Научная статья на тему 'Мега-звезда музыкального небосклона Тувы (к 50-летию Кайгал-оола Ховалыга)'

Мега-звезда музыкального небосклона Тувы (к 50-летию Кайгал-оола Ховалыга) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сузукей Валентина Юрьевна

Статья посвящена самому знаменитому исполнителю горлового пения Тувы современности, одному из основателей фольклорной группы «Хун-Хурту» Кайгал-оолу Ховалыгу, которому в августе этого года исполняется 50 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mega-star on musical horizon of Tuva To the 50th anniversary of Kaigal-ool Khovalyg

Article is devoted to the most renowned performer of throat singing in modern Tuva, one of the founders of folklore group “Huunhuurtu” Kaigal-ool Khovalyg who turns 50 this August.

Текст научной работы на тему «Мега-звезда музыкального небосклона Тувы (к 50-летию Кайгал-оола Ховалыга)»

МЕГА-ЗВЕЗДА МУЗЫКАЛЬНОГО НЕБОСКЛОНА ТУВЫ

К 50-летию Кайгал-оола Ховалыга

В. Ю. Сузукей1

Статья посвящена самому знаменитому исполнителю горлового пения Тувы современности, одному из основателей фольклорной группы «Хун-Хурту» Кайгал-оолу Ховалыгу, которому в августе этого года исполняется 50 лет.

MEGA-STAR ON MUSICAL HORIZON OF TUVA

To the 50th anniversary of Kaigal-ool Khovalyg

V. Yu. Suzukey

Article is devoted to the most renowned performer of throat singing in modern Tuva, one of the founders of folklore group "Huunhuurtu" Kaigal-ool Khovalyg who turns 50 this August.

Последнее десятилетие ХХ века для музыкальной культуры Тувы ознаменовалось триумфальным шествием ее по миру и широким привлечением к ней внимания международной общественности. Во многих публикациях приводятся неоднократные сравнения такого «выдающегося и поразительного бума», как определил Марк Дженкинс в газете «Вашингтон пост» (The Washington Post, February 7, 1999), возникшего в мире вокруг тувинской музыки, с эффектом, произведенным в свое время группой «Битлз».

1 Сузукей Валентина Юрьевна — доктор культурологии, главный научный сотрудник Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве РТ, член редакционной коллегии журнала «Новые исследования Тувы».

Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_6/1747-hovalyg50.html

325

«В мировую моду врывается культура — писал и А. Веселов в «Эксперт-Сибири», — представителей малых народов Сибири. Буряты, хакасы, алтайцы и в особенности тувинцы, кажется, уже одним своим существованием доказывают всему миру примат частного над общим. В крупнейших музыкальных универмагах мира появились полки Tuva (Russia, как правило, отсутствует); на фестивальных и филармонических площадках «горловики» и мастера игила все чаще теснят исполнителей джаза и более привычной для европейского слуха народной музыки»... (Эксперт-Сибирь №10 (62) от 14 марта 2005).

Широкомасштабный резонанс международного интереса к тувинской музыке возник, конечно, не случайно. Во многом это произошло благодаря тому, что к Туве и к тувинской музыке проявили интерес такие выдающиеся личности в мире науки и музыки, как Ричард Фейнман и Фрэнк Заппа. Согласно официальной версии, тувинскую музыку впервые открыл миру физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман. Он всю жизнь хотел побывать в Туве, но ему не удалось осуществить свою мечту.

Его неосуществленную мечту воплотил в жизнь его молодой друг Ральф Лейтон. После поездки в Туву в 1991 году, он в 1993 году три раза приглашал в Америку Конгар-оола Ондара, Кайгал-оола Ховалыга и Анатолия Куулара как участников ансамбля «Тыва».

Р. Лейтон вместе с Теодором Левиным организовали для них ряд концертов по многим штатам Америки. Однажды во время этих поездок Ральф, чрезвычайно взволнованный и в то же время крайне удивленный, сообщил им, что Фрэнк Заппа приглашает их к себе домой! В то время ребята не имели представления и не

326

знали, кто такой Фрэнк Заппа, поэтому не совсем понимали волнения Ральфа. Но Ральф не переставал удивляться, что такой человек, как Фрэнк Заппа! сам лично! пригласил их к себе домой!

Гениальный музыкант ХХ века Фрэнк Винсент Заппа (19401993), легенда рок-музыки был в восторге от музыки, исполняемой нашими ребятами. В начале февраля, когда они вернулись в Лос-Анджелес после турне по другим штатам, Ральф сказал, что Фрэнк Заппа снова приглашает их к себе домой: «Он уже второй раз вас приглашает, это же редкий случай!!!» — восклицал Ральф.

В тот раз Фрэнк Заппа позвал и своего друга, известного блюзмена Джонни Ватсона по прозвищу «Гитара» (Johnny "Guitar"

Watson): «Приходи, по-

слушай ! Исключительно уникальные музыканты сейчас у меня дома находятся. Когда еще удастся встретиться с такими исполнителями!».

Кроме Джонни там были ирландские и афганские музыканты, все вместе играли, пели. Тогда велись и аудио-, и видеозаписи. Эти домашние записи и сейчас «ходят по рукам» фанатов Ф. Заппа как эксклюзивные записи, не выпущенные в широкий тираж. Кумир меломанов 70-80-х, Ф. Заппа до сих пор пользуется огромным авторитетом и все, что связано с его именем становится фетишем, т.е. предметом слепого поклонения в мире рок-музыки.

327

Третья встреча тувинских музыкантов с Фрэнком Запой состоялась в июле того же года. Ральф им сказал, что Заппа вновь пригласил их к себе! Когда они приехали к нему домой, в просторной прихожей находились Александр Белов и Александр Львов, участники известной в свое время группы «Парк Горького» под руководством Стаса Намина. Услышав русскую речь, ребята заговорили с ними. Те сильно удивились: «А вы как здесь оказались?» Нескрываемое удивление было «написано» на лицах А. Белова и А. Львова: «А вы-то что здесь, в доме самого Фрэнка Заппы делаете?!».

Пока они разговаривали, к ним вышел Заппа и в первую очередь с распростертыми объятиями направился прямиком к тувинцам. Пообнимавшись и поздоровавшись с каждым, он повернулся к Александрам и сказал: «Это мои лучшие друзья. Вы успели познакомиться с ними?». Те были еще больше ошеломлены тем, как принимал тувинских музыкантов Заппа. Они вообще понятия не имели, что исполняли тувинцы и почему Фрэнк Заппа был в таком восторге, увидев их. В тот раз они не музицировали, просто поболтали. Заппа ставил записи, сделанные во время их предыдущего визита.

На четвертой встрече с Фрэнком Заппа был Конгар-оол Он-дар с супругой и учеником. В октябре, когда Конгар-оол с женой Любой и учеником Бады-Доржу принимали участие в рекламной кампании фирмы AT&T, Фрэнк Заппа, услышав, что хоомей исполняет маленький мальчик, снова пригласил их к себе домой. Заппа долго удивлялся и умилялся тем, как девятилетний мальчик исполнял хоомей. Великий музыкант тогда был уже сильно болен и скончался в конце года.

328

Озаренные ореолом славы Фрэнка Заппы тувинские музыканты с тех пор стали желанными гостями почти на любом уровне музыкального Олимпа. К тому же времени относятся и совместные записи К. Ондара, К. Ховалыга и А. Куулара с элитой современного камерного авангарда Кронос Квартет (Kronos Quartet).

К осени 1993 года Александром Бапа была скомпонована группа «Хун-Хурту» в составе Кайгал-оол Ховалыг, Анатолий Куулар (заменивший Альберта Кувезина), Александр и Саян Бапа. С этого момента гастрольные поездки Конгар-оола и группы «Хун-Хурту» по Америке проходили самостоятельно, почти не пересекаясь. Многие иностранцы стали поклонниками тувинской музыки после просмотра документального фильма «Чингиз Блюз», повествовавшего о дружбе Конгар-оола со слепым музыкантом Полом Пеной. С 1999 по 2003 годы этот фильм завоевал награды на 35 кинофестивалях. В 2000 году фильм был выдвинут на «Оскара» в номинации «Документальные фильмы». У Конгар-оола имеется также одна из самых престижных музыкальных премий в мире — премия «Гремми».

С момента выхода первого диска «60 Horses in My Herd» («60 лошадей в моем табуне») начинается и нескончаемый тур группы «Хун-Хурту», уже не один раз объехавшей с концертами почти весь мир и сыгравшей в самых престижных залах Америки, Азии и Европы. Для того чтобы оставаться на вершине славы в течение

329

многих лет, конечно, необходимо обладать гениальными способностями.

Центральной фигурой группы «Хун-Хурту» является Кайгал-оол Ховалыг, который заставляет слушателей на своих концертах плакать, даже не зная тувинского языка и не очень хорошо понимая, о чем поется в песне.

Такова сила его таланта и исполнительского мастерства, имеющего глубокие корни в традиционной культуре.

Творчество Кайгал-оола Ховалыга — это зеркало, в котором отражается вся палитра красок, глубина, богатство и мудрость тувинской традиционной музыкальной культуры. По мнению знаменитого собирателя и исполнителя фольклора С. Старостина, именно «этническая чистота» является тем ценным качеством, которое определяет творческий почерк группы Хун-Хурту в лице Кайгал-оола и обеспечивает им такую популярность. «Тувинская музыка, как этническая, очень близко находится к истокам музыки, к прамузыке и заслуга Кайгал-оола состоит в том, что он смог пласт древней музыки донести до широкого круга слушателей всего мира, — делится своим мнением и В. Оборонко. — И в этом проявляется совершенно фантастический талант и гениальность Кайгал-оола».

К сожалению, объем статьи не позволяет перечислить имена, хотя бы тех звезд мира музыки, которые сочли за честь выступать вместе с «Хун-Хурту». Невозможно перечислить и те страны, где они побывали за последние 17 лет. А какие о них восторженные отзывы опубликованы в газетах, журналах и интернет-сайтах на многих языках мира! Мы не коснулись и биографии Кайгал-оола, по-

330

скольку с ней можно познакомиться в книге У. Монгуш «Двигатель "Хун-Хурту"» (Новосибирск, 2008).

Один из выдающихся музыкантов нашего времени, Народный хоомейжи Республики Тыва, Заслуженный артист Российской Федерации Кайгал-оол Ким-оолович Ховалыг, которому в этом году исполняется 50 лет, вознес тувинскую музыку на такие высоты всепроникающих эмоций, где грани между культурами исчезают, где люди начинают осознавать единство Человечества. И люди, где бы они ни жили, готовы снова и снова испытывать эти невероятно сильные, прозрачные по чистоте и мудрости эмоции. Во многих странах все еще много желающих попасть на концерты тувинских музыкантов. И не удивительно, что многие заочно влюбленные в Туву фанаты тувинской музыки мечтают попасть в Туву, во что бы ни стало, и готовы покупать те инструменты, на которых играют их кумиры.

Во всем мире поклонники Элвиса Пресли, «Битлз», Брюса Ли и других звезд готовы не один раз совершать паломничество в родные места своих кумиров. В Ливерпуле, например, до сих пор периодически проходят фестивали групп-двойников «Битлз», приезжающих со всех концов мира. На нашем музыкальном небосклоне также немало таких ярчайших звезд международного уровня, как Конгар-оол, Кайгал-оол, группы «Чиргилчин», «Алаш», «Ят-Ха» и т.д., фанаты которых готовы следовать за ними, образно говоря, «хоть на край света», т.е. в Туву.

Из всех предлагавшихся туристических услуг, представленных на открытии «Года туризма», на мой взгляд, ни одна не могла конкурировать по силе и мощи эмоционального воздействия, которая способна перемещать людей на большие расстояния, как

331

бренд тувинской музыки. Нашим туристическим фирмам было бы совсем не плохо в этом году учесть международный опыт работы с продвижением разных брендов и воспользоваться юбилеем Кайгал-оола Ким-ооловича, именами Р. Фейнмана и Ф. Заппы для привлечения потока фанатов тувинской музыки в Туву.

332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.