МЕДИЦИНСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ - НОВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
Перепелица С.А.1' 2, Щерба В.Н.1, Давтян К.А.1, Попова А.Д.1, Ветрова Ю.В.1, Хечумян Д.Р.1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», 236016, г. Калининград, Российская Федерация
2 Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В.А. Неговского Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии», 107031, г. Москва, Российская Федерация
Реализация доктрины компетентностного подхода в обучении врачей привела Ключевые слова:
к появлению новых требований к образовательным программам уровня спе- медицинское
циалитета, ординатуры. Наряду с традиционными формами обучения появля- образование, ются новые инновационные образовательные технологии, с помощью которых компетенции,
возможно повышение эффективности формирования у студентов общекуль- БТЕАМ-практика,
турных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необхо- агЬнаправление,
димых для осуществления профессиональной деятельности. Переход от тра- медицинская
диционного обучения к гибридным педагогическим методикам, включающим мультипликация тематическую мультипликацию, является перспективным направлением, позволяющим значительно улучшить обучение студентов.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Перепелица С.А., Щерба В.Н., Давтян К.А., Попова А.Д., Ветрова Ю.В., Хечумян Д.Р. Медицинская мультипликация - новый подход к формированию профессиональных компетенций у студентов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 96-105. Р01: ЬНрБ://с1о1. огд/10.33029/2220-8453-2021-12-2-96-105
Статья поступила в редакцию 22.04.2021. Принята в печать 25.05.2021.
MEDICAL ANIMATION - A NEW APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN STUDENTS
Perepelitsa S.A.1, 2, Sherba V.N.1, Davtyan K.A.1, Popova A.D.1, Vetrova Yu.V.1, Khechumyan D.R.1
1 Imannuel Kant Baltic Federal University, 236016, Kaliningrad, Russian Federation
2 V.A. Negovsky Research Institute of General Reanimatology, Federal Research and Clinical Center of Intensive Care Medicine and Rehabilitology, 107031, Moscow, Russian Federation
The implementation of the doctrine of the competence-based approach in training doctors has led to the emergence of new requirements for educational programs at the level of a specialist, residency. Along with the traditional forms of education, new innovative educational technologies are emerging, with the help of which
Медицинская мультипликация - новый подход к формированию профессиональных компетенций у студентов
it is possible to increase the effectiveness of the formation of students' general cultural, general professional and professional competencies necessary for the implementation of professional activities. The transition from traditional teaching to hybrid pedagogical methods, including thematic animation, is a promising direction that can significantly improve student learning.
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.
Keywords:
medical education, competencies, STEAM-practice, art-direction, medical animation
For citation: Perepelitsa S.A., Sherba V.N., Davtyan K.A., Popova A.D., Vetrova Y.V., Khechumyan D.R. Medical animation - a new approach to the formation of professional competencies in students. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (2): 96-105. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-96-105 (in Russian) Received 22.04.2021. Accepted for publication 25.05.2021.
Реализация доктрины компетентностно-го подхода в обучении врачей привела к появлению новых требований к образовательным программам уровня специалитета, ординатуры. Изменения касаются структуры обучения,образовательных программ и практической подготовки обучающихся. Наряду с традиционными формами обучения появляются новые инновационные образовательные технологии, с помощью которых возможно повышение эффективности формирования у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности [1-3].
В настоящее время образовательная программа обучения студентов медицинских институтов представлена несколькими блоками: лекционный курс, семинарские занятия, си-муляционный тренинг и практическая подготовка. Лекционный курс, как правило, представлен монологом преподавателя, который сопровождается визуальной информацией в режиме презентации, для которой большинство лекторов используют программу PowerPoint. В лекции необходимый материал представляется в виде таблиц, графиков, диаграмм, т.е. используется схематическая визуализация для концентрации внимания на главных аспектах изучаемой темы [4].
Для представления количественных или экспериментальных данных лекторы используют таблицы, диаграммы, графики, которые, в дополнение к излагаемому материалу, играют пояснительную роль. В них лишь сосредоточивается аналитический материал по проблемной теме. Такие иллюстрации находятся в категории «схематических» представлений, так как они упрощаются и лишаются деталей, чтобы сосредоточить внимание студентов на особенностях, которые, по мнению лектора, являются центральными для излагаемой темы. Нельзя не согласиться, что такие иллюстрации предоставляют эффективное средство изучения процессов, но их недостатком является «упрощение» информации, устранение деталей, которые могут быть значимыми для студента.
Многие разделы медицины,например физиологию, патологическую физиологию, биохимию, фармакологию, студенты осваивают, изучая только учебную литературу и лекционный материал. Порой студентам достаточно сложно представить те процессы, которые протекают в организме человека в норме и патологии. В результате такого обучения у них может формироваться неправильное представление о конкретном процессе, например диффузии, осмосе, обмене веществ и др. [5, 6]. Для повышения
эффективности обучения необходимо применение новых образовательных технологий, например визуализации, которые позволят студентам увидеть, как происходит определенный процесс, что будет способствовать улучшению запоминания изучаемого материала [7, 8].
Переход от традиционного обучения к гибридным педагогическим методикам, включающим 30-визуализацию, тематическую мультипликацию, является перспективным направлением, позволяющим значительно улучшить обучение студентов [9-11], позволяет использовать различные стили обучения, формировать логическую связь между теорией и практикой, а также многократно просматривать учебный материал [12].
Медицинская мультипликация является новым направлением в обучении врачей, имеет высокую эффективность запоминания представленного материала, так как позволяет воспринимать информацию не абстрактно, а зрительно, присоединяя при этом процессы размышления, обсуждения. Визуальное восприятие - это навык, формируемый при выполнении визуальных задач, приводящий к лучшему усвоению материала [12, 13]. Медицинская мультипликация является неотъемлемой частью art-направления педагогической концепции STEAM [S - Science (естественнонаучные дисциплины), T - Technology (технология в образовании), E - Engineering (инжиниринг), A -Art (творчество, искусство) и M - Mathematics (математика)], которая все чаще применяется в медицинском образовании [14].
По сравнению с обычными мультипликационными фильмами к медицинской мультипликации предъявляются строгие и специфические требования создания сценария, раскадровки. Создавая мультфильм, мы раскрываем тему и привлекаем студентов к дру-
гому восприятию материала, мотивируем их к более глубокому изучению представленной темы [6, 15].
Цель - внедрение в учебный процесс инновационной методики «Медицинская мультипликация» для повышения эффективности обучения студентов специалитета «Лечебное дело».
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В рамках изучения дисциплин «Лечение боли», «Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия», наряду с лекционным курсом, практическими и семинарскими занятиями, симуляционным тренингом, в качестве инновационной была разработана и внедрена методика «Медицинская мультипликация» как элемент art-направления концепции STEAM. Каждой группе была предложена медицинская тема мультфильма, посвященная одному из разделов неотложной медицины. Всего в обучении приняли участие 6 групп студентов общей численностью 80 человек.
Этапы создания тематического мультфильма
1. Идея проекта.
2. Сценарий с пошаговыми репликами.
3. Детальная раскадровка.
4. Подготовка к съемке мультфильма.
5. Съемка мультфильма.
6. Монтаж.
В конце цикла оценивался уровень полученных знаний,проведено анкетирование студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Идея проекта принадлежит преподавателю, он определяет тематику мультфильма. В его создании принимала участие вся группа. Ключевые этапы создания мультфильма:
Медицинская мультипликация - новый подход к формированию профессиональных компетенций у студентов
• написание сценария, строго соответствующего утвержденной теме;
• отрисовка картинок;
• раскадровка;
• озвучивание;
• сборка мультфильма.
Самый важный этап - создание сценария, к которому предъявляются основные требования: точная передача необходимой информации по представляемой теме. При раскрытии темы в начале сценария важно правильно отразить ключевые аспекты раскрываемой темы, например анатомическое строение определенного органа, его физиологические параметры и возникающие патологические изменения. Далее конкретно описываются клинические признаки, экспресс-диагностика и четкий алгоритм лечения согласно клиническим рекомендациям. Важна детализация всех элементов сценария, который обсуждается всей группой, затем утверждается преподавателем. Если в сценарии есть ошибки, в него вносятся соответствующие изменения. Преподаватель инициирует студентов на самостоятельный поиск ошибок. Это дает возможность каждому участнику провести анализ представленного теоретического материала,затем найти пробелы и обосновать правильность своих представлений. Преподаватель только задает наводящие вопросы, представляет возможность поиска правильного решения самим студентам. На этом этапе у студентов окончательно формируются навыки самостоятельной учебной деятельности: подготовка к занятиям, использование дополнительных источников литературы, профильных сайтов, интернет-ресурсов и т.д. Многократное повторение материала, представленного в различных источниках литературы, способствует лучшему запоминанию изучаемой темы. Важным разделом является формирование
навыка оценки собственных результатов. Студенты должны уметь проанализировать свою работу, выделить те разделы изучаемой темы, которые они хорошо изучили, а также найти свои ошибки, искать способы их устранения, повышать уровень своих теоретических знаний.
Руководство технической стороной создания мультфильма осуществляют студенты-консультанты, освоившие программу мультипликации. Внутри группы постоянно имеется обратная связь, также она существует между группами. Студенты обмениваются мыслями, деталями проекта, т.е. возникает позитивная коммуникация. Творческий процесс не ограничен, приветствуются инновационные технологии рисования,создания образов, которые наиболее точно передают суть представляемой темы.
Этап отрисовки мультфильма также полностью выполняется студентами. Они сами выбирают персонажей, стиль рисования, цветовую гамму, музыкальное сопровождение. Каждый участник группы вносит свой вклад в создание мультфильма. Главное, чтобы с помощью этих инструментов точно и последовательно раскрывалась тема. После этого происходит раскадровка, во время которой необходимо в правильной последовательности расположить все «кадры», которые объединяются вместе для создания сцен (рис. 1-3). Соединенные вместе сцены являются мультфильмом.
При оценке уровня знаний установлено, что методика «Медицинская мультипликация» имеет хорошую эффективность. Темы, предложенные для создания мультфильма, студентами детально изучены. На практических занятиях обучающиеся показали высокий уровень теоретической подготовки. При обсуждении темы в группе возникала активная, научно обоснованная дискуссия.
Рис. 1. Первый этап раскадровки мультфильма
Рис. 2. Второй этап раскадровки мультфильма
Медицинская мультипликация - новый подход к формированию профессиональных компетенций у студентов
Рис. 3. Третий этап раскадровки мультфильма
Это позволяет утверждать, что новая педагогическая технология имеет свои положительные стороны.
Анкетирование показало, что 100% студентов удовлетворены предложенной методикой проведения занятий. На вопрос «Как вы считаете, создание тематического мультфильма приводит к изменению ваших знаний и отношения к учебе?» получены следующие ответы:
• Да, это хорошее дополнение в обучении. Я более подробно изучил тему - 17%.
• Да, я освоил новые компьютерные технологии - 17%.
• Да, при создании мультфильма улучшилась коммуникация в группе - 28%. Кроме поставленной цели, использованная методика дала возможность студентам освоить новые компьютерные тех-
нологии, что повышает уровень не только медицинских знаний. Еще одним значимым моментом является улучшение коммуникации в группе. Предлагая создать мультфильм, мы способствуем формированию у обучающихся коммуникативных навыков. При подготовке мультфильма каждый студент должен иметь хорошие знания по представляемой теме, что значительно повышает и мотивацию к обучению. Командная работа стимулирует так называемых молчащих студентов, которые на занятиях не проявляют активности при обсуждении теоретических вопросов, имеют слабые знания по фундаментальным и клиническим дисциплинам. Работа над тематическим мультфильмом способствовала не только формированию компетенций,но и дала возможность дальнейшего развития навыка коммуникации, работе в команде.
При самооценке полученных знаний 64% студентов сказали, что они получили необходимые теоретические знания, удовлетворение от данного вида занятий, 36% респондентов частично получили необходимые теоретические знания и полное удовлетворение от данного вида занятий.
Преимущество медицинской мультипликации заключается в том, что ее можно использовать как средство акцентирования внимания на определенной теме, которую изучают студенты, демонстрации конкретных или абстрактных процессов, отражение не только статических показателей, но и динамических изменений во временном масштабе. Метаанализ, проведенный Б. Вегпеу и соавт., показал, что использование анимации имеет преимущества перед другими методиками обучения при изучении естественных наук, химии и биологии, при этом существует градация эффективности в зависимости от изучаемой дисциплины [16].
Пакет электронного обучения, являющийся частью образовательной программы, может включать несколько методик, например мультипликацию, графики, рисунки, аудиторное пояснение. Это позволяет обучающимся выбрать индивидуальную траекторию изучения тем, изменять последовательность просмотра или прослушивания необходимых файлов [17]. Студенты предпочитают видеоролики, видеолекции,практические видеоролики и анимации [18].
Наиболее перспективными можно считать междисциплинарные лекции, которые включают теоретический материал из нескольких разделов медицины. Формат представления лекционного материала обширный, может быть представлен аудио-, видеолекцией, дополняться мультипликацией, 30-визуализацией. Трехмерная ани-
мация помогает улучшить знания предметов, где необходимо пространственное воображение. Она может использоваться при изучении анатомии, физиологии, лучевой диагностики. Студенты, изучая темы с помощью 3й-анимации, лучше ее запоминают, так как увеличивается зрительное восприятие материала [5, 18, 19].
В работе L. Vogt и соавт. показано, что анимация может стать этапом обучения, предшествующим работе в виртуальной клинике. Это повышает эффективность работы над виртуальным случаем. Новые образовательные технологии должны включаться в учебные программы дисциплин, они должны постоянно усовершенствоваться и пересматриваться [19].
Существует ряд проблем, связанных с использованием визуализации в образовании. Одна из них - широкое использование научной визуализации, которая размещена на различных порталах и доступна студентам. Однако в настоящее время не существует единой системы оценки достоверности представленных материалов экспертным сообществом [5]. В связи с этим создание тематического мультфильма студентами под руководством преподавателя дает возможность контролировать процесс создания продукта, своевременно внести изменения в сценарий, рисунки, раскадровку, что обеспечивает качество передаваемой информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мультипликация является инновационным методом обучения в медицинском образовании. С ее помощью можно создать необходимые элементы изучения проблемных тем, начиная с фундаментальных дисциплин и заканчивая алгоритмами оказания неотложной помощи, а также сформировать на-
Медицинская мультипликация - новый подход к формированию профессиональных компетенций у студентов
выки эффективной коммуникации. Включение тематической мультипликации в пакет образовательных методик будет способство-
вать повышению эффективности обучения, формированию общекультурных и профессиональных компетенций.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Перепелица Светлана Александровна (Svetlana A. Perepelitsa)* - доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических дисциплин ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», ведущий научный сотрудник НИИ ОР им. В.А. Неговского ФГБНУ ФНКЦ РР, Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-4535-9805
Щерба Вера Николаевна (Vera N. Scherba) - ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», Калининград, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Давтян Кристина Армановна (Kristina A. Davryan) - студент VI курса медицинского института ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», Калининград, Российская Федерация
E-mail: Davtyan.kristina19970mail.ru https://orcid.org/0000-0003-0620-762X
Попова Анастасия Дмитриевна (Anastasiya D. Popova) - студент VI курса медицинского института ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», Калининград, Российская Федерация
E-mail: anpopova390mail.ru https://orcid.org/0000-0001-8532-5944
Ветрова Юлия Васильевна (Yulia V. Vetrova) - студент VI курса медицинского института ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», Калининград, Российская Федерация
E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-3726-8193
Хечумян Диана Робертовна (Diana R. Khechumyan) - студент VI курса медицинского института ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», Калининград, Российская Федерация E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-8518-2533
*Автор для корреспонденции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Hirsh D., Worley P. Better learning, better doctors, better community: how transforming clinical education can help repair society // Med. Educ. 2013. Vol. 47, N 9. P. 942-949. DOI: https://doi.org/10.1111/medu.1 2278 PMID: 23931543.
2. Gruppen L.D., ten Cate O., Lingard L.A., Teunissen P.W., Kogan J.R. Enhanced requirements for assessment in a competency-based, time-variable medical education system // Acad. Med. 2018. Vol. 93, N 3S. P. S 17-S 21. DOI: https://doi.org/10.1097/ACM.0000000000002066 PMID: 29485482.
3. Osman N.Y., Hirsh D.A. The organizational growth mindset: animating improvement and innovation in medical education // Med. Educ. 2020. Vol. 55. P. 416-418. DOI: https://doi.org/10.1111/medu.14446 PMID: 33377544.
4. Scheiter K., Gerjets P., Huk T., Imhof B., Kammerer Y. The effects of realism in learning with dynamic visualizations // Learn. Instr. 2009. Vol. 19, N 6. P. 481-494. URL: https://doi.org/10.1016/j. learninstruc.2008.08.001
5. Jenkinson J.J. Molecular biology meets the learning sciences: visualizations in education and outreach // Mol. Biol. 2018. Vol. 430, N 21. P. 4013-4027. DOI: 10.1016/j.jmb.2018.08.020 PMID: 30170006.
6. Greene S.J. The use and effectiveness of interactive progressive drawing in anatomy education // Anat. Sci. Educ. 2018. Vol. 11, N 5. P. 445-460. DOI: https://doi.org/10.1002/ase.1784 PMID: 29624896.
7. Nordqvist O., Aronsson H. It Is time for a new direction in biotechnology education research // Biochem. Mol. Biol. Educ. 2019. Vol. 47, N 2. P. 189-200. DOI: https://doi.org/10.1002/bmb.21214 PMID: 30681244.
8. Lang J., Repp H. Artificial intelligence in medical education and the meaning of interaction with natural intelligence - an interdisciplinary approach // GMS J. Med. Educ. 2020. Vol. 37, N 6. Doc59. DOI: https://doi. org/10.3205/zma001352 PMID: 33225051.
9. Herbert C., Velan G.M., Pryor W.M., Kumar R.K. A model for the use of blended learning in large group teaching sessions // BMC Med. Educ. 2017. Vol. 17, N 1. P. 197. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-017-1057-2 PMID: 29121908. PMCID: PMC 5680783.
10. Salim H., Lee P.Y., Ghazali S.S., Ching S.M., Ali H., Shamsuddin N.H. et al. Perceptions toward a pilot project on blended learning in Malaysian family medicine postgraduate training: a qualitative study // BMC Med. Educ. 2018. Vol. 18, N 1. P. 206. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-018-1315-y PMID: 30157829. PMCID: PMC 6116558.
11. Azizi S.M., Roozbahani N., Khatony A. Factors affecting the acceptance of blended learning in medical education: application of UTAUT2 model // BMC Med. Educ. 2020. Vol. 20. P. 367. DOI: https://doi.org/10.1186/ s12909-020-02302-2 PMCID: PMC 7565754.
12. Coyne E., Rands H., Frommolt V., Kain V., Plugge M., Mitchell M. Investigation of blended learning video resources to teach health students clinical skills: an integrative review // Nurse Educ. Today. 2018. Vol. 63. P. 101-107. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2018.01.021 PMID: 29425738.
13. Gegenfurtner A., Kok E., van Geel K., de Bruin A., Jarodzka H., Szulewski A. et al. The challenges of studying visual expertise in medical image diagnosis // Med. Educ. 2017. Vol. 51, N 1. P. 97-104. DOI: https://doi. org/10.1111/medu.13205 PMID: 27981656.
14. Перепелица С.А. Перспективы применения STEAM-обучения в медицинском образовании // Стратегические ориентиры развития высшей школы: сборник научных трудов участников II Национальной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Москва : РУСАЙНС, 2020. С. 187-192. ISBN 978-54365-6578-1.
15. OkemowS.J. Storyboarding in medical animation // Adv. Exp. Med. Biol. 2020. Vol. 1235. P. 131-143. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-37639-0_8 PMID: 32488640.
16. Berney S., Betrancourt M. Does animation enhance learning? A meta-analysis // Comput. Educ. 2016. Vol. 101. P. 150-167. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.06.005.
17. Boye S., Moen T., Vik T. An e-learning course in medical immunology: does it improve learning outcome? // Med. Teach. 2012. Vol. 34, N 9. P. e649-e653. DOI: https://doi.org/10.3109/0142159X.2012.675456 PMID:22497322.
18. Pandey N., Anwer E., Salam A., Pandey S., Gupta S. 3-D medical animation could be helpful tool for integration of medical curriculum // Med. Teach. 2015. Vol. 37, N 1. P. 99-100. DOI: https://doi.org/10.3109/0142 159X.2014.940884 PMID: 25052216.
19. Vogt L., Duckwitz V., Arlt S.P., Haimerl P., Bartel A., Hautzinger C. et al. Teaching small animal reproduction via virtual patients // Reprod. Domest. Anim. 2020. Vol. 55, N 2. P. 81-89. DOI: https://doi. org/10.1111/rda.13598 PMID: 31880350.
Медицинская мультипликация - новый подход к формированию профессиональных компетенций у студентов
REFERENCES
1. Hirsh D., Worley P. Better learning, better doctors, better community: how transforming clinical education can help repair society. Med Educ. 2013; 47 (9): 942-9. DOI: https://doi.org/10.1111/medu.12278 PMID: 23931543.
2. Gruppen L.D., ten Cate O., Lingard L.A., Teunissen P.W., Kogan J.R. Enhanced requirements for assessment in a competency-based, time-variable medical education system. Acad Med. 2018; 93 (3S): S 17-21. DOI: https://doi.org/10.1097/ACM.0000000000002066 PMID: 29485482.
3. Osman N.Y., Hirsh D.A. The organizational growth mindset: animating improvement and innovation in medical education. Med Educ. 2020; 55: 416-8. DOI: https://doi.org/10.1111/medu.14446 PMID: 33377544.
4. Scheiter K., Gerjets P., Huk T., Imhof B., Kammerer Y. The effects of realism in learning with dynamic visualizations. Learn Instr. 2009; 19 (6): 481-94. URL: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2008.08.001
5. Jenkinson J.J. Molecular biology meets the learning sciences: visualizations in education and outreach. Mol Biol. 2018; 430 (21): 4013-27. DOI: 10.1016/j.jmb.2018.08.020 PMID: 30170006.
6. Greene S.J. The use and effectiveness of interactive progressive drawing in anatomy education. Anat Sci Educ. 2018; 11 (5): 445-60. DOI: https://doi.org/10.1002/ase.1784 PMID: 29624896.
7. Nordqvist O., Aronsson H. It Is time for a new direction in biotechnology education research. Biochem Mol Biol Educ. 2019; 47 (2): 189-200. DOI: https://doi.org/10.1002/bmb.21214 PMID: 30681244.
8. Lang J., Repp H. Artificial intelligence in medical education and the meaning of interaction with natural intelligence - an interdisciplinary approach. GMS J Med Educ. 2020; 37 (6): Doc59. DOI: https://doi.org/10.3205/ zma001352 PMID: 33225051.
9. Herbert C., Velan G.M., Pryor W.M., Kumar R.K. A model for the use of blended learning in large group teaching sessions. BMC Med Educ. 2017; 17 (1): 197. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-017-1057-2 PMID: 29121908. PMCID: PMC 5680783.
10. Salim H., Lee P.Y., Ghazali S.S., Ching S.M., Ali H., Shamsuddin N.H., et al. Perceptions toward a pilot project on blended learning in Malaysian family medicine postgraduate training: a qualitative study. BMC Med Educ. 2018. Vol. 18, N 1. P. 206. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-018-1315-y PMID: 30157829. PMCID: PMC 6116558.
11. Azizi S.M., Roozbahani N., Khatony A. Factors affecting the acceptance of blended learning in medical education: application of UTAUT2 model. BMC Med Educ. 2020; 20: 367. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-020-02302-2 PMCID: PMC 7565754.
12. Coyne E., Rands H., Frommolt V., Kain V., Plugge M., Mitchell M. Investigation of blended learning video resources to teach health students clinical skills: an integrative review. Nurse Educ Today. 2018; 63: 101-7. DOI: https://doi.org/10.1016/j-nedt.2018.01.021 PMID: 29425738.
13. Gegenfurtner A., Kok E., van Geel K., de Bruin A., Jarodzka H., Szulewski A., et al. The challenges of studying visual expertise in medical image diagnosis. Med Educ. 2017; 51 (1): 97-104. DOI: https://doi. org/10.1111/medu.13205 PMID: 27981656.
14. Perepelitsa S.A. Prospects for the use of STEAM training in medical education. In: Strategic Guidelines for the Development of Higher Education. Collection of Scientific Papers of the Participants of the II National Scientific and Practical Conference [Electronic resource]. Moscow: RUSAYNS. 2020: 187-92. ISBN 978-5-43656578-1. (in Russian)
15. OkemowS.J. Storyboarding in medical animation. Adv Exp Med Biol. 2020; 1235: 131-43. DOI: https://doi. org/10.1007/978-3-030-37639-0_8 PMID: 32488640.
16. Berney S., Betrancourt M. Does animation enhance learning? A meta-analysis. Comput Educ. 2016; 101: 150-67. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.06.005.
17. Boye S., Moen T., Vik T. An e-learning course in medical immunology: does it improve learning outcome? Med. Teach. 2012; 34 (9): e649-53. DOI: https://doi.org/10.3109/0142159X.2012.675456 PMID:22497322.
18. Pandey N., Anwer E., Salam A., Pandey S., Gupta S. 3-D medical animation could be helpful tool for integration of medical curriculum. Med Teach. 2015; 37 (1): 99-100. DOI: https://doi.org/10.3109/0142 159X.2014.940884 PMID: 25052216.
19. Vogt L., Duckwitz V., Arlt S.P., Haimerl P., Bartel A., Hautzinger C., et al. Teaching small animal reproduction via virtual patients. Reprod Domest Anim. 2020; 55 (2): 81-9. DOI: https://doi.org/10.1111/rda.13598 PMID: 31880350.