Научная статья на тему 'Медицинское образование и вызовы глобализации'

Медицинское образование и вызовы глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
387
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MEDICAL EDUCATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ВСЕМИРНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ МЕДИЦИНСКИХ ШКОЛ / WORLD DIRECTORY OF MEDICAL SCHOOLS / ГЕТЕРАРХИЯ / HETERARCHY / БОЛЕЗНИ БОГАТЫХ / DISEASES OF RICH / БОЛЕЗНИ БЕДНЫХ / DISEASES OF POOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нечаев Василий Сергеевич, Саурина О. С.

Рассмотрены современные проблемы медицинского образования, инициированные глобализацией. Влияние глобализации на медицинское образование носит многовекторный, многофакторный, разнонаправленный, параллельный, аккумулирующий характер, что объединяет все факторы, воздействия, изменения и процессы, привносимые глобализацией в медицинское образование, в гетерархическую систему, которая образована пересекающимися, разнообразными и одновременно сосуществующими структурами. Рассмотрены такие изменения системных условий функционирования медицинского образования, как приоритетность экономического принципа, подмена понятия «медицинская помощь» сервисным понятием «медицинская услуга», болезни богатых и болезни бедных, фактор неопределенности, хаотизация, приоритет прикладного научного знания, индивидуалистическая парадигма медицинского обучения. Показана роль и место Всемирного Указателя медицинских школ в международном медицинском образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The medical education and globalization challenges

The article considers actual issues of medical education initiated by globalization. The impact of globalization on medical education has multi-vector, multi-factor, multi-directional, parallel and cumulative character. This singularity merges all factors, effects, changes and processes adding by globalization to medical education into heterarchy system formed by crossing, manifold, and simultaneously coexisting structures. The alterations of systemic conditions of functioning of medical education as priority of economic principle, substitution of notion “medical care ” by “medical service”, diseases of rich and diseases ofpoor, uncertainty factor, chaotization, priority of applied medical knowledge, individualistic paradigm of medical training are considered. The role and value of the World directory of medical schools in international medical organization is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Медицинское образование и вызовы глобализации»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (1) DOI 10.1016/0869-866Х-2016-1-31-34

Образование и кадры

Образование и кадры

© Нечаев В.С., Саурина О.С., 2016 УДК 378.661

Нечаев В. С.1, Саурина О.С.2 МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 105064, г. Москва, Россия; 2Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко, 394036, г. Воронеж, Россия

Рассмотрены современные проблемы медицинского образования, инициированные глобализацией. Влияние глобализации на медицинское образование носит многовекторный, многофакторный, разнонаправленный, параллельный, аккумулирующий характер, что объединяет все факторы, воздействия, изменения и процессы, привносимые глобализацией в медицинское образование, в гетерархическую систему, которая образована пересекающимися, разнообразными и одновременно сосуществующими структурами. Рассмотрены такие изменения системных условий функционирования медицинского образования, как приоритетность экономического принципа, подмена понятия «медицинская помощь» сервисным понятием «медицинская услуга», болезни богатых и болезни бедных, фактор неопределенности, хаотизация, приоритет прикладного научного знания, индивидуалистическая парадигма медицинского обучения. Показана роль и место Всемирного Указателя медицинских школ в международном медицинском образовании.

Ключевые слова: медицинское образование; глобализация; Всемирный Указатель медицинских школ; гетерархия; болезни богатых; болезни бедных.

Для цитирования: Нечаев В.С., Саурина О.С. Медицинское образование и вызовы глобализации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (1): 31—34. DOI 10/1016/0869-866X-2016-1-31-34

Для корреспонденции: Нечаев Василий Сергеевич, д-р мед. наук, профессор, заведующий отделом Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А.Семашко, [email protected]

Nechaev V.S.', Saurina O.S.2 THE MEDICAL EDUCATION AND GLOBALIZATION CHALLENGES

'The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia;

2The N.N. Burdenko Voronezh state medical university, 394036 Voronezh, Russia The article considers actual issues of medical education initiated by globalization. The impact of globalization on medical education has multi-vector, multi-factor, multi-directional, parallel and cumulative character. This singularity merges all factors, effects, changes and processes adding by globalization to medical education into heterarchy system formed by crossing, manifold, and simultaneously coexisting structures. The alterations of systemic conditions of functioning of medical education as priority of economic principle, substitution of notion "medical care " by "medical service", diseases of rich and diseases ofpoor, uncertainty factor, chaotization, priority of applied medical knowledge, individualistic paradigm of medical training are considered. The role and value of the World directory of medical schools in international medical organization is demonstrated. Keywords: medical education; globalization; World directory of medical schools; heterarchy; diseases of rich; diseases ofpoor

Citation: Nechaev V.S., Saurina O.S. The medical education and globalization challenges. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini (Problems of social hygiene, public health and history of medicine, Russian journal). 2016; 24 (1): 31—34. DOI: 10.1016/0869-866X-2016-1-31-34

For correspondence: Nechaev V.S., doctor of medical sciences, professor, head of department of studies of life-style and health care of population. e-mail: [email protected]

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.

Received 12.11.2015 Accepted 26.11.2015

Состояние здоровья населения России напрямую зависит от качества оказанной медицинской помощи. Условия, которые это качество определяют, многообразны, однако приоритет принадлежит профессиональной подготовленности медицинского персонала, уровень которой определяется качеством и содержанием медицинского образования — системы подготовки и усовершенствования врачей, провизоров, среднего медицинского персонала и научно-педагогических медицинских кадров.

При этом содержание, предмет, тематика, качество и эффективность обучающих программ и модулей зависят от полноты учета глубоких и противоречивых изменений, которые за последние десятилетия

произошли и происходят в медицине и здравоохранении. Ведущая причина этих перемен — глобализация, которая представляет собой процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых информационных (преимущественно компьютерных) технологий [1].

Глобализация активно изменяет содержание научного медицинского знания, воздействует на процессы его получения и понимания медицинскими работниками. Представляется важным обратить внимание на те аспекты, которые все еще недостаточно учитываются в организации медицинского образования.

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (1)

DOI 10.1016/0869-866Х-2016-1-31-34

Медицинское образование занимает зависимую позицию в отношении клинической медицины и здравоохранения. Оно откликается на актуальные стратегические потребности этих двух секторов, принимает и включает в процесс обучения их достижения для подготовки медицинских специалистов с набором востребованных медицинских знаний и пониманий их применения наиболее эффективным образом. Ведя речь о современном медицинском образовании, следует иметь в виду несколько особенностей.

Во-первых, медицинское образование воздействует напрямую на медицинского работника.

Во-вторых, на медицинское образование воздействует напрямую глобализация.

В-третьих, на медицинское образование воздействуют напрямую клиническая медицина и здравоохранение.

В-четвертых, на медицинское образование глобализация воздействует опосредованно через клиническую медицину и здравоохранение.

В-пятых, эти воздействия оказывают раздельное и совместное кумулятивное влияние на медицинского работника.

В-шестых, эти воздействия оказывают кумулятивное влияние на человеческий ресурс медицинского образования, клинической медицины и здравоохранения.

В-седьмых, человеческие ресурсы оказывают раздельное и совместное воздействие на медицинское образование, клиническую медицину и здравоохранение.

Поскольку положительное и отрицательное влияние глобализации на медицинское образование является одновременным и одномоментным и носит непрерывный, всесторонний, многовекторный, многофакторный, разнонаправленный, параллельный, совместный и аккумулирующей характер, речь следует вести о новом явлении — объединении всех факторов, воздействий и изменений, привносимых глобализацией в медицинское образование, в гете-рархическую систему1, в которой ни один способ структурирования не является преобладающим, а любая структура воспринимается как неполная и сопровождается ощущением противоречивости, которое стимулирует очередное новое структурирование.

Необходимо подчеркнуть, что постоянная цель клинической медицины и здравоохранения — охрана и укрепление здоровья населения, лечение и профилактика заболеваний — на системном уровне продолжает сохраняться. Однако изменения, которые глобализация вносит в системные условия функционирования медицинского образования, клинической медицины и здравоохранения, активно проявляют себя и играют все большую роль в определении содержания и качества деятельности этих секторов.

Изменение первое. В основу закладывается экономический принцип, когда в медицинском образовании, клинической медицине и здравоохранении многие формы деятельности или их изменения, свя-

Тетерархия — система, образованная пересекающимися, разнообразными и одновременно сосуществующими структурами.

Education and manpower

занные со здоровьем, болезнью, лечением, профилактикой и реабилитацией, все чаще рассматриваются с финансово-экономических позиций и оцениваются с позиций снижения затрат, что усиливает линейно направленную зависимость отраслей (секторов) от экономики. Понятие «медицинская помощь» настойчиво подменяется более узким экономическим и сервисным понятием «медицинская услуга». Отрасли ориентируются на получение прибыли от своей деятельности при возможно минимальных вложениях. В перспективе такой подход вполне может стать отраслевым стандартом с соответствующими результатами и последствиями.

Изменение второе. Медицинским образованием, клинической медициной и здравоохранением, которые по определению относятся к социально значимым секторам, начинают управлять как предприятием (корпорацией) за счет внедрения принципа унификации, который устанавливает оптимальное число видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей, что неизбежно ведет к сокращению многообразия выборов возможных решений. Менеджмент сосредотачивается на решении текущих «узких производственных» вопросов в ущерб макросистемным потребностям. В организационном отношении экономика здравоохранения и финансово-экономические аспекты клинической медицины постепенно вытесняют и подменяют собой социально-этическую составляющую их деятельности, что в перспективе может уменьшить доступность медицинской помощи для населения.

Изменение третье. Качество и эффективность медицинской помощи начинают оцениваться с преобладающих позиций их экономической эффективности. В результате здравоохранение постепенно «рассекается» на две неравноценные составляющие — здравоохранение для богатых и здравоохранение для бедных. Клиническая медицина получает для своего приложения вместо одной области «болезнь» две — болезни богатых и болезни бедных. Соответственно, медицинское образование начинает в своих обучающих программах все больше учитывать эту противоречивую динамику.

Изменение третье. В повседневной профессиональной и организационной деятельности медицинского образования, клинической медицины и здравоохранения увеличивается число и усиливается приоритет стандартов, типовых нормативов, требований и порядков. В здравоохранении нарастает заоргани-зованность деятельности, в клинической медицине ужесточается стандартизация лечебно-диагностического процесса, что затрудняет определение, анализ и понимание многофакторных и многоаспектных клинических явлений, которые не «вмещаются» в жестко очерченные типовые рамки. Человеческие ресурсы начинают все больше попадать под влияние процессов постепенного ослабления способности к нешаблонному творческому мышлению, синтезу знаний и их всестороннему пониманию.

Изменение четвертое. Возрастает влияние фактора неопределенности, прежде всего в клиниче-

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (1) БО! 10.1016/0869-866Х-2016-1-31-34

Образование и кадры

ской медицине и здравоохранении. Возникновение неожиданных причинно-следственных связей ведет к трудно предсказуемым и преодолимым последствиям, например возникновению новых заболеваний (ВИЧ-инфекция, атипичная пневмония и т. п.) или непредвиденным последствиям управленческих или медико-клинических решений, которые требуют привлечения дополнительных (незапланированных!) научно-исследовательских, организационных, человеческих, управленческих, финансовых и иных ресурсов.

Изменение пятое. Неопределенность способствует генерации неизвестных прежде «нарушений порядка», которые вносят хаотизацию в привычную упорядоченность способов и правил деятельности медицинского образования, клинической медицины и здравоохранения.

Изменение шестое. В медицинском образовании, клинической медицине и здравоохранении наука (особенно фундаментальная) постепенно утрачивает роль главной производительной силы общества и ведущего инструмента духовно-нравственного и научно-технического прогресса, смещается в область прикладного научного знания и используется для решения частных клинических, технологических, организационных и иных текущих вопросов, которые не нуждаются в поиске и использовании новых научных принципов.

Рассмотренные изменения исподволь переориентируют отдельные аспекты медицинского образования, клинической медицины и здравоохранения в определенном направлении. В чем конечная суть этих изменений?

В основу деятельности закладывается экономическая эффективность, которая изначально предусматривает снижение затрат и получение прибыли.

Перемещение в область оказания сервисных услуг (образовательных, медицинских, организационных), т. е. обслуживания.

Внедрение принципов корпоративного управления деятельностью для решения частных «технических» вопросов ради экономической эффективности оказания сервисных услуг.

Пренебрежение политическими, социальными, нравственными и творческими аспектами обучающего, лечебно-диагностического и организационного процессов.

Заорганизованность, застандартизованность и за-регламентированость текущей деятельности, создание ложной видимости ее упорядоченности лишает профессиональную деятельность необходимой гибкости, что критично для эффективного решения нестандартных проблем.

Неопределенность приводит к усложнению и перегрузке деятельности за счет вынуждаемого привлечения дополнительных и незапланированных научно-исследовательских, организационных, человеческих, управленческих, финансовых и иных ресурсов для затратных решений неожиданных и вносящих неразбериху проблем.

Использование научного знания для прикладных целей решения текущих частных вопросов оставля-

ет системные и стратегические проблемы нерешенными, что означает многократное воспроизводство, хотя и в иной форме, прежних частных вопросов и проблем.

Некоторые предварительные итоги. Медицинское образование, являясь системой подготовки и усовершенствования медицинских кадров, вступило в столкновение с вызовами глобализации, от исхода которого зависят профессиональная подготовленность медицинских работников, качество организации и оказания медицинской помощи, состояние здоровья населения. Если брать крупные ключевые блоки проблемы, вырисовывается следующая картина, вернее, сценарии возможных выборов.

Клиническая медицина ориентируется на экономическую эффективность оказания медицинских услуг за счет обеспечения качества лечения, опоры на высокие современные технологии и интенсивного внедрения стандартов лечения, технических нормативов и клинических порядков. Она нуждается в медицинских работниках, чьи профессиональные знания соответствуют применяемым стандартам и порядкам и которые владеют современными медицинскими технологиями.

Здравоохранение ориентируется в управлении на экономическую эффективность организации оказания медицинских услуг за счет оптимизации ресурсного обеспечения, включая медико-технологическое обеспечение, и широкого контроля деятельности через механизмы использования стандартов, нормативов и протоколов. Оно нуждается в работниках, которые обладают профессиональными медицинскими знаниями, в том числе в области организации здравоохранения, владеют технологиями контроля работы медицинских учреждений за счет определения и обеспечения экономической и лечебной эффективности оказания качественных медицинских услуг, владения системами стандартов, протоколов и нормативов.

Глобализация инициировала «ломку» привычной гуманистической модели медицинского образования и науки прошлого века, что неизбежно запустило болезненный процесс смены прежней парадигмы обучения и получения научного знания. Новая парадигма медицинского образования достаточно широко проявляет себя в университетской науке США и набирает силу в университетах Европы. Ее суть состоит в том, что приоритет в процессе обучения отдается не гуманистическим, а индивидуалистическим ценностям. В результате на «выходе» оказывается специалист, ориентированный на карьерный успех, ставящий во главу угла служение себе и своей корпорации и соблюдающий формально-юридическую корректность профессионального поведения [2, 3].

Медицинское образование не может не учитывать современные потребности клинической медицины и здравоохранения в определенным образом обученных медицинских работниках. Соответственно выпускаемый специалист, помимо базовых профессиональных медицинских знаний, должен знать внедряемые стандарты, протоколы и нормативы и уметь соблюдать их формат, владеть современной меди-

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (1)

DOI 10.1016/0869-866Х-2016-1-31-34

цинской техникой, знать современную фармацевтику (что в конечном счете тоже относится к медицинским технологиям) и ориентироваться в экономической эффективности оказания медицинских услуг. При этом следует учитывать два ключевых момента.

Первый момент — ослабление у абитуриентов способности к клиническому мышлению, в том числе в результате застандартизованности школьного образования, и необучению принципам мышления творческого, которое является обязательным условием для понимания действительности и происходящих в ней явлений.

Момент второй — на выходе медицинского образования оказываются медицинские работники, владеющие подробными наборами медицинских знаний, но не умеющие творчески их использовать для понимания ситуаций и явления в клинической медицине и здравоохранении. Необученность творческому мышлению никуда не делась, она в определенной мере даже усугубилась, поскольку клиническое мышление у медицинского специалиста организовано на принципах применения стандартов для принятия решений в типовых ситуациях. Получается так, что научные знания медицинского работника в конечном счете принуждаются быть использованными для решения «технических» вопросов, что требует набора определенных и типовых алгоритмов оказания медицинских услуг. При таком положении дел потребность и необходимость в понимании и обретении новых научных клинических и организационных знаний оказываются невостребованными. Более того, естественная смена поколений профессорско-преподавательского состава приведет к тому, что обучать будущих медиков будут специалисты с «технологическим» клиническим мышлением. Тем самым реальностью станет утрата медицинским персоналом творческого клинического и организационного мышления.

Смена парадигмы медицинского образования ведет к тому, что медицинский университет обретает статус престижного учебного заведения за счет не широко известного названия или авторитетных наград, а своих практикующих выпускников. Репутация учебного заведения теперь поддерживается прежде всего через постоянное присутствие на рынке высшего медицинского образования. Соответственно, решающее значение имеют личные способности и знания обладателя врачебного диплома [3].

Еще одно новое обязательное условие обеспечения профессиональной привлекательности медицинского университета — его включенность в Всемирный Указатель медицинских школ (World directory of

Education and manpower

Medical Schools). Создан и поддерживается Всемирной Федерацией медицинского образования (World Federation for Medical Education, WFME), Фондом улучшения образования и научных исследований в медицине (Foundation for Advancement of International Medical Education and Research, FAIMER) в сотрудничестве с ВОЗ и Копенгагенским Университетом. Включает высшие медицинские учебные заведения, высшие фармацевтические учебные заведения, школы общественного здравоохранения и другие учебные заведения в области медицины и здравоохранения [4].

Вызов глобализации медицинскому образованию и состоит в том, что проспективно в условиях обеспеченности клинической медицины высокотехнологичными ресурсами, обретает реальность ухудшение профессиональной подготовленности медицинских работников, что неизбежно повлечет за собой ухудшение качества оказания и организации медицинских услуг. Один из результатов такого тренда — ухудшение состояния здоровья населения и его многочисленных медико-демографических групп. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М; 2003.

2. Дугин А.Г. Постчеловек и постчеловечество. В кн.: Проблема постчеловека и постчеловечества: Материалы научно-исследовательского семинара. М.: Научный эксперт; 2011; вып. 4: 4—17.

3. Чурилов Л.П. Глобализация, постмодерн и международное медицинское образование. В кн.: Здоровье — основа человеческого потенциала: Проблемы и пути их решения. Т. 8, ч. 1: Труды VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.; 2013: 119—58.

4. Международный Указатель медицинских школ [Электронный ресурс]. http://www.wdoms.org

Поступила 12.11.2015 Принята в печать 26.11.2015

REFERENCES

1. Delyagin M.G. The World Crisis: General Theory of Globalization. [Mirovoy krizis: obshchaya teoriya globalizatsii]. Moscow: INFRA-М; 2003. (in Russian)

2. Dugin A.G. The post-human and post-humanity. In: [Problema postcheloveka i postchelovechestva: Materialy nauchno-issle-dovatel'skogo seminara]. Moscow; 2011; Pt 4: 4—17. (in Russian)

3. Churilov L.P. Globalization, postmodern and international medical education. In: [Zdorov'e — osnova chelovecheskogo potentsiala: Problemy i puti ikh resheniya. T. 8, ch. 1: Trudy VIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem]. St. Petersburg; 2013: 119—58. (in Russian)

4. The World Directory of Medical Schools. [Mezhdunarodnyy Ukaza-tel' meditsinskikh shkol] [On-line resource]. http://www.wdoms.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.