Научная статья на тему 'Медицинский университет XXI века: единство традиций и инноваций'

Медицинский университет XXI века: единство традиций и инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
142
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / BASHKIR STATE MEDICAL UNIVERSITY / ДОСТИЖЕНИЯ / ACHIEVEMENTS / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DIRECTIONS OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлов Валентин Николаевич, Цыглин Александр Александрович, Рахматуллина Ирина Робинзоновна, Викторов Виталий Васильевич, Пупыкина Кира Александровна

Освещены современное состояние, опыт, достижения и перспективные направления развития Башкирского государственного медицинского университета в области подготовки кадров, научной, лечебной и общественной деятельности. Представлены объединенный центр симуляционного обучения и клиника университета, играющие особую роль в реализации практико-ориентированной модели подготовки медицинских кадров и укреплении связи медицинского образования и науки с практическим здравоохранением. Показано, что Башкирский государственный медицинский университет на деле является ведущим образовательным учреждением, центром медицинской и фармацевтической науки, занимает достойное место среди медицинских вузов России.The present state, experience, achievements and perspective directions of development of the Bashkir State Medical University in the field of personnel training, scientific, medical and social activities are covered. The joint center of simulation training and the university clinic are presented, which play a special role in the implementation of the model of training of medical personnel and the strengthening of the connection between medical education and science and practical health care. It is shown that the Bashkir State Medical University is in fact the leading educational institution, the center of medical and pharmaceutical science, taking a worthy place among medical universities in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлов Валентин Николаевич, Цыглин Александр Александрович, Рахматуллина Ирина Робинзоновна, Викторов Виталий Васильевич, Пупыкина Кира Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицинский университет XXI века: единство традиций и инноваций»

Э01: 10.25586^Ми.НЕТ.18.04.Р.40 УДК 378.61

В.Н. Павлов, А. А. Цыглин, И.Р. Рахматуллина, В. В. Викторов, К. А. Пупыкина,

Башкирский государственный медицинский университет

Медицинский университет XXI века: единство традиций и инноваций

Башкирский государственный медицинский университет

Университет сегодня

Чем выше темпы перемен в стране и обществе, тем большее значение принадлежит традициям, гарантирующим преемственность развития и его синергетический характер, когда новое опирается на прочную базу и дает не локальный, а всеобъемлющий эффект.

Башкирский государственный медицинский университет основан в 1932 году. За 85 лет в нем подготовлено более 40 тыс. врачей и 4 тыс. провизоров, дипломы которых признаны в 120 странах мира. Ныне в университете обучаются 7570 человек, в том числе более 800 студентов из 36 зарубежных государств.

Башкирский государственный медицинский университет является ведущим образовательным учреждением, центром медицинской и фармацевтической науки в Республике Башкортостан, Приволжском федеральном округе и входит в состав Нижневолжского научно-образовательного медицинского кластера. Во многом благодаря его деятельности в Башкортостане в последние годы достигнуты наилучшие показатели состояния здоровья населения, увеличилась средняя продолжительность жизни, снизилась смертность от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Университет обладает значительными кадровыми, образовательными, исследовательскими, информационными и инфраструктурными ресурсами, вносит решающий вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для практического здравоохранения Республики Башкортостан.

В структуру университета входят пять факультетов: лечебный, педиатрический, медико-профилактический с отделением биологии, стоматологический, фармацевтический, а также институт дополнительного профессионального образования, медицинский колледж, центр довузовской подготовки и проф-ориентационной работы. В составе вуза действуют многопрофильная университетская клиника, стоматологическая поликлиника, центральная научно-исследовательская лаборатория, объединенный центр симуляционного обучения, лаборатория клеточных культур, научная библиотека и три научно-исследовательских института: восстановительной медицины и курортологии, онкологии и новых медицинских технологий.

В университете работают 1055 преподавателей. Среди них академик РАН М. А Курцер, члены-корреспонденты РАН В. Н. Павлов и В. М. Тимер-булатов, академики и члены-корреспонденты АН Республики Башкортостан М. Т. Азнабаев, А. Б. Бакиров, В. М. Тимербулатов, Ш. Х. Ганцев, Ф. Х. Камилов, В. В. Плечев, В. Г. Саха-утдинов, а 17 сотрудников удостоены звания заслуженного деятеля на-

© Павлов В. Н., Цыглин А.А., Рахматуллина И. Р., Викторов В. В., Пупыкина К.А., 2018

ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ ПАВЛОВ

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой урологии, член-корреспондент РАН, ректор Башкирского государственного медицинского университета. Сфера научных интересов: урология, менеджмент медицинского образования. Автор более 400 опубликованных научных работ

ИРИНА

РОБИНЗОНОВНА

РАХМАТУЛЛИНА

доктор медицинских наук, профессор кафедры онкологии, проректор по научной и инновационной работе Башкирского государственного медицинского университета. Сфера научных интересов: онкология. Автор более 200 опубликованных научных работ

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЦЫГЛИН

кандидат медицинских наук, доцент кафедры оториноларингологии, проректор по учебной работе Башкирского государственного медицинского университета. Сфера научных интересов: оториноларингология. Автор более 160 опубликованных научных работ

ВИТАЛИИ

ВАСИЛЬЕВИЧ

ВИКТОРОВ

доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской педиатрии, проректор по лечебной работе Башкирского государственного медицинского университета. Сфера научных интересов: реаниматология. Автор более 200 опубликованных научных работ

КИРА АЛЕКСАНДРОВНА ПУПЫКИНА

доктор фармацевтических наук, профессор кафедры фармакогнозии, начальник отдела нормативного обеспечения образовательной деятельности, лицензирования и аккредитации Башкирского государственного медицинского университета. Сфера научных интересов: фармакогнозия. Автор более 300 опубликованных научных работ

Освещены современное состояние, опыт, достижения и перспективные направления развития Башкирского государственного медицинского университета в области подготовки кадров, научной, лечебной и общественной деятельности. Представлены объединенный центр симуляционного обучения и клиника университета, играющие особую роль в реализации практико-ориентированной модели подготовки медицинских кадров и укреплении связи медицинского образования и науки с практическим здравоохранением. Показано, что Башкирский государственный медицинский университет на деле является ведущим образовательным учреждением, центром медицинской и фармацевтической науки, занимает достойное место среди медицинских вузов России.

Ключевые слова: Башкирский государственный медицинский университет, достижения, направления деятельности.

The present state, experience, achievements and perspective directions of development of the Bashkir State Medical University in the field of personnel training, scientific, medical and social activities are covered. The joint center of simulation training and the university clinic are presented, which play a special role in the implementation of the model of training of medical personnel and the strengthening of the connection between medical education and science and practical health care. It is shown that the Bashkir State Medical University is in fact the leading educational institution, the center of medical and pharmaceutical science, taking a worthy place among medical universities in Russia.

Key words: Bashkir State Medical University, achievements, directions of activity.

уки Российской Федерации. В числе преподавателей 87,5% имеют ученые степени и звания, а доля докторов наук составляет 24,8%.

В университете реализуется многоуровневая система медицинского образования. Бакалавры готовятся по биологии, а специалисты - по лечебному делу, педиатрии, стоматологии, медико-профилактическому делу и фармации. Эти программы признаны Национальным

центром общественно-профессиональной аккредитации лучшими в рамках ежегодного проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России». В ординатуре университета насчитывается 66 специальностей, в аспирантуре - 7. Программы дополнительного образования, ориентированные в первую очередь на практикующих врачей, реализуются по 60 специальностям. Медицинский колледж

в структуре университета готовит кадры в области ортопедической стоматологии и сестринского дела.

За последние пять лет в полтора раза увеличился прием студентов на бюджетной основе и в два раза - коммерческий прием, а по числу иностранных студентов вуз находится на передовых позициях в Российской Федерации. В БГМУ поступают наиболее подготовленные выпускники средних учебных заведений Республики Башкортостан. И мы надеемся, что они войдут в число лучших врачей XXI века.

За последние пять лет в БГМУ лицензированы новые специальности и открыты новые кафедры по передовым направлениям медицины -в области медицинской реабилитации, ядерной медицины, медицинской генетики, репродуктивной медицины. В университете создана лаборатория клеточных культур.

Приоритеты на будущее

Современные тенденции общества диктуют новые требования к качеству высшего образования в подготовке специалистов медицинского и фармацевтического профиля, к их личностным профессиональным качествам. Протекающие в настоящее время в нашей стране политические, экономические и социальные изменения создают предпосылки для модернизации высшего медицинского образования [2]. Потребность в этом осознана нашим обществом. Российская высшая медицинская школа может и должна давать выпускникам систему интегрированных теоретических и клинических знаний, умений и навыков; обеспечивать освоение ими высоких медицинских технологий, формировать способность к социальной адаптации.

В Башкирском государственном медицинском университете исходят из того, что задачи развития высшего медицинского образования необходимо решать на основе российской врачебной ментальности, бескорыстия и преданности профессиональному дол-

гу, основываясь на исторических сложившихся фундаментальных ценностях и установках. необходимых для внедрения нового в медицинском образовании. Единство традиций и новаций выступает основным законом модернизации образования на фундаменте отечественных традиций профессиональной подготовки, воспитания и формирования личностных качеств специалистов [5].

Стратегия развития университета направлена на реализацию государственной политики в сфере здравоохранения и медицинского образования, обеспечение отрасли высококвалифицированными медицинскими кадрами, повышение качества и доступности медицинской помощи для всех слоев населения.

Основная концепция образовательной деятельности предусматривает создание интеллектуальной среды для подготовки выпускников университета, способных обеспечивать многоуровневую медицинскую помощь, фармацевтическую деятельность и развитие системы здравоохранения в Республике Башкортостан. Для достижения поставленной цели руководство Башкирского го-

сударственного медицинского университета осуществляет мероприятия в следующих направлениях:

- повышение качества медицинского и фармацевтического образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов;

- полноценное и всестороннее соблюдение лицензионных и ак-кредитационных показателей образовательной деятельности;

- развитие клинической базы для реализации образовательной деятельности и проведения производственных практик студентов;

- проведение фундаментальных научных и клинических исследований, обеспечивающих развитие медицины и фармации;

- развитие стратегического партнерства с предприятиями и организациями, вовлеченными в образовательную, научную и инновационную деятельность вуза на основе ассоциативных или двухсторонних договоров о сотрудничестве, долгосрочных про грамм или совместно реализуемых комплексных проектов;

- создание системы непрерывного медицинского образования;

Студенты БГМУ на лекции

- развитие международного сотрудничества.

На современном этапе в системе здравоохранения потребители образовательных услуг оценивают качество образования и подготовленность специалистов по уровню их компетентности, поэтому высоко ценятся не просто «квалифицированные кадры» в узком смысле слова, а профессионалы с высоким творческим потенциалом, способные приобретать нужные компетенции и осваивать новые технологии лечения и методы медицинской помощи. Важна творческая педагогическая индивидуальность, которая будет всегда опосредована личными качествами преподавателя [3].

Сегодня Башкирский государственный медицинский университет занимает достойное место среди медицинских вузов России, является эффективным вузом по всем показателям мониторинга качества образования. Профессиональная подготовка специалистов в вузе ориентирована на использование новых методов обучения, основанных на:

- активной разработке и внедрении инновационных форм преподавания: модульного принципа подачи материала, моделирования ситуаций, широкого использования электронных образовательных ресурсов, деловых игр, ситуационных задач;

- использовании современных образовательных технологий, в том числе информационных;

- использовании в преподавании принципа ориентации на пациента;

- сочетании высокого уровня теоретического обучения студентов с внедрением дуального образования, когда теоретическая часть подготовки проходит на базе университета, а практическая - на рабочем месте в медицинских организациях;

- применении проблемного обучения путем установления тесных междисциплинарных связей,

- развитии научно-исследовательской работы как элемента творческой деятельности будущих специалистов.

Для повышения творческой и учебной активности обучающихся в Башкирском государственном медицинском университете используются разные формы и методы работы. Это тщательный отбор абитуриентов и активное проведение профессиональной ориентации; назначение повышенных и именных стипендий наиболее успевающим молодым людям; привлечение студентов к участию в научно-практических конференциях различных уровней: международных, всероссийских, региональных; сотрудничество с российскими и зарубежными вузами; поощрение стремления к самореализации в науке, спорте, художественной самодеятельности.

Взаимосвязь с практическим здравоохранением

Основные изменения, происходящие в образовательных программах медицинских университетов,

Ректор В. Н. Павлов и главный врач клиники БГМУ Ш. Э. Булатов на встрече с молодыми специалистами

предусматривают существенное усиление практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний, что обеспечивает подготовку специалистов высокой квалификации. С этой целью в Башкирском государственном медицинском университете актив-

Аккредитация выпускников БГМУ на базе Обучающего симуляционного центра

но внедряются элементы симуляционного обучения в Обучающем си-муляционном центре, созданном на базе университетской клиники и являющемся одним из крупнейших в Приволжском федеральном округе.

Главная цель создания симуляционного центра БГМУ - отработка практической деятельности врачей для снижения перинатальной смертности, работа в команде врачей акушеров-гинекологов, неона-тологов и анестезиологов-реаниматологов. Симуляционный центр является также своего рода полигоном для внедрения в практику самых современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения.

Преподаватели симуляционно-го центра - это ведущие профессора и доценты клинических кафедр БГМУ. В его состав включены несколько операционных, палаты реанимации и интенсивной терапии, классы для отработки практических навыков и для занятий, лекционный зал, в котором операции транслируются в режиме онлайн. Компьютеризированные роботы-манекены, до мельчайших деталей воссоздающие работу человеческого организма, позволяют оказывать помощь практически в реальных условиях и одновременно учиться, нарабатывая опыт и закрепляя навыки. По-

Первый в Приволжском федеральном округе центр роботической хирургии на базе клиники БГМУ

мимо студентов, в симуляционном центре профессиональное мастерство оттачивают также ординаторы, курсанты: акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, неонатологи, нейрохирурги, эндо-васкулярные хирурги, стоматологи и провизоры. В центре проводятся обучающие циклы тематического усовершенствования: лапароскопия в акушерстве и гинекологии; клиническое акушерство; интенсивная терапия в неонатологии; анестезиология, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах.

В условиях перехода к персонализированной медицине возрастает роль современных генетических, фармацевтических, диагностических и информационно-коммуникационных технологий в медицине. Эффективное внедрение научных достижений в практическое здравоохранение может осуществляться лишь при наличии соответствующей инфраструктурной базы.

Особая гордость университета -быстрое развитие собственной клиники. Клиника БГМУ является одним из центров оказания спе-

циализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи в Башкортостане.

На базе клиники открыт первый в Приволжском федеральном округе центр роботической хирургии, формируется система телемедицинских консультаций между медицинскими организациями разного уровня, планируется создание Центра трансляционной медици-

ны, начинают внедряться автоматизированные программы обработки больших массивов данных Big Data. Будет осуществляться подготовка врачей, способных и готовых решать задачи медицины будущего: специалистов по IT-медицине и персонифицированной медицине, инженеров по медицинским роботам, специалистов по моделированию и прогнозированию работы медицинских организаций.

В университетской клинике успешно внедряются новые методы лечения: аортокоронарное шунтирование на работающем сердце; лапароскопическая панкреатодуоде-нальная резекция; радиочастотная абляция вен нижних конечностей; криоабляция костных метастазов, фиброаденомы молочной железы.

БГМУ - один из немногих вузов, где проводятся сложнейшие высокотехнологичные операции по трансплантации органов. Именно в университетской клинике впервые осуществлены пересадка печени и первая трансплантация сердца, проводятся операции по трансплантации почек. Университетская клиника совместно с Башкирским институтом физической культуры принимает участие в пилотном проекте «Развитие системы медицинской реабилитации в Российской Федерации». Значительный

Мастер-класс докторов БГМУ в больнице г. Сухум Республики Абхазия

вклад в развитие образовательного процесса и оказания высокотехнологичной помощи в области нейро-реабилитации внесли давние партнерские отношения с университетом Вашингтона.

В клинике открыты новые отделения - урологии, онкологии, медицинской реабилитации, центр травматологии и ортопедии, современный центр лучевой диагностики. На мировом уровне работает отделение рентген-эндо-васкулярной хирургии. Клиника включена в образовательный и научный процесс университета, реализуются федеральные программы клинической апробации. Ведущими профессорами Европы, США и КНР совместно с БГМУ впервые в России выполнены и применены уникальные технологии: крио-абляция костных метастазов, эндоскопическая панкреатодуаденаль-ная резекция, электрофизиология сердца, эндоваскулярная установка клапанов сердца и транскате-терное протезирование аортального клапана сердца.

Профессора, доценты и ассистенты кафедр БГМУ, работая на базе университетской клиники, создают неповторимую атмосферу целеустремленного внедрения достижений медицинской науки в ежедневную практическую деятельность.

Мастер-класс по криоабляции костных метастазов и доброкачественных образований молочной железы профессора Марко Ван Стриена в Клинике БГМУ

Почти весь врачебный персонал клиники занимается научно-педагогической деятельностью, работает со студентами, клиническими ординаторами и аспирантами, пишет научные статьи и трудится над диссертациями. В свою очередь, сотрудники университета, работающие на кафедрах, консультируют пациентов, проводят сложнейшие высокотехнологичные операции, помога-

Мастер-класс по лапароскопической хирургии профессора Пэна Бина

ют выхаживать больных. Такой плодотворный союз открывает и перед университетом, и перед университетской клиникой огромные перспективы, помогает решать самые сложные задачи, создает сплоченный, дружный, пациентоориенти-рованный коллектив, успешно решающий все поставленные задачи.

На сегодняшний день в университетской клинике работают более 1200 сотрудников, в том числе почти 300 врачей и более 500 средних медицинских работников. Среди врачей 18 являются докторами наук, в том числе 7 - профессорами, 60 - кандидатами, а 19 из них доценты.

Ежегодно в клинике лечится 2223 тыс. пациентов, проводится 1012 тыс. оперативных вмешательств, хирургическая активность при этом превышает 80-85%, а при пересчете на количество операций доходит до 100%.

В родильном доме принимается около 3 тыс. родов при самой низкой в городе и республике перинатальной смертности. Высокотехнологичную медицинскую помощь получают 1,3-1,5 тыс. пациентов.

Мастер-класс и стажировка проф. М. В. Тимербулатова г. Чэнду (Сычуаньский университет)

Перед коллективом клиники стоят серьезные задачи на будущее, направленные уже не столько на расширение перечня отделений и увеличения объема работы, сколько на достижение качественных изменений, связанных с внедрением бережливого производства - «бережливая поликлиника», реализацией технологии организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации. Предстоит освоить множество методов клинической апробации, ежегодно внедрять новые эксклюзивные технологии по многим направлениям деятельности.

И все же основополагающей целью развития университетской клиники есть и будет повышение качества подготовки медицинских кадров. Во многом благодаря клинике, Башкирский государственный медицинский университет играет

роль «мыслящей головы» системы здравоохранения Башкортостана, обладающей разветвленной нервной системой, позволяющей вос-

принимать информацию республики о состоянии здоровья населения и оказывать воздействие на все его группы и категории.

Комплексный подход на всех направлениях развития

Продвижение по пути реализации практико-ориентированной модели подготовки кадров, трансформация БГМУ в инновационный вуз, адекватный реалиям и запросам формирующихся на наших глазах изменений в высшем медицинском и фармацевтическом образовании, требует комплексного подхода к решению широкого круга очередных и перспективных проблем деятельности медицинского университета.

Именно сочетание целевого принципа при определении программы развития университета с комплексным подходом к ее реализации положено в основу методологии работы ректората и структурных подразделений университета. Четко и конкретно намечая цели и задачи на будущее, вуз стремительно двигается вперед.

Одним из актуальных вопросов, стоящих перед Башкирским государственным медицинским университетом на сегодняшний день, является развитие системы непрерыв-

Ректор БГМУ, профессор В. Н. Павлов с директором Клиники урологии Университета Регенсбурга, профессором В. Ф. Вилландом

Аспиранты БГМУ в Харбинском медицинском университете

ного медицинского образования, то есть создание условий и стимулов обучения в течение всей жизни при особом значении периода подготовки в медицинском вузе. Реализация непрерывного образовательного континуума предполагает прежде всего включение обучающегося в образ жизни врача, формирование у него профессионально-субъектной позиции, обеспечение осознания необходимости учиться на протяжении всей жизни [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важное значение в нашей работе принадлежит управлению качеством образовательного процесса во всех его измерениях. С 2016 года в БГМУ внедрена система независимой оценки качества образования экспертами Рособрнадзора и процедура первичной аккредитации, которая является обязательным условием допуска к профессиональной деятельности. Этапы государственной аттестации и первичной аккредитации осуществляются профессиональными ассоциациями, членами Национальной медицинской палаты Российской Федерации и работодателями.

Башкирский государственный медицинский университет интегрирован в образовательное пространство Башкортостана. При его

деятельном участии созданы межвузовские сетевые кафедры, которые функционируют в сотрудничестве с Башкирским государственным университетом, Уфимским государственным авиационным техническим университетом, Уфимским государственным нефтяным техническим университетом, Физкультурным институтом. Эти кафедры уже реализуют совместные программы исследований и подготовки специалистов по ядерной медицине, медицинской генетике, репродуктивному здоровью человека, медицинской реабилитации.

Университет теперь уже надежно интегрирован и в глобальное медицинское образовательное пространство, и в научное пространство. Без тесной связи с ведущими университетами мира, без создания интернациональной образовательной среды невозможно готовить современного высококвалифицированного врача, стремящегося к совершенству и владеющего новыми технологиями.

Нового уровня достигли партнерские отношения с вузами Германии, Китая и Казахстана. Совместно с ними реализуются не только программы студенческих обменов, но и проводятся мастер-классы, конференции, осуществляется сотрудничество в подготовке научных кадров.

В соответствии с соглашениями с университетами Регенсбурга, Гей-дельберга и медицинским факультетом Технического университета Дрездена наши студенты и молодые врачи проходят краткосрочные стажировки в лучших клиниках Германии. В свою очередь и университетская клиника БГМУ стала базой для прохождения практики для немецких студентов.

Выполняются договоры о сотрудничестве с шестью вузами КНР. Заинтересованные аспиранты БГМУ проходят подготовку по программе двойных дипломов (русского

Встреча руководителей медицинских вузов КНР с главой Республики Башкортостан Р.З. Хамитовым

и китайского) на базе Харбинского и Сычуаньского университетов. Они ведут научные исследования по актуальным направлениям нейрохирургии, урологии, офтальмологии, онкологии, кардиологии, психиатрии, стоматологии, неврологии и гинекологии. Статьи с участием аспирантов из Башкортостана публикуются в таком крупном издании, как известный американский научный журнал „Оп^аще1;", включенный в список самых цитируемых в мире изданий. Краткосрочные стажировки в городе Чэнду на базе Западно-китайской больницы и в университетской клинике Нань-чана ежегодно проходят до 20 человек, включая врачей. Сюда же регулярно выезжают на долгосрочную стажировку ординаторы и молодые врачи клиники БГМУ, а университет ежегодно принимает до 15 студентов и аспирантов из Наньчана и Сычуани.

Университет вошел в состав Ассоциации вузов Приволжского федерального округа и провинций Верхнего и Среднего течений реки Янцзы КНР Это открыло новые возможности для обмена студентами и проведения совместных мероприятий. Наши представители приняли участие в Первом форуме мозговых центров Ассоциации вузов «Волга - Янцзы», который состоялся

в КНР и собрал на одной площадке 36 российских вузов и 29 вузов КНР

Скажем и о том, что БГМУ стал одним из учредителей Российско-Китайской ассоциации медицинских университетов и конгресс-центром Российской Федерации в сфере медицинской науки и образования, где проводятся значительные международные форумы.

Университет располагает мощным научным потенциалом, который год от года используется все более полно. Проводятся исследования на основе грантов и федеральных программ. По результа-

там оригинальных научных работ защищаются кандидатские и докторские диссертации. Согласно решению ученого совета в БГМУ действует система поощрения сотрудников университета за защиту докторских диссертаций в возрасте до 40 лет и кандидатских диссертаций в возрасте до 35 лет, а также единовременные стимулирующие выплаты сотрудникам за публикацию статей в журналах с импакт-фактором больше 1,0. В связи с этим следует отметить, что в перечень рецензируемых журналов ВАК входят два журнала Башкирского го-

Ректор БГМУ, профессор В. Н. Павлов с делегацией Харбинского медицинского университета

сударственного медицинского университета: «Медицинский вестник Башкортостана» и «Креативная хирургия и онкология». Ректор университета В. Н. Павлов учредил электронный научно-практический журнал «Вестник БГМУ».

Сотрудники университета принимают активное участие в организации и проведении научных форумов разного масштаба, год от года повышается публикационная активность преподавателей, проводятся научные исследования в центральной научно-исследовательской лаборатории БГМУ, лаборатории клеточных культур, а также доклинические и клинические исследования. Плодотворно работает Молодежное научное общество, которое объединяет молодых преподавателей, аспирантов и специалистов, имеющих высшее образование, в возрасте до 35 лет и проводящих научные исследования.

Что касается фундаментальных медицинских исследований, то они осуществляются совместно с Уфимским научным центром Российской академии наук, Всероссийским центром глазной и пластической хирургии, Академией наук Республики Башкортостан и другими заинтересованными научными учреждениями. А в рамках федеральной целевой программы

«Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» Башкирский государственный медицинский университет совместно с Уфимским институтом химии РАН проводит доклинические исследования перспективного кандидата в лекарственное средство для кардиологии.

Широкое развитие получило у нас волонтерское движение. Его участники хорошо себя прояви-

Победители V юбилейного фестиваля по зимним видам спорта в БГМУ

Наши волонтеры

ли на Олимпийских играх в Сочи, саммитах ШОС и БРИКС, в ходе Недели звезд хоккея КХЛ и на других важных международных мероприятиях. А в 2017 году наши студенты, участвовавшие в проведении XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи, организовали телемост с министром здравоохранения России В. И. Скворцовой.

И вот что радует. Волонтерский центр университета реализует множество социально значимых проектов, отвечающих миссии врача. Назовем только некоторые из них. Это проект под названием «Диагностика», предусматривающий организацию ежеквартального бесплатного медицинского обследования населения на базе Центра здоровья г. Уфы. Заслуживает внимания и проект «Серебряный возраст», рассчитанный на лиц пенсионного возраста, включающий организацию для них бесплатных курсов изучения английского языка и освоения навыков работы с компьютером. Волонтеры БГМУ наладили взаимодействие с интернатами для слабовидящих и слабослышащих детей, где участвуют в проведении занятий, спортивных праздников и разнообразных акций. По их инициати-

Открытие смены спортивного лагеря «Пульс»

ве выполняются обучающие проекты «Личный тренер», «Лидерство», «Командообразование». Продолжая славные традиции российского студенчества, стройотряды БГМУ трудятся не только в Башкортостане, но и выезжают в Архангельскую область и Республику Крым.

Профессия врача предъявляет повышенные требования к облику и образу жизни специалиста. Это в полной мере учитывается в БГМУ, где налажена постоянная работа по улучшению условий труда и быта студентов, их оздоровлению, физическому развитию,

приобщению к спорту. Действует фитнес-центр для студентов, возрожден спортивный лагерь «Пульс», где не только организован отдых, но и проводится учебная практика студентов фармацевтического факультета. Практически ежемесячно в университете проходят соревнования по различным видам спорта - легкой атлетике, мини-футболу, настольному теннису и другим.

Естественно, что изложенными в настоящей статье итогами нашей работы и планами на будущее деятельность коллектива Башкирского государственного медицинского университета далеко не исчерпывается. Если оглядываться в прошлое, можно констатировать, что за минувшие годы мы заложили фундамент и накопили силы и опыт для настоящего рывка вперед. Как отмечал в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года Президент России В. В. Путин, «нам нужно обеспечить такую созидательную мощь, такую динамику развития, чтобы никакие преграды не помешали нам уверенно, самостоятельно идти вперед».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурцева К. Ю. Тенденции интеграции и сотрудничества университетов в условиях глобализации экономики // Вектор науки ТГУ. 2014. № 2 (28). С. 63-67.

2. Коломиец О.В., Забокрицкий Н.А. Актуальные аспекты стратегии развития высшего образования медицинского учебного заведения // Здоровье и образование в XXI веке: электрон. науч.-образоват. вестник. 2014. Т. 16 (6). С. 19-25. URL: https:// e-pubmed.co.uk/ru/Volume-16-N6/

3. Мельникова И. Ю, Романцов М. Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11-2. С.47-52.

4. Рослякова Е.М, Бисерова А. Г., Шайхынбекова Р. М. Повышение качества подготовки врача через формирование модели специалиста // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4-2. С. 390-391.

5. Шурупова Р. В. Традиции и новации в системе непрерывного образования преподавателей медицинского университета // Здоровье и образование в XXI веке: электрон. науч.-образоват. вестник. 2014. Т. 16 (4). С. 213-214. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=22600152

LITERATURA

1. Burceva K. Y. Tendencii integracii i sotrudnichestva universitetov v usloviyah globalizacii ehkonomiki // Vektor nauki TGU. 2014. № 2 (28). S. 63-67.

2. Kolomiec O. V,Zabokrickij N.A. Aktual'nye aspekty strategii razvitiya vysshego obrazovaniya medicinskogo uchebnogo zavedeniya // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke: ehlektron. nauch.-obrazovat. vestnik. 2014. T. 16 (6). S. 19-25. URL: https://e-pubmed.co.uk/ ru/Volume-16-N6/

3. Mel'nikova I. Y., Romancov M. G. Osobennosti medicinskogo obrazovaniya i rol' prepodavatelya vuza v obrazovatel'nom processe na sovremennom ehtape // Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya. 2013. № 11-2. S. 47-52.

4. Roslyakova E.M, Biserova A. G, Shajhynbekova R.M. Povyshenie kachestva podgotovki vracha cherez formirovanie modeli specialista // Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya. 2015. № 4-2. S. 390-391.

5. Shurupova R. V. Tradicii i novacii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya prepodavatelej medicinskogo universiteta // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke: ehlektron. nauch.-obrazovat. vestnik. 2014. T. 16 (4). S. 213-214. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22600152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.