Научная статья на тему 'Механизм административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности'

Механизм административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
595
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТАДИИ МЕХАНИЗМА АДМИНИ-СТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / STAGES OF MECHANISM OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION / РЕЖИМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SECURITY SERVICES / СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ENSURING SECURITY OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / SECURITY REGIME FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лянной Глеб Геннадьевич

Рассматриваются механизмы административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпри-нимательской деятельности как часть комплекса средств правового воздействия в Российской Федерации. Определены стадии механизма административно-правового регулирования и режимы обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, в том числе и с привлечением собственных служб охранного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY SECURITY

The article treats the mechanisms of administrative and legal regulation of ensuring the security of entrepreneurial activity as a part of the complex of legal regulation measures in the Russian Federation. It identifies the stages of the mechanism of administrative and legal regulation and the regimes of ensuring business security, including the involvement of internal security services.

Текст научной работы на тему «Механизм административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности»

двух миллионов патентов, выданных в США, многие бы не выдержали более тщательной проверки. Некачественная экспертиза приводит к низкому результату. Выданный патент зачастую не имеет существенной новизны, он настолько широк и неточен, что реальные границы изобретения неясны, он увеличивает неопределенность и издержки. Имея дело с некачественным патентом, конкурент с трудом может определить, что считать его нарушением. Нельзя игнорировать и социальные издержки, связанные с получением таких патентов: изобретатель рискует попасть под суд; общество рискует тем, что патент может быть использован для блокирования инноваций; инвесторы вынуждены тратить средства на проверку патентов, что увеличивает стоимость и риск первоначальных вложений.

За последние годы сложность задачи, стоящей перед патентным экспертом, лишь возросла. Расширение предметной области и увеличение срока действия патентов, ужесточение патентного законодательства в пользу владельцев патентов вызвали беспрецедентный рост патентной активности. По различным оценкам, патентная активность в мире растет на 4.7 % в год, а, например, в США в Бюро по регистрации патентов ежегодно поступает до 420 000 заявок. У патентных экспертов все меньше времени на рассмотрение заявок, качество рецензий неуклонно снижается. Получается замкнутый круг: чем больше заявок, тем меньше времени на ее анализ; чем меньше времени, тем проще процесс подачи заявки; чем проще подать заявку - тем больше их количество. В настоящий момент только в США ожидает своей очереди свыше миллиона заявок. Бюро Японии ежегодно рассматривает более 400 000 заявок, а очередь со-

ставляет около 750 000.

Конечно, можно предположить, что существенно выросла новаторская активность или изобретатели находятся под большим давлением со стороны инвесторов и стремятся получить патент, чтобы отсечь конкурентов. Однако возможно и то, что получить патент сейчас стало проще. Независимо от причины, рост патентной активности не дает экспертам тратить достаточно времени на поиск и анализ информации. В результате свыше половины экспертных ресурсов тратится на изучение заявок, которые не заслуживают даже рассмотрения.

Возможным решением данной проблемы является включение в патентный поиск широкого круга специалистов, общественности, через создание некоей экспертной научно-технической социальной сети. Что, если вместо традиционной экспертной оценки использовать процедуру открытого рецензирования, участие в которой мог бы принять любой желающий, имеющий соответствующие знания? Необходимо отметить, что в некоторых отраслях этот процесс уже идет: создаются онлайновые дискуссионные сообщества, которые способны не только генерировать инновации, но и одновременно помогать экспертам более успешно выполнять свою работу.

Таким образом, в современную эпоху технологических инноваций и экономических трудностей сложившаяся патентная система никого не оставляет равнодушным. Затронутые в статье проблемы свидетельствуют о недостаточной эффективности управления патентной системой в настоящий момент и требуют последовательного решения.

Статья поступила 24. 04. 2014 г.

Библиографический список

1. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 368 с.

2. Lincoln A. Lecture on Discoveries and Inventions. New York: Library of America, 1989. P. 11.

3. Stieglitz J. Give Prizes not Patents // New Scientists. September 16, 2006. P.21.

4. Bassen J. and Meurer M. Patent Failure. Princeton University Press, 2008.

5. Новек Б.С. Wiki-правительство: технологии могут сделать власть - лучше, демократию - сильнее, а граждан - влиятельнее. М.: Альпина Паблишер, 2012. 288 с.

6. Www.uspto.gov [Электронный ресурс]. URL: www.uspto.gov/go/cio/oipt (10 апреля 2014).

УДК 342.9

МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Г.Г. Лянной1

Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

Рассматриваются механизмы административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности как часть комплекса средств правового воздействия в Российской Федерации. Определены стадии механизма административно-правового регулирования и режимы обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, в том числе и с привлечением собственных служб охранного бизнеса. Библиогр. 4 назв.

1Лянной Глеб Геннадьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности, подполковник полиции, тел.: 682289, е-mail: alwolfy@mail.ru

Lyannoy Gleb, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Administrative Law and Activities, Police colonel, tel.: 682289, е-mail: alwolfy@mail.ru

Ключевые слова: обеспечение безопасности предпринимательской деятельности; стадии механизма админи-стративно-правового регулирования; режим обеспечения безопасности предпринимательской деятельности; службы безопасности.

MECHANISM OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY SECURITY G.G. Lyannoy

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 110 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article treats the mechanisms of administrative and legal regulation of ensuring the security of entrepreneurial activity as a part of the complex of legal regulation measures in the Russian Federation. It identifies the stages of the mechanism of administrative and legal regulation and the regimes of ensuring business security, including the involvement of internal security services. 4 sources.

Key words: ensuring security of entrepreneurial activity; stages of mechanism of administrative and legal regulation; security regime for entrepreneurial activity; security services.

Родовое понятие «механизм правового регулирования» вошло в научную и учебную литературу с начала 70-х годов прошлого века. Под механизмом правового регулирования в контексте данного исследования необходимо понимать систему юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Его цель - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов предпринимательской деятельности к обеспечению безопасности предпринимательской деятельности (содержательный признак). Механизм административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности - это система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).

Таким образом, механизм административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности - это совокупность правовых средств, при помощи которых осуществляется воздействие на отношения в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.

Стадиями механизма административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности являются:

- издание правовой нормы в законодательстве в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности и ее регламентирующее воздействие на общественные отношения в данной сфере;

- возникновение прав и обязанностей у субъектов предпринимательской деятельности (по сути, это переход от абстрактных формулировок правовых норм к конкретным рекомендациям, благодаря которым и происходит упорядочение общественных отношений за счет наделения каждой из сторон определенно обозначенными правами и обязанностями);

- реализация прав и обязанностей за счет фактического, реального поведения субъектов предпринимательской деятельности (если учитывать все возможные варианты реализации прав и обязанностей любого из субъектов предпринимательской деятельности: соблюдение, исполнение и использование, то

можно предположить и различные варианты реализации правовых норм. Но, в любом случае, главным является упорядочение общественных отношений, поскольку именно на этой стадии правовое регулирование фактически достигает своей цели);

- применение права (факультативная стадия). На данной стадии применительно к обеспечению безопасности предпринимательской деятельности важнейшее значение приобретает деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, которые выполняют регистрационные, разрешительные, контрольно-надзорные и правоохранительные функции в отношении субъектов предпринимательства. Это обусловлено тем, что от качества и легитимности их деятельности зависит безопасность предпринимательской деятельности. Например, незаконная блокировка счетов коммерческой организации налоговым органом приводит к тому, что организация фактически перестает работать.

В соответствии с вышеуказанными стадиями выделяются четыре основных элемента его механизма: а) норма права; б) правоотношение; в) акты реализации прав и обязанностей; г) акты применения права.

Норма права - это исходная юридическая база для правового регулирования, так как в ней заложена модель нужного поведения, сформулированная в ее диспозиции. От вида нормы права (запрещающая, управомочивающая, обязывающая, рекомендательная) зависит характер поведения субъектов права.

Следует отметить императивный характер административно-правовых норм, которые отличаются, например, от гражданско-правовых, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участников регулируемых отношений. Императивный характер административно-правовых норм отнюдь не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектом исполнительной власти. Он нередко заключается в предоставлении права требовать от властных государственных структур должного образа действия и поведения.

Административно-правовые нормы могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочивающими и поощрительными. Большинство из них прямо предписывают обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные органи-

зационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования нормы права. В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам права: фиксируются их субъективные права и субъективные юридические обязанности.

Акты реализации прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов права. Здесь действие механизма правового регулирования заканчивается, так как обеспечивается то фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя.

Акты применения права представляют собой властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т.д.

Рассматривая методы правового регулирования как важную характеристику механизма административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, следует отметить традиционные для теории права методы: императивный и диспозитивный, называемые еще методами субординации и координации, или централизации и децентрализации, которые имеют собственную практику применения в сфере обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.

Так, законодатель, в соответствии с нормами Конституции РФ [1] и Федерального закона РФ «О безопасности» [2], определяет основные объекты безопасности: это, в частности, государство, общественная и экологической безопасность, безопасность личности, а также иные виды безопасности, предусмотренные законодательством РФ.

Предпринимательская деятельность для охраняемых законом объектов может являться самостоятельным источником опасности, в связи с чем государством установлены административно-правовые режимы, связанные с обеспечением безопасности («административно-функциональные режимы»).

К указанным режимам обеспечения безопасности предпринимательской деятельности относятся [3]:

1. Режим лицензирования и выдачи разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

2. Режим обеспечения конкуренции и создания препятствий монополистической деятельности.

3. Режим обеспечения охраны труда и здоровья граждан (в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия).

4. Режим обеспечения экологической безопасности.

5. Режим обеспечения безопасности опасных производственных объектов.

6. Режим обеспечения пожарной безопасности.

7. Режим обеспечения радиационной безопасности.

8. Режим обеспечения энергетической безопасности.

9. Режим обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

Устанавливая указанные режимы, государство, вместе с тем, стимулирует и предпринимателей к личному участию в обеспечении безопасности посредством предоставления прав и свобод в области предпринимательской деятельности и создания необходимых условий ее осуществления. Так, например, для создания службы безопасности субъекта предпринимательской деятельности Законом РФ от 11. 03. 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [4, с. 2] предусматривается, что предприятия, расположенные на территории государства, независимо от их организационно-правовых форм, вправе учреждать обособленные подразделения - службы безопасности для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя (ст. 14).

Служба безопасности предпринимательской фирмы может осуществлять следующую деятельность:

• сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

• изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

• установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

• выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

• поиск без вести пропавших граждан;

• поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

• сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса;

• защиту жизни и здоровья граждан;

• охрану имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

• проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

• консультирование и подготовку рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

• вооруженную охрану имущества собственников;

• использование технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средств оперативной радио- и телефонной связи.

Совместные действия и государства, и субъектов предпринимательской деятельности позволяют максимально предусмотреть угрозы предпринимательской деятельности и обеспечить безопасность предпринимательства.

Потребности обеспечения безопасности предпринимательской деятельности формируются под влиянием целого ряда факторов, главным образом деструктивных. Угрозами безопасности предпринимательства определяются действия, сознательно направленные на получение какой-либо выгоды от дестабилизации фирмы, от посягательств на ее экономическую безопасность. Можно отметить три признака, характерных для угроз безопасности предпринимательской деятельности: сознательный и корыстный характер; направленность действий на нанесение ущерба субъекту предпринимательства; противоправный характер. Классифицировать угрозы можно по различным признакам: по источнику угрозы; по природе возникновения угроз; по вероятности реализации; по отношению к человеческой деятельности; по объекту посягательства; по возможности прогнозирования; по степени тяжести последствий; по величине нанесенного (ожидаемого) ущерба.

Государственное регулирование безопасности предпринимательской деятельности осуществляется при обязательном и неуклонном соблюдении основополагающих идей, закрепленных в Конституции РФ и иных правовых актах - принципов государственного регулирования безопасности предпринимательства. Такими принципами являются: принципы законности (легитимности); реальности законности; целесообразности законности; целесообразности государственного регулирования безопасности предпринимательства; справедливости; взаимной ответственности государства и хозяйствующих субъектов по обеспечению безопасности предпринимательства; ограниченности субъектов государственного регулирования безопасности предпринимательства и сочетания государственного регулирования и независимости безопасности предпринимательства.

Совокупность правовых средств, при помощи которых осуществляется воздействие на отношения в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, определяется как механизм административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельно-

сти, включающий в себя четыре стадии: издание административно-правовой нормы; возникновение прав и обязанностей у субъектов предпринимательской деятельности; реализация прав и обязанностей за счет фактического, реального поведения субъектов предпринимательской деятельности; применение норм права.

Комплексы административно-правовых средств, определяющие меру возможного и должного поведения субъектов отношений в сфере предпринимательства и придающие особую направленность регулированию общественных отношений в сфере государственного управления обеспечением безопасности предпринимательской деятельности (административно-правовые режимы), являются жесткими, объемными и сложными по совокупности правовых средств регулирования. Сложность и жесткость характеризуются наличием у субъектов режимов, осуществляющих регулирование, широких полномочий по осуществлению государственного контроля и надзора, возможностей привлечения к уголовной, административной и иным видам ответственности субъектов пред принимательской деятельности.

Вместе с тем, следует отметить отсутствие системообразующего нормативного правового акта в сфере государственного регулирования безопасности предпринимательства, которое свидетельствует о том, что у государства в данной сфере регулирования нет единой стратегии. Указанным правовым актом мог бы стать, по мнению автора, Федеральный закон «О безопасности предпринимательской деятельности».

В настоящее время отсутствие такого нормативного акта восполняется отдельными нормами актов гражданского, административного и уголовного законодательства, регулирующими вертикальные отношения в сфере обеспечения безопасности предпринимательства, однако фрагментарность и бессистемность этих норм не позволяют добиться последовательности в решении правовых проблем государственного регулирования безопасности предпринимательской деятельности.

Статья поступила 16. 04. 2014 г.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2009. 64 с.

2. Закон РФ от 11.03.1992. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Рос. газ. 30.04.1992. № 100.

3. Мельгунов В.Д. Административно-правовое регулиро-

вание и административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности. М.: Волтерс Клувер, 2008. 160 с.

4. Федеральный закон от 28.12.2010. № 390-Ф3 «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. №1. С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.