СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ИНФЕКЦИЯМИ, ПЕРЕДАЮЩИМИСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЁМ У ПОДРОСТКОВ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
В. В. ЧЕБОТАРЕВ, Е. В. ЗМИЕВСКАЯ, П. М.АЛИЕВА
Проведено анкетирование 589 учащихся в возрасте от 14 до 21 года и 417 педагогов. Установлено раннее начало половой жизни (до 15 лет - 40,5 %), наличие более трёх половых партнёров (32,3 %). Не информированы о необходимости обратиться в медицинское учреждение при возникновении ИППП 93,2 %. Средний материальный уровень жизни родителей (66,4 %), частое употребление ими спиртных напитков (72,7 %), проживание в неполных семьях (29,2 %) отрицательно сказываются на воспитании детей. Опрошенные педагоги (23,5 %) не понимают необходимость нравственно-этического полового воспитания учащихся.
Ключевые слова: учащиеся, педагоги, анкетирование, половое воспитание
MORBIDITY STRUCTURE OF SEXUALLY TRANSMITTED INFECTIONS IN ADOLESCENTS OF STAVROPOL
CHEBOTAREV V. V., ZMIEVSKAYA E. V., P. M. ALIEVA
A survey of 589 students aged 14 to 21 years and 417 teachers was performed. Early sexual activity was established (up to 15 years old - 40.5%), the presence of more than three sexual partners (32.3%). 93.2% are not aware of the need to apply to a medical unit in case of STI. The average standard of living of their parents (66.4%), frequent consumption of alcoholic drinks (72.7%), living in single-parent families (29.2%) have negative effect on the upbringing of children. Interviewed teachers (23.5%) did not understand the need for moral and ethical sexual education of students.
Key words: students, teachers, questioning, sex education
© Коллектив авторов, 2012 УДК 614.2:614.255.1
МЕДИЦИНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (КОМПЕТЕНТНОСТЬ): СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ, СПОСОБЫ ОЦЕНКИ, МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ ПАЦИЕНТОВ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ
К. Р. Амлаев, В. Н. Муравьева, А. А. Койчуев, Г. Ю. Уткина Ставропольская государственная медицинская академия
Низкий уровень грамотности в целом, равно как и грамотности в вопросах здоровья, может существенно повлиять на состояние здоровья человека, на возможность его личного, социального и культурного развития, а также ухудшить качество его жизни. При подготовке обзора литературы по современному состоянию этой проблемы мы обнаружили, что основная масса исследований проводилась по инициативе Всемирной организации здравоохранения за рубежом, в то время как отечественных работ по данной тематике крайне мало.
Амлаев Карэн Робертович, доктор медицинских наук, профессор кафедры
«Общественное здоровье и здравоохранение» Ставропольской государственной медицинской академии; главный врач Городского центра медицинской профилактики города Ставрополя; тел.: 89283180604; e-mail: [email protected]
Муравьева Валентина Николаевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой организации здравоохранения, экономики и социальной работы, ректор
Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: (8652)352331; e-mail: [email protected]
Койчуев Арсен Аскерович, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры онкологии
Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: 89283180604; e-mail: [email protected]
Уткина Галина Юрьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы
Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: 89624402380; e-mail: [email protected]
Авторы научных публикаций отмечают, что низкая компетентность населения в вопросах здоровья часто ассоциируется с неравным доступом к медицинскому обслуживанию, поэтому у людей с низкой грамотностью в вопросах здоровья состояние здоровья обычно хуже, а риск госпитализации выше [6].
Навыки грамотности в вопросах здоровья требуют функциональных возможностей, чтобы осознать риск, разобраться в противоречивой информации, принимать связанные со здоровьем решения, разбираться в сложных системах здравоохранения и «требовать» перемен, когда системы здравоохранения, сообщества и государственная политика и структуры не в полной мере удовлетворяют потребности гражданина как пациента. Компетентность в вопросах здоровья формирует поведение людей и их выбор, и, наконец, их здоровье и благополучие. Ее низкий уровень приводит к несоблюдению здорового образа жизни, рискованному поведению, большему числу госпитализаций и увеличению расходов на здравоохранение.
Недостаточный уровень грамотности в вопросах здоровья является главной проблемой во всех странах, где этот вопрос изучался. Причем это характерно как для развитых, так и для развивающихся стран. Отмечается, что повышение грамотности в вопросах здоровья - процесс, длящийся на протяжении всей жизни, и результаты его не всегда удовлетворительные. Так, в Англии, США, Австралии и Канаде исследования показали низкий уровень грамотности здоровья у 20-50 % населения. Опрос, проведенный Национальным советом потребителей в Великобритании (N00 2004), выявил у одного из пяти человек
проблемы с основными навыками, необходимыми для понимания простой информации, которая может привести к улучшению здоровья. Почти половине взрослого населения США не хватает грамотности для эффективного использования системы здравоохранения. К сожалению, в России исследования подобного рода не проводились.
Исследования, проведенные в развивающихся странах, показали, что общая грамотность положительно коррелирует с личными доходами, экономическим ростом, расширением прав и возможностей женщин, продолжительностью жизни и меньшим количеством детей [38]. Существует также положительная связь между уровнем образования и доходом [9, 12].
Просвещение в вопросах здоровья влияет на важные аспекты жизни сообществ. В развивающихся странах повышение образовательного уровня матери снижает младенческую и детскую смертность [28]. Количество лет, потраченных на получение образования, обратно пропорционально возрастной смертности во многих странах, таких как Норвегия, Англия и Венгрия [27].
Исследование значения образования для здоровья показало, что низкий образовательный уровень был связан с повышенным риском смерти от рака легких, инсульта, сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний, а также с появлением боли в спине, депрессии, деменции, астмы и диабета. Даже в странах, где средняя продолжительность жизни возросла, разрыв между людьми с наибольшим и наименьшим уровнями образования остался [17].
Существует также четкая связь между уровнем образования и здоровым образом жизни. Например, вероятность стать курильщиком увеличивается в менее образованных группах населения. Люди с низким уровнем образования чаще, чем образованные люди, являются курильщиками в возрасте 30 лет [35]. Высший уровень образования связан с уменьшением количества курильщиков в Европе. Высокий уровень образования связан также с идеальной массой тела в Европе, России и Китае [24]. Люди с ограниченной грамотностью в вопросах здоровья имеют меньше знаний о здоровье, доступе к профилактическим услугам, плохие навыки самоконтроля [36, 37].
Человек с низким уровнем грамотности в вопросах здоровья не имеет достаточных знаний, например, о хронических заболеваниях, в том числе астме, гипертонии, диабете и сердечных заболеваниях, демонстрирует плохие навыки самоконтроля. Это было изучено у больных с астмой, ВИЧ-инфекцией и сахарным диабетом [36, 37, 39]. Пациенты с ограниченной грамотностью в вопросах здоровья чаще госпитализируются и чаще вызывают скорую помощь [7, 23].
Люди с низким уровнем компетентности в вопросах здоровья в два раза чаще имеют проблемы в здоровье, несмотря на возраст, пол, расу и маркеры экономических лишений [8]. Медицинская грамотность оказалась значительным, независимым прогнозирующим параметром среднего содержания сахара в крови у людей с сахарным диабетом [31], а также отмечено, что они чаще страдают от сахарного диабета, хронической сердечной недостаточности, имеют большие проблемы и ограничения, связанные с психическим и физическим здоровьем [39].
Экономический анализ, проведенный в США показал, что низкая компетентность в вопросах здо-
ровья стоит системе здравоохранения США 3073 млрд долл. в год. Социальными программами покрываются 63 % от дополнительных расходов на здравоохранение, из-за низкого уровня грамотности в вопросах здоровья [15].
Очевидно, что данная проблема имеет существенные финансовые и медико-социальные последствия для общества в целом. В этой связи становится актуальной задача по разработке инструментария оценки способности людей использовать информацию для достижения и поддержания хорошего уровня личного здоровья, в том числе уровня знаний о здоровье и навыков навигации (то есть могут ли люди пользоваться услугами доступа к качественной медицинской помощи, находить нужную информацию и т. д.). Для решения задачи оценки компетентности в вопросах здоровья у взрослых в настоящее время используются следующие тесты: TOFHLA, который занимает 22 минуты, и короткий тест S-TOFHLA. Тест TOFHLA использует три отрывка из текста, чтобы оценить понимание прочитанного: 1) инструкции по подготовке к рентгенологическому исследованию верхних отделов пищеварительного тракта; 2) права и обязанности пациентов в разделе выбранной формы; 3) стандартную форму договора с больницей. В каждом из этих отрывков примерно каждое пятое слово пропущено. Тестируемого просят выбрать наиболее подходящее слово, чтобы закончить предложение. S-TOFHLA использует только первые два отрывка (занимает 12 минут).
Для обоих тестов TOFHLA и S-TOFHLA больничные формы и рецепты также используются для оценки навыков счета пациента, например инструкции для принятия лекарств, расписание, контроль артериального давления, уровня глюкозы и др.
New Vital Sign (NVS) тест - инструмент для проверки грамотности здоровья, который занимает всего три минуты. Нужно, чтобы пользователи читали стандартную этикетку на мороженом и ответили на серию из шести вопросов. Данная концепция подразумевает, что грамотность здоровья жизненно важна так же, как частота сердечных сокращений и артериальное давление.
В исследовании оценивали ряд вопросов, в качестве потенциальных критериев, определяющих грамотность в здоровье. Были заданы три вопроса:
- Как часто у Вас возникли проблемы при изучении состояния Вашего здоровья из-за трудностей понимания письменной информации?
- Насколько Вы уверены при самостоятельном заполнении медицинской формы?
- Как часто Вы попросите кого-нибудь помочь Вам читать медицинские материалы?
При анализе результатов исследования вопрос «Насколько Вы уверены при самостоятельном заполнении медицинских форм?» был определен как лучший для определении плохой грамотности в вопросах здоровья.
В дополнение к анализу деятельности исследователи использовали инструменты оценки, чтобы узнать, насколько хорошо учреждение здравоохранения удовлетворяет потребности пациентов с ограниченными навыками грамотности в вопросах здоровья [19].
Оценка грамотности здоровья, основанная на «Фактах для жизни» [33], была проверена в Китае, Мексике, Гане и Индии. Она состоит из ряда истинных и ложных вопросов, основанных на «тринадцати
существенных для жизни фактах» («essential Facts for Life messages»), рассмотренных в ЮНИСЕФ и др. Она включает в себя: сроки родов, безопасное материнство, развитие ребенка и обучение в раннем возрасте, грудное вскармливание, питание и рост, гигиену, иммунизацию, диарею, кашель, простуду и более серьезные заболевания, малярию, вИч/ СПИД, а также травмы и катастрофы, чрезвычайные ситуации.
Ratzan с соавт. [26] предположили, что грамотность здоровья населения должна рассматриваться как важный критерий при проведении оценки здоровья. Индекс грамотности здоровья населения может предоставить полезную и уникальную информацию о компетентности населения в вопросах здоровья. Такой индекс может дополнить оценку общественного здоровья [16, 21, 23].
Медико-санитарная информация и материалы, официальные документы, в том числе формы информированного согласия, формы социального обслуживания, здравоохранения и медицинские инструкции, часто содержат специализированный язык, что затрудняет их использование [30]. Кроме того, исследования показывают, что медицинская информация зачастую является более сложной для понимания, чем другие типы информации [29]. Большинство подходов для повышения грамотности в здоровье связаны с предоставлением информации пациентам, которая написана упрощенным языком, в улучшенном формате (например, больше пустого пространства и понятный макет), или содержащая пиктограммы и другие графики [13].
Исследование показало, что люди, которые слушали инструкции по медицинскому обследованию, которые при этом сопровождались пиктограммами, вспомнили 85 % того, что они услышали, в отличие от пациентов, которые запомнили 14 % информации без наглядного представления [19].
Интернет, мобильные телефоны и другие методы коммуникации позволяют мгновенно передавать и получать информацию. Доступ к Интернету и мобильному телефону отражает социально-экономические различия между странами и внутри стран. В странах с высоким уровнем дохода (16 % мирового населения) 7 % больных имеют доступ к 94 % Интернет-хостов. Малоимущие страны с 84 % населением и 93 % больных насчитывают только 6 % Интернет-хостов [14].
Одним из широко используемых типов технологической связи является техника телефонного консультирования: разговорная или с помощью текстовых сообщений. Эта технология набирает популярность, так как двое из трех человек на планете имеют доступ к мобильным телефонам. Шестьдесят четыре процента пользователей мобильных телефонов живут в развивающихся странах. К 2012 году половина всех жителей в отдаленных районах мира будет иметь мобильные телефоны [11].
Школы и другие учебные заведения играют важную роль в развитии грамотности во всех странах. Общая грамотность может повлиять на улучшение состояния здоровья прямыми и косвенными способами. Она помогает детям и взрослым узнать, что влияет на их здоровье, повлиять на выбор, который они делают, найти достоверную информацию. Обучение может иметь преимущества в плане улучшения компетентности, здорового образа жизни и наиболее эффективного использования медицинских услуг. Общая грамотность улучшает перспективы
трудоустройства, помогает людям выйти из безработицы, а также оказывает помощь на рынке труда. Участие взрослых в процессе обучения может быть полезно для следующего поколения, его обучения и здоровья. Развитие таких навыков грамотности у детей должно стать приоритетом для взрослых и должно быть включено во всех школах в программы обучения с особым акцентом на участие в раннем воспитании родителей. Контекст и содержание таких программ влияют на детей и взрослых, на их обучение, сохранение и передачу информации. Учащиеся сохраняют и применяют информацию лучше в условиях, аналогичных тем, в которых они её получили [10, 23, 26].
Всемирная организация здравоохранения (1996) выявила несколько барьеров, которые могут препятствовать осуществлению программ по повышению грамотности в вопросах здоровья в школах.
Во-первых, политики и политические лидеры, а также общественность в целом часто не до конца понимают истинное влияние программ современной школы на состояние здоровья. Во-вторых, некоторые представители общества могут не поддерживать программы со «спорным» содержанием, например тех, в которых обсуждаются ВИЧ-инфекции, распространение инфекций, передаваемых половым путем, и нежелательную беременность. В-третьих, современные программы школьного здравоохранения требуют эффективного сотрудничества между учреждениями образования и здравоохранения. В случае отсутствия такого сотрудничества положительных результатов добиться сложнее.
Образование и грамотность оказывают положительное влияние на здоровье всего населения, особенно на здоровье женщин и их детей [25, 32].
Считается, что две трети из 960 миллионов неграмотных взрослых в мире - женщины. Существует положительная взаимосвязь женского образования и роста возможностей для женщин. Образование расширяет возможности женщин, предоставляя им знания и новый взгляд на свою роль, улучшает потенциал их заработка. Доходы женщин возрастают на 10-20 % за каждый дополнительный год обучения. Образованные женщины чаще откладывают вступление в брак и деторождение, лучше помогают своим семьям в вопросах здоровья, отправляют своих детей в школу и вносят вклад в экономический рост [15, 38].
Еще одной возможностью для повышения грамотности в вопросах здоровья является внедрение соответствующих программ на рабочем месте. ВОЗ в 2008 году определила продвижение здоровья на рабочих местах как совместные усилия работодателей, работников и общества в целях улучшения здоровья и благополучия людей. Оно направлено на ряд факторов, таких как пропаганда здорового образа жизни и непрофессиональных факторов окружающей среды. К непрофессиональным факторам относятся: благосостояние семьи, дома, условия общения, а также общественные факторы (и риски), которые влияют на здоровье работников.
ВОЗ представила концепцию по укреплению здоровья на рабочем месте (HPW) как интегрированный способ оказания должного внимания здоровью и безопасности работников.
Программа направлена:
- на помощь работникам принимать здоровые решения и делать здоровый выбор для себя и своих семей;
- сокращение рабочих мест, связанных с рисками для здоровья;
- повышение информированности и улучшение действий в отношении защиты здоровья от связанных с работой факторов окружающей среды (например, борьбы с загрязнением);
- введение программ профессионального здоровья и безопасности для уменьшения общественных рисков;
- использование на рабочих местах медицинской диагностики, медицинских осмотров и оценки функциональных возможностей работников;
- связь с другими общественными мероприятиями, проводимыми при серьезных заболеваниях (например, ВИЧ/СПИД, болезни сердца) как часть расширенной профилактики заболеваний и стратегии управления [20, 34]. На наш взгляд, реализация программ оздоровления работников на предприятиях и в организациях требует проведения соответствующего обучения. В РФ такой опыт накоплен при проведении образовательных Школ для пациентов, Школ здоровья. Во время занятий в таких школах работники имеют возможность повысить не только уровень знаний в отношении своего заболевания, но и грамотность в вопросах здоровья в целом [1, 2, 3, 4]. Такие программы дают не только медико-социальный, но и значимый экономический эффект [5].
Таким образом, проблема грамотности по вопросам здоровья является актуальной проблемой здравоохранения, требующей неотложного решения как на политическом уровне, так и на уровне оказания первичной медицинской помощи населению. Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что наиболее перспективными стратегиями повышения компетентности в вопросах здоровья являются те, которые реализуются в школах на основе партнерства учреждений здравоохранения и образования с участием взрослых (родителей), а также на предприятиях и в организациях в рамках программ охраны здоровья работающих. Перспективными технологиями распространения соответствующих знаний являются современные средства коммуникации, такие как Интернет.
Литература
1. Амлаев, К.Р. Образовательные программы для пациентов как резерв оптимизации медико-профилактической помощи населению города Ставрополя / К.Р. Амлаев, В.О. Францева, Т.Л. Кобылкина // Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. - Ставрополь : Орфей, 2004. - С. 48-50.
2. Амлаев, К.Р. Проект «Здоровье на рабочем месте». Модель социального партнерства в оздоровлении трудового / К.Р. Амлаев, Р.К. Шахраманова, В.О. Францева [и др.] // Профилактика заболеваний и укрепл. здоровья. - 2006. - № 3. - С. 20-22.
3. Амлаев, К.Р. Опыт организации межсекторального сотрудничества в вопросах здоровья / К.Р. Амлаев, В.Н. Муравьева, Р.К. Шахраманова // Профилактика заболеваний и укрепл. здоровья. - 2007. - №1. - С. 3-10.
4. Амлаев, К.Р. Межсекторальная технология охраны и укрепления здоровья работающе-
го населения / К.Р. Амлаев, В.Н. Муравьева // Вестн. Ставропольского гос. ун-та. - 2007. -№ 48. - С. 244-249.
5. Амлаев, К.Р Медико-экономическая эффективность работы школ здоровья / К.Р. Амлаев, Е. В. Иванова, В.Н. Муравьева, В.О. Францева, Е.П. Шалина // Врач. - 2007. - №7. - С. 76-78.
6. Coulter, A. Краткий аналитический обзор -Анализ систем и политики здравоохранения /
A. Coulter, S. Parsons, J. Askham // Всемирная организация здравоохранения. - 2008. - URL:
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_
file/0008/76436/E93419R.pdf
7. Baker, D.W. Functional health literacy and the risk of hospital admission among Medicare managed care enrollees / D.W. Baker, J.A. Gazmararian, M.V. Williams [et al.] // Am. J. Public Health. -2002. - Vol. 92. - P. 1278-1283.
8. Baker, D.W. Health literacy and the risk of hospital admission / D.W. Baker, R.M. Parker, M.V. Williams [et al.] // J. Gen. Intern. Med. - 1998. - Vol. 13. -P. 791-798.
9. Barro, R.J. Economic Growth in a Cross-Section of Countries / R.J. Barro // Quarterly Journal of Economics. - 1991. - Vol. 106, № 2. - P. 407-443.
10. Bereiter, C. Situated cognition and how to overcome it / C. Bereiter // Situated Cognition: Social, Semiotic and Psychological Perspectives. -1997. - P. 281-300.
11. Bloom, B. Public-Private Partnership Models. In UN 2010. Background Paper for the Global Strategy for Women's and Children's Health: Investing in Our Common Future. Innovations Working Group /
B. Bloom. - New York, 2010. - P. 18-26.
12. Cassen, R. Education and Development: A Note on Instrumental Effects. Prepared for the Global Science Panel on Population and Environment, «Science Meeting on Population and Sustainable Development», 21-23 March 2002 / R. Cassen // International Institute of Applied Systems Analysis, Laxenburg, Austria, 2002. - P. 2-9. -URL: http://www.iiasa.ac.at/gsp/papers_iiasa. html?sb=13.
13. Doak, L.G. Strategies to improve cancer education materials / L.G. Doak, C.C. Doak, C.D. Meade // Oncology Nursing Forum. - 1996. - Vol. 23, № 8. -P. 1305-1312.
14. Dzenowagis, J. Bridging the Digital Divide in Health. Expert Meeting on free and open source software / J. Dzenowagis // UNCTAD, Geneva. -2004. - P. 23-25. - URL: http://r0.unctad.org/ ecommerce/event_docs/fossem/dzenowagis. pdf.
15. Friedland, R. New Estimates of the High Costs of Inadequate Health Literacy, in Pfizer Inc. conference proceedings report from Promoting Health Literacy: A Call to Action / R. Friedland. - New York City, 1998. - P. 6-10.
16. Hernandez, L. Measures of Health Literacy: Workshop Summary Roundtable on Health Literacy / L. Hernandez // Institute of Medicine, 2009. - P. 51-60. - URL: http://www.nap.edu/ catalog/12690.
17. Higgins, C. Health Impacts of Education : a review / C. Higgins, T. Lavin, O. Metcalfe // Institute of Public Health in Ireland. - 2008. - P. 5-26.
18. Houts, PS. Using pictographs to enhance recall of spoken medical instructions / PS. Houts, J.T. Wit-
mer, H.E. Egeth [et al.] // Patient Education and Counseling. - 2001. - Vol. 43, № 3. - P. 231-242.
19. Jacobson, K. Strategies to Improve Communication between Pharmacy Staff and Patients: A Training Programme for Pharmacy Staff / K. Jacobson // The Agency for Healthcare Research and Quality. - 2008. - P. 1-12. - URL: http://www. ahrq.gov/qual/pharmlit/ pharmtrain.htm.
20. Kickbusch, I. Navigating Health. The Role of Health Literacy / I. Kickbusch, S. Wait, D. Maag // Alliance for Health and the Future. - London, 2008. -P. 9-16.
21. Kickbusch, I. Health Literacy: a search for new categories / I. Kickbusch // Health Promotion International. - 2002. - Vol. 17, № 1. - P. 1-2.
22. Mancuso, C.A. Impact of health literacy on longitudinal asthma outcomes / C.A. Mancuso, M. Rincon // J. Gen. Intern. Med. - 2006. - Vol. 21. -P. 813-817.
23. Mayer, R.E. Problem-solving transfer. In: Handbook of Educational Psychology. Berliner D.D, Calfee R.C., Editors / R.E. Mayer, M.C. Wittrock. -New York : Macmillan, 1996. - P. 36-41.
24. Molarius, A. Educational level, relative body weight, and changes in their association over 10 years: an international perspective from the WHO Monica Project / A. Molarius, J. C. Seidell, S. Sans [et al.] // American Journal of Public Health. - 2000. - Vol. 90. - P. 1260-1268.
25. Nussbaum, M.C. Women and Human Development. The Capabilities Approach. Press Syndicate of the University of Cambridge / M.C. Nussbaum // Cambridge, UK, 2000. - P. 6-15.
26. Perkins, D.N. Smart Schools: From Training Memories to Educating Minds / D.N. Perkins. - New York : Free Press/Macmillan, 1992. - P. 7-14.
27. Ratzan, S. Innovative Use of Mobile Phones and Related Information and Communication Technologies. In United Nations 2010. Background Paper for the Global Strategy for Women's and Children's Health: Investing in Our Common Future / S. Ratzan, D. Gilhooly // Innovations working group. - New York, 2010. - P. 27-35.
28. Ratzan, S. Health literacy: communication for the public good / S. Ratzan // Health Promotion International. - 2001. - Vol. 16, № 2. - P. 207-214.
29. Root, J. Easy to read consumer communication: A missing link in medicaid managed care / J. Root,
МЕДИЦИНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
(КОМПЕТЕНТНОСТЬ): СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ,
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ, МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ
ГРАМОТНОСТИ ПАЦИЕНТОВ
В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ
К. Р. АМЛАЕВ, В. Н. МУРАВЬЕВА,
А. А. КОЙЧУЕВ, Г. Ю. УТКИНА
Рассмотрена ситуация с грамотностью в вопросах здоровья. Представлены факты корреляции грамотности в здоровье с самооценкой собственного здоровья, с личными доходами, экономическим ростом, расширением прав и возможностей женщин, продолжительностью жизни. Дан обзор эффективных европейских стратегий повышения грамотности населения в вопросах здоровья.
Ключевые слова: грамотность в вопросах здоровья, оценка грамотности, технологии медицинской профилактики
S. Stableford // J. Health Polit., Pol. and Law. -1999. - Vol. 24, № 1. - P. 1-26.
30. Rudd, R.E. An Overview of Medical and Public Health Literature Addressing Literacy Issues: An Annotated Bibliography / R.E. Rudd, T. Colton, R. Schacht // Report №14. - Cambridge, MA: National Center for the Study of Adult Learning and Literacy, 2000. - P. 6-19.
31. Schillinger, D. Association of health literacy with diabetes outcomes / D. Schillinger, K. Grumbach, J. Piette [et al.] // JAMA. - 2002. - Vol. 288. -P. 475-482.
32. Sen, A. The Arturo Tanco Memorial Lecture, 2 August 1990, London: Public Action to Remedy Hunger / A. Sen // The Hunger Project. - 1990. -P. 6-19. - URL: http://www.thp.org:80/reports/ sen/sen890.htm.
33. UNICEF, WHO, UNESCO, UNFPA, UNDP, UNAIDS, WFP and WORLD BANK. Facts for Life. New York: United Nations Children's Fund, 2002. - P. 8-27.
34. WHO. Occupational health. - 2008. - P. 5-12. -URL: http://www.who.int/occupational_health/top-ics/ workplace/en/index1.html.
35. Wilberforce, M. Graduate Market Trends (Prospects) / M. Wilberforce. - Sheffield : Department for Education and Skills, 2005. - P. 4-9.
36. Williams, M.V. Inadequate literacy is a barrier to asthma knowledge and self-care / M.V. Williams, D.W. Baker, E.G. Honig [et al.] // Chest. - 1998. -Vol. 114, № 4. - P. 1008-1015.
37. Williams, M.V. Relationship of functional health literacy to patients' knowledge of their chronic disease. A study of patients with hypertension and diabetes / M.V. Williams, D.W. Baker, R.M. Parker [et al.] // Archives of Internal Medicine. - 1998. -Vol. 158, № 2. - P. 166-172.
38. Wils, A. On Accelerating the Global Literacy Transition. Research and Assessment Systems for Sus-tainability Programme Discussion Paper 2002-18 / A. Wils // Cambridge, MA: Environment and Natural Resources Programme, Belfer Center for Science and International Affairs, Kennedy School of Government, Harvard University. - 2002. - P. 7-11.
39. Wolf, M.S. Health literacy and functional health status among older adults / M.S. Wolf, J.A. Gaz-mararian, D.W. Baker // Arch Intern Med. - 2005. -Vol. 165. - P. 1946-1952.
HEALTH LITERACY: FACTS, EVALUATION, TECHNIQUES FOR IMPROVING PERSONAL HEALTH COMPETENCY
AMLAEV K. R., MURAVYOVA V. N., KOYCHUEV A. A., UTKINA G. Yu.
The evidence of correlation of health literacy with self-assessment of personal health, personal income, economic growth, empowerment of women and life expectancy were presented. A review of effective European strategies for improving health literacy was done.
Key words: health literacy, assessment of personal health literacy, medical prevention techniques