Научная статья УДК 349.3:61
https ://d oi.org/10.24158/tipor.2023.6.30
Медицинско-санитарное обслуживание коренных малочисленных народов Дальнего Востока в 20-е гг. ХХ в. - 10-е гг. XXI в.: историко-правовой аспект
Андрей Иванович Гореликов
Комсомольский-на-Амуре государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия, Gorelikov-Andrei@mail.ru
Аннотация. Исследование посвящено развитию нормативно-правового регулирования прав коренных малочисленных народов на медико-санитарное обслуживание как фактор государственного обеспечения их устойчивого развития середины 20-х гг. ХХ в. - 10-е гг. XIX в. Рассмотрены становление системы здравоохранения, ее основные задачи и функции, закрепление гарантий ее реализации в ряде сфер охраны здоровья коренного населения. Изучены правовые аспекты охраны здоровья коренных малочисленных народов в условиях современной России. Проведен сравнительный анализ документов международного права и отечественного законодательства в области обеспечения аборигенных народов арктических стран и коренного малочисленного населения российского Дальнего Востока медицинским обслуживанием, решения проблем демографической политики. Выявлено, насколько соответствует сформировавшаяся система медицинского обеспечения малочисленных народов российского Дальнего Востока и традиционных этносов западных государств внутринациональному законодательству в сфере права на медицинское обслуживание.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы, Дальний Восток, здравоохранение, медицинское обслуживание, законодательство
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Гореликов А.И. Медицинско-санитарное обслуживание коренных малочисленных народов Дальнего Востока в 20-е гг. XX в. - 10-е гг. XXI в.: историко-правовой аспект // Теория и практика общественного развития. 2023. № 6. С. 232-236. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.6.30.
Original article
Medical and Sanitary Services to Indigenous Minorities of the Far East in the 20s of the XX C. - 10s of the XXI C.: Historical and Legal Aspect
Andrey I. Gorelikov
Komsomolsk-na-Amure State University, Komsomolsk-on-Amur, Russia, Gorelikov-Andrei@mail.ru
Abstract. The presented research is focused on the development of normative-legal regulation of the rights of indigenous minorities to medical and sanitary services as a factor of state provision of their sustainable development in the mid-20s of the XX c. - 10s of the XIX century. Formation of health care system, its main tasks and functions, fixation of guarantees of its realization in a number of spheres of health care of indigenous minorities are examined. The legal aspects of indigenous minorities' health care in the conditions of modern Russia are investigated. International law documents and domestic legislation in the field of providing aboriginal peoples of the Arctic countries and the indigenous populations of the Russian Far East with medical care and addressing demographic policy issues were analyzed in a comparative manner. The article reveals to what extent the existing system of medical care for indigenous minorities of the Russian Far East and traditional ethnic groups of the Western states complies with the domestic legislation in the sphere of the right to medical care.
Keywords: indigenous peoples, Far East, healthcare, medical care, legislation Funding: Independent work.
For citation: Gorelikov, A.I. (2023) Medical and Sanitary Services to Indigenous Minorities of the Far East in the 20s of the XX C. - 10s of the XXI C.: Historical and Legal Aspect. Theory and Practice of Social Development. (6), 232-236. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.6.30 (In Russian)
Многонациональный состав России включает особую этническую общность, насчитывающую 40 этнических групп, освоивших обширные территории Севера, Сибири и Дальнего Востока. Приспособленность к экстремальным природным и климатическим условиям, специфические формы самобытной хозяйственно-экономической деятельности (оленеводство, рыболовство, охота), уникальная культура сформировали традиционный образ жизни. Гармоничное сосуществование с природой, специальные навыки, знание природной среды обеспечили не только их выживание, но и развитие (Леонов, Шеварёва, 2017; Скоринов, 2020).
© Гореликов А.И., 2023
В научной литературе проблема охраны здоровья коренных малочисленных народов Российской Арктической зоны получила широкое освещение. Менее изученными остаются вопросы медицинского обслуживания коренного населения таежно-тундровой зоны Дальнего Востока.
Для исследуемой проблемы наибольший интерес представляет Дальний Восток, где в начале ХХ в. под угрозой исчезновения оказалось аборигенное население по причине отсутствия всякого медицинского обслуживания (Климова, Иващенко, 2020). В отчете общеземельной организации за 1908 г. отмечалось, что коренное население находилось вне сферы влияния медицины. Оспа никогда не прекращалась и время от времени принимала эпидемический характер, когда вымирали целые стойбища. Корь и грипп значительно сокращали и без того малочисленное местное население1.
Методологическую основу предпринятого исследования составили системный и сравнительный анализ, цивилизационный подход. Информационная база представлена данными Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, региональных архивов, нормативно-правовыми документами, научными публикациями.
С установлением советской власти для включения коренных малочисленных народов в социально-экономические сферы строящегося социалистического государства правительственным постановлением РСФСР 20 июня 1924 г. был создан Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера). Основной задачей являлось оказание помощи аборигенному населению в хозяйственно-экономическом, административно-судебном и культурно-санитарном отношении. При изучении положения медицинского обслуживания в местах проживания наиболее многочисленной части коренного населения Дальнего Востока сотрудники Комитета Севера констатировали факт функционирования лишь одного медицинского пункта в районе проживания более 12 тысяч нанайцев2. На Чукотке и Камчатке ведущие кочевой и полукочевой образ жизни чукчи и коряки оставались без какой бы то ни было медицинской помощи, что ставило под угрозу их существование.
Многовековой изоляционный образ жизни аборигенного населения в суровых условиях на наименее заселенной части российского Дальнего Востока сформировал 19 групп этнических меньшинств с особым иммунитетом, значительно отличающимся от иммунитета народов Центральной России (Право на охрану..., 2018: 212). По всей вероятности, спецификой иммунитета объясняется их чрезвычайная уязвимость. Оценивая состояние здравоохранения в местах проживания аборигенного населения на начало 1930-х гг., Дальневосточный революционный комитет (Дальревком) пришел к заключению, что медико-санитарная помощь отсутствует, а эпидемии оспы, кори, тифа и прочие обычны. Особенно губительна оспа, которая не прививалась аборигенам около 8 лет3. Результатом крайне неудовлетворительного состояния медицинского обслуживания являлась высокая доля смертности, а у отдельных народностей (чукчей, коряков, алеутов) она превышала рождаемость. Так, рождаемость у коряков составляла 3,3 %, смертность - 5,2, у чукчей рождаемость - 2,7, смертность - 3,2 %. Особенно высока была смертность у детей в возрасте до 1 года. У чукчей она равнялась 31,0 %, у коряков - 41,6 %4. Антисанитария, отсутствие элементарной медицинской помощи вели к массовому заболеванию женщин-рожениц, нередко со смертельным исходом. В свою очередь, это приводило к диспропорции мужского и женского населения.
Такова была общая картина медицинского обслуживания аборигенного населения, с которой встретился Комитет Севера при организации системы здравоохранения. Предстояло провести большую работу по сбору данных, которые должны были лечь в основу комплексной программы медико-санитарного обслуживания местных жителей. Наряду с хозяйственно-экономической, культурно-образовательной проблемами санитарно-медицинский вопрос впервые в историческом развитии коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока становится объектом нормативно-правового обеспечения, начало которому положило Временное положение об управлении туземных народностей северных окраин РСФСР 1926 г.5 С позиции международного права этот документ представлял собой развернутую программу создания системы здравоохранения, позволившей охватить медицинским и санитарно-гигиеническим обслуживанием все территории проживания аборигенных народов.
1 Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 2413. Оп. 4. Д. 100. Л. 150.
2 Там же. Л. 151.
3 Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. 58. Оп. 1. Д. 30. Л. 2.
4 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 3977. Оп. 1. Д. 378. Л. 133.
5 Об утверждении Временного положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР [Электронный ресурс] : декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 25 окт. 1926 г. // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/dekret-vcik-snk-rsfsr-ot-25-10-1926-goda-ob-utverzhdenii-vremen-nogo-polozheniya-ob (дата обращения: 20.06.2023).
Начальный этап организации медико-санитарного обслуживания аборигенного населения отмечен созданием подвижных врачебно-санитарных отрядов. В Сибири действовало 16 таких отрядов, на Дальнем Востоке - 31. В их задачи входило обследование местных жителей, оказание первичной помощи больным, проведение профилактических мероприятий, оспопрививание, санитарное просвещение. Важное значение придавалось развертыванию сети стационарных фельдшерских пунктов. Так, если в 1931 г. на Дальнем Востоке их насчитывалось 45, то в 1934 - 641.
На втором этапе развития системы здравоохранения предстояло строительство сети больниц. В марте 1933 г. на специальном совещании Госплана СССР к 1940 г. предусматривалось наладить регулярное медицинское обслуживание всего оседлого населения, а также решить кадровый вопрос за счет подготовки врачей и среднего медперсонала из числа аборигенов.
Наряду с улучшением медицинского обслуживания велась широкая разъяснительная работа среди коренного населения в борьбе с антисанитарией, старыми бытовыми привычками. За период после проведенных в 1926-1937 гг. переписей численность аборигенного населения на Дальнем Востоке возросла с 49,2 тыс. чел. до 62.7 тыс. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. численность коренных народов на Дальнем Востоке уже составила 105 тыс. чел. Наиболее многочисленную группу составляют эвенки - 27,0 тыс. чел., эвены - 22,0, чукчи -15,4, нанайцы - 12,0, коряки - 7,7 тыс. чел.2
Представляется актуальным рассмотреть правовое обеспечение медицинского обслуживания коренных малочисленных народов послевоенного периода. Для закрепления положительных тенденций в сфере медицинского обслуживания необходимо было разработать понятные правовые конструкции выстраивания непрерывного санитарно-медицинского обеспечения. Данная задача решалась созданием эффективной системы здравоохранения, приближенной к местам обитания коренных малочисленных народов. Для этого было намечено только в районах обитания аборигенного населения Колымы построить 6 больниц, 12 фельдшерских пунктов, 14 амбулаторий, а также противотуберкулезный пункт3.
Программные установки в сфере развития медицинского и санитарно-гигиенического обслуживания коренных малочисленных народов закреплялись постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера»4. Данный нормативно-правовой акт включал перечень мероприятий, взаимосвязанных по задачам, времени проведения, выделенным ресурсам и инструментам реализации, что подразумевало развитие широкой сети медицинских учреждений в местах проживания коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Предстояло развернуть сеть на удаленных от районных центров территориях обитания кочевого и полукочевого населения, оснастить их современной медицинской техникой. За 3 года на удаленных территориях проживания коренных малочисленных народов Дальнего Востока было создано 55 клинико-диагностических пунктов5. Особое внимание уделялось улучшению медицинского обслуживания, охране здоровья детей, необходимости постановки на учет и постоянного наблюдения новорожденных.
К 1980 г. в основном была решена программа охвата медицинским обслуживанием всего коренного населения, освоившего таежно-тундровую зону Дальнего Востока. Создана возможность оказания экстренной помощи санитарной авиацией, обеспечения населения медикаментами, другими аптечными товарами. Справедливо отметить, что развитие сети медицинских и лечебно-профилактических учреждений за исследуемый период изменило демографическую ситуацию путем снижения общей заболеваемости аборигенного населения.
Правовое обеспечение медицинского обслуживания коренных малочисленных народов получило дальнейшее развитие на постсоветском пространстве. В течение первого десятилетия был издан комплекс нормативно-правовых актов, определяющих правовое обеспечение перехода к рыночному развитию, защиту предоставленных им обширных прав. К числу базовых в рассматриваемом аспекте следует отнести Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»6. Статья 8 этого документа указывает, что лица, относящиеся к таким народам, имеют право бесплатно получать медицинскую помощь в госу-
1 ГАРФ. Ф. 3977. Оп. 1. Д. 908. Л. 15.
2 Богоявленский Д. Последние данные о численности народов Севера [Электронный ресурс] // Центр содействия коренным малочисленным народам Севера. 2014. 13 авг. URL: http://www.csipn.ru/glavnaya/actual/1204-poslednie-dannye-o-chislennosti-narodov-severa (дата обращения: 25.04.2023).
3 Государственный архив Магаданской области (гаМо). Ф. р-38. Оп. 1. Д. 49. Л. 29.
4 О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера : постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 16 марта 1957 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). М., 1984. Т. 9.
5 ГАХК. Ф. р-683. Оп. 2. Д. 1032. Л. 60.
6 О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон от 30 апр. 1999 г. № 82-ФЗ : последняя редакция. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
дарственных и муниципальных учреждениях в рамках программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования. Значимой функцией становится защита и сохранение особенностей жизни коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Основное направление эффективной деятельности государства и его структур в сфере медицинского обслуживания аборигенного населения напрямую задается в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.1 В ее основу положено закрепленное в Конституции РФ, а также в ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на медицинскую помощь, что позволяет на федеральном и региональном уровнях разрабатывать концептуальную модель лечебно-профилактических мероприятий, мониторинга общего состояния здоровья коренных малочисленных народов в местах компактного их проживания, установления факторов риска заболеваний, научного обоснования управляющих решений2. Вместе с тем одной из ключевых задач является создание условий для улучшения демографических показателей коренных народов. Путем сохранения и укрепления здоровья представителей традиционных этносов ставилась задача увеличения продолжительности активной жизни, снижения уровня материнской и младенческой смертности, создания условий доступности качественного медицинского обслуживания3.
Сравнительный анализ документов международного права и российского законодательства в правовой сфере национальной политики в отношении коренных народов позволяет говорить о предоставлении им специальных прав, законодательно закрепленных Конвенцией о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, а также декларацией Организации Объединенных Наций «О правах коренных народов», дающими возможность выстраивать систему регулирования и защиты обозначенных прав4.
Российские специалисты, осуществившие анализ международно-правовых актов по вопросам защиты прав аборигенных народов, акцентируют внимание на предоставлении традиционным этносам широких возможностей, в основном в сфере самоопределения и развития (Кряжков, Гарипов, 2019). Они указывают на отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы охраны здоровья аборигенного населения, в отличие от российского законодательства. Нельзя не видеть того, что в законодательстве западных государств достаточное внимание уделяется вопросам охраны традиционной культуры и языков, но проигнорирован ключевой фактор сбережения аборигенных народов - охраны их здоровья. В свою очередь, иностранные эксперты, исследуя этнопсихологические факторы, влияющие на распространение заболеваний и формирующие «неблагоприятные индивидуально-психологические свойства» в традиционных обществах, связывают их в том числе с проблемой здравоохранения (Black, McBean, 2016). Западные ученые приходят к выводу, что промышленное освоение территорий традиционного природопользования аборигенов не соответствует «экологической емкости» природной среды, что при практическом отсутствии адекватных мер оказывает губительное воздействие на состояние их здоровья (Богданова и др., 2018; Липина и др., 2017).
Следует обратить особое внимание на конституционность права представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока как граждан России на медицинскую помощь. Аборигенам традиционных обществ арктических государств в отличие от коренных малочисленных народов России такой статус не предоставлен. Необходимо отметить, что государственной программой РФ «Развитие здравоохранения», утвержденной Правительством РФ 26 декабря 2017 г., предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на оказание первичной медицинской помощи местному населению, охват профилактическими медицинскими осмотрами не реже раза в год5. Статьей 50 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определен порядок реализации прав на занятие традиционной медициной6.
1 Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 9 окт. 2007 г. № 1351 // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26299 (дата обращения: 20.06.2023).
2 Об основах охраны здоровья граждан в РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ : последняя редакция. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 26 дек. 2017 г. № 1640. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Конвенция № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах [Электронный ресурс] : вступ. в силу 5 сент. 1991 г. // Консорциум Кодекс : электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901737850 (дата обращения: 25.04.2023).
5 Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 26 дек. 2017 г. № 1640 : с изм. и доп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 Об основах охраны здоровья граждан в РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ : последняя редакция. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Исследование позволяет сделать заключение, что медицинское обслуживание коренных малочисленных народов Дальнего Востока в государственной структуре здравоохранения с 1920-х гг. и по настоящее время рассматривается как объект правовой охраны. Созданная в местах проживания аборигенного населения Дальнего Востока система здравоохранения позволила существенно снизить уровень заболеваемости, обеспечить устойчивое развитие территории. Опыт российского законодательства органично вписывается в международное право, напрямую затрагивающее стремление коренных народов сохранить, развить и передать будущим поколениям свою этническую специфику. Данная практика служит примером цивилизационного подхода к правовому обеспечению аборигенного населения медицинско-санитарным обслуживанием.
Список источников:
Климова Е.В., Иващенко Я.С. Об избыточности и полноте в отечественной историографии: аналитический обзор исследований по культуре детства коренных малочисленных народов Дальнего Востока России // Ученые записки Ком-сомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2020. Т. 2, № 1 (41). С. 13-17.
Кряжков В.А., Гарипов Р.Ш. Конвенция МОТ № 169 и российское законодательство о коренных малочисленных народах // Государство и право. 2019. № 9. С. 52-64. https://doi.org/10.31857/S013207690006730-5.
Леонов С.Н., Шеварёва Я.С. Проблемы и перспективы развития традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Дальнего Востока // Регионалистика. 2017. Т. 4, № 2. С. 26-45.
Липина С.А., Зайков К.С., Липина А.В. Внедрение инновационных технологий как фактор экологической модернизации арктических регионов России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10, № 2. С. 164-180. https://doi.org/10.15838/esc/2017.2.50.9.
Право на охрану здоровья коренных народов Российской Арктики: «коллизионное поле» и поиск новых решений / Е.Н. Богданова, М.Ю. Задорин, А.А. Лобанов, А.И. Попов, С.В. Андронов, Р.А. Кочкин // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 210-217. https://doi.org/10.17223/15617793/432/28.
Скоринов С. Н. Современная художественная культура коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока России как феномен этнического мифотворчествам // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2020. № 6 (46). С. 83-92.
Black K., McBean E. Increased indigenous participation in environmental decision-making: A policy analysis for the improvement of indigenous health // International Indigenous Policy Journal. 2016. Vol. 7, no. 4. https://doi.org/10.18584/iipj.2016.7.4.5.
References:
Black, K. & McBean, E. (2016) Increased indigenous participation in environmental decision-making: A policy analysis for the improvement of indigenous health. International Indigenous Policy Journal. 7 (4). Available from: doi:10.18584/iipj.2016.7.4.5.
Bogdanova, E.N., Zadorin, M.Yu., Lobanov, A.A., Popov, A.I., Andronov, S.V. & Kochkin, R.A. (2018) The right to health protection of indigenous peoples of the Russian Arctic: "Collision field" and search for new solutions. Tomsk State University Journal. (432), 210-217. Available from: doi:10.17223/15617793/432/28. (In Russian)
Klimova, E.V. & Ivashchenko, Ya.S. (2020) On redundancy and completeness in domestic historiography: Analytical review of researches on the culture of childhood of indigenous small-numbered peoples of Russian Far East. Scientific Notes of Komso-molsk-On-Amour State Technical University. 2 (1), 13-17. (In Russian)
Kryazhkov, V.A. & Garipov, R.Sh. (2019). ILO 169 Convention and Russian legislation on indigenous minorities. State and Law. (9), 52-64. Available from: doi:10.31857/S013207690006730-5. (In Russian)
Leonov, S.N. & Shevareva, Ya.S. (2017) Problems and prospects of development of traditional economic activities of indigenous people of Russian Far Eastern North. Regionalistics. 4 (2), 26-45. (In Russian)
Lipina, S.A., Zaikov, K.S. & Lipina, A.V. (2017) Introduction of innovation technology as a factor in environmental modernization in Russian Arctic. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2017. 10 (2), 164-180. Available from: doi:10.15838/esc/2017.2.50.9.
Skorinov, S.N. (2020) Contemporary art culture of indigenous peoples small peoples of the south of the Russian Far East as a phenomenon of ethnic myth-making. Scientific Notes of Komsomolsk-On-Amour State Technical University. (6), 83-92. (In Russian)
Информация об авторе А.И. Гореликов - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Публичное и частное право» Комсомольского-на-Амуре государственного университета, Комсомольск-на-Амуре, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=301307
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author A.I. Gorelikov - PhD in History, Associate Professor, Department of Public and Private Law, Komsomolsk-na-Amure State University, Komsomolsk-on-Amur, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=301307
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 27.06.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.