Научная статья на тему 'МЕДИЦИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО БУЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА (VII-XIII ВВ.)'

МЕДИЦИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО БУЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА (VII-XIII ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ МЕДИЦИНА / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / БУЛГАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каримова Д. Ю., Канапацкий А. Я., Каримов Б. Н., Дубинин И. П.

Цель работы - исследование развития медицины Древнего Булгарского государства (VM-XMI вв.), культурно-исторического объекта и культурного памятника, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Материал и методы - исторический, аналитический. Были предприняты переводы с арабского и древнетатарского языков и проведено историко-этнографическое исследование древних рукописей тюркских ученых и литературных произведений булгарских сказителей и поэтов. Результаты и их обсуждение. Древние булгары веками развивали традиционную медицину, благодаря многочисленным восточным рукописным источникам были знакомы с прекрасными образцами медицины Древней Греции - трудами Гиппократа и Галена, располагали знаниями, полученными из великих произведений Абу Али ибн Сины (Авиценны), Абу Райхана аль-Бируни, Абубекра Мухаммеда ибн Закария ар-Рази и других выдающихся ученых-медиков. Медицинской практикой занимались специально подготовленные люди - табибы с глубоким знанием медицинской науки - тыйбб гыйльме, знающие качества лекарственных трав, способы изготовления лекарств. Торговые караваны из Древнего Булгарского государства ходили в страны Арабского Востока, в Среднюю Азию, по «Великому шелковому пути» в Китай, через русские земли в скандинавские и европейские страны, в далекую Византию и другие страны. Среди товаров были лекарства. В истории Древнего Булгарского государства известны имена многих выдающихся табибов, в их числе Ягкуб бине Нугман (1064-?), автор книги «Булгар тарихы» («История булгар») (о его медицинских воззрениях узнаем из трудов арабского ученого и путешественника Абу Хамид аль-Андалуси аль-Гарнатый); Бурхануддин аль-Булгари (XI в.); Ходжа Хасан аль-Булгари (первая половина XII в.), был известен в странах мусульманского Востока. В работе исследуется вклад в развитие восточной медицины той эпохи и других ученых Булгарского государства. Древнейшие книги булгарских ученых-медиков («Тыйбб китаплары») дошли до наших дней. Они имеют научное, историческое и практическое значение, позволяют сохранить преемственность в изучении медицины. Булгарский музей-заповедник входит в список объектов Всемирного наследия, охраняемого ЮНЕСКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL HERITAGE OF THE ANCIENT BULGARIAN STATE (VII-XIII CENTURIES)

The purpose of the work is to study the development of medicine of the Ancient Bulgarian state (VII-XIII centuries), the cultural and historical object and the cultural site included in the UNESCO World Heritage List. Material and methods - historical, analytical. Translation from Arabic and Old Tatar languages has been carried out, and a historical and ethnographic study of ancient manuscripts of Turkic scientists and literary works of Bulgarian storytellers and poets has been carried out. Results and discussion. The ancient Bulgars developed traditional medicine for centuries, thanks to numerous eastern manuscript sources, they were familiar with the wonderful samples of Ancient Greek medicine -the works of Hippocrates and Galen, had knowledge obtained from the great works of Abu Ali Ibn Sina (Avicenna), Abu Rayhan al-Biruni, Abu Bakr Muhammad Ibn Zakariya al-Razi and other outstanding medical scientists. Medical practice was carried out by specially trained people - tabibs with a deep knowledge of medical science - тыйбб гыйльме, who knew the qualities of medicinal herbs and ways of making medicines. Trade caravans from the Ancient Bulgarian state visited the countries of the Arab East, to Central Asia, along the «Great Silk Road» to China, through Russian lands to Scandinavian and European countries, to distant Byzantium and other countries. Medicines were among the goods. In the history of the Ancient Bulgarian state, the names of many outstanding tabibs are known, including Yakub Ibn Nugman (1064-?), author of the book «Булгар тарихы» («History of the Bulgars») (we learn about his medical views from the works of the Arab scientist and traveler Abu Hamid al-Andalusi al-Gharnati); Burhanuddin al-Bulgari (XI century); Khoja Khassan al-Bulgari (the first half of the XII century), was known in the countries of the Islamic East. The paper examines the contribution of other scientists of the Bulgarian state to the development of eastern medicine of that era. The oldest books of Bulgarian medical scientists («Тыйбб китаплары») have reached our days. They have scientific, historical and practical significance, and enable us to preserve continuity in the study of medicine. The Bulgarian Reserve Museum is included in the UNESCO World Heritage List.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО БУЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА (VII-XIII ВВ.)»

г

ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© Каримова Д.Ю., Канапацкий А.Я, Каримов Б.Н., Дубинин И.П., 2023

УДК 61 (09) "06/07" DOI: 10.56685/18120555_2023_76_1_37

^^ МЕДИЦИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО БУЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА = (VII-KIII ВВ.)

Дания Юсуфовна Каримова, д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры медицинской статистики и цифрового

здравоохранения ФГБОУ ВО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования»

Министерства здравоохранения Российской Федерации [125993 Центральный федеральный округ,

г. Москва, ул. Баррикадная, 2/1; тел.: 8 909 916-87-04; е-mail: dania_karimova@mail.ru]

Александр Яковлевич Канапацкий, д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья

и здравоохранения Медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования

ФГБУ ГНЦ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна»

Федерального медико-биологического агентства России [123098 Центральный федеральный округ,

г. Москва, ул. Маршала Новикова, 23; e-mail: kanmin@mail.ru]

Булат Наилевич Каримов, канд. эконом. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования ФГБУ ГНЦ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» Федерального медико-биологического агентства России [e-mail: bulat_karimov@mail.ru]

Илья Петрович Дубинин, аспирант вышеназванной кафедры [e-mail: iliadubinin@yandex.ru]

Реферат. Цель работы - исследование развития медицины Древнего Булгарского государства (VII-XIII вв.), культурно-исторического объекта и культурного памятника, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Материал и методы - исторический, аналитический. Были предприняты переводы с арабского и древнетатарского языков и проведено историко-этнографическое исследование древних рукописей тюркских ученых и литературных произведений булгарских сказителей и поэтов. Результаты и их обсуждение. Древние булгары веками развивали традиционную медицину, благодаря многочисленным восточным рукописным источникам были знакомы с прекрасными образцами медицины Древней Греции - трудами Гиппократа и Галена, располагали знаниями, полученными из великих произведений Абу Али ибн Сины (Авиценны), Абу Райхана аль-Бируни, Абубекра Мухаммеда ибн Закария ар-Рази и других выдающихся ученых-медиков. Медицинской практикой занимались специально подготовленные люди - табибы с глубоким знанием медицинской науки - тыйбб гыйльме, знающие качества лекарственных трав, способы изготовления лекарств. Торговые караваны из Древнего Булгарского государства ходили в страны Арабского Востока, в Среднюю Азию, по «Великому шелковому пути» в Китай, через русские земли в скандинавские и европейские страны, в далекую Византию и другие страны. Среди товаров были лекарства. В истории Древнего Булгарского государства известны имена многих выдающихся табибов, в их числе Ягкуб бине Нугман (1064-?), автор книги « Булгар тарихы» («История булгар») (о его медицинских воззрениях узнаем из трудов арабского ученого и путешественника Абу Хамид аль-Андалуси аль-Гарнатый); Бурхануддин аль-Булгари (XI в.); Ходжа Хасан аль-Булгари (первая половина ХМ в.), был известен в странах мусульманского Востока. В работе исследуется вклад в развитие восточной медицины той эпохи и других ученых Булгарского государства. Древнейшие книги булгарских ученых-медиков («Тыйбб китаплары») дошли до наших дней. Они имеют научное, историческое и практическое значение, позволяют сохранить преемственность в изучении медицины. Булгарский музей-заповедник входит в список объектов Всемирного наследия, охраняемого ЮНЕСКО.

Ключевые слова: восточная медицина, история медицины, Булгарское государство.

^^ MEDICAL HERITAGE OF THE ANCIENT BULGARIAN STATE = (VII-XIII CENTURIES)

Dania Yu. Karimova, Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Medical Statistics and Digital Healthcare of the FSBEI HE Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation [125993 Central Federal District, Moscow, Barrikadnaya str., 2/1; tel.: 8 909 916-87-04; e-mail: dania_karimova@mail.ru]

Alexander Ya. Kanapatsky, Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Public Health and Health Care of the Medical and Biological University of Innovations and Continuous Education FSBI State Scientific Center - A.I. Burnazyan Federal Medical Biophysical Center of the Medical and Biological Agency of Russia [123098 Central Federal District, Moscow, Marshala Novikova str., 23; e-mail: kanmin@mail.ru]

Bulat N. Karimov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Public Health Care of the of the Medical and Biological University of Innovations and Continuous Education FSBI State Scientific Center -A.I. Burnazyan Federal Medical Biophysical Center of the Medical and Biological Agency of Russia [e-mail: bulat_karimov@mail.ru] Ilya P. Dubinin, postgraduate student of the above-mentioned Department [e-mail: iliadubinin@yandex.ru ]

Abstract. The purpose of the work is to study the development of medicine of the Ancient Bulgarian state (VII-XIII centuries), the cultural and historical object and the cultural site included in the UNESCO World Heritage List. Material and methods - historical, analytical. Translation from Arabic and Old Tatar languages has been carried out, and a historical and ethnographic study of ancient manuscripts of Turkic scientists and literary works of Bulgarian storytellers and poets has been carried out. Results and discussion. The ancient Bulgars developed traditional medicine for centuries, thanks to numerous eastern manuscript sources, they were familiar with the wonderful samples of Ancient Greek medicine -the works of Hippocrates and Galen, had knowledge obtained from the great works of Abu Ali Ibn Sina (Avicenna), Abu Rayhan al-Biruni, Abu Bakr Muhammad Ibn Zakariya al-Razi and other outstanding medical scientists. Medical practice was carried out by specially trained people - tabibs with a deep knowledge of medical science - тыйбб гыйльме, who knew the qualities of medicinal herbs and ways of making medicines. Trade caravans from the Ancient Bulgarian state visited the countries of the Arab East, to Central Asia, along the «Great Silk Road» to China, through Russian lands to Scandinavian and European countries, to distant Byzantium and other countries. Medicines were among the goods. In the history of the Ancient Bulgarian state, the names of many outstanding tabibs are known, including Yakub Ibn Nugman (1064-?), author of the book «Булгар тарихы» («History of the Bulgars») (we learn about his medical views from the works of the Arab scientist and traveler Abu Hamid al-Andalusi al-Gharnati); Burhanuddin al-Bulgari (XI century); Khoja Khassan al-Bulgari (the first half of the XII century), was known in the countries of the Islamic East. The paper examines the contribution of other scientists of the Bulgarian state to the development of eastern medicine of that era. The oldest books of Bulgarian medical scientists («Тыйбб китаплары») have reached our days. They have scientific, historical and practical significance, and enable us to preserve continuity in the study of medicine. The Bulgarian Reserve Museum is included in the UNESCO World Heritage List.

Key words: eastern medicine, history of medicine, Bulgarian state.

Древняя медицина, возникшая на территории нынешнего Татарстана, берет свое начало в глубине веков, в медицине различных племен, сменявших друг друга, начиная с эпохи позднего палеолита (40 тыс. лет до н. э.) и включая период средневековья.

К середине II тысячелетия до н. э. (эпоха меди и бронзы) в крае появляются степные скотоводческие племена, представленные так называемой абашев-ской, балановской и срубной культурами. Они входят во взаимодействие с аборигенами края, образуя отряд новых культур, из которых к концу II тысячелетия до н. э. сохраняется и получает развитие лишь при-казанская и поздняковская культуры.

Не вдаваясь во все подробности (это предмет исследования историков и не входит в наши задачи), отметим только период становления Булгарского государства - предшественника Казанского ханства.

В сотрудничестве с нами и консультациях по истории медицины ученым-арабистом Анваром Хайри были предприняты переводы с арабского и древне-татарского языков, проведено историко-этнографи-ческое исследование тюркских древних рукописей и литературных произведений булгарских сказителей и поэтов, дошедших до наших дней.

На рубеже ИМУ вв. н. э. угро-тюркские племена Западной Сибири и Южного Урала перемещаются на запад и северо-запад к берегам Волги, Вятки и Нижней Камы. Во многом это было связано с нашествием гунно-булгар, перешедших в конце IV в. Волгу в ее нижнем течении и распространившихся по всей юго-восточной Европе.

В IV в н. э. низовья реки Камы, среднего течения реки Свияги (правобережье Волги) занимают пришлые племена именьковской культуры, которые вытесняют на север финно-угорские и другие племена, а сами именьковцы в этих местах живут до VIII в.

В конце VI и начале VII в. начинает образовываться Великое Булгарское государство. У каждого вышеупомянутого племени, жившего в разное время, были свои обряды, свои способы охраны здоровья и лечения больных. Неся на себе отпечаток различных обрядов, эти способы лечения, направленные на укрепление здоровья людей и являющиеся первыми шагами медицины, дошли и до периода образования Древнего Булгарского государства. В это время ислам еще не был принят, а люди продолжали жить храня и в повседневной жизни, и в лечении больных традиции своих предков, традиции язычества. Это подтверждается многочисленными археологическими находками.

Одной из таких находок является женская фигурка, названная « маклашеевской всадницей», найденная во время археологических раскопок, проведенных около бывшей деревни Маклашеевка Спасского (ныне Булгарского) района Республики Татарстан в 1966 г. Это бронзовый замок в форме женской фигурки, сидящей верхом на барсе с короной. Основное в этой находке - женщина, прижавшая к груди своего ребенка. Эта фигурка олицетворяет богиню, означающую символ материнства, продолжения рода человеческого и плодородия. А барс указывает на происхождение булгарского народа от барса - правителя, от барса с короной, символизирующего силу, мудрость,

добро и милосердие. (Кстати, до сих пор Ак барс (белый барс) - в эмблеме Республики Татарстан.)

В народной медицине Древнего Булгара, в устном народном творчестве и в средневековой татарской литературе сохранились с древних времен медицинские знания эмпирического характера, т.е. возникшие в результате наблюдений, опытов в природных условиях, обращения к заговорам, заклинаниям, молитвам и пр., к которым прибегали в лечебных целях. В религиозных верованиях языческого периода у древних булгар был культ многочисленных божеств, как, например, Бога Неба - Тенгри, Бога Грома - Куара, богов Солнца, грозы и т.д., имеющих отношение к здоровью людей. Все они связаны с годовыми магическими праздниками, торжествами в их честь, ритуальными обрядами (рождение, смерть), сменами времен года и, соответственно, началом сельскохозяйственных работ, летних кочевок, сбором урожая и т.д. [9].

В верованиях булгар было распространено поклонение деревьям. Так, например, отдельные племена - сувары и берсула особенно почитали громадный дуб, который считался булгарами «жизнепода-вателем и дарователем всех благ». Священные деревья были неприкосновенны. Имели место у булгар и целые священные рощи, а также святилища и идолы, которым они продолжали поклоняться даже в IX в. (время официального принятия ислама). Были и служители культа - жрецы, колдуны, чародеи и знахари, а также особые служители святилищ.

Священные деревья (особенно дуб) олицетворяли образ великой богини, связанной с солнцем, землей, с возрождением природы - деревьев, цветов, всего живого. Изображением желудей священного дуба древние булгары символизировали плодородие, отвращали дурной глаз, а также эти изображения являлись знаком счастливого брака. Поэтому изображения священного дуба в форме «древа жизни», украшения в форме желудей очень популярны в искусстве булгар.

Окружающая булгар природа казалась им одушевленной и населенной злыми и добрыми богами, духами, олицетворявшими собой природные явления. Они наделялись необычайной силой и могуществом. Отсюда обожествление матери-природы, а также стремление с их помощью защититься от злых духов и безжалостных стихий.

В качестве охранительных амулетов мужчины-булгары, сувары, берсула и другие носили на себе золотые и серебряные бляхи с изображением фантастических существ - драконов. Кроме этого, они носили бляхи с изображением туловища орла, головы собаки, рогов сайгака, хвоста змеи. Драконы на этих бляхах были символами вездесущности и всесилия, непобедимости и служили охранителями от воздействия злых сил. Фигурки носимых на себе различных животных, птиц, в том числе тотемного происхождения, имели место и в быту ран-

них булгар. Большинство их являлось оберегами -талисманами.

С языческими поверьями и магией связывались лебедь, дикий гусь и другие птицы, и они продолжают оставаться одним из самых популярных, распространенных мотивов в фольклоре казанских татар. Среди них петух - певец зари, разгоняющий своим криком злых духов ночи, почитался как божество восходящего солнца, как символ жизни и воскрешения, очищения. Культ петуха занимал большое место в верованиях древних булгар и других народов. В древних поверьях рассказывается, что булгары поклонялись лошади, змее и собаке. Они верили, что собака способна отгонять нечистые силы и различные болезни.

С амулетами, талисманами связывались также отдельные подвески в форме миниатюрных ножей, гребней и других, а также когти и зубы волка, собаки, лисы. И все это, по мнению древних булгар, оберегало от различных хворей, от нечистой силы, которая распространяет эти хвори.

Бляхи и подвески с образцами живой природы, талисманы и т.д. входят составными частями в комплекты украшений головного убора, одежды, открытых частей тела, оружия, конского снаряжения. Однако они выражали не только практическую потребность в защите от злых духов, повсюду окружающих человека - в лесу, у ручья, в поле, дома, в пути, но и потребность в воздействии на природу, обеспечении удачной охоты, житейских благ, военных удач и т.д. Обереги, талисманы сопровождали булгар с самого момента их рождения и до самой смерти.

Самые распространенные болезни в древних веках происходили от грязной воды и от употребления сырой пищи, а причиной возникновения и распространения этих болезней, по мнению древних людей, всегда были злые духи, нечистая сила, которые оскверняют воду и пищу. Позже, когда начали понимать причину возникновения болезней, стали предпринимать меры по их предупреждению. Впервые стали появляться понятия «гигиена» (гигиена тела, пищи, постели, одежды и т.д.), «профилактика», «санитария». Примером могут служить многочисленные древнейшие примеры, дошедшие до нас от булгарских предков и составляющие основу народной гигиены. Они нашли отражение в поговорках, пословицах - присловьях, например: «Не плюй в воду - сам пьешь», «Не оскверняй воду - это большой грех», «Не ложись в борозду - хворь заденет», «Не оставляй грудного ребенка одного - черт подменит», «Есть мясо павшего животного - большой грех», «Выбрасывать остатки пищи вблизи жилища - большой грех». Эти и другие присловья живут среди татар и в настоящее время. У древних булгар был широко распространен культ святых родников, чистых водоемов.

Основываясь на древнейших обрядах и обычаях, противостояли таким распространенным эпидемиям, как холера, оспа, корь, отдельным болезням (лихорадка, эпилепсия) путем заговоров, заклинаний и ма-

гических действий. А целью применения такого способа являлось изгнание злых духов из тела больного и избавление от болезней, возникших в результате «заселения в организм человека злых духов и их передвижения из одного органа в другой» [7].

О способах лечения различных болезней древними булгарами сообщается в многочисленных преданиях и древних рукописных источниках, сведения о них дошли до наших дней. Как рассказывает одно такое предание, дочь-красавица Айдар хана - одного из первых правителей Древнего Булгарского государства - Туйбике заболела тяжелой болезнью, ее свалил паралич («фалиж зэхмэте»). Хану, сильно переживавшему за здоровье любимой дочери и готовому выполнить любые пожелания сумевшего вылечить ее, сообщили, что в городе находятся табибы (врачи), приехавшие из далекой мусульманской страны, т.е. из Арабистана, и они смогут вылечить Туйбике. По приказу хана табибов (врачей) доставили в ханский дворец, они обещали вылечить Туйбике, но с одним условием: хан и его близкие должны принять мусульманскую религию. После принятия ханом этого условия табибы вылечили Туйбике, и хан со своими близкими принял ислам. Так гласит легенда.

В реальности же Алмуш хан, правивший Древним Булгарским государством в первой половине X в. и написавший письмо-обращение к Багдадскому халифу аль-Муктадиру с просьбой прислать в Булгары строителей, учителей, ученых-богословов, табибов (врачей) и других специалистов, взамен этого обещавший принять ислам в качестве официальной религии Булгарского государства, в своем письме жаловался на личное здоровье. В своих путевых записях (они сохранились полностью) секретарь Багдадского посольства, прибывшего по просьбе Алмуш хана в Булгарское государство, известный арабский путешественник и писатель Ахмед ибн Фадлан свидетельствует: «Алмуш хан был человеком высокого роста и очень тучным, тяжело дышал при ходьбе...». Видимо, он страдал сахарным диабетом («бирэн зэхмэте») и другими недугами. В те времена и в самом Булгар-ском государстве имелось множество табибов, знахарей, предсказателей, заклинателей, гадальщиков, «колдунов, волшебников», изготовителей лекарств и др. Но, видимо, по причине чрезмерной идеализации центра мусульманской религии Багдада, считая, что там должно быть все лучше, Алмуш хан просит халифа прислать к нему табибов и лекарств. С другой стороны, можно предположить, что он хотел показать свое стремление к профессиональной медицине, которая на мусульманском Востоке в те времена находилась на достаточно высоком уровне [13].

В Древнем Булгарском государстве, кроме вышеупомянутых и унаследованных от язычества «волшебных» способов лечения, таких как заговоры, заклинания, колдовство, знахарство и др., была и рациональная медицина, лечение с помощью различных трав, с применением минералов, сырья живот-

ного происхождения, использованием методов хирургического вмешательства и др. [7].

В книге выдающегося тюркского ученого X в. Махмуда Кашгари «Диван Луган ат-Тюрк» («Словарь тюркского языка») дается перевод слова «ут» («огонь») как «трава и лекарство» из трав [5].

Словосочетания со словом « ут» с тех далеких времен дошли до наших дней, и в литературном татарском языке употребляются в таких сочетаниях, как «ут эчуче сырхау» («больной, пьющий лекарство из трав»), «утлап йеруче хайваннэр» («животные, которые пасутся») и т.д.

Как свидетельствует известный арабский путешественник и купец аль-Гарнати, побывавший в Древнем Булгарском государстве в Х11 в., «...при простудных заболеваниях булгары лечились медом и парились в банях березовым веником, а камни из почек выводили, употребляя мясо клеста («чуеркошы»).

В устном народном творчестве также можно увидеть мечту наших предков-булгар о хорошей жизни, скорейшем выздоровлении, хороших табибах и лекарствах. В них часто встречаются сюжеты на такие темы: например, оживление мертвого человека; отыскание лекарств для больной матери, ребенка, сестры, царя; оживление царской семьи; женитьба табиба по предварительной договоренности на царской дочери; принятие ислама по предварительной договоренности между табибами, народом и царем за излечение его дочери.

В поэме «Кыйссаи Юсуф», написанной в 1206 г., выдающийся булгарский поэт Кул Гали, живший в конце Х11 и в первой половине Х111 столетия, упоминает способ установления диагноза путем исследования пульса больного. Видимо, как и другие интеллигентные люди булгарского государства, Кул Гали был хорошо осведомлен о медицине, т.е. «гыйльмет-тыйбб». Наверное, в его руки попал и восточный медицинский трактат под названием «Китабен-набыз» («Книга о пульсе»), очень популярный среди булгарского населения [11].

В определенное время года, особенно весной, обостряются различные болезни, сопровождающиеся головной болью, повышением давления, одышкой и т.д. В таких случаях древние булгары лечились кровопусканием, ставили пиявки и верили в то, что можно вылечить больного путем очищения, выводя «нечистую, испорченную кровь» из организма. Великий Кул Гали в своей поэме «Кыйссаи Юсуф» также упоминает способ лечения кровопусканием и пиявками. В результате выздоровления после подобного лечения пиявки стали объектом сравнения в хорошем смысле слова. Например, «солек кебек сылу гэудэ» («изящная фигура, как у пиявки»), «солек кебек ат» («конь, как пиявка»), «солектэй егет» («молодец, как пиявка») и т.д. Упомянутые в поэме «Кыйссаи Юсуф» хирургические инструменты - ланцеты часто встречаются и среди археологических находок булгарского периода. Кроме этих маленьких обоюдоострых хи-

рургических ножей-ланцетов, среди находок, обнаруженных во время археологических раскопок в Биляр-ске, имеются и пинцеты.

Казанские ученые-археологи сделали уникальное научное открытие, обнаружив остатки доменных печей, в которых древние булгары на территории Древнего Булгарского государства, первыми в Европе, плавили чугун, сталь, обрабатывали железо и другие металлы. Из них они делали различные предметы - орудия труда и войны, ювелирные изделия, кухонную утварь, хирургические инструменты -как для собственных нужд, так и для продажи во многие другие страны.

Среди археологических материалов, обнаруженных во время раскопок на территории Древнего Бул-гарского государства, имеются также тигли для плавки металла, различных типов наковальни, молоты, молоточки, щипцы, щипчики, ножницы для разрезания тонких листов металла, пробойники, зубила, глиняные и каменные формы для отливки некоторых изделий. С этими инструментами древние булгары творили чудеса, изготовляя и предметы больших размеров, и ювелирные изделия, и тончайшие медицинские инструменты, пользующиеся большим спросом у тогдашних купцов, приезжавших из многих стран мира в Древнее Булгарское государство для товарообмена.

Из различных источников, особенно при ознакомлении с археологическими находками, мы знаем, что древние булгары уделяли огромное внимание гигиене, чистоте и опрятности. Основополагающие элементы ислама - совершение ритуального омовения (тахарэт), обмывание (госел), соблюдение поста (ура-за), различные движения во время совершения молитвы (намаз), здоровая мораль - составляют основу народной гигиены. С ранних лет детей обучали правилам гигиены. Кроме мер, связанных с гигиеной тела, т.е. с личной гигиеной, было в центре внимания соблюдение гигиены в питании, содержании жилища, одежды, хранении пищи, воды, масел и лекарств. Для последних использовали погреба, овраги, специальные емкости, посуду. Древние булгары сами изготавливали различную посуду, горшки, сосуды для хранения лекарств из стекла, глины, дерева, железа и из других материалов - различной величины, различной конфигурации и предназначения. Все это создавалось в достаточном количестве для собственных нужд и оставалось для продажи. Древние булгары во многих странах продавали не только посуду, сосуды для лекарств, но и различные лекарства собственного изготовления.

Например, арабский географ и путешественник Шамсутдин ал-Мукаддиси в своих путевых записях написал «...о включении в список дорогих товаров жидкости темно-бурого цвета» - булгарско-го лекарства, вывозимого из Булгара на Восток и в другие страны. На основе веками накопленного опыта, испытаний и наблюдений древние булгары сами научились изготавливать природные лекар-

ства от различных болезней. Например, оставшуюся золу после сжигания старой кожи они смешивали с головным мозгом свежезарезанного животного, и эту маслообразную смесь, называемую «болгар тиресе» («булгарская кожа») применяли для лечения кожных болезней и особенно тяжелых ран. Это популярное лекарство имело большой успех, его охотно покупали у древнебулгарских купцов, торговавших в Афганистане, Северной Индии, в некоторых областях Ирана, где называли его по-персидски «чарме-и-бухгар».

Ислам, начавший свое распространение в первой половине VII в. и официально принятый народами Волжской Булгарии в 922 г., оказал огромное положительное влияние на традиционную медицину, существовавшую и до его принятия.

В течение всего 2022 г. в общероссийском масштабе проходили государственные мероприятия в честь 1100-летия принятия ислама на территории современной России.

В городе Булгар, существующем до сих пор с таким названием, при археологических раскопках были найдены многочисленные артефакты булгарско-го периода, полностью сохранившаяся мечеть, руины палат, колонна. Проведены огромные реставрационные работы, создан музей-заповедник, включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построено роскошное здание Российского Исламского университета, где успешно обучаются студенты (шакирды) из разных регионов России, дальнего и ближнего зарубежья.

Возвращаясь к медицинской тематике, надо отметить, что после принятия ислама широко распространялись способы лечения всех болезней при помощи многочисленных целительных молитв из Корана. В числе способов лечения болезней заговоры и заклинания; ношение амулетов с « волшебными» молитвами; бумажные листки с « волшебными» словами, цифрами и буквами; многочисленные молитвы, написанные на чайной тарелке шафрановыми чернилами, предназначенные для лечения после употребления вовнутрь снадобья, полоскания рта теплой водой с молитвами от всех внутренних болезней.

Существовал целый арсенал книг о способах лечения множества различных болезней. Книга «Йол-дызнамэ» («Астрология») - сборник молитв, предназначенных для лечения различных болезней, связанных с движением Солнца, Луны и звезд, а также для предсказания болезней, которые могут поразить человека, рожденного под тем или иным знаком зодиака; книга «Тэгъбирнамэ» («Сонник»), предсказывающая болезни по снам; «Фал китабы» («Книга предсказания»), предсказывающая судьбу человека, его успехи, неудачи и болезни.

Сведения о методах лечения дополнялись и обогащались после принятия ислама, влияние которого на традиционную народную медицину было колоссальным.

В вышеупомянутой поэме «Кыйссаи Юсуф» Кул Гали также ссылается на фрагмент одной из этих книг: «...египетский царь увидел во сне восемь упитанных коров и восемь тощих коров. Истолковывая этот сон, Юсуф сказал царю, что впереди его страну ждет восемь лет обильной, богатой жизни, а затем и восемь лет голодной, тяжелой жизни, в течение которых будет много бедствий и эпидемий». Кстати говоря, эпидемии часто вспыхивали и в Древнем Булгарском государстве, об этом свидетельствуют вскрытые могильники, обнаруженные во время археологических раскопок. При эпидемиях, особенно холеры, древние булгары ночью вспахивали плугом землю вокруг местности, где проживали, а также читали « волшебные» молитвы и заговоры. В зараженную местность никого не пускали и никого откуда не выпускали, создавая тем самым своеобразный карантин [11].

В Древнем Булгарском государстве принимали и предупредительные, профилактические меры против многочисленных болезней. Для этого на огромных рынках Древнего Болгарского государства продавали лекарственные травы, готовые лекарства, рукописные книги с объяснением их применения, медицинские инструменты, обезболивающие средства во время операций - опиум («эфьюн»), различные сосуды для лекарств и др. Медицинской практикой занимались, как было уже сказано, специально подготовленные люди - табибы с глубоким знанием медицинской науки («тыйбб гыйльме»), их помощники и ученики, знающие свойства лекарственных трав, особенности того или иного готового лекарства, способы их изготовления и хранения, назначение и дозы. Для продажи лекарств отводились определенные места; лекарства взвешивали на весах и продавали всем нуждающимся. Некоторые лекарства изготавливали тут же, при покупателе. Как уже было сказано, булгарские лекарства находили сбыт во многих странах.

Торговые караваны из Древнего Булгарского государства ходили в страны Арабского Востока, в Среднюю Азию, по «Великому шелковому пути» в Китай, через русское государство в скандинавские и европейские страны, в далекую Византию, в страны «темных ночей» и в другие дальние земли. Путники-мусафиры, идущие в этих караванах, имели навыки по охране здоровья, а также специальную медицинскую подготовку. Если среди караванщиков кто-либо заболевал, а подходящего лекарства не находилось, то они тут же сами изготавливали его и лечили больного.

Где бы ни находились древние булгары, они всегда досконально знали назначение, свойства и виды лекарственных трав той местности, той страны, той части земного шара, где находились сами, способы изготовления лечебного снадобья. Всему этому обучали в учебных заведениях того времени - медресе. В каждом медресе большое внимание уделяли медицинской подготовке учащихся. «Тыйбб гыйльме»

(«Медицинские знания») были обязательными в качестве специального учебного предмета. Учащихся с малых лет учили пользоваться подручными, природными средствами лечения. Обязательными также были сопутствующие медицине такие предметы, как «Гыйльмен-нэбатат» («Ботаника»), «Гыйльмел-кимия» («Химия»), «Гыйльмел-хайванат» («Зоология»), «Гыйльмет-табигыять» («Природоведение»), «Гыйльмез-зирагать» («Агрономия»), «Табакатул-арз» («Геология») и др. Владея подобными знаниями, древние булгары никогда не оказывались в трудных ситуациях.

Безусловно, развитию медицины способствовали многочисленные рукописные книги, обобщающие народный многовековой опыт врачевания, привезенные из арабских стран, великие произведения Абу Али ибн Сины, Абу Райхана аль-Бируни, Абубекра Мухаммеда ибн Закария ар-Рази и других выдающихся табибов. Особое значение имели труды местных, бул-гарских табибов, освещающие премудрости изготовления лекарств из местных растений и сырья животного происхождения [1, 2, 6].

Древние булгары не только были хорошо знакомы с прекрасными образцами медицины Древней Греции - трудами Гиппократа и Галена, Абу Али ибн Сины (Авиценны), но и сами оставили после себя немало важных медицинских трудов [3, 4].

В истории Древнего Булгарского государства известны имена многих выдающихся табибов:

Ягкубб ине Нугман (1064-?) - автор книги «Булгар тарихы» («История булгар») - булгарский судья, историк, юрист, табиб. Его медицинские воззрения нам передает его современник и собеседник, арабский ученый и путешественник Абу Хамид аль-Андалуси аль-Гарнатый [12].

Бурхануддин аль-Булгари. Известный табиб XI в. Жил в Древнем Булгарском государстве, автор книги «Гади дэвалар турында» («О простых лекарствах»).

ХоджаХасан аль-Булгари. Известный булгарский табиб, живший в первой половине Х11 в. Был известен в странах мусульманского Востока. К его могиле в городе Газни Афганистана приезжают больные люди из Ирана, Индии и Афганистана, чтобы помолиться и получить исцеление. Они пьют минеральную воду из родника, расположенного вблизи его могилы, в надежде избавиться от кожных, нервных и других болезней. Легендарная личность [10].

Абу-ль-Аля Хамид ибн Идрис аль-Булгари. Булгарский табиб первой половины Х11 в. В 1120-1130 гг. обучался в высшем учебном заведении («Мэдрэсэ-игалия») в г. Биляре - столице Древнего Булгарского государства. Он написал о человеческом эмбрионе, его развитии, вселении в него души и о других явлениях, связанных с дородовым развитием ребенка. Эти описания и предположения булгарского таби-ба не противоречат современной эмбриологии [8].

Таджуддин ибне Юнус и его родной брат Хамид ибне Юнус аль-Булгари - булгарские табибы, впо-

следствии они жили и работали в Иракском городе Мосуле. Второй из этих табибов по просьбе известного табиба Бадруддина Махмуда бине Усма-на в 1120-1121 гг. переписал книгу своего брата, т.е. Таджуддина аль-Булгари, «Ат-тиръкулькабир» («Самые лучшие противоядия»). Эта рукописная книга в настоящее время хранится в библиотеке Иранского меджлиса в Тегеране.

Низамуддин аль-Булгари - булгарский табиб, Х11 в. Написал книгу « Манафигун-нас ганил-амраз» («Предупреждение людей о болезнях»).

Ссылаясь на рукописную книгу одного из булгар-ских табибов по «диететике», татарский табиб XIX в. Мусагид бине Мустафа Йортыши в своей рукописной книге «Тыйбб китабы» («Книга по медицине») дает множество интересных советов по диете людям, страдающим в различные сезоны года от обострения заболеваний.

Выводы. Булгарская медицина в свое время достигла больших успехов и была известна далеко за пределами Древнего Булгарского государства. Это стало возможным благодаря веками накопленному опыту традиционной народной медицины Древнего Булгарского государства и знанию высокоразвитой восточной медицины той эпохи. Книги булгарских ученых по медицине («Тыйбб китаплары») дошли до наших дней,они имеют научное, историческое и практическое значение.

Литература

1. Абу Али ибн Сина. Канон врачебной науки / Абу Али ибн Сина; перевод с арабского. - 2-е изд. - Ташкент: Фан, 1981.

2. Абу Али ибн Сина. Канон врачебной науки: избранные разделы / Абу Али ибн Сина; перевод с арабского; составители У.И. Каримов, Э.У. Хуршут; АНР Узбекистан, ин-т востоковедения им. Абу Райхана Беруни. - Ташкент: Фан, 1994.

3. Абу Али ибн Сина. Канон врачебной науки / Абу Али ибн Сина; перевод с латинского. - Москва: ООО «Попурри», 2000.

4. Абу Али ибн Сина (Авиценна). О сохранении здоровья / Абу Али ибн Сина; составление, дополнения, примечания, комментарии В.И. Бочалова. - Воронеж, 2011.

5. Ауэзова, З.-А.М. Махмуд ал-Кашгари. Диван Луган ат-Турк / З.-А.М. Ауэзова. - Алматы: Дайк-Пресс, 2005.

6. Бессмертное наследие мусульманской цивилизации / под редакцией Т.С. Салима, аль Хасани. - Москва: National Geographic, 2016.

7. Галиуллин, А.Н. Медицина Волжской Булгарии и Казанского ханства / А.Н. Галиуллин. - Казань, 1997.

8. Давлетшин, Г.М. Волжская Булгария: духовная культура в домонгольский период: X - начало XIII вв.) / Г.М. Давлетшин. - Казань: Татарское книжное издательство, 1990.

9. Зыятдинов, К.Ш. Дорога через века: (история развития здравоохранения и медицинской науки на территории Республики Татарстан от древности до наших дней) / К.Ш. Зыятдинов, А.Н. Галиуллин. - Казань: Слово, 2012. - 136 с.

10. Коледаров, П.С. Ходжа Булгар - лечитель в Газни в первой половине двенадцатого века / П.С. Коледаров // Асклепий. Международный ежегодник социалистических стран истории и теории медицины. - Т. 3. - София, 1974. - С. 66-77.

11. Кул Гали. Кыйсса-и Йусуф. Избранные строфы / Кул Гали; перевод С.Н. Иванова. - Казань: Идел - Идель, 2018.

12. Мухаметшин, Р.М. История развития мусульманского права среди волжских болгар / Р.М. Мухаметшин, А. Р. Мухамадеев // Научный Татарстан. - 2013. - № 3. -С. 46-52.

13. Путешествие ибн Фадлана: волжский путь от Багдада до Булгара. - Москва: Издательский дом Марджани, 2016.

References

1. Abu Ali ibn Sina. Kanon vrachebnoi nauki / Abu Ali ibn Sina; perevod s arabskogo. - 2-e izd. - Tashkent: Fan, 1981.

2. Abu Ali ibn Sina. Kanon vrachebnoi nauki: izbrannye razdely / Abu Ali ibn Sina; perevod s arabskogo; sostaviteli U.I. Kari-mov, E.U. Hurshut; ANR Uzbekistan, in-t vostokovedeniya im. Abu Raihana Beruni. - Tashkent: Fan, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Abu Ali ibn Sina. Kanon vrachebnoi nauki / Abu Ali ibn Sina: perevod s latinskogo. - Moskva: OOO «Popurri», 2000.

4. Abu Ali ibn Sina (Avicenna). O sohranenii zdorov'ya / Abu Ali ibn Sina; sostavlenie, dopolneniya, primechaniya, kom-mentarii V.I. Bochalova. - Voronezh, 2011.

5. Auezova, Z.-A.M. Mahmud al-Kashgari. Divan Lugan at-Turk / Z.-A.M. Auezova. - Almaty: Daik-Press, 2005.

6. Bessmertnoe nasledie musul'manskoi civilizacii / Pod redakciei T.S. Salima, al' Hasani. - Moskva: National Geographic, 2016.

7. Galiullin, A.N. Medicina Volzhskoi Bulgarii i Kazanskogo hanstva / A.N. Galiullin. - Kazan', 1997.

8. Davletshin, G.M. Volzhskaya Bulgariya: duhovnaya kul'tura v domongol'skii period: X - nachalo XIII vv.) / G.M. Davletshin. - Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1990.

9. Zyyatdinov, K.Sh. Doroga cherez veka: (istoriya razvitiya zdravoohraneniya i medicinskoi nauki na territorii Respubliki Tatarstan ot drevnosti do nashih dnei) / K.Sh. Zyyatdinov, A.N. Galiullin. - Kazan': Slovo, 2012. - 136 s.

10. Koledarov, P.S. Hodzha Bulgar - lechitel' v Gazni v pervoi polovine dvenadcatogo veka / P.S. Koledarov // Askle-pii. Mezhdunarodnyi ezhegodnik socialisticheskih stran istorii i teorii mediciny. -T. 3. - Sofiya, 1974. - S. 66-77

11. Kul Gali. Kyissa-i Iusuf. Izbrannye strofy / Kul Gali; perevod S.N. Ivanova. - Kazan': Idel-Idel', 2018.

12. Muhametshin, R.M. Istoriya razvitiya musul'manskogo prava sredi volzhskih bolgar / R.M. Muhametshin, A.R. Mu-hamadeev // Nauchnyi Tatarstan. - 2013. - № 3. - S. 46-52.

13. Puteshestvie ibn Fadlana: volzhskii put' ot Bagdada do Bulgara. - Moskva: Izdatel'skii dom Mardzhani, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.