УДК 17.022.1+61
МЕДИЦИНСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА В РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА: ЭТИКО-АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ1
© Наталья Владимировна ВОЛОХОВА
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Юго-Западный государственный университет 305040, Российская Федерация, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94 E-mail: [email protected] © Юлия Эдуардовна ЛОКТИОНОВА студентка факультета экономики и менеджмента Юго-Западный государственный университет E-mail: [email protected]
Рассмотрены основные хронологические изменения нравственных ценностей в российской медицине на рубеже XIX-XX веков на основе анализа художественных произведений авторов того времени. К структурным основаниям биоэтических принципов и норм методологической базы моральной регуляции в медицине относятся, в первую очередь, высшие моральные ценности. Если рассматривать нравственные принципы в рамках медицинской науки, то здесь встает вопрос о том, имеются ли различия между нравственными ценностями общества и медицины, и почему это словосочетание, употребляемое в разных отраслях, вызывает такое затруднение. Зачастую это связано с общественными изменениями или коренными переломами коллективного сознания, с собственными разочарованиями или переменами в своих взглядах, но, прежде всего, в сложности и неоднозначности постановки вопроса о смысле и цели человеческой жизни. Проблема смысла жизни и смерти находила разностороннее осмысление в текстах различных жанров: это и художественная культура, и поэзия, и академическая философия, и религиозные труды, и вольное философствование. Современный мир с его достижениями в области техники, науки и медицины, по мере того, как динамично развиваются междисциплинарные исследования животного мира, повсеместно внедряются новейшие научные и биомедицинские технологии, применяются генно-инженерных практик и т. д., заставляет по-другому звучать эти вопросы и расширяет проблемное поле биомедицинской этики.
Ключевые слова: медицина; публицистика; нравственные ценности; аксиология; биоэтика
Задавая вопрос о том, что такое нравственные ценности, каждый может назвать свое понимание данного понятия, каждый сам может рассмотреть в этом словосочетании что-то свое, что он может приравнять к тем или иным правилам своего поведения, своей жизни, ее сопряженности с общественным. Рассматривая перемену нравственных ценностей в рамках науки, а именно медицинской науки, то вряд ли мы сможем здесь сказать о ее быстром прерывании. Ведь если задуматься, отказаться от своих ценностей, принятых в своем мире - это легкое и хорошо обдуманное решение, а вот отказаться от общепринятых ценностей, в чьих руках миллионы судеб, миллионы жизней - это уже не совсем верное решение. Уже в начале XX века к людям приходило четкое понимание того, что медицина будет делать довольно
1 БЛАГОДАРНОСТИ: Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00846.
такие уверенные шаги вперед, меняясь, приобретать новые устойчивые элементы своего развития. Уже тогда принимались нормы ведения медицинских приемов, которые рассматривались как закрепленные и не поддающиеся решению.
Принято считать, что основополагающие универсальные этические принципы и нормы не исчерпывают собой методологическую базу моральной регуляции в медицине. К ее структурным основаниям относятся, прежде всего, высшие моральные ценности, которые в свою очередь выступают основной формой проявления и дополнения биотических принципов. А, как известно, именно основные биотические принципы рассматриваются как первостепенные формы ценностей современного мира.
Безусловно, если рассматривать нравственные принципы в рамках медицинской науки, то здесь встает вопрос о том, имеются ли различия между нравственными ценно-
стями общества и медицины. Размышляя о том, почему это словосочетание, употребляемое в разных отраслях, вызывает такое затруднение, можно прийти к следующему выводу. Что стоит человеку нарушить свои морально устоявшиеся нравственные ценности? Ведь это не так уж сложно - просто взять и разорвать нить своей веры и подчинения тому, что мы называем ценность. Рано или поздно, в различных обстоятельствах, человек вынужден пересматривать свои убеждения, ценности, нормы поведения [1].
Зачастую это связано с переменами в жизни: разочарованиями, переменами в своих взглядах на общество. И это не ново, такие изменения происходят в мире каждый день. Нельзя говорить о многократном нарушении человеком принятых норм и ценностей, но даже одно сомнение может привести к последствиям, которые в дальнейшем поменяют не только мысли и убеждения человека, но и его жизнь в целом.
Коренной вопрос биоэтики тот же, что стоит в основе и классической этики - смысл человеческой жизни. Сегодня биомедицинскую этику называют «наукой выживания человека» и «философией сбережения здоровья» [2, с. 680], и она делает акцент на осуществление диалектического единения биологического, медицинского знания и гуманных морально-нравственных ценностей.
По мере того, как динамично развиваются междисциплинарные исследования животного мира, можно заметить, что применение новейших научных и биомедицинских технологий, в том числе и генно-инженерных, расширяет проблемное поле биомедицинской этики. Она сегодня не может быть конституированной только как учение о сбережении здоровой жизни человека и всей земной жизни при отказе от традиционных базовых морально-этических принципов и правил поведения [3, с. 110].
В XIX - начале ХХ века проблема смерти занимала большое место в интеллектуально-духовном пространстве отечественной культуры. Она находила разностороннее осмысление в текстах различных жанров: это и художественная культура, и поэзия, и академическая философия, и религиозные труды, и вольное философствование. Не трудно догадаться, что именно классики философской, религиозной, художественной, нравственной
мысли самым серьезным и глубоким образом рассматривали проблему смысла жизни человека как существа смертного [4, с. 50].
Современному обществу необходим образованный врач, воспринимающий каждого пациента как отдельную личность, со своими мыслями и чувствами. Польза литературы для медицинского образования очевидна: она вносит в него эмоциональную ноту. Именно вымышленные доктора, герои литературных произведений, работающие в медицинской сфере, становятся образцами для подражания, заставляют рассматривать медицину как важную сферу деятельности современного общества. Зачастую, именно герои произведений приводят мысли и разум человека к обособленной форме сознания, того, как стоит поступать, если речь заходит о здоровье и жизни другого человека. Медикам искусство, в частности литература как его род, необходимо для понимания типических человеческих реакций или эмоций, не сводимых исключительно к физиологическим или биологическим для рассмотрения индивидуальной человеческой жизни, для обогащения языка и мышления [5].
Многие ученые, писатели не оставались равнодушными к проблемам медицинских нравственных ценностей, многие изучали данную тему в рамках своих публицистических произведений. Например, в своих сочинениях Н.Г. Чернышевский рассматривал естественные науки, подчеркивал необходимость их изучения, призывал к этому молодежь, обращая внимание на важность соотнесения морального (человеческого) с профессиональным.
Наиболее глубоко эта тема осмыслена в художественной литературе и философии. Художественное постижение загадки смерти Л.Н. Толстым оказалось во многом пророческим. «Смерть чужда природе человека, и поэтому, чтобы умереть достойно, человек должен отказаться от рефлексии, от потока сознания, от всей своей человеческой природы вообще и стать простым», - учит Л.Н. Толстой. В то же время человек должен спешить участвовать в делах, которые несут в себе добро и останутся в сердцах и памяти, быть может, не одно поколение. По мнению Л.Н. Толстого, единственной целью человеческой жизни является совершенствование бессмертной души, потому что в соотноше-
нии со смертью все другие цели - бессмысленные. На смерть он смотрит как на изменение состояния (как на другую сторону бытия), значит, не как на конец задачи, а как на саму задачу. Л.Н. Толстой отмечал, раз человек живет не только физической, но и духовной жизнью, раз его духовная сущность остается после смерти, естественно поставить вопрос о том, каков смысл смерти, каково должно быть истинное отношение к ней. Страх смерти, неразрывный с жизнью, не чужд был, конечно, и самому писателю, чувствовавшему, что не может свободно рассуждать об истинной жизни, пока есть страх смерти, пока не решен вопрос о ней. Если пересмотреть историю литературы и философии, вряд ли можно найти мыслителя дореволюционного периода, который дольше, глубже и многостороннее занимался бы проблемой смерти, чем Лев Толстой [6].
Творчество великого русского писателя и врача А.П. Чехова всегда привлекало к себе пристальное внимание самой широкой читательской аудитории. Но особый интерес творческое наследие этого писателя вызывает у представителей медицинской профессии. И это далеко не случайно. На протяжении всей своей жизни А.П. Чехов много времени отдавал практической медицине. Будучи знаменитым писателем, А.П. Чехов продолжал оставаться и врачом-практиком.
Многие произведения писателя объединены общей медицинской тематикой. Это рассказы о врачах, где описываются их рабочие будни или эпизоды из жизни («Палата № 6», «Необыкновенный», «Случай из практики», «Враги», «Попрыгунья» и др.), рассказы, где действующими лицами являются заболевшие или умирающие люди («Тиф», «Три года», «Цветы запоздалые», «Мужики», «Горе» и др.), рассказы о душевном здоровье персонажей («Припадок», «Черный монах», «Палата № 6»), а также юмористические рассказы («Сельские эскулапы», «Хирургия», «Симулянты», «Аптекарша», «У постели больного» и др.). Говоря о медицинской теме в творчестве писателя, нельзя не сказать о широком включении в текст повествования медицинской лексики. Это названия болезней и болезненных состояний, анатомические термины, медикаментозные средства и другие латинские лексемы, используемые во врачебной практике.
В 1903 г. В. Вересаев писал: «Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпора-тивную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике, и врачей между собою. Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика, прежде всего, должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебной наукой и живой личностью. Между тем даже частичные вопросы такой этики почти не поднимаются у нас и почти не дебатируются...». В. Вересаев видит главную задачу этики «.во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об отношении между личностью и врачебной наукою в тех границах, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки.». Он подчеркивает: «.вопрос и о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики...» [7].
Подводя итог рассмотрению этических концепций, развитых в русской мысли дореволюционной России, можно увидеть отчетливое стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить этику в жизни и вывести из нравственных начал и право, и познание, и медицину, и даже религию. Важнейшей чертой этических размышлений в России указанного периода является стремление понять единство факторов эволюционного процесса и этических ценностей, осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. Жизнь - это борьба со смертью и неорганизованностью природы, борьба за утверждение ноосферы, за торжество духа над материей, все это разные формулировки общего исходного принципа этики. И этот общий принцип этики просветлен одним умонастроением, пронизывающим все нравственные поиски русских мыслителей, любовью к жизни. Сколько бы времени ни прошло, медицина, как одна из основополагающих структур общества, будет совершенствовать свои нравственные принципы.
Список литературы
1. Локтионова Ю.Э. Аксиология, медицина,
публицистика в России конца XIX - начала
XX века: точки соприкосновения // Актуальные вопросы развития современного общества: сб. науч. ст. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, ЗАО «Университетская книга», 2016. С. 168171.
2. Aseeva I.A., Volokhova N.V. Russian tradition's singularity in modern bioethical studies // SGEM International Multidisdisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts. Bulgaria: STEF92 Technology Ltd., 2014 P. 679-685.
3. Волохова Н.В., Пахомова О.А. О важности биоэтического обеспечения инновационного развития биомедицинских технологий // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 5-4. С. 109-112.
4. Волохова Н.В. Этика жизни и этика смерти (на материале философского наследия Л.Н. Толстого) // Проблемы интеграции образовательных систем России и Беларуси в гуманитарном хронотопе постсоветского пространства: сб. науч. ст. / отв. ред. Е.И. Боев. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, ЗАО «Университетская книга», 2016. С. 47-52.
5. Сатретдинова А.Х. Медицина в произведениях русских писателей. Хрестоматия для студентов медицинских учебных заведений. Астрахань: Изд-во ГОУ ВПО АГМА, 2009. 472 с.
6. Волохова Н.В. Проблемы смерти в контексте биоэтики (на основе анализа философского наследия Л.Н. Толстого) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 3 (16). С. 161-166.
7. Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правом. URL: http://coolreferat.com (дата обращения: 22.03.2017).
References
1. Loktionova Y.E. Aksiologiya, meditsina, publit-sistika v Rossii kontsa XIX - nachala veka: tochki soprikosnoveniya [Axiology, medicine, journalism in Russia of the end XIX - the beginning of the XX century: points of contact]. Ak-tual'nye voprosy razvitiya sovremennogo obsh-chestva [Topical Issues of Development of Modern Society]. Kursk, South-West State University, CC «Universitetskaya kniga», 2016, pp. 168-171. (In Russian).
2. Aseeva I.A., Volokhova N.V. Russian tradition's singularity in modern bioethical studies. SGEM International Multidisdisciplinary Scientific
Conferences on Social Sciences and Arts. Bulgaria; STEF92 Technology Ltd, 2014, pp. 679685. (In Russian).
3. Volokhova N.V., Pakhomova O.A. O vazhnosti bioeticheskogo obespecheniya innovatsionnogo razvitiya biomeditsinskikh tekhnologiy [On importance of bioethical ensuring for innovation development in biomedical technologies]. Teo-reticheskie i prikladnye aspekty sovremennoy nauki [Theoretical and Applied Aspects of Modern Science], 2014, no. 5-4, pp. 109-112. (In Russian).
4. Volokhova N.V. Etika zhizni i etika smerti (na materiale filosofskogo naslediya L.N. Tolstogo) [Ethics of life and ethics of death (based on the philosophical heritage L.N. Tolstoy)]. Problemy integratsii obrazovatel'nykh sistem Rossii i Bela-rusi v gumanitarnom khronotope postsovetskogo prostranstva [Problems of Integration of Educational Systems of Russia and Belarus in the Humanitarian Chronotope of the Post-Soviet Space]. Kursk, South-West State University, CC «Universitetskaya kniga», 2016, pp. 47-52. (In Russian).
5. Satretdinova A.Kh. Meditsina v proizvedeniyakh russkikh pisateley. Khrestomatiya dlya studentov meditsinskikh uchebnykh zavedeniy [Medicine in the Works of Russian Writers. Anthology for Students of Medical Educational Institutions]. Astrakhan, State Educational Institution of Higher Professional Education Astrakhan State Medical Academy, 2009, 472 p. (In Russian).
6. Volokhova N.V. Problemy smerti v kontekste bioetiki (na osnove analiza filosofskogo nasle-diya L.N. Tolstogo) [The problem of death in the context of bioethics (based on the analysis of the philosophical heritage of L.N. Tolstoy)]. Izves-tiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Me-nedzhment - Proceedings of South-West State University. Series Economy. Sociology. Management, 2015, no. 3 (16), pp. 161-166. (In Russian).
7. Bioetika: problema vzaimootnosheniya s biolo-giey, filosofiey, etikoy, psikhologiey, meditsin-skoy deontologiey i pravom [Bioethics: the problem of relationship with biology, philosophy, ethics, psychology, medical deontology and law]. (In Russian). Available at: http://cool-referat.com (accessed 22.03.2017).
Поступила в редакцию 20.04.2017 г. Received 20 April 2017
UDC 17.022.1+61
MEDICAL PUBLICISM IN RUSSIA AT THE END OF XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURY: ETHICAL-AXIOLOGICAL COMPONENT
Natalya Vladimirovna VOLOKHOVA
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of Philosophy and Sociology Department Southwest State University
94 50 Let Oktyabrya St., Kursk, Russian Federation, 305040
E-mail: [email protected]
Yuliya Eduardovna LOKTIONOVA
Student of Economics and Management Faculty
Southwest State University
E-mail: [email protected]
The basic historical changes in moral values in Russian medicine in the XIX-XX centuries based on the analysis of artistic works of authors of the time are discussed. Structural basis of bioethical principles and norms of methodological framework of moral regulation in medicine are, first and foremost, of the highest moral values. If we consider the moral principles within medical science, the question whether there are differences between the moral values of society and medicine, and why is this phrase used in different industries, causes a difficulty, arises. This is often due to social changes or root fractures of collective consciousness, with its own disappointments, or changes in their views, but, above all, in the complexity and ambiguity of the question about the meaning and purpose of human life. The problem of meaning of life and death found a broad reflection in the texts of different genres: fiction, poetry, and academic philosophy, and religious works, and of free speculation. The modern world with its achievements in the fields of engineering, science and medicine, as a rapidly developing interdisciplinary research of the animal world, widely introduced the latest scientific and biomedical technologies, applied genetic engineering practices, etc., makes these questions sound different and expands the problem field of biomedical ethics.
Key words: medicine; journalism; moral values; axiology; bioethics
ACKNOWLEDGEMENTS: The publication is prepared within the framework of scientific project supported by Russian Fund of Fundamental Research no. 15-03-00846.
Информация для цитирования: Волохова Н.В., Локтионова Ю.Э. Медицинская публицистика в России конца XIX - начала XX века: этико-аксиологическая составляющая // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 3 (11). С. 59-63.
For citation: Volokhova N.V., Loktionova Y.E. Meditsinskaya publitsistika v Rossii kontsa XIX - nachala XX veka: etiko-aksiologicheskaya sostavlyayushchaya [Medical publicism in Russia at the end of XIX - the beginning of XX century: ethical-axiological component]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 3 (11), pp. 59-63. (In Russian).