Педагогика
© СЕМИНСКИЙ И.Ж.. ОЩЕПКОВА О.М. -
МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СТУДЕНТАМ
И.Ж. Семинский, О.М. Ощепкова.
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.б.н., проф. A.A. Майборода, курс медицинской генетики, зав. - нроф. И.Ж. Семинский)
Резюме. В работе обобщен 5-летний опыт преподавания медицинской генетики в виде курса при кафедре биологии.
Ключевые слова: медицинская генетика, студенты, преподавание.
Преподавание клинической генетики согласно общегосударственному образовательному стандарту осуществляется на лечебном, педиатрическом, медико-нрофилактическом факультетах на 4-6 курсах. Программа преподавания медицинской генетики включает 8-12 часов лекций и 3035 часов практических занятий. Основная задача преподавания медицинской генетики заключается в формировании у будущего врача навыков предварительной диагностики наследственных болезней.
Лекционный курс включает в себя вопросы места клинической генетики в системе медицинских знаний, роль наследственной патологии в структуре заболеваемости, основы мутагенеза у человека, принципы диагностики наследственных болезней, медико-генетическое консультирование населения, современные методы ДНК-диагности-ки, генотерании и др.
На нервом практическом занятии студенты повторяют известный им материал из курса биологии об основах наследственности и изменчивости человека (структура и функции ДНК), законы Менделя, хромосомную теорию Моргана, наследование резус-фактора, грунн крови но системе АВО. наследование признаков, сцепленных с иолом. На втором практическом занятии изучаются методы диагностики наследственных болезней (клинико-генеалогический, цитогенетический, биохимический, молекулярно-генетический). На третьем практическом занятии рассматриваются вопросы этиологии, патогенеза и особенности семиотики наследственных болезней. На четвертом практическом занятии разбираются основные хромосомные синдромы: Дауна, Патау, Эдвардса, Клайнфельтера, Тернера, "кошачьего крика", хронический миелоидный лейкоз и др. На пятом практическом занятии студенты изучают наиболее часто встречающиеся генные болезни: фенилке-тонурия, галактоземия, адреногенитальный синдром, синдром Марфана. муковисцидоз, миодист-рофия Дюшенна-Беккера. На шестом практическом занятии студенты изучают принципы работы медико-генетической консультации, методы пренатальной диагностики и основы планирования семьи. На седьмом занятии проводится тест-
контроль полученных знаний, экскурсия в медико-генетический центр (клинический прием, лабораторная диагностика).
В результате обучения студентов на цикле клинической генетики они должны уметь:
- обследовать больного на выявление наследственной патологии, распознавать общие проявления наследственной патологии, правильно использовать соответствую шлю терминологию при описании клинической картины (фенотипа) больного;
- собрать семейный анамнез, составить родословную, проанализировать наследование заболевания в семье, рассчитать величину генетического риска;
- уметь обоснованно направлять больных на цитогенетическое, биохимическое и молекулярно-генетические исследования.
- сформулировать предварительный диагноз наиболее распространенных наследственных болезней;
- обоснованно направлять больных на медикогенетическое консультирование.
В 2001-2002 учебном году мы совместно с кафедрой стоматологии детского возраста провели электив но медицинской генетике для стоматологов, так как знание основ медицинской генетики необходимо врачам всех специальностей, в том числе, стоматологам, а в рамках существующего образовательного стандарта обязательные учебные часы на освоение медицинской генетики у стоматологического факультета не предусмотрены.
Элективные занятия но медицинской генетике со студентами 2 курса стоматологического факультета согласно разработанной рабочей программе.
Курс был рассчитан на 19 часов и включал лекции и практические занятия. Из раздела "Медицинская генетика" студенты изучали этиологию, особенности патогенеза и семиотики наследственных болезней, принципы медико-генетического консультирования и профилактики наследственной патологии. На практических занятиях осваивали портретную диагностику хромосомных синдромов, при которых имеются харак-
терные аномалии развития зубочелюстной системы, приобретали навыки предварительной син- 1
дромальной диагностики.
Наш небольшой опыт в проведении элективного курса но медицинской генетики для студентов стоматологического факультета позволяет сделать следующие выводы: 1) знания но основам медицинской генетики студентам-стоматологам необходимы и воспринимаются ими с большим интересом при почти 100%-ной посещаемости; 2) желательно проводить данный электив не на 2-м, а на более старших курсах; 3) ввести медицинскую генетику в программу обязательного изучения для студентов стоматологического факультета.
Общие выводы:
Расширить курс медицинской генетики до размеров кафедры, увеличить количество учебных часов, штаты преподавателей с привлечением врачей-генетиков, как это рекомендовала последняя министерская аттестационная комиссия (записано в решении).
2. Ввести преподавание медицинской генетики как обязательное для стоматологического факультета (много врожденных аномалий зубочелюстной системы).
Оптимально преподавать медицинскую генетику студентам 4-5 курсов.
3.
MEDICAL GENETICS: METHODS OF TEACHING
I.J. Seminsky, O.M. Oshepkova (Irkutsk State Medical University)
The five year experience of teaching Medical genetics in the form of course on the Department of biology has been generalized.
D СТЕФАН ИДИ A.B., ОКЛАДНИКОВ В.И., БОЖЬЕВ Е.Н. -
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Л.В. Стефапиди, В.И. Окладников, Е.Н. Божъев.
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.б.н.. проф. A.A. Майборода, кафедра нервных болезней, зав - д.м.н.. проф. В.И. Окладников)
Резюме. В статье на основании анализа результатов анкетирования студентов обосновывается необходимость преподавания мануальной терапии студентам медицинских ВУЗов.
Ключевые слова: мануальная терапия, программа обучения.
Широкое распространение (до 80% населения), наиболее трудоспособный возраст (средний возраст 42 года) и огромные экономические потери. ставят вертеброгенные заболевания и мышечно-фасциальные болевые синдромы в один ряд с самыми актуальными медико-социальными проблемами. Кем бы ни работал врач, но если он сталкивается с больным человеком, он обязательно услышит: "Доктор. \ меня болит спина (плечо, нога, шея...)". Это не удивительно, учитывая, что мышцы составляют от 35 до 50% массы тела человека, являясь самым большим '"органом" человека и основной системой, обеспечивающей реакцию организма па изменение окружающей среды.
Однако, повреждениям мягких тканей, которые зачастую диагностируются как воспаление, уделяется минимальное внимание при обучении молодых врачей.
Мышечная болезненность рассматривается в :—Нее от биомеханики позвоночника и конечностей. -~о непозволительно, учитывая активную роль мыш в реализации движения. К сожалению, 8С1Ю:-= : гмеханики и натобиомеханики также
к рвлланриваются при подготовке врачей в ме-1 ии |Ц~1Т I жнах.
Г : . з.н- :: временных лечебно-диагности-
чесхз. ш г процессе подготовки врачей
нередко происходит явный перекос в сторону инструментальных методов диагностики и фармакологических средств лечения боли.
В связи с этим, приказами М3 РФ №337 от 10.12.97 г. и №39 от 10.02.98 г. в номенклатуру медицинских специальностей была введена специальность "мануальная терапия". Однако в настоящий момент подготовка студентов но данной специальности может проходить только в рамках элективного курса.
В Иркутском государственном медицинском университете с 2001 года студенты четвертого курса лечебного факультета имеют возможность получить знания но мануальной терапии мышечно-фасциальной боли на элективном курсе при кафедре нервных болезней продолжительностью 15 учебных часов. В 2003-2004 учебном году проводилось анонимное анкетирование студентов, закончивших занятия на курсе мануальной терапии. Всего на предлагаемые вопросы ответили сто человек.
Целью анкетирования являлось выявление мнения студентов, посещавших занятия но мануальной терапии, о необходимости этого курса для их теоретического и практического становления как врача и о качестве преподавания на курсе.