Научная статья на тему 'Механизм эколого-экономического регулирования экономической системы'

Механизм эколого-экономического регулирования экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1424
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / ECOLOGY-ECONOMIC SYSTEM / A SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGICAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Александр Николаевич

Рассмотрены основные механизмы регулирования перехода к эколого-экономической системе. Предложены стратегии экономически сбалансированного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the basic mechanisms of regulation transition to ecology-economic system. The strategies of economically balanced development are offered.

Текст научной работы на тему «Механизм эколого-экономического регулирования экономической системы»

А.Н.Васильев

МЕХАНИЗМ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

A.N.Vasilyev

MECHANISM OF ECOLOGY-ECONOMIC REGULATION OF ECONOMIC SYSTEM

Ключевые слова: эколого-экономическая система, устойчивое развитие, экологическая экономика.

Keywords: ecology-economic system, a sustainable development, ecological economics.

Аннотация

Рассмотрены основные механизмы регулирования перехода к эколого-экономической системе. Предложены стратегии экономически сбалансированного развития.

Abstract

The article deals with the basic mechanisms of regulation transition to ecology-economic system. The strategies of economically balanced development are offered.

Третье десятилетие охрана окружающей среды представляет собой проблему, к которой приковано всеобщее повышенное внимание. Актуальность проблемы нарастает вместе с ростом мировых объемов производства и накоплением производственных отходов в природной среде. Сегодня в решении этой проблемы реализуются в основном технические и технологические возможности. Этими средствами можно добиться некоторого улучшения состояния окружающей среды в каком-то конкретном регионе, однако, их недостаточно для решения проблемы загрязнения в целом по стране. Проблема в целом может быть решена только при комплексном анализе всей совокупности экономических и экологических процессов, который дает возможность не только формировать программы по обезвреживанию производственных отходов, но и управлять самим процессом возникновения техногенного загрязнения, его отраслевой и территориальной структурой.

Этот круг проблем сформировал отдельное направление экономической науки, которое в мировой науке названо Environmental Economics - экономика окружающей природной среды. В отличие от нее развивается и Ecological economics (экологическая экономика), содержанию которой точнее отвечало бы на русском языке название «экологичная экономика». Сторонники экологичной экономики, в частности, составляют «зеленое движение». В российской литературе терминология в этой сфере все еще окончательно не сформировалась, поэтому требует уточнения предмет исследования, представленного в монографии [4].

Концепция устойчивого развития подразумевает повышение качества жизни нынешнего и последующих поколений. Сегодня в большинстве развитых стран долгосрочная политика развития базируется на концепции устойчивого развития. Для комплексной оценки развития необходимо учитывать социальные, экономические и экологические показатели развития.

В качестве социальных показателей используются величина ожидаемой продолжительности жизни при рождении, которая зависит от уровня смертности и рождаемости, доступность образования, доступность медицины, уровень преступности, безработицы и т.д.

В качестве экономических показателей используются величины ВВП и ВВП на душу населения, средняя заработная плата труда работника, покупательная способность населения, прожиточный минимум социальных групп населения, который отражает степень расслоения общества и т.д.

В качестве экологических показателей используются такие, как доступность чистой

воды, доступность чистого воздуха, доступность продуктов питания.

Однако, данные показатели по отдельности не отражают общий уровень качества жизни в стране (направленность её развития). Так, например, рост материального благополучия может сопровождаться разрушением моральных устоев, ростом преступности, наркомании, алкоголизма, самоубийств и т.д., а рост ВВП может спокойно проходить на фоне деградации окружающей среды, как, например, это происходит у многих ресурсодобывающих стран. Социальные показатели (уровень смертности и рождаемости) не отражают уровень удовлетворённости жизнью и чувства благополучия. Поэтому в настоящее время необходимо проведение реформ, направленных на формирование устойчивого развития.

Проведение радикальных социально-экономических реформ предполагает осознание возникающих в связи с этим проблем с новой научной точки зрения. Последняя должна учитывать такие аспекты, как взаимодействие экономики и окружающей среды, формирование механизмов регулирования развития национальной экономики, ее отдельных регионов и секторов, в той или иной степени ориентированных на экологический фактор.

Процесс перехода к рыночной экономике породил серьезные трудности экологоэкономического и социального характера, негативно влияющие на темпы экономического роста, состояние природной среды, уровень жизни населения, и сложившаяся в начале 1990-х годах система управления экономическим процессами и охраной окружающей среды не соответствует принципам эколого-экономической сбалансированности развития экономики и ее отдельных отраслей. Отсутствие реальных стимулов рационализации земле- и водопользования и охраны природы привело к чрезвычайно низкой эффективности использования земельно-водных ресурсов, механизма природопользования и охраны окружающей среды перспективы устойчивого развития в целом. Вместе с тем, переход к новой стратегии развития, основанной на постепенном отказе от природоемкой техногенной парадигмы и переходе к модели экологически устойчивого и экономически сбалансированного развития, является жизненно важным этапом социально-экономического прогресса.

В целом, обострение экологической ситуации становится препятствием на пути устойчивого социально-экономического развития страны, ведет к ограничениям в размещении производства и инфраструктуры, потере конкурентоспособности национальной экономики, росту уровня бедности, социальной напряженности, усилению негативного влияния экологического фактора на состояние экономики, здоровья населения и др. Устойчивое эколого-экономическое развитие страны в условиях переходной экономики предполагает формирование эффективно функционирующего механизма регулирования производственно-природоохранной деятельности, несбалансированность которого неизбежно приведет к негативным социально-экономическим и экологическим последствиям

[5].

В проводимых социально-экономических преобразованиях практически не учитывается специфическая эколого-экономическая ситуация, игнорируются экологические факторы при принятии важных социально-экономических решений, нерешенными остаются проблемы включения сферы охраны природных ресурсов и рационального природопользования в целом в систему экономических отношений, задачи стимулирования применения экологосовместимых и ресурсосберегающих технологий в производстве, крайне низок уровень эффективности использования ресурсов в производственной сфере.

Достижение стратегических целей концепции устойчивого развития во многом зависит от степени научного обоснования и решения комплекса проблем, характерных для экономики переходного периода. Наибольшую актуальность здесь приобретает выработка механизмов эколого-экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды в природоэксплуатирующих отраслях экономики, позволяющих сочетать цели экономического роста с задачами сохранения и улучшения агроэкосистем, оптимизировать использование природно-ресурсного капитала, улучшить состояние

окружающей среды, обеспечить переход к стратегии устойчивого природопользования. Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о высокой эффективности и, как следствие, усилении в дальнейшем роли механизмов, сочетающих экономические и административные рычаги в управлении природопользованием и охраной окружающей среды. Несмотря на серьезные исследования в этой области, проблема формирования эффективного экономического механизма, позволяющего реализовать именно «устойчивую» («равновесную») концепцию социально-экономического и экологического развития сельского хозяйства, остается нерешенной.

Необходимость формирования эффективно функционирующего механизма экологоэкономического регулирования природопользования, недостаточная изученность его теоретических и практических аспектов применительно к сельскому хозяйству в контексте перехода к стратегии устойчивого развития

В связи с этим, происходящие процессы предполагают необходимость осмысления и разработки более совершенной концепции государственного управления и регулирования ими, применения новых подходов при осуществлении аграрно-экономических преобразований, требуют углубления и развития теоретических и методологических основ формирования экологической политики и совершенствования механизмов регулирования природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве [3].

Механизм регулирования производственно-природоохранной деятельности предполагает сочетание различных методов и рычагов воздействия в зависимости от особенностей национальной экономики, которые определяются режимом природопользования, многофункциональностью природных ресурсов, общим состоянием и спецификой развивающейся экономики, состоянием социально-экономической структуры и т.д. Классификация и выбор оптимальной структуры сочетания методов и рычагов, а также инструментов текущего и перспективного эколого-экономического регулирования зависят от характера природопользования и приоритетов охраны окружающей среды, степени обостренности экологической ситуации, уровнем социально-экономического развития территории, а также от цели и задач экологической политики государства в целом.

Особенностью формирования и функционирования механизма регулирования природопользования является постепенная трансформация административно-экономические методов в эколого-экономические как наиболее эффективные и отвечающие целям и задачам социально-эколого-экономического развития в условиях переходной экономики. Потребность в экологической корректировке традиционных показателей связана с необходимостью учета стоимости истощения природных ресурсов и эколого-экономического ущерба от деградации окружающей среды.

Наиболее конкретной формой реализации функции экономического регулирования природоохранной деятельности и управления природными ресурсами является платность природопользования. Поэтому общей предпосылкой решения всего комплекса проблем формирования механизма эколого-экономического регулирования развития сельского хозяйства является совершенствование научных и методологических основ системы платного земле- и водопользования, а основным принципом - компенсация нанесенного природным системам ущерба и учета всех затрат по охране, воспроизводству и рациональному использованию земельно-водных и других ресурсов в цене производимой продукции.

Разработанные с учетом требования рыночной экономики и соблюдения международных норм и правил основные принципы регулирования и направления экологоэкономического компенсационного механизма интеграции стран региона. Реализация ряда организационно-экономических и управленческих мероприятий позволяет улучшить пропорции в функционировании водохозяйственного комплекса и развитии промышленного сектора и экономики государства в целом.

Устойчивость регионального развития в значительной мере определяется темпами, пропорциями и методами использования природных ресурсов, которые после прохождения всех фаз воспроизводственного цикла превращаются в материальные блага, призванные

удовлетворять конкретные потребности граждан. Это является безоговорочной аксиомой жизнедеятельности населения и императивом ресурсно-экологической стратегии регионального развития.

Усиление техногенного влияния на окружающую среду, естественные катаклизмы, ухудшение здоровья населения, нерациональное использование природных ресурсов приводят к дисгармонии эколого-экономических систем, что ведет к необратимым изменениям, нарушению равновесия в природно-хозяйственных комплексах. Это обусловливает необходимость совершенствования системы природопользования с помощью новых организационно-экономических механизмов.

Современная система регулирования не отличается достаточной структурированностью и не способна эффективно влиять на процессы природопользования. Она включает много институциональных звеньев, оставшихся от командноадминистративной системы хозяйствования.

Необходимо разработать ресурсно-экологическую стратегию социальноэкономического развития регионов, где были бы четко очерчены базовые приоритеты хозяйственного освоения природных ресурсов, научно обоснованы ограничения масштабов их использования, оптимизированы пропорции межотраслевого взаимодействия в системе природопользования, подобраны институциональные рычаги регулирования взаимоотношений между государством и субъектами хозяйствования, узаконены финансовые инструменты перевода части доходов от использования «природного капитала» в специальные фонды развития локальных территорий. Важное значение имеет и обоснование механизмов реализации отдельных целей ресурсно-экологической стратегии, которая должна быть экономически целесообразной, экологически безопасной и социально привлекательной для местного населения, учитывать государственные и региональные интересы.

В условиях действительности важно сформировать соответствующие институты непрерывного совершенствования процессов природопользования, направленные на интенсификацию воспроизводства в природно-ресурсном секторе хозяйственного комплекса как страны в целом, так и ее регионов. Отсутствие таких институтов не только в сфере природопользования, но и в других сферах национальной экономики приводит к тому, что ресурсы, которые использовалось все предыдущие годы, постоянно уменьшаются, что не соответствует условиям устойчивого экономического роста.

Раскрытие путей совершенствования организационно-экономического механизма обеспечения ресурсно-экологической безопасности, а также его конкретизация путем определения эффективных методов и инструментов имеют особое методологическое значение для обеспечения устойчивого развития государства. При этом актуальными и проблематичными с точки зрения реализации являются вопросы использования системы финансирования и кредитования, платности и налогообложения, инвестиционноинновационной деятельности и экономической ответственности в сфере природопользования, а также стимулирования и мотивации рационального использования и охраны природных ресурсов, страхования экологического риска.

Необходимы реформирование отношений собственности и внедрение новых форм хозяйствования, усовершенствование финансово-кредитной системы, осуществление административной реформы и формирование конкурентной среды.

Применение экономического механизма в сфере природопользования невозможно без действия институциональных рычагов, включая организацию управления, экологическую экспертизу и паспортизацию в сфере природопользования, мониторинг состояния окружающей природной среды и информационно-нормативное обеспечение, экологический аудит хозяйственной деятельности, контроллинг качества и экологической безопасности конечной продукции, экологический маркетинг, планирование и прогнозирование на всех уровнях управления природопользованием, развитую систему экологического инфраструктурного обеспечения, просветительскую деятельность.

В процессе выработки ресурсно-экологической стратегии устойчивого развития

регионов следует обратить внимание на вопросы регулирования качества окружающей среды, создание условий, при которых опасные производства становятся экономически невыгодными. При этом ценовые, налоговые, рентные, инвестиционные, финансовокредитные рычаги и механизмы в руках государства должны быть направлены на ограничение загрязнения природной среды, стимулировать внедрение безотходных и малоотходных технологий, существенное снижение или сведение к минимуму техногенного риска [1].

Необходимо расширить сферу применения организационно-экономических и финансовых предпосылок для различных регионов, чтобы максимально эффективно регулировать процессы природопользования с учетом локальных особенностей.

Следует соблюдать принцип консенсуса и компромиссов между экологическими требованиями и экономической мотивацией хозяйственной деятельности. При этом нужно исходить из того, что природные ресурсы являются одним из главных факторов производства, более того, одним из источников национального богатства страны.

Отсутствие полной экономической и экологической оценок природных ресурсов не позволяет достоверно оценить экономическую, социальную и экологическую эффективность хозяйствования. Поэтому глубокий мониторинг состояния и использования природных ресурсов, а также экологической ситуации в регионах должен стать предпосылкой для выбора механизмов, методов и инструментов реализации ресурсно- экологической стратегии устойчивого развития. Обеспечение баланса государственных и частных интересов относительно использования природных ресурсов в каждом регионе требует проведения мониторинговых исследований состояния окружающей природной среды и изменений, которые в ней происходят. Речь идет о четкой системе ресурсно-экологического мониторинга, который будет функционировать не только на региональном уровне, но и для отдельных населенных пунктов и относительно небольших природно-ресурсных массивов. Это даст возможность наблюдать за динамикой их загрязнения, ходом воспроизводственных и ассимиляционных процессов и т. д.

Мировой опыт убеждает, что собственность на природные блага — это баланс прав и ответственности: прав на присвоение рентного дохода и ответственности за соблюдение стандартов ресурсно-экологической безопасности природопользования независимо от того, в чьей собственности находятся элементы природно-ресурсного потенциала региона.

Из-за отсутствия совершенного экономического и нормативно-правового регулирования собственнических и связанных с ними отношений (например, аренды, концессий, залога и др.), неурегулированного налогово-бюджетного механизма в сфере природопользования и других просчетов значительная часть ренты не попадает в бюджет государства и соответствующие местные бюджеты, не используется ни на потребности реальных субъектов хозяйствования, ни для социально-экономического развития, ни для достижения ресурсно-экологической безопасности в местах нахождения природных благ.

Поэтому при разработке ресурсно-экологической стратегии устойчивого развития регионов следует четко определить субъектов собственности на разные виды природных благ, а также механизм реализации их прав на разных уровнях государственной власти, управления и самоуправления. Многообразие форм собственности на объекты природноресурсного потенциала предопределяет необходимость кардинального реформирования элементов налогово-бюджетной системы.

Наиболее действенными рычагами реализации ресурсно-экологической стратегии устойчивого развития региона являются [2]:

- совершенствование бюджетно-налогового регулирования использования природных ресурсов и реформирование межбюджетных отношений в природно-ресурсном секторе;

- формирование действенной корпоративной системы управления в природнохозяйственном комплексе с соответствующим институциональным обеспечением;

- внедрение новых форм предпринимательской деятельности в сфере природопользования;

- апробация прогрессивных схем производственной кооперации в рекреационном природопользовании и сельском хозяйстве;

- формирование денежно-кредитного механизма стимулирования развития предпринимательского сектора в сфере природопользования;

- структурная перестройка региональной системы управления использованием природных ресурсов.

В заключении необходимо отметить, что рассматриваемые подходы и механизмы позволят сформировать целостную систему регулирования эколого-экономической системы, главной целью которой является обеспечение устойчивого развития экономики в условиях экологически приемлемого пользования на основе согласованного функционирования экономики, экологии и социума.

Библиографический список:

1. Аверченков A.A. Актуальные проблемы совершенствования экологической политики // Сборник. - М.: Ирис-Пресс, 2005.

2. Алексеев Ю.П., Шпилев Б.Е. Резервы устойчивого развития экономики региона. Регион: ресурсы местного самоуправления. - Вып. 8. - М., 2004.

3. Бабина Ю.В. Рентный доход при использовании природных ресурсов // Экономист.

- 2007. - №6

4. Бабина Ю.В., Бобров A.JI. Экологические фонды в системе государственного регулирования природоохранной деятельности: Учебное пособие. - М.: Диалог-МГУ, 2006.

5. Бабина Ю.В. Региональные проблемы экономического регулирования комплексного природопользования. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.