МЕДИЦИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АРКТИКИ
Российский Север занимает 2/3 территории страны и дает 60 % отечественных валютных поступлений. Только разведанные запасы шельфа Северного Ледовитого океана составляют 25 % мировых ресурсов углеводородного сырья. Отечественный арктический морской шельф из привычного географического понятия стремительно превращается в крупнейший район долгосрочного и планомерного освоения.
Протяженность трассы Северного морского пути составляет более 6 тыс. км, она проходит вдоль семи полярных морей России. В решении морской коллегии России, прошедшей в 2011 году, записано, что Северный морской путь - ключевая составляющая в обеспечении транзита добываемых на шельфе углеводородов из Арктической России в Европу. Предполагается увеличение грузооборота по трассе северных морей в несколько раз, поэтому и количество людей, работающих в Арктике, будет неуклонно увеличиваться.
В связи с этим крайне актуальным является изучение состояния и возможностей отечественных учреждений здравоохранения в плане оказания медицинской помощи морякам и специалистам нефтегазодобывающих отраслей, работающих на трассе Северного морского пути.
Нами в 2011 и 2012 годах совершены две рабочие командировки по всей трассе от Белого моря до Берингова пролива и обратно до порта Мурманск на гидрографических судах.
Вся трасса Севморпути делится на Западный и Восточный сектора. Западный сектор на-
ходится в морских границах от порта Мурманск до пролива Карские ворота, далее до Берингова пролива простирается Восточный сектор.
В Западном секторе находятся крупные многопрофильные больницы, оказывающие в полном объеме квалифицированную медицинскую помощь и, кроме того, в портах Мурманск, Архангельск и Нарьян-Мар имеется штатная санитарная авиация, включая санитарные самолеты и вертолеты, которые способны доставить врача или эвакуировать заболевшего. Также в Западном секторе налажены хорошо работающие виды связи «судно-бе-рег-судно», апробированные еще с советских времен.
Восточный сектор Арктики коренным образом отличается от Западного в плане возможностей оказания медицинской помощи. Дудинка - первый глубоководный большой порт по пути на восток, расположен на реке Енисей в 22-24 часах хода от моря. Там расположена центральная районная больница на 330 коек, оснащенная современной медицинской техникой и способная оказать всю необходимую специализированную медицинскую помощь Кроме того, в ста километрах находится больница Норильского горно-металлургического комбината. Эти больницы по лечебным и некоторым организационным вопросам подчиняются руководству здравоохранения Красноярского края. Дудинская центральная районная больница имеет в своем подчинении три районные больницы, расположенные на побережье: в поселке Караул (на 20 коек, связь по реке летом или вертолетом), в поселке городского типа
© Будиев А.Ю., Лупачев В.В., Логунов К.В., 2013
Диксон (на 12 коек) имеется глубоководный причал, аэродром и поселке Хатанга (105 коек). В больницах Караула и Диксона отсутствуют врачи-анестезиологи. Особенностью порта Хатанга является очень малая доступность с моря: подход с осадкой до 2-4 метров, заход ледоколов вообще невозможен; эвакуация моряков возможна только в период с июля по сентябрь, в другое время года порт скован тяжелыми арктическими льдами; вызов вертолета возможен только при условии, что больной будет доставлен с судна на берег, т. к. посадка вертолета на борт морского судна запрещена. Все три больницы построены в 60-х годах, штаты врачей в них не укомплектованы, наблюдается большая текучесть врачебных кадров.
На середине трассы Северного морского пути, в море Лаптевых, расположен порт Тик-си, в котором могут швартоваться суда с осадкой не более 4 метров (т. е. заход ледоколов невозможен). Порт доступен для судов только в летне-осенний период. Работа санитарной авиации ограничена только береговыми пунктами. Центральная районная больница порта Тикси рассчитана на 79 коек и находится в подчинении органов здравоохранения Саха-Якутия. Здание больницы построено в 1964 году и с тех пор ни разу не ремонтировалось. Расстояние от Тикси до Якутска составляет 1 694 километра наземным путем.
Следующий порт - Певек расположен через 2 000 километров трассы в Восточно-Сибирском море. Это глубоководный порт, куда могут заходить без ограничений осадки все типы транспортных судов и любые ледоколы. Больница в Певеке построена в 60-х годах, рассчитана на 55 коек и находится в подчинении органов здравоохранения Чукотского автономного округа.
Конечный пункт Северного морского пути - порт Провидение, способный принимать суда с любой осадкой и длиной. В этом порту есть районная больница, построенная в 60-е годы с новой поликлиникой. При необходимости
больной может быть доставлен самолетом в г. Анадырь.
Все указанные больницы имеют в своем составе на побережье фельдшерско-акушерские пункты, безусловно, малопригодные к оказанию медицинской помощи работникам морских профессий.
Острейший вопрос - транспортировка нуждающихся в оказании медицинской помощи в лечебные учреждения арктического бассейна. Сегодня только на единичных судах в Арктике можно встретить на борту судна врача. Даже ледоколы, обеспечивающие проводку судов во льдах и имеющие государственный статус, работающие круглогодично на трассе, в редких случаях берут в рейс судового врача.
Доставить заболевшего или травмированного моряка с судна в условиях высоких широт возможно только через ледокол, что занимает по времени 5-6 суток, поэтому больные и травмированные поступают в районные больницы, упомянутые выше, уже зачастую в тяжелом состоянии и оказываемая медицинская помощь становится малоэффективной. Дальнейшая транспортировка может быть только воздушным транспортом, с которым сегодня на севере очень проблематично, а на ледоколах своих вертолетов нет.
В Арктическом бассейне уже сегодня курсируют торговые, научные, пассажирские суда под иностранными флагами. Моряки находятся под зашитой международной Конвенции № 56 «О медицинском страховании моряков», поэтому в случае неадекватного оказания медицинской помощи последуют серьезные юридические претензии к стране, в водах которой нет возможности оказания соответствующей медицинской помощи, а это грозит большими денежными штрафами. Здоровье работников морских профессий, по стандартам международной морской организации (ИМО), является заботой государства. Международные медицинские стандарты и требования в зоне активного морского судоходства должны соответ-
ствовать шестнадцати различным конвенциям Международной Организации Труда.
Таким образом, исходя из даже поверхностного анализа возможностей оказания медицинской помощи на трассе Северного морского пути, возникают первоочередные вопросы. Во-первых, кто конкретно готов, может и должен заниматься медицинскими проблемами Арктики, которые возникнут уже в самое ближайшее время. Во-вторых, кто будет координировать
все возможные действия и решения, поскольку участвовать в них будут Минздрав, МЧС, Минтранс, профсоюзы, Союз российских судовладельцев и другие заинтересованные организации.
Многочисленные работы ученых разных стран убедительно доказывают, что «Арктика -это подрыв здоровья», поэтому особенно важно вовремя оказывать качественную медицинскую помощь всем работающим в этом регионе.
БУДИЕВ Александр Юрьевич,
кандидат медицинских наук, врач Архангельской гидрографической базы филиала «Гидрографическое предприятие»
ЛУпАчЕВ Валерий Валентинович,
доктор медицинских наук, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск)
ЛОгУНОВ Константин Валерьевич,
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой морской и подводной медицины медико-биологического факультета Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова (Санкт-Петербург)
Контактная информация: Будиев Александр Юрьевич Адрес: 163020, г. Архангельск, ул. Маяковского, д. 12
е-mail: peleng@atnet.ru Лупачев Валерий Валентинович Адрес: 163001, г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 51
e-mail: irina-lin@mail.ru Логунов Константин Валерьевич Адрес: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41 e-mail: Logunov.Konstantin@spbmapo.ru