Научная статья на тему 'Медресе Казанской губернии второй трети XIX — начала XX в'

Медресе Казанской губернии второй трети XIX — начала XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
178
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / МЕДРЕСЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ У ТАТАР / АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / СБОРНИК / РЕЦЕНЗИЯ / THE TATARS’ EDUCATIONAL SYSTEM / THE KAZAN PROVINCE / MADRASAH / ARCHIVAL DOCUMENTS / THE COLLECTION / THE REVIEW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмутова Альта

Рецензия на сборник документов и материалов «Медресе Казанской губернии второй трети ХIХ — начала ХХ в.», изданный Главным архивным управлением при Кабинете Министров Республики Татарстан в 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Madrasah in the Kazan province in the second third of XIX — the beginnings of the XX century

The review of the collection of documents and materials «Madrasah in the Kazan province in the second third of XIX — the beginnings of the XX century», published by the General Archival Department under the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan in 2012.

Текст научной работы на тему «Медресе Казанской губернии второй трети XIX — начала XX в»

Медресе Казанской губернии

второй трети XIX — начала XX в.

Недавно увидевший свет новый документальный сборник «Медресе Казанской губернии второй трети XIX — начала XX в.» является продолжением исследовательской работы последнего десятилетия, выполненной группой архивных работников (в 2007 г. вышел первый сборник «Медресе Казани XIX — начало XX вв.»). В него вошли документы и материалы об открытии и закрытии медресе, их материальном положении, отношении правительственных органов к системе мусульманского образования у татар. Достаточно большое место занимают документы, касающиеся обучения та- ¡нннннм тар русскому языку К числу достоинств сборника относится широта его источниковой базы. Составите- | ли скрупулезно собрали разнообразный по своему видовому составу документальный материал из фондов Национального архива РТ, произвели его необходимую археографическую обработку и систематизировали в хронологическом порядке. Это материалы, исходящие как из центральных, так и местных органов управления, отчеты о ходе выполнения и реализации решений правительственных и местных органов по «му-

Ф?

Медресе Казанской губернии

второй трети XIX - начал;« XX к.

Медресе Казанской губернии второй трети Х1Х — начала ХХ в. / Отв. сост. Л. В. Горохова; сост.: Р. А. Гимазова, О. В. Федотова, Н. А. Шарангина; под общ. ред. Д. И. Ибрагимова. - Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, 2012. - 288 с.

сульманскому вопросу», сведения о конфессиональных и иных школах для татар и т. д.

При подготовке данного издания составители учли некоторые недоработки, допущенные в сборнике 2007 г. В частности, появилось подробное оглавление опубликованных в сборнике документов, раскрывающее их содержание. Это открывает пользователю легкий доступ к любому документу.

Представленные в сборнике архивные документы показывают, что в России начали обращать внимание на образовательные институты татар лишь с 30-х гг. XIX в. Первоначально это был лишь робкий сбор данных о мусульманских школах, о чем свидетельствуют вошедшие в сборник отрывочные статистические сведения (документы № 14). Положение начало меняться в эпоху преобразований Александра II, когда в связи с широкой реформой образования административные органы стали интересоваться и проблемами образования нерусских народов, в частности татар-мусульман. Это отразилось в донесениях, рапортах, представлениях государ-

ственных чиновников. Так, документ № 8,

озаглавленный составителями сборника «Из представления инспектора татарских, башкирских и киргизских школ Казанской губернии В. В. Радлова попечителю Казанского учебного округа И. Д. Шестакову — о магометанских училищах от 8 апреля 1872 года» содержит сведения, представляющие интерес не только для чиновников XIX в., но и для современных читателей. «Объем учения в высших медресе, как видно из изложенного, никак нельзя сравнивать с учением в обыкновенных медресе или мектебе. Поэтому и умственное развитие шакирдов довольно значительно, и, несмотря на всю односторонность их знаний, шакирды стоят умственно гораздо выше наших учителей приходских городских школ»* (курсив наш. — А. М.).

Жаль только, что современный читатель не сможет представить уровень обучения «в обыкновенных медресе или мектебе», на который ссылается В. В. Радлов. Дело в том, что составители решили сократить текст документа, видимо, посчитав именно эту его часть лишней. Между тем В. В. Радлов хорошо объяснил, что «в Казанской губернии слово мектебе почти неупотребительно, и все школы, даже самые маленькие, называются медресе». Отсутствует и имеющийся в документе обзор предметов, изучаемых «в низших медресе или мек-тебе для научения грамоте и необходимым для народа знаниям вероучения». Такого рода неудачные сокращения имеют место и в некоторых других документах.

Обогащает сборник дополнение архивных документов материалами татарской периодической печати. Эти материалы позволяют проследить процесс возникновения и развития новых тенденций в школьном образовании татар, отражают развернувшуюся в татарском обществе начала ХХ в. борьбу вокруг проблем просвещения и школы. Не менее важно наличие в сборнике именного указателя. И тут же напрашивается указатель географических названий.

Вместе с тем сборник не лишен и других недоработок. Прежде всего, это

* Медресе Казанской губернии второй трети XIX — начала XX в.: Сб. документов и материалов. - Казань, 2012. - С. 34.

несоответствие названия и содержания, которое значительно шире. Если сборник назван «Медресе Казанской губернии», вряд ли правомерно включать в него некоторые документы и материалы о медресе Вятской, Самарской и Симбирской губерний, какими бы интересными они ни были. На наш взгляд, они лучше смотрелись бы в сборнике под названием «Медресе Казанского учебного округа», который, по логике вещей, должен также вскоре появиться. Правда, составители в предисловии попытались объяснить включение в сборник этих документов тем, что три уезда этих губерний в 1920 г. входили в состав ТАССР. Однако в таком случае сюда же просятся и документы по Мензелинскому уезду Уфимской губернии, который полностью вошел в состав молодой республики. Но даже в этом случае был бы нарушен исторический подход.

При подаче документов и материалов в сборнике соблюден лишь хронологический порядок. Это привело к объединению архивных документов на русском языке и материалов татарской периодической печати в одном разделе. Было бы логичнее дать их двумя группами, соблюдая внутри каждой хронологию. Кроме того, можно было бы применить и тематическую подборку документов и материалов, что сделало бы сборник значительно интереснее и полезнее для использования.

В целом сборник представляет значимый материал не только для исследователей, занимающихся историей татарского народа, но и для читателей, интересующихся своей родословной и историей родного края. Такой сборник было бы полезно иметь в каждой школе и сельской библиотеке. Однако крошечный тираж — 300 экземпляров — оставляет мало надежды на то, что он появится хотя бы в районных библиотеках. Поэтому было бы желательно изыскать возможность напечатать дополнительный тираж издания.

Альта Махмутова, кандидат исторических наук

НОВЫЕ КНИГИ. ОТЗЫВЫ И РЕЦЕНЗИИ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.