Научная статья на тему '«Медовый туризм» в Хабаровском крае: проблемы и перспективы'

«Медовый туризм» в Хабаровском крае: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
340
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рукосуева И. С.

Государственная программа развития Дальнего Востока, благодаря личному участию в ее продвижении Президента РФ В.В. Путина, приобретает сегодня более высокий статус. Государственные дотации, направленные на рост промышленного и интеллектуального потенциала дальневосточного региона; привлечение иностранных инвестиций и крупнейших компаний Азиатско-Тихоокеанского региона на наши рынки; перспектива создания особых экономических зон эти и другие государственные инициативы должны способствовать планомерному и качественному росту социально-экономического потенциала региона. Одним из средств по превращению дальневосточных российских земель в привлекательные для инвесторов, как отечественных, так и зарубежных, является туризм, его развитие и освоение новых его форм. На сегодняшний день въездной туризм занимает лишь 12% от всего объема оказанных услуг в сфере туристического бизнеса Хабаровского края. А для развития края интересно и перспективно наращивать объемы именно въездного туризма, совершенствовать его материально-техническую базу и инфраструктуру. Индустрия туризма и гостеприимства, как перспективное направление в экономике Дальнего Востока России, может послужить своеобразным катализатором его социально-экономического развития. Туризм способствует укреплению межрегиональных и международных связей, оживлению деловой активности, положительно влияет на рост занятости населения, стимулирует развитие таких ключевых секторов экономики, как: транспорт, связь, строительство, торговля, производство товаров народного потребления и другие, оказывает положительное воздействие на изменение структуры территории. На сегодняшний день экотуризм становится чем-то вроде последнего крика моды, который привлекает и миллионы иностранцев и наших соотечественников с весьма устойчивым достатком. Не здесь ли лежит золотая жила? Отдохнуть от ежедневных стрессов, ощутить единение с природой, и узнать немало нового о простой таежной жизни можно, отправившись в экологический тур по Дальнему Востоку. Причем не только попробовать свежие овощи и фрукты, мясо и молочные продукты, но и принять участие в сборе грибов, ягод, меда. «Медовый туризм» может стать новым словом и для новичков, и для искушенных туристов. Почему бы не организовать «медовый туризм» на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае? Почему бы не давать возможность туристам и самим лично принять участие в сборе меда? Надеть защитную маску, взять в руки дымокур это настоящая экзотика, причем не только для иностранца. На наш взгляд, эти «медовые» туры являются перспективным направлением в дальневосточном туризме…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Медовый туризм» в Хабаровском крае: проблемы и перспективы»

7 (46) - 2007

Туристско-рекреационные зоны

«МЕДОВЫЙ ТУРИЗМ» В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

И.С. РУКОСУЕВА,

кандидат экономических наук, доцент Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

Государственная программа развития Дальнего Востока, благодаря личному участию в ее продвижении Президента РФ В. В. Путина, приобретает сегодня более высокий статус. Государственные дотации, направленные на рост промышленного и интеллектуального потенциала дальневосточного региона; привлечение иностранных инвестиций и крупнейших компаний Азиатско-Тихоокеанского региона на наши рынки; перспектива создания особых экономических зон — эти и другие государственные инициативы должны способствовать планомерному и качественному росту социально-экономического потенциала региона. Одним из средств по превращению дальневосточных российских земель в привлекательные для инвесторов как отечественных, так и зарубежных является туризм, его развитие и освоение новых его форм.

На сегодняшний день въездной туризм занимает лишь 12 % от всего объема оказанных услуг в сфере туристического бизнеса Хабаровского края. А для развития края интересно и перспективно наращивать объемы именно въездного туризма, совершенствовать его материально-техническую базу и инфраструктуру. И в этой области необходимо искать новые сферы деятельности, открывать дальневосточное «ноу-хау» в списке туристических услуг. Да, у нас низкий процент заселенности на квадратный километр и можно проехать около 40 км и не отыскать какого-либо населенного пункта. Но это те проблемы, которые можно обратить в преимущества. Например, в деле развития экологического туризма. Проблемное транспортное сообщение в крае (авиа-, железнодорожный и автомобильный транспорт) препятствием для развития экотуризма не является.

Индустрия туризма и гостеприимства как перспективное направление в экономике Дальнего

Востока России может послужить своеобразным катализатором его социально-экономического развития. Туризм способствует укреплению межрегиональных и международных связей, оживлению деловой активности, положительно влияет на рост занятости населения, стимулирует развитие таких ключевых секторов экономики, как транспорт, связь, строительство, торговля, производство товаров народного потребления и другие, оказывает положительное воздействие на изменение структуры территории.

Территория Дальнего Востока обладает уникальными природными ресурсами. Близость Востока России к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие протяженной границы с Китайской Народной Республикой, незамерзающие морские порты на востоке, крупные транспортные артерии — Транссибирская и Амурская железнодорожные магистрали создают особые условия, позволяющие региону занять достойное место на российском и международном туристских рынках.

Благодаря действию Соглашения между Правительствами РФ и КНР о безвизовых групповых туристических поездках предприятия туристской отрасли Востока России принимают около 35 % общего потока китайских туристов в Россию, а также свыше 40 % потока японских туристов, являющихся одними из наиболее платежеспособных туристов в мире.

2006 г. оказался благоприятным для хабаровского турбизнеса. Общий турпоток края (въезд, выезд, внутренний туризм) составил 214,22 тыс. чел., превысив уровень 2005 г. на 25,6 %. На долю въездного направления пришлось 12 % от общего числа обслуженных туристов (25,6 тыс. чел.), на долю внутреннего и выездного — 11,4 % (24,5 тыс. чел.) и 76,6 % (164,1 тыс. чел.) соответственно.

Прогнозы относительно потенциальных потребителей экотуристических услуг весьма оптимистичны. В мире ежегодно путешествуют около 700 млн людей, по разным данным, от 12 до 30 % из них предпочитают сельский туризм. Эти цифры характеризуют международную ситуацию, а количество «зеленых» туристов на внутренних рынках значительно выше.

Проведение отпуска в деревне издавна было одним из распространенных видов отдыха. Даже наши дачные поселки, садово-огородные кооперативы, дома в деревне развивают эту идею. Но затем вошли в моду поездки «на юга», в теплые страны. Все это как-то заслонило привлекательность провинциального отдыха. И зря!.. На сегодняшний день экотуризм становится чем-то вроде последнего крика моды, который привлекает и миллионы иностранцев и наших соотечественников с весьма устойчивым достатком. Не здесь ли лежит золотая жила?

Утомленные шумной суетой города люди все больше стремятся к уединению и спокойствию, которых не найти на популярных курортах. Отдохнуть от ежедневных стрессов, ощутить единение с природой, и узнать немало нового о простой таежной жизни можно, отправившись в экологический тур по Дальнему Востоку.

Основная причина возникновения и развития этого сельско-зеленого туризма — потребность горожан со средним достатком отдохнуть наедине с природой, познакомиться с бытом сельских жителей. Причем не только попробовать свежие овощи и фрукты, мясо и молочные продукты, но и принять участие в сборе грибов, ягод, меда. Деревенский туризм очень подходит для отдыха всей семьей, с детьми.

Мы же хотим остановиться лишь на туризме, связанном с производством меда. Поскольку ничего на «медовом фронте» ранее не предлагалось, то и классификации такого туризма просто нет. Назовем его незатейливо — «медовый туризм».

«Кто мед пьет, того никакая хворь не берет», — полагали наши предки. В древности мед называли эликсиром здоровья и долголетия. Являясь высококалорийным продуктом (в 100 граммах меда содержится от 315 до 335 ккал), он великолепно восполняет затраченную организмом энергию. Это знали еще атлеты Эллады.

Пчелиный мед — один из сложнейших естественных продуктов, в составе которого обнаружено более четырехсот различных компонентов. Следует отметить, что химический состав меда непостоянен

и зависит от вида медоносных растений, с которых собран нектар; почвы, на которой они произрастают; погодных и климатических условий; времени, прошедшего от сбора нектара до извлечения меда из сотов; сроков хранения меда. Однако основные группы веществ в составе меда постоянны.

Мед к тому же имеет немало преимуществ перед другими высококалорийными продуктами. Он богат простыми углеводами: глюкозой и фруктозой, а поэтому усваивается организмом легко и быстро. В меде немало витаминов, количество которых определяется содержанием цветочной пыльцы. Этот продукт богат аминокислотами, различными микроэлементами, эфирными маслами, гормонами, ферментами, антибиотиками, противогрибковыми и другими полезными веществами. Неслучайно диетологи рекомендуют мед при функциональных нарушениях деятельности различных органов и систем.

Мед — лучшее лекарство на свете. Мед занимает и одно из первых мест в таблице калорийности пищевых продуктов. Он к тому же редчайший из продуктов, поскольку содержит фолиевую кислоту. Он не разрушает эмаль зубов, как все прочие сладости. И, наконец, достоверно известно, что мед — прекрасный иммуностимулятор. А внимательные к своему здоровью японцы считают, что мед положительно влияет на интеллект.

Мед, что немаловажно, гигиенический продукт питания, в нем практически отсутствуют бактерии. Особую ценность представляет мед для людей, занимающихся туризмом и спортом. После больших физических нагрузок мед, как никакой другой продукт, быстро восстанавливает силы.

Так почему бы не организовать «медовый туризм» на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае? Почему бы не давать возможность туристам и самим лично принять участие в сборе меда? Надеть защитную маску, взять в руки дымокур — это экзотика, причем не только для иностранца. На наш взгляд, эти «медовые» туры являются перспективным направлением в дальневосточном туризме.

Для привлечения туристов можно учредить и проводить ежегодную «Дальневосточную ярмарку меда». Например, каждую осень, как это делается в Москве. Мероприятие может быть не столько массовым, сколько необычайно интересным для ценителей, гурманов и профессиональных пчеловодов со всех континентов. Ведь до сих пор местные пчеловоды не раскрывают старинных секретов ремесла, позволяющих им получать необыкновенный по вкусу, цвету, аромату и лечебным свойствам

натуральный продукт. Аналогов дальневосточному меду нет нигде в мире. Попробовать чудесный мед, купить его за небольшие деньги сможет любой желающий на этой ярмарке. Росту популярности и узнаваемости бренда «Дальневосточной ярмарки меда» будут способствовать соответствующие маркетинговые мероприятия, активное сотрудничество со СМИ, организация производства фирменных товаров (кепок, маек, туесков и другой сувенирной продукции).

Почти каждый год дальневосточные пчеловоды вознаграждаются природой щедрым медовым урожаем. В минувший сухой сезон многочисленные виды дальневосточной липы «заложили» почки, как говорят пасечники. Именно поэтому нынче и цвела ударно разная липа, как положено, в течение июля три раза, давая возможность пчелам за один день приносить в улей до 25 кг меда (в Подмосковье, например, пчелосемья столько собирает за весь год).

В такой сезон всего в крае может быть заготовлено до 15 тыс. т первоклассного меда. В лучшие времена (конец 1980-х гг.) 23 пчелосовхоза Приморского края и пчеловоды-любители собирали до 25 тыс. т меда, что составляло половину всего производства меда в СССР.

Сегодня оптовая цена меда пока держится на уровне 60 — 70 руб. за кг. И пчеловоды призывают друг друга не демпинговать. Что же касается розницы, то тут кто во что горазд. На базарах перекупщики продают трехлитровые банки меда по 500 - 600 руб.

Всегда считалось, что соотношение цен на сахар и мед должно незначительно колебаться в пределах один к трем. Сегодня за килограмм сахара просят 20 руб., а за килограмм меда еще недавно давали не больше 30 руб. Но если пчеловодам удастся наладить устойчивый сбыт и удержать соотношение цены сахар-мед, пчеловодство станет рентабельным.

А если еще добавить к этому поддержку местных властей, увеличить число пасечников, то занятие это даст приличные заработки наемным рабочим. Это, конечно, большой труд, но ведь в таежных районах по-другому порой просто невозможно заработать на жизнь.

Дальневосточный мед, признаваемый специалистами одним из лучших по своим вкусовым и природным качествам, в 1969 г. завоевал золотую медаль на Всемирном конгрессе пчеловодов. И этот «чудо-мед» никак не может выйти на мировой рынок. В последнее время на пути нашего меда к

мировым рынках появилась серьезная преграда. Более разворотливые китайцы наводнили медовый рынок суррогатным медом. Они научились так подделывать этот продукт, что не каждая лаборатория определит подделку. Поэтому цена такого стандартного меда на мировом рынке в пределах доллара за килограмм. Для наших пасечников это невыгодно.

Так что, со вступлением во Всемирную торговую организацию дальневосточному пчеловодству может прийти конец, потому что через границу польется тот самый дешевый фальсифицированный китайский мед.

С китайцами связаны и другие беды дальневосточных пчеловодов. Соседи из Поднебесной с недавних пор стали закупать в приморском и хабаровском краях липу для переработки. Ту самую, рубка которой запрещена, как и кедра. И хотя платят копейки, по 90 долл. за кубометр, лесные браконьеры валят липу почем зря. Причем если для медосбора подходит любое липовое дерево, то для обработки - нет. Чтобы найти подходящее дерево, надо свалить несколько. Если так пойдет и дальше, конец «липовому» пчеловодству наступит уже через несколько лет. Кажется, чего проще: контролируй тех, кто распиливает липу или отгружает ее китайцам. Но все попытки остановить этот процесс в Приморье и Хабаровском крае наталкиваются на противодействие лесного лобби. Краевые депутаты и исполнительная власть только руками разводят.

Говоря о качестве дальневосточного меда, не следует сбрасывать со счетов и расположение пасеки, и погодные условия, и виды растений, над которыми трудились пчелки.

Пасеки у дальневосточных пчеловодов находятся в неудобьях, где нет и не было обрабатываемых полей. То есть ни дуста, ни каких-либо еще отравляющих почву химикатов. Ответственный пасечник старается выставлять улики подальше от всего этого «добра». Даже гречишный мед с высоким содержанием железа и других важных микроэлементов тоже неминуемо несет химическую нагрузку обрабатываемых полей. Период распада современных синтетических химических средств — 50 лет. А ведь человек платит деньги за мед, рассчитывая на его исконную силу.

Июньский нектар пчелке неоткуда больше взять, как с клевера да одуванчика. Но последний столь насыщен пыльцевыми зернами, что их в грамме продукта до 40 тысяч! Не мед, а пыльца получается. Такой продукт не может считаться качественным. Качество там, где в грамме до 30

пыльцевых зерен (не тысяч). Например, в меде из липы либо акации.

В июне кое-где можно качать мед из клевера. Но клеверный мед качества невысокого, как и оду-ванчиковый. Узнать его можно по темному цвету

— он похож на крепко заваренный чай. Многие пчеловоды грешат «сахарным» медом — он получается, когда пчелкам скармливают сахарный сироп. Такой даже в лаборатории не всегда опознаешь. Сейчас есть и синтетические сахара, являющиеся электропроводниками.

Обычный сахар электричество не проводит.

За свежий вам могут продать еще один якобы весенний мед — «гретый». Если прошлогодний мед «распускают» — то есть делают жидким, — это еще полбеды. Но если мед сильно «гретый», то можно уверенно сказать: в этом продукте в результате термической обработки убито все живое. Остался один сахар.

В липовом меде содержание фруктозы до 60 %. Поэтому и ценится этот продукт выше других. Добросовестный пчеловод обязательно делает проверку продукта на полезные составляющие (сколько в меде чего) и не прячет эту информацию от покупателя.

А вообще то, как говорят пасечники, в июле «товарного» меда быть не может. И поясняют мне: товарный мед — тот, что набирается с одного-двух или трех, не больше, растений-медоносов. Котируется и монофлорный мед — из одной гречихи, скажем, или липы. А когда сразу тебе гречиха, липа, рапс, серпуха, вероника голубая, герань полевая, жабрей, будяк, мышиный хвостик и другие, то есть в меде намешано что попало, то и качество его соответствующее. Причем этот мед еще не вызрел как следует... Зрелость меда определяется степенью влажности. Верный знак, что влажность не более 21 % — когда две трети сот запечатаны пчелами. Это проверяется просто: тряхнул рамку, а с нее льется. Значит, медок свежий, с высоким процентом влажности

— незрелый. В хранении он нестоек. Если чересчур высокая влажность — мед обязательно закиснет. Так что пчелка сама знает, когда влажность продукта оптимальна. И тогда соты «печатает».

Вот такое удивительное насекомое. Работа у пчелки каторжная. Оттого и живет недолго — до 40 дней. Чтобы набрать в зобик меда, труженица делает до 50 посещений цветков. Летательный аппарат за шесть недель жизни изнашивается напрочь.

Настоящий качественный мед появляется на городских дальневосточных рынках в августе. Если в июле в наших краях бывает засуха, недостаток

цветов, то с приходом августа обязательно начнутся дожди, будет много влаги, дружно расцветут цветы и появятся поздние медоносы.

А вообще-то, покупать мед лучше всего либо непосредственно на пасеке, где расстояние от улья до банки покупателя наикратчайшее, либо у производителей, входящих в профессиональные ассоциации пчеловодов, потому что они очень дорожат своей доброй репутацией и не позволят под своей маркой продавать товар сомнительного качества.

Кстати, как мы отметили выше, китайский суррогатный мед готов хлынуть через границу. Последние годы предприимчивые китайцы, обогнав даже австралийцев, вышли на первое место в мире по производству меда — 150 тысяч т в год. Пчеловоды опасаются, что если дешевый суррогатный китайский мед хлынет через границу, на дальневосточном пчеловодстве можно будет ставить крест. При отсутствии у населения культуры потребления настоящего меда люди будут покупать «химию», как сейчас китайские овощи и фрукты.

В свете вышеизложенного именно сегодня важно открыть и занять на Дальнем Востоке «нишу медового туризма», развивать его, способствовать его популярности. Натуральный продукт, природный мед — то наше богатство и преимущество, которое можно и нужно использовать во благо развития дальневосточного региона.

А вот среди специфических проблем Дальнего Востока России можно выделить такие, как удаленность от центральных регионов и, как следствие, высокую стоимость пассажиропере-возок; значительную протяженность туристских маршрутов; удаленность уникальных объектов туристского показа от основных транспортных узлов; недостаточный уровень взаимодействия регионов Дальнего Востока по вопросам развития туризма, в том числе, создания и продвижения единого дальневосточного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Серьезная проблема — отсутствие достаточного количества жилья для туристов, и прежде всего нужна сеть маленьких гостиниц за пределами города, предоставляющих клиентам ночлег и завтрак. По предварительной оценке возможностей развития экотуризма, возможно взаимовыгодное сотрудничество турфирм и хозяев сельских домов, в которых останавливаются туристы. Туристам можно предоставлять комплекс услуг: экскурсионное обслуживание, питание в ресторане, пикники на свежем воздухе, рыбалку, охоту. Туристы могут приобретать национальные сувениры, травяные чаи и

мед. Нужно найти изюминку, которая привлекала бы туристов.

У нашего пчеловодства славное прошлое и туманные перспективы. Знатоки считают, что мед мог бы стать фирменным продуктом нашего региона. На западе нашей страны для пчел специально засевают поля медоносными травами, на Дальнем Востоке это не нужно. У нас богатейшее естественное разнотравье — подобное раздолье для пчел разве что в далекой Австралии с ее эвкалиптами. Но, к сожалению, о пчеловодстве как об отрасли разговор даже не идет — оно в таком же упадке, как и все сельское хозяйство. Между тем в 40-х годах прошлого века Дальний Восток был лидером по производству этого продукта в стране.

Властям же, озабоченным многочисленными проблемами большего масштаба, не до пчеловодства. Еще в ельцинские времена депутаты Государственной Думы провалили принятие закона о пчеловодстве, а сейчас о пчелиных проблемах вообще предпочитают не вспоминать.

Несмотря на уникальный природный и культурно-исторический потенциалы, туристская индустрия Дальнего Востока России до настоящего времени испытывает ряд проблем, характерных как для российского туризма в целом, так и для Востока России в частности.

Результаты же развития любого туризма очень выгодны. Это рентабельный и доходный бизнес, стимулирующий развитие транспорта, систем связи, торговли, сферы обслуживания, объектов развлечения, возрождение традиционного искусства, промыслов, ремесленного мастерства.

«Медовый туризм», организованный на базе собственных ресурсов и создающий свою специфику может стать одной из составляющих природно-экологического туризма и стать одним из элементов оживления местной экономики.

Развитие «медового туризма» в крае поможет сельскому населению, создаст новые рабочие места, не позволит горожанам забыть свои корни, национальные традиции, историю и культуру. Иностранные же граждане смогут познакомиться с бытом дальневосточной деревни, с особенностями национальной кухни, природы, фольклора.

Сейчас, когда Президентом РФ В. В. Путиным задача развития Дальнего Востока обозначена как дело государственной важности, туристская отрасль в Хабаровском крае может стать одним из «локомотивов» подъема экономики региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон от 26 мая 2006 г. «О турист-ско-рекреационных особых экономических зонах в Российской Федерации».

2. Дальний Восток и Забайкалье-2010. Программа экономического и социального развития / Под. ред. П. А. Минакира. Рос. Акад. Наук. Дальне-вост. отд-ние. Ин-т экон. исследований. — М.: ЗАО Экономика, 2002.

3. Постановление Губернатора Хабаровского края «Об основных направлениях развития туризма в Хабаровском крае на период с 2003 по 2007 год» № 105 от 1 апреля 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.