Научная статья на тему 'Механизм формирования стратегии регионального промышленного развития'

Механизм формирования стратегии регионального промышленного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА / Рåãèîíàëüíàÿ ýêîíîìèêà / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быдтаева Эвелина Евгеньевна

Автор раскрывает сущность механизма формирования стратегии регионального промышленного развития и содержание основных этапов процесса формирования стратегии промышленного развития региона. Предлагается алгоритм согласования содержания и синхронизации возникновения, движения и преобразования основных информационных потоков в структуре модели промышленного развития региона с этапа формирования интересов субъектов развития до воплощения стратегий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author determines the matter of the mechanism of elaborating of the strategy of regional industrial development; the matter of the main stages of the process of elaborating of the strategy of regional industrial development: and proposes the algorithm for contents coordinating and synchronizing of rising, moving and transformation of the main information streams in the structure of the model of regional industrial development from the stage of interests elaborating by the subjects of development to the stage of realization of the strategies

Текст научной работы на тему «Механизм формирования стратегии регионального промышленного развития»

-►

Региональная и отраслевая экономика

УДК 338.45:332.122

Быдтаева Э.Е.

Механизм формирования стратегии регионального промышленного развития

В последние годы в РФ накапливается новый опыт управления региональным экономическим развитием на основе стратегий в условиях активной трансформации государственного устройства, идеологии и практики регулирования социально-экономическим развития: "правового выравнивания" субъектов РФ, изменения схемы разграничения предметов ведения и полномочий федерального центра и регионов и т.п., корректирующих саму логику регулирования регионального развития. Созидательные процессы по активизации экономического и, в частности, промышленного развития, выстраиваемые в канве стратегических взглядов на будущее регионов требуют учета усложнения механизма формирования стратегии развития.

Понятие механизма формирования стратегии не имеет четкой трактовки, хотя довольно часто применятся для характеристики (обычно образной) процесса разработки стратегии. По мнению автора, суть формирования стратегии отражает единый процесс последовательного инициированного возникновения, движения и взаимодействия информационных потоков в структуре целостной информационной модели. Описание механизма формирования стратегии заключается в выделении структурных составляющих этого процесса и последовательном отслеживании характера преобразований информационных потоков с момента их возникновения в рамках отдельных структурных составляющих в их единстве и взаимосвязи.

Эффективность механизма формирования стратегии развития региональной промышленной системы детерминирована согласованием содержания и синхронизацией возникновения, движения и преобразования основных информационных потоков в структуре целостной информационной модели промышленного развития региона с этапа формирования интересов субъектов развития до реализации системы стратегических целей, воплощения стратегий. Конкретизируем авторский подход к обеспечению указанных требований.

Начальным этапом этого процесса является диагностика индустриальной системы региона и оценка потенциала ее развития. В их содержании находит отражение обусловленность формирования региональных промышленных хозяйств на многообразием лежащих в их основе интересов субъектов регионального промышленного развития, которые меняются во времени. В числе приоритетных интересов регионального промышленного развития могут выступать: самодостаточное развитие [6]; устойчивое развитие [1]; повышение конкурентоспособности промышленных предприятий региона [4] и др.

Вместе с тем в основе управления региональным промышленным развитием нами прослеживается единая логика, придающая этому процессу общие черты.

Управление развитием промышленности регионов осуществляется региональными органами власти, исходя из рассмотрения таковой в качестве относительно самостоятельно функционирующей системы. Обеспечение развития подразумевает в числе прочего максимальную самостоятельность региональной индустрии и территориально локализованную диверсификацию ее промышленных производств, обеспечивающую устойчивость развития промышленности региона при неблагоприятном изменении конъюнктуры. Выбор приоритетов развития осуществляется в каждом конкретном регионе с учетом того, в какой мере реализация таковых способна решать задачи устойчивой долгосрочной динамики промышленности данного региона и ее территориальных структурных составляющих.

Вместе с тем нельзя говорить о том, что региональный интерес замыкается на усилении свойств промышленности региона как самостоятельно функционирующей системы и не заключается в поддержании ее свойств в качестве подсистемы - подсистемных свойств. Экономическому обоснованию этого утверждения посвящено множество научных трудов, исследовавших выгоды

разделения труда и специализации в масштабах национального хозяйства в рамках основных подходов к эффективной организации региональной экономики. Региональный интерес включает поддержание и усиление подсистемных свойств промышленности в силу обеспечиваемого ими экономического эффекта.

Соответственно, по мнению автора, объективно необходимо сведение сути диагностики индустриальной системы региона к выявлению того, какие из ее свойств менее развиты. Результаты такой диагностики определят сферу основных интересов промышленного развития региона. Сбор и анализ соответствующей информации, а также формирование аналитического отчета по результатам анализа - прерогатива региональных органов власти, имеющих для этого соответствующие возможности.

Важность доведения содержания аналитического отчета до сведения общественности трудно переоценить. Он обеспечит хозяйствующие субъекты региона единой информационной базой о состоянии внешней среды, а также о сфере основных интересов промышленного развития региона, что позволит им скоординировать собственные интересы и стратегические цели со стратегическими ориентирами региональных органов власти на этапе их формирования. Работа по обеспечению качества и доступности прогнозно-аналитической базы по внешней по отношению к субъектам промышленного развития среде (создание таковой по внутренней среде хозяйствующих субъектов детерминировано факторами внутреннего порядка, которые могут быть сведены к уровню компетентности субъектов) и созданию условий для применения идентичных (непротиворечивых) подходов к оценке ее элементов должна рассматриваться государством в качестве важного направления повышения эффективности процесса формирования и реализации стратегии промышленного развития, а механизм такового - учитывать данную особенность.

Следующим этапом процесса должны стать обобщение и систематизация информации о состоянии промышленности в регионах и стратегических ориентирах ее развития на уровне федерального центра. Самостоятельным направлением работ должна стать диагностика национальной промышленности с целью выявления степени развития ее системных свойств. Она является основой для формирования национальных приоритетов промышленного развития, которые должны быть четко зафиксированы в соответствующем

аналитическом отчете. Ознакомление с таковыми субъектов развития на всех уровнях позволит им скорректировать собственные стратегические интересы и цели с общегосударственными.

Формирование стратегических приоритетов промышленного развития на уровне федерального центра создает базу для выработки региональными органами власти стратегических приоритетов промышленного развития региона - с учетом потенциала такового, оценка которого была проведена ранее. Эта информация в форме аналитического документа должна быть доведена до сведения общественности.

Приоритеты развития национальной ин -дустриальной системы находят выражение в формировании на уровне федерального центра портфеля объектов государственной поддержки. Остановимся подробнее на авторском видении механизма его формирования.

Как уже отмечалось, стратегические цели промышленного развития детерминированы системными интересами. Это означает, что элементы системы информационных потоков, формирующих модель будущего промышленного хозяйства, должны быть согласованы, взаимоувязаны в числе прочего в отраслевом и региональном разрезе.

При разработке отраслевых стратегий развития обоснование моделей размещения предприятий и отраслей опирается на ряд принципов, важнейшим из которых является принцип эффективности, направленный на минимизацию затрат, связанных с обеспечением функционирования предприятия (отрасли), при заданном результате. Государственные планы, направленные на сглаживание различий в уровнях экономического развития регионов страны, рассматривают размещение производительных сил страны, прежде всего, с позиции их влияния на экономический потенциал региона. В результате модели размещения отраслей и производств, созданные на основе разных подходов, могут не просто различаться, но контрастировать.

Стыкование параметров отраслевых и региональных моделей можно обеспечить на основе шкалы предпочтений - путем определения приоритетов развития. Однако этот способ не обеспечивает комплексного решения проблемы, не позволяет формировать и поддерживать оптимальные пропорции в развитии промышленности страны, важность обеспечения которых отмечают многие ученые. Территориальные пропорции в развитии народного хозяйства страны классифицируются по следующим группам [5]:

- межрегиональное распределение природного комплекса страны (оно включает оценку территории по экономическим районам и регионам с точки зрения распределения природных ресурсов);

- социально-экономические региональные пропорции (это распределение населения, миграции, обеспеченность трудовыми ресурсами, различия в инфраструктуре и т.п.);

- территориальные пропорции энергетического комплекса (обеспеченность регионов местными ресурсами и средствами доставки импортируемых энергоресурсов - топлива, электроэнергии и т.д.);

- территориальные пропорции промышленности (распределение предприятий по регионам);

- территориальные пропорции агропромышленного комплекса (распределение отраслей АПК по регионам, их специализация и уровень сельхозосвоения);

- территориальное распределение транспортного комплекса страны (степень обеспеченности регионов внутренними и внешними сетями железных дорог, автотрасс, авиатранспортом, мор-, речкоммуникациями, трубопроводным транспортом и т.п.).

Формирование отраслевых и региональных моделей должно осуществляться на основе взаимоувязки размещения всех отраслей промышленного хозяйства между собой для развития всех регионов России как единого целого. Основу такой взаимоувязки должен составлять комплексный критерий оценки конкретных элементов модели, агрегирующий критерии, наиболее значимые с позиций национальной, отраслевой и региональной промышленных систем.

Содержание и алгоритм предлагаемого автором подхода к обеспечению указанной взаимоувязки может выглядеть следующим образом:

1) на базе комплексного анализа системных свойств национальной промышленности проводится обоснование приоритетных направлений развития промышленности;

2) исследуется пространственная локализация благоприятных сочетаний ресурсного потенциала развития отраслей, рассматриваемых в числе приоритетных, по параметрам, оказывающим определяющее влияние на эффективность их функционирования в долгосрочной перспективе, в числе которых: доступность и цена базовых ресурсов (энергия, вода); условия обеспечения материальными ресурсами, близость к поставщикам (сырье, комплектующие изделия); условия обеспечения

рабочей силой (наличие, квалификация); близость к потребителям (географическая, условия перевозок, системы связи); производственные мощности (наличие, стоимость).

Такое исследование подразумевает проведение работ по пространственному отображению сведений о состоянии основных видов ресурсного обеспечения производства. Результатом такого исследования должно стать создание по каждой отрасли базы данных о возможностях ее пространственного размещения в разрезе регионов;

3) исследуется уровень развития приоритетных в масштабе страны отраслей в разрезе регионов. Такое исследование подразумевает проведение работ по промышленному картированию - пространственному отображению сведений о состоянии отраслевых систем промышленности, а также анализу полученной информации на предмет обеспечения равномерного пространственного размещения. Оценка возможностей снижения степени дифференциации единого экономического пространства может проводиться на базе предложенных А.Г. Гранбергом параметров экономического пространства: плотности; размещения (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности); связности (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, а также условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием коммуникационных сетей);

4) по каждой из рассматриваемых отраслей выявляются регионы с наиболее низким уровнем развития отрасли и отвечающие требованиям благоприятного сочетания ресурсного потенциала ее развития. Результатом такого исследования должно стать создание по каждой отрасли базы данных о целесообразной необходимости ее пространственного размещения в разрезе регионов;

5) по каждой позиции созданной базы данных проводится проверка наличия и оценка степени развития данной отрасли в соседних по отношению к исследуемым регионах. По результатам такой проверки и оценки база данных может быть скорректирована за счет исключения из нее части регионов.

Множественность позиций скорректированной подобным образом базы данных может потребовать ранжирования регионов по признаку наиболее благоприятного сочетания ресурсного потенциала развития отрасли в регионе, для чего необходима его комплексная оценка, с учетом

структурной разбалансированности промышленности региона.

Итогом оценки благоприятного сочетания ресурсного потенциала развития отрасли в регионе является построение ранжированного ряда регионов, в начале которого располагаются регионы, имеющие наиболее благоприятную структуру ресурсного обеспечения, в конце - регионы с наименее благоприятным сочетанием элементов ресурсного потенциала. При оценке регионов, имеющих одинаковые или близкие позиции по данному критерию, приоритет будет отдан региону с более высокой степенью структурной разбалансированности промышленности.

Следует отметить, что при таком подходе границы, определяющие уровень благоприятного сочетания ресурсного потенциала развития отрасли, могут быть заданы изначально по отдельной отрасли или группе отраслей - в форме строгой детерминанты или ранжированные по приоритетности. Элементы такого подхода к пространственному размещению отраслей промышленности можно встретить в программных документах последних пятилеток в СССР. Так, в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года" решение задачи развития нефтяной отрасли в регионах опирается на определение ряда приоритетности (в порядке убывания) регионов: с наибольшими запасами нефти и наиболее развитой промышленной и транспортной инфраструктурой; имеющих условия более полного извлечения нефти из недр; обеспечивающих снижение затрат на обслуживание скважины; требующих техническое перевооружение [2].

Предложенный автором подход к согласованию в отраслевом и региональном разрезе элементов системы информационных потоков, формирующих модель будущего национальной промышленности, опирается на учет существующих территориальных пропорций в развитии народного хозяйства страны (в качестве варианта - в классификации, рассмотренной выше) с целью их оптимизации, учитывая при этом интересы регионов. Его результатом является формирование совокупности отраслевых и региональных стратегических объектов федеральной поддержки промышленного развития, соответствующих критериям целостности, сбалансированности и эффективности национальной промышленной системы, а также эффективности региональной промышленной системы.

Государство может использовать дополнительные критерии поддержки регионов путем создания и содержания на их территории промышленных объектов и отраслей федерального значения при условии, что таковые не будут вступать в противоречие с вышеуказанными критериями, а дополнять их (например, в случае определения объектов господдержки по регионам, имеющим одинаковые или близкие позиции по данным критериям). В качестве дополнительных критериев могут выступать:

- создание условий для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных "точек роста" в промышленном развитии региона;

- особое экономическое и геополитическое значение региона;

- повышение экономической безопасности региона, в числе прочего предполагающей его относительную производственную самодостаточность; и др.

Включая в состав комплексного критерия оценки стратегических объектов федеральной поддержки критерий эффективности, особо подчеркнем его применение к совокупности объектов, соответствующих критериям сбалансированности и равномерности размещения. В отличие от существующих мнений по применению критерия эффективности в качестве основного (наряду с быстрой окупаемостью) [3] при выборе объектов господдержки, предлагаемый алгоритм применения указанных критериев переносит акцент значимости на критерии сбалансированности и равномерности размещения. Нам представляется очевидным, что рентабельные проекты могут быть привлекательны и для прочих инвесторов, поэтому они имеют перспективы быть реализованными. Государство же должно поддерживать те системно значимые проекты, неразвитость которых обусловлена именно их "неподъемностью" для прочих инвесторов.

Формирование национальной стратегии промышленного развития опирается на обоснование приоритетов развития промышленности и направлений господдержки отдельных субъектов развития на уровне федерального центра. Такое обоснование будет строиться на использовании комплексного критерия обеспечения системных свойств национальной промышленности, учитывающего, прежде всего, критерии сбалансированной структуры и равномерного распределения объектов промышленного хозяйства по территории страны (с учетом эффективности разме-

щения). Результатом такого обоснования станет формирование некоторой совокупности объектов стратегической господдержки:

- состав и структура которых сокращает степень разбалансированности национальной промышленной системы;

- характер распределения которых по территории страны повышает равномерность плотности сети действующих промышленных субъектов с учетом их отраслевой принадлежности;

- способ обоснования размещения которых органично встраивает их в среду развития, сеть действующих промышленных субъектов, повышает эффективность функционирования промышленности.

Дополнение совокупности объектов стратегической господдержки на каждом новом этапе стратегического цикла новыми объектами, усиливающими системные свойства промышленности, позволяет рассматривать таковые в качестве своеобразного каркаса стратегической системности.

Портфель объектов государственной поддержки, отражающий приоритеты развития национальной индустриальной системы в форме аналитического документа должен доводиться до сведения общества. Объекты каркаса стратегической системности, рассматриваемые в качестве новой структурной составляющей будущей модели промышленной системы региона, могут скорректировать оценку потенциала развития региональной промышленности, данную по результатам проведенного ранее анализа, как региональными властями, так и хозяйствующими субъектами.

Информация о приоритетах развития промышленности на уровне региона, а также скорректированная оценка потенциала развития региональной промышленности составят единую прогнозно-аналитическую базу для формирования проектов стратегий хозяйствующими субъектами.

Региональные органы власти получают возможность сформировать целостную модель развития промышленной системы региона, структурируя с учетом региональных приоритетов разрозненные информационные потоки, представленные портфелями объектов поддержки федеральным центром (каркасом стратегической системности), а также хозяйствующих субъектов региона (их состав может быть более или менее представительным).

Следующим этапом рассматриваемого процесса является согласование стратегических целей

развития национальной промышленности, в том числе отражаемых элементами каркаса стратегической системности, с целями региональных органов власти, отражаемыми соответственно объектами приоритетной поддержки государства на уровне регионов, и стратегическими целями хозяйствующих субъектов, и формирование стратегических портфелей развития промышленности регионов в масштабе федерации.

Проект (концепция) как стратегии развития национальной промышленности, так и стратегии развития промышленности регионов должны становиться предметом широкого общественного обсуждения. Обязательным условием таких обсуждений должно стать участие в них субъектов, стратегии развития которых включены в структуру региональной (федеральной) стратегии промышленного развития. Его выполнение позволит максимально эффективно организовать корректировку проекта (концепции) стратегии развития промышленности в случае необходимости таковой.

По результатам обсуждения обществом на основе согласования стратегий развития, представленных хозяйствующими субъектами и региональными органами власти (на уровне федерации - также федеральными органами власти), формируются стратегии развития региональной (национальной) промышленности, содержание которых также доводится до сведения широкой общественности.

Осуществление процесса возникновения, движения и преобразования основных информационных потоков в структуре целостной модели промышленного развития, рассматриваемого с позиций информационно-управляющих воздействий, в соответствии с предложенным алгоритмом создает условия для выполнения следующих важных требований:

- число информационных потоков сводится к минимуму за счет устранения параллельных и встречных потоков;

- распределение информации с учетом ее объема, степени детализации и структуры между уровнями иерархии процесса соответствует интересам субъектов соответствующих уровней;

- формирование и преобразование основных информационных потоков в структуре стратегии осуществляется субъектами, имеющими для этого соответствующие возможности;

- соблюдается строгая соподчиненность уровней иерархии процесса;

- субъекты процесса связаны прямыми и обратными информационными связями на всех этапах формирования и реализации стратегии.

Механизм формирования и реализации стратегии промышленного развития, выстроенный в соответствии с предложенным алгоритмом при выполнении указанных требований, обеспечивает:

- приоритет системных параметров в развитии промышленности;

- обоснованность каждого этапа формирования и реализации стратегии развития промышленности;

- информированность общества о каждом этапе формирования и реализации стратегии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабинцев А. Стратегия устойчивого развития региона и улучшение качества жизни населения // Стандарты и качество, 2003. № 2. С. 42-46.

2. Брагинский О.Б. Долгосрочное планирование отрасли промышленности / О.Б. Брагинский. М.: Наука, 1980. С. 56-58.

3. Кириченко В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики // Российский экономический журнал, 1999, № 8. С. 3-21.

4. Горисов С.П. Проблемы формирования устойчивости и конкурентоспособности региона: теория, методология и практика. Автореферат дис. ... д-ра экон. наук. М., 2006.

5. Попов Р.А. Региональный менеджмент. Краснодар, 2000. С. 139-140.

6. Чертов H.A. Стратегия самодостаточного развития агропромышленного региона. Автореферат дис. .д-ра экон. наук. М., 2003.

УДК 332.13

Дырдонова А.Н.

теоретические основы формирования кластерной модели развития экономики региона

Актуальность создания кластеров, обусловленная общими закономерностями развития экономики на современном этапе, заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. Кластер выступает как схема, согласно которой все производство продукции, начиная от ее разработки, первичного изготовления и заканчивая продажей, идет по единой цепи.

Начиная с 1990-х годов феномен кластеризации экономического пространства стал притягивать к себе внимание правительств, ученых и экспертов, превратившись в базовый элемент экономической политики многих государств. В короткие сроки кластеризация проявила себя как новый вектор развития мировой хозяйственной системы. С середины 90-х годов прошлого столетия исследования, посвященные анализу кластерной проблематики, стали широко обсуждаться мировым деловым и научным сообществами, в частности, в рамках Евросоюза, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации. К настоящему времени кластеризацией охвачено около 50 процентов экономик ведущих стран

мира. Мировой опыт развития кластеров свидетельствует о том что:

Во-первых, кластерная структуризация экономики оказывает существенное влияние на общую экономическую политику государства. Прежде всего, это связано с поддержкой науки, рискованных инноваций, экспортной деятельностью, созданием необходимой инфраструктуры и образованием;

Во-вторых, политика, опирающаяся на развитие кластеров, ведет к повышению конкурентоспособности государства. Наглядный тому пример - экономическая политика Финляндии, базирующаяся на кластеризации. В результате эта страна занимает ведущие места в мировых рейтингах текущей и перспективной конкурентоспособности.

В-третьих, создание кластеров обеспечивает новые возможности для бизнеса, приводит к повышению устойчивости развития малого предпринимательства, возрастанию экологической ответственности предприятий, расширению границ их инициативной природоохранной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.