Научная статья на тему 'Механизм финансирования исследовательской экспедиции Ф. А. Щербины в Степном крае (конец XIX - начало XX В. )'

Механизм финансирования исследовательской экспедиции Ф. А. Щербины в Степном крае (конец XIX - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЕ ДЕЛО / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭКСПЕДИЦИЯ ЩЕРБИНЫ / СТЕПНОЙ КРАЙ / ТУРГАЙСКАЯ ОБЛАСТЬ / STATE / RESETTLEMENTS / FINANCIAL MECHANISM / SHCHERBINA EXPEDITION / STEPPE TERRITORY / TURGAY OBLAST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филимонов А.В.

Проводится анализ принципов организации, размеров и механизма финансирования экспедиции по исследованию областей Степного края. Рассматривается процесс обсуждения программы и оснований денежного обеспечения исследования. Показаны особенности распределения ассигнований, контроля расходов и составления смет в первые годы работы экспедиции. Прослеживается корректировка механизма после распространения сферы работ на Тургайскую область. Выявляются подробности финансирования последних лет работы экспедиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Филимонов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financing Mechanism of the Research Expedition of F. A. Shcherbina in the Steppe Territory (End of the 19th - Beginning of the 20th Century)

The article analyzes the principles of organization, size and mechanism of financing of the Shcherbina expedition. The process of discussing of the research program and the grounds for its money provision is being considered. The author shows features of allocation of funds, cost control and budgeting in the early years of the expedition. The adjustment of the mechanism after the extension of the scope of work to the Turgai Oblast is being traced. The details of financing of the last years of the expedition work are being revealed.

Текст научной работы на тему «Механизм финансирования исследовательской экспедиции Ф. А. Щербины в Степном крае (конец XIX - начало XX В. )»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). С. 58-67. УДК 94(47).083

DOI 10.25513/2312-1300.2019.3.58-67

А. В. Филимонов

МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Ф. А. ЩЕРБИНЫ В СТЕПНОМ КРАЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX в.)*

Проводится анализ принципов организации, размеров и механизма финансирования экспедиции по исследованию областей Степного края. Рассматривается процесс обсуждения программы и оснований денежного обеспечения исследования. Показаны особенности распределения ассигнований, контроля расходов и составления смет в первые годы работы экспедиции. Прослеживается корректировка механизма после распространения сферы работ на Тургайскую область. Выявляются подробности финансирования последних лет работы экспедиции.

Ключевые слова: государство; переселенческое дело; финансовый механизм; экспедиция Щербины; Степной край; Тургайская область.

A. V. Filimonov

FINANCING MECHANISM OF THE RESEARCH EXPEDITION OF F. A. SHCHERBINA IN THE STEPPE TERRITORY (END OF THE 19th - BEGINNING OF THE

20th CENTURY)

The article analyzes the principles of organization, size and mechanism of financing of the Shcherbina expedition. The process of discussing of the research program and the grounds for its money provision is being considered. The author shows features of allocation of funds, cost control and budgeting in the early years of the expedition. The adjustment of the mechanism after the extension of the scope of work to the Turgai Oblast is being traced. The details of financing of the last years of the expedition work are being revealed.

Keywords: state; resettlements; financial mechanism; Shcherbina expedition; Steppe Territory; Turgay Oblast.

Развитие переселенческого дела в конце XIX - начале XX в. шло бурными темпами. Ежегодно сотни тысяч крестьян ехали за Урал в надежде завести процветающее земледельческое хозяйство. При этом массовые переселения оказывали серьёзное влияние на экономику, культуру, инфраструктуру, местное население осваиваемой территории. В данных условиях государственные учреждения (Комитет Сибирской железной дороги (далее - КСЖД), Министерство земледелия и государственных имуществ (далее - МзиГИ),

Переселенческое управление) стремились поставить под контроль стихийные миграционные процессы, в том числе обратившись к научным экспертам (агрономам, статистикам, почвоведам и др.) для систематизированного сбора информации о заселяемых окраинах империи и создания теоретического фундамента колонизационно-переселенческой политики. С этой целью в 1890-1900-х гг. по инициативе или под контролем министерств и местной администрации работал ряд научных экспедиций. В их составе особо выделяется

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-49-550016 «Научные и образовательные проекты государства в контексте колонизации Азиатских окраин: омские площадки и эксперты первой трети XX в.».

© Филимонов А. В., 2019

экспедиция по исследованию степных областей, занимавшаяся изучением казахского землепользования, определением земельных норм кочевого и полукочевого хозяйства и выявлением «излишков» для переселенческого фонда.

С начала своей деятельности степная экспедиция неоднократно становилась объектом изучения исследователей. Основные принципы организации и хода работ были подробно рассмотрены в изданиях второй половины 1890-х - начала 1900-х гг. [1; 2; 3, с. 316-318]. Ряд новых методов был применён исследователями второй половины XX -начала XXI в. при изучении материалов 12-томного сборника трудов экспедиции. В частности, использовались квантитативные методы и диахронический анализ картографических материалов, проводился корреляционный анализ данных по уездам для выявления внутренних закономерностей развития казахских хозяйств [4].

Важная информация о внутреннем устройстве экспедиции, особенностях её функционирования содержится в личных материалах и историографических работах об участниках экспедиции. Предметом ряда исследований стала биография, научная и общественная деятельность заведующего экспедицией Ф. А. Щербины [5]. В последние десятилетия в Казахстане неоднократно издавались полные собрания и избранные труды А. Н. Букейханова [6]. Помимо этого исследовательский интерес привлекали подробности научной и публицистической деятельности Букейханова в Степном крае и Западной Сибири, а также его связи с демократической интеллигенцией конца XIX - начала XX в. [7]. Период действия экспедиции также был достаточно подробно освещён в воспоминаниях Л. К. Чермака [8].

В целом, несмотря на подробную проработку ряда сюжетов, деятельность экспедиции по исследованию степных областей нуждается в дальнейшем изучении. Анализ принципов организации, размеров и механизма финансирования экспедиции позволит лучше понять, насколько опыт проведения данной экспедиции мог быть полезен при подготовке Переселенческим управлением исследований за Уралом во второй половине 1900-х гг.

Переселенческое движение в начале 1890-х гг. переживало подъём в связи с аграрным кризисом 1891-1892 гг. Стремление правительства ограничить официальные переселения путём издания циркуляра 6 марта

1892 г. привело к существенному росту числа крестьян, самовольно отправлявшихся за Урал (по официальным данным, общий размер движения в 1892 и 1893 гг. составил около 84 и 61 тыс. человек соответственно) [9, с. 118]. В качестве основной причины приостановки выдачи разрешений на переселение указывался недостаток заготовленных земельных участков. В феврале 1893 г. перед третьим заседанием КСЖД был поднят вопрос об образовании межевых партий для отвода земель переселенцам. Вскоре после этого, 4 марта 1893 г. в составе комитета была образована Подготовительная комиссия для обсуждения всего комплекса переселенческих вопросов [10, с. 415]. Одним из первых её действий стало принятие 13 июня

1893 г. временных правил заготовки переселенческих участков, согласно которым деятельность землеотводных чинов распространялась на территорию Западной и Восточной Сибири, а также на уезды Акмолинской области. Последние, по словам председателя Подготовительной комиссии А. Н. Куломзи-на, представляли «переселенческое eldorado», привлекавшее крестьян с конца 1870-х гг. [10, с. 436, 568].

В связи с тем, что большей частью пригодных для земледелия территорий в Степном крае владело местное казахское население, в 1880-х - начале 1890-х гг. администрацией Степного края было предпринято несколько попыток определить «излишние» земли для передачи их под переселенческие нужды. В 1884 г. по инициативе генерал-губернатора Г. А. Колпаковского начала работу поземельная комиссия под председательством акмолинского губернатора М. А. Ливенцова. В 1887 г. особой комиссией было проведено обследование Семипалатинской области. В 1890 г. по распоряжению генерал-губернатора М. А. Таубе особый комитет занялся повторным исследованием Акмолинской области на основе методики Военно-топографического отдела [11, с. 51]. Исследования позволили выделить уезды, представлявшие наибольший интерес для

переселенческого дела, но расчёты носили поверхностный характер, не учитывали в достаточной степени специфику территории. По этой причине КСЖД принял решение организовать новое естественно-историческое и хозяйственно-статистическое исследование для определения размера колонизационного фонда в Степном крае. 18 и 28 марта 1895 г. в Петербурге под председательством директора Департамента государственных земельных имуществ МЗиГИ И. И. Тихеева и при участии специалистов по сельскому хозяйству и статистике состоялось совещание, на котором была составлена предварительная программа степной экспедиции [12, л. 2]. 13 мая 1895 г. было получено высочайшее соизволение на производство исследования местностей Степного генерал-губернаторства [12, л. 9].

Разработка системы мер помощи переселенцам, включавшей в себя выдачу ссуд, устройство путевых пунктов, поиск и подготовку земельных участков к заселению и ряд других элементов, требовала значительных денежных средств. В связи с этим одновременно с созданием КСЖД для финансирования колонизационно-переселенческих мероприятий был учреждён специальный фонд, размер которого изначально был определён в 14 млн руб. [13]. В первые годы работы Подготовительной комиссии началось формирование механизма распределения средств фонда. МВД и МЗиГИ ежегодно через местную администрацию получали от своих агентов сведения о необходимых кредитах и составляли на их основе сметные проекты, рассматривавшиеся затем Подготовительной комиссией. После утверждения сметы императором деньги переводились министерствам, которые распределяли их между местными чинами. К середине 1890-х гг. правительством был накоплен определённый опыт организации переселенческих мероприятий, однако подготовка долговременной научной экспедиции была для него новым делом. Проводившиеся ранее МВД и МЗиГИ колонизационно-переселенческие исследования не отличались подобными масштабами, проработкой, длительностью . В связи с отсутствием необходимого опыта обсуждение и дополнение программы исследования степных областей, а также вопросов его финансиро-

вания было решено поручить местному совещанию под председательством степного генерал-губернатора М. А. Таубе.

В записке, составленной в 1895 г. в администрации Степного края, предлагалось сосредоточить все дела (в том числе и финансовые) в канцелярии при генерал-губернаторе, не учреждая специальных должностей заведующего экспедицией и отдельными партиями [12, л. 12-13 об.]. В процессе обсуждения программы экспедиции в совещании при степном генерал-губернаторе 9 и 23 июня 1895 г. данная идея была отклонена, также было принято решение отказаться от подворной описи населения, что позволило сократить расходы на 230 тыс. руб. и уменьшить общую продолжительность исследования [2, с. 209]. На основании журнала совещания Подготовительная комиссия КСЖД изначально одобрила смету в 81 тыс. руб. в расчёте на 3 года, но после того как исследование Семиреченской области было отложено, итоговый размер ассигнований составил 29 тыс. руб. (по 17 и 12 тыс. руб. в 1896 и 1897 гг. соответственно), отпущенных в распоряжение экспедиции положением 15 марта 1896 г. [2, с. 209; 14, л. 7]. Финансовая поддержка степной экспедиции в первый год была сопоставима с затратами на прочие научные работы из фонда вспомогательных предприятий: так, на исследование Уссурийского края и Амурской области было выделено 10,9 тыс. руб., таёжных пространств в Томской и Иркутской губерниях - 13,6 тыс. руб. [15, с. 610, 616].

Финансовый механизм, сформировавшийся после начала работы степной экспедиции, включал в себя ряд обязательных инстанций. Осенью каждого года Ф. А. Щербина направлял в МЗиГИ записку о расходах и о текущем положении дел экспедиции [16, л. 7]. Далее документы передавались председателю Подготовительной комиссии и использовались при составлении сметы вспомогательных предприятий. После утверждения сметы средства на содержание экспедиции переводились из фонда вспомогательных предприятий КСЖД в распоряжение Департамента государственных земельных имуществ МЗиГИ, который направлял их в омскую казённую палату. Затем по предписанию палаты открывались кредиты в распо-

ряжение управления государственными имуществами Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей [17, л. 1]. Заведующий или его заместитель отправляли в данное учреждение требовательные ведомости и другие документы, касавшиеся выдачи жалования членам экспедиции за один или несколько месяцев, а также по операционным, канцелярским, типографическим и прочим хозяйственным расходам [17, л. 6, 10]. На основании полученных документов управление государственными имуществами просило казённую палату перевести соответствующий кредит в распоряжение руководства экспедиции на счета уездных казначейств [17, л. 14]. 30 апреля 1896 г. Департамент государственных земельных имуществ сообщил в управление государственными имуществами Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей о разрешении министра земледелия и государственных имуществ выдавать руководителю и его помощнику авансы на оплату работы личного состава и других расходов экспедиции по исследованию степных областей при условии, чтобы единовременно под отчётностью данных лиц состояло не более 4 тыс. руб. [17, л. 4].

Процесс распределения средств, сбора отчётности и составления сметных предположений должен был контролироваться заведующим экспедицией. Судя по сохранившимся в архивных фондах делопроизводственным документам и воспоминаниям участника экспедиции Л. К. Чермака, Ф. А. Щербина нередко выезжал в Воронеж, в связи с чем часть денег на оплату его работы переводилась в воронежское управление государственных имуществ [8, с. 76; 17, л. 5]. Из-за частого отсутствия заведующего экспедицией существенно возрастала роль его заместителя, на должность которого в 1896 г. был назначен В. А. Владимирский. На практике почти вся денежная отчётность велась именно через заместителя: он получал авансы от местного управления земледелия и государственных имуществ и через него же отчитывался о произведённых расходах [8, с. 77; 17, л. 12]. Отрицательные моменты подобного порядка проявились весной 1898 г.: в связи с увольнением Владимирского Щербина был вынужден срочно искать замену, предложив кандидатуры сначала Н. Ф. Дмитриева, за-

тем - А. Н. Букейханова2 [14, л. 107-107 об., 110]. Также в конце сентября 1898 г. руководитель экспедиции был вынужден сообщить в Департамент государственных земельных имуществ о задержке отчёта по смете 1897 г. и просил несмотря на это сохранить размер экспедиции и смету на 1899 г. в прежнем размере [14, л. 119].

Затраты на экспедиционные нужды не ограничивались средствами, ассигновавшимися напрямую из фонда вспомогательных предприятий КСЖД. Каждый год заведующий экспедицией направлял в канцелярию степного генерал-губернатора список лиц, занимавшихся полевыми работами, для выдачи им «открытых предписаний» и билетов для «взимания киргизских лошадей за установленные прогоны» и содействия местной администрации [18, л. 50]. Уездные учреждения должны были участвовать (в том числе финансово) в найме «пеших и конных рабочих», арендовать юрты и выполнять другие «законные требования» партий. Подобные требования могли создать дополнительные трудности: 31 августа 1896 г. акмолинский уездный начальник писал военному губернатору Акмолинской области о чрезмерных расходах, возникших в связи с «непрерывным проездом (в этом году) разных исследователей уезда» [19, л. 40].

Помимо своевременного распределения денежных средств большое значение имел контроль над их правильным использованием. Судя по отчётам об израсходовании авансовых ассигновок первого года, руководство экспедиции стремилось предоставить полную картину финансовой деятельности сотрудников [17, л. 15 об.-21, 31 об.-33 об.]. При возникновении сомнений в правильности подсчёта размера ассигнований и экспедиционной отчётности данные проверялись местной контрольной палатой [17, л.13]. Кроме того, было проведено несколько проверок общего состояния работ, включая финансовую сторону деятельности экспедиции. В ходе поездки по Сибири летом 1896 г. с текущим положением дел экспедиции ознакомились председатель Подготовительной комиссии А. Н. Куломзин и директор Департамента государственных земельных имуществ И. И. Тихеев [8, с. 63; 10, с. 649]. Вернувшись в Петербург, Куломзин написал

в своём отчёте Подготовительной комиссии о положительном опыте первого года работы экспедиции и о важности её дальнейших трудов для планомерного ведения колонизации в Степном крае. Подготовительная комиссия согласилась с выводами автора отчёта и отметила, что значительные издержки экспедиции должны были окупиться сбережениями при образовании переселенческих участков [2, с. 230]. Свидетельства Куломзи-на и Тихеева в пользу успешности результатов первого года исследования стали основанием для решения КСЖД об удвоении состава экспедиции на 1897 г. В соответствии со сметными предположениями в дополнение к остаткам прошлого года по смете вспомогательных предприятий было ассигновано 30 тыс. руб. [2, с. 214]. Большую часть данных средств планировалось употребить на исследование Акмолинского, Атбасарского, Павлодарского и Каркаралинского уездов. Не ограничившись свидетельствами А. Н. Ку-ломзина и И. И. Тихеева, МЗиГИ приняло решение отправить чиновника особых поручений М. А. Краевского для ревизии общего состояния дел и денежной отчётности экспедиции [8, с. 77]. По прибытию Краевский встретился с Л. К. Чермаком, который предложил посетить бюро экспедиции, познакомиться с персоналом и денежной отчётностью. Командированный чиновник убедился в правильности документов о полученных и израсходованных средствах: доклад об этом был впоследствии представлен министру внутренних дел В. К. Плеве [8, с. 77].

В ходе исследования казахских и переселенческих хозяйств в Акмолинской и Семипалатинской областях возник вопрос о распространении работ экспедиции на Тур-гайскую область. МЗиГИ располагало сведениями о значительном количестве пригодных для земледелия земель в северных уездах области, однако неудачный опыт образования переселенческих участков в 1893 г. показал необходимость проведения хозяйственного и естественно-исторического исследования территории [20, л. 1 об.-2]. В качестве предварительной меры летом 1896 г. Департамент государственных земельных иму-ществ командировал на место старшего производителя работ коллежского асессора А. А. Кауфмана для сбора сведений об осо-

бенностях землепользования и перспективах заселения области. На основании проведённого обследования чиновник пришёл к выводу о пригодности Кустанайского и Актюбин-ского уездов для колонизации, что убедило МЗиГИ в целесообразности более серьёзных расходов на исследование области [1, с. 179].

25 сентября 1897 г. Ф. А. Щербина писал в МЗиГИ о завершении работ в Атбасар-ском, Акмолинском и части Павлодарского уезда и о необходимости расширения состава экспедиции и увеличения ассигнований в связи с большой интенсивностью работ [14, л. 4 об.]. Приведённая далее смета на 1898 г. была рассчитана на 5 месяцев работы при формировании не менее 10 партий; общий расход определялся в 58,7 тыс. руб. [14, л. 4 об.]. Документ также позволяет определить примерное соотношение различных предметов ассигнований: расходы на личный состав должны были составить 46 080 руб. (78,6 %), операционные - 8 500 руб. (14,4 %), канцелярские - 4 120 руб. (7 %) [14, л. 66 об.]. В отношении экспедиционного плана на 1898 г. Щербиной было предложено два варианта: завершить исследование Акмолинской и Семипалатинской областей либо начать работы в северных уездах Тургайской области при приостановке исследования Семипалатинской области (при втором варианте необходимо было увеличить смету на 1,5-2 тыс. руб. для переброски партий) [14, л. 4 об.-5]. МЗиГИ сочло возможным реализовать обе идеи и внесло в смету 1898 г. сумму в 58,7 тыс. руб. на завершение работ в Степном крае и 16 560 руб. на исследование севера Тургайской области [2, с. 217]. Подготовительная комиссия указала, что в данном случае обработка и практическое применение материалов экспедиции могли замедлиться, и приняла решение разассигновать кредит на два года (по 42 940 руб. на 1898 и 1899 гг.) [2, с. 218; 14, л. 23]. Приоритет предполагалось отдать работам в Тургайской области. Таким образом, благодаря государственной поддержке к концу 1890-х гг. кредиты на содержание степной экспедиции существенно выросли и теперь уступали по размеру только гидротехническим исследованиям3 [21, с. 638].

С включением Тургайской области в сферу работ экспедиции механизм финан-

сирования претерпел определённые изменения. Утверждённые КСЖД ассигнования теперь пересылались Департаментом государственных земельных имуществ не только в омскую, но и в оренбургскую казённую палату [14, л. 24]. Затем кредиты открывались в распоряжение уфимско-оренбургского управления государственных имуществ или военного губернатора в Тургайской области, откуда переводились членам экспедиции по мере предоставления требовательных ведомостей [14, л. 104]. С 1898 г. тургайскому военному губернатору также высылался список лиц для выдачи билетов и предписаний о содействии местной администрации.

При расширении территории работ и увеличении сметы выявились определённые проблемы, связанные с распределением ассигнований. В конце апреля 1898 г. Ф. А. Щербина писал Департаменту государственных земельных имуществ о необходимости более быстрого перевода средств в Омск в связи с полным израсходованием имевшегося кредита. 1 мая 1898 г. заведующий экспедицией получил ответ о переводе 4 тыс. руб. тургайскому военному губернатору и 18,5 тыс. руб. управлению государственными имуществами Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей [14, л. 104]. Также Щербина просил И. И. Тихее-ва принять ряд мер для улучшения практической постановки исследования. В частности, предлагалось предоставить право получения денег и ведения финансовой отчётности одному из заведующих партиями, разрешить выдачу авансов до 5 тыс. руб. для работников в Семипалатинской области и до 3 тыс. руб. в Тургайской области, а также выдавать средства на содержание личного состава за май - август весной перед выездом на работы (либо увеличить размер авансов ещё на 2 и 3 тыс. руб. по Семипалатинской и Тургайской областям соответственно) [14, л. 118].

Летом 1899 г. состоялось совещание сотрудников экспедиции с участием командированного в степные области ревизора землеустройства Е. А. Смирнова. На основе проведённого обсуждения были выработаны подробные предположения о дальнейшем направлении работ экспедиции, программе сведений, сообщаемых экспедицией землеот-водным партиям, а также сделан расчёт не-

обходимых для завершения работ времени, сил и денежных средств [16, л. 52]. Данные предположения вошли в записку о расходах на исследование степных областей, поступившую в Подготовительную комиссию 31 октября 1899 г. Произведённый подсчёт расходов показал, что в 1896-1899 гг. на экспедицию было потрачено 144,8 тыс. руб., при этом признавалась достаточно высокая эффективность выполненных работ и их дешевизна в сравнении с отечественным земским и западноевропейским кадастром [16, л. 6161 об., 69 об.]. Практически все основные положения записки были приняты и 19 декабря 1899 г. КСЖД утвердил расходы экспедиции на 1900-1902 гг. в размере 77 380 руб. (откладывание исследования Петропавловского и Омского уездов вызвало сокращение сметы почти на 10 тыс. руб.) [16, л. 9292 об.]. В соответствии с прежним порядком, кредит на 1900 г. в размере 42 917 руб. должен был быть переведён МЗиГИ в распоряжение управления государственными имуществами степных областей и далее по месту назначения [16, л. 42]. При этом Департамент государственных земельных имуществ дал указание начальнику экспедиции использовать ассигнованные средства для исследования Семипалатинского уезда, сбора некоторых сведений в Тургайском и Иргизском уездах Тургайской области и завершения работ в Акмолинском уезде [16, л. 51]. В качестве приоритетных задач указывались скорейшая разработка собранных в прежние годы материалов исходя из практических задач образования переселенческих участков и подготовка к печати общих результатов исследования [16, л. 51].

По мере завершения полевых работ экспедиции в Степном крае и Тургайской области МЗиГИ постепенно сокращало соответствующие расходы. В 1903 г. размер ассигнований оставался на прежнем уровне (22 710 руб.), однако в начале 1904 г. встал вопрос об уменьшении финансирования процесса обработки и издания экспедиционных материалов [22, с. 606]. 5 января 1904 г. Департамент государственных земельных имуществ сообщил о прекращении выдачи денег на содержание членов экспедиции. Исключение предполагалось сделать для А. Н. Бу-кейханова и П. А. Васильева, которым по

особому распоряжению разрешалось продолжать работы «без точного обозначения срока» [23, л. 12]. В связи с этим местному управлению государственных имуществ переводились средства на два месяца до 1 марта 1904 г. В том же году МЗиГИ было возбуждено ходатайство о выделении определённой суммы из остатков кредитов фонда вспомогательных предприятий Департаменту государственных земельных имуществ для завершения обработки полученных экспедицией материалов [23, л. 12-12 об.]. Работу предполагалось продолжить в 1905 г.: осенью 1904 г. при обсуждении государственной росписи расходов на завершение экспедиционных трудов было решено выделить 21 тыс. руб. по смете МВД [24]. Ассигнование данных средств, в частности, позволило подготовить материалы по Усть-Каменогорскому уезду к изданию в составе IX тома «Материалов по киргизскому землепользованию...» (само исследование было проведено в 1900 г.) [25, с. I]. Тем не менее дальнейшая публикация затянулась: о незаконченности издания трудов экспедиции в ноябре 1907 г. писал заведующий переселенческим делом в Семиреченской области [26, с. 150]. Причина подобной ситуации заключалась в двойственном отношении МЗиГИ к собранным экспедицией сведениям: если данные, предназначенные для передачи землеот-водным отрядам, обрабатывались и издавались достаточно быстро, то публикация остальных материалов, представлявших в основном научную ценность, финансировалась министерством менее активно, а сами материалы после завершения работы экспедиции оказались под угрозой уничтожения.

28 августа 1903 г. Департамент государственных земельных имуществ сообщил, что в связи со скорым прекращением деятельности экспедиции управление земледелия и государственных имуществ в Омске должно было принять на хранение «все собранные и уже использованные Экспедицией материалы (всего около 100 пудов в 7 сундуках)» [23, л. 1]. Управление в своём ответе от 23 сентября 1903 г. просило ассигновать на следующий год сумму в 300 руб. с целью арендования дополнительного помещения для хранения многочисленных документов [23, л. 2]. Департамент, в свою очередь, рекомен-

довал напрямую войти с представлением в канцелярию министра земледелия и государственных имуществ для выделения необходимых ассигнований из фонда вспомогательных предприятий [23, л. 5 об.]. 15 ноября 1903 г. управление сообщило в канцелярию МЗиГИ, что арендовало отдельную квартиру за 20 руб. в месяц, но, в то же время, предлагало снять новое, более просторное помещение с платой в 2 400 руб. в год [23, л. 7-8, 9 об.]. Дополнительные расходы, по словам чиновников, были вызваны не только увеличением объёма хранившихся материалов, но и удорожанием стоимости квартир в Омске [23, л. 10]. В перспективе было предложено начать составление проекта и сметы собственного здания управления, для чего требовалось дополнительно перевести 300 руб. [23, л. 11-11 об.].

В течение 1904-1905 гг. управление земледелия и государственных имуществ в Омске продолжало обращаться в Департамент государственных земельных имуществ с просьбами об ассигновании средств на аренду помещения. В конце апреля 1905 г. в связи с закрытием КСЖД и фонда вспомогательных предприятий и общим сокращением переселенческих кредитов Департамент государственных земельных имуществ отказался перевести новые средства за хранение материалов экспедиции. Управлению земледелия и государственных имуществ в Омске было предложено оставить только документы, необходимые при образовании переселенческих участков, передав их заведующему Акмолинско-Семипалатинской временной партией. Остальные материалы подлежали «уничтожению или передаче в какое-либо учёное учреждение, которое пожелало бы принять их на хранение» (в качестве одного из вариантов рассматривался ЗападноСибирский отдел РГО) [23, л. 20]. Стремясь избавиться от «лишних» документов, управление предложило опубликовать в газетах объявление о продаже сборников «Материалов по киргизскому землепользованию.» [23, л. 24, 26]. В сентябре 1905 г. материалы были временно переданы в архив здания управления государственными имуществами в Омске. 20 октября 1905 г. Департамент государственных земельных имуществ перевёл управлению последние средства по § 11 сво-

ей сметы в качестве платы за помещение для хранения материалов, а также дал разрешение на продажу сборников трудов экспедиции [23, л. 25].

За 1896-1905 гг. силами степной экспедиции была проведена значительная исследовательская работа. В течение 1896-1902 гг. были собраны материалы по 12 уездам Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей, впервые давшие подробные научные сведения о характере землепользования казахского населения [27, с. 4]. Только за 1896-1899 гг. было обследовано более 170 тыс. киргизских хозяйств и около 8,5 тыс. дворов русских переселенцев [2, с. 219]. По результатам исследования в 1898-1909 гг. было издано 12 томов материалов. Сведения, добытые экспедицией Ф. А. Щербины, рассматривались МЗиГИ, Переселенческим управлением и КСЖД как научное обоснование землеустроительных работ. На основе земельных норм, установленных для казахских хозяйств экспедицией, под «излишки» в Акмолинской, Семипалатинской и Тургайской областях было признано возможным обратить более 18 млн десятин земли. Всего за 13 лет с момента принятия временных правил об образовании переселенческих участков (1893-1905 гг.) из данного фонда было использовано около 3,8 млн десятин для водворения 400 тыс. переселенцев [28, с. 542-543].

Экспедиция Ф. А. Щербины дала богатый организационный опыт для дальнейших статистико-экономических, этнографических, почвенно-ботанических исследований Переселенческого управления. Правительство убедилось, что размер финансирования напрямую влиял на быстроту и эффективность выполнения программных исследовательских задач. По этой причине на протяжении 1896-1903 гг. кредиты на содержание экспедиции оставались стабильно высокими. Не менее важным вопросом, на который неоднократно обращали внимание Подготовительная комиссия и заведующий экспедицией, являлся вопрос эффективного распоряжения денежными ресурсами. Сформировавшийся механизм финансирования работ сочетал в себе элементы централизации и децентрализации. С одной стороны, распределение ассигнований выстраивалось через заведующего экспедицией и его заместителя,

которые могли вносить предложения по увеличению размеров кредита и улучшению порядка распределения денежных средств в Департамент государственных земельных имуществ и Подготовительную комиссию. На практике при составлении и обсуждении бюджетных проектов МЗиГИ и Подготовительная комиссия КСЖД часто прислушивались к мнению руководства степной экспедиции. С другой стороны, в ряде аспектов чётко прослеживается стремление правительства контролировать экспедиционную работу и финансирование. При переводе сметных средств Подготовительная комиссия и МЗиГИ могли указывать заведующему приоритетные направления работ на сезон, включая очерёдность исследования уездов и публикации собранных материалов. Общий и финансовый контроль над деятельностью экспедиции реализовывался как через местные контрольные палаты, так и путём проведения ревизий, проверок.

Анализ опыта организации и проведения степной экспедиции также выявил ряд сложностей, которые требовалось учесть при проведении последующих научных экспедиций и командировок. При расширении территории работ на Тургайскую область и увеличении финансирования стали наблюдаться задержки перевода ассигнований и недостаточность размера авансовых выдач членам экспедиции. Для решения подобных проблем предпринимались попытки наладить межведомственное взаимодействие представителей экспедиции с чиновниками через совещания и комиссии. В жёстких условиях завершалась деятельность экспедиции: личный состав был сведён к минимуму, а собранные материалы оказались под угрозой уничтожения из-за отказа МЗиГИ оплачивать аренду места для их хранения. Резкое сокращение размеров ассигнований стало причиной затягивания издания трудов экспедиции. Отталкивающим фактором при использовании опыта степной экспедиции могли стать значительные финансовые затраты на её содержание. Если в период проведения исследования необходимость ассигнования средств успешно обосновывалась работниками экспедиции, представителями МЗиГИ и Подготовительной комиссией, то во второй половине 1900-х гг. при увеличении числа научных

экспедиций и командировок подобного плана Переселенческое управление могло оказаться неготовым к постоянно растущим расходам. В целом, несмотря на возникавшие трудности, программа, методы работы, принципы руководства, финансовый механизм и труды экспедиции оказали существенное влияние как на дальнейшие исследования территории Степного края, так и на общие основания организации научных экспедиций под руководством Переселенческого управления во второй половине 1900-х гг.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В качестве примеров подобных работ (помимо Степного края) можно привести исследование землепользования крестьян Западной Сибири представителями Министерства государственных имуществ С. П. Каффкой, А. А. Кауфманом, В. П. Гастевым и др. (конец 1880-х - начало 1890-х гг.), описание переселенческих посёлков в Тобольской губернии под руководством чиновника Земского отдела МВД А. А. Станкевича (1893 г.), командировку чиновника особых поручений МВД А. А. Половцева для сбора сведений о положении переселенческого дела в Средней Азии и Закавказье (1896-1897 гг.). Необходимо отметить, что ряд принципов работы степной экспедиции (составление и апробирование программы исследований и подбор персонала руководителем экспедиции, оперативная публикация собранных материалов и др.) был заимствован у экономико-статистических и почвенно-ботанических исследований губернских и областных статистических комитетов, земских учреждений.

2 Позднее заместителем был назначен Л. К. Чермак.

3 К сожалению, в отчётах Государственного контроля отсутствует подробное деление гидротехнических расходов. На практике помимо средств на содержание экспедиции И. И. Жилин-ского значительная часть денег уходила на решение практических задач (устройство колодцев и других сооружений соответствующими чинами).

ЛИТЕРАТУРА

1. Кауфман А. А. Отчёт старшего производителя работ Кауфмана по командировке в Тургай-скую область для выяснения вопроса о возможности её колонизации : в 2 ч. - СПб. : Тип. В. Безобразова и К°, 1896. - Ч. 1. - 189 с.

2. Очерк работ по заготовлению переселенческих участков, 1893-1899. - СПб. : Тип. В. С. Балашев и К°, 1900. - 322 с.

3. Сибирская железная дорога в её прошлом и настоящем. Исторический очерк. - СПб. : Гос. тип., 1903. - 499 с.

4. Тесленок С. А., Тесленок К. С. Материалы экспедиций Ф. А. Щербины и картографирование культурных ландшафтов староосвоен-ных районов // ИнтерКарто/ИнтерГИС-19: Устойчивое развитие территорий: теория ГИС

и практический опыт : материалы Междунар. конф. - Курск, 2013. - С. 45-55.

5. Галутво Л. М. Научное наследие и общественная деятельность Ф. А. Щербины // Зарубежная Россия 1917-1939. - СПб., 2000. -С. 147-151.

6. Букейханов А. Н. Избранное. - Алматы, 1995. - 480 с.

7. Тулеулова Б. Т. Алихан Букейханов и русская демократическая интеллигенция конца XIX -начала XX веков: точки соприкосновения и взаимовлияния // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 10. - ит_: http://human.snauka.ru/2016/10/17036 (дата обращения: 04.03.2019).

8. Кадиков Э. Р. Экспедиция по исследованию Степных областей в воспоминаниях Л. К. Чер-мака // Колонизация Азиатской России (XIX -начало XX вв.): институции и практики : материалы регион. науч. конф. (Омск, 2425 дек. 2013 г.). - Омск, 2013. - С. 55-80.

9. Колонизация Сибири в связи с общим переселенческим вопросом. - СПб. : Гос. тип., 1900. - 374 с.

10. Куломзин А. Н. Пережитое. Воспоминания. -М. : РОССПЭН, 2016. - 1038 с.

11. Сорока Н. Н. Исследования степных областей Казахстана в 80-90-е годы XIX века по определению норм земельного обеспечения казахского населения и обоснованию формирования переселенческого фонда // Омский научный вестник. - 2009. - № 2 (76). - С. 50-54.

12. Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 369. Оп. 1. Д. 8537.

13. О порядке и способах сооружения Великого Сибирского железнодорожного пути : [Высочайшее повеление, объявленное Управляющим Министерством финансов, 1892, 10 дек.] // Полное собрание законов Российской империи : собр. 3-е. - Т. XII : 1892. От № 82159216 и дополнения. - СПб., 1895. - С. 679. -[Док.] 9140.

14. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 391. Оп. 1. Д. 371.

15. Отчёт Государственного контроля по исполнению Государственной росписи и финансовых смет за 1896 год. - Ч. 1. - СПб., 1897. -757 с.

16. РГИА. Ф. 391. Оп. 1. Д. 558.

17. ЦГА РК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 270.

18. ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Д. 925.

19. ЦГА РК. Ф. 64. Оп. 1. Д. 761.

20. ЦГА РК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 1465.

21. Отчёт Государственного контроля по исполнению Государственной росписи и финансовых смет за 1899 год. - Ч. 1. - СПб., 1900. -775 с.

22. Отчёт Государственного контроля по исполнению Государственной росписи и финансовых смет за 1903 год. - Ч. 1. - СПб., 1904. -811 с.

23. ЦГА РК. Ф. 501. Оп. 1. Д. 33а.

24. О кредитах на содержание особых временных партий и отрядов по отводу земель для переселенцев в 1905 г. // Об ассигновании креди-

та на переселенческое дело в 1905 году. -СПб., 1907.

25. Щербина Ф. А. Материалы по киргизскому землепользованию : в 12 т. - СПб., 1905. -Т. IX : Семипалатинская область. Устькамено-горский уезд. - 646 с.

26. Доклад Заведующего переселенческим делом Семиреченской области Переселенческому управлению о необходимости изменения п.1 Циркуляра № 5 от 19 мая 1898 г. для расширения земельного колонизационного фонда

// Аграрная история Казахстана (конец XIX -начало XX в.) : сб. док. и материалов. - Алма-ты, 2006. - С. 150-153.

27. Переселенческая политика царского правительства и её осуществление в Восточном Казахстане (XVIII - начало XX вв.) : сб. док. : в 2 ч. - Семей, 2010. - Ч. 1. - 408 с.

28. Азиатская Россия : в 3 т. - СПб. : Т-во А. Ф. Маркс, 1914. - Т. 1 : Люди и порядки за Уралом. - 586 с.

Информация о статье

Дата поступления 11 марта 2019 г.

Дата принятия в печать 29 июля 2019 г.

Article info

Received March 11, 2019

Accepted July 29, 2019

Сведения об авторе

Филимонов Александр Викторович - библиотекарь научной библиотеки Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644043, Россия, Омск, наб. Тухачевского, 14 E-mail: aleks.filimonoff@yandex.ru

About the author

Alexandr V. Filimonov - Librarian of the Scientific Library of the Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia)

Postal address: 14, Tukhachevskogo nab., Omsk, 644043, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: aleks.filimonoff@yandex.ru

Для цитирования

Филимонов А. В. Механизм финансирования исследовательской экспедиции Ф. А. Щербины в Степном крае (конец XIX - начало XX в.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). С. 58-67. РОТ: 10.25513/2312-1300.2019.3.58-67.

For citations

Filimonov A.V. Financing Mechanism of the Research Expedition of F. A. Shcherbina in the Steppe Territory (End of the 19th - Beginning of the 20th Century). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 3 (23), pp. 58-67. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.3.5867 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.