержат в себе необходимые предпосылки для формирования методо-

логического базиса управления эффективностью сферой туристско-рекреационных услуг региона.

Во-первых, изучение содержания методологических подходов позволяет констатировать, что управленческое воздействие на туристско-рекреационную сферу региона, как правило, осуществляется с целью достижения определенных результатов при оптимальном использовании ресурсов, что соответствует содержанию категории «эффективность» и подтверждает целесообразность использования данных подходов для формирования методологических основ управления эффективностью сферой туристско-рекреационных услуг.

Во-вторых, любое управление невозможно осуществлять без выполнения функций исследования, стратегического планирования, координации, организации, разработки и принятия управленческих решений, контроля за их осуществлением, что предопределяет важность разработки названных положений в аспекте управления эффективностью сферой туристско-рекреационных услуг.

В-третьих, каждый из методологических подходов предполагает обоснование и разработку методики оценки и соответствующей ей системы показателей, необходимых для анализа правильности принятых управленческих решений, а также разработки новых. Таким образом, методический инструментарий является неотъемлемой и важной составляющей методологии управления эффективностью региональной туристско-рекреа-ционной сферы. Отметим, что эффективность функционирования сферы туристско-рекреационных услуг - это сложная многоаспектная категория, что требует использования при ее оценке большого числа показателей [1].

В-четвертых, теоретико-методологические положения подходов к управлению сферой туристско-рекре-ационных услуг региона не являются обособленными. Зачастую методология управления туристско-рекреаци-онной сферой строится на комплементарном сочетании двух подходов, при этом чаще всего в используемых комбинациях встречается системный подход [15, 17, 23, 24]. Данное обстоятельство свидетельствует о значимости использования системного подхода в формировании методологии управления эффективностью сферой ту-ристско-рекреационных услуг.

Основные принципы системного подхода, сформулированные Корнаи Я. [25], включают в себя следующие положения:

1. Объект изучения рассматривается как целостная система.

2. Системная парадигма не сводится к конкретной дисциплине, а представляет собой школу всеобъемлющей, цельной общественной науки. Особое внимание при этом необходимо уделять взаимодействию различных сфер функционирования общества (политики, экономики, культуры).

3. Система развивается в силу как законов собственной эволюции, так и принятия специальных управленческих решений. Поэтому объяснение поведения системы должно опираться на «совокупность постоянных институтов», в рамках которых события и процессы развития системы происходят главным образом на «институтах, возникших исторически и развивающихся эволюционным путем» (такие институты можно назвать системными). Целесообразно использовать понятие «системное событие» как событие, отвечающее крупным изменениям, глубоким трансформациям системы. Системные институты и системные события - основной предмет интереса в рамках системной парадигмы.

4. Наиболее типичным методом анализа системной парадигмы является сравнение, то или иное свойство системы объясняется путем сравнения его с соответствующим свойством другой системы.

Таким образом, обнаруженные общие черты методологических подходов к управлению сферой турист-ско-рекреационных услуг региона в сочетании с прин-

Rubtsova Natalia Vladimirovna

METHODOLOGICAL BASES .

economic sceinces

ципами системной парадигмы позволяют обозначить следующие предпосылки формирования методологии управления эффективностью сферы туристско-рекреа-ционных услуг:

1. Сферу туристско-рекреационных услуг региона необходимо рассматривать как открытую социально-экономическую систему.

2. Методология управления эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона должна строиться с учетом иерархии и последовательности выполнения функций управления.

3. Важной составляющей методологии управления эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона являются «институты» - формальные и неформальные связи, взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между субъектами сферы туристско-ре-креационных услуг.

4. Методология должна обеспечивать возможность сравнения эффективности функционирования сферы туристско-рекреационных услуг разных регионов для обеспечения достижимости проведения анализа, позволяющего формировать управленческие решения, направленные на повышение эффективности региональной туристско-рекреационной сферы.

5. Системное событие как проект управления эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг региона должно соответствовать требованию роста эффективности. Это означает, что после управленческих преобразований сфера туристско-рекреационных услуг должна быть открыта для нового, иметь возможность и способность к непрерывному обновлению - повышению эффективности своего функционирования. В этой связи при проектировании системного события нужно учитывать не только ближайшие результаты (будущее 1), но и более отдаленные возможные последствия (будущее 2). Будущее 2 не должно принести неожиданные, нежелательные результаты и закрыть возможность дальнейшего улучшения - повышения эффективности. Для этих целей может быть использована схема шага развития Щедровицкого П.Г. (рис. 2).

Рис. 2. Схема управления эффективностью сферы туристско-рекреационных услуг в аспекте системного подхода - текущее состояние сферы туристско-ре-креационных услуг; S2 - желаемое состояние сферы туристско-рекреационных услуг; S3 - будущее желаемое состояние сферы туристско-рекреационных услуг. Темная область в S2 означает, что в процессе управления изменяется только часть сферы туристско-рекре-ационных услуг, та, которая подвержена воздействию управляющих процессов)

Необходимость оценки будущего 2 особенно важна при ориентации управления эффективностью сферой ту-ристско-рекреационных услуг на краткосрочные результаты, которые могут закрыть долгосрочную перспективу. В схеме (рис. 2) показано, что после определения желаемого состояния сферы туристско-рекреационных услуг (ситуация S2), необходимо сделать прогноз будущего 2 (ситуация S3) и из него критически оценить целесообразность выбранного проекта управления. Если окажется, что проект закрывает дальнейшее улучшение,

то от него следует отказаться и разработать новый, лишенный обнаруженных недостатков.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Несмотря на значительный вклад вышеназванных авторов в формирование методологии управления сферой туристско-рекреаци-онных услуг региона, многие теоретические и методологические проблемы управления ее эффективностью, в том числе с позиции системного подхода, требуют дальнейшего развития. Это связано с неразрешенностью ряда проблем: недостаточной разработанностью понятийного аппарата; диссонансом используемых методик и отсутствием согласованных инструментов оценки эффективности; отсутствием методики оценки, позволяющей проводить качественный сравнительный анализ ту-ристско-рекреационных сфер разных регионов в аспекте эффективности их функционирования; необходимостью модернизации концепций, механизмов и технологий повышения эффективности сферы туристско-рекреаци-онных услуг региона. Отмеченное предопределяет актуальность и важность проведения дальнейших исследований в этой области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рубцова Н.В. Содержание понятия «эффективность туристской деятельности» //Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 18. С. 54-60.

2. Протасова Ю.С., Зайцева Н.А. Управление развитием туризма в Калининградской области в рамках проектов трансграничного сотрудничества //В сборнике: Без границ: продвижение туристского потенциала Калининградской области на российском и зарубежных туристских рынках материалы научно-практической конференции. Институт рекреации, туризма и физической культуры ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта. 2017. С. 72-90.

3. Оборин М.С., Шостак М.А. Процессный подход к совершенствованию механизма управления предприятиями индустрии гостеприимства России и Республики Крым // Сервис plus. 2018. Т. 12. № 2. С. 42-53.

4. Лазаревская С.В. Туристско-рекреационный потенциал Забайкальского края: информационно-аналитический подход к управлению туризмом в регионе // 25.00.24 диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Чита, 2010. 182 с.

5. Гуриева Л.К. Кластерный подход к развитию туризма в регионе. Управление экономическими системами. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://uecs.m/marketing/item/1707-2012-11-27-06-16-18 (дата обращения: 15.11.2018)

6. Каменских Н.А. Кластерный подход к управлению развитием региональной туристско-рекреационной подсистемы // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 2 (33). С. 41. — Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26133969_60473611.pdf (дата обращения: 11.11.2018)

7. Самаруха В.И., Николаева И.С. Формирование интегрированных кластеров в регионе: монография. Иркутск: БГУ, 2012. 191 с.

8. Белов Г.Л. Организационно-экономический механизм программно-целевого управления развитием туризма в регионе // 08.00.05 диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Чебоксары, 2006. 156 с.

9. Газизова А.Г. Территориальное планирование региона с точки зрения программно-целевых мероприятий в системе управления туризмом // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. С. 119.

10. Рубцова Н.В. Специфика и проблемы планирования целевых показателей социально-экономического развития туризма в России // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 42 (417). С. 15-28.

11. Садинова Л.В. Программно-целевое управление и регулирование развития сферы услуг туризма в регионе (на примере туристского комплекса г. Сочи) // 08.00.05 диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Москва, 1998. 170 с.

12. Марченко О.А. Формирование инновационных туристических кластеров как конкурентного преимущества регионального развития туризма //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 134-136.

13. Светник Т.В., Бубаева Т.Ю. Стратегическое управление созданием особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. № 5. С. 17.

14. Светник Т.В., Федюкович Е.В. Методология стратегического управления экономикой региона // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2010. № 4. С. 96-102.

15. Сорокин Д.Е., Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В. О проблемах стратегирования развития туризма в регионах России (на примере Краснодарского края и города-курорта Сочи) // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 3. С. 764-776.

16. Цвигун И.В., Чепинога О.А., БалашоваМ.А. Региональное стра-

экономические науки

Рубцова Наталья Владимировна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...

тегирование: необходимость и реальность //В сборнике: Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний материалы 2-й Всероссийской конференции в 2 ч. Байкальский государственный университет. 2016. С. 133140.

17. Шеломенцев А.Г., Головина А.С. Индустрия туризма региона в контексте принципов саморегулирования региональных социально-экономических систем //Экономика региона. 2011. № 1 (25). С. 166-170.

18. Choi H.C., Murray I. Resident attitudes toward sustainable community tourism.// Journal of Sustainable Tourism. 2010. №18 (4). P. 575-594.

19. Ritchie B.J.R., Crouch G.I. The competitive destination: A sustain-ability perspective // Tourism Management. 2000. №21. P. 1-7.

20. Socher K. Reforming destination management organisations and financing // Tourism Review. 2000. №55 (2). P. 39-44.

21. Swarbrooke J. Sustainable tourism Management. Oxon-New York: CABI Publishing, 2000.

22. Waligo V.M., Clarke J., Hawkins R. Implementing sustainable tourism: A multi-stakeholder involvement management framework // Tourism Management. 2013. №36. P. 342-353.

23. Денгаев А.М. Системный подход как основа для принятия интегрированных решений при управлении сферой туризма региона // Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 4 (36). С. 81-83.

24. Самаруха В.И. Становление регионального и муниципального рынка услуг: монография. Иркутск: БГУЭП, 2004. 161 с.

25. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. №4. С. 4-22.

Статья поступила в редакцию 16.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.