Научная статья на тему 'Медицинская помощь в пенитенциарной системе дореволюционной России'

Медицинская помощь в пенитенциарной системе дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PENITENTIARY SYSTEM / ИСТОРИЯ ПРАВА / HISTORY OF LAW / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / HISTORY OF MEDICINE / ОСУЖДЕННЫЕ / PRISONERS / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Пертли Лариса Федоровна, Спасенников Борис Аристархович

В статье рассмотрен историко-правовой аспект развития медицинской помощи осужденным в России. Первое упоминание о лечении больных преступников обнаружено в 1775 г. В 1788 г. принято Положение о тюрьмах, в котором использован опыт тюремных систем европейских государств. С 1819 г. организация медицинской помощи населению была в компетенции Министерства внутренних дел. Это создало условия для организации медицинской помощи в тюремной системе. Правовые основы медицинской помощи заключенным были приняты в 1831 г. В 1879 г. в Главном тюремном управлении появилась должность инспектора по медицинской части. Он координировал оказание медицинской помощи заключенным и разрабатывал санитарно-гигиенические мероприятия. Первичное звено отечественной пенитенциарной системы составляли органы управления отдельных мест заключения. В соответствии с законом от 15 июня 1887 г. к ним были отнесены врачи и фельдшеры. Лечение больных заключенных осуществлялось за счет государства. В исследуемый период отсутствовала единообразная медицинская статистика заболеваемости. Показано, что особое внимание уделялось инфекционным заболеваниям. Патологии неинфекционной природы уделялось меньшее внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of health care in penitentiary system pre-revolutionary Russia

He article deals with the development of prison health care in Russia. The first mention of the treatment of patients with criminals found in 1775 In 1788 adopted the Regulations of the prisons. The document draws on the experience of prison systems of European countries. Since 1819 medical care organization was the responsibility of the Ministry of Internal Affairs. It created the conditions for the organization of medical care in the prison system. Legal medical care based on the conclusions were adopted in 1831. In 1879, in the main prison management appeared as an inspector for the medical unit. He coordinated the provision of health care to prisoners and developed hygienic measures. The primary link in the national prison system were separate prison authorities. In accordance with the Law of 15 June 1887 the authorities organized medical care convicted. Treatment of patients with prisoners was carried out by the state. In the analyzed period there was no uniform medical morbidity statistics. It is shown that special attention was paid to infectious diseases. Pathology of infectious nature has been given less attention.

Текст научной работы на тему «Медицинская помощь в пенитенциарной системе дореволюционной России»

Информация об авторе

Голикова Ольга Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент юридического факультета, кандидат исторических наук. E-mail: momsi@yandex.ru

Information about the author

Golikova Olga Aleksandrovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), assistant professor of the law faculty, candidate of historical sciences. E-mail: momsi@yandex.ru

УДК 343.828

Л. Ф. Пертли, Б. А. Спасенников

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

В статье рассмотрен историко-правовой аспект развития медицинской помощи осужденным в России. Первое упоминание о лечении больных преступников обнаружено в 1775 г. В 1788 г. принято Положение о тюрьмах, в котором использован опыт тюремных систем европейских государств. С 1819 г. организация медицинской помощи населению была в компетенции Министерства внутренних дел. Это создало условия для организации медицинской помощи в тюремной системе. Правовые основы медицинской помощи заключенным были приняты в 1831 г. В 1879 г. в Главном тюремном управлении появилась должность инспектора по медицинской части. Он координировал оказание медицинской помощи заключенным и разрабатывал санитарно-гигиенические мероприятия. Первичное звено отечественной пенитенциарной системы составляли органы управления отдельных мест заключения. В соответствии с законом от 15 июня 1887 г. к ним были отнесены врачи и фельдшеры. Лечение больных заключенных осуществлялось за счет государства. В исследуемый период отсутствовала единообразная медицинская статистика заболеваемости. Показано, что особое внимание уделялось инфекционным заболеваниям. Патологии неинфекционной природы уделялось меньшее внимание.

Ключевые слова: пенитенциарная система; история права; история медицины; пенитенциарная система; осужденные; медицинская помощь.

L. F. Pertli, B. A. Spasennikov

ORGANIZATION OF HEALTH CARE IN PENITENTIARY SYSTEM

PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

The article deals with the development of prison health care in Russia. The first mention of the treatment of patients with criminals found in 1775 In 1788 adopted the Regulations of the prisons. The document draws on the experience ofprison systems of European countries. Since 1819 medical care organization was the responsibility of the Ministry of Internal Affairs. It created the conditions for the organization of medical care in the prison system. Legal medical care based on the conclusions were adopted in 1831. In 1879, in the main prison management appeared as an inspector for the medical unit. He coordinated the provision of health care to prisoners and developed hygienic measures. The primary link in the national prison system were separate prison authorities. In

© Пертли Л. Ф., Спасенников Б. А., 2016.

accordance with the Law of 15 June 1887 the authorities organized medical care convicted. Treatment of patients with prisoners was carried out by the state. In the analyzed period there was no uniform medical morbidity statistics. It is shown that special attention was paid to infectious diseases. Pathology of infectious nature has been given less attention.

Keywords: penitentiary system; history of law; history of medicine; prisoners; medical care.

Первое официальное упоминание о необходимости «лечения больных преступников» датируется 1775 г., когда было принято Учреждение для управления губерний Российской империи [1]. Впервые в 1783 г. из казны было выделено 200 руб. на закупку медикаментов для больных арестантов [25, с. 90], что для того времени было весьма крупной суммой.

В первые годы царствования Екатерины II был подготовлен проект Положения о тюрьмах 1788 г., в котором был использован опыт организации тюремных систем передовых европейских государств. Особое внимание в Положении уделялось устройству тюремных больниц, однако реализация проекта не была обеспечена ни в финансовом, ни в организационном плане. Позже, продолжая начатую Петром I реформу тюремной системы России, Екатерина II учредила во всех губерниях остроги, тюрьмы и каторги для «злодеев». Одновременно были приняты попытки организации финансирования содержания заключенных. В 1778 г. своим указом Екатерина II определила количество «кормовых» для здоровых и больных «колодников» и разрешила лечить последних за счет казны с 1796 г.

С 1819 г. организация медицинской помощи населению сосредоточивается в Министерстве внутренних дел, в составе которого образован медицинский совет и медицинский департамент. В губерниях управление медицинской помощью в тот период сконцентрировано во врачебном отделении губернского правления, состоящем в ведении губернского врачебного инспектора, подчиненного губернатору. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 625 т. 2 Свода Законов издания 1857 г. лечение больных

арестантов, особенно в тех местах, где не было особых больниц при острогах, входило в попечение непосредственно губернатора. На врачебное отделение возложены лечебная, судебно-медицинская и санитарная функции. При врачебных отделениях в уездах состояли уездные врачи (по одному на уезд), уездные фельдшера, в городах — городовые врачи.

Организационно-правовые основы медико-санитарной помощи заключенным были заложены в Инструкции смотрителю губернского тюремного замка 1831 г. [21, с. 20-21], в которой самая большая глава IX (55 статей) посвящена вопросам медицинской помощи при исполнении уголовных наказаний. Ст. 172 и 173 устанавливали, что условия содержания в тюремном лазарете и лечение должны соответствовать общим правилам в больницах. В соответствии с нормой ст. 206 Инструкции ответственность за санитарно-гигиеническое состояние мест заключения была возложена на смотрителя как «полного хозяина тюремного замка и блюстителя в оном внутреннего порядка» [22, с. 82]. Непосредственная организация лечебной-профилактической работы в местах лишения свободы была возложена на врача, которому по медико-санитарной части подчинялись все служащие тюрьмы, а также медицинский персонал больницы и аптека (ст. 165).

В ст. 180-195 Инструкции получили юридическое закрепление основные обязанности врача тюремного замка: врачебный осмотр вновь поступающих в тюремный замок арестантов; ежедневный обход тюремного замка для проверки санитарного состояния всех помещений и распоряжений по

устранению выявленных недостатков; заведование тюремной больницей и аптекой; направление в больницу заболевших заключенных; лечение арестантов в тюремной больнице, их осмотр не менее 2 раз в день, ведение медицинской документации; ежедневное предоставление смотрителю сведений о больных арестантах; подача заявок на медикаменты и т. д.

Ст. 161-178 Инструкции содержали требования по организации лечения арестантов («размещение больных по роду болезней»; снабжение больницы особым для больных платьем, бельем и медицинскими принадлежностями; обеспечение больных питанием по предписанию врача и т. д.).

Реальное положение дел с медицинским обслуживанием в тюрьмах можно узнать из донесений тюремных ревизоров об осмотре мест заключения и сведений тюремных врачей, несколько раз в год доставляемых в Министерство внутренних дел для отчета. Например, на 1 000 арестантов в 1850 г. приходилось примерно 77 больных. В том же году через тюрьмы империи прошло около 980 тыс. арестантов, из которых умерли всего лишь 1 598 человек, что составляет 0,16 % [27, с. 18-19]. По мнению А. М. Фумм [26, с. 115], такого рода сведения, хотя и не дают основание утверждать, что санитарное состояние тюрем в рассматриваемый период было вполне благополучным, в то же время существенно отличаются от данных Дж. Кеннана [18, с. 8-15] и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что первые попытки нормативно-правового регулирования организации медицинской помощи заключенных в России за счет государственной казны были сделаны в XVIII в., а в XIX в. нормирование медицинской помощи арестантам стала закрепленной обязанностью государства, что ранее не предусматривалось.

В 1879 г. в штат Главного тюремного управления (далее — ГТУ) была включена должность инспектора по ме-

дицинской части, который координировал оказание медицинской помощи заключенным и разрабатывал необходимые санитарно-гигиенические мероприятия.

В дальнейшем с расширением объема функций аппарата ГТУ и усложнением его задач организационная структура была усовершенствована, и с 1912 г. организацией медицинской помощи арестантами занималась хозяйственная часть [17, с. 59-60]. В ведении хозяйственной части Главного тюремного управления, помимо надзора и контроля за проведением медико-санитарной помощи в тюрьмах, находилась еще и организация медицинской помощи при этапировании заключенных.

Созданные законом от 31 марта 1890 г. губернские тюремные инспекции как среднее управленческое звено между ГТУ и местами заключения не содержали в штате ни инспекторов по медицинской части, ни врачей: чиновники второго (хозяйственного) делопроизводства разрабатывали табеля на лечение арестантов, а чиновники третьего (секретарского) делопроизводства вели учет дел об инфекционных заболеваниях в местах заключения.

Надзор за лечением больных, содержащихся под стражей, в соответствии со ст. 17 Устава врачебного издания 1905 г. был возложен на Губернские врачебные управления [24]. На них же лежала обязанность освидетельствования трудоспособности арестантов и больных ссыльных на основании Устава о содержащихся под стражей и Устава о ссыльных (ст. 27). В обязанности Губернского врачебного инспектора входило участие на правах директора в заседаниях губернского комитета Попечительного общества о тюрьмах (ст. 34).

Первичное звено отечественной тюремной системы составляли органы управления отдельных мест заключения. В соответствии с законом от 15 июня 1887 г. к ним были отнесены врачи и фельдшеры. Причем определение, в каких именно (кроме тюрем

общего устройства) местах заключения должны быть введены должности врачей, принадлежало МВД по представлению начальника ГТУ. В исправительных арестантских отделениях врачебный персонал был введен в штаты отделений только законом от 17 марта 1903 г. [20], что, конечно, способствовало улучшению медицинской помощи арестантам.

В целях повышения качества лечебно-диагностической помощи, установления единообразного порядка замещения врачебных должностей при местах заключения ГТУ по соглашению с Медицинским департаментом издало циркуляр от 7 января 1889 г. № 1 [15], в котором установило, что по всем кадровым вопросам, а также при возбуждении ходатайств о назначении отдельных врачей в порядке, определенном ст. 92 Устава Врачебного при тюрьмах общего устройства, губернаторы должны были предоставлять о врачах определенные сведения непосредственно в ГТУ.

Приоритет в приеме на работу старших врачей тюремных больниц предоставлялся только докторам медицины и тем, кто занимал ранее должности городовых и уездных врачей, т. е. имеющих определенный врачебный стаж самостоятельной деятельности. Замещать должности фельдшеров только лицами, окончившими курсы в фельдшерских школах или получивших свидетельство от врачебных отделений губернских правлений или Врачебных управ на основании циркуляра МВД от 10 февраля 1883 г. № 207, допуская при неимении удовлетворяющих этим требованиям кандидатов только к исполнению фельдшерских обязанностей лиц без присвоения им преимуществ государственной службы.

По поводу найма врачей и фельдшеров в тюрьмы, где их не было в штате на постоянной основе, начальники тюрем или попечительные комитеты в индивидуальном порядке обращались в ГТУ с ходатайством, например, врача в Тамбовскую тюрьму [9], фельдшера в Звенигородскую тюрьму [10], акушерку,

приглашенную к роженице-арестантке Омской тюрьмы [8] и т. д.

При этом архивные материалы свидетельствуют о сложностях при привлечении врачей (в Тверской и Вологодской губерниях, Семиреченской области) [11]. Управление главного врачебного инспектора МВД циркуляром от 30 сентября 1910 г. № 1290 уведомило, что городовые врачи могут не исполнять обязанности тюремных врачей, это является лишь актом их добровольного соглашения с Обществом попечительным о тюрьмах, причем они выполняют эту работу безвозмездно или получают вознаграждение от Общества [12].

Основными направлениями медико-санитарной деятельности администрации мест заключения в исследуемый период были: организация работы больниц, врачебных околотков, а также аптек; первичный медицинский осмотр вновь поступающих заключенных; периодический осмотр контингента (с 1911 г. — поголовный 4 раза в год); лечение больных арестантов; обеспечение медикаментами; направление заболевших для получения специализированной помощи в городские, земские и уездные больницы; борьба с эпидемическими заболеваниями в тюрьмах; организация санитарного режима и санитарно-профилактическая работа.

Лечение больных заключенных осуществлялось за счет государства. Врачи выписывали необходимые медикаменты из аптек военного ведомства за счет финансирования на лечение из расчета 3 копейки в день на больного, сверх суммы, отпускаемой на содержание арестанта (в ценах того времени это была достаточная сумма). В тех местах заключения, где действовали комитеты Общества попечительного о тюрьмах, они также осуществляли дополнительное финансирование.

Медицинскую помощь заключенным оказывали в тюремных больницах или околотках, а при их отсутствии, а также в сложных случаях в больницах Приказа общественного призрения,

земских больницах или госпиталях военного ведомства. В таком случае в больницах для арестантов отделялся особый коридор с несколькими палатами [4]. Больницы имелись не при всех тюрьмах. Открытие больниц при каждой крупной тюрьме стало одним из приоритетных направлений деятельности ГТУ при принятии плана строительства новых тюрем и переустройства существующих в 1911 г. В результате к 1914 г. собственные больницы с достаточным числом коек имелись при большинстве мест заключения.

В исследуемый период отсутствовала единообразная медицинская статистика. Сохранились лишь отдельные отчеты по некоторым тюремным больницам, что затрудняет проведение анализа заболеваемости в местах лишения свободы.

Обеспечение медикаментами мест заключения не было централизованным. Тюремные больницы, земства, общества попечительные о тюрьмах сами заключали договоры о поставках лекарств, из расчета государственного финансирования на медикаменты (по 3 коп. в сутки на заключенного) [6]. Например, в Санкт-Петербургскую, Читинскую, Нижнеудинскую и Нерчинскую тюрьмы медикаменты и аптекарские товары поставлялись Русским обществом торговли аптекарскими товарами [7].

Таким образом, можно констатировать, что после тюремной реформы 1879 г. в Российской империи была упорядочена организация медицинской помощи лицам, находящихся в местах заключения. В ГТУ этим занимался инспектор для заведования санитарной частью; в губернских тюремных инспекциях — чиновники хозяйственного и секретарского делопроизводства; лечение больных арестантов в местах лишения свободы с 1887 г. проводили штатные врачи и фельдшеры.

Большую роль в борьбе с эпидемическими заболеваниями в местах лишения свободы сыграл профессор А. П. Доброславин, который с 1879 г. в

течение 10 лет занимал должность руководителя санитарной части Главного тюремного управления.

5 февраля 1879 г. МВД издает циркуляр № 20 «О санитарных мерах в отношении казенных зданий и тюрем с Правилами для производства дезинфекции отхожих мест, помойных и мусорных ям, дворов, равно одежды и белья больных заразительными и прилипчивыми болезнями» [5]. Циркуляр требовал содержания в надлежащей чистоте зданий, дворов и других тюремных помещений; дезинфекции отхожих мест и мусорных ям; ежедневного проветривания помещений; тщательного осмотра провизии, доставляемой арестантам, а также мест для ее приготовления и обеспечения заключенных чистой водой.

В связи с появившейся в государствах Европы эпидемии холеры и возможностью проникновения ее в Россию ГТУ были выработаны Указания и правила санитарных мероприятий и способов предупреждения эпидемий, разосланные при циркуляре от 22 августа 1884 г. № 18 вместе с Инструкцией для дезинфекции тюремных помещений [23, с. 79-82].

Вместе с тем переполненность мест заключения приводила к распространению среди арестантов различных инфекционных заболеваний. Например, сыпной тиф заносился в тюрьмы в большинстве случаев пересыльными арестантами. В связи с этим ГТУ циркуляром от 18 апреля 1901 г. № 6 [2] указывало на необходимость тщательного освидетельствования всех прибывающих и подлежащих высылке арестантов с тем, чтобы больные помещались особо. При этом ГТУ за первые 35 лет своего существования путем привлечения дополнительного медицинского персонала, изоляции больных, принятия исключительных мер для дезинфекции и обеззараживания быстро погашало вспыхивающие эпидемии инфекционных заболеваний в тюрьмах (например, в 1892 г. во время эпидемии холеры, в 1909-1910 гг. — эпидемии тифа) [19, с. 366].

ГТУ связывало снижение уровня заболеваемости тюремного населения с мерами, принимаемыми в целях предотвращения роста заболеваемости туберкулезом. Однако смертность от туберкулеза в местах заключения с 1906 (4,8 умерших на 1 000 чел.) по 1912 гг. (43 умерших на 1 000 чел.) увеличилась в 9 раз [16, с. 12-25]. Из общего числа арестантов, умерших в 1911 г. (6 462 человека), больных туберкулезом было 3 582, или 55,43 % [14]. Почти половина арестантов, больных туберкулезом, заболела до поступления в места лишения свободы. По получении этих сведений в ГТУ было созвано особое совещание, выработавшее правила борьбы с заболеваемостью и смертностью в местах заключения, которые были разосланы на места циркуляром от 8 июля 1910 г. № 28. Например, выражалось пожелание не отправлять больных заключенных на этапы в холодную погоду при температуре минус 18°С. Рекомендовалось ввиду крайне неудовлетворительного состояния карцеров помещать в них больных только с разрешения врача. Предлагалось выделять больных в отдельные камеры с легким режимом (постельный режим и продолжительные прогулки), объем воздуха в таких камерах должен быть не менее 2-2^ куб. саж. воздуха на каждого, обеспечить усиленное проветривание камер, мытье арестантов в бане и смену белья не реже 1 раза в 7-10 дней, усилить питание ослабленных арестантов, особенно за свой счет, дезинфицировать камеры формалином и т. п. [13].

Борьба с туберкулезом в местах лишения свободы стала предметом обсуждения Второго всероссийского съезда тюремных деятелей, который состоялся в Санкт-Петербурге в 1914 г. Съезд признал, что заболеваемость и смертность от туберкулеза среди заключенных несколько сократилась, и предложил ряд мер по борьбе с туберкулезом в местах лишения свободы.

В соответствии с предложенными съездом рекомендациями ГТУ издал

циркуляр от 10 мая 1914 г. № 34 [3], в котором распорядился: снабдить места заключения микроскопами и обеспечить в достаточном количестве медицинским персоналом, назначив тюремным врачам и фельдшерам достаточное денежное содержание, чтобы они не отвлекались на постороннюю службу или частную практику; устроить при крупных местах заключения изолированные отделения для больных туберкулезом. Этим же циркуляром были установлены единообразные правила содержания арестантов, больных туберкулезом, с выдачей улучшенной пищи за счет благотворительных средств тюремных комитетов (примерно до полутора действительной стоимости пищи здоровых арестантов), неограниченной выпиской продуктов за счет заключенных, ежедневной прогулкой не менее 2 часов, дезинфекцией камер, белья, одежды, а также отдельной от здоровых стиркой белья с его особым клеймением. Относительно устройства камер для больных туберкулезом ГТУ не установило никаких нормативов, кроме предпочтения отводить такие камеры с окнами на южную сторону.

Часть рекомендаций Второго съезда, к сожалению, не нашла поддержки у чиновников ГТУ. Среди них — изоляция на 14 дней всех вновь принятых заключенных с дезинфекцией их одежды, периодическое взвешивание арестантов при врачебном осмотре, составление санитарного листка на каждого арестанта и др.

В связи с участившимися случаями заболевания цингой ГТУ разослало на места циркуляр от 4 июня 1916 г. № 48 «О мерах по предупреждению цинготных заболеваний и успешной борьбе с ними». Этим циркуляром впервые за все время существования ГТУ признало недостаточность питания заключенных, в связи с затруднениями в доставке продовольствия арестантам, вызванными войной.

Таким образом, правовое регулирование медицинской помощи

заключенным находилось на достаточно высоком уровне. Издаваемые циркуляры ГТУ были направлены на борьбу с эпидемиями инфекционных заболеваний, а также с наиболее распространенными в местах заключения болезнями: цингой, туберкулезом, которые были вызваны недостаточным питанием арестантов, переполнением тюрем. Несмотря на подробность, циркуляры ГТУ по медико-санитарной части часто носили рекомендательный характер, в них отсутствовали обязательные нормы, поэтому они не всегда выполнялись тюремной администрацией.

Последним крупным дореволюционным пенитенциарным нормативно-правовым актом, регулирующим медицинскую помощь заключенным, стала Общая тюремная инструкция 1915 г., которая явилась самым значительным общеимперским нормативным документом, приведшим отечественное тюремное законодательство в соответствие с мировой практикой и вобравшим в себя весь предшествующий опыт и правовую базу.

Общая тюремная инструкция в соответствии со ст. 59-69 во избежание злоупотреблений подчинила медицинский персонал по части внутреннего распорядка в учреждении не начальнику места заключения, а губернатору и губернскому тюремному инспектору.

В штаты медицинского персонала мест лишения свободы, кроме врачей, входили тюремные фельдшеры и акушерки, которые в соответствии со ст. 7074 Общей тюремной инструкцией должны были выполнять все распоряжения начальника места заключения и тюрем-

ного врача. Подробные правила распределения обязанностей медицинского персонала, порядок исполнения обязанностей больничными служителями и распорядок дня в больнице и околотке утверждались губернским тюремным инспектором. Тем самым Общая тюремная инструкция ограничила компетенцию начальника места заключения по организационным медицинским вопросам, переложив наиболее принципиальные из них на губернского тюремного инспектора как вышестоящий орган.

Инструкция обязывала завести на каждого арестанта, кроме пересыльных, санитарный листок. Нормативное закрепление персонального медицинского учета заключенных посредством санитарного листка было прогрессивным шагом в организации медицинской помощи, в дальнейшем развитое и сохранившееся до наших дней.

Лечение заключенных в городских и земских больницах было ограничено инструкцией только исключительными случаями (по заключению тюремного врача и при обязательном разрешении губернского тюремного инспектора, а для подозреваемых и подследственных — еще и прокурора). Данная норма носила рекомендательный характер. К сожалению, Общая тюремная инструкция не представила перечня заболеваний, при которых перевод в городскую или земскую больницу обязателен.

Общая тюремная инструкция 1915 г. во многом осталась нереализованной. Позже некоторые ее нормы были использованы в нормативных актах Советского государства.

Литература

1. Благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни имп. Екатерины Вторыя. учреждения для управления губерний Всероссийския империи. — М., 1775. — 229 с.

2. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 5. — Д. 2858. — Л. 12.

3. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 5. — Д. 3183. — Л. 21-23.

4. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 5. — Д. 758. — Л. 26.

5. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 6. — Д. 182. — Л. 3-11.

6. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 6. — Д. 2448. — Л. 114.

7. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 6. — Д. 2448. — Л. 170.

8. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 6. — Д. 2448. — Л. 210.

9. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 6. — Д. 2448. — Л. 255.

10. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 6. — Д. 2448. — Л. 79.

11. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 6. — Д. 3211. — Л. 56, 61, 90.

12. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 6. — Д. 3211. — Л. 56.

13. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 6. — Д. 3503. — Л. 16-17; Д. 4752. — Л. 2-3.

14. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 6. — Д. 3503. — Л. 53.

15. ГАРФ. — Ф. 122. — Оп. 7. — Д. 215. — Л. 151 с оборотом.

16. Давыдова Н. В., Пертли Л. Ф. Пенитенциарная медицина: история и люди : учебное пособие. — М., 2011. — 113 с.

17. Детков М. Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. — М., 1999. — 448 с.

18. Кеннан Дж. Тюрьмы в России: Очерки. — СПб., 1906. — 104 с.

19. Лучинский Н. Ф. Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые XXXV лет его существования (1879-1914 гг.) // Тюрем. вестн. — 1914.

— № 2. — С. 366.

20. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 2-е. — СПб., 1867. — Т. 42. — 841 с.

21. Рассказов Л. П., Упоров И. В. Тюремные инструкции в Российской империи : учебное пособие. — Краснодар, 1999. — 57 с.

22. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части / сост. В. Н. Коковцов и С. В. Рухлов. — СПб., 1894. — 186 с.

23. Тимофеев В. В., Тимофеев В. Г. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события : учеб. пособие. — Чебоксары, 2008. — 612 с.

24. Устав врачебный, изд. 1905 г. и по продл. 1912 и 1913 гг., и узаконения по врачебно-санитарной части, дополненный постатейными разъяснениями Сената и правительственных установлений, правилами и инструкциями / шст. Л. А. Колычев. Петроград // Журнал Министерства юстиции. — 1915. — № 10.

— Декабрь. — С. 178.

25. Филичкин А. А. История становления пенитенциарной медицины в России // Уголовно-исполнительное право. — 2006. — № 1. — С. 90.

26. Фумм А. М. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в Российской империи : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2004.

— 180 с.

27. Юферов В. Н. Материалы для тюремной статистики России. — СПб., 1873. — 262 с.

Информация об авторах

Пертли Лариса Федоровна: ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва), начальник отдела, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: larisa.pertli@mail.ru Спасенников Борис Аристархович: ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва), главный научный сотрудник, доктор юридических наук, доктор медицинских наук, профессор. E-mail: borisspasennikov@yandex.ru

Information about authors

Pertli Larisa Fedorovna: the Research Institute of the FPS of Russia (Moscow), Head of Department, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor. E-mail: larisa.pertli@mail.ru

Spasennikov Boris Aristarkhovich: the Research Institute of the FPS of Russia (Moscow), Chief Researcher, Doctor of Law, Doctor of Medicine, Professor. E-mail: borisspasennikov@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.