7. Немерюк Е.Е. Миграция как вид социальной мобильности в современном российском обществе (теоретико-методологический аспект): авто-реф. дисс. ... канд. социол. наук. - Саратов, 2000. - С. 8.
8. Дэвис К., Мур У Некоторые принципы стратификации // Социальная стратификация. - M., 1992. - Вып. I.
9. Handbook of theory and research for the sociology of education // The forms of capital / Eds. P. Bourdieu, J. Richardson. - New York: Greenwood Press, 1986. - P. 241-258.
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНЫХ ПАНИК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И РОЛЬ СМИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
© Еникеева Е.Э.*
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
Статья посвящена моральным паникам в современном обществе - их формированию и развитию. Проблема моральных паник является актуальной по причине того, что в последнее время количество угроз безопасности возрастает - терроризм, пандемии (свиной грипп, птичий грипп), техногенные катастрофы, стихийные бедствия. Все это может вызвать в обществе панику разной степени интенсивности - от небольшого беспокойства до народных выступлений. Эго явление, плохо поддающееся контролю в расцвете своего развития. Но процесс создания морального беспокойства, перерастающего в панику, контролируем и часто происходит по определенной схеме [3].
Понимание того, что человек, группа, событие являются опасными для общества, не ново. Исторические примеры этого явления демонстрируют, как индивид или группа воспринимаются в качестве угрозы моральному образованию поз названием «цивилизованное общество». В начале 21 века СМИ все еще обращают внимание зрителей на потенциальных девиантов, людей, отклоняющихся от нормы. Они преподносятся как «маргиналы», стоящие на краю или даже выходящие за рамки «нормального» общества. Существует множество примеров возникновения моральных паник в человеческой истории. Один из наиболее ярких - так называемая «охота на ведьм». Преследование отдельных лиц или групп в средневековой Европе, обвинение их в колдовстве, инквизиторские пытки, казни, выпуск литературы о том, как «распознать ведьму» - все это сложилось в некий водоворот. В нем паника нагнеталась с противоположных сторон. Духовенство
* Аспирант кафедры Рекламы.
своей пропагандой заставляло простых людей бояться «ведьм», а сами обвиняемые впадали в панику из страха быть пойманными.
Классическим примером анализа феномена «моральной паники» считается исследование С. Коэна социальной реакции на новые для английского общества 60-х годов виды «молодежных культур». История моральных паник начинается с его исследований. Термин «моральные паники» ввел именно он. Исследование основывается на интеракционистском подходе и рассматривает моральную панику как способ социального конструирования молодежных субкультур. Коэн С. предположил, что, определяя какой-то элемент социального окружения (эпизод, индивида или группу индивидов) как опасность, угрозу социальным интересам и ценностям, общество (при помощи масс-медиа) способно создавать реакцию определенной силы на данный элемент. Он рассматривает механизм подобной реакции на примерах двух молодежных субкультур - «модов» и «рокеров», которые, по С. Коэну, вошли в историю английской культуры в качестве «народных бесов».
Описывается целая культура социального контроля, действующая во многом через масс-медиа. Социальный контроль - широкое понятие, включающее неформальные механизмы общественного мнения, с одной стороны, и широко формализованные институты государства (например, полицию, суд), с другой. Коэн описывал реакцию общества на проблему как переход от относительно неорганизованной и непосредственной реакции локальной коммьюнити, до включения в ответную реакцию (не без помощи СМИ) других индивидов и социальных групп. Подобная диффузия рождает общую систему убеждений - мифы, стигмы, стереотипы, новые методы контроля [1].
Существуют так называемые индикаторы - характеристики моральных паник:
- Враждебность - девианты встречаются активной враждебностью - преподносятся в качестве врагов основных ценностей для общества и сопровождаются стереотипами «вражеского» поведения;
- Непостоянство - внезапное появление и затихание беспокойства о какой-либо новой угрозе для общества со стороны определенной категории людей - моральных девиантов;
- Консенсус - существует консенсус между значительными сегментами населения о том, что угроза действительно реальна и серьезна;
- Диспропорциональность - беспокойство о количестве моральных девиантов и распространении вреда. Даже если измеримый вред велик, количество девиантов минимально или вообще стремится к нулю, и их вред ограничен или отсутствует;
- Измеримое беспокойство - беспокойство насчет угрозы измеримо по конкретным показателям [6].
Определенную роль в формировании и развитии паник в обществе играет культура социального контроля. Понимаемая Э. Лемертом как «... за
коны, процедуры, программы и организации, которые под именем коллективной помощи наказывают или каким-то другим способом манипулируют девиантами», культура социального контроля содержит не только официальные институты, но и типичные способы и модели понимания и объяснения социальной модели. Придание девиантам формы «народных бесов» необходимо, чтобы определить, какие социальные нормы отстаиваются обществом в этой борьбе. Основной способ объяснения большей части девиантных форм был выражен в терминах консенсуальной модели общества. Большинство людей разделяют общие ценности и порицают их нарушение. Во времена моральных паник общество более чувствительно к нарушениям границ этого консенсуса: «ни один приличный человек не может так поступить». Девиант при этом рассматривается как человек, перешедший некую важную смысловую границу, которая в другое время, скорее всего, не виделась бы общественностью так ясно и отчетливо [7].
Страх - это не спонтанная реакция публики на по-настоящему опасный мир. Распространившаяся по всему миру паника, касающаяся сибирской язвы, вспыхнула после нескольких смертей в США через некоторое время после событий 11 сентября. Паника не была вызвана подлинной смертельной опасностью, стоявшей перед населением Америки и Европы.
Моральная паника не может возникнуть без участия «культуры страха», в которой превалируют страх и беспокойство в общественных отношениях. Различные социологи определяют «культуру страха» по-разному, но пионерами в создании самого термина и его определения являлись лингвист Ноам Чомски, социолог Барри Гласснер, политик Тони Бенн [7].
Явление, имеющее довольно богатую историю, приобретает особую актуальность именно сейчас. Несмотря, на общие черты паник того времени и современных, создавать их в наше время проще по нескольким причинам:
1. Моральные паники в 21 веке - тема, неоднократно подвергавшаяся теоретическому исследованию различными учеными - то есть в целом известна схема действий;
2. Максимально развитая система массовой информации;
3. Сеть Интернет с ее блогами, чатами, социальными сетями - можно создать, «запустить» и усилить любой слух, любую информацию.
Именно по этим причинам количество паник в современном мире растет, и далеко не все они - отражение реальных опасностей. Развитие культуры страха и следующая за этим паника часто должны отвлечь внимание массовой аудитории от более важных и нелицеприятных событий и социальных проблем, таких как бедность, безработица преступность, нарушение прав человека. Можно утверждать, что существуют некие правила, следуя которым, можно довести рядовое событие до масштабов моральной паники или же, наоборот, уменьшить и скрыть важную проблему. Тщательно отбираются новости (замалчивание некоторых фактов и гиперболизация
других), искажаются статистические данные, единичные события трансформируются в социальные эпидемии. К тому же часто происходит дискредитация меньшинств, особенно если они ассоциируются с иммиграционной политикой или криминальными действиями. Упрощаются сложные и многогранные ситуации, события зачастую фабрикуются, а реакция на них преувеличивается [4].
Медиа могут выступать агентом морального возмущения, даже если они сами этого не осознают. Сам способ представления определенных фактов в масс-медиа может приводить к возникновению беспокойства и негодования. Когда подобные чувства накладываются на общественное ощущение того, что некоторые ценности нуждаются в защите, существуют реальные условия для создания новых социальных правил или переопределения социальной проблемы, а также основания для возникновения ответной реакции в виде «моральной паники».
Информация не получается адресатом из первых рук и имеет тенденцию быть обработанной таким образом, что проблемы воспринимаются крайне стереотипизированно. Люди реагируют на определенный эпизод (например, сексуальную девиацию, использование наркотиков или насилие) в терминах их информированности о данном феномене (насколько он типичен в их понимании), в зависимости от уровня толерантности для этого типа поведения и непосредственного нашего опыта [2].
Масс-медиа могут усилить и вообще сформулировать у толпы чувство ожидания (надежды, предвкушения) и обеспечивать содержание слухов. Ведь с развитием общества развиваются и технические способы передачи информации - следовательно, роль СМИ с каждым годом углубляется.
Но чаще всего медиа осознают роль, которую играют в появлении и развитии моральных паник. СМИ, например, могут нагнетать моральную панику по поводу вопросов, которые служат тому, чтобы узаконить увеличение карательных мер. Таким образом, они играют ключевую роль в развитии и утверждении давления со стороны закона и правоохранительных структур. СМИ получают информацию из первичных источников социальной реальности, занимающих влиятельные позиции. СМИ (вторичные источники) преувеличивают воспринимаемую угрозу существующему социальному порядку, а полиция и суды затем действуют с целью устранить эту угрозу. Доминирующие идеи или идеология постоянно репродуцируются на основе информации источников этой идеологии [5].
Еще одна особенность - сходство ме^ду развлекательными и новостными СМИ, от которых ожидают точного и объективного освещения реальности. Это сходство сбивает с толку учитывая огромное влияние новостей на формирование социальной реальности. Здесь показательным является влияние государства на повседневную жизнь посредством превращения моральной паники в движущий инструмент передачи доминирующей идеологии.
«Моральные баррикады» возводятся политиками, редакторами и другими людьми, которые обязаны в народном сознании «правильно думать» (то есть, представляют собой истину в последней инстанции в глазах получателей информации). Иногда объект паники - относительно новый, в другое время - нечто давно существующее и вдруг вышедшее на первый план. Иногда паники проходят и забываются, продолжая существовать в фольклоре и коллективном сознании (памяти); иногда они оставляют более долгое эхо, отзвук и могут производить более серьезные изменения в легальной социальной политике и даже в способе понимания обществом самого себя.
Список литературы:
1. Cohen S. Folk Devils and Moral Panics. The Creation of Mods and Rockers. - Oxford: Basil Blackwell, 1972. - Ch. 1.
2. Goode E., Ben-Yehuda N. Moral panics: The Social Construction of Deviance. - Oxford: Blackwell, 1999.
3. Griffiths R. Deviance in the media: The Presentation of folk devils, Moral and Synthetic Panics. Quotations from lecture.
4. Hall S., Critcher C., Jefferson T., Clark J., Roberts B. Policing the Crisis: Mugging, the State, and Law and Order. - London: Macmillan, 1978.
5. Killingbeck D. Eastern Michigan University Journal of Criminal Justice and Popular Culture. - 2001.
6. Victor J.S. State Univercity of New York. Moral panics and the social construction of deviant behavior.
7. Блюдина У Молодежные культуры, масс-медиа и феномен «моральных паник» // Другое поле. Социологические практики / Под ред. Е.Л. Омель-ченко, С.А. Перфильева. - Ульяновск: Издательство Государственного научного учреждения «Средневолжский научный центр», 2000. - 364 с.
8. Грушин Б. А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования / Б.А.Грушин. - М.: Политиздат, 1987. - 367 c.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
© Исмаили Али Гайыб оглу*
Бакинский государственный университет, Республика Азербайджан, г. Баку
Формирование социального капитала в организации связано прежде всего с созданием системы взаимного доверия и высокой внутриорга-
* Аспирант кафедры Социологии.