Научная статья на тему 'Механизм формирования социальной ответственности студентов в условиях современного вуза'

Механизм формирования социальной ответственности студентов в условиях современного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
719
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / СУБЪЕКТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / УРОВНИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ДИФФУЗИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / НЕГАТИВНАЯ И ПОЗИТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / STUDENT COMMUNITY / SUBJECT OF RESPONSIBILITY / LEVELS OF RESPONSIBILITY / DIFFUSION OF RESPONSIBILITY / NEGATIVE AND POSITIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муругова Вера Владимировна, Шафигуллина Ю. В.

В статье дается подробная теоретическая интерпретация понятия «социологическая ответственность» и раскрывается механизм функционирования ответственности студентов в условиях современного вуза. Кратко обрисованы основные пути ее формирования у современных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of forming students' social responsibility in modern higher education

The article is devoted to a detailed theoretical interpretation of the term "social responsibility" and to the mechanism and methods of forming students' social responsibility in modern higher education.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования социальной ответственности студентов в условиях современного вуза»

УДК 316.7

В. В. Муругова Ю. В. Шафигуллина

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье дается подробная теоретическая интерпретация понятия «социологическая ответственность» и раскрывается механизм функционирования ответственности студентов в условиях современного вуза. Кратко обрисованы основные пути ее формирования у современных студентов.

The article is devoted to a detailed theoretical interpretation of the term "social responsibility" and to the mechanism and methods of forming students' social responsibility in modern higher education.

Ключевые слова: ответственность, студенчество, субъект ответственности, уровни ответственности, диффузия ответственности, негативная и позитивная ответственность.

Keywords: responsibility, student community, subject of responsibility, levels of responsibility, diffusion of responsibility, negative and positive responsibility.

Ha всех этапах развития общества были актуальными вопросы развития человека, его важнейших личностных качеств, ибо от этого зависело развитие самого общества, его стабильное устойчивое состояние.

В разное время от человека требовались разные качества, разные общества по-разному оценивали человека: от него требовалось то смирение и покорность, то активность и инициатива.

Наше время, время глубокой трансформации российского общества, настоятельно требует людей активных, умеющих добросовестно и квалифицированно работать.

Но при этом квалификация, профессионализм и знания должны сочетаться с таким важнейшим качеством человека, как ответственность за свое дело.

В процессе преподавания в высшей школе опытные и не очень опытные преподаватели сталкиваются с проблемой: довольно значительное число студентов, особенно «коммерсантов», не хотят учиться, они просто проводят время в ожидании диплома. При этом на их обучение потрачены немалые родительские деньги или деньги тех или иных предприятий. Эти студенты просто не могут заставить себя что-то учить, во что-то вникать или еще каким-либо образом добывать требуемые знания. Конечно, у данного явления есть оборотная

© Муругова В. В., Шафигуллина Ю. В., 2009

сторона медали. Нас, педагогов, часто обвиняют в том, что подобная ситуация складывается по нашей вине, так как мы не можем или не хотим прививать интерес к предмету, не применяем новые методики преподавания, мало опираемся на новые мультимедийные технологии.

Эти упреки можно принять. Но ведь на нерадивость студентов жалуются и талантливые педагоги, влюбленные в свой предмет, которым не откажешь в усердии и работоспособности

Бесспорно, модернизация высшего образования, применение новых педагогических технологий - это острая необходимость сегодняшнего дня. Но, гоняясь за новыми технологиями, мы забываем очень важный момент: учеба - это всегда труд, который включает в себя в том числе рутинные, утомительные моменты. В процессе учебы надо уметь преодолевать себя, делать выбор между стремлением к знанию и желанием предаться лени, легким развлечениям.

Пока сам студент не осознает необходимости упорно трудиться, ни один самый талантливый преподаватель не заставит его заниматься по-настоящему.

Конечно, строгость, ужесточение контроля в какой-то степени могут сыграть роль внешнего стимулятора, но если у студента отсутствует внутренний источник саморазвития, то все меры ужесточения помогут лишь ненадолго. Таким источником внутреннего саморазвития, на наш взгляд, является социальная ответственность. Наличие социальной ответственности - это неотъемлемое свойство саморазвивающейся личности.

Цели данной статьи заключаются в следующем: во-первых, дать теоретический анализ понятия «ответственность» и изложить свою позицию по данной проблеме; во-вторых, провести теоретико-практический анализ того, как понятие «ответственность» проявляется в поведении такой социально-демографической группы, как студенчество; в-третьих, кратко обрисовать возможные пути формирования ответственности студента в современном вузе. Итак, посмотрим, как трактуется данное понятие в словарях русского языка.

Ответственность - «необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках».

Ответственный - «имеющий высокоразвитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям», «существенно важный, серьезный» [1, с. 468].

Ответственный - «облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой-либо деятельности, в руководстве делами».

Ответственный человек - человек «с высокоразвитым сознанием собственного долга, проникнутый таким сознанием» [2, с. 447].

Корневым термином здесь является термин «ответ». Быть ответственным - значит иметь способность отвечать.

К. Муздыбаев понимает ответственность как «возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия» [3, с. 44-45].

Всякая ответственность представляет собой систему, состоящую из трех элементов: 1) субъекта, несущего ответственность; 2) объекта - того, за что он отвечает; 3) инстанции - лица или учреждения, перед которым субъект держит ответ.

Субъектом ответственности могут быть какие-либо люди или общественные организации.

Объектом ответственности являются их обязанности.

Инстанция представляет собой социальную или внутриличностную систему, по крайней мере, на один порядок более высокую, чем субъект ответственности. О внутриличностной ответственности мы говорим потому, что субъект может нести ответственность и перед самим собой, перед той частью своего Я, которая является интегральной.

Взаимоотношения между этими элементами проявляются в четырех основных формах:

1) субъект несет ответственность за что-либо, т. е. за что-то отвечает;

2) он принимает или берет на себя ответственность за что-либо;

3) субъект привлекается к ответственности;

4) субъект действует ответственно.

В первой форме инстанция возложила на субъект определенные обязанности, хотя, возможно, он и не взял их на себя, и не чувствует их груза.

Вторая форма предполагает, что субъект ощущает возложенную на него ответственность.

Третья форма представляет собой реальные или идеальные санкции, применяемые инстанцией по отношению к субъекту.

Четвертая характеризует отношение субъекта к своим обязанностям, его способность действовать со всей серьезностью. Нормальное функционирование морали требует согласованности этих форм. В реальности же они могут противоречить друг другу.

Первая роль в отношении ответственности принадлежит инстанции. Именно она устанавливает круг обязанностей субъекта и контролирует их исполнение. От правильного установления круга обязанностей существенно зависит нормальное функционирование системы в целом.

Важнейшим условием правильности обязывания выступает соответствие между обязанностями, с одной стороны, и физическими возможностями, а также правами субъекта - с другой.

Нельзя возложить на субъекта ответственность за то, что превышает его силы, и требовать от него действия на той территории, которая является для него запретной.

Бессмысленно обязывать совершать те действия, которые субъект совершил бы и без внешних ука-

заний, под давлением своих естественных влечений [4, с. 46-47].

Вместе с возложением ответственности человеку предоставляется свобода.

Ответственность не является для всех одинаковой, она представляет собой разные формы сознательного поведения.

У каждого человека существует определенный «набор» жизненных сфер и ситуаций, в которых он способен реализовать ответственное поведение. Среди жизненных ситуаций следует выделять такие, в которых ответственность необходима объективно и есть необходимые условия для реализации ответственного поведения, т. е. существуют релевантные содержанию ответственности ситуации, в которых ответственность может быть испытана.

Люди в значительной степени различаются по возможностям влияния на ход собственной жизни, овладевая многочисленными жизненными ситуациями. Человек, который способен организовать собственную жизнь, становится субъектом жизни.

Ответственность за отрицательные действия принято называть виной, за положительное - заслугой. С понятием ответственности человека связано понятие его вменяемости. Вменяемость - это способность субъекта нести ответственность за свои действия. Она определяется интеллектуальным и волевым критериями. Интеллектуальный критерий устанавливает способность давать отчет в своих действиях, понимать их объективное значение. Волевой критерий касается способности руководить своими действиями, держать их под контролем. Разница между этими двумя критериями обусловлена тем, что субъект может отчетливо понимать значение совершаемого действия, но по каким-либо психическим причинам (усталости, болезни и т. п.) утрачивать контроль над определенными его фазами.

Уровень ответственности субъекта зависит от степени его активности и самостоятельности. По этим критериям определяется различная степень вины и различные способы привлечения к ответственности. Наиболее отчетливыми являются следующие уровни, выделяемые в психологии:

1) ассоциативная ответственность - за действия, совершаемые не самим субъектом, а другими лицами, определенным образом связанными с ним (речь идет, как правило, о связях между начальником и подчиненными, родителями и детьми); особо заметную роль такая ответственность играет в иерархически жестко организованных обществах, например в Древнем Китае, где за определенные преступления казнили не только виновника, но и его ближайших родственников: отца и мать, жену, братьев, детей;

2) причинная ответственность - это ответственность за действия, которые субъект совершил сам,

но без осознания их последствий, например в состоянии сильнейшего аффекта или полного отсутствия информации; степень ответственности здесь существенно зависит от того, мог ли индивид в принципе предвидеть негативные последствия, или они объективно оказались непредсказуемыми (в первом случае уровень ответственности будет несколько выше);

3) предвидимая ответственность - за собственные действия, возможные последствия которых субъект осознавал, но не ставил своей прямой целью; к этому уровню, например в уголовном праве, относятся так называемые «преступления по неосторожности»: дорожно-транспортные аварии и т. п.;

4) намеренная ответственность - за действия, негативные последствия которых были прямой целью субъекта, совпадали с его намерением; к таковым принадлежит большинство преступлений и административных правонарушений.

Принятие ответственности, а вслед за ним и ответственное действие включает в себя проведение отчетливой границы между собственным участием в совершении действия и ролью внешних, объективных факторов.

В зависимости от того, какая тенденция преобладает в установлении названной границы, психология разделяет людей на два основных типа: лиц с экстернальным (внешним) и интернальным (внутренним) локусом контроля [2, с. 44-45].

Так называемые «экстерналы» имеют устойчивую, характерологическую склонность перекладывать негативную ответственность на внешние факторы: на других людей или на объективные обстоятельства. Собственные жизненные неудачи они объясняют кознями недругов и недоброжелателей, а в тех случаях, если совершенно нет «подходящей кандидатуры» на такое перекладывание ответственности, ссылаются на судьбу или случай, на «плохую погоду» и даже неблагоприятное расположение планет.

Лица с противоположным локусом контроля, условно называемые «интерналами», более склонны принимать вину на себя, подчас даже чужую. В жизни они больше полагаются на собственные силы и не испытывают потребности в могущественных покровителях, с одной стороны, и «козлах отпущения» - с другой. Правда, в крайних формах такой ориентации возникает феномен волюнтаризма. Главным пороком волюнтаризма является самонадеянность.

Сознание власти над внешними силами позволяло надеяться на благоприятный исход практически всех начинаний. Из такой надежды и рождалась типичная волюнтаристская установка: «Главное - ввязаться в бой, а потом разберемся». Весьма показательно, что волюнтаризм в отношении к позитивной ответственности легко уживается с фатализмом по отношению к ответственности нега-

тивной. Некоторые люди, будучи «интерналами» по отношению к заслугам, умудряются становиться «экстерналами» по отношению к вине. Здесь речь идет уже не о различии «локусов контроля», а об открытой безнравственности.

Своеобразная диалектика внешнего и внутреннего, определяющая степень принятия ответственности, в реальной жизни ведет к серьезным нравственным коллизиям. Одной из них является эффект диффузии ответственности. Суть его состоит в том, что степень принятия персональной ответственности за конкретное действие обратно пропорциональна числу лиц, участвующих в данной ситуации. Чем больше лиц участвует в каком-либо деле, тем слабее каждый из них чувствует собственную ответственность, и наоборот.

Ответственность за ситуацию как бы перераспределяется между всеми членами группы и уменьшается для каждого в отдельности. Поручение, данное сразу группе людей, без назначения персонально ответственного, скорее всего, будет провалено, особенно если оно обременительно. Диффузия ответственности способствует тому, что подростки, сбившиеся в «шайку», могут решиться на куда более дерзкие преступления, чем каждый из них решается в отдельности. Вина, перераспределенная на всех, меньше давит на каждого отдельно [5, с. 241-245].

Один из парадоксов ответственности состоит в том, что жесткий и детальный внешний контроль не повышает качества деятельности, а, наоборот, снижает его. Такой контроль вполне эффективен только там, где субъект в абсолютно неизменных условиях выполняет простейшие операции, не требующие от него выбора и инициативы.

Жесткий контроль может интенсифицировать ответственность, но за счет резкого сужения ее поля. Субъект отвечает только за то, что от него требуют, проявляя полное безразличие по отношению к деятельности в целом и ее конечному результату. Эту закономерность легко обнаружить по фактам, когда родители контролируют успеваемость детей по оценкам. Учеба тогда превращается не в обретение знаний, а в выбивание оценок из преподавателя любой ценой: обманом, слезными мольбами, измором и т. п.

Наиболее совершенной формой контроля выступает самоконтроль. Именно тогда зона ответственности становится максимальной. Уровень ответственности прямо пропорционален степени самостоятельности субъекта в выборе способов действия и его осуществлении.

Ответственное поведение сопровождается чувством ответственности, которое может выступать в позитивной и негативной формах. Позитивная форма переживания ответственности - чувство своей значимости, реального благотворного влияния на положение дел, ощущение определенной влас-

ти над происходящими событиями и соответствующего уважительного отношения людей. Негативная форма ответственности - это тревожность, неуверенность в себе, связанная с невозможностью гарантировать добрый исход событий.

Ответственному поведению противостоит безответственное - это поступки «на авось», действия, которые совершаются кое-как, без учета последствий для себя и для других. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием или с избыточной самоуверенностью, а часто - и с тем, и с другим. Когда человек безответственно совершает свободный выбор, он ставит себя и других в положение высокой степени неопределенности, ибо последствия необдуманного, случайного, слепого выбора оказываются непредсказуемы. Вероятно, они могут быть пагубны для всех, кто втянут в конкретную ситуацию.

Здесь можно говорить о той ответственности, которую «несут». Нести ответственность - значит принять на себя все последствия совершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них. В свою очередь, безответственность означает в этом контексте попытку свалить последствия своих деяний на других, заставить их расплачиваться за собственную трусость, неразумность или безудержное удальство.

Итак, уяснив для себя основные моменты, связанные с понятием «ответственность», перейдем к анализу того, как проявляется ответственность студента в условиях образовательного пространства современного вуза. Можно предположить, что ответственность студента должна возрастать от курса к курсу. Если студент I курса - это еще резвящийся бывший школьник, счастливый уже тем, что стал студентом, следовательно, шагнул во взрослую, более свободную жизнь, то пятикурсник - это уже взрослый человек, который получил определенную квалификацию, прошел производственную практику, осознал, что учеба в вузе - дело серьезное, а предстоящая работа будет еще серьезней. Но это лишь теоретическое предположение. На практике возникает много нюансов.

Студент - это не всегда вчерашний школьник. Часть студентов, не поступив в институт с первого или второго раза, приходят на студенческую скамью более осознанно и более высоко оценивают полученную возможность учиться. Кроме того, можно предположить, что студенты - выходцы из менее обеспеченных семей также могут быть озабочены материальным положением своей семьи, стремятся благополучно окончить институт, поэтому они более серьезно относятся к учебе, боясь потерять свое студенческое место.

Если рассматривать ответственность студента как определенную систему, то ее можно представить следующим образом:

1) студент выступает как субъект ответственного поведения;

2) учеба студента и все компоненты, связанные с ней, включая основы научной деятельности, общественную работу, совмещение учебы с заработком, проживание в общежитии, складывающиеся в процессе учебы и внеучебное время отношения студента со своими товарищами, преподавателями, куратором выступают объектом студенческой ответственности;

3) инстанциями студенческой ответственности можно считать как самого студента, так и их родителей, друзей по группе, преподавателей, декана и т. д. Можно предположить, что студенты, имеющие теплые, уважительные отношения с родителями, чувствуют перед ними большую ответственность, чем студенты, чьи отношения с родителями во многом утратили доверительный характер. Особенно это относится к иногородним студентам, которые почувствовали самостоятельность -для них духовная связь с родителями особенно важна.

Ответственность перед авторитетными преподавателями, деканами, другими руководителями вуза чрезвычайно важна. Но чувство ответственности следует отличать от чувства страха перед вышестоящими инстанциями.

Очень важным моментом является формирование у студента ответственности перед собой, именно этот вид ответственности заставляет человека работать по-настоящему добросовестно.

По-другому ответственность перед собой можно назвать самоуважением, в отличие от самолюбия.

Наблюдения также показывают, что в вопросах учебы и по некоторым другим параметрам более ответственно ведут себя девушки по сравнению с юношами, которым по природе свойственно идти на больший риск во всех сферах жизни, в том числе в учебе.

Взаимоотношения между всеми элементами ответственности проявляются в следующих формах:

Во-первых, студент объективно отвечает за свою учебу и адекватное поведение как в вузе, так и вне его стен.

Во-вторых, студент знает (это субъективный момент), что он несет ответственность за свое поведение - его знакомят с уставом вуза, с ним проводят профилактические беседы ответственные за его воспитание и безопасность лица - начиная от проректора по воспитательной работе, декана, куратора, заканчивая врачами, психологами, представителями правоохранительных органов, инженером по охране труда.

В-третьих, в случае невыполнения возложенных на студента обязанностей он привлекается к ответственности и наказывается - его могут лишить стипендии, могут выселить из общежития, отчислить из института.

В-четвертых, самой благоприятной ситуацией является положение, при котором студент осознанно принял на себя ответственность и «несет ее».

Уровни ответственности, выделяемые в психологии, очевидно, применимы в социологическом анализе личности. Итак, можно выделить следующие уровни ответственности студента:

A) Ассоциативная ответственность. Вуз - это система взаимосвязанных элементов. В вузе может наблюдаться низкая дисциплина студентов, низкие показатели в учебе. Ответственность за такое положение дел несет не только студент, но и руководство вуза, которое не сумело обеспечить оптимальное управление учебным и воспитательным процессом. В определенной степени, особенно на младших курсах, за легкомыслие студентов несут ответственность и его родители.

Б) Причинная ответственность. Если студент не информирован о негативных последствиях каких-либо действий, то, очевидно, их ответственность существенно снижается. В данном случае большую ответственность несет тот или иной работник вуза (например, инженер по охране труда), который не провел со студентами профилактической упреждающей беседы.

B) Предвидимая ответственность - это наиболее часто встречаемый вариант ответственности. Например, студент-двоечник прекрасно знает, что рискует не сдать сессию, но балансирует на грани риска, не в состоянии заставить себя заниматься, а может быть, рассчитывая при этом на усилия состоятельных родителей.

Г) Намеренная ответственность - это ответственность за действия, негативные или позитивные, последствия которых являются прямой целью студента и совпали с его намерением. Например, ориентация на серьезную учебу приводит к хорошим результатам.

При социологическом анализе ответственности студента вполне допустим учет такой психологической особенности личности, как принадлежность ее к интернальному или экстернальному типам. Не случайно преподаватели сталкиваются с ситуациями, когда вполне добросовестный студент не хочет брать на себя какое-либо дополнительное поручение (например, стать старостой), мотивируя это тем, что не справится с поставленной задачей (интернальный тип). В то же время довольно распространенным является такой тип студента, который с легкостью берется за многие дела - принять участие в олимпиаде, сделать доклад на конференции, однако на деле все их намерения выливаются в очень несерьезную форму (экстерналы). Обе крайности наносят ущерб обществу. Ведь наше рыночное общество - это общество риска, и сознательно отказываться от рискованных ситуаций означает обрекать дело на застой. В то же время

излишний авантюризм, без оглядки на последствия, может привести к катастрофе.

Вполне уместно применительно к студенческому коллективу говорить о таком явлении, как диффузия ответственности. Любой опытный руководитель вуза и любой опытный преподаватель знают, что в студенческой группе может сложиться ситуация, когда несколько нерадивых студентов отрицательно влияют на всю группу и даже в целом ответственные студенты резко снижают свои показатели. Но при этом ответственность за негативные результаты учебы как бы перераспределяются между всеми членами группы и уменьшаются для каждого студента в отдельности. Поэтому воспитательные беседы и «внушения» декана, проведенные с группой в целом, как правило, почти не меняют ситуации. Гораздо более эффективным здесь будет индивидуальный подход к каждому студенту и, если нужно, то и индивидуальная его «проработка».

Ответственное поведение сопровождается чувством ответственности, которое может выступать как в негативной, так и в позитивной формах. Когда студент ощущает свою значимость реального, благотворного влияния на положение дел, например в своей учебной деятельности, на ситуацию в группе или на факультете, то это и есть позитивная ответственность. Такой ответственностью часто отличаются председатели студенческих советов, студенческих профкомов, старосты групп.

Негативная форма ответственности студента -это чувство тревожности, неуверенности в себе. Чаще всего подобная негативная ответственность возникает у студентов-первокурсников, которые еще не адаптировались к новым условиям учебы в вузе. Негативная ответственность может проявляться в боязни плохо выступить на семинаре, не успеть написать в срок курсовую работу, не сделать контрольную работу и т. д. В этой негативной ответственности присутствует позитивный момент -именно первокурсники, как правило, редко опаздывают на занятия, не пропускают занятий без уважительных причин и т. д.

К числу важнейших условий, при которых нужно говорить об ответственности студента, относятся следующие:

Первое - свобода совершаемых действий. Можно предположить, что студент, выбравший тот или иной вуз по своему желанию и интересу, будет более ответственно относиться к учебе. Свободен лишь тот, кто занимается любимым делом, и хорошо, если это дело одновременно является обязанностью.

Второе - это преднамеренность поведения студента, т. е. он морально отвечает прежде всего за то, что хочет сделать, поэтому в любом случае его надо заинтересовать, например, в хорошей учебе, научной деятельности и т. д.

Третий момент, обусловливающий ответственность студента, - это его вменяемость, т. е. способность к волевым действиям.

В литературе имеются попытки подхода к выявлению типов ответственности студента. Например, Н. И. Рейнвальд, выделяя различные виды направленности личности студента, фактически дает нам ключ к определенной типологии ответственности [6, с. 28-29].

Во-первых, она указывает на такую группу студентов, для которых характерна общественно ценная созидательная направленность и высокий уровень развития основных свойств личности. Относящиеся к такому типу студенты способны в ситуации выбора предпочесть общие интересы, связанные с проблемами различных общностей - от академической группы, вуза до государства и даже человечества в целом.

Им присуще нравственное здоровье, значительная духовная энергия, стремление к постоянному духовному росту - интеллигентность. Очевидно, такие студенты обладают высоким уровнем развития подлинной ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, указываются студенты с преобладанием потребительской направленности личности. У части представителей этого типа потребительские идеалы определяют активную целеустремленную деятельность по их реализации. В данном случае налицо эгоистическая ответственность только за себя и свое благополучие. Но для многих студентов характерно стремление к облегченной, «веселой» студенческой жизни с минимумом напряжения и большим количеством сиюминутных удовольствий. Эта позиция охраняется всеми средствами от посягательств более сознательных товарищей. В данном случае речь идет о практическом отсутствии ответственности или крайне низком уровне ее развития.

В-третьих, можно указать на таких студентов, для которых характерно воинствующее потребительство, стремление решать свои проблемы за счет других - это ведет к появлению преступного типа личности. Студентам, которых можно отнести к этому типу, присуща разрушительная направленность личности - они утверждают себя за счет ущемления других людей. В данном случае речь идет об открытой безнравственности, возможно, об «отрицательной» ответственности за себя.

И. А. Промашкова в качестве главного критерия типологии ответственности студента берет его отношение к учебе.

Первый тип ответственности - подлинная ответственность, это творческая работа с полным напряжением сил (задания выполняются в срок, используется большой объем материала).

Второй тип ответственности - это исполнительность (работа «от сих до сих») с двумя подуров-

нями: а) четкое выполнение всех требований, соблюдение сроков, но при этом отсутствует желание продолжать работу, творчески ее развивать; б) формальная отписка, задание сдается в последний момент.

Третий тип - безответственность - работа не сделана вообще или выполняется кое-как [4, с. 46-47].

На наш взгляд, подлинная ответственность студента как его системное, интегральное качество, включает в себя следующие элементы: а) глубокие знания, соответствующие курсу обучения; б) хорошую гуманитарную подготовку, эрудицию; в) компетентность, т. е. наличие определенных навыков исследовательской и практической деятельности в своей будущей профессии в зависимости от курса обучения; г) умение работать с людьми, находить общий язык с товарищами, способность к конструктивному диалогу и конструктивным компромиссам; д) доброжелательность, которая проявляется в поведении в форме оказания помощи людям; е) умение отстаивать свою позицию по защите не только собственных интересов, но прежде всего интересов дела.

Таким образом, подводя итоги сказанному, можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, формирование ответственности за получение глубоких знаний и практических навыков является важнейшей задачей современного вуза.

Во-вторых, главным видом деятельности студента в вузе является учебная и научно-исследовательская. В связи с этим большую роль в формировании ответственности студента играют преподаватели, которые своим профессионализмом и высокими моральными качествами должны подавать студентам пример.

В-третьих, важнейшими факторами формирования ответственности в современном вузе можно считать: глубокий интерес студента к изучаемым дисциплинам, его профессиональную ориентированность на работу по специальности, создание в вузе обстановки требовательности и в то же время относительной свободы для студента в организации его учебной деятельности. С этой целью необходимо шире внедрять практику индивидуальные графики, индивидуальные планы работы, составление учебного расписания с учетом мнения студентов и т. д.

В-четвертых, деканатам и проректорам по воспитательной работе необходима тесная связь с родителями студентов, по крайней мере, это актуально для студентов I и II курсов. Укрепляя связь с родителями, мы тем самым в определенной степени решаем вопрос о преемственности поколений, о сохранении тех подлинных ценностей, которые присущи российскому обществу.

Примечания

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. С. 944.

2. Лопатин В. Е., Лопатина П. Е. Русский толковый словарь. М., 2005. С. 447.

3. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 240.

4. Промашкова Н. А. Об ответственности как системном качестве личности студента // Студент на пороге XXI века: монография / отв. ред. Н. И. Рейн-вальд. М.: Изд-во УДН, 1990. С. 152 .

5. Скрипник А. П. Этика. М., 2004. С. 352.

6. Рейнвальд Н. И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста // Студент на пороге XXI века. М., 1990. С. 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.