МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ
Беляева В.С.
ГБУЗ Центральный научно-исследовательский институт гастроэнтерологии ДЗ г. Москвы
л s
S ш
3 Е % *
Ш о
s
я
К m
а о
I-и S
Гиппократ
Патриарх отечественной медицины Борис Васильевич Петровский пишет: «Решение важнейших задач — повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий — во многом определяется соблюдением принципов медицинской деонтологии... Деонтологию следует рассматривать как основу формирования и воспитания медицинского работника».
Здоровье физическое и психическое — непреходящая ценность человека. Здоровье — важнейший фактор развития производства и повышения производительности труда, фактор развития общества в целом.
Рукописные памятники старины — вавилонские, египетские, индийские, китайские, русские и другие — содержат высказывания врачей древности о том, каким должен быть истинный врачеватель, лекарь. Впервые морально-этические и нравственные нормы профессии врача были четко сформулированы мыслителем и врачом Гиппократом, жившим в 460-377 гг. до н. э. В его знаменитой «Клятве»: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного... Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Отечественная медицина всегда большое внимание уделяла вопросам медицинской деонтологии.
В главе I вышедшей в 1988 году книги «Деонтология в медицине» академик Борис Васильевич Петровский пишет: «Деонтология должна рассматриваться как наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике человека, посвятившего
себя благородному делу — заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями общества, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей» (с. 21).
Российские врачи всегда понимали деонтологию как учение о долге врача не только перед больным, но и перед всем народом.
В ноябре 1994 года на IV конференции Ассоциации врачей России был принят Этический кодекс российского врача, в котором отмечено, что «главная цель профессиональной деятельности врача — сохранение жизни человека и улучшение ее качества ^^ путем оказания ургентной, плановой и превентивной медицинской помощи». В кодексе сформулированы правила поведения врача в духе врачебной этики и деонтологии.
Вопросы медицинской деонтологии и врачебной этики всегда находились под пристальным вниманием передовых отечественных клиницистов С. Г. Зыбелина, М. Я. Мудрова, Д. С. Самойловича, Н. И. Пирогова, С. П. Боткина и др. Российская медицина всегда отличалась высокой гражданской нравственностью. Наш знаменитый отечественный физиолог И. П. Павлов писал: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, насколько мне позволяют мои силы, прежде всего моему отечеству».
Основоположник отечественной внутренней медицины М. Я. Мудров, говоря об облике врача, прежде всего подчеркивал необходимость гуманного отношения к больному, таких черт у врача, как бескорыстие, правдивость, ученость, скромность, трудолюбие, культурность, коллегиальность,
о
CD
участие в общественной жизни, постоянное со-
^ вершенствование своих знаний и любовь к Родине.
^^ Он писал: «Врач должен быть скромным, чест-
^ ным, непорочным, благоразумным, не жестоким,
1 не гордым, сдержанным и умеренным в образе
=■= жизни... у постели больного врач должен делать
¡! все без торопливости, употреблять все рачения,
^ отвечать благоразумно на противоречия, не терять
^ 5 себя при замешательстве домашних, быть строгу
= § в обличении беспорядка, готову к услужливости...
£ ё честно поступает тот врач, который, видя опасность
£ г болезни и чувствуя неудовлетворительность своего
¡3 ° рассуждения и опытности, советует звать других
I врачей, дабы общим советом вникнуть в причины
* болезни и вместе подумать о способах облегчения...»
I Отечественные медики всегда указывали на важ-
| ность и внешнего вида врача: отработанные дикция
^ В и голос, чистота рук, обработка ногтей, стрижка
™ волос, опрятная скромная одежда, отсутствие бро-
о
° а__ского макияжа — все это должен учитывать врач.
В 1971 году Верховным Советом (ВС) СССР была принята присяга врача Советского Союза, в которой сохранены все основные положения клятвы Гиппократа, пережившей столетия и не устаревшей до наших дней. и ежегодно студенты-медики, оканчивающие институт, приносят эту присягу.
Все отечественные медики всегда подчеркивали необходимость индивидуализации при лечении, необходимость лечить больного, учитывая не только состояние больного органа, но и целостного организма.
Наш великий клиницист М. Я. Мудров писал: «...врачевание не состоит ни в лечении болезни, ни в лечении причин. Я скажу вам кратко и ясно. Врачевание состоит в лечении самого больного. Вот вам вся тайна моего искусства, каково оно ни есть! Вот плод двадцатипятилетних трудов моих при постелях больных».
Великий российский терапевт XIX века А. А. Остроумов указывал: «Любое лечебное мероприятие надо назначать, учитывая состояние всего организма... Вы нередко услышите, что больные, подвергнувшись лечению у специалиста, не получили никакого облегчения. Это и понятно. Специалист лечит только орган своей специальности, но толку нет, да и быть не может, ибо зло лежит глубже, во всем организме».
С. П. Боткин, подчеркивая необходимость индивидуализации лечения больного, говорил, что учитывать при лечении душевный мир больного не менее важно, чем знать анатомию и физиологию при данной патологии. Поэтому следует, по его мнению, терпеливо, участливо и по-дружески вести с больным сердечную беседу. При этом, считал Боткин, физиологические недуги выявляются как следствие эмоций и волнений.
Большое значение имеет также деонтология I научного творчества. В XX веке произошли из° менения в характере научного творчества: если в XIX столетии наука двигалась вперед в основном
отдельными личностями, то в XX веке научные открытия делаются преимущественно научными коллективами. Коллективизм творчества стал одним из важнейших условий научной деятельности. В настоящее время практически почти любая научная проблема требует комплексного подхода, участия различных специалистов. Искомая тайна может быть на стыках различных наук. Поэтому необходимо создание междисциплинарных научных коллективов, объединяющих специалистов различного профиля.
Возникает проблема общего и индивидуального в творчестве коллектива. Важны в деонтологии также взаимоотношения учеников с учителем. «Очевидно, проблема существует издавна, — пишет Б. В. Петровский, — и потому нашла отражение в клятве Гиппократа, в которой есть пункт о том, что ученик должен уважать учителя». «Если вдуматься в понятие «учитель-ученик, — пишет далее академик Петровский, — то ведь это связь времен, сохранение, упрочение и приумножение традиций в науке и жизни, сохранение основных моральных принципов... »
Что касается честолюбивого стремления ученого добиться признания со стороны коллег, превзойти своих учителей, то, как указывал академик Петровский, «оно закономерно и полезно, если честно и откровенно».
Ученый всегда с уважением должен относиться к своим оппонентам. Если мнение оппонента доказательно, ученый должен прислушаться к нему, а если точка зрения оппонента ошибочна, то эту ошибочность надо доказать.
История знает примеры, когда великие ученые ошибались. Так, один из учеников И. П. Павлова предложил неожиданный и смелый вариант эксперимента. Павлов не был согласен с учеником, но разрешил ему идти своим путем. Через несколько лет выяснилось, что ученик был прав, и великий физиолог признал это и дал высокую оценку исследованиям, проведенным его сотрудником.
Еще очень важный аспект научной деятельности. Еще в конце XVIII века выдающийся отечественный ученый-медик Д. С. Самойлович писал в своей речи к учащимся госпитальных школ о том, что выполняемые диссертационные работы должны прежде всего быть актуальными и давать пользу стране. «Можно утверждать, — писал он, — не боясь быть опровергнутым, что на тысячу диссертаций едва пятьдесят или сто самое большое заслуживают некоторого внимания... и если случится, что кто-нибудь напишет ее очень бесполезной для страны, то Медицинская коллегия может обязать ее переделать или написать другую; она даже может дать ему для разработки тему, какую она считает своевременной и полезной для народа. Таково мое мнение и такими должны быть настоящие патриоты, чтобы двигать прогресс этой высокой науки».
Отечественная медицина всегда уделяла большое внимание деонтологии. В стране было проведено
несколько конференций, специально посвященных проблемам деонтологии. В 1969 году ВС СССР была проведена 1-я Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии, в резолюции которой было отмечено, что решение важнейшей задачи — повышения качества медицинской помощи — находится в тесной связи с внедрением в практику всех учреждений здравоохранения принципов врачебной деонтологии. Было подчеркнуто, что «врачу любой специальности необходимо знание медицинской психологии. Известны слова крупнейшего отечественного клинициста Бехтерева, который сказал, что «если после беседы с врачом больному не стало легче, то это не врач».
Профессор А. П. Громов, возглавлявший кафедру судебной медицины 1-го ММИ, отмечал, что «большинство дел по привлечению медицинских работников к уголовной ответственности связано не с недостаточной квалификацией, а с низкими моральными качествами врачей и среднего медицинского персонала».
Выдающийся отечественный врач и эпидемиолог Д. С. Самойлович высшим назначением врача считал служение народу, труд для блага и процветания Родины и писал: «Врач должен быть воплощением порядочного человека... Чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком».
Самойлович указывал, что чертами врача должны быть милосердие, сочувствие, любовь к своему пациенту, вежливость, бескорыстность.
Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудров основными чертами врача считал гуманизм, человечность, бескорыстие, услужливость, готовность прийти на помощь в любое время дня и ночи.
Понятие врачебного долга он распространял не только на отношение врача к больному, но и к здоровым, коими он считал врачу необходимо заниматься, чтобы предохранить их от болезней. Он же говорил: «Долгом почитаю заметить, что есть душевные лекарства, которые врачуют тело». Среди них наиболее простое и доступное — теплое отношение к больному. «Вы вошли в палату, и нам уже стало легче», — говорят больные. Вот так и должно быть. Одним своим присутствием, своим видом врач должен уже благотворно действовать на больных.
По мнению И. И. Косарева и Ю. П. Лисицына, врач должен обладать прежде всего человеколюбием и порядочностью. Академик А. Ф. Билибин указывал: «Учиться быть врачом — это значит учиться быть человеком. Медицина для истинного врача больше чем профессия: она — образ жизни».
Профессор Л. Б. Лазебник пишет: «Правильное понимание врачом затронутых вопросов необходимо не только для того, чтобы найти причину заболевания и назначить соответствующее лечение, но и для оказания психологической помощи... Вселить спокойствие и оптимизм... медицинская деонтология практически неотделима от вопросов психотерапии... Особое внимание следует уделять первому
контакту с больным, который, как говорит наш опыт, почти всегда оказывается решающим для установления лидерства в сложной системе врач-больной.. Интеллигентность врача, способность к сопереживанию, его общая эрудиция, знание вопросов литературы, изобразительного искусства и истории, уважение к жизненному пути больного являются немаловажным фактором для установления доброжелательных и доверительных отношений».
В 1970 году вышла монография отечественного врача и ученого И. А. Кассирского «О врачевании», одна из лучших книг по вопросам медицинской этики, знакомство с которой необходимо каждому медику и которую надо бы знать каждому, кто собирается посвятить себя медицине, всем абитуриентам медвузов.
И. А. Кассирский пишет: «Размышления о профессии врача привели меня к глубокому убеждению: врач должен обладать особыми личными данными, чтобы быть готовым к выполнению своей гуманной миссии, он должен пройти и специальную школу воспитания в медицинском институте (его должны там морально готовить все шесть лет на каждой лекции, на каждом обходе)... Всякий абитуриент, прежде чем идти в медицинский институт, должен серьезно подумать, может ли он по свойствам своего характера, по своим душевным качествам быть готовым к сложной врачебной профессии. Каждому избравшему профессию врача необходимо помнить то, что еще древние говорили о враче: "Поклянись, вступая"».
Академик АМН СССР В. В. Кованов в книге «Призвание» пишет: «Ошибка в выборе любой профессии всегда опасна. Но она трагична, когда молодой человек решил без призвания и способностей к тому стать врачом. Ведь именно от него зависит судьба сотен тысяч больных, которые надеются на врача и ждут от него помощи. Я всегда вспоминаю слова своего учителя, замечательного педагога и терапевта М. П. Кончаловского, который говорил: "Можно быть плохим писателем, слабым художником, бездарным актером, но преступно быть плохим врачом. Он может невольно стать убийцей"».
По поводу плохого врача основоположник отечественной внутренней медицины М. Я. Мудров писал: «Врач посредственный более вреден, нежели полезен. Больные, оставленные натуре, выздоравливают, а пользованные этими врачами помрут».
Особенностью работы врача является то, что иногда, оказывая помощь, врач вынужден выслушивать необоснованные претензии, обидные слова, брань и даже угрозы со стороны пациентов или их родственников. В любой другой профессии возможна немедленная реакция на обиду: можно отказать
л е
5 ш 3 Е
3 *
Ш о
£ ^ я
С т
а о
I-и 5
обидчику в его просьбе, прикрикнуть на него. Врач ^ не может позволить себе этого, не вправе дать выход
^^ своим чувствам. Он обязан быть образцом само-
^ обладания и профессионального долга, должен
1 заботливо относиться к пациенту.
=■= Общепризнанно, что врач должен обладать че-
¡! ловеколюбием и порядочностью.
^ Н. А. Семашко подчеркивал ответственность
^ 5 медицинского работника перед народом. Он ука-= § зывал, что врачебная профессия специфическая; £ ё основа медицинской профессии — доверие боль-£ г ного к врачу. Н. А. Семашко писал: «Если кто-либо ¡3 ° из вас, особенно недавно поступивших в институт, | думает, что он не сможет быть добросовестным по * отношению к больным, то прямо говорю: уходите I из медицинского вуза, будь ты на 1, 2, 3 и даже 4-м | курсе. Ибо если нет чувства любви к больному, из ^ В вас будет плохой врач. Врач должен оправдать до™ верие больного».
° а__А. Ф. Билибин подчеркивает, что даже врач не-
большого дарования, если он любит свое дело, может работать творчески и делать для больного все, что ему нужно. «Для врача мастерство — это вопрос этики... Врачу-клиницисту нельзя не заниматься вопросами этики. Всякое нарушение этических норм и дисциплины мешает творческому процессу... Врачу нужно тренировать в себе способность к профессиональному напряжению, умению слышать душу больного, слышать Время, в которое он живет, чтобы достойная этого времени идея всегда была главнокомандующей. а идея эта — гуманизм».
И. А. Кассирский писал: «Да, врачом человек становится по зову сердца, по призванию».
Профессор А. П. Громов, возглавлявший кафедру судебной медицины 1-го ММИ, в своей монографии «Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников» в 1969 году писал: «При поступлении в медицинский институт нужно проверять не только знания будущего студента, но и выяснять его призвание. По нашему мнению, студента следует отчислять из медицинского института не только за отсутствие знаний, но и за отсутствие в его характере качеств, необходимых будущему врачу. Студент-медик, врач, каждый медицинский работник наряду с определенным уровнем знаний и высокими моральными качествами должны иметь призвание к избранной специальности. Принято считать, что не каждый выпускник средней школы может стать художником, музыкантом, артистом, математиком. Для этого нужны определенные способности и призвание, которые при поступлении в названные вузы соответствующим образом проверяются. к сожалению, в настоящее время еще не найдены критерии для определения призвания и способностей, необходимых будущему врачу».
Бессмертны слова В. В. Вересаева: «Врач может обладать громадными распознавательными талантами; уметь улавливать детали своих назначений. и все это остается бесплодным, если у него нет способности покорять и подчинять себе душу больного».
ЛИТЕРАТУРА
1. Косарев И.И., Лисицын Ю.П. Формирование врача. — М., 1975.
2. Лисицын Ю.П., Изуткин А.М., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм.
3. Деонтология в медицине / под ред. акад. Петровского. — М., 1988.
4. Проблемы медицинской деонтологии. Лекции / под общ. ред. акад. А.Ф. Билибина. — М., 1976.
5. Громов А.П. Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников. — М.: Медицина, 1969.
6. Кассирский И.А. О врачевании. — М., 1970.
7. Кованов В.В. Призвание. — М., 1973.
8. ЛазебникЛ.Б. Деонтология в гериартрии // Мед. Вестн. — 2004. — № 1 (272). — С. 8-9.
9. Лисицын Ю.П.. Общественное здоровье и здравоохранение. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
10. Петровский Б.В. Человек, медицина, жизнь. — М., 1995.
11. Петровский Б.В. Врачебная этика в прошлом, настоящем и будущем // Анналы РНЦХ РАМН. — 1998. — Вып. 7. — С. 32-42.