Научная статья на тему 'Механические свойства наноструктурных многослойных композитов Nb/Nb-31масс. %ti'

Механические свойства наноструктурных многослойных композитов Nb/Nb-31масс. %ti Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
170
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОСЛОЙНЫЙ КОМПОЗИТ / НАНОСТРУКУТРА / СПЛАВ NB-TI / ТВЕРДОСТЬ / ПРЕДЕЛ ТЕКУЧЕСТИ / ЗАВИСИМОСТЬ ХОЛЛА ПЕТЧА / MULTILAYERED COMPOSITES / NANOSTRUCTURE / ALLOY NB-TI / HARDNESS / TENSILE YIELD STRENGTH / HALL PATCH DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Карпов М. И., Коржов В. П., Внуков В. И., Терехова И. С.

We have investigated dependences of the hardness HV, tensile yield strengths σ0,1 and σ0,2 and tensile strength σb of multilayered composites Nb/Nb31Ti containing nanodimension layers of niobium and alloy Nb-31 wt%Ti on a thickness of alloy layer. The summary quantity of layers of niobium and alloy was changed from ~2500 to ~28800 pieces, the thickness from 138 to 2 nm correspondently. We have examined Hall-Patch dependences in which the dimension of grains was substituted for the thickness of layers in the composites. Hall-Patch dependence was satisfied best of all for the hardness and the tensile yield strength σ0,1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Карпов М. И., Коржов В. П., Внуков В. И., Терехова И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механические свойства наноструктурных многослойных композитов Nb/Nb-31масс. %ti»

УДК 539/216; 539.3; 538.945

МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАНОСТРУКТУРНЫХ МНОГОСЛОЙНЫХ КОМПОЗИТОВ ]ЧЬ/]ЧЬ-31масс.%Т1

М.И.Карпов, В. П. Коржов, В.И.Внуков, И.С.Терехова

Институт физики твердого тела РАН, korzhov@issp.ac.ru

Исследовали зависимости твердости HV, пределов текучести при испытаниях на растяжение о0,1 и ст02 и предела прочности ов многослойных композитов Nb/Nb31Ti, содержащих наноразмерные слои из ниобия и сплава Nb-31 масс.%И, от толщины слоя сплава. Суммарное количество слоев ниобия и сплава изменялось от ~2500 до -28800, толщина — от 138 до 2 нм соответственно. Проверяли зависимость Холла — Петча, в которой роль размера зерен играет толщина слоев в композитах. Лучше всего она выполнялась для твердости и предела текучести о01.

Ключевые слова: многослойный композит, нанострукутра, сплав Nb-Ti, твердость, предел текучести, зависимость Холла — Петча

We have investigated dependences of the hardness HV, tensile yield strengths o01 and o02 and tensile strength ob of multilayered composites Nb/Nb31Ti containing nanodimension layers of niobium and alloy Nb-31 wt%Ti on a thickness of alloy layer. The summary quantity of layers of niobium and alloy was changed from -2500 to -28800 pieces, the thickness - from 138 to 2 nm correspondently. We have examined Hall-Patch dependences in which the dimension of grains was substituted for the thickness of layers in the composites. Hall-Patch dependence was satisfied best of all for the hardness and the tensile yield strength o01.

Keywords: multilayered composites, nanostructure, alloy Nb-Ti, hardness, tensile yield strength, Hall — Patch dependence

1. Введение

Наноструктурные композиты представляют интерес как объекты, исследование которых расширяет наше знание о фундаментальных характеристиках твердого тела, и как основа для новых материалов современной техники. Так, в работе [1] исследовали многослойный композит Мо^, полученный СУО-методом. Пленки толщиной 50 мкм, состоящие из слоев Мо и W толщиной 4 нм, имели твердость и предел прочности, в 15 раз превышающие аналогичные характеристики монолитного сплава. В работе [2] для многослойного композита Си/ЫЪ толщиной 0,35 мм, полученного поэтапной прокаткой, содержащего более 32000 слоев меди и ниобия толщиной 11 нм, была получена твердость по Бринеллю, равная 350 НВ. Такая высокая твердость материала, состоящего из очень пластичных металлов, соответствовала НВ термообработанной среднеуглеродистой стали.

В металлических многослойных композитах с наноразмерными слоями толщина слоя является определяющей в формировании механических свойств материала, поскольку определяет длину пробега дислокаций в действующих системах скольжения. Толщина слоя в композите определяет также отношение площади меж-фазной границы к объему фаз, оказывающее решающее влияние на процессы структурной перестройки при нагревах и на ряд физических свойств материала.

Выражением, связывающим механические характеристики металлического материала и его структуру, является известная зависимость Холла — Петча Ъ = С0 + К-(Ш1/2), где — напряжение течения, ё — размер зерна.

Классический механизм, объясняющий эту зависимость, основан на возникновении напряжения в голове дислокационного скопления на границе зерна, которое должно инициировать скольжение в соседнем зерне. По такому механизму напряжение течения растет с уменьшением размера зерна пропорциональ-

б

но обратному квадратному корню из размера зерна. Однако в нанообласти имеющиеся экспериментальные данные противоречивы.

По данным [3], в нанослоистых материалах предел прочности и твердость растут с уменьшением толщины слоев до некоторой критической величины в соответствии с зависимостью Холла — Петча, но затем рост твердости происходит быстрее. Авторы [4] выделяют три участка на кривой зависимости напряжения течения от размера зерна: в интервале монокристалл — зерно размером 1 мкм уравнение Холла — Петча выполняется точно, показатель степени равен -0,5; в интервале размеров зерен от 1 мкм до 30 нм уравнение выполняется приближенно, показатель степени близок к нулю; в области очень малых размеров зерен напряжение не растет или даже уменьшается с уменьшением размера зерен. В работе [5] наличие интервалов связывают с изменением механизмов пластической деформации. На основе большого числа экспериментальных данных выделены интервалы размеров зерен, механизмы деформации которых существенно различаются. В интервале от 500 до 100 нм деформация происходит как в обычных мелкокристаллических структурах. При размерах зерен от 100 до 50 нм дислокации эмитируются границами зерен и аннигилируют на них. В интервале от 50 до 10 нм механизмами деформации являются зарождение частичных дислокаций и двойники деформации. И, наконец, при размерах зерен <10 нм преобладающим механизмом деформации является зернограничное проскальзывание.

Зависимость Холла — Петча может выполняться и в деформированном состоянии, если в структуре металла присутствуют эффективные протяженные препятствия для движения дислокаций, например, границы дислокационных ячеек или субзерен [6]. Условием для этого является постоянство коэффициента К, т.е. эффективность препятствий для скольжения дислокаций не должна изменяться. Если границы зерен, ячеек или субзерен остаются в процессе испытания единственными или хотя бы основными препятствиями для дислокаций, то выражение Холла — Петча применимо и к пределу прочности и твердости металла.

В работах [7,8] на примере многослойных композитов Си/ЫЪ и №/№5011 было показано, что изменение их твердости НУ в процессе прокатки при комнатной температуре связано с уменьшающейся в интервале от 500 до 5 нм толщиной слоев t. В случае композита №/№5011, содержащего чередующиеся слои ниобия и сплава ЫЪ-50масс.%Т1, полученные данные хорошо описывались выражением НУ[МПа] = 1688 + 2125-Г0,5 (здесь и далее t в нм) [8]. Для многослойного композита, содержащего слои меди и ниобия, наблюдались два интервала толщин — 100^25 и 25^5 нм, на которых изменения НУ описывались выражениями НУ[МПа] = 700 + 9600-Г0’5 и НУ[МПа] = 2310 + 1580-Г0’5 соответственно [7]. Значимым результатом является уменьшение К в 6 раз. Это означает, что изменилась эффективность межслойных границ Си-ЫЪ как препятствий для скольжения дислокаций. Анализ кристаллографической текстуры в слоях ГЦК-меди и ОЦК-ниобия показал, что при достижении толщины 25 нм в обоих слоях формируется текстура, при которой плоскости и направления скольжения в обоих слоях становятся почти параллельны друг другу, и это облегчает передачу скольжения из слоя в слой. В

композите ЫЪ/ЫЪ50Т1 оба компонента имеют ОЦК-решетку, текстура в обоих слоях одинакова, и ситуация с передачей скольжения облегчена при всех толщинах слоев. Отсюда можно сделать вывод о том, что константа К в зависимости Холла — Петча очень сильно зависит от состояния межслойных или межзеренных границ, к которому можно отнести разориентировку слоев или зерен, наличие примесей и дисперсных частиц.

Цель настоящего исследования заключалась в проверке зависимости Холла — Петча в случае, когда толщина слоев изменялась не в процессе прокатки конкретного композита, а регулировалась в серии из пяти композитных лент на конечном этапе их изготовления за счет изменения конструкции при неизменной технологии получения.

2. Объект и методы исследования

Исследовали многослойные композиты ЫЪ/МТЬ31Т1, состоящие из чередующихся слоев ниобия и сплава ЫЪ-31масс.%Т1. Композитные образцы в виде лент толщиной 0,3 мм получали методом поэтапной прокатки многослойных пакетов [7]. Каждый этап включал операции сборки пакетов, сварку пакета прокаткой на вакуумном прокатном стане с нагревом и последующую прокатку уже монолитной заготовки при комнатной температуре в ленту толщиной 0,3 мм. На первом этапе пакет собирали из фольг ниобия толщиной 0,2 мм и сплава ЫЪ-Т1 толщиной 0,3 мм, на втором этапе — из фольг после первого этапа толщиной

0,3 мм, на третьем этапе пакет собирали из фольг после второго этапа, который заворачивали в медную фольгу толщиной 0,3 мм. Собирая на начальном этапе пакеты из различного числа чередующихся фольг ниобия и сплава, в итоге получали серию из пяти вариантов композитных многослойных лент с различным количеством слоев, а следовательно, и различной их толщиной. Количество слоев из сплава ЫЪ-Т1 от варианта к варианту увеличивалось с 1116 до 13950, соответственно толщина их уменьшалась со 138 до 12 нм. Количество слоев ниобия возрастала с 1395 до 14880, толщина их сокращалсь с 91 до 8 нм соответственно. Два наружных слоя из меди имели толщину ~9 мкм. Композитную ленту с максимальным количеством слоев прокатывали до толщин 0,15 и 0,075 мкм. В результате этого толщины слоев ЫЪ-Т1 и ЫЪ уменьшались до 6 и 3 нм и 4 и 2 нм соответственно.

Рис.1. Микроструктура поперечного сечения композитной ленты, содержащей 2730 слоев из ниобия и 2340 слоев из сплава ЫЬ-И. Данные растровой электронной микроскопии

На рис.1 приведена микроструктура поперечного сечения одного из вариантов композитной ленты по данным растровой электронной микроскопии. Светлыми полосами представлены слои из ниобия, темными — слои из сплава. Расчетные значения толщины слоев ниобия и сплава в этой ленте составляют соответственно 44 и 67 нм. На рис.2 показана микроструктура этой же ленты, но по данным просвечивающей электронной микроскопии. Видно, что средняя толщина слоев равна 50-80 нм, что удовлетворительно согласуется с расчетными данными.

Рис.2. Микроструктура поперечного сечения композитной ленты, содержащей 2730 слоев из ниобия и 2340 слоев из сплава ЫЬ-И. Данные просвечивающей электронной микроскопии

Твердость поверхности композитов определяли по методу Виккерса при нагрузке ~60 Н. Пределы текучести а0,1 и с0>2 и предел прочности сВ определяли по кривым нагрузка-перемещение при испытаниях на растяжение плоских образцов с головками, которые вырезали искровым методом из прокатанных композитных фольг толщиной 0,3 мм.

3. Экспериментальные результаты и обсуждение

Полученные результаты показали, что в измеренном диапазоне толщины слоев твердость НУ (рис.3) и предел текучести о0,1 (рис.4а) могут быть

описаны выражением Холла — Петча. Несколько хуже укладываются на прямую линию значения предела текучести с0>2 (рис.4б) и наиболее плохо — значения предела прочности стВ (рис.4е).

Зависимость Холла — Петча для твердости можно представить, как НУ[ГПа] = 1,62 + 2,15-Г0,5. Это выражение очень хорошо совпадает с ранее полученной зависимостью для отдельного композита ЫЪ/ЫЪ50Т1 [8], для которого твердость измеряли в процессе холодной прокатки на всех этапах его получения (о0 = 1,69 ГПа и К = 2,13 ГПа/нм05).

Зависимость Холла — Петча для твердости можно представить, как НУ[ГПа] = 1,62 + 2,15-Г0,5. Это выражение очень хорошо совпадает с ранее полученной зависимостью для отдельного композита ЫЪ/ЫЪ50Т1 [8], для которого твердость измеряли в процессе холодной прокатки на всех этапах его получения (о0 = 1,69 ГПа и К = 2,13 ГПа/нм05).

Для предела текучести с0д зависимость Холла — Петча выглядит следующим образом: с0д[МПа] = 584 + 1032-Г0,5. Несмотря на то, что значения с0>2 и стВ не очень хорошо укладывались на прямую линию, для них также были найдены численные значения напряжений ст0 и К: с0,2[МПа] = 645 + 956-Г0,5 и сВ[МПа] = 750 + 814-Г0,5. Оказалось, что с увеличением величины деформации, при которой фиксируется напряжение ст, в выражении Холла — Петча растет ст0 и уменьшается К.

го

1=

1Л°'5, нм-0,5

Рис.3. Зависимость твердости НV от Г , ( — толщина слоя сплава ЫЬ-И). Каждая точка отвечает среднему значению твердости из не менее чем пяти измерений

а)

б)

в)

Рис.4. Зависимости пределов текучести ст01 (а), ст°,2 (б) и предела прочности стВ (в) от t , Ц — толщина слоя сплава ЫЬ-И)

11/2, нм

1 нм

1 нм

Константа К оставалась постоянной во всем измеренном интервале толщины слоев. Это согласуется с нашими более ранними результатами, полученными для композита ЫЪ/ЫЬ50Т1 [8], в котором так же, как и в композите ЫЪ/ЫЬ31Т1, меж-слойные границы были границами двух фаз с ОЦК-решетками.

4. Выводы

1. Показано, что твердость НУ и напряжения течения для малых значений остаточной деформации при испытаниях на растяжение (предел текучести Сод) многослойных композитных лент ЫЪ/ЫЪ31Т1 в интервале толщины слоев ниобия и слоев сплава ЫЪ-31 масс.%Т1 от ~140 до 5 нм описываются зависимостью Холла — Петча, в которой вместо размера зерна используется толщина слоя t.

2. Значения предела текучести с0,2 и предела прочности св лишь приближенно описываются зависимостью Холла — Петча. Однако было отмечено, что с увеличением величины деформации, при кото-

рой фиксируется напряжение ст, увеличивается напряжение ст0 и уменьшается константа К.

1. Adams D.P., Vill M., Bilello J., Yalisove S.M. // J. Appl. Phys. 1993. №17. Р.1015.

2. Karpov M.I., Vnukov V.I., Medved N.V., Volkov K.G., Khodoss 1.1. // Proceeding of 15th International Plansee Seminar. 28 May-1 June 2001. Reutte, Austria / Ed. by G.Kneringer, P.Rodhammer, H.Wildner. Reutte: Plansee Holding AG. 2001. Vol.4. Р.97.

3. Was G.S., Foecke T. // Thin solid Films. 1996. №286. Р.3.

4. Sanders P.G., Eastman J.A., Weertman J.R. // Acta Mater. 1997. №45. Р.4019.

5. Zhu Y.T., Langdon T.G. // Mater. Sci. Eng. 2005. №A 409. Р.234.

6. Трефилов В.И., Мильман Ю.В., Фирстов С.А. Физические основы прочности тугоплавких металлов. Киев: Наукова думка, 1975. 315 с.

7. Карпов М.И., Внуков В.И., Гнесин Б. А., Абросимова Г. А. и др. // Деформация и разрушение материалов. 2007. №11. С.2.

8. Карпов М.И., Коржов В.П., Внуков В.И., Терехова И.С. и др. // Деформация и разрушение материалов. 2008. №6. С.18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.