Научная статья на тему 'Медицинская информационная система в работе персонала многопрофильного лечебного учреждения'

Медицинская информационная система в работе персонала многопрофильного лечебного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политравма
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / MEDICAL INFORMATION SYSTEM / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICACY / МЕТОДЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ / ACCOUNTING AND CONTROL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Агаджанян Ваграм Ваганович

Разработанная и внедренная в Федеральном государственном лечебнопрофилактическом учреждении «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров» медицинская информационная система позволяет повысить эффективность работы медицинского персонала за счет реализации преимуществ использования новых медицинских технологий диагностики и лечения больных, совершенствования организационных методов медицинского обслуживания и реализации современных экономических методов учета и контроля использования материальных и финансовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL INFORMATION SYSTEM IN WORK OF STAFF OF MULTI-PROFILE MEDICAL INSTITUTION

The developed and implemented in Federal state medical prophylactic institution «Scientific clinical center of miners health protection» medical information system makes possible to increase the efficacy of medical staff work by means of realization of advantages in using the new medical technologies of diagnostics and treatment, improvement of organizational methods of medical service and realization of modern economical methods for accounting and control of using material and financial recourses.

Текст научной работы на тему «Медицинская информационная система в работе персонала многопрофильного лечебного учреждения»

МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

MEDICAL INFORMATION SYSTEM IN WORK OF STAFF OF MULTI-PROFILE MEDICAL INSTITUTION

Агаджанян В.В.

Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров», г. Ленинск-Кузнецкий, Россия

Разработанная и внедренная в Федеральном государственном лечебно-профилактическом учреждении «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров» медицинская информационная система позволяет повысить эффективность работы медицинского персонала за счет реализации преимуществ использования новых медицинских технологий диагностики и лечения больных, совершенствования организационных методов медицинского обслуживания и реализации современных экономических методов учета и контроля использования материальных и финансовых ресурсов. Ключевые слова: медицинская информационная система, эффективность, методы учета и контроля.

Agadzhanyan V.V.

Federal state medical prophylactic institution «Scientific clinical center of the miners' health protection», Leninsk-Kuznetsky, Russia

The developed and implemented in Federal state medical prophylactic institution «Scientific clinical center of miners' health protection» medical information system makes possible to increase the efficacy of medical staff work by means of realization of advantages in using the new medical technologies of diagnostics and treatment, improvement of organizational methods of medical service and realization of modern economical methods for accounting and control of using material and financial recourses.

Key words: medical information system, efficacy, accounting and control methods.

Информационные системы и технологии прочно входят в повседневную деятельность лечебно-профилактических учреждений. Диапазон их рабочих функций различен: от диагностических и лечебных процедур до расчетно-финан-совых и статистических операций. Внедрение в повседневную практику работы врачей, среднего медицинского персонала, провизоров и руководителей здравоохранения информационных технологий и совершенных коммуникаций, появление большого количества автоматизированных приборов и отдельных компьютеров ведет к повышению эффективности использования медицинской информации [1, 2, 3].

Разработанная и внедренная в Федеральном государственном лечебно-профилактическом учреждении «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров» (ФГЛПУ «НКЦОЗШ») медицинская информационная система позволяет повысить эффективность работы медицинского персонала за счет реализации преимуществ использования 200 объединенных персональных компьютеров при вводе, хранении, поиске, обработке, анализе и представлении дан-

ных о больных, а также резкого сокращения бумажного документооборота (рис. 1).

Медицинская информационная система дает возможность оперативно проводить анализ деятельности отдельных служб клиники для быстрого принятия управленческих решений, оперативного учета финансовых затрат на лечение пациентов, выписки счетов, учета реальной нагрузки на каждого сотрудника, а также использовать внутрибольничную электронную почту для составления расписаний исследований и оформления заказов на выполнение анализов [1, 3, 4].

Благодаря медицинской информационной системе, в ФГЛПУ «НКЦОЗШ» возникло и приобрело реальные очертания единое медицинское информационное пространство медицинского учреждения, только в нем возможна практическая реализация идеи сопровождения каждого пациента на различных этапах оказания медицинской помощи [1, 5].

Основой единого медицинского информационного пространства является общебольничная компьютерная база данных. Она позволяет

формировать и вести электронные версии историй болезни всех пролеченных и находящихся на стационарном лечении больных. Здесь же находится вся нормативно-справочная информация: классификаторы заболеваний и послеоперационных осложнений, отраслевые стандарты диагностики и лечения больных, справочники лекарственных средств и изделий медицинского назначения, тарифы цен на медицинские услуги и др.

База данных позволяет формировать все установленные формы первичной медицинской статистической учетной и отчетной документации, включая карту выбывшего из стационара. Здесь же реализуются автоматизированное формирование счетов за пролеченных больных страховым компаниям и передача файлов с реестрами пролеченных больных и объемами оказанной помощи, ведение журнала учета взаиморасчетов.

Процесс внедрения и эксплуатации медицинской информационной системы ФГЛПУ «НКЦОЗШ» привел к трансформации характера и стиля работы медицинского персонала, а также к изменению его менталитета. Использование

персональных компьютеров дало возможность освободить наиболее квалифицированный персонал от выполнения рутинной работы, исключило повторный ввод одних и тех же данных, позволило вести документацию полно, точно и аккуратно.

Работа медицинского персонала, как пользователя информационной медицинской системы, реализуется на всех этапах лечебно-диагностического процесса (рис. 2).

В приемном отделении стационара и в регистратуре поликлиники медицинским персоналом осуществляется первичная регистрация и ввод административных данных больного в базовую информационную систему, созданы и непрерывно пополняются картотеки пациентов. Медицинская информационная система позволяет, в соответствии с технологией обслуживания пациента в стационаре, организовывать непосредственно на рабочих местах

создание, ведение и использование электронной истории болезни.

При поступлении пациента в стационар медицинский персонал продолжает работу с информационной медицинской системой. При непосредственном участии постовой медицинской сестры создается электронная история болезни с соответствующим номером, редактируются административные данные пациента, для отделений диагностики, лабораторий, аптеки и консультантов

Рис. 1

Медицинская информационная система ФГЛПУ «НКЦОЗШ»

Общая база данных Распределенное ведение данных Работа круглосуточно

Рис. 2

Схема работы медицинского персонала ФГЛПУ «НКЦОЗШ»

Организация

Сервер базы данных

Подразделение

Специалисты

Серверы приложений

| | |

|Щ Щ ; »•«« 4 1 --------

■ -V -7

Ординаторская

Клиенты

Пост

Заведующий Старшая медсестра

ПОЛИТРАВМА

формируются назначенные врачом задания для исполнения отдельных видов лечения и диагностики. История болезни и другие учетные документы в электронном виде, находящиеся в общебольничной базе данных, позволяют рассматривать их как составную часть системы управления лечебно-диагностическим процессом и способствуют оценке качества медицинской помощи на принципиально новом информационном уровне. Систематизация учета клинических данных о больном в базе данных позволяет радикально изменить движение информации в лечебно-профилактическом учреждении.

Для эффективной работы с приложениями информационной системы в рамках клинического отделения организованы рабочие места в ординаторской и на посту медицинской сестры. Приложения выполняются на сервере, при этом возможно осуществление как основного приложения, так и сервисных функций. На рабочих местах установлены приложения-клиенты двух типов: базовый (эмуляция экрана приложения, непосредственно выполняющегося на сервере) и дополнительный (современный клиент, работающий под Windows). Клиент первого типа универсален и может быть выполнен на любом типе рабочей станции. Клиент второго типа более удобен, и предназначен для работы врачебного персонала. Он позволяет, используя набор настраиваемых шаблонов, комфортно работать с историей болезни пациента.

Меню базового клиента адаптивно и предназначено для работы

Литература:

среднего медицинского персонала. Хотя программа на всех рабочих местах одна и та же, регистратор, врач, медицинская сестра имеют дело с различными представлениями меню и могут выполнить только разрешенные им функции. Регламентация доступа позволяет обеспечить защиту информации от потерь, связанных с аппаратными сбоями и неадекватностью человеческого фактора, и реализуется через систему сетевых паролей, одновременно исполняющих роль электронной подписи сотрудника. Однако любой специалист от своего имени может выполнить свою работу с любого рабочего места. Это повышает надежность системы и позволяет медицинскому персоналу, в случае отказа отдельной рабочей станции, выполнить работу в другом отделении.

В диагностических службах результаты проведенных исследований фиксируются в электронные истории болезней через информационную систему, и становятся доступными непосредственно в клиническом отделении, при этом существенно сокращается время передачи информации и повышается эффективность лечебного процесса.

На базе медицинской информационной системы разработано и внедрено в практическую деятельность новое программное обеспечение, позволяющее реализовать персонифицированную доставку лекарственных средств больным, находящимся в клинических отделениях ФГЛПУ «НКЦОЗШ». Медицинская информационная система позволяет обеспечить сво-

евременную детальную информацию об ассортименте, количестве, рациональности и обоснованности назначений лекарственных препаратов, осуществить учет расходования денежных средств и повысить эффективность системы контроля лекарственного обеспечения.

Благодаря реализации описанной технологии, обеспечивается возможность оценить работу как отдельных подразделений многопрофильного медицинского учреждения, так и самого стационара в целом по ряду статистических показателей, а также осуществить контроль за состоянием взаиморасчетов больницы со страховыми компаниями в системе ОМС, ДМС, контроль объемов выполнения платных медицинских услуг и др.

Таким образом, использование медицинской информационной системы медицинским персоналом центра способствует внедрению в практику новых медицинских технологий диагностики и лечения больных, совершенствованию организационных методов медицинского обслуживания и реализации эффективной системы контроля и мониторинга персонифицированного лекарственного обеспечения. Кроме того, информатизация работы медицинского персонала позволяет оптимизировать документооборот, упростить формирование учетной и отчетной документации, способствует внедрению в лечебном учреждении современных экономических методов хозяйствования, обеспечивая жесткий учет и контроль использования материальных и финансовых ресурсов.

1. Агаджанян, В.В. Современная информационная система в управлении многопрофильным лечебным учреждением /В.В. Агаджанян, С.В. Солнышко //Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ленинск-Кузнецкий. - 2002. - С. 5-6.

2. К вопросу об автоматизированном рабочем месте медперсонала /В.А. Курбатов, Г.Ф. Ковалев, В.Г. Шаповалов и др. //Информационные технологии в здравоохранении. - 2001. - № 6-7. - С. 26-27.

3. Лупандин, Ю.В. Новые информационные технологии и тестовый контроль /Ю.В. Лупандин //Информационные технологии в здравоохранении. - 2001. - № 6-7. - С. 7-8.

4. Безроков, О.Т. Организационные технологии повышения эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений (комплексное социально-гигиеническое исследование): Автореф. дис. ... канд. мед. наук /О.Т. Безроков. - М., 1998. - 24 с.

5. Пути оптимизации медикаментозного обеспечения многопрофильной больницы /В.В. Агаджанян, И.М. Устьянцева, М.С. Крупина и др. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ленинск-Кузнецкий. - 2002. - С. 6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.