Научная статья на тему 'Медийное сознание как аспект медиареальности'

Медийное сознание как аспект медиареальности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1000
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / СОЗНАНИЕ / МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ / МЕДИАСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лысова Наталья Александровна

Медиакультура через средства массовой информации и средства массовой коммуникации формирует не только медиасреду и медиапространство, но и создает медиареальность как неотъемлемую часть современной действительности. Медиареальность задает определенные условия, в которых формируется особый тип массового сознания медийное сознание. В статье с точки зрения культурологического анализа рассматриваются феномены медиареальности и медийного сознания, влияние медиасознания на когнитивные процессы личности и акцентируется внимание на динамических характеристиках медийного массового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медийное сознание как аспект медиареальности»

ЖУРНАЛИСТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 070; 316.77

Н. А. Лысова

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск МЕДИЙНОЕ СОЗНАНИЕ КАК АСПЕКТ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ

Медиакультура через средства массовой информации и средства массовой коммуникации формирует не только медиасреду и медиапространство, но и создает медиареальность как неотъемлемую часть современной действительности. Медиареальность задает определенные условия, в которых формируется особый тип массового сознания - медийное сознание. В статье с точки зрения культурологического анализа рассматриваются феномены медиареальности и медийного сознания, влияние медиасознания на когнитивные процессы личности и акцентируется внимание на динамических характеристиках медийного массового сознания.

Ключевые слова: медиа, сознание, медиареальность, медиасознание.

На сегодняшний день одним из ключевых аспектов, влияющих на социальное развитие и определяющих современные социокультурные реалии, является феномен медиакультуры, пронизывающей практически все сферы жизни человека. Медиакультура через средства массовой информации и средства массовой коммуникации формирует не только медиасреду и медиапространство, но и создает медиареальность как неотъемлемую часть современной действительности.

В связи с чрезвычайной популярностью термина «медиа», используемого в повседневном обиходе как самостоятельной лексической единицы языка и как составной части в составе других лексических единиц, возникает необходимость указать его значения.

Феномен медиа далеко не новый. Но под влиянием бурно меняющейся социокультурной действительности значение самого понятия постоянно трансформируется и расширяется, и это обстоятельство вносит ряд сложностей в его трактовку. В современном мире под «медиа» понимается: «совокупность информационных средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю сообщения в той или иной форме» [7]; «первичный элемент процесса передачи информации от коммуникатора к получателю» [1]; «совокупность различных видов данных (помимо текстовых сообщений), содержащих доподлинно звуковую и визуальную информацию: графику, видео, анимацию (т.н. мультимедиа)» [1]. Заметим, что при таком истолковании функция медиа ограничивается лишь посреднической между коммуникаторами.

Та же ситуация наблюдается и с понятием «медиареальность», под которым понимается, к примеру, «визуальная реальность» [9]. В связи с этим специалистами фиксируется неоднозначность в оценке влияния медиа на сознание человека и на духовную культуру общества. Мы предпримем попытку рассмотреть медиареальность с точки зрения влияния ее на ценностные установки массового сознания, обращаясь к самому феномену медиа и выявляя соотношение медиасознания и медиареальности.

Сущность этих двух явлений - медиа и медиареальность - более глубока, чем принято считать. С точки зрения культурологии, феномен медиа представляет собой определенную сферу культуры, которая актуализирует и транслирует культурные коды, адаптируя, актуализируя и эстетизируя их в зависимости от конкретной социокультурной действительности.

Медиа, естественным образом являясь одновременно создателем, носителем и потребителем культуры, формирует вполне конкретную культурную среду. Соответственно, медиа воплощает функции посредническую и адаптационную между индивидом и социумом. И шире - между индивидом и социокультурной реальностью, выстраивая определенную модель взаимодействия элементов общества. «Медиа и есть та реальность, в которой человек себя мыслит и находит. <.. .> .. .средства общения и организации взаимоотношений и диалога между людьми выступают условиями установления отношений и <...> создают реальность диалога или взаимоотношения (т. е. реального взаимопонимания людей, их действительного соединения в некую единую реальность — группа, сообщество и т. п.)» [5; 4].

Не заостряя внимание на философской стороне вопроса, нам кажется справедливым в рамках данной темы обратиться к точке зрения голландского философа М. Мак-Люэна, который под медиа понимал различые материальные средства, которые предназначены для трансляции не только информации, но и смысла [6]. М. Мак-Люэн утверждал, что сами средства сообщения (и их материально-технические характеристики) способны распространять непосредственное влияние практически на все сферы культуры. «Воздействие технологии происходит не на уровне мнений или понятий, оно меняет чувственные пропорции, или образцы восприятия, последовательно и без сопротивления» [6].

Эту же мысль продолжают развивать и отечественные исследователи. В частности, В. А. Конев понятие медиареальности трактует как реальность / объективную действительность, которая создается под непосредственным или опосредованным влиянием «сообщений средств передачи информации» [5. С. 5]. В этом контексте исключаются различия между медиа и реальностью. «Медиа и есть реальность человека, так как эта реальность есть посредник сначала между человеком и природой, а затем и между людьми, сообществами, институциями и т. п.» [5. С. 5]. А. И. Иваненко медиареальность рассматривает «предельно обобщенно в качестве непосредственного выражения бытия. Истоки медиареальности возводятся к появлению информации, а сознание, таким образом, понимается как производное медиареальности. <...> В современном контексте очевидно, что медиареальность является наиболее имманентным и непосредственным выражением бытия» [2].

Таким образом, являясь транслятором конкретных образцов материальных и духовных продуктов и технологий деятельности, медиареальность, говоря языком культурологии, превращается в культурный текст - комплекс (набор) смыслов культуры, транслируемых посредством знаковых форм, создавая определенную картину мира (или образ реальности). Поскольку всякая информация, заложенная в текст, несет в себе определенный смысл, актуализированный конкретными социокультурными реалиями, следовательно, эта информация будет «дешифрована» и принята обществом. В то же время, на когнитивном уровне происходит усвоение полученной декодированной информации. Так, медиареальность обладает не только функциями коммуници-рования, но и шире: функциями социализации и инкультурации.

Сознание же обладает рядом характеристик, способных тем или иным образом трансформироваться под влиянием потребляемой и осваиваемой информации. А. И. Иваненко приводит следующую классификацию характеристик сознания. Во-первых, это пространственные характеристики, которые по сути своей и так сложно определяемы (как отмечают философы вслед за Аристотелем, сознание выходит за пределы бытия, находясь на границе бытие/небытие). Медиареальность же еще более расширяет эти границы до практически бесконечности. Во-вторых, это динамические характеристики. И, в-третьих, это информационные характеристики. А. И. Иваненко отмечает при этом, что «человек - это существо социальное, но при этом еще и медиазависимое» [2] и вслед за С. Жижеком формулирует свои выводы в тезисе о том, что «средства коммуникации (медиареальность) определяют сознание. <...> мышление современного человека имеет не просто медиальные, но масс-медиальные детерминанты» [2].

В контексте рассматриваемой темы представляется необходимым акцентировать внимание на второй характеристике сознания. Под динамичной способностью понимается когнитивная способность сознания (в том числе и массового) к оценке любых явлений и объектов окружающей действительности, способность к «содержательному реагированию, <...> включающему в себя их опознавание, различение и употребление с учетом социально-коммуникативного контекста и прагматического замысла (совокупности актуальных интенций)» [8. С. 19]. Сознание «способно зарождаться, формироваться и утрачиваться в медиареальности. Последний эффект в наши дни иногда называют зомбированием, хотя, по-видимому, речь не идет о клинических случаях» [2]. Иными словами, под влиянием медиа, трансформирующих культурные смыслы и коды в конкретные образы (наделенные при том конкретными оценочными суждениями) динамическая способность сознания к познанию и восприятию, рефлексия и саморефлексия могут заменяться на готовые интерпретаций, не требующие осмысления. Это на сегодняшний день становится не только прочным основанием массовой культуры и массового сознания, но и мейнстримом современных реалий.

Сегодня мы наблюдаем взаимопроникновение (синтез) медийного и массового сознания. Массовое сознание и так по природе своей не склонно к индивидуализации: оно не склонно диф-

ференциацировать социальные требования, ожидания, нормы и ценности относительно потребностей и индивидуальных особенностей членов общества [1]. Будучи частью медиареальности, массовое сознание стремиться отвергнуть индивидуальный / уникальный опыт, всецело заменяя его «шаблонами», тиражируемыми, в частности, медиа.

Медиасознание уже не предполагает рефлексий, критических оценок (не только фактов или явлений действительности, но и собственного «я»), самосознания и пр. Современный человек как носитель ценностных установок и ориентиров (что непосредственным образом отражается и на когнитивной проекции сознания), сформированный под влиянием медиа, воспринимает «внешний мир не критически, не отделяет <...> внешнюю реальность — от реальности масс-медиа. Массмедийный человек — человек, живущий опытом, почерпнутым из массмедиа. <...> Массмедийный человек — это массовый (массовидный в терминах А. Грамши) человек информационного общества, чье воспитание и образование не выходит за рамки информации, поставляемой медиа; это человек, сформированный медиа, рассматривающий медийные когниции как собственные знания» [4. С. 45].

Такая тенденция неизбежно отражается и на ментальном уровне культуры общества. Восприятие и оценка действительности массовым медийным сознанием понимается как уже установленная и запрограммированная данность, а декодированные и упрощенные до конкретных наглядных образов культурные коды транслируются медиа, как безусловная составляющая бытия. Это, в конечном счете, упрощает, «клиширует» картину мира в пределах массового медийного сознания, неизменно воздействуя и на ментальные репрезентации - актуальные образы действительности [1], - упрощая их из-за отсутствия должного критического осмысления до готовых образцов, стандартизированных медиа.

Список литературы

1. Академик: Словари и энциклопедии [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/dmitriev/2256.

2. Иваненко, А. И. Сознание и медиареальность [Электронный ресурс] / А. И. Иваненко // Онтология и философская антропология. - URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/soznanie-i-mediarealnost.

3. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну [Текст] / Н. Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2006. - 448 с.

4. Клушина, Н. И. Интернациональная конфигурация медийного пространства [Текст] / Н. И. Клушина // Политическая лингвистика. - 2013. - № 2 (44). - С. 40-45.

5. Конев, А. В. Медиа-реальность и реальность медиа [Текст] / А. В. Конев // Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2009. - № 2 (6). - С. 3-10.

6. Мак-Люэн, М. Понимание медиа: Внешние расширения человека [Электронный ресурс] / М. Мак-Люэн. - URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=102820.

7. Маркетинговый словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://www.marketch.ru/marketing_ dictionary/m/media.

8. Полонский, А. В. Медиа и их текстовая реальность [Текст] / А. В. Полонский // Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». - 2015. -№ 18 (215). - С. 17-24.

9. Савчук, В. В. Философия фотографии [Электронный ресурс] / В. В. Савчук. - СПб.: СПбГУ, 2005. - URL: http://artguide.com/posts/963.

MEDIA CONSCIOUSNESS AS AN ASPECT OF MEDIA REALITY

Lysova N. A., Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Natali02/[email protected]

Media culture through mass media and mass communication not only shapes the media environment and media landscape, but also creates media reality as an integral part of modern reality. Mediareality specifies certain conditions in which is formed a special type of mass consciousness and media consciousness. The article from the point of view of cultural analysis considers the phenomena of media

reality and media consciousness, the impact of media consciousness on the cognitive processes of the individual and focuses on the dynamic characteristics of the media of mass consciousness.

Keywords: media, consciousness, mediareality, media consciousness.

References

1. Akademik: Slovari i entsiklopedii [=Ontology and philosophical anthropology], available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/2256. (In Russ.).

2. Ivanenko, A. I. (2006) Soznanie i mediareal'nost' [=Consciousness and mediareality], in: Ontologiya i filosofskaya antropologiya [=Ontology and philosophical anthropology], available at: http://cyberleninka.ru/article/n/soznanie-i-mediarealnost. (In Russ.).

3. Kirillova, N. B. (2006) Mediakul 'tura: ot moderna kpostmodernu [=Media culture: from modern to postmodern], Moscow, 448 p. (In Russ.).

4. Klushina, N. I. (2013) Internatsional'naya konfiguratsiya mediinogo prostranstva [=International configuration of the media space], in: Politicheskaya lingvistika [=Political linguistics], Moscow, pp. 40-45. (In Russ.).

5. Konev, A. V. (2009) Media-real'nost' i real'nost' media [=Media reality and reality of media], in: Vestnik Samarskoi Gumanitarnoi akademii. Seriya «Filosofiya. Filologiya [=Vestnik of Samara Humanitarian Academy. A Series «Philosophy. Philology»], Samara Academy of Humanities, Samara, pp. 3-10. (In Russ.).

6. Mak-Lyuen, M. (2003) Ponimanie media: Vneshnie rasshireniya cheloveka [=Understanding media: External expansion person], available at: http://www.e-reading.club/book.php?book=102820. (In Russ.).

7. Marketingovyi slovar' [=Marketing dictionary], available at: http://www.marketch.ru/marketing_ dictionary/m/media. (In Russ.).

8. Polonskii, A. V. (2015) Media i ikh tekstovaya real'nost' [=Media and text reality], in: Nauchnye vedomosti. Seriya «Gumanitarnye nauki» [=Scientific statements. Series «Humanities Sciences»], Belgorod state University, Belgorod, pp. 17-24. (In Russ.).

9. Savchuk, V. V. (2005) Filosofiya fotografii [=Philosophy of photography], St. Petersburg state University, Saint-Petersburg, available at: http://artguide.com/posts/963. (In Russ.).

Лысова Наталья Александровна - кандидат культурологии, доцент кафедры режиссуры кино и телевидения, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.