УДК 665.55.001
Профессор Ю.А. Саликов, доцент А.А. Зенин, соискатель А.С. Барзенкова
(Воронеж. гос. ун-т инж. технол.) кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики, тел. (473) 255-27-10
профессор A.M. Букреев
(Департамент экономического развития Воронежской области)
Механизм формирования и реализации кластерной политики промышленных предприятий и отраслей
В статье на основе анализа научных и практических предпосылок предложена концепция управленческого механизма формирования и реализации кластерной политики промышленного предприятия, а также рассмотрены условия реализации и функционирования данного механизма
In article on the basis of analysis of scientific and practical prerequisites proposed the concept of managerial mechanism of formation and implementation of cluster policy of industrial enterprises, and also reviewed the conditions for the realization and functioning of this mechanism
Ключевые слова: промышленный кластер, кластерные инициатива, кластерная политика, механизм формирования и реализации кластерной политики, двухуровневый интегратор формирования кластера
В настоящее время стремление к повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов посредством формирования и реализации соответствующих кластерных инициатив всё более отчётливо проявляется в законодательных актах и стратегических разработках. На федеральном и региональном уровнях созданы различные нормативные акты, изложены принципы и направления осуществления кластерной политики, во многом сформированы отраслевые направления масштабной кластеризации. Анализ сложившегося состояния данной сферы как в теоретическом, так и в практическом аспектах даёт основание сделать соответствующий вывод об активно формирующейся на территории РФ парадигмы кластерного управления.
Однако, несмотря на масштабность и интенсивность процесса региональной кластеризации в силу его новизны и сложности до настоящего времени ключевые направления, механизмы и инструменты управления кластерными образованиями не получили необходимого научного обоснования, что является существенной сдерживающей преградой на пути процесса масштабной кластеризации.
Как правило, инструментарий управления данным процессом реализуется в зависимости
© Саликов Ю.А., Зенин A.A., Барзенкова A.C., Букреев A.M., 2013
от видения руководства компаний и органов исполнительной власти в отсутствии аргументированных и объективных критериев без выстраивания системы взаимоотношений между объектов кластеризации, идентификации кластерных инициатив, использования необходимых экономических и административных методов воздействия. В связи с этим формирование стандартного (базового) механизма управления функционированием и развитием кластерных организаций, несомненно, вызывает большой интерес как с теоретической, так с практической точек зрения.
В понимании целого ряда отечественных и зарубежных авторов, эффективный механизм должен иметь чётко сформированные цели функционирования, детально идентифицированные объекты, подлежащие воздействию, инструменты воздействия, критерии эффективности работы, жёстко фиксированные входные элементы, процесс преобразования, выходные параметры (готовый продукт), обратную связь для обеспечения постоянной деятельности и, таким образом, основываться на системном подходе. При этом важно понимать целостную картину функционирования кластера на макро-, мезо- и микроуровне (уровнях надсистемы, системы и подсистемы).
Существенным аспектом формирования механизма является учёт мировой и отечественной практики реализации процессов становления и функционирования кластеров. В частности, несомненный интерес вызывает известная в литературе модель оценки и анализа эффективности кластерных инициатив, основанная на 4 компонентах: социальное, политическое и экономическое окружение, цели, особенности процесса создания и развития кластерной инициативы, эффективность инициативы. Кроме того, механизм реализации кластерной политики обязан учитывать динамику кластера по аналогии с жизненным циклом организации и ориентированную на стратегическое развитие. Особая роль в механизме должна отводиться контрактору кластерных отношений и поддержки государством субконтрактных отношений.
Формирование такого механизма должно осуществляться, на наш взгляд, с помощью следующих принципов:
- научной обоснованности (формирование механизма базируется на научно достоверных концепциях, теориях и подходах);
- системности (механизм представляет собой сложную систему взаимосвязанных структурных элементов);
- направленности на достижение целей (реализация механизма должна четко предполагать достижение поставленных целей);
- экономической целесообразности (важнейшим критерием работы механизма должен быть уровень рентабельности заинтересованных субъектов);
- инновационности (взаимодействие в рамках механизма должно стимулировать создание и распространение инноваций).
На основании выявленных тенденций, принципов и подходов нами методом агрегирования информации сформулирована базовая концепция управленческого механизма по формированию и реализации кластерной политики, суть которого представлена на рисунке 1.
Управленческий механизм процесса кла-стеризации должен включать совокупность целевых установок, которые достигаются посредством определённых действий и обусловливают стремление к заданному результату. Исходя из функциональной направленности процесса кластеризации, считаем обоснованным и рациональным выделение трех основных подсистем в
системе управленческого механизма: подсистему менеджмента формирования (проектирования) кластера; подсистему менеджмента функционирования кластера; подсистему контроллинга функционирования кластера.
Очевидно, что наиболее сложным и объёмным объектом является первая функциональная подсистема, связанная с формированием кластера. Как показывает практический опыт, в настоящее время реализация данного этапа осуществляется принципиально по двум направлениям. Первое заключается в рассмотрении кластера с позиций либеральной политики как рыночного организма, роль государства в деятельности которого минимальна, не предполагает прямого государственного вмешательства и сводится к устранению препятствий для его естественного развития. Второе направление формирования кластера заключается в активном создании на начальном этапе ядра кластера - градообразующего предприятия с высоким уровнем производственных и экономических показателей.
По нашему мнению, в современных условиях функционирования данные направления проектирования и внедрения процессов кластеризации в отрасли несколько ограничены и не вполне оправданы. Рыночный механизм формируется на основании конкуренции, захвата рыночной доли, наличии или обеспечении необходимыми ресурсами. Формирование же самого кластера предполагает привлечение малых и инновационно активных предприятий в целях получения синергетического эффекта от их взаимных действий. В создании кластера на основе ядра неэффективно с точки зрения самого градообразующего предприятия, так как его цели редко сопряжены с целями других участников-организаций. Как правило, ядро заинтересовано в собственном росте и развитии за счет кластера (а не кластера за счет своего потенциала и ресурсов).
В связи с вышеизложенным считаем целесообразным на первоначальном этапе реализации кластерной политики использовать двухуровневый интегратор формирования кластера. Первый уровень - это организация, функции которой должны заключаться в развитии кластерной политики, координации деятельности, отборе перспективных проектов, отборе и консолидации организаций в кластер, предоставлению преимуществ таким фирмам.
Управленческий механизм
Анализ потенциала к кластеризации направления
Цель
Действия
Г Результат V У
1 г
г > Оценка результата
1 г
Г Корректирующие воздействия
V У
№
ев
Я &
ев и
п н
о а о ев
Я §
а о ■& - Я
н ев
а
о
а
п Я —
п
и я и и о а Я
Я
я
я н
ев я
П и
о §
а Я п п
я и
о я
я и
я §
я -
я
^ и
н я и § п ев ев а
п и
и н
я и
и ев
Ч а
НИ
нч
1. Формирование структуры интегратора кластерной политики (региона, отрасли, направления деятельности)
2.Анализ сильных и слабых сторон организаций, проблем и ключевых решений, эффектов от кластеризации
3.Идентификация кластерных инициатив, их систематизация
4.Определение основных целей формирования кластера на основе сбалансированности интересов
5.Проектирование и организация базовой модели кластера (изменение модели)
Установление стратегических, текущих, оперативных целей для субъекта кластера
п ▼
-
и ч а ев —► государственная кластерная политика
а в § внутренняя кластерная политика
^ а
л н я о н и ев —► методы управления кластером
и § ^ а н и я № —► принципы управления кластером
Я Я —► стиль управления кластером
И тН —► организационная культура кластера
г
I I
I.
I 2 Система взаимодействий кластера по удо- ¡_ _ [ влетворению потребностей организаций I
ВХОД ..................................................... выход
г
I I
Результат взаимодействия
Контроллинг эффективности построение базовой модели кластера
Контроллинг эффективности применяемых инструментов управления кластером
Контроллинг эффективности функционирования структурных единиц кластера и кластера в целом
Рисунок 1 - Управленческий механизм формирования и реализации кластерной политики
Такая организация приоритетно должна быть государственной структурой, призванной гармонизировать политику правительства и региона, а также интересы стейкхолдеров, при этом приоритет должен быть отдан ди-рижистской политике. Примером или прообразом данной организации в Воронежской области является БУ ВО «Центр кластерного развития» (аналогичные центры образованы и в других регионах).
Второй уровень - это так называемые центры поддержки деятельности кластеров. К данным центрам относятся организации, которые смогут обеспечить единство среды кластера, условий функционирования, оперативного обмена ресурсами и информацией, а также единство предоставляемых льгот, процедур коммерциализации инновационных проектов.
На основании анализа опыта отечественной и зарубежной инноватики можно заключить, что наиболее распространёнными на сегодняшний день центрами поддержки являются бизнес-инкубаторы и технопарки. Бизнес-инкубаторы признаны в мире одним из наиболее результативных элементов поддержки предпринимательства. Они представляют собой специализированные институты рыночной инфраструктуры, созданные в целях поддержки малых предприятий путём обеспечения максимально благоприятных («тепличных») условий для их развития в течение определённого периода - «инкубирования». В мировой практике бизнес-инкубаторы показали себя как эффектное средство развития малых предприятий: они ускоряют развитие малых предприятий в 7-22 раза, снижая количество неудач в бизнесе до 20 % [2].
Первый уровень интегратора должен быть ориентирован на формирование и реализацию кластерной политики, второй - на обеспечение целей деятельности кластера как еди -ного механизма. По мнению авторов, вопрос о о том, что будет это одна организация, включающая в себя два уровня, или две, не является принципиальным. Главным критерием первоначальной эффективности менеджмент-проектирования кластера является наличие двух уровней и их тесная взаимосвязь и взаимодействие. В Воронежской области данные элементы функционируют независимо друг от друга, не имея общих целей и задач, при этом подчиняясь разным профильным департаментам правительства области.
Схематично двухуровневый интегратор кластерного проектирования представлен на
рисунке 2, где промышленные предприятия и другие бизнес-структуры выступают в качестве участников кластера (УК).
Рисунок 2 - Принципиальная схема функционирования двухуровневого интегратора
В свете рассматриваемой тематики одна из главных проблем промышленных отраслей заключается в актуальности её кластеризации, идентификации предприятий-участников кластера, организации взаимодействия с ними по вхождению в кластер и изменению принципов работы. Для реализации данной задачи считаем целесообразным выявить кластерные инициативы организаций, заинтересованных в совместной работе в рамках кластера. На основании приоритетных для данного кластера инициатив возможно определить «необходимых» потенциальных участников агломерации.
В литературе, как правило, под кластерной инициативой понимают совместный проект, портфель проектов или программу действий различных стейкхолдеров (физических лиц, инициативных групп и организаций) по созданию или развитию кластера, функционирующего в рамках отраслевой или межотраслевой цепочки ценностей. На основе идентификации кластерных инициатив формируется проект кластера, перечень его участников, проектируются и формируются организационные связи, осуществляется переход к установлению конкретных целевых ориентиров для каждого субъекта с учетом потенциального баланса интересов всех стейкхолдеров. При этом немаловажным, а по сути, стратегическим аспектом является формирование основных целей деятельности кластера.
Авторами проанализирован перечень встречающихся в научной литературе инициа-
тив, на основе которых были сформированы эффективные кластеры, а также сформирован стандартный перечень кластерных инициатив, позволяющих интегрировать потенциальных участников в кластер. Перечень инициатив и их содержание представлен в табл. 1.
Таблица 1 Перечень инициатив
На основании сформированных целей и инициатив можно определить потенциальный круг участников кластера и ориентированный на достижение определенного положительного баланс интересов, а также построить базовую модель, включающую совокупность участвующих в кластере организаций, их связи и взаимоотношения, структуру бизнес-процессов в рамках единого технологического цикла, и, как следствие, достижение определённых результа-тивных показателей. Считаем, что данная модель должна подлежать перманентной корректировке в зависимости от целевых ориентиров. При этом справедливым также является учет стадий жизненного цикла кластера при корректировке базовой модели как по участникам, так и по организационным связям.
В соответствии с известной концепцией О. Солвелла менеджерам при функционировании кластера необходимо учитывать следующие стадии его жизненного цикла:
1. Предпринимательская стадия или стадия зарождения. К основным характеристикам данной стадии, на наш взгляд, следует отнести активность интегратора кластера, проявление предпринимательских инициатив, наличие (формирование) инновационных проектов и
идей, меры государственной поддержки. Ключевой потребностью на данной стадии является, по нашему мнению, ресурсообеспечение.
2. Стадия роста и становления. На этой стадии главным приоритетом в деятельности кластера является формирование и эффективная реализация проектов и программ.
3. Этап развития кластера. На этой стадии кластер следует охарактеризовать как устойчивый эффективно работающий механизм по реализации отобранных проектов в соответствии с заданными критериями результативности. В данной фазе следует получить максимум эффективности от сформированных структур и работающих идей. При наличии проблемных зон требуется внести коррективы в базовую модель кластера с целью оптимизации. По мнению специалистов, на данном этапе необходимо уделить значительное время стандартизации деятельности, регламентации бизнес-процессов, унификации требований.
4. Стадия спада. На данной стадии кла-стер фактически исчерпывает свой потенциал сопряжения интересов для всех участников, что приводит к его распаду или реорганизации путем изменения кластерных инициатив, целевых установок и соответственно базовой модели.
Менеджмент функционирования кластера (как вторая подсистема предложенного механизма) представляет собой фактически оперативное управление деятельностью кластера. При этом должны эффективно и комплексно применяться инструменты менеджмента, а также осуществляться постоянный контроль системы организационных взаимодействий в кластере.
Подсистема контроллинга функционирования кластера являются фактически неотъемлемым атрибутом оперативного управления деятельностью кластера и, соответственно, обеспечения целей и задач кластерной политики с помощью необходимого управленческого инструментария. Инструменты менеджмента, таким образом, призваны способствовать более эффективному выполнению различных функций менеджмента, в том числе осуществлению постоянного контроля системы организационных взаимодействий в кластере.
Принимая во внимание результаты ранее выполненных научных изысканий [3], а также особенности процесса региональной кластеризации, выявленные в ходе мониторинга его научных предпосылок и практических тенденций, к основным инструментам управленческого воздействия на организационную систему кластера следует отнести:
№ Наименование кластерной инициативы
1 Повышение уровня специализации организации за счет более эффективного взаимодействия с макросредой
2 Укрупнение горизонтальных связей предприятия
3 Развитие инноваций и новых технологий, сокращение длительности инновационного цикла
4 Доступ к новым знаниям, проектам, к специализированной инфраструктуре
5 Снижение трансакционных издержек
6 Возможность получения льгот и преференций
7 Привлечение инвестиционного капитала
8 Повышение конкурентоспособности
9 Повышение кооперации и как следствие снижение производственных затрат
10 Повышения качества производимых товаров, изменение номенклатуры товаров по требования потребителей
- промышленную политику организаций и государственную политику по поддержки функционирования кластера;
- методы управления кластером, в том числе административные, экономические, социально-психологические;
- принципы управления кластером, ориентированные на достижение поставленных целей и задач;
- стиль управления, преимущественно ориентированный на развитие и активизацию горизонтальных связей кластерной системы;
- организационную культуру как совокупность и генерацию субкультур входящих в кластер организаций.
Данные инструменты, базируясь на принципах научной обоснованности и практической необходимости, должны использоваться в кластере в приоритетном порядке и подвер -гаться необходимым корректировкам, дополнениям или изменениям в зависимости от динамики требований внутренней и внешней среды.
Процессным механизмом функционирования кластера, по мнению авторов, является сопряжение интересов участников в ходе реализации взаимодействий (отношений). Эффективное преобразование входных данных (потребностей организаций, проявляющихся в виде конкретных оформленных интересов) в выходные результаты (в общем виде их можно сформулировать как баланс интересов и уровень удовлетворения потребностей, проявляющихся в виде конкретных индикаторов) позволяет судить о целостности кластера, стадии его жизненного цикла, достижении совместных целей деятельности. Управление данным процессом является одним из значимых направлений кластер-менеджмента.
При этом кластер-менеджмент должен включать в себя целостную объективную систему контроллинга реализации кластер-процессов, основанную на конкретных количественных и качественных показателях. Необходимость комплексного анализа обусловлена применением оперативных корректирующих воздействий на проблемные зоны деятельности кластера, корректировки отклонения от целей и целевых индикаторов.
Подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить, что, предложенная концепция управленческого механизма формирования и реализации кластерной политики
промышленного предприятия носит базовый характер и представляет собой набор преимущественно стандартных составляющих процесса создания и функционирования кластерных образований. Правильно сформированный механизм управления кластерной политикой позволяет системно подойти к процедурам определения потребностей в кластеризации, проектирования элементов кластера и формирования его на основе паритета интересов и общих целевых установок, ориентированных на повышение конкурентоспособности и перспективное инновационное развитие промышленных предприятий, отраслей и регионов.
ЛИТЕРАТУРА
1 Афонина А.Г. Роль правительства в процессе кластеризации экономики [Текст] / А.Г. Афонина //Журнал «Перспективы науки». - 2011. - №1(16). - С. 104-107.
2 Саликов, Ю.А. Стратегические цели развития региональных бизнес-инкубаторов [Текст] / Ю.А. Саликов, А.С. Барзенкова, К.И. Фаустова // Материалы международной научно-практической конференции КГУ «Экономика и управление: прошлое, настоящее и приоритеты развития в будущем», Курск. -2012. - Вып. 3. - С. 246-251.
3 Саликов, Ю.А. Системно-функциональные факторы развития современного менеджмента и его инструментария / [Текст]: монография / Ю.А. Саликов. - Воронеж: Научная книга, 2008 - 324 с.
REFERENCES
1 Afonina, A.G. Role of government in the economy clustering [Text] / A.G. Afonina // Journal "Perspectives of science". - 2011. - № 1(16). -P. 104-107.
2 Salikov, Y.A. Strategic goals of regional business incubators [Text] / Y.A. Salikov, A.S. Barzenkova, K.I. Faustova // Materials of the international scientific-practical conference KSU "Economy and Management: Past, Present and development priorities in the future", Kursk. -2012. - № 3. - P. 246-251.
3 Salikov, Y.A. Systemic-functional factors in the development of modern management and its tools / [Text]: monograph / Y.A. Salikov. -Voronezh: Nauchnaya kniga, 2008. - 324 p.