Научная статья на тему 'Механизм формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания и факторы, влияющие на синдром'

Механизм формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания и факторы, влияющие на синдром Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1717
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ХАРАКТЕР ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Далакова Анна Сергеевна, Дубовый Леонид Михайлович

Статья посвящена изучению синдрома эмоционального выгорания. Представлены данные о механизме формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания. А также данные о влиянии различные факторов на синдром эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Далакова Анна Сергеевна, Дубовый Леонид Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания и факторы, влияющие на синдром»

УДК 316.6

А.С. Далакова, Л.М. Дубовый

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СИНДРОМ

Статья посвящена изучению синдрома эмоционального выгорания. Представлены данные о механизме формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания. А также данные о влиянии различные факторов на синдром эмоционального выгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания; характер детско-родительских отношений; факторы, влияющие на синдром эмоционального выгорания.

Многие авторы разных стран рассматривали проблему эмоционального . выгорания связанно с условиями жизнедеятельности человека: стресс-факторами, профессией и т.д. Однако, работ, посвящённых формированию предпосылок к образованию синдрома эмоционального выгорания практически нет. Тем не менее, теоретические исследования позволяют предположить, что синдром эмоционального выгорания зависит не столько от типа профессиональной деятельности, сколько от социально-психологических характеристик личности, которые формируются в процессе онтогенеза. Эти противоречия сформировали проблему нашего исследования, которая заключается в выяснении причин формирования синдрома эмоционального выгорания в процессе жизнедеятельности.

Основываясь на психодинамическом подходе к пониманию формирования личности (З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон,

М. Кляйн и др.), а также на деятельностном подходе к формированию личности А.Н. Леонтьева, мы выдвинули гипотезу о характере формирования личностных черт, приводящих к синдрому эмоционального выгорания. Мы предположили, что эмоциональное выгорание опосредовано характером детско-родительских отношений, а социальные условия, профессия не являются определяющими предпосылками возникновения синдрома эмоционального выгорания. Также мы исследовали характер влияния ряда факторов на эмоциональное выгорании в зависимости от характера детско-родительских отношений.

Для изучения данной проблемы мы провели исследование в несколько этапов:

1 этап: исследование социально-психологических характеристик личности, которые могут являться факторами, влияющими на эмоциональное выгорание. Традиционно выделяют две группы факторов, приводящих к эмоциональному выгоранию: индивидуальные и организационные.

Таблица1

Факторы, влияющие на синдром эмоционального выгорания

Индивидуальные факторы Организационные факторы

Социально-демографические характеристики Личностные особенности

Возраст Доминирование (АР) Уровень переживания ситуации на работе как психотравмирующей

Пол Эгоцентричность (ВС) профессия

Стаж работы Агрессивность ^Е)

Семейное положение Недоверчивость (FG)

Наличие детей Покорность (Н1)

Характеристики родительской семьи: - полная или неполная; - порядок рождения испытуемого; - наличие сиблингов, их пол и порядок рождения. Гиперконформность (Ж)

Г ипераффилиативность (ЬМ)

Г иперпротективность (N0)

Уровень влияния ^ ^

1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45 47 49 51 ^ 53 ^ ФакторЫ

Факторы, отсутствующие при формировании низкого уровня ЭВ

Рис. 1. Факторы, участвующие в формировании высокого уровня эмоционального выгорания

Уровень

влияния

14 16 18 20 22 24 26

28 30 32 34 36 38 40 42 44

67 69 71 73 75 77

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45 47 49 51

62 64 66 68 70 72 74 76

Факторы, отсутствующие при формировании высокого уровня ЭВ

Рис. 2. Факторы, участвующие в формировании низкого уровня эмоционального выгорания.

1) единственный ребёнок в родительской семье; 2) отсутствие сиблингов; 3) возраст от 17 до 25 лет; 4) возраст от 36 до 55 лет; 5) стаж работы до 7 лет; 6) первый ребёнок в родительской семье; 7) второй ребёнок в родительской семье; 8) наличие старшего брата; 9) наличие двоих детей; 10) влияние агрессивного отца (БЕ); 11) полная родительская семья; 12) неполная родительская семья; 13) влияние эгоцентрического отца (ВС); 14) влияние гиперпротективной матери (N0); 15) влияние покорной матери (Н1); 16) влияние покорного отца (Н1); 17) влияние недоверчивой матери (FG); 18) влияние гипреконформного отца (Ж); 19) влияние гипераффилиативного отца (ЬМ); 20) влияние недоверчивого отца (FG); 21) влияние доминирующей матери (АР); 22) влияние гиперпротективного отца (N0); 23) влияние эгоцентрической матери (ВС); 24) гиперконформность (Ж); 25) гипераффилиативность (ЬМ); 26) влияние агрессивной матери (БЕ); 27) влияние гиперконформной матери (Ж); 28) гиперпротективность (N0); 29) наличие одного ребёнка; 30) наличие младшего брата; 31) стаж работы от 8 до 20 лет; 32) юрист; 33) покорность (Н1); 34) влияние доминирующего отца (АР); 35) стаж работы больше 21 года; 36) высокий уровень психотравмирующих ситуаций на работе; 37) наличие младшей сестры; 38) бухгалтер; 39) средний уровень психотравмир. ситуаций; 40) доминантность (АР); 41) недоверчивость (FG); 42) отсутствие брачных отношений; 43) наличие одного брака; 44) холост; 45) женат; 46) эгоцентричность (ВС); 47) агрессивность (БЕ); 48) влияние гипераффилиативной матери (ЬМ); 49) отсутствие детей; 50) эколог; 51) дизайнер; 52) экономист; 53) врач; 54) учитель; 55) принадлежность к женскому полу; 56) принадлежность к мужскому полу; 57) наличие старшей сестры; 58) третий ребёнок в родительской семье; 59) низкий уровень психотравмир. ситуаций; 60) наличие двух браков; 61) наличие трёх браков; 62) развод; 63) вдовец; 64) возраст старше 55 лет; 65) возраст от 26 до 35 лет; 66) психолог; 67) инженер; 68) директор; 69) продавец-консультант; 70) менеджер; 71) строитель; 72) преподаватель ВУЗа; 73) косметолог; 74) кладовщик; 75) начальник отдела; 76) военный; 77) инспектор.

4 6 8 10

2

12

Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, не дали ответа на вопрос

о том, что же является главным в возникновении этого явления.

Мы исследовали 150 человек различных профессий в возрасте от 17 до 58 лет. Исследованные нами факторы отображены в таблице 1.

Также мы исследовали характер детско-родительских отношений для того, чтобы посмотреть, на сколько он может влиять на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Для изучения этих факторов нами были проведены следующие методики: авторская анкета, направленная на изучение социально-демографических и организационных факторов; опросник интерперсонального диагноза Т. Лири, Р.Л. Лафорже, РФ. Сучек для определения интерперсональных аспектов личности. Для изучения характера семейного воспитания мы использовали опросник интерперсонального диагноза Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек, где просили испытуемых дать оценку не только себе, по предложенным качествам, но и своим родителям. Для изучения уровня эмоционального выгорания, его симптомов и фаз была проведена методика В.В. Бойко. Из методики В.В. Бойко мы взяли значения по показателю «уровень переживания ситуации на работе как психотравмирующей». Посредством анкеты были исследованы следующие характеристики: пол, возраст, профессия, стаж работы, семейное положение, наличие детей, характеристики родительской семьи (полная или неполная семья, порядок рождения испытуемого в родительской семье, наличие или отсутствие сиблингов, их пол и порядок рождения).

2 этап: выделение факторов, участвующих в формировании высокого и низкого уровней эмоционального выгорания. Для этого мы из общей выборки выделили две: 1) лица с высоким уровнем эмоционального выгорания; 2) лица с низким уровнем эмоционального выгорания. В обеих выборках провели кластерный анализ факторов и сравнили полученные результаты в этих выборках между собой.

В результате мы получили факторы, которые участвуют в формировании как высокого уровня эмоционального выгорания, так и низкого. А также факторов, которые участвуют в формировании высокого уровня выгорания и не участвуют в формировании низкого, и, следовательно, являются провоцирующими синдром эмоци-

онального выгорания. И факторов, которые участвуют в формировании низкого уровня эмоционального выгорания и не участвуют при формировании высокого, а, следовательно, являются стабилизирующими эмоциональное выгорание.

Также, посредством дисперсионного анализа, мы определили степень влияния каждого фактора на синдром эмоционального выгорания в каждой из двух выборок. Полученные результаты изображены на рисунках 1 и 2.

Как видно из рисунков 1 и 2, такие факторы как: принадлежность к профессиям экономист, врач, учитель являются провоцирующими эмоциональное выгорание. А такие факторы как семейное положение (женат, разведён), принадлежность к профессии психолог и наличие гиперкон-формной матери оказывают существенное влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания. Остальные факторы влияют на возникновение эмоционального выгорания на уровне тенденций.

Такие факторы как: половая принадлежность, вдовство, наличие повторных браков, третий порядок рождения в родительской семье, наличие старшей сестры, низкий уровень переживания психотравмирующих обстоятельств на работе, возраст от 26 до 35 лет и старше 56 лет, принадлежность к профессиям: инженер, директор, продавец, менеджер, маляр, старший преподаватель, косметолог, кладовщик, начальник отдела, военный, инспектор, являются стабилизирующими в процессе формирования и развития эмоционального выгорания.

Как видно на рисунке 2, такие факторы как принадлежность к профессии психолог и семейное положение «в разводе» являются одновременно и стабилизирующими факторами и влияющими на возникновение эмоционального выгорания. Это можно объяснить тем фактом, что существуют разные типы личности, формируемые в процессе семейного воспитания, на одни из которых эти факторы будут оказывать стабилизирующее воздействие, а на другие - провоцирующее.

3 этап: определение типов детско-родительских отношений, формирующих лиц склонных и не склонных к возникновению синдрома эмоционального выгорания.

Чтобы определить такие типы, мы в обеих выборках (с низким и высоким уровнем эмоционального выгорания) провели корреляционный анализ между показателями по характеристикам

Таблица2

Типы детско-родительских отношений, формирующие личности, склонные к появлению синдрома эмоционального выгорания

Тип детско-родительских отношений

Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4

Факторы, способст- вующие ЭВ Уровень значи- мости Факторы, способст- вующие ЭВ Уровень значи- мости Факторы, способст- вующие ЭВ Уровень значи- мости Факторы, способст- вующие ЭВ Уровень значи- мости

нет братьев и сестёр 0,249 эгоцентричность (ВС) 0,150 первый ребёнок в семье 0,081 единственный ребёнок в семье 0,050*

стаж работы до 7 лет 0,249 наличие младшей сестры 0,150 наличие старшего брата 0,081 наличие двоих детей 0,050*

стаж работы от 8 до 20 лет 0, 249 гиперпро- тективность (N0) 0,411 агрессивный отец (ОЕ) 0,121 стаж работы более 21 года 0,050*

первый ребёнок в семье 0,418 высокий уровень психотравмирующих обстоятельств на работе 0,411 недоверчивость (FG) 0,229 недовер- чивость ^) 0,050*

возраст до 25 лет 0,916 стаж до 7 лет 0,442 наличие младшей сестры 0,229 второй ребёнок в семье 0,060

наличие одного ребёнка 0,916 стаж работы от 8 до 20 лет 0,442 юрист 0,260 возраст от 17 до 25 лет 0,060

возраст до 25 лет 0,486 стаж работы от 8 до 20 лет 0,320 высокий уровень психотравмирующих обстоятельств на работе 0,060

наличие одного ребёнка 0,486 стаж работы до 7 лет 0,340 стаж работы до 7 лет 0,109

холост 0,586 наличие двоих детей 0,404 холост 0,116

учитель 0,586 стаж работы более 21 года 0,407 отсутствие детей 0,116

единственный ребёнок в семье 0,664 недоверчивый отец ^) 0,680 доминирующий отец (АР) 0,321

женат 0,756 высокий уровень психотравмирующих обстоятельств на работе 0,730 доминантность (АР) 0,382

экономист 0,817 гипераф-филиатив-ный отец (ЬМ) 0,772

* - факторы, оказывающие существенное влияние на эмоциональное выгорание

Таблица3

Типы детско-родительских отношений, формирующие личности, не склонные к появлению синдрома эмоционального выгорания

Тип детско-родительских отношений

Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4 Тип 5

Факторы, способст- вующие ЭВ Уро- вень зна- чимо- сти Факто- ры, способ- ствую- щие ЭВ Уро- вень значи- мости Факто- ры, способ- ствую- щие ЭВ Уро- вень значи- мости Факторы, способст- вующие ЭВ Уро- вень значи- мости Факторы, способствующие ЭВ Уро- вень значи- мости

высокий уровень психотравмирующих обстоятельств на работе 0,073 единст- венный ребёнок 0,102 покор- ный отец (Н1) 0,008* инженер 0,003* второй ребёнок в семье 0,132

стаж более 21 года 0,232 наличие двоих детей 0,102 прода- вец 0,008* доминантность (АР) 0,050* покорный отец (Н1) 0,143

агрессивный отец (ОЕ) 0,350 пол (любой 0,102 средний уровень психо-травмирующих обстоятельств на работе 0,065 женат 0,086 наличие старшего брата 0,221

единственный ребёнок 0,435 низкий уровень психо- травми- рую- щих обстоятельств на работе 0,193 низкий уровень психо-травмирующих обстоятельств на работе 0,377 низкий уровень психо-травмирующих обстоятельств на работе 0,112 доминирующая мать (АР) 0,232

низкий уровень психо-травмирующих обстоятельств на работе 0,479 инспект ор 0,193 второй ребёнок в семье 0,506 эгоцен- тричность (ВС) 0,162 наличие одного брака 0, 249

менеджер 0,479 стаж работы более 21 года 0,242 наличие старшего брата 0,506 наличие младшего брата 0,176 юрист 0,304

второй ребёнок в семье 0,616 дирек- тор 0,242 страж работы до 21 года 0,575 высокий уровень психо-травмирующих обстоятельств на работе 0,203 первый ребёнок в семье 0,328

наличие старшей сестры 0,616 высо- кий уровень психо- травми- рую- щих обстоятельств на работе 0,347 мужской пол 0,575 недовер- чивость ^) 0,216 кладовщик 0,339

Продолжение таблицы 3

третий ребёнок в семье 0,697 наличие одного ребёнка 0,347 наличие двух браков 0,575 директор 0,227 агрессивный отец (ОЕ) 0,435

психолог 0,717 инже- нер 0,347 отсутствие браков 0,593 единст- венный ребёнок 0,259 наличие двух браков 0,464

мужской пол 0,721 эгоцен- трич- ность (ВС) 0,425 наличие одного ребёнка 0,606 нет братьев и сестёр 0,259 доманантность (АР) 0,498

стаж работы от 8 до 20 лет 0,769 стаж работы от 8 до 20 лет 0,493 холост 0,606 наличие одного ребёнка 0,268 возраст от 36 до 55 лет 0,511

средний уровень психо-травмирующих обстоятельств на работе 0,816 средний уровень психо- травми- рую- щих обстоятельств на работе 0,565 домини- рующая мать (АР) 0,659 пол (любой) 0,310 вдовец 0,511

наличие одного ребёнка 0,914 наличие млад- шего брата 0,594 отсутствие детей 0,659 развод 0,471 женат 0, 547

наличие млад- шей сестры 0,695 возраст от 17 до 35 лет 0,675 вдовец 0,516 эгоцентрический отец (ВС) 0,587

наличие второй сестры 0,695 высокий уровень психо-травмирующих обстоятельств на работе 0,706 начальник отдела 0,520 низкий уровень психотравмирующих обстоятельств на работе 0,592

развод 0,770 наличие младшего брата 0,927 наличие двоих детей 0,652 наличие младшей сестры 0,616

наличие одного или двух браков 0,959 наличие одного брака 0,935 возраст от 26 до 35 лет 0,689 доминирующий отец (АР) 0,625

женат 0,986 женщи- на 0,935 наличие младшей сестры 0,876 наличие двоих детей 0,735

юрист второй ребёнок 0,935 гипераф- филиатив- ность (ЬМ) 0,892 возраст старше 56 лет 0,735

наличие старшего брата 0,899 недоверчивый отец (FG) 0,777

наличие трёх браков 0,899 единственный ребёнок в семье 0,806

Окончание таблицы 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наличие одного брака 0,901 начальник отдела 0,806

покорность (Н1) 0,901 недоверчивость 0,837

агрессивная мать (БЕ) 0,908 средний уровень психотравмирующих обстоятельств на работе 0,842

0,959 высокий уровень психотравмирующих обстоятельств на работе 0,858

развод 0,916

наличие старшей сестры или младшего брата 0,932

бухгалтер 0,962

преподаватель ВУЗа 0,967

гиперконформ-ная мать (Ж) 0,990

* - факторы, оказывающие существенное влияние на эмоциональное выгорание.

личности испытуемых и их родителей (данные по методике Т. Лири).

В результате было получено 4 типа детско-родительских отношений, способствующих формированию личности, склонной к эмоциональному выгоранию:

1 тип: недоверчивый отец + эгоцентричная мать + недоверчивый ребёнок;

2 тип: недоверчивый отец + доминирующая мать + недоверчивый ребёнок;

3 тип: доминирующий отец + доминирующая мать + покорный ребёнок;

4 тип: гипераффилиативные родители (особенно мать, фигура отца при данном типе семьи не оказывает значимого значения) + агрессивный ребёнок.

А также 5 типов детско-родительских отношений, способствующих формированию личности, несклонной к эмоциональному выгоранию:

1 тип: гиперконформный отец + покорная мать + агрессивный ребёнок;

2 тип: гиперпротективный отец + покорная мать + гиперконформный ребёнок;

3 тип: гиперпротективный отец + гиперкон-формная мать + гиперконформный либо гипер-протективный ребёнок;

4 тип: гиперпротективный отец + гипераффи-лиативная мать + гипераффилиативный ребёнок;

5 тип: гиперпротективный отец + гиперпро-тективная мать + гипераффилиативный ребёнок.

Таким образом, нами было доказано опосредованное влияние характера детско-родительских отношений на синдром эмоционального выгорания. Для выявления степени влияния тех или иных факторов на эмоциональное выгорание у лиц, относящихся к выделенным типам, нами был проведён дисперсионный анализ. Для этого из общей выборки мы выделили лиц, относящихся к вышеуказанным типам детско-родительских отношений, исследовали их социально-психологические характеристики и выделили те, которые оказывают хоть какое-то влияние на эмоциональное выгорание и степень этого влияния. Полученные результаты представлены в таблицах 2 и 3.

Таким образом, наши предположения, что в процессе онтогенеза в зависимости от внешних условий, характера детско-родительских отношений образуются определённые личностные черты, которые под влиянием условий взрослого мира приводят к синдрому эмоционального выгорания, подтвердилось статистическими данными. Это расширяет научное познание в области определения формирования и динамики развития синдрома эмоционального выгорания. На основе этих результатов можно разработать программу профилактической работы синдрома эмоционального выгорания на ранних стадиях его формирования.

Библиографический список

1. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / Пер. А.Ф. Усков. - СПб.: Б. С. К., 1997. - 96 с.

2. ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

3. Минияров В.М. Педагогическая психология. Ч. 1. Психология воспитания: Учебно-методическое пособие. - Самара.: Изд-во СамГПУ, 2003. -169 с.

4. Орёл В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 1999. - С. 76-97.

5. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 1635 / Пер. ГВ. Барышниковой. - М.: Наука, 1999. -455 с.

6. Хьелл Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применения) / Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. С. Меленевская, Д. Викторова. -СПБ.: Питер Ком, 1999. - 608 с.

7. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. -СПБ.: Изд-во «Питер», 1999. - 656 с.

8. Pines A., Aronson E. Career burnout: cases and cures. - New York: Free press, 1988.

9. Professional burnout: recent development in theory and research. Ed. Shaufelly W., Maslach C., Marek T. - Washington: DC, 1993.

УДК 378.017.4

В.Г. Журова

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ГРАЖДАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В работе проведен терминологический анализ основных понятий, описывающих проблематику гражданской компетентности. Определены основные условия формирования гражданской компетентности студенческой молодежи в контексте современных социокультурных реалий развития российского общества.

Ключевые слова: компетентностный подход, гражданское образование, компетентность, компетенция, гражданская компетентность.

Последние десятилетия XX и начало XXI века для России - это время форми. рования гражданского общества и правового государства, смены образовательной парадигмы. Приоритеты, определенные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», указывают на необходимость усиления воспитательного потенциала образовательного процесса, роли гражданского образования, развития демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой нести гражданские обязанности, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны [2].

В соответствии с целями и задачами модернизации российского образования перед современной школой ставится задача формировать у обучающихся не просто знания, умения и навыки, а многофункциональные, надпредметные,

базовые компетенции. Поэтому основным результатом образования выступает компетентность.

Понятия «компетентность», «компетенция» в настоящее время используются достаточно широко и часто встречаются в работах педагогов, психологов, философов, политологов, социологов. В «Толковом словаре иноязычных слов» дается следующее определение этих понятий: «Компетентность - 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо»; «Компетенция (лат. сompetentia - принадлежность по праву) - 1) осведомленность в каком-нибудь круге вопросов, какой-нибудь области знания; 2) круг чьих-нибудь полномочий» [5, с. 342]. А.В. Хуторской под компетенцией понимает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность -владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.