Научная статья на тему 'Механизм формирования экономических основ социальной справедливости'

Механизм формирования экономических основ социальной справедливости Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ / SOCIAL JUSTICE / ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ / ECONOMICS OF SOCIAL JUSTICE / СПОСОБЫ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА / WAYS OF SOCIAL WEALTH REDISTRIBUTION / МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА / MECHANISMS FOR THE SOCIAL WEALTH REDISTRIBUTION / ФАЗЫ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА / THE PHASE OF SOCIAL WEALTH REDISTRIBUTION / ВОСПРОИЗВОДСТВО ОТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ / REPRODUCTION OF SOCIAL JUSTICE RELATIONS / ENSURING SOCIAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шарин Валерий Иванович

Автором рассмотрены подходы к формированию ресурсов на обеспечение социальной справедливости. Социальная справедливость в экономическом аспекте обеспечивается общественным богатством и его перераспределением как основным организационно-экономическим механизмом. Результаты перераспределения национального богатства составляют экономическую основу социальной политики. Первичное распределение общественного богатства происходит в рыночной экономике по факторам производства, что в социальном аспекте несправедливо и неминуемо ведет к разрушению общества. Поэтому власть реализует обязательное вторичное распределение (перераспределение) по социальным основаниям, в целях обеспечения стабильности и целостности общества. В статье автор анализирует далее способы перераспределения общественного богатства на обеспечение социальной справедливости: властный и общественный, а также механизмы перераспределения, состоящие из трех фаз: аккумулирование фондообразование распределение. Непрерывно возобновляясь, фазы обеспечивают в экономическом аспекте воспроизводство отношений социальной справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM FOR ECONOMIC BASES FORMATION OF SOCIAL JUSTICE

The author considers approaches to the formation of resources for ensuring social justice. Social justice in the economic aspect is ensured by social wealth and its redistribution as the main organizational and economic mechanism. The results of the national wealth redistribution constitute the economic basis of social policy. The primary distribution of social wealth occurs in the market economy in terms of production factors, which in the social aspect unfairly and inevitably leads to the destruction of society. Therefore, the government implements the mandatory secondary distribution (redistribution) on social grounds, in order to ensure the stability and integrity of society. In the article the author analyzes further ways of social wealth redistribution to ensure social justice: imperious and social, as well as redistribution mechanisms consisting of three phases: accumulation fund formation distribution. Continually renewing, the phases provide, in economic terms, the reproduction of social justice relations.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования экономических основ социальной справедливости»

redactor@ progress-human.com

Ссылка для цитирования этой статьи:

Шарин В.И. Механизм формирования экономических основ социальной справедливости // Human progress. - 2017. - Том 3, № 6 [Электронный ресурс] URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_6/Shareen.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

УДК 364.144

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Шарин Валерий Иванович

Доктор экономических наук, доцент профессор кафедры Экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Sharin@duma.midural.ru ул. 8-е Марта/Народной Воли, 62/45, ауд.455 г.Екатеринбург, РФ, 620144 +7 (343) 245-81-76

Аннотация. Автором рассмотрены подходы к формированию ресурсов на обеспечение социальной справедливости. Социальная справедливость в экономическом аспекте обеспечивается общественным богатством и его перераспределением как основным организационно-экономическим механизмом. Результаты перераспределения национального богатства составляют экономическую основу социальной политики. Первичное распределение общественного богатства происходит в рыночной экономике по факторам производства, что в социальном аспекте несправедливо и неминуемо ведет к разрушению общества. Поэтому власть реализует обязательное вторичное распределение (перераспределение) по социальным основаниям, в целях обеспечения стабильности и целостности общества. В статье автор анализирует далее способы перераспределения общественного богатства на обеспечение социальной справедливости: властный и общественный, а также механизмы перераспределения, состоящие из трех фаз: аккумулирование - фондообразование - распределение. Непрерывно возобновляясь, фазы обеспечивают в экономическом аспекте воспроизводство отношений социальной справедливости.

Ключевые слова: социальная справедливость; обеспечение социальной справедливости; экономика социальной справедливости; способы перераспределения общественного богатства; механизмы перераспределения общественного богатства; фазы

redactor@ progress-human.com

перераспределения общественного богатства; воспроизводство отношений социальной справедливости.

1ЕЬ коды: В8; В9.

Введение

Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. Принцип социальной справедливости, по мнению ученых, например, профессора Холостовой Е.И. является центральным в ряду принципов социальной политики. [1, С. 23] Именно поэтому так велик интерес ученых к данной проблеме, как в России [2; 3; 4], так и за рубежом [5; 6; 7; 8]

Понятие справедливости изначально отличалось различным пониманием, что позволило еще Аристотелю определить два варианта справедливости в социальном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых индивидам независимо от их индивидуальных и социальных различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд, за успех. Эти два варианта, содержащие неустранимые противоречия, стали называться уравнительным и распределительным типом справедливости.

Уравнительный тип справедливости предоставляет людям одинаковые возможности в ситуации социального старта, когда слабость одних индивидов, по сравнению с другими, является объективной. Однако, удовлетворяя основные потребности личностей на единообразном уровне, она снижает мотивацию к деятельности, обусловленную нуждой и неудовлетворенными потребностями, ослабляет побуждение к труду, творчеству, успеху.

Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности. Кроме того, наличие неблагополучных, социально ущербных индивидов и слоев, представляет для общества источник социальной напряженности, а также вызывает моральный дискомфорт у представителей благополучных страт.

Американский социолог Джон Ролз в своей работе «Теория справедливости» сформулировал два принципа, которые позволяют, по его мнению, примирить противоречия социальной справедливости: принцип свободы, согласно которому любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем свободам, и принцип различия, который допускает социально-экономическое неравенство, например, в богатстве и власти, если оно

redactor@ progress-human.com

приводит к компенсирующим преимуществам для менее преуспевающих членов общества. [9, С. 267]

Теоретические представления и социальная практика большинства стран демонстрируют попытки соединить в себе оба начала - как уравнительное, так и распределительное. Выбор преобладающего варианта социальной справедливости как основного принципа социальной политики зависит от социокультурного типа общества, традиций и обычаев страны, уровня социально-экономического и морально-психологического развития.

Актуальные вопросы теории и практики формирования обеспечивающих механизмов социальной справедливости

Для обеспечения социальной справедливости государством проводится социальная политика, главным механизмом формирования экономических основ которой является перераспределение общественного богатства.

Рассмотрим способы перераспределения. Социальная политика базируется на определенных экономических основах. Они формируются посредством перераспределения общественного продукта, доходов и богатства, что обеспечивает возможность реализации целей и задач социальной политики в практическом аспекте. Каждый институт-субъект социальной политики имеет свой, присущий только ему, способ перераспределения, обеспечивающий экономические основы генерируемых функций. Перераспределение реализуется властным и общественным способами. Государство, регионы и муниципальные образования воспроизводят властный способ перераспределения. Механизм перераспределения доходов, богатства, услуг реализуемый властью, состоит из трех фаз: аккумулирование - фондообразование - распределение. Непрерывно возобновляясь, фазы обеспечивают, в экономическом аспекте воспроизводство отношений социальной политики, социальной справедливости. Аккумулирование предполагает сбор финансовых средств. Властный способ перераспределения реализует его посредством формирования системы обязательных налогов и сборов, неналоговых поступлений (арендные платежи, пени и штрафы, доходы от приватизации имущества, социальные страховые взносы и т.п.). Фаза фондообразования реализуется посредством консолидации привлеченных средств в особые властные фонды - казну, бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, где средства становятся властными. Наконец, стадия распределения предполагает выделение средств из властных фондов на социальную политику. Власть не имеет собственных средств на социальные цели, поэтому она перераспределяет изъятые у общества средства.

redactor@ progress-human.com

Принудительный, обязательный способ формирования властных экономических основ социальной политики дает возможность рассматривать эти основы как устойчивые, стабильные. Субъект перераспределения - власть устанавливает и законодательно закрепляет правила и нормы перераспределения. Они должны быть общественно приемлемыми, отражать интересы и потребности общества, социокультурный уровень и традиции в конкретный исторический период. В основе властного способа перераспределения лежит государственная нормативно-правовая база. Организационно реализуют перераспределительные функции органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Негосударственные институты-субъекты социальной политики осуществляют общественный способ перераспределения, имеющий существенные особенности. Во-первых, это необязательный, добровольный, а в ряде случаев субъективный характер перераспределения. Во-вторых, перераспределение общественных институтов носит негосударственный характер: не имеет властной нормативно-правовой регламентации, не использует властную структуру и инфраструктуру, а формирует свою, общественную. В-третьих, в экономическом аспекте негосударственное перераспределение оперирует ресурсами частных лиц и общественных объединений, а не казенными (бюджетными) средствами. Механизм перераспределения богатства, доходов, нематериальных ресурсов, реализуемый негосударственными институтами-субъектами социальной политики также состоит из трех фаз: аккумулирование - фондирование - распределение. Непрерывно возобновляясь, фазы обеспечивают, в экономическом аспекте, воспроизводство отношений социальной защиты населения, обеспечивая тем самым социальную справедливость.

Аккумулирование ресурсов производится в соответствии со спецификой института -субъекта социальной защиты населения. Так, в основе аккумулирования ресурсов религиозных конфессий: пожертвования, доходы от хозяйственной деятельности, добровольческий труд. Профессионально-групповые объединения привлекают средства в виде членских и иных взносов. Благотворительность аккумулирует ресурсы путем сбора пожертвований, завещаний и даров, волонтерства (добровольчества). Семья формирует базу для перераспределения за счет экономических и нематериальных ресурсов членов семьи, социального положения самой семьи т.п.

Аккумулирование ресурсов носит добровольный характер, участие в нем ничем не обусловлено и является личным делом каждого. В социальном аспекте, это взаимопомощь, солидарность членов общества, отражающие индивидуальные или групповые представления о справедливости. Необязательный характер формирования экономических основ

redactor@ progress-human.com

негосударственных субъектов социальной политики, отсутствие установленных по закону устойчивых источников дает возможность оценить их экономические основы как нестабильные. Фондирование реализуется посредством консолидации аккумулированных ресурсов. Это могут быть бюджеты домохозяйств, фонды профессионально-групповых объединений или благотворительных организаций, церковная казна и т.п. [10, С. 281]

Ресурсы социальной политики это не только денежные средства, поэтому фондообразование может осуществляться за счет аккумулирования и неденежных, натуральных и нематериальных ресурсов: усилия, интеллект, репутация, инициатива, социальный капитал, доступ к власти и т.п. Стадия распределения предполагает выделение из сформированных фондов части (всех) ресурсов в соответствии с целями и задачами конкретного института-субъекта социальной политики. Негосударственное распределение отражает общественное представление о национальной солидарности, когда наиболее успешная часть общества добровольно оказывает помощь наименее успешной части, согражданам, нуждающимся в поддержке. В каждом конкретном случае субъект реализует собственные представления о справедливости. Организованные негосударственные субъекты обычно устанавливают собственные правила распределения. Так, институт профессионально-групповых объединений реализует распределение в соответствии с уставами организаций, локальными правовыми актами, корпоративными правилами и традициями. Церковь руководствуется религиозными догматами, регламентирующими отношения помощи. Организованная благотворительность также имеет собственные правила распределения, обусловленные волей лидеров, учредителей. Распределение в сельской общине, семье основано на обычаях и традициях, неписаных правилах. Частный благотворитель реализует распределение субъективно, по ситуации. В экономическом аспекте материальные основы зависят от развития общества в целом и от уровня экономического развития конкретного региона (территории), природно-климатических и других факторов, где формируются ресурсы властных и негосударственных институтов -субъектов социальной политики. Поэтому ресурсы социальной политики, как важнейшая основа ее деятельности, при справедливом перераспределении тем сильнее, чем эффективнее экономика.

Заключение

Таким образом, перераспределение реализуется властным и общественным способами. Главный субъект перераспределения - власть не имеет на социальные цели собственных ресурсов, поэтому она изымает их у общества посредством обязательных налоговых и

redactor@ progress-human.com

неналоговых сборов, консолидирует в особых властных фондах - бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов, казне, а затем распределяет в социальную сферу. В основе социальной политики в экономическом аспекте лежат результаты властного перераспределения. Бюджетные средства - главная ресурсная база. Однако и негосударственные ресурсы важны при формировании ее экономических основ.

Негосударственные институты-субъекты социальной политики населения реализуют общественное перераспределение национального богатства на основе солидарности, доброй воли, обычаев, традиций и по религиозным мотивам. В экономической основе - частные материальные и нематериальные ресурсы, средства общественных, в том числе религиозных организаций, профессиональных объединений, домохозяйств.

Совокупность властных и общественных способов и механизмов перераспределения общественного богатства образуют перераспределительную систему общества, особенную для каждого конкретно-исторического периода, характера господствующих производственных и общественных отношений. Эта система отвечает уровню его социально-экономического развития (нельзя распределить больше, чем произведено), господствующим в обществе социально-экономическим отношениям, представлениям о справедливости и национальной солидарности. Результаты деятельности перераспределительной системы формируют экономические основы социальной политики, обеспечивающей социальную справедливость.

Литература

1. Холостова, Е.И. Социальная политика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2001.

2. Биншток, Ф.И. и др. Проблемы социальной справедливости в зеркале современной экономической теории / Общ. ред. Д.Д. Москвина. - М.: Эдиториал УРСС, 2002.

3. Бобков В., Российская бедность: измерение и пути преодоления //Общество и экономика, - №3, - 2014г. - с.71-74.

4. Григорьева Н.С. Социальная справедливость: эволюция понятия и практики // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2008. - Вып. 6. - С. 112-122

5. Baker W., Faulkner R. R. Social Capital, Double Embeddedness, and Mechanisms of Stability and Change / American behavioral scientist, (Июль 2009), Т. - 52, Вып. - 11, С. - 1531-1555.

6. Belousov S.A., Pavlov A.Yu., Batova V.N. и др. Evolutionary-genetic regularities of origins of an economic and legal systems imbalance at a regional level / International journal of advanced and applied sciences, (Май 2016), Т. - 3, Вып. - 5, С. - 16-20.

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 6 (июнь 2017) redactor@ progress-human.com

7. Sardak, S.E. The life cycle of social and economic systems / Marketing and management of innovations. - 2016. - Вып. - 1, С. - 157-169.

8. Snieska V., Simkunaite I. Socio-Economic Impact of Infrastructure Investments / Inzinerine economika-engineering economics. - 2009. - Вып. - 3, С. - 16-25.

9. Дж. Ролз. Теория справедливости: Пер. с англ. / М.: Издательство ЛКИ, 2010.

10. Шарин, В.И. Основы социальной политики и социальной защиты: учеб. Пособие / В.И.Шарин. - М.: ИНФРА-М, 2016.

THE MECHANISM FOR ECONOMIC BASES FORMATION OF

SOCIAL JUSTICE

Valery Shareen Doctor of Economics, Professor in Ural State University of Economics

Yekaterinburg, Russia

Abstract. The author considers approaches to the formation of resources for ensuring social justice. Social justice in the economic aspect is ensured by social wealth and its redistribution as the main organizational and economic mechanism. The results of the national wealth redistribution constitute the economic basis of social policy. The primary distribution of social wealth occurs in the market economy in terms of production factors, which in the social aspect unfairly and inevitably leads to the destruction of society. Therefore, the government implements the mandatory secondary distribution (redistribution) on social grounds, in order to ensure the stability and integrity of society. In the article the author analyzes further ways of social wealth redistribution to ensure social justice: imperious and social, as well as redistribution mechanisms consisting of three phases: accumulation - fund formation - distribution. Continually renewing, the phases provide, in economic terms, the reproduction of social justice relations.

Key words: social justice; ensuring social justice; economics of social justice; ways of social wealth redistribution; mechanisms for the social wealth redistribution; the phase of social wealth redistribution; reproduction of social justice relations. JEL codes: I38; I39.

References

1. Holostova, E.I. Social policy: Textbook. - Moscow: INFRA, 2001. © B.H. mapHH 7

redactor@ progress-human.com

2. Binshtok, F.I. h gp. / Problems of social justice in the mirror of modern economic theory / Society. Ed. D.D. Moskvina. - Moscow: Editorial URSS, 2002.

3. Bobkov, V., Russian poverty: the dimension and ways of overcoming / / Society and the economy, - № 3, - 2014g. - p.71-74.

4. Grigorieva, N.S. Social justice: the evolution of concepts and practices / / Problem analysis and public-management design. - 2008. - Issue. 6. - P. 112-122

5. Baker, W., Faulkner, R. R. Social Capital, Double Embeddedness, and Mechanisms of Stability and Change / American behavioral scientist, (July 2009), T. - 52, Issue. - 11, S. - 1531-1555.

6. Belousov, S.A., Pavlov, A.Yu., Batova, V.N. et al., Evolutionary-genetic regularities of the origin of the economic and legal systems, imbalance at a regional level, International Journal of Advanced and Applied Sciences, (May 2016), T. - 3, Issue. - 5, C. - 16-20.

7. Sardak, S.E. The life cycle of social and economic systems / Marketing and management of innovations. - 2016. - Issue. - 1, S. - 157-169.

8. Snieska, V., Simkunaite, I. Socio-Economic Impact of Infrastructure Investments / Inzinerine economika-engineering economics. - 2009. - Issue. - 3, C. - 16-25.

9. Rawls, J. Theory of justice: Trans. with English. / M .: Publishing house LCI, 2010.

10. Sharin, V.I. Fundamentals of Social Policy and Social Protection: Textbook. Allowance / V.I. Sharin. - Moscow: INFRA-M, 2016.

Contact

Valery Shareen

Ural State University of Economics

62-455, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia

Sharin@duma.midural.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.