Научная статья на тему 'МЕДИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КПРФ В ПРЕДДВЕРИИ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 2021 ГОДА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИИ'

МЕДИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КПРФ В ПРЕДДВЕРИИ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 2021 ГОДА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
589
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / «ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ» / СЕГМЕНТ БЛОГОХОСТИНГА / КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ / «НОВЫЕ МЕДИА» / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никулин Егор Романович, Архипова Ксения Сергеевна

Статья посвящена анализу каналов медийного менеджмента КПРФ в рамках «думского» электорального цикла 2021 года и выявлению проблемного поля коммуникации партии с обществом. В работе изучены медийные характеристики печатных СМИ КПРФ, а также рассмотрены с помощью «ручного» социально-медийного анализа ведущие платформы коммуникации анализируемого актора в «новых» медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Никулин Егор Романович, Архипова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA MANAGEMENT OF THE CPRF IN THE RUN-UP TO THE 2021 STATE DUMA ELECTIONS: A COMPREHENSIVE ANALYSIS OF COMMUNICATION CHANNELS

The article analyzes the media management channels of the Communist Party of the Russian Federation within the framework of the Duma electoral cycle of 2021 and identifies the problematic field of communication between the party and society. The article studies the media characteristics of the print media of the Communist Party of the Russian Federation, and also considers the leading communication platforms of the analyzed actor in the " new " media with the help of "manual " social and media analysis.

Текст научной работы на тему «МЕДИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КПРФ В ПРЕДДВЕРИИ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 2021 ГОДА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИИ»

Никулин Егор Романович Архипова Ксения Сергеевна

egor.nikulin.98@bk.ru ksyu. ksyu9 8@mail. ru Московский педагогический университет, г. Москва Факультет прикладной политологии (1 курс магистратуры)

МЕДИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КПРФ В ПРЕДДВЕРИИ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 2021 ГОДА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИИ

Nikulin Egor R. Arkhipova Ksenia S.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow

Pedagogical State University» (MPGU) Department of Applied Political Science (1st year of master's degree)

MEDIA MANAGEMENT OF THE CPRF IN THE RUN-UP TO THE 2021 STATE DUMA ELECTIONS: A COMPREHENSIVE ANALYSIS OF COMMUNICATION CHANNELS

Аннотация: Статья посвящена анализу каналов медийного менеджмента КПРФ в рамках «думского» электорального цикла 2021 года и выявлению проблемного поля коммуникации партии с обществом. В работе изучены медийные характеристики печатных СМИ КПРФ, а также рассмотрены с помощью «ручного» социально-медийного анализа ведущие платформы коммуникации анализируемого актора в «новых» медиа.

Ключевые слова: медийный менеджмент, «левый поворот», сегмент блогохостинга, канал коммуникации, «новые медиа», политический актор

Annotation: The article analyzes the media management channels of the Communist Party of the Russian Federation within the framework of the Duma electoral cycle of 2021 and identifies the problematic field of communication between the party and society. The article studies the media characteristics of the print media of the Communist Party of the Russian Federation, and also considers the leading communication platforms of the analyzed actor in the " new " media with the help of "manual " social and media analysis.

Keywords: media management, "Left turn", blog hosting segment, communication channel, "new media", political actor

Е. К №киИп К. 8. ЛгкЫроуя

Проблемное поле

На протяжении последних нескольких электоральных циклов наблюдается сужение электоральной базы КПРФ. Например, в Государственной Думе 6 созыва (2011-2016 гг.) фракция КПРФ располагала 92 мандатами, а на сегодняшний день в Государственной Думе - 42 депутата-коммуниста. Отмечается негативная тенденция для КПРФ и на выборах президента РФ: в 2018 за кандидата от КПРФ проголосовало 11,77% граждан с активным избирательным правом, а в 2012 - 17,18%.

На данный момент рейтинг КПРФ, по данным ВЦИОМ, варьируется в пределах 15% [10], несмотря на то, что рейтинг культовых для коммунистов фигур (Ленина и Сталина), занимающих ключевое место в идеологии КПРФ, стремительно растет [5]. Например, согласно опросам Левада-Центра, Сталин как фигура, олицетворяющая социальную справедливость [7], возглавляет рейтинг выдающихся личностей в истории России с 38% голосов [8].

Кроме того, социально-экономическая ситуация в стране играет в пользу левых и левоцентристских сил, провозглашающих социально ориентированную повестку [3]. Однако данный потенциал КПРФ не реализует.

Таким образом, целесообразно говорить о наличии запроса со стороны общества на ценности социализма (в первую очередь, социальной справедливости), однако КПРФ, как и другие левые или левоцентристские партии, вероятно, не удовлетворяют данный запрос, поскольку их электоральная поддержка падает.

Исходя из этого, сформулируем проблему исследования: чем объяснить процесс сужения электоральной базы КПРФ в последних нескольких электоральных циклах в условиях массовой поддержки населением левых и левоцентристских ценностей [9], а также неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране [1]?

С нашей точки зрения, подобного рода ситуация сложилась в силу неэффективной коммуникационной составляющей деятельности КПРФ. Как отмечает Владимир Завьялов: «Новые медиа и инструменты вирусной рекламы продолжают оставаться для коммунистов темным лесом. В 11-12 году были попытки создания необычных информационных продуктов, но затем все вернулось на старые рельсы» [4].

Объектно-предметная область исследования

Теоретический объект - технологии борьбы за голоса избирателей в контексте противостояния политических акторов в медийном пространстве РФ.

Эмпирический объект - контент, продуцируемый КПРФ в социально-медийной среде.

Предмет исследования - структурно-технологический аспект контента партии КПРФ в социально-медийном пространстве.

Целью данного исследования является выявление специфики коммуникационного менеджмента КПРФ и продуцируемого им информационного контента.

Теоретическая база исследования

В рамках настоящего исследования мы опирались на ряд работ, описывающих медийный менеджмент тех или иных субъектов политических, социальных или экономических процессов. Проанализировав статьи А. Альбаррана [11], П. Прингла, М. Старра и В. Маккавитта [12], мы определили медийный менеджмент в контексте объектно-предметного поля данного исследования как процесс взаимодействия актора с индивидами для достижения организационных задач (в данном случае мобилизации электората), управления и мотивирования потребителя контента [13]. Непосредственно платформы российского сегмента блогосферы в рамках политической агитации и механизмы взаимосвязи политического актора и населения, анализ которых необходим для реализации поставленной нами цели, описаны в работах исследовательской группы Е. В. Бродовской [2] и статье Е. Р. Никулина и А. Е. Шубина [6].

Методика исследования

Ключевым методом настоящего исследования является «ручной» социально-медийный анализ, в рамках которого будут рассмотрены и оценены каналы коммуникации КПРФ и реакция граждан на месседжи партии в социальных сетях через измерение таких параметров, как количество просмотров, лайков, репостов, комментариев. Данный метод позволит определить прочность коммуникационных взаимосвязей в системе «субъект» (КПРФ) - «объект» (целевая аудитория). Помимо этого, мы сможем понять, какой тип потока имеет наибольший отклик у целевой аудитории, а какой - наименьший. Также будут выявлены платформы, на которых КПРФ осуществляет политическую коммуникацию, определены их особенности.

Инструментарий исследования

Исходя из описанной выше методики исследования, нами был разработан инструментарий, с помощью которого мы изучили медийно-коммуникативное пространство КПРФ в преддверии электорального цикла 2021 года.

E. К М^т ^ S. Arkhipova

Таблица 1. Структурная операционализация (матрица исследования)1_

Переменная Значения

Медийный охват (офлайн контент) Тираж газеты: Низкий тираж (до 10000 тыс. экземпляров); Средний тираж (до 40000 тыс. экземпляров); Высокий тираж (более 40000 тыс. экземпляров)

Информационная составляющая контента (онлайн и офлайн контент) Информирующий; Агитационный; Развлекательный

Медийный охват (онлайн контент) Количество подписчиков: Высокий со от 75000 подписчиков; Средний от 25000 подписчиков; Малый до 25000 подписчиков

Количество просмотров записей: Высокий - от 6000 просмотров; Средний - от 3000 просмотров; Малый - до 3000 просмотров

Количество просмотров сайта официальной газеты КПРФ: Высокая просматриваемость (от 3000 в день); Средняя (от 1500 в день); Низкая (до 1500 в день); *Уровень посещаемости измерен с помощью: Be1.ru

Досягаемость (результативность) информационных потоков (онлайн контент) Количество лайков: Высокие показатели - более 1000 лайков; Средние показатели - до 1000 лайков; Низкие показатели - до 100 лайков

Количество репостов: Высокие показатели - более 50 репостов; Средние показатели - от 11 до 49 репостов; Низкие показатели - до 10 репостов

1 При ранжировании значений инструментария мы опирались на проведенный первичный анализ по обозначенным переменным медийно-сетевых платформ КПРФ, а также иных политических партий РФ («Единой России», ЛДПР, «Справедливой России»).

Количество комментариев:

Высокие показатели - более 50 комментариев; Средние показатели - до 50 комментариев; Низкие показатели - до 25 комментариев

Результаты исследования:

Анализируя коммуникационные платформы КПРФ, посредством которых исследуемый политический актор масштабирует и мобилизует электорат, нами определены и интерпретированы полученные результаты работы.

Печатное издание Число экземпляров Содержательные особенности контента

Газета «Правда» 100300 экземпляров (высокий уровень) Информирующий (контент содержит программные установки и позицию партии)

Независимая народная газета «Советская Россия» 300000 экземпляров (высокий уровень) Агитационный (контент характеризуется высоким уровнем эмоциональности)

Журнал «Политическое просвещение» 9160 экземпляр (высокий уровень) Информирующий (контент посвящен историческому пути коммунистического движения в РФ и мире)

Как видно из данных Таблицы 2, КПРФ активно использует агитацию среди граждан, не пользующихся сетевым пространством в силу объективных причин (преимущественно пожилые люди) или не доверяющих информации о политической жизни страны из «новых медиа». Отметим, что медийный охват у всех печатных изданий КПРФ высокий, а контент разнообразен, что позволяет информировать различные целевые аудитории. Однако, с нашей точки зрения, проблема коммуникационного менеджмента в рамках традиционных СМИ состоит в адресной доставке и распространении печатных версий медиа среди указанных выше социальных слоев.

Также существенным каналом коммуникации КПРФ следует считать сайт партии (https://kprf.ru/), который содержит несколько разделов, информирующих граждан о партии, ее деятельности и процедуре вступления. Фидбэк на данном сайте можно проанализировать в разделе «Народная инициатива» по голосованию сторонников партии по тому или иному вопросу. Имеется англоязычная и испаноязычная версии сайтов. Посещений в день за январь 2021 г. насчитывается 7322, что

E. R. Nikulin K. S. Arkhipova

свидетельствует о высоком уровне интереса к данному политическому актору со стороны общества. Однако данные Рисунка 1 показывают снижение уровня посещаемости почти на треть, что, с нашей точки зрения, связано со смещением ракурса внутриполитической повестки с социально-экономического поля в сторону политического: дискурс ситуации с А. А. Навальным характерен для «новых медиа», которые и «перетягивают» внимание читателей.

250 тыс Количество заходов: 227 029

200 тыс.

Аег Сен Окт Нояб Дек Янв

Рис 1. График посещаемости сайта КПРФс 01.08.2020 по 31.01.2021

гг.

Аккаунты КПРФ в различных социальных сетях являются ведущими каналами продвижения контента партии в медийном пространстве. В данном разделе статьи нами выявлены и прокомментированы основные характеристики сообществ за период с 5 января по 25 февраля 2021 года.

Одноклассники (https://ok.ru/communistparty):

Аудитория группы составляет 25331 участник. Содержание контента разнообразно (преимущественно носит информационный характер). Тип контента - текст. Среднее число публикаций в день, лайков, комментариев, репостов на пост составляют 2-7, 526, 179 и 81 соответственно.

Instagram (https://www.instagram.com/kprf.official/):

Аудитория группы составляет 39400 участников. Содержание контента разнообразно (преимущественно носит информационный характер). Тип контента - фото и текст. Среднее число публикаций в день, лайков и комментариев на пост составляют 4-7, 2536 и 202 соответственно.

Facebook (https://www.facebook.com/kprfnews):

Аудитория группы составляет 22152 участника. Содержание контента разнообразно (преимущественно носит информационный характер). Тип контента - текст и фото. Среднее число публикаций в день, лайков, комментариев и репостов на пост составляют 3-8, 160, 34 и 125 соответственно.

Twitter (https://twitter. com/kprf):

Аудитория группы составляет 89900 читателей. Содержание контента разнообразно (преимущественно носит информационный характер). Тип контента - текст (продуцируемый сообществом или ретвит). Среднее число

публикаций в день, лайков, комментариев и репостов на пост составляют 36, 108, 62 и 169 соответственно.

Youtube (https://www.youtube.com/c/CommunistPartyRF/featured):

Аудитория группы составляет 133000 подписчиков. Содержание контента разнообразно (преимущественно носит информационный характер). Тип контента - видео. Среднее число публикаций в неделю, лайков, комментариев, репостов и просмотров на видео составляют 2-5, 580 (при 320 дизлайках), 758, 24 и 5905 соответственно.

ВКонтакте (https://vk. com/kprf):

Аудитория группы составляет 89527 подписчиков. Содержание контента разнообразно (преимущественно носит информационный характер). Тип контента - текст. Среднее число публикаций в день, лайков, комментариев, репостов и просмотров на пост составляют 1-4, 761, 241, 227 и 15200 соответственно.

Изучив аккаунты КПРФ в различных социальных сетях, мы обнаружили следующее: контент преимущественно носит информационный характер и выражен в виде текста, что свидетельствует о единообразии контента, предназначенного для различных сегментов блогохостинга, не учитывая в рамках медийного менеджмента разнообразие черт их аудиторий. Подтверждает данный тезис невысокий уровень «отклика» пользователей на контент КПРФ при широком медийном охвате. Кроме того, нами замечена тенденция полного копирования контента ВК в другие социальные сети.

Подводя итоги, заметим, что социальные медиа КПРФ не являются эффективным инструментом коммуникации партии и электората в силу выявленных нами особенностей медийного менеджмента данного политического актора: наблюдается низкая активность и полное отсутствие стратегии ведения социальных сетей при отсутствии адаптации материала под определенный сегмент блогохостинга. Однако некоторые технологии продвижения контента присутствуют. Например, наличие хештегов, ведение нескольких социальных медиа для большего медийного охвата, включающего в себя различные аудитории, регулярность контента, а также использование брендбука. Учитывая политический контекст реализации медийного менеджмента КПРФ (старение руководства партии, нехватка новых ярких лидеров федерального уровня, отсутствие практических результатов деятельности партии), можно утверждать, что образ КПРФ как в информационной среде, так и в реальном политическом пространстве отнюдь не является позитивным.

Для более детального изучения характеристик медийного менеджмента КПРФ, портретирования потребителя контента (целевой аудитории), а также четкого определения коммуникационных «разрывов» между КПРФ и электоратом считаем необходимым провести автоматизированный социально-медийный анализ с помощью сервиса

E. R. Nikulin K. S. Arkhipova

IQBUZZ. Кроме того, особой интерес в рамках перспектив настоящего исследования представляет дискурсивное поле как контента, продуцируемого медийными агентами КПРФ в сетевой среде, так и «отклика» читателей в виде комментариев, что позволит оценить эффективность технологий реализации собственной медийной стратегии партии в онлайн-пространстве,

Литература

1. Большинство россиян равняются налево // РБК URL:https://www.rbc.ru/newspaper/2018/10/26/5bd1b4a89a7947b421dc4b0e (дата обращения: 12.03.2021).

2. Бродовская Е. В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н. Базовые онлайновые стратегии политического и гражданского участия российских пользователей // Социально-гуманитарные знания. 2017. №8. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/bazovve-onlavnovve-strategii-politicheskogo-i-ета2Ьёатк020-иеЬав1:1уа-г0881у8кШ-р0170уа1е1еу(дата обращения: 10.02.2021).

3. В России растет запрос на новую левопопулистскую партию // ВЕДОМОСТИ

URL:https://www.vedomosti.m/poHtics/articles/2018/10/25/784750-rossn-nuzhna-novaya-1evaya-partiya (дата обращения: 12.03.2021).

4. Как КПРФ «проиграла» революцию // Актуальные комментарии. URL:http://actualcomment.ru/kak-kprf-proigra1a-revo1yutsiyu- 1711071510.html (дата обращения 10.02.202).

5. Николенко К. Д. О специфике «Сталинизма» КПРФ как отличительной черте ее идеологии URL: http s://clck. ru/TghUa (дата обращения 12.03.2021).

6. Никулин Е. Р., Шубин А. Е. Практика манипуляции в информационных ресурсах: теоретическое осмысление проблемы // Скиф. 2020. №21 (41). URL: https://cvberleninka.ru/article/n/praktika-manipu1yatsii-v-informatsionnyh-resursah-teoreticheskoe-osmyslenie-problemy (дата обращения: 10.02.2021).

7. Объяснена ностальгия россиян по эпохе Сталина // LENTA.RUURL: https://lenta.ru/news/2020/10/20/mvthnews5/ (дата обращения: 12.03.2021).

8. Опрос: Сталин обогнал Путина и Пушкина в рейтинге выдающихся личностей // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20170626/1497276857.html (дата обращения 10.02.2021).

9. Социализм выбирает 40% российской молодежи (по результатам исследования «Левада-центра») // Arbuztoday.ru URL: https://arbuztodav. ru/socializm-vybiraet-40-rossii skoj-mo1odezhi/ (дата обращения 12.03.2021).

10. Рейтинг политических партий // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/news/ratings/elektoralnvi reiting politicheskix partij/ (дата обращения 11.02.2021).

11. Albarran A. B. Management of Electronic Media / A. B. Albarran. - 4th ed. -Wadsworth, 2009. - 360 p.

12. Pringle P. K. Electronic Media Management / P. K. Pringle, M. F. Starr, W. E. Mc-Cavitt. - 4th ed. - Boston: Focal Press, 1999. - 496 p.

13. Sherman B. Telecommunications Management: Broadcasting Cable and The New Technologies / B. Sherman. - 2nd ed. - New York, 1995. - 431 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.