Научная статья на тему 'Медицинские и педагогические аспекты здоровьесбережения в детских образовательных организациях'

Медицинские и педагогические аспекты здоровьесбережения в детских образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ДЕТСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васильев Юрий Валерианович, Васильева Ирина Валентиновна, Васильев Антон Юрьевич, Вьюхина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицинские и педагогические аспекты здоровьесбережения в детских образовательных организациях»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

121

медицинские и педагогические аспекты эдоровьесбережения в детских образовательных организациях

© Васильев Юрий Валерианович, Васильева Ирина Валентиновна, Васильев Антон Юрьевич, Вьюхина Татьяна Юрьевна

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: yvw@mail.ru

Ключевые слова: здоровьесбережение; детские образовательные организации

Введение. В последние десятилетия уровень здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться неудовлетворительно низким, ибо число детей с I группой здоровья, по-прежнему, не превышает 14% [4].

Цель исследования. Наметить пути оптимизации технологий здоровьесозидания в детских образовательных организациях (ДОО).

Материалы и методы. Мета-анализ и систематический обзор исследований врачей и педагогов, посвященных технологиям здоро-вьесозидания.

Результаты. Как известно, участниками процесса здоровьесозидания являются педагоги, дети и их родители, врачи и, безусловно, организаторы здравоохранения и власти всех уровней [4]. Что такое здоровье? Здоровьесо-зидание? Какова цель здоровьесозидания, какой смысл вкладывают в него участники процесса здоровьесозидания? для большинства, в противоположность определению ВОЗ, здоровье — это отсутствие болезней. Для властей здоровье — это выполнение человеком социальных функций, а также социальное обременение (пенсии, льготы и т.д.). Для педагогов — способность к обучению, успеваемость, желание и возможность достигать учебные цели [3]. Для родителей — отсутствие болезней и успех ребенка. Для ребенка, подростка — душевный комфорт, личное пространство, а также успех, порой, за счет здоровья (бремя успеха) [1, 3]. Для врачей здоровье — это отсутствие болезней и, очень редко, резервные возможности организма. Таким образом, участники процесса здоровьесозида-ния по-разному трактуют понятие и цель здоровья.

«Здоровье-болезнь-исход» — динамический процесс, континуум. Здоровье — это резервные возможности, функции и структуры организма, адекватные воздействиям среды. Болезнь — способ адаптации, ведущий к исхо-

дам — нетрудоспособности, инвалидизации, гибели, манифестирующийся симптомами, синдромами, нозологией. Следовательно, здо-ровьесозидание — это сдвиг влево континуума «здоровье-болезнь-исход».

На каком этапе континуума происходит медицинское и педагогическое вмешательство? медицинское гигиеническое, а также педагогическое вмешательство — на этапе «здоровье-болезнь», клиническое — «болезнь-исход». Клиницисту легче болезнь лечить, чем предупреждать [2]. Легко ли мотивировать граждан к здоровому образу жизни, отказу от вредных привычек? Или легче создать высокотехнологичный лечебный центр? На всех уровнях оказания медицинской помощи господствует мировоззрение врачей госпитального звена, направленное на спасение больного, купирование проявлений болезней.

Врачи госпитального звена — костяк преподавателей медицинских вузов, формирующие мышление и мировоззрение врачей. Однако, перед врачами амбулаторного звена стоит иная задача: не столько купировать, сколько предотвращать обострения течения заболеваний (вторичная профилактика), а, главное, предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье (профилактика). Деятельность же врача ДОО направлена исключительно на укрепление здоровья и первичную профилактику болезней. Но, к сожалению, кадры врачей ДОО готовят специалисты госпитального звена, зачастую лишенные малейших представлений о целях и задачах работы ДОО.

Заключение. Оздоровление детского населения будет возможным, когда методологическим центром здоровьесозидания станут ни педагоги, ни обучающиеся и их родители, ни врачи стационаров и медицинские менеджеры, а врачи-педиатры профилактического направления.

MEDiOiNE: THEoRY AND PRACTiCE

том 4 СПЕЦВЫПУСК 2019

eiSSN 2658-4204

122

ABSTRACTS

Список литературы.

1. Васильев Ю.В., Васильева И.В., Быков A.A., Не-стерчук А.Л. О школьном питании детей в городе с развитой промышленностью и неблагоприятной эко-лого-гигиенической ситуацией//Сб. XIII Российского Форума «Здоровое питание с рождения: Медицина, образование, пищевые технологии» Посвящается Дню Матери Санкт-Петербург, 9-10 ноября 2018 года СПб., 2018. С.21-23.

2. Васильев Ю.В., Васильева И.В., Агафонова A.C., Парсян С.Р. Профилактика или терапия? Угревая болезнь, как модель превентивной медицины//Сб. X российской научно-практической конференции с международным участием «Аллергические и иммунопатологические заболевания — проблема XXI

века» Санкт-Петербург, 14-15 декабря 2018 года — СПб., 2018. С. 11-13.

3. Васильев Ю.В., Васильева И.В., Сигунова Д.А., Кузнецова У.Е., Сляпцова Т.Н., Паламарчук М.О., Алампиева Е.В. О влиянии дополнительного образования на здоровье школьников//Сб. X Российской научно-практической конференции с международным участием «Аллергические и иммунопатологические заболевания — проблема XXI века» Санкт-Петербург, 14-15 декабря 2018 года. СПб., 2018. С. 13-16.

4. Львов С.Н., Васильева И.В., Земляной Д.А., Кру-това Е.С. Санитарно-гигиеническое обследование образовательных организаций для детей и подростков. СПб., 2016. 36 с.

МЕдицинА: теория и практика

тоМ 4 спецвыпуск 2019

iSSN 2658-4190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.